Особенности иерархии семейных ценностей

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине«Психология»
по теме: «Особенностииерархии семейных ценностей»

Оглавление
Введение. 3
1. Брак и семья в системеценностей современного человека. 5
2. Трансформацияиерархии семейных ценностей в эволюции семейно-брачного института. 21
Заключение. 29
Список использованной литературы… 30

Введение
 
Актуальностьисследования проблем, связанных с иерархией семейных ценностей, вытекает изсущественного возрастания роли семьи, усилении ее влияния на все стороныжизнедеятельности общества и конкретного человека. Сложнаясоциально-экономическая ситуация в стране, резкие перемены, происшедшие в жизнимиллионов россиян за последние годы, крайне обострили проблему семейныхвзаимоотношений. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполныесемьи, матери-одиночки из исключений стали нормой. В период ранней взрослости(от 20 лет) мотивация брака очень высока, тем не менее, 36% разводов приходитсядо 5 лет брачного стажа. Браки, заключаемые супругами в возрасте до 20 лет,расторгаются в 99,9% случаев[1].
На каждомновом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей,возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, вусложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник междуинтересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов.Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалойчасти населения резко отразилась на самочувствии семьи, ее воспитательномпотенциале, стабильности.
Указанные идругие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей.Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений(нуклеаризация), широкое распространение малодетности, расширениеодиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство,родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше времянаблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данныймомент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушениестарых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались[2].
В этихусловиях особенно тяжело выживать молодым семьям, где на серьезные трудностисоциально-экономического плана накладываются острые проблемы в супружескихотношениях. Укрепление брака и гармонизация супружеских отношений, особенно вмолодой семье, является одним из ведущих направлений в практической психологии.Для того, чтобы эффективно осуществлять помощь супругам, психолог-консультантдолжен иметь четкое представление об особенностях межличностных, а особенносупружеских отношений в семье.
Такимобразом, решение задач стабилизации брака и семьи, запросы практическогоконсультирования остро требуют психологических разработок, комплексногоисследования всех аспектов формирования, развития и функционирования брака исемьи, глубокого изучения закономерностей и противоречий развитиявзаимоотношений молодых супругов, которые почти всегда коренятся в несовпадениииерархии семейных ценностей.
В связи сактуальностью поставленных выше проблем была сформулирована цель настоящейработы: исследовать особенности иерархии семейных ценностей.
Объектомисследования является современная семья. Предметом исследования была выбранаиерархия семейных ценностей.
Поставленнаяцель требует решения следующих задач:
·  рассмотретьместо семьи и брачных отношений в системе ценностей современного человека;
·  проследитьдинамику трансформации иерархии семейных ценностей на примере эволюции семьи вХХ веке.

1. Брак и семья в системе ценностей современного человека
 
Семейныйобраз жизни распространяется и утверждается повсеместно практически у всехнародов по мере достижения ими соответствующего уровня развития. Именно присемейном образе жизни человек оказывается способным наиболее оптимальноудовлетворять свои устойчивые жизнеопределяющие потребности как физическогоматериального плана, так и душевно-эмоционального, тем самым освобождаямаксимум времени и жизненной энергии для собственно  человеческого – духовногосовершенствования и самореализации; того, что К. Юнг называетиндивидуализацией, вочеловечиванием, достижением Самости.
Главнойформой возникновения семьи является брак – союз мужчины и женщины, заключаемыйв установленном порядке и направленный на создание семьи, на принятие взаимныхправ и обязанностей. Брак и семья – это не тождественные понятия. Понятие«семья» значительно шире понятия брак, а брачные отношения не исчерпывают собойвсе многообразие семейных. «Брак» как особое социальное и психологическоеявление находится как бы в пределах более общего явления «семья», захватываятот его аспект, который связан с взаимоотношениями между брачными партнерами –мужем и женой. Вместе с тем, юридически оформляя эти отношения, брак являетсятем генетически исходным состоянием, которое определяет развитие более сложныхи многообразных семейных отношений. Все это наводит на мысль, что проблемаупрочения и стабилизации семейных отношений связана, в первую очередь, сустойчивостью супружеских отношений.
Отношениямежду супругами регулируются совокупностью норм и санкций института брака. Однинормы, обязанности и права носят юридический характер и регламентируютсязаконодательством. Другие регулируются моралью, обычаями, традициями.
«Брак возник,– пишет А.Н. Волкова, – на определенном этапе развития общества изэкономических нужд и как институт, осуществляющий воспроизводство населения,социальный и сексуальный контроль, как результат все большего подчиненияотношений между полами условиям социально-экономического развития»[3].В начале века К. Юнг высказал мысль, что брак – самая сложная формачеловеческих отношений.
Большинствоисследователей (А.Н. Волкова, С.И. Голод, Л.В. Карцева, Т.М. Трапезниковаи др.) считают, что изменение брачных отношений, охватившее современноеобщество, выражается в смене механизмов регуляции брачных отношений, функций имотивации брака при сохранении его формы (моногамии). Смещение брачныхрегуляторов из сферы юридических и религиозных ограничений в областьсоциально-психологических норм является первым значительным преобразованиемсовременного брака. Брачная мотивация освобождается от экономических,политических, религиозных, престижных соображений, и возрастает рольиндивидуалистических чувств при брачном выборе.
Второеизменение – смена взглядов на функции брака. Когда речь идет о функциях брака,имеется в виду социальное назначение этого института. С точки зрения общества,цель брака – обеспечение контроля над воспроизводством населения и сексуальнымповедением. С точки зрения индивида, брак является межличностным отношением,удовлетворяющим потребности в чувственном наслаждении, эмоциональнойпривязанности и индивидуальной любви.
В настоящеевремя брак следует рассматривать скорее как социально – психологическоеотношение, чем как социальный институт. Институциональные формы регуляциибрачных процессов утрачивают свое значение и на смену приходят социально – психологические,этические и моральные нормы как механизмы регуляции брака. Э.Г. Эйдемиллерподчеркивает, что нынче «брак и половая близость все в большей мере идентифицируютсяс неформальным, т.е. по сути дела, не регулируемым извне межличностнымотношением, которое по сути своей противостоит норме и регламентации»[4].
Развитие формбрака тесно связано с развитием форм семейной организации, так чтоопределенному типу брачных отношений соответствует особый тип семьи.
Семья –основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностьюбыта и взаимной ответственностью, является ячейкой общества, где зарождается иформируется информационное обеспечение социального поведения индивида. Черезсемью сменяются поколения, в ней еще задолго до рождения человека формируютсягенетические предпосылки его способности освоения и развития культурногонаследия, как семьи, так и человечества в целом. В семье в течение детствародителями и старшим поколением в целом у человека вырабатываются генетическине передаваемые условные рефлексы, отражающие опыт старших поколений,формируется индивидуальная психика и ее динамика. Здесь на основе развивающейсяорганизации психики начинает реализовываться генетически обусловленныйпотенциал освоения и развития индивидом культурного наследия предыдущих поколений,происходит становление его нравственности. В семье человек осваивает своипервые социальные роли и получает начальные представления о жизнеустройствеобщества, которые являются основой формирования его индивидуальной логикисоциального поведения – нравственно-этического обоснования целей деятельности иизбрания средств их достижения[5].
Современныйэтап развития семьи можно назвать кризисным. Смена регуляторов, типа, функций,размеров семьи проявляется в явлениях неустойчивости и дезорганизации семьи.Это находит свое выражение в росте разводов, дезертирств из семьи; падениирождаемости; росте числа неполных и неблагополучных семей; изоляции семьи отобщества; росте незаконнорожденности, детской преступности; алкоголизма инаркомании; возрастании числа неврозов семейной и бытовой этиологии; падении престижасемейных ценностей и увеличении числа одиноких. На всей территории России эта ситуацияобозначена особенно остро: кризис семьи является доминирующим, всепоглощающим ипока трудно преодолимым.
Существенноеснижение брачности по России в целом произошло в 1990–1992 годах: в 1990 г.было зарегистрировано 1320 тыс. браков, в 1991 г. – 1248 тыс., в 1992 г.– 1054 тыс. В 1993–95 годах произошла некоторая стабилизация, но в дальнейшемвновь наметилась тенденция к ухудшению ситуации. Одновременно с сокращениембрачности растет число разводов: в 1990 г. – 560 тыс., 1994 г. –более 680 тыс[6].
За последниегоды резко вырос показатель, характеризующий соотношение числа разводов и числарегистрируемых браков – с 424 разводов в 1991 г. до 619 разводов в 1996 г.на 1000 браков, а в 1997 г. этот показатель составил 807. В ряде регионовпроизошло уникальное явление – превышение числа разводов над числом браков.
Социальноесиротство стало серьезной проблемой последних лет. На настоящий момент в Россииоколо полумиллиона сирот, 95% – это сироты при живых родителях. Растет числодетей, оставленных в родильных домах Семейное неблагополучие, ослаблениевоспитательной функции семьи существенно влияют на социальную дезадаптацию всехее членов, прежде всего, на поведение и положение детей в обществе. Поэтомувопрос об укреплении брака, особенно молодого, его стабилизации на данном этаперазвития общества приобретает особо важное социальное звучание.
И зарубежныеи отечественные исследователи отмечают, что современная семья находится всостоянии глубинных изменений, касающихся всех сторон ее жизни. Анализируяособенности современной семьи С.И. Голод отмечает тенденции к снижениюрождаемости, малодетности и сознательной бездетности, распространение добрачнойпрактики сексуального поведения молодежи, которое по своим мотивамнепосредственно не связано ни с прокреативными, ни с брачными интересами, ростдоли добрачных зачатий.
С начала 20века интенсивно переосмысливается значимость сексуальности: становитсятривиальным понимание несводимости супружеской сексуальности к деторождению;происходит активная переориентация на возможность сексуальных отношений внеинститута брака. Часть женщин не воспринимают деторождение как исключительнобрачный атрибут: стала реальным фактом внебрачная рождаемость. Увеличилось числоженщин и мужчин, никогда не вступавших в брак, рост разводов, отмираниеконтроля со стороны религии и эмансипация женщин от патриархальной зависимости[7].
Семья переживаетсложный этап эволюции, перехода от традиционной модели к новой. Другой обликприобретает весь семейный уклад, стиль жизни. Разрушаются прежние самобытныеустои семьи. А.И. Волкова отмечает, что изменяются виды внутрисемейныхотношений, упрощается структура семьи – наиболее распространена двухпоколенная(нуклеарная), состоящая из родителей и детей. Другими становятся система властии подчинения – ориентация супругов на обоюдную ответственность зажизнедеятельность семьи (эгалитарный тип руководства). Т.М. Трапезниковаподчеркивает снижение значимости традиционных семейных функций – рождения ивоспитания детей, решения чисто бытовых вопросов. В свете серьезных экономическихпреобразований общества приобретает особую важность семья как психологическое«убежище» человека. Нельзя не согласиться с мнением Т.М. Трапезниковой,что «подобная ломка традиционных семейных стереотипов в обыденном сознании,серьезнейшие социально – экономические трудности нашего бытия, общаядестабилизация сегодняшней социальной системы создают своеобразнуюконфликтогенную среду существования человека, усиливающую неустойчивостьсовременной семьи»[8].
«Основнойсемейной стратегией в настоящее время, – считает Е.М. Черняк, – становитсястратегия выживания из-за материальной нестабильности и психологическойугнетенности». Она подчеркивает, что для современной семьи характерны женская«монополия», потеря мужского престижа, снижение семейной воспитательнойфункции.
Современнаясемья эволюционирует в своей супружеской форме, что означает выдвижение напервый план значения супружества, обладающего статусом самостоятельной ценности.Превращение любви в основной мотив брака расширяет, по мнению А.Г. Харчева,круг моральных требований, предъявляемых супругами друг к другу, повышаетожидания, связанные с супружеством. Л.В. Варфалви отмечает, что длясовременного переходного состояния характерны определенные трудности в освоениисупружеских ценностей[9].
В современномбрачном союзе возрастает значение личного, интимного общения, основанного налюбви, уважении, внимании, заботе, ощущении ценности своей личности. Брак всовременном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла ивыступает как психологическое отношение между супругами. Вместе с тем этоусложняет характер супружеских взаимоотношений, увеличивает вероятность психологическихколлизий в семье, что делает последнюю менее устойчивой.
По мнению В.И. Косачевой,возникает новое понимание стабильности семьи, т. к. сегодня, во-первых,семья призвана выполнить функцию среды формирования наиболее прочных,устойчивых, позитивных эмоций: отношений любви, отношений отцовства иматеринства (не связанных с экономическими или какими-либо другими утилитарнымикритериями), отношений тесного общения и т.д.
Во-вторых,семья выступает как культурная общность – общность людей, которых связываетопределенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции вовзаимоотношениях с обществом (семья, в частности, выступает и в качестве сферы,где компенсируются какие-либо неудачи в общественной деятельности) и т.д. Приэтом следует учитывать, что поскольку главной ценностью нашего обществаявляется личное счастье человека, то в настоящий момент стоит задача не толькостабилизации семьи как таковой, а успешности брачно-семейных отношений иликачества брака[10].
В последниедесятилетия изучение брака и семьи стало важной темой многих исследований.Наряду с конкретно-эмпирическими исследованиями появляются работытеоретического, обобщающего типа: попытки определения и уточнения понятийногоаппарата, анализ и дифференциация методологических подходов, разработка теорий«среднего уровня обобщения». Хотя теория семьи и брака еще далека отзавершенности, но уже имеется ряд важных уточнений.
Первое – эторазделение на макроуровневый и микроуровневый подход к исследованию. Примакроуровневом подходе брак и семья рассматриваются как исторически изменчивыесоциальные институты, элементы более общего социального целого, связанные сдругими социальными институтами взаимными влияниями. Для микроуровневогоподхода (конкретно-социологического, социально-психологического) семьявыступает как малая социальная группа, члены которой связаны между собой отношениямисупружества и родства.
Второепринципиальное методологическое положение – разграничение исследований семьи иисследований брака и выделение супружества как отдельного объекта исследования.
По мнению Л.С. Алексеевой,психологические подходы к изучению семьи и брака сводятся к трем основнымтеориям, которые выясняют закономерности супружеских отношений с учетом ихособенностей:
·  структурностиэтих отношений, выступающих как такая динамическая система, благодаря которойвыстраивается некоторое их «членство»;
·  функциональности,подразумевающей взаимосвязанность и мотивированность действий каждого из членовв общей системе отношений;
·  адаптивностикак соотношения индивидуальных и личностных свойств членов семьи,обеспечивающие возможности их приспособления друг к другу[11].
Болееглубокие исследования особенностей функционирования и развития семьи, по мнениюА.Я. Варги, привели к необходимости детального изучения и вычлененияструктурных характеристик отношений, структуры отношений в семье. Базовая идеясистемного подхода заключается в том, что семья – это социальная система, тоесть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях иотношениях друг с другом. Я. Варга определяет семейную систему как группулюдей, связанную общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное –взаимоотношениями, выделяет в ней две основные подсистемы: супружескуюподсистему, состоящую из мужа и жены, и подсистему детей.
Семейнаясистема, отмечает А.Н. Волкова, как любая другая система, функционируетпод воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития. Законгомеостаза формулируется следующим образом: каждая система стремится сохранитьсвое положение, каким бы оно не было. Это означает, что семейная системастремится остаться на данной точке своего развития, не хочет никуда двигаться.Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненныйцикл. Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий истадий, которые проходит любая семья. Развитие предполагает изменения всистеме. Функционально, когда меняются отношения членов семьи вместе сизменением структуры.
По мнению Д.С. Уоллерстайн,главное достоинство современного брака – гибкость по сравнению с единообразиемпрошлого.
Итак,современная семья характеризуется стремительными изменениями функций,структуры, системы власти и подчинения, механизмов регуляции брачных отношений,мотивации брака при сохранении его формы (моногамии). Супружеская диадавыделяется как основополагающий, центральный элемент, определяющий общееблагополучие семьи. В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует ихотношение друг к другу, которое следует рассматривать как социализированнуюсвязь внутреннего и внешнего содержания психики человека. Поэтомувзаимодействие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие ихвнутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели ипотребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональноесостояние. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальнойвынуждает людей строить и согласовывать образы «Я – Он», «Мы – Они»,координировать усилия между собой.
А.Н. Елизаров считает, что ценностные ориентации играют значимую,и зачастую решающую роль в генезисе семейного неблагополучия. Принимая вовнимание тот факт, что социально-экономический кризис в нашей странесопровождается кардинальной сменой всей духовно-нравственной парадигмы жизнистраны, становится очевидным значение новых ориентации и ценностей втрансформации фамилистической организации человечества[12].
Г.Г. Силласте отмечает, что на протяжении 1990–1994 гг.произошли существенные изменения в морально-нравственных и духовных ориентацияхроссиянок. Исследование эволюции структуры ценностных ориентации женщин в ихпонимании «счастья» показали, что в условиях новой социокультурной ситуацииценность семьи в сознании россиянок не снижается. Однако культивирование рыночныхценностей и усиление значения материальных благ как условия счастливой жизнивызывают изменения в ценностных ориентациях российских женщин, что, в своюочередь, может спровоцировать развитие семейного стресса. Проведениесоциологических исследований, рассматривающих духовные особенности женщин, открываютбольшие возможности в изучении процессов депопуляции и институциональных измененийсемьи[13].
Несмотря на то, что в современном обществе сохраняются «следы» прошлого,в силу инерционного характера его развития, человечество уже находится в новойстадии существования. В этой связи важное значение приобретает исследованиесемьи как фундаментальной первичной общественной структуры. Интерес к семье и ктем преобразованиям, которые происходят в сфере семейных отношений, неслучаен.В настоящий момент семья занимает не самое лучшее место в иерархии общественныхинститутов.
Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальныхотношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей,профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытовогообслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательностипартнеров, отражая основные функции семьи, составляют иерархическую системусемейных ценностей.
В условиях ценностной дезориентации семья страдает тем более, чтоиерархия ценностей для членов семьи зачастую не совпадает, а систематрадиционных стереотипов и жесткой фиксации ролей отошла в прошлое. Опрос,проведенный в рамках программы «Социальная защита и поддержка молодой семьи»,выявил очень интересную картину. Во-первых, более трети опрошенных не смоглисформулировать убедительную мотивацию вступления в брак, что заставляетпредположить, что брак не приоритетен в их личной системе ценностей. Дляподавляющего большинства опрошенных, такие традиционные цели создания семьи,как воспитание детей и ведение общего хозяйства, оказались далеко неактуальными. О них упоминает только один из двенадцати опрошенных.
Основной же ценностью и мужчины и женщины считают благоприятныйсемейный климат. Главным достоянием уже состоявшегося брака оба супруга считаютлюбовь и взаимопонимание. Причем, для мужчин взаимопонимание оказалось даженесколько предпочтительнее любви. Иерархия семейных ценностей у женщин и мужчин,как и следовало ожидать, выстроена по-разному.
Так, материальноеблагополучие твердо назвали важным условием счастья больше половины жен, нотолько пятая часть мужей… Не совпадает и мнение мужей и жен о важностисексуальной гармонии в семье. Для мужчин этот фактор все еще традиционновесомее, чем для женщин. Но уже совсем не намного. Секс занимает третье место позначимости в семейной иерархии у мужей и четвертое – у жен.
Одной изсамых важных характеристик брачного союза является отношение к детям. Потребностьв детях у мужей стоит на четвертом месте, а у их жен – на пятом. Периодожидания ребенка стал счастливым только для трех человек из ста. Самыеположительные эмоции у молодых супругов вызвал предсвадебный период их жизни. Авот «медовый месяц», положительно оценили только десять процентов опрошенных. Уостальных это были нелегкие недели, заполненные сложным процессом притиркихарактеров[14].
Характерсупружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейныхценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степениотвечает за реализацию определенной семейной сферы. Адекватность ролевогоповедения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа ижены на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевымпритязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейныероли). Несоответствие иерархической системы ценностей в семье может статьпричиной как явного, так и скрытого конфликта.
Для коррекциимежличностных отношений супругов, выявления масштабов несоответствия ихценностных систем в настоящее время используется методика «РОП», разработанная А.Н. Волковой[15].Эта методика является одной из наиболее оригинальных современных методиксемейной психодиагностики.
Настоящаяметодика предполагает использование системы шкал для определения значимостиопределенной сферы семейных отношений для супругов. Оценивая предложенныепсихологом высказывания, каждый из супругов занимает определенное положение накаждой шкале. Затем происходит сопоставление результатов. Рассмотрим вкратцесистему шкал, предложенную А.Н. Волковой для определения иерархии семейныхценностей.
Шкалазначимости сексуальных отношений в супружестве. Высокие оценки (7–9 баллов) означают, чтосупруг считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья,отношение к супруге существенно зависит от оценки ее (его) как сексуальногопартнера. Низкие оценки (менее 3 баллов) интерпретируются как недооценка сексуальныхотношений в браке.
Шкала,отражающая установку мужа (жены) на личностную идентификацию с брачнымпартнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентации,способов времяпрепровождения. Низкие оценки (менее 3 баллов) предполагают установку наличную автономию.
Шкала,измеряющая установку супруга на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи. Эта шкала, как ипоследующие, имеет две подшкалы. Подшкала «ролевые ожидания» – оценкирассматриваются как степень ожидания от партнера активного выполнения бытовыхвопросов. Чем выше оценки по шкале ролевых ожиданий, тем больше требованиипредъявляет муж (жена) к участию супруга в организации быта, тем большеезначение имеют хозяйственно-бытовые умения и навыки партнера. Подшкала «ролевыепритязания» отражает установки на собственное активное участие в ведениидомашнего хозяйства. Общая оценка шкалы рассматривается как оценка мужем(женой) значимости бытовой организации семьи.
Шкала,позволяющая судить об отношении супруга к родительским обязанностям. Подшкала «ролевыеожидания» показывает выраженность установки супруга на активную родительскуюпозицию брачного партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает ориентациюмужа (жены) на собственные обязанности по воспитанию детей. Общая оценка шкалырассматривается как показатель значимости для супруга родительских функций. Чемвыше оценка шкалы, тем большее значение придает муж (жена) роли отца (матери),тем более он (она) считает родительство основной ценностью, концентрирующейвокруг себя жизнь семьи.
Шкала,отражающая установку супруга на значимость внешней социальной активности(профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Подшкала «ролевыеожидания» измеряет степень ориентации мужа жены) на то, что брачный партнердолжен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественнуюроль. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует выраженность собственныхпрофессиональных потребностей супруга. Общая оценка шкалы рассматривается какпоказатель значимости для мужа (жены) внесемейных интересов, являющихсяосновными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.
Шкала,отражающая установку супруга на значимость эмоционально-психотерапевтическойфункции брака. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа(жены) на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидерасемьи в вопросах: коррекция психологического климата, оказание моральной иэмоциональной поддержки, создание «психотерапевтической атмосферы». Подшкала«ролевые притязания» показывает стремление мужа (жены) быть семейным«психотерапевтом». Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимостидля супруга взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентацияна брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.
Шкала,отражающая установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, егосоответствия стандартам современной моды. Подшкала «ролевые ожидания» отражает желаниесупруга иметь внешне привлекательного партнера. Подшкала «ролевые притязания»иллюстрирует установку на собственную привлекательность, стремление модно икрасиво одеваться. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель ориентациисупруга на современные образцы внешнего облика.
Как примерэффективности применения данной методики, приведем результаты исследования,проведенного в Институте экономики управления и права (г. Казань)[16],исследовались разные возрастные группы: преподаватели, ученики 9-х классов,студенты 1 и 2 курса. Выборку составили 120 человек, из них подростки – 40человек, юношей – 40 человек, взрослых – 40 человек.
Результатыисследования подтвердили приведенные выше выводы, сделанные на основесоциологических опросов. Мужчины всех возрастов считают сексуальную гармониюодним из важнейших условий супружеского счастья. У испытуемых женского поланесколько иная картина: в подростковом возрасте девочки считают сексуальнуюгармонию далеко не главным фактором счастливых отношений; в юношеском возрастенаблюдается резкий скачек значимости сексуальных отношений, но ближе к зреломувозрасту наступает заметное угасание в сфере сексуальных отношений.
Свозрастом для мужчин становится более важным факт общности интересов,потребностей, ценностных ориентаций, способов время препровождения со своейизбранницей. Результаты испытуемых женского пола прямо противоположны: свозрастом для женщин становится менее важным факт общности интересов,потребностей, ценностных ориентаций, способов время препровождения со своимизбранником.
Умужчин всех возрастов наблюдается тенденция к перекладыванию бытовых вопросовна партнершу, они склонны предъявлять к партнерше более высокие требования ворганизации быта, и придают большое значение хозяйственно-бытовым умениям и навыкампартнерши, таким как готовка, уборка и т.д., сами же мужчины не желаютпринимать активного участия в ведении домашнего хозяйства. Результатыиспытуемых женского пола рисуют иную картину: в подростковом и юношескомвозрастах девочки склонны брать на себя все бытовые вопросы и предъявляютминимум требований к своим избранникам, при этом не предают большого значенияхозяйственно-бытовым умениям и навыкам партнера. В более взрослом же возрастеженщины считают, что хозяйственно-бытовыми вопросами должны заниматься обапартнера наравне.
Умужчин всех возрастов наблюдается тенденция к перекладыванию родительскихфункций на женщину, и чем мужчина становится старше, тем у него большетенденция к избеганию родительских функций. Результаты испытуемых женского полаотражают аналогичную картину: у женщин всех возрастов наблюдается тенденция кперекладыванию родительских функций на своего партнера. В отличие от мужчин, уженщин не наблюдается спадов и подъемов в ценности родительских обязанностей.
Испытуемыемужского пола подростки и юноши не придают большого значения профессиональныминтересам своей партнерши, они считают, что женщина не должна вести активнуюобщественную жизнь. В зрелом возрасте мужчины наоборот считают, что ихпартнерша должна иметь серьезные профессиональные интересы и играть активнуюобщественную роль, им становится важно, как оценивают на работепрофессиональные качества их избранниц. Результаты испытуемых девушек имеютполную согласованность с результатами испытуемых юношей. Испытуемыеподросткового и юношеского возраста считают, что мужчина должен иметь болеесерьезные профессиональные интересы, чем женщина, а также должен приниматьактивную общественную роль. Испытуемые женщины зрелого возраста, наоборот, вменьшей степени обращают внимание на профессиональные качества своего партнера.
Мужчинывсех возрастов единогласно считают, что женщина должна брать на себя рольэмоционального лидера, это значит, по мнению мужчин, что женщина должнаоказывать им моральную и эмоциональную поддержку в нужных ситуациях. Женщиныготовы брать на себя часть вопросов, связанных с эмоциональной и моральнойподдержкой, но в своем партнере они видит не только человека, который бы ихобеспечивал, но и того, кто помогал бы физически.
Испытуемыхмужского пола с возрастом все меньше и меньше начинают обращать внимание насвой внешний облик, не пытаются соответствовать стандартам современной моды.Зато, чем старше мужчина, тем большее значение он начинает обращать на внешниеданные женщин, на их умение ухожено и красиво выглядеть, и соответствоватьмоде. Результаты испытуемых женского пола несколько иные: в подростковомвозрасте девочки уделяют большее внимание собственной привлекательности, нежелипривлекательности мальчиков; в юношеском возрасте требования к внешности юношейи к собственной у девушек становятся равны, а в зрелом возрасте женщиныначинают уделять большее внимание внешности своего партнера[17].
Можноконстатировать, что семейные ценности людей разного возраста и пола отражаютспецифику развития в данном возрастном периоде, однако, тем не менее, по рядушкал они диаметрально противоречат друг другу. Очевидно, подобноенесоответствие и провоцирует высокую статистику разводов сейчас, когда распадсемьи перестал быть из ряда вон выходящим явлением.
Разумеется,одной из причин существенных различий в иерархии семейных ценностей, сталатрансформация патриархальной семьи, продолжающейся до сих пор. И.С. Голодотмечает, что зачастую в семье мужчина придерживается патриархальной системыценностей, тогда как женщина ее не приемлет или отказывается от нее в процесселичностного формирования.
Причины этогоявления кроются в процессе эволюции семьи и семейных ценностей, который будетрассмотрен ниже.
 
2. Трансформация иерархии семейных ценностей в эволюции семейно-брачногоинститута
 
Существуетзначительное количество видов брачных отношений, и соответственно, ряд семейныхтипов, однако рассмотреть все их в настоящей работе не представляетсявозможным. Но для актуальных современных исследований наибольшее значение имеютпатриархальная семья и современная семья, которую ряд исследователей называюттрансформированной. Именно в рамках трансформации патриархальной семьи всовременную, произошли наиболее яркие изменения в системе семейных ценностей.
По мнениюроссийских социологов (С.И. Голода, А.А. Авдеева и др.), в настоящеев Росси функционирует параллельно несколько различных типов семейных отношений:патриархальный, или традиционный; детоцентристский, или современный;супружеский, или постсовременный. Россия с этой точки зрения вполне сопоставимас европейскими странами, где, как утверждают зарубежные исследователи, семьясегодня – это «брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройстважизни и воспитания детей[18].
В патриархальнойсемье на протяжении многих веков господствовала абсолютная родительская властьи авторитарная система воспитания. Малейшее нарушение этих принципов приводилок неотвратимым санкциям. Согласно уложению 1649 года, сын, в равной мере идочь, независимо от возраста, подвергались наказанию кнутом, если они грубо разговаривалис родителями, тем более при попытке предъявить им иск. Вообще забота о своихдетях не была в обычаях крестьянской семьи, у них, по мнению русских этнографов,отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. «Отцы обязанностьвоспитания детей слагают исключительно на матерей, а себя перед детьми держатстрого. Детей воспитывают нерадиво, неправильно, невежественно и грубо. Уходабольшого за ними нет. Детей очень рано, с восьми лет заставляют работать»[19].
В то жевремя, наряду с безответственностью родителей перед детьми, существовала гиперответственностьдетей перед родителями. Отсюда особое почтение крестьян к пятой заповеди: «Чтиотца своего и матерь свою».
В связи сэтим, можно судить о принудительном коллективизме и централизме у приверженцевданного типа семьи. Общие интересы семьи, как их понимает «большак», не простоглавенствуют, они являются некой абсолютной ценностью, при этом индивидуальныеинтересы отдельных членов семьи в расчет не принимаются. Это наглядно можнопроследить на примере заключения брака. Молодые люди вступали в брак не полюбви, а по родительской воле, которая в данном случае отражала не прихотьстариков, а интересы семьи в целом, ибо брак рассматривался как нечто, подобноеимущественной сделки. В дальнейшем, в семье происходит жесткое закреплениеролей, где главенство мужа осуществляется благодаря сосредоточению в его рукахэкономических ресурсов и принятия основных решений.
Не стоитдумать, что изживание экономических и нравственных приоритетов главы семействапроисходит повсюду в одинаковом ритме. Обратимся к статистике – узбекскийэтнограф С.М. Мирхасимов констатирует тот факт, что и сейчас муж считаетсяглавой семьи и его слово во многих случаях является решающим: так, 43,3%опрошенных ответили, что важнейшие вопросы в семье решает муж[20].
Можновыделить пять основных ценностей патриархальной семьи:
·                семейнаяэкономика – «семья» и «экономика» являются неразделимыми понятиями, причем,производственные отношения существуют в форме семейных демографическихотношений. Социальные роли мужчин и женщин в этом случае строго дифференцированы;
·                властьродственных связей, то есть в качестве доминанты общественной жизни выступаетвласть родства;
·                нераздельнаясвязь с землей, которая проявляется в том, что большинство русских семей конца XIX начала ХХ веков быликрестьянскими, чья жизнь, как и жизнь дворянских семьей, неразрывно связываласьс землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, накоторой держалась вся жизнь семьи;
·                многодетность– последствие принятие социокультурных норм ранней брачности и высокойрождаемости, в связи с высокой смертностью населения;
·                приоритетстарших поколений, – другими словами, мощная власть межпоколенных связей. Возраст– основной агент социального контроля, при котором старшие поколения, используясвое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивают и увеличивают свой статус ивласть[21].
Детоцентристскаясемья – вариант патриархальной семьи, где главной семейной ценностью выступаетрождение и воспитание ребенка. Этот вариант был подробно рассмотрен И.С. Голодом,и мы не будем на нем останавливаться вследствие ярко выраженной иерархическойсоподчиненности все семейных функций прокреативной.
Изменениеэкономических отношений и эгалитарные тенденции в обществе породили два течения,радикально трансформирующих патриархальную систему ценностей.
Первое – этоосвобождение детей от родителей. Действительно, в части семей (относительнонебольшой) происходят радикальные изменения в межпоколенных отношениях:уменьшается доля формальных контактов и, напротив, возрастают эмоциональнонасыщенные отношения, сопровождаемые автономией детей от родителей. Последниедают возможность детям проявить самостоятельность и познакомиться с обширным кругомявлений. Поэтому социологи сегодня связывают эффективность социализации с сохранениеми развитием на всех возрастных стадиях, с одной стороны, межпоколенной интимности,а с другой – определенной нравственно-психологической дистанции между ними.
Второедвижение – освобождение женщин от мужчин. Оно заключается в следующем: ксередине ХХ века женщины активно осваивают необычные для них сферы деятельности– общественно-трудовую и политико-культурную, а также интенсифицируют ипреобразуют традиционную – семейную. Мужчины, с одной стороны, утрачиваютмонополию в профессиональной области, уступая в первую очередь отраслипромышленности с менее квалифицированным трудом (например, текстильную) ииндустрию услуг (ее низшие страты, так, среди медиков – это санитарки исестры), с другой, – по крайней мере, внешне, более пассивно принимают вновьформирующуюся систему семейных ценностей и ролей[22].
Такимобразом, особенности новой, супружеской семьи связаны с трансформациейпатриархальных семейных ценностей. В этом типе отношения определяются неродством (как в патриархальном) и не порождением (как в детоцентристском типе),а свойством. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственныеинтересы интересам детей, сексуальность не сводиться к прокреации; а эротизмвыступает основным моментом постсовременной семьи. Супружество – это личностноевзаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемоеимманентными ему ценностями.
Супружескаясемья – своеобразная кооперация. Она предоставляет возможности для отхода отзависимых отношений и раскрытия широких возможностей взаимоотношений по всемструктурным составляющим: муж – жена, родители – дети, супруги – родственники,дети – прародители. Другими словами, в границах одного семейного типа возникаютразнообразные отношения между полами и поколениями, тем самым, создаютсяширокие возможности для самореализации каждого члена семьи.
Следуетакцентировать внимание на том, что супружеская семья ни в коем случае несводима к отношениям свойства, безусловно, значимыми остаются и отношения порождения.Однако, главная особенность данного типа в том, что основополагающие семейныеценности формируются во взаимоотношениях мужа и жены и лишь впоследствиистановятся естественной базой для отношения «родители – дети».
Теперь можновыделить основные моменты перехода от традиционных моделей семьи к современным.
Отметим, чтодля «традиционализма» характерным является родственно – семейный принципорганизации общественной жизни, существует перевес ценностей родства над максимизациейвыгод индивида и над экономической эффективностью. Модернизм, в свою очередь,определяет родство от социально-экономической и политической жизни, подчиняетинтересы родства экономическим целям индивида[23].
Аграрноеобщество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство,как правило, все взрослые работают дома и не за заработную плату, а на себя.Современная же модель семьи связана с разделением дома и работы, появляетсянаемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимоот статуса семейно-родственных связей. Важно подчеркнуть, что семейноепроизводство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), а перестаетбыть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионахраспространяется потребительский тип семьи, где общественная деятельность,помимо гигиенических и физиологических процессов, дополняется потреблениемуслуг вне семейных учреждений за счет заработной платы, добываемой членамисемьи за порогом дома. Однако, в силу социокультурного разделения семейных обязанностейженщины, участвующие в наемном в несемейном труде, продолжают вести домашнеехозяйство.
Подобнаядвойная занятость женщин интерпретируется как итог «господства мужчин», поэтомучасто желательное «равноправное» распределение семейных функций между мужем иженой объявляется идеалом «демократизации» семьи и в угоду этому идеалу дажесочиняются «оптимальные модели» семейного «равенства».
Такой переходот семейного производства к семейно-бытовому самообслуживанию точнее описываеттрансформацию мужских и женских ролей в семье, чем смена «жесткого» разделениятруда между мужем и женой (в «традиционалистской семье») некой «эгалитарностью»и «взаимозаменяемостью» семейных ролей (в «современной»)[24].
В то жевремя, незначительная психологическая разделенность между семейнымдомохозяйством и сельской общиной, этическими и другими социальными общностямипри «традиционализме» контрастирует с резким размежеванием дома и вне семейногомира, семейной первичности и обезличенности отношений во внешнем окружении вусловиях «модернизации». Социальная и географическая мобильность притрадиционализме (как правило, сыновья наследуют социальный статус) отличаетсяот высокой мобильности, присущей в условиях модернизма тем, что последнеевыражается в высокой индивидуальной мобильности.
Доминированиеродительского авторитета и мужского влияния по мере трансформации семьистановятся менее престижными, уступая место ценностям индивидуализма,независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижений и томуподобное, что вызывается сменой типа семьи – расширенной семьи – нуклеарной.Другими словами, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первыхместах такие блага как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценностьсемейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старостьродителей, утрачивает свою актуальность.
Происходитпереход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящейиз трех поколений, и доминированием старших, к децентрализованным нуклеарнымсемьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых –родительских, причем в самом супружестве интерес пар подчинен интересаминдивида (депривация личности от семьи, изоляция). В связи с этим,осуществляется переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи сбездетностью брака) к разводу, вызванному межличностной несовместимостьюсупругов[25].
В современныхсемьях наблюдается отказ от «закрытой» системы выбора супруга в пользу«открытой» на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга,независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты(хотя и при сохранении имущественных интересов и систем наследования,закрепляемых брачным контрактом). Снимаются и ограничения относительнорепродуктивного поведения. Происходит переход от культуры многодетности сжестким табу к применению контрацепции и индивидуальному вмешательству врепродуктивный цикл, то есть к предупреждению и прерыванию беременности; этот переходтакже устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни посредствомприближения к физиологическим границам – срокам начала и конца деторождения,посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака.
Такимобразом, суть явления трансформации в данном случае заключается в изменениииерархии семейных ценностей. Если в патриархальной семье главенствующее местозанимает сохранение целостности семьи, в детоцентристской, смыслом еесуществования становится ребенок, то в супружеской на первый план выдвигаютсяотношения между супругами, признание их индивидуальности.

Заключение
 
В даннойработе была предпринята попытка проследить изменения, сопровождающие развитиесемьи и семейных отношений (начиная с патриархальной, заканчивая современной ипостсовременной). Общество способно полноценно функционировать только приусловии, что у составляющих его индивидов наблюдается мотивация кудовлетворению социальных потребностей. В качестве основного агента,опосредующего влияние извне основных институтов (экономических, политических,правовых), а также определенных процессов изнутри (конформизм личности),выступает семья.
Несмотря нато, что семья необходима человеку, в настоящее время очевиден кризис семейныхотношений: семья становится все менее прочной. Исследуя проблему иерархиисемейных ценностей, мы выявили, что для людей разного возраста и пола этиценности отражают специфику развития в данном возрастном периоде, кроме того,по ряду шкал они диаметрально противоречат друг другу у мужчин и женщин.Очевидно, подобное несоответствие и провоцирует высокую нестабильность семейныхотношений.
В настоящеевремя происходит быстрая эволюция различных типов семейных отношений и присущейим ценностной системы: в патриархальной семье главенствующее место занимаетсохранение целостности семьи, в детоцентристской – ребенок, но в наиболеесовременной супружеской на первый план выдвигаются отношения между супругами,признание их индивидуальности. Усиление значения индивидуальностипредопределило и ценностный конфликт.
Современнаяценностная дезориентация стала одной из причин кризиса семейных отношений, ноона может быть скомпенсирована широким применением методик исследования иерархиисемейных ценностей и ее взаимной коррекции.

Список использованной литературы
 
1.    Алексеева Л.С. Индивидуальноеи семейное психологическое консультирование – М., 1993.
2.    Антонюк Е.В. Представлениясупругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи:Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1992.
3.    Волкова А.Н. Социально-психологическиефакторы супружеской совместимости // Дисс…. канд. психол. наук. – Л.,1979.
4.    Волкова А.Н.,Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружескихотношений // Вопросы психологии. 1985. №5. С. 34–38
5.    Елизаров В.В. Демографическаяситуация и проблемы семейной политики // Социологические исследования.1998. №2. С. 67–72
6.    Голод С.И. Стабильностьсемьи: социологический и демографический аспекты. – Л., 1984.
7.    Голод С.И.,Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. – СПб, 1994
8.    Голод И.С. Семьяи брак: историко-социологический анализ. – СПб.: Петрополис, 1998.
9.    Голод И.С.ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России. – СПб: Алетейя, 1996.
10.  Силласте Г.Г. Эволюция духовныхценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социологическиеисследования. 1995. №10. С. 85–89
11.  Трубочкина И.С. Роль ценностныхориентаций в трансформации института современной семьи // Всероссийскаянаучно_практическая конференция: «Женщины: Семья, общество, политика». Сб.материалов. Пенза, 3–4 марта 1999 г.
12.   Харчев А.Г., Голод С.И. Молодежьи брак \ Человек и общество. – ЛГУ, 1969. –