Особенности и пути формирования мотивационно-волевой сферы в спорте

ВВЕДЕНИЕ
Мотивация — это активноесостояние, побуждающее человека совершать действия, направленные наудовлетворение своих потребностей. Эти действия могут быть ориентированынаследственно (инстинкты), либо закреплены опытом (условные рефлексы). Мотивацияиграет одну из важных ролей в спорте.
Постоянное стремление человекаудовлетворять свои потребности в движении, развивать физические качестваспособствовало тому, что физические упражнения постепенно трансформировалисьсовременные виды спорта. «Именно с этим связан соревновательный характердвигательных действий и регулированиеих определёнными правилами.
Таким образом, физические упражнения обособились вотдельный вид человеческой деятельности — в спортивную деятельность, котораяотличается рядом специфических особенностей.
Спортивная деятельность, какправило, связана:
1. С проявлением мышечнойактивности в различных формах при выполнении специальных физических упражнений;
2. С овладением высокой техникойвыполнения физических упражнений в избранном виде спорта, она требует отспортсмена специальной систематической и длительной тренировки, в процессекоторой он усваивает и совершенствует определённые двигательные навыки иразвивает необходимые для занятий данным видом спорта физических качеств (силу,выносливость, быстроту, ловкость движений) и волевые черты характера (смелость,решительность, инициативность, волю к победе и др.);
3. Со стремлением ксовершенствованию в избранном виде спорта – направлена к достижению наивысшихрезультатов в определённом виде физических упражнений;
4. Со спортивной борьбой, котораяприобретает особо острый характер во время спортивных соревнований, являющихся,как и систематическая тренировка, обязательной составной частью спортивнойдеятельности, которая содействует развитию спортсмена способности кмаксимальным напряжениям физических сил, большой силы и глубины эмоциональныхпереживаний, обострённой деятельности всех психических процессов;
5. С максимальным выявлениемфизических и духовных сил, специальных умений и навыков г развитием моторныхспособностей, постоянным поддержаниемихна высоком уровне. Всвязи с этим спортивная деятельность приобрела сложную структуру и в настоящеевремя включает в себя не только участие в соревнованиях, но и систематическиетренировочные занятия;
6. С резко выраженнымсознательным характером, что объясняется чувством большой ответственности истремлением достигнуть наиболее эффективного результата, добиться рекорда ввыполнении данного действия. Спортивная деятельность предъявляет огромныетребования к процессам информации и её переработки, памяти и вниманияспортсмена, к его волевым действиям и эмоциональным состояниям. Чтобыосуществлять спортивную деятельность спортсмену необходимо обращаться к усилиямволи, а чтобы перебороть психологические и физические трудности в процессеспортивной подготовке, необходимы веские мотивы. Следовательно, на пути к целив спорте необходимо развитие мотивационно-волевой сферы, это одно из основныхтребований для достижения определенных спортивных результатов.
В любом виде спорта условия, вкоторых проходят соревнования, отличаются от условий тренировочных занятий. Несекрет, что для разных видов характерны разные психологические нагрузки.Поэтому в данной работе освещены общие вопросы психологии спорта и мотивационноволевой сферы спортсменов.
Актуальность.В современный спорт, кроме самих спортсменов, вовлечены тренеры, спортивныеруководители, судьи, врачи, научные работники разных специальностей, — представители спортивной прессы и многие другие. Их участие в процессеспортивной деятельности существенно различаетсяпо мотивам, целям,составу действий, степениих регламентации, возможности влиять наспортивные результаты и т.д. Несмотря на это, все они являются активнымиучастниками этой деятельности.
Тренерами психологам необходимо готовить спортсменов не только в физическом итактическом плане, но и добиться у них противостояния многимпредсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияниеи вызывающим рассогласования функций, т.е. проявления высокой надёжности всоревновательной деятельности.
Каждое общественное явление, в том числе, ичеловеческая деятельность, может рассматриваться на разных уровняхобобщённости: от наиболее общих его характеристик до отдельных, единичныхпроявлений.
Задачейданной работы:
1.Анализ на основе литературных источников влияния психологических особенностейспортивной деятельности на психологическую сферу человека и особенностиформирования мотивационно волевой сферы спортсменов.
2.Изучить мотивационно-волевую сферу спортсмена.
3.Выявить основные мотивы спортивной деятельности.
Объект исследования
Объектом исследования является условныйсреднестатистический спортсмен, тренирующийся (профессионально) в спортивномколлективе.
Предмет исследования
Мотивационно-волевая сфераспортсмена.
Цель исследования
Выявить особенности и путиформирования мотивационно-волевой сферы в спорте.
Методы исследования
1. Литературный обзор.
2.Метод анализа.
ГЛАВА 1. МОТВАЦИЯ ВСПОРТЕ1.1 Мотивация
Мотивацию можно определить какнаправление и интенсивность усилия человека. Направление усилия означает, чточеловек ищет определенные ситуации или стремиться к ним, или что определенныеситуации привлекают его.
Интенсивность усилия –характеризует степень усилий приложенных человеком в определенной ситуации.
Проблема: недостаточно четкоеопределение мотивации: нечеткое определение понятия мотивация; исследователь невсегда знает, как взаимодействуют спортсмены, из-за этого между ними нетвзаимопонимания.1.2 Различное пониманиемотивации
Существуют разные виды мотивации:внутренняя и внешняя, мотивация достижения в форме соревновательного стресса.
Выделяют столько видов мотивации,что понятие самомотивация становиться более ясным.
Ориентация, основанная нахарактерных особенностях – мотивация основывается на личностных особенностях,т.е. мотивация определяется главным образом самой личностью, ее особенностями.
Ориентация, обусловленнаяситуацией.
Комбинированная мотивация.Согласно ей мотивация не является следствием таких индивидуальныххарактеристик, как особенности личности, потребности, интерес, цели или толькотаких ситуационных факторов, как стиль тренера. Сущность мотивации можно понятьтолько на основе взаимодействия 2-х этих факторов: мотивация, особенностиличности.
Пять рекомендаций по созданию мотивации:
1.        Мотивацияпроисходит как за счет ситуационных факторов, так и за счет характерныхособенностей личности.
2.Следует учитывать существующиемножество мотивов: повышение мастерства, достижение успеха, ощущениевозбуждения.
3. Следует изменить окружающие условия,чтобы повысить мотивацию.
4. Влияние руководителя на мотивацию.
5. Изменение нежелательных мотивовпосредством поведения.1.3 Мотивациядостижения
Это ориентация человека настремление к успешному выполнению задачи, настойчивость перед лицом неудач ииспытание чувства гордости при выполнении.
В спортивном мире мотивациюдостижения называют соревновательностью. Мартенс определил соревновательностькак поведение достижения в соревновательном контексте, где соревновательнаяоценка является ключевым компонентом.1.4 Соперничество исотрудничество
Соперничество представляет собойпроцесс, охватывающий ряд явлений и этапов.
Этапы: Объективнаясоревновательная ситуация включает в себя стандарт для сравнения по меньшеймере еще одного человека. Результат спортсмена сравнивают со стандартом вприсутствии хотя бы еще одного человека, которому известен критерий сравнения. Субъективнаясоревновательная ситуация. Независимо от того находятся ли люди в объективнойсоревновательной ситуации, поскольку ищут ее или потому, что вынудили к этомуобстоятельству, они должны каким-то образом ее оценить. При этом большую рольиграют личностные атрибуции человека.
Виды соревновательных ситуаций
1.        Соревновательностьпредставляет собой удовольствие от соревнования, достижения успеха всоревновательных ситуациях.
Ориентация на победу представляет собоймежличностное сравнение и стремление к победе в соревновании. Цель – превзойтисоперников.
Реакция – решает, участвовать всоревновании или нет.
Если спортсмен принимает решениеучаствовать в соревновании, то на него влияет ряд факторов: внешние (погода, время,способности противника) и мотивация (уверенность в себе, уровень способности).
На этом этапе сравниваютсяобщепринятые стандарты и результаты спортсмена.1.5 Обратная связь,подкрепление, внутренняя мотивация
Обратная связь необходима длятого, чтобы спортсмен мог знать уровень своих достижений. Подкреплениенеобходимо для того, чтобы спортсмен знал, насколько хорошо он выполняетдействия.
Принципы подкрепления:
1.        Есливыполнение чего-либо приводит к хорошим последствиям, люди стараются повторитьданное поведение для получения положительного результата.
2.        Есливыполнение чего-либо приводит к неприятным последствиям, люди стараются неповторять данное поведение, чтобы избежать более отрицательных последствий.
Недостатки наказания:
1.   Нужениндивидуальный подход
2.   Можетзакрепиться отрицательное поведение.

Виды подкреплений:
1.   Социальные
2.   Материальные
3.   Любимыйвид деятельности (вместо тренировки организовать соревновательную игру илиотдых)
4.   Специальные(посещение какой-либо игры, приглашение знаменитого спортсмена, вечеринка)
На начальных этапах тренировоклучше подкреплять спортсмена чаще.
Выбор поведения для поощрения:
1.   Поощрениепостепенного процесса
2.   Поощрениеправильного выполнения (не только результата)
3.   Поощрениеусилий
4.   Поощрениеведения честной игры

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА
 
2.1 Усилия воли и их значение вспортивной деятельности
Всякое произвольное действиетребует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия.Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилииимеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но этидвижения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерносостояние внутреннего напряжения. Волевые усилия всегда носят сознательныйхарактер, будучи связаны с более или менее ясным осознанием цели и ожидаемыхрезультатов действия. Наиболее отчётливо волевые усилия выступают именно тогда,когда при совершении волевого акта мы встречаемся с препятствиями для егосовершения. Интенсивность волевых усилий прямо пропорциональна затруднениям,которые при этом приходится преодолевать.
Субъективно волевое усилиепереживается как особое внутреннее состояние, связанное с преодолением той илииной трудности. Наличие трудностей является обязательным, необходимым условиемдля проявления волевого усилия. Когда человек действует, не встречая даже самыхнезначительных препятствий, у него, естественно, отсутствует внутреннеесостояние усилия. Величина, или степень волевых усилий и характеризуется темитрудностями, которые преодолеваются сих помощью. В спортивнойдеятельности волевые усилия могут быть самыми разнообразными по-своемухарактеру и степени.
Волевые усилия при мышечных напряжениях.Выполнение физических упражненийпочти всегда связано с волевыми усилиями. К этим усилиям спортсмена побуждаетнеобходимость совершать в процессе физических упражнений большие или меньшие,но всегда превышающие обычные мышечные напряжения, совершать в разнообразныхусловиях и именно тогда, когда это надо. Будучи многочисленными и частоповторяемыми, подобные мышечные напряжения, даже незначительные по своейинтенсивности, оказывают большое влияние на формирование способностейспортсмена к затрате волевых усилий. Вот почему всякое учебное и тренировочноезанятие, требующее сосредоточения внимания, есть в то же время и упражнение повоспитанию способности спортсмена к волевым усилиям. Большое значение при этомимеет борьба с отвлечением внимания, когда те или иные внешние раздражения,чувства или представления стремятся целиком заполнить собой наше сознание и темсамым отвлекают нас от выполняемой работы. Регулируя (по длительности иинтенсивности) трудность заданий, требующих от занимающихся напряжениявнимания, тренер тем самым воспитывает у них способность к волевым усилиям.
Волевые усилия, связанные ссоблюдениеем режима,могут быть крайне разнообразными. Соблюдение режима, особенно в начальномпериоде тренировки, когда ещё не выработалась привычка к нему, всегда требуетзначительных усилий, направленных на то, чтобы заставить себя приступить кданному виду занятий точно в установленное время и поддерживать требуемуюинтенсивность работы в течение всего времени, отведённого на это занятие.Особенностью усилий, связанных с соблюдением режима, являетсяихотносительноспокойный, в эмоциональном отношении, характер. Они допускают различные формысмены занятий и детальную дозировку по количеству материала, скорости работы,её продолжительности и пр. Всё это в умелых руках тренера превращает такогорода напряжения в прекрасное средство воспитания способности к волевым усилиям
Волевые усилия, связанные спреодолением утомления и чувства усталости. В этом случае волевые усилиянаправляются на преодоление мышечной инертности, заторможенности, иногданесмотря на своеобразное ощущение боли в мышцах.
Волевые усилия, связанные спреодолением опасности и риска.Их особенность — сильная эмоциональная насыщенность, поскольку они направляются на борьбу сотрицательными эмоциональными состояниями: страхом, робостью, растерянностью,смущением и пр.
2.2 Особенности эмоциональныхпереживаний в спорте
Спортивная деятельностьотличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций спортнемыслим. Насыщенность спортивных действий сильными чувствами, ихэмоциональная увлекательность — это одно из важнейших условий положительноговлияния спорта на личность человека. Но эмоциональные переживания в спорте, каки все другие эмоции, могут быть стеническими и астеническими и оказывать, какположительное, так и отрицательное влияние на органические процессы и поведениечеловека.
Среди большого разнообразияэмоций, проявляющихся в процессе спортивной деятельности можно отметитьследующее:
1. Эмоциональные переживания, связанныесозначительными изменениями, наступающими в жизнедеятельностиорганизма в процессе спортивных занятий. Повышенная мышечная активность,составляющая характерную и необходимую особенность спортивных занятий, если онипротекают нормально, всегда сопровождается образным состоянием эйфории(повышеннойоживлённости действий, речи и т.п.), стеническими чувствами бодрости ижизнерадостности. В случаях перетренировки та же мышечная активность вызываетастенические эмоции: упадок сил, неудовольствие и др.
2. Эмоциональные переживания,связанные с высоким уровнем совершенства в выполнении технически сложных,трудных и опасных физических упражнений. Эти эмоции отражают состояниеповышенной общей работоспособности организма, переживание успеха в выполненииданного действия и вызванное этим сознание личного превосходства: приятноощущать себя сильным, ловким, смелым, отважным, выносливым, уверенными в своихсилах, способным выполнить не всякому доступное трудное упражнение. Эти чувствасоотносятся со способностью спортсмена направлять большие усилия воли,направленные на преодоление значительных трудностей, что является существеннойчертой его характера, мерилом, с помощью которого не только сам спортсмен, но иокружающие оценивают его личное достоинство. Достаточно указать на то, как вырастаетне только в чужих глазах, но и в своих собственных спортсмен, успешно решившийспортивную задачу, потребовавшую больших волевых усилий.
И наоборот, в случаетравматических повреждений или даже просто неудачной попытки при выполнениитрудного упражнения, которыми иногда заканчиваются спортивные занятия, могутвызвать астенические эмоциональные переживания: неуверенность, боязнь,заторможенность и пр. Переживаемые при выполнении опасных физических упражненийстеническое чувство успеха часто имеет в своей основе преодоление страха,вызванного выполнением спортивных действий в сложных и трудных условиях. Уопытного спортсмена, в совершенстве владеющего спортивной техникой, сознаниеопасности и сопровождающее его чувство страха не дезорганизуют поведение, а,наоборот, вызывают прилив сил, направленных на преодоление опасности. В этихслучаях у спортсмена возникает стремление ещё и ещё раз испытать своеобразноечувство риска, в котором элемент страха вызывает удовольствие, поскольку онсопровождается сознанием собственного умения и силы, способных преодолетьопасное препятствие.
3. Эмоциональные переживания,связанные с ходом спортивной борьбы. Эти эмоции всегда имеют очень напряжённыйхарактер, в них отражается большие усилия, направленные на достижение победыили наилучшего результата. По своей интенсивности они намного превышают теэмоциональные состояния, которые доступны человеку в его обычной повседневнойдеятельности. Нередко они получают своеобразное отражение в мимикеэмоционального напряжения. В процессе спортивной борьбы при удачном выполненииответственного приёма (например, когда футбольный мяч забит в воротапротивника) эмоциональное переживание успеха может достигнуть степени бурногоаффекта радости. При неудачах нередко наступает чувство растерянности, упадкасил, неуверенности в себе.
Эмоциональные состояния во времяспортивных состязаний часто характеризуются наличием сильного возбуждения,получившего название „спортивной злости“ и имеющего огромноединамогенное значение. Во время этого состояния спортсмен ощущает в себеколоссальную силу, не чувствует усталости, все его психические процессы обострены,он проявляет способность к очень быстрым и сильным реакциям.
4.Эстетические эмоции. Чаще всего они бывают связаны с восприятием ритмадвижений, красоты их формы и других сторон, характеризующих совершенствовыполнения физического упражнения. Эти чувства возникают при занятиях гимнастикой,фигурном катании на коньках и т.п. Большое эстетическое значение имеют чувства,вызываемые восприятием внешней обстановки, в которой протекают спортивныезанятия или соревнования. Её торжественность, красивое внешнее оформление местазанятий, одинаковая форма, в которую одеты участники, присутствиемногочисленных зрителей, их внимательность, заинтересованность — всё этосоздаёт у участников соревнований приподнятое эмоциональное состояние и желаниедобиться успеха, показать с самой лучшей стороны свою спортивнуюподготовленность. Когда же внешняя обстановка спортивных соревнований слишкомобыденна, это может привести к появлению у спортсмена астеническихэмоциональных переживаний.
5.Нравственные чувства, связанные с глубоким сознанием общественного значениясвоей спортивной деятельности (ответственность перед коллективом за свои успехии неудачи в спортивном состоянии чувства гордости и т.п.). Они являются могучимстимулом мобилизации всех сил спортсмена на преодоление трудностей. Исходспортивной борьбы очень часто зависит от нравственных чувств и стремленийспортсмена. Этому помогает чувство ответственности перед коллективом.Спортсмен, обладающий этим чувством, никогдане откажется от борьбы заинтересы своего коллектива, какой бы трудной эта борьба ни была.
Такимобразом, для спортивной деятельности характерны:
а)яркие и сильные эмоциональные переживания, глубоко захватывающие личностьспортсмена и оказывающие огромное влияние на его деятельность; одновременно этотребует от спортсмена умения владеть своими эмоциями и противодействовать темиз них, которые носят астенический характер;
б) разнообразие эмоциональных переживаний,охватывающих самые различные по качеству эмоции — от простых физических чувств,связанных с мышечной деятельностью, до глубоких нравственных чувств, в основекоторых лежит общность интересов, сплачивающих спортивных коллектив в единоецелое;
в) динамичность эмоциональных состояний во времяспортивных соревнований, быстрые переходы от одних чувств к другим, иногдапротивоположным по своему характеру. Этому способствует и динамичность самихспортивных соревнований, проходящих с большой интенсивностью и нередкосопровождающихся быстрыми и резкими переходами от поражения к победе и др.
2.3 Мотивы спортивной деятельности
Основной психологической чертоймотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувствоудовлетворения, вызываемое занятиями данным видом спорта и неотделимое от самойспортивной деятельности. Вместе с этим эти мотивы имеют сложный характерсоответственно сложности и многообразию самой спортивной деятельности и могутбыть подразделены следующим образом.
Непосредственные мотивыспортивной деятельности:
1) испытываемое спортсменомсвоеобразное чувство удовлетворения от проявления мышечной активности;
2) эстетическое наслаждениекрасотой, точностью, ловкостью своих движений;
3) стремление проявить себясмелым и решительным при выполнении трудных и опасных упражнений;
4) удовлетворение, вызываемоеучастием в соревновании, являющемся важнейшей и обязательной стороной спорта;
5) стремление добиться рекордныхрезультатов, доказать своё спортивное мастерство, добиться победы, как бытрудна она ни была и др.
Опосредованные мотивы спортивной деятельности:
1) стремление стать сильным,крепким, здоровым (»занимаюсь спортом, потому что он укрепляет здоровье иделает человека бодрым и энергичным”);
2) стремление через спортподготовить себя к практической деятельности («занимаюсь спортом, так какхочу быть более сильным физически»);
3) осознание общественнойважности спортивной деятельности («хочу завоёвывать мировые рекорды,защищать спортивное знамя своей страны»).
Мотивы спортивной деятельности нетолько многообразны, они отличаются динамическим характером, закономерно сменяядруг друга в процессе длительных занятий спортом. А. Ц. Пуни на основанииспециального исследования мотивов спортивной деятельности установил следующую динамикуразвития мотивов, побуждающих заниматься спортом.
Начальная стадия занятия спортом. В этот период имеют место первыепопытки включиться в спортивную деятельность. Мотивы, побуждающие к этому,характеризуются:
а)диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают заниматьсяобычно не одним, а несколькими видами спорта, причём часто совсем не теми, вкоторых они в дальнейшем могут показать своё спортивное мастерство);
б)непосредственностью («занимаюсь потому что люблю физкультуру»);
в)связаны с условием среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта(«живу в Феодоссии, как же я мог не плавать?»; «с малых летходил на лыжах, т.к. жил на окраине города»);
г)нередко включают в себя элементы долженствования («надо было посещатьуроки физической культуры»).
Стадияспециализации в избранном виде спорта.Наэтой стадии мотивами спортивной деятельности являются:
а)пробуждение и развитие специального интереса к определённому виду спорта;
б)проявление способностей к этому виду спорта и стремление к их развитию;
в)эмоционально насыщенное переживание спортивного успеха и стремление к егозакреплению;
г)расширение специальных знаний, совершенствование спортивной техники приобретениеболе высокой степени тренированности.
Этиновые по своему качеству мотивы характеризуются рядом особенностей. Онисвязываются со спортивной специализацией (спортсмен становится гимнастом,боксёром, лыжником, пловцом и т.п.) и с приобретением спортивной квалификации3-го, 2-го, 1-го разрядов. Вместе с тем они становятся более опосредованными,переносятся с самой спортивной деятельности на её результат, выражаются встремление к определённому спортивному успеху, рекорду.
Непосредственныйинтерес к самой спортивной деятельности, конечно, сохраняется и на этой стадииразвития мотивов, но приобретает новые качественные особенности по сравнению снепосредственной заинтересованностью спортом вообще на первой стадии.Спортсмена привлекает в данном виде спорта богатство его технического итактического содержания (стремление к высокому совершенству техники, тщательнаяподготовка к соревнованиям, разработка тактических комбинаций и т.п.).Спортивная деятельность становится в этот период органической потребностью,требующей своего удовлетворения; большие физические напряжения при занятияхспортом превращаются в своеобразную необходимость («мотивами занятийгимнастикой являются выработанная привычка, необходимость физическойнагрузки»).
Стадияспортивного мастерства. На этой стадии мотивами спортивнойдеятельности являются:
а)стремление поддержать своё спортивное мастерство на высоком уровне и добитьсяещё больших успехов в спортивной борьбе, которая делается всё более острой итрудной;
б)стремление служить своими спортивными достижениями, как примером для подражаниямолодым спортсменам;
в)стремление содействовать развитию данного вида спорта, обогащению исовершенствованию его техники и тактики, потребность передать свой опыт молодымспортсменам.
Мотивыспортивной деятельности на этой стадии характеризуются ярко выраженной социальнойнаправленностью.

ГЛАВА 3. РОЛЬ МОТИВАЦИИ ВПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотивация в спорте предполагаетналичие факторов и процессов, побуждающих спортсменов к действию илибездействию в различных ситуациях. В спортивной деятельности важно изучениепричин, которые детерминируют предпочтение конкретных лиц заниматься тем илииным видом спорта.
Как известно, в настоящее времявыделяют три группы мотивов: физиологические (биологические), психологические исоциальные. Источниками мотивации могут быть внешние (поощрения, награды) ивнутренние (потребность в признании, самоутверждении).
Важнейшая роль мотивациизаключается в возможности осуществления «управляемой тренировки» и формированияповедения спортсменов посредством использования структурных компонентовмотивации.
Оптимизацию поведения спортсменовможет проводить тренер, используя для его корреляции систему поощрений инаказаний. Это чрезвычайно действенный фактор, интенсивность влияния которогоувеличивается, если поощрение или наказание спортсмен получает в присутствиисвоих товарищей по команде.
Способность тренера донести доспортсменов понимание того, что высокий смысл спортивной деятельностизаключается в самосовершенствовании, самоутверждении собственного я, в победене только соперников, но и собственных слабостей, обеспечит один из мощныхрычагов положительной мотивации к спортивной деятельности. Спортсмен долженглубоко осознать, что познание жизни и себя возможно только через преодолениесложностей: бороться, чтобы научиться преодолевать любые препятствия, уметьподвергать себя напряжениям, успешно переносить трудности и добиваться успеха –это все мощные мотивы к спортивной деятельности.
В безудержном стремлении к победетренер должен научить спортсменов уважать мнение, желания и потребности коллеги окружающих их людей. Приобретение, в процессе тренировок, обширного спектрадвигательный возможностей обеспечивает спортсмену более гарантированный (чем уне спортсменов) успех в других видах деятельности и в разных жизненных ситуаций.Это положение, при умелом преподнесении его спортсменам, будет служитьдостаточно сильным мотивом к занятиям спортом.
Максимальное использование своихфизических и интеллектуальных способностей учит спортсменов стремлению ксовершенству, воспитывает уважение к труду, получение удовлетворения не толькоот результата (выигрышей, побед), но и от процесса (упорных тренировок).
Высокомотивирующим аспектом вспортивной деятельности является престиж спортсмена высокого класса, чемпиона,в обществе. Достижение престижа, известности, является одним из главных условийполноценной самореализации человека.
Занятия спортом позволяют ощутитьпотребность общества в своей деятельности, почувствовать себя частьюколлектива, получить возможность доказать, что ты не последний в нем.
Мотивация спортсмена взначительной степени определяет уровень его специальной подготовки, котораяявляется одной из основных составляющих его спортивных успехов. Дело в том, чтосила и устойчивость мотивации во многом определяется возможностями субъектаудовлетворить себя в конкретном виде спортивной деятельности, а уровеньспециальных знаний, умений и навыков детерминирует возможности спортсмена.Поэтому понятно, что в спортивных достижениях мотивация играет определеннуюроль, т.к. она диктует степень проявления возможностей спортсмена. Именно всвязи с этим становится понятным, что между мотивацией и успехом в спортивнойдеятельности проявляется принцип обратной связи.
Учитывая отмеченное выше, тренеруи спортсменам следует стремиться к формированию мотивации достижения высокихрезультатов в своей спортивной деятельности. Поэтому тренер обязан строитьучебно-тренировочный процесс с учетом индивидуальной мотивации каждогоспортсмена.
Структуру мотивации спортсмена постепени взаимосвязи со спортивными результатами можно разделить на три группы.В первую группу входят компоненты, отражающие принципиальную ориентацию наданный вид спорта и деятельности спортсмена. Они имеют прямую связь с егоспортивными результатами и поэтому тренер должен сделать все, чтобы отношение кданному виду деятельности у спортсмена было максимально положительным.
Ко второй группе относятсякомпоненты, отражающие потребности спортсмена в благоприятномсоциально-личностном микро-климате, в приобретении специальных умений инавыков, в отсутствии болевых ощущений, а также отрицательных психогенныхвлияний условий соревнований.
В третью группу компонентоввходят факторы, отражающие материальную ориентацию и материальные потребностиспортсмена, а также информация о его предстоящих соперниках.
Таким образом, можно подчеркнуть,что знание особенностей мотивационной сферы личности спортсмена позволяетцеленаправленно готовить его к достижению высоких результатов. Именно в связи сэтим практическое применение принципов мотивации спортивной деятельностиявляется тем резервом, за счет которого мы можем сделать качественный скачок вделе подготовки спортсменов.

ГЛАВА 4. НАПРАВЛЕННОСТЬ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙСФЕРЫ В СПОРТИВНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
В процессе взаимодействия спортсмена с товарищамиформируется и его отношение к своим обязанностям, которое проявляется в такихнравственных категориях, как долг, совесть, честь, и непосредственно связано сего активностью в преодолении препятствий различной степени сложности в достиженииобщественно значимых целей. Как правило, поставленная перед спортсменами цельимеет объективную общественно значимую ценность.
Основная цель члена команды — активно готовиться ксоревнованиям, олимпийским играм, приумножать славу отечественного спорта.
Примет ли каждый спортсмен эту цель, станет ли онадля него внутренним побуждением, реально действующим мотивом — в этомзаключается самое существенное для формирования единства взглядов, мнений,представлений и сплочения спортсменов в единый коллектив.
Сложность изучения мотивов очевидна, поскольку ониобразуют тот интимный мир человека, который скрыт от посторонних взглядов, апорой ускользает и от самоанализа. К тому же мотивы могут быть столь тесносвязаны между собой, что порой трудно выделить из них доминирующие. Влияние жетех или иных мотивов на результат деятельности спортсмена весьма существенно.
Мотив — это то, чтопобуждает человека к деятельности. Психолог А. Н. Леонтьев отмечал, что всегдаважно знать ради чего та или иная личность что-то делает. Он писал:«Существует общий психологический закон: каков главный мотив деятельности,таков и личностный смысл, который приобретают для человека его действия,реализующие данную деятельность, их цели, условия. Иначе говоря, чтобы выяснитьличностный смысл для человека тех или иных явлений и его собственных действий,нужно знать мотивы его деятельности».
Поэтому усвоение основных мотивов спортивнойдеятельности, ее социального смысла и значимости всегда должно преломлятьсячерез конкретные интересы данной личности. Наиболее последовательно этиметодологические принципы реализуются в концепции одного из ведущихотечественных психологов — П.Я. Гальперина. Главное содержание этой концепции,носящей название теории планомерного поэтапного формирования, составляетописание, с одной стороны, последовательности этапов, которые закономернопроходят через всякое новое действие человека в процессе своего формирования, ас другой — тех условий, которые необходимо обеспечить для получения действия сзаранее намеченными, заданными свойствами. Тем самым эта теория не только даетвозможность найти конкретные способы психологического воздействия на человека,но и позволяет активно, целенаправленно и планомерно формировать его сознание.
Исходной, методологической позицией, позволяющейдостичь решения поставленной проблемы, являются материалистическое учение очеловеческом сознании (его генезисе и сущности) и оформившиеся на базе этогоучения основные принципы отечественной психологии.
Как подчеркивают основные положения материалистическойтеории отражения, в психике отражается объективный мир и человек в своейдеятельности руководствуется этим отражением, то есть субъективным образомобъективного мира.
Это прежде всего означает, что он ориентируется втой ситуации, которая открывается в психическом отражении, намечает пландействия, необходимый для достижения поставленной цели, и т.п. В этом, помнению ведущих отечественных психологов, и заключается функциональноепредназначение психики.
Таким образом, психика — этоособая формадеятельности субъекта. Особая потому, что деятельность совершается в планеобразов, умственно, идеально. Это так называемая ориентировочнаядеятельность. В основе ее формирования, в отличие от идеалистического пониманияпсихического как изначально внутреннего, лежит социальная природа законовпсихики. Эта социальная природа законов определяет единство психической ивнешней деятельности, которое заключается в том, что психика:
— проявляется во внешней деятельности человека;
— формируется в этой деятельности;
— является ее преобразованием.
Такое понимание психики логично вытекает изматериалистического понимания ее как вторичного по отношению к бытию, в основекоторого, как указывал К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе», лежитчувственно-предметная деятельность людей. Поэтому первичным для психическойдеятельности выступает внешняя, материальная, деятельность.
Отсюда следуют весьма важные практические выводы.Раз психика как ориентировочная деятельность является преобразованием внешней,материальной деятельности, значит для формирования тех или иных психическихкачеств личности необходимо прежде всего сформировать эту внешнюю деятельностьи обеспечить перенос ее в идеальный план.
В качестве основных компонентов ориентировочнойдеятельности можно назвать:
1. Мотивационную основу деятельности.
2. Образцы выполняемых действий.
3. Действия в плане образов (идеальные действия).
4. Психологические орудия (разного родаопосредования, знаки и т.п.), во многом определяющие возможности идеальныхдействий.
Структура этих компонентов позволяет довольнонаглядно выделить самостоятельные предметы для различных направлений процессаформирования мотивационной основы спортивной деятельности.
Этот процесс весьма сложный, трудоемкий,продолжительный и требующий дальнейшей теоретической разработки. Мотивациядеятельности человека может быть как связана с самой деятельностью (внутренниемотивы), так и выходить за ее пределы (внешние мотивы). В своюочередь внешние мотивы могут быть деловыми (награда или наказание поитогам выполненной деятельности) и состязательными (самоутверждениечеловека на основе успеха по сравнению с другими или с самим собой). Наиболеесильными по побудительному потенциалу являются внутренние мотивы.
Во время всей воспитательной и спортивной подготовкиследует добиваться формирования внутренней мотивации. Однако в ходесоревнований ведущей мотивацией может быть не внутренняя, а внешняя. Этамотивация будет определяться деятельностью самого высокого порядка: заботой очести Родины, борьбой за достижение высоких спортивных результатов. Поэтому дляформирования мотивационной основы спортивной деятельности ее необходиморассматривать в очень широком аспекте.
Предметом процесса формирования общепсихологическихкачеств можно считать формирование таких компонентов ориентировочнойдеятельности, которые обеспечивают непосредственную ориентировку в выполняемыхдействиях (образы, идеальные действия и т.п.).
В процессе такого формирования необходимо преждевсего выделить, к какой деятельности следует готовить спортсмена, что он долженуметь делать в условиях спортивных соревнований и что для этого следует знать.По сути дела, должна быть составлена модель спортивной деятельности,записанная в виде предъявляемых к ней требований.
Далее необходимо приступить к созданию модели спортивнойдеятельности, записанной в виде ее операционного состава, и системы техориентировочных указаний, которые обеспечивают правильное ориентирование вкаждом действии и его безошибочное выполнение. Эта модель, перенесенная извнешнего плана в умственный, явится, в сущности, внутренней, ориентировочной,деятельностью спортсмена в любых ситуациях.
Для обеспечения такого переноса соответствующимобразом организуется внешняя деятельность. При этом моделируются иливоспроизводятся в естественных условиях (если последнее возможно) те ситуации,которые могут возникнуть во время соревнований. В этих случаях, несмотря дажена то, что все условия спортивных поединков смоделировать практическиневозможно, у спортсмена будет вырабатываться внутренняя готовность к встрече сновыми ситуациями, а также общий план ориентировки в этих ситуациях. Такогообобщения можно добиться лишь тогда, когда спортсмен еще в процессеучебно-тренировочных занятий будет встречаться с новыми условиями выполненияодного и того же действия.
Ю.Я. Киселев (1964) в соревнованиях по борьбезарегистрировал около восьмисот, а в соревнованиях по тяжелой атлетике — околотрехсот неожиданно возникающих препятствий. Полученные им данные позволилиустановить, что все разнообразные и многоплановые неожиданные препятствиявызываются объективными причинами и могут возникнуть как во время, так и до ипосле соревнований. Препятствия, неожиданно появляющиеся в соревновательнойобстановке, успешно преодолеваются спортсменами, если в процессе тренировочныхзанятий они готовились к их преодолению.
Поэтому следует составить так называемую ситуативнуюмодель спортивной деятельности. Составными частями такой модели должны бытьсоответствующие задачи, ситуации и т.п., в содержании которых спортсмен долженнаучиться быстро ориентироваться и уметь их разрешить. Эти ситуации должныразрабатываться заранее и создаваться или предъявляться на занятии совсемнеожиданно.
Задача процесса формирования общепсихологическихкачеств сводится также не только к тому, чтобы сформировать у спортсменовпознавательные способы ориентировки, но и научиться управлять ими, следовать имв процессе соревнования.
Практика ведущих тренеров нашей страны показывает,что четко и интересно организованные учебно-тренировочные занятия в сочетаниисо строгой требовательностью к своим ученикам помогают воспитывать успортсменов стойкие положительные мотивы на преодоление самых разнообразныхпрепятствий любой степени сложности.
В результате формирования устойчивых положительныхмотивов на преодоление таких препятствий у спортсменов появляется желаниеовладевать спортивным мастерством, выполнять спортивный режим, добросовестноотноситься к любым указаниям тренера и видеть в личных стремлениях частицуобщего, коллективного дела.
Именно поэтому формирование сознания, включая такиеего элементы, как мировоззрение, нравственные идеалы, ценностная ориентация,мотивация поведения, должны быть центральной проблемой спортивной деятельностив коллективе.
Эти психологические образования в конечном итогеопределяют все формы человеческой деятельности. С этой точки зрения всякоеобучение спортсмена является и должно быть воспитывающим, раскрывающим емуосновные смыслы, мотивы его деятельности. Взаимосвязь мотива и способадеятельности — вот психологическая основа диалектического обучения ивоспитания.
В зависимости от цели своего физическогосовершенствования меняется и мотивация занимающихся спортом.
Современному тренеру нельзя не учитывать, чтоосуществление программы перехода к рынку — это не только практическаяреализация фундаментальных преобразований в экономике, но и формирование новыхсоциально-нравственных, философских, психологических ориентаций всейобщественно-политической жизни страны.
Крах тоталитарной системы повлек за собой ликвидациюсистемы духовных, нравственных и культурных ценностей. Прежний,коммунистический, идеал общественного развития, составляющий стерженьофициальной идеологии, пронизывающий всю систему воспитания, уничтожен, анового идеала, который бы пользовался доверием и был привлекателен для большинствамолодежи, нет. Границы между хорошим и плохим, добром и злом оказалисьразмытыми. Резко усилившаяся имущественная дифференциация, необходимостьвыживать и бороться за элементарный уровень существования создали предпосылкидля стихийного формирования «новой» системы нравов, в основе которых-философия эгоизма и извращенного индивидуализма. Утрата спортсменамиобщественных идеалов, уход от общественной жизни в себя способствуют насыщениюих сознания неуверенностью в своем будущем.
Сегодня тренеру необходимо ясно понимать, что внашем обществе произошел кризис духовно-эстетических ценностей, кризиснациональной культуры. Культура социалистического реализма высмеяна, и те, ктоэто сделал, ничего взамен предложить не смогли. Средствами массовой информации(СМИ) воспитание детей, подростков и молодежи идет в основном на произведенияхамериканского образца, пропагандирующих жестокость и насилие как путьдостижения свободы личности.
По оценкам американских аналитиков благоприятнойсредой для деятельности иностранных спецслужб являются территории«демократической» России с такими присущими ей чертами, как слабостьи непрофессионализм органов власти при широкой информационной свободе,инфантильное развитие институтов гражданского общества, низкая политическая иправовая культура населения, глубокий экономический, финансовый, а в последнеевремя и политический кризис.
Все это тренеру необходимо знать, видеть, а главноеуметь исправлять духовный вакуум, следствием которого стали нарастаниебездуховности и безнравственности в обществе. Сегодня у молодых людейнаблюдается дефицит таких качеств личности, которые оказывают интегрирующеевоздействие на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи. Кним относятся долг, гражданственность, патриотизм, дисциплина, ответственностьи т.п. Эти морально-политические качества еще совсем недавно были самым мощнымсредством советских и российских спортсменов в бескомпромиссной спортивнойборьбе за достижение победы на всех международных соревнованиях (чемпионатах Европы,мира, олимпийских играх). Благодаря самоотверженной работе ученых и тренеров внашей стране в 50-80-е годы была создана самая лучшая в мире система подготовкиспортсменов к главным международным стартам. Это позволяло советскимспортсменам успешно выигрывать командное первенство в официальном инеофициальном зачетах по многим видам спорта и тем самым приумножать славунашей страны как великой державы.
Однако непрерывная профессионализация икоммерциализация спорта высших достижений в последние годы как за рубежом, таки в нашей стране коренным образом изменила всю систему соревнований ведущихспортсменов во многих видах спорта.
Расширение международных и отчасти внутреннихкалендарей соревнований включением серийных стартов в кубках мира,«Гран-при», коммерческих соревнований по приглашению,характеризующихся высокими гонорарами, значительно повысило физическую ипсихическую напряженность индивидуальных календарей спортсменов. От 60 до 90%таких стартов сейчас приходится на высокооплачиваемые состязания, большая частькоторых проводится за рубежами страны. Участие в таких соревнованиях иподготовка к ним часто способствуют потере спортивной формы перед чемпионатамиЕвропы, мира, олимпийскими играми.
Коммерциализация и профессионализация спортаразделили спортсменов на элитных и неэлитных. Внутри элитных контрактнаядифференциация оплаты спортивного труда и соблюдение тайны финансовой стороныконтракта порождают дальнейшее отдаление спортсменов друг от друга,подпитывается принцип «каждому свое».
Разрекламированные средствами массовой информациикоммерциализация спорта и экстра-гонорары международной спортивной элитысделали идею свободы чрезвычайно популярной среди спортсменов. Свобода видитсябольшинству из них как средство, позволяющее беспрепятственно и наиболеевыгодно продавать свой спортивный талант обязательно где-нибудь за рубежомвопреки идее самого спорта, призванного сплачивать людей, развивать ихфизически и духовно на благо Родины.
Такая практика организации спортивной деятельности внашей стране, по мнению профессора Ю.А. Фомина, ведет к «атомизации»в спорте. Суть «атомизации» — противодействие коллективистскимотношениям через пропаганду и поощрение индивидуализма, направленного наразобщение членов общества и возможно большее обособление личности.
Сложившаяся практика подготовки членов сборнойкоманды страны к международным соревнованиям не способствует организации исплочению спортивного коллектива, формированию в нем положительногоморально-психологического климата. В условиях коммерциализации спорта сохранитьличность спортсмена можно лишь при сохранении его духовного климата. Толькотогда станет реальностью более или менее гармоническая трансформация целикоммерции в общественно полезную деятельность.
Накопленный многолетний опыт работы в сборныхкомандах страны показывает, что при формировании у спортсменов профессиональноважных качеств именно воспитательная ориентация на добровольную деятельностьпозволяет наиболее глубоко раскрыться творческим способностям в ихиндивидуальном преломлении.
Вместе с тем трезвая оценка сегодняшней жизнизаставляет признать, что рыночная экономика подняла роль факторасамостоятельности человека, его творческой деятельности. Именно конкуренцияподталкивает к самоактуализации, самоутверждению личности. Эта реальностьтребует от тренеров поиска новых путей в формировании у спортсменовпрофессионально важных качеств. Профессионалов характеризуют жизнелюбие,страсть, творчество, совесть. Культурой профессионала выступает стремление кобогащению знаниями. Его социальная зрелость (подчеркнуто нами — Ю.С.)выступает как «свобода как познанная необходимость».
В каждом творческом начале содержится духовное, а ненаоборот. Только активно действуя, общаясь с другими людьми, человекформирует свой духовный мир, свою социальную зрелость, свою индивидуальность.Это же относится и к тренеру. Профессионализм тренера требует сегоднясущественного расширения его знаний в вопросах философии, социологии,педагогики, психологии.
Проблема свободного времени спортсменов в условияхучебно-тренировочного сбора — это проблема регулирования правового сознаниятех, кто готовится защищать спортивную честь России на международныхсоревнованиях. Прежде всего, речь идет о нарушениях спортивного режима. Однойиз форм такого нарушения является потребление спиртных напитков, курение. Еслиупотребление анаболиков мотивируется спортсменами как необходимость успешноговыступления в соревнованиях, то все остальные негативные привычки (употреблениеспиртных напитков, курение) — результат общей низкой культуры частиспортсменов, их вседозволенности и безответственности.
К сожалению, эти негативные привычки отмечаются намив сборных командах страны постоянно. Они имели место при подготовке к XXIV иXXV летним Олимпийским играм. Наш практический опыт работы со спортсменамипозволяет констатировать, что подобные факты уже давно стали нормой дляопределенной части атлетов высшего спортивного мастерства, что свидетельствуето низкой требовательности тренеров к своим ученикам, бесконтрольной организациисвободного времени спортсменов, несовершенстве средств и методов ихвосстановления после тренировочных нагрузок. Эти негативные явления еще ни разуне были предметом серьезного анализа работы федераций по различным видамспорта.
В связи с этим определенный интерес представляетмнение спортсменов о том, что они хотели услышать в свободное время, находясьна учебно-тренировочном сборе на базе спортивной подготовки. Обращает на себявнимание тот факт, что одна и та же тема вызывает неоднозначный интерес успортсменов различных специализаций. Однако проблема свободного времениспортсменов должна волновать тренеров не только дома, в России, но и зарубежом, во время поездок на соревнования.
Правильно сориентировать интересы спортсменов,организовать их досуг в соревновательной обстановке, расширить их культурныйкругозор — задача сложная.
Все это максимально актуализирует роль и значениечеловека, человеческого фактора, личностного начала во всех сферах спортивнойдеятельности. Важно понять при этом, с какими ценностями (системой илисистемами ценностей) идентифицирует себя спортсмен, какова содержательнаясторона этих ценностей: развитие или обогащение, созидание или разрушение,гражданственность или уход в утилитарный мир потребительства.
Одним из компонентов в решении этих задач являетсяорганизация и управление самовоспитанием спортсменов.
Воспитательная работа должна содействовать выработкеу спортсменов соответствующих убеждений. Понятие «убеждение»предполагает осознанную систему взглядов и представлений о деятельности,которая определяет поведение человека. Самые высокие понятия, глубокие знания иверные теоретические рассуждения, если они будут лишь формально зафиксированы всознании спортсменов, но не проработаны ими, останутся мертвым грузом в ихпамяти, вместо того чтобы служить становлению взглядов и убеждений. Нельзяполагаться на то, что спортсмен, лишь услышав задание тренера, правильно егопоймет и выполнит.
Резюмируя вышесказанное, следует еще разподчеркнуть, что формирование мотивации спортсменов сборных команд России — мощный резерв в их подготовке к чемпионатам, олимпийским играм. Этот фактор вомногом зависит от тренера, стиля его руководства. В спортивной психологии стильруководства спортивным коллективом определяется как система управленческих воздействийтренера на спортсменов, обусловленная спецификой поставленных перед коллективомзадач, взаимоотношениями тренера со своими учениками и коллегами по работе,личностными особенностями спортсменов и тренеров, своевременностью ицелесообразностью применения тех или иных управленческих средств с учетомуровня сплоченности команды. Одно из таких управленческих средств — требовательностьтренера.
Требовательностьбазируется на глубоком знании тренером специфики вида спорта, егопатриотических чувствах, на морально-политическом единстве с учеником. Опираясьна теоретические разработки А.С. Макаренко и теорию деятельностногоопосредования межличностных взаимоотношений отечественного психолога А.В.Петровского, можно выделить несколько этапов проявления требовательности вспортивном коллективе.
I этап, когда тренер предъявляет к спортсменамтребования, пользуясь своим политическим авторитетом, как представительгосударства, всего общества.
II этап, когда эти требования поддерживаются активомспортивного коллектива.
III этап, когда требования тренера и актива командыстановятся единодушным мнением всех и спортсмены могут потребовать выполненияуказаний тренера от каждого члена коллектива.
IV этап, когда спортсмен под влиянием требованийколлектива начинает предъявлять общественные требования к самому себе. На этомэтапе начинается самовоспитание личности спортсмена. Формируются органысамоуправления в спортивном коллективе.
Такой путь развития требований к личности и кколлективу А.С. Макаренко считал «основным путем в развитииколлектива». По его мнению, научить каждого воспитателя организоватьработу коллектива можно, но нельзя делать ставку на одного, пусть дажеталантливого воспитателя. Расчет на силы и способности одного человека грозитбольшой опасностью.
Воспитание спортсменов должно строиться в расчете нетолько на талант, но и на мастерство тренера, т.е. на действительное знаниевсего тренировочного и воспитательного процесса. Мастерство воспитателя — этоспециальность, которой можно научить так же, как учат врача, музыканта. Каждыйтренер должен учиться мастерству воспитания и каждый может и должен статьмастером своего дела во имя нашего российского спорта!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В спорте огромную роль играетмотивация спортсмена на достижение определенного результата в процессе учебногозанятия и на соревнованиях. Рост спортивных результатов в значительной степенизависит от внутреннего настроя самого спортсмена, от его отношения кпоставленной цели.
Все действия человека имеют своёначал в определенных мотивах, направленных на достижение конкретных целей.Поэтому эти мотивы необходимо понимать как внутренние побуждение человека кдействию, а мотивацию как совокупность отдельных мотивов человека в их взаимнойструктуре, силе и направленности. Мотивы человека определяют цель и содержаниеего деятельности, интенсивность его усилий и главным образом влияют на егоповедение в обстановки предельных физических нагрузок. Основу мотивациичеловека к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе егожизни. Их стабильность определяется характеристикой количественных икачественных черт.
К количественным чертампринадлежат степень развития мотивов, их устойчивость в экстремальных условиях.Качество мотиваций проявляется, прежде всего, в том, какой удельный вес принадлежитмотивам, выражающим общественное значение спортивных занятий определеннойличности.
По итогам изучения вопросов даннойработы можно сделать следующие выводы:
1. Есть важнейшие проблемы психологическогообеспечения подготовки спортсменов. К этим особенностям относятся:
а) индивидуальный подход кпсихологической подготовке спортсмена;
б) формирование мотивацииспортивных достижений;
в) волевая подготовкаспортсменов;
г) создание условий дляоптимальной переносимости высоких психических нагрузок;
д) формирование психическойготовности к соревнованиям;
е) создание предпосылок для саморегуляциипсихических состояний и самоорганизации психической деятельности.
ж) формирование мотивациидеятельности спортивной команды, как полноценного коллектива.
2. Решение в ближайшее времяперечисленных основных проблем будет способствовать развитию психологииспортивной деятельности и формированию мотивационно-волевой сферы спортсменов,что позволит добиться высоких результатов в спортивной деятельности.
Литература
1. И.А. Алешков. Опытпсихологического анализа спортивной деятельности. — В сб.: Психологияспортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978.
2. Бауэр В.Г. Состояние иподготовка спортивного резерва сборных команд России, с. 94.
3.Гальперин П.Я. Введение в психологию. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 330 с.
4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр«Академия», 2000. – 288 с.
5. Ильин Е.П. Психологияфизического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
6. Исаев А.А. Олимпийскаяпедагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологийдетско-юношеского спорта. — М.: ФиC, 1998, с. 19.
7. Киселев Ю.Я. Действие факторанеожиданности в условиях соревновательной деятельности спортсменов: Автореф.канд. дис. Л., 1964. — 24 с.
8. Кретти Брайент Дж. Психологияв современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт»,1978.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. — М., 1975. — 304 с.
10.Леонтьев А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность. — Вкн. «Проблемы научного коммунизма». Вып. 2. — М.: Мысль, 1968, с. 36.
11.Макаренко А.С. Сочинения. Т. 4, с. 5.
12. Немов Р. С. Психология: Учебноепособие для институтов и училищ — М.: Просвещение, 1990. — 296 с.
13. Наш современник. 1999, № 2, с.172.
14. Настольная книга учителя физическойкультуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.
15. Психология: Учебник длястудентов институтов физической культуры / Под ред. П.А. Рудика. — М.: ФиС,1974. — 510 с.
16. Психология спорта высшихдостижений / Под ред. А.В. Родионова. — М.: ФиС, 1979. — 144 с.
17. Психология физическоговоспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. — М.: ФиС, 1979.- 143 с.
18.Суслов Ф.П. Система соревнований в спорте высших достижений и ее влияние наструктуру больших циклов подготовки. Тез. докл. Междунар. конгр. «Человекв мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы». Т. I. — М.: ФОН,1998, c. 243-244.
19.Фомин Ю.А. Современные социальные тенденции и спорт / В сб.: Молодежь иобщество на рубеже веков. Междунар. конф. Секция «Физическая культура,спорт, здоровье». М., 1998, c. 42-48.
20. Ханин Ю.Л. Психология общения вспорте. — М., ФиС, 1980. — 208 с.
21. Хрестоматия по психологии /Сост. В.В. Мироненко. Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1977. — 436с.
22.Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996, с. 35.
23. Чикова О.М. Психологические особенностиспортивной деятельности и личности спортсмена: Учебное пособие для училищОлимпийского резерва. — Мн.: ИПП Госэкономплана РБ. 1993. — 76 с.
24.Peter McIntosh. Motivation of olympic athletes // Olympic Review, 1982, N 180. Русскийперевод статьи: Международное спортивное движение. Экспресс-информация. — М:ВНИИФК, 1983, N 4, с. 22-31.
25.Материалы сети Интернет.