Особенности информационного обеспечения автоматизированных банковских технологий

Негосударственнаяобразовательная организация ВПО НП
Тульский институт экономики и информатики
Кафедра информационных технологий
Контрольно-курсовая работа
по дисциплине:
«Банковские информационные технологии»
на тему:
«Особенности информационного обеспечения автоматизированныхбанковских технологий»
Выполнил: ст-ка БакулинаК.Г.
гр.ТоПИвЭ-05
Проверил: Поликарпов В.В.
Тула 2009 г.

Содержание
Введение
Проблемы созданияавтоматизированных банковских систем
Особенностиинформационного обеспечения автоматизированных банковских технологийАРМ в составе АБС
Технические решениябанковских технологий
Заключение
Список литературы

Введение
Информационнаясистема — это связь информации с системами управления организацией иуправленческими процессами, она охватывает все функции управления.
Автоматизацияинформационных и других технологий банка содействует решению стратегическихзадач. Главными направлениями, по которым автоматизация обслуживания клиентоввоздействует на конкурентную позицию банков, являются уменьшение издержек и увеличениекачества обслуживания.
Достиженияэлектронной техники и технологии предложили принципиально новый вид услуг –систему автоматизированного управления наличностью денежной массы. Эта системадает операционную информацию о состоянии всех банковских счетов, позволяетрегулировать и прогнозировать движение денежных средств, уменьшить трудоемкостьработ с наличными деньгами, переходить на безбумажную технологию.
Положительныеаспекты безбумажной технологии:
–          практическимгновенная пересылка данных;
–          уникальностьхранения;
–          улучшеннаязащищенность;
–          резкоеуменьшение трудоемкости обработки документов.
Решениеаналитических задач банковской деятельности диктуется необходимостьюопределения финансовых результатов, прогнозирования направления развития,оценкой экономической обоснованности и целесообразности деятельности каждогобанка.
На рынке АБСнет единого магистрального направления их развития, а появление новых классовсистем в значительной мере определяется интенсивностью и особенностями развитиябанковского дела в стране.
Система «клиент-банк»дает возможность клиенту быстро решать свои задачи общения с банком, минуяоперациониста и не выходя из своего офиса. Автоматизация кредитованияобеспечивает не только автоматический контроль за проходом платежей, но и, чтонаиболее возможно, прогноз на любой срок ожидаемого в будущем состояния банка.Эти функции автоматизируются в рамках комплектующихся программ.
В основе АБС– новые информационные технологии (НИТ), реализуемые совместные технологическиемодели обработки данных -терминологические процессы, локальные и распределяющиесети, системы машинной графики, электронные почты и т.п.
Наличие вспектре базовых средств сетевых функций — непременный атрибут современных АБС(обеспечивается многоуровненность, возможность объединения различных программныхплатформ (DOC, «NetWare», Windows NT, UNIX и прочие)).

Проблемысоздания автоматизированных банковских систем
Создание ифункционирование автоматизированных банковских технологий основывается насистемотехнических принципах, отражающих важнейшие положения теоретическойбазы, которая включает ряд смежных научных дисциплин и направлений. К нимотносятся экономическая кибернетика, общая теория систем, теория информации,экономико-математическое моделирование банковских ситуаций и процессов, анализи принятие решений.
Банковскиетехнологии как инструмент поддержки и развития банковского бизнеса создаются набазе ряда основополагающих принципов:
·          комплексныйподход в охвате широкого спектра банковских функций с их полной интеграцией;
·          модульныйпринцип построения, позволяющий легко конфигурировать системы под конкретныйзаказ с последующим наращиванием;
·          открытостьтехнологий, способных взаимодействовать с различными внешними системами(системы телекоммуникации, финансового анализа и др.), обеспечивать выборпрограммно-технической платформы и переносимость ее на другие аппаратныесредства;
·          гибкостьнастройки модулей банковской системы и адаптация их к потребностям и условиямконкретного банка;
·          масштабируемость,предусматривающая расширение и усложнение функциональных модулей системы помере развития бизнес-процессов (например, поддержка работы филиалов и отделенийбанка, углубление анализа и т.д.);
·          многопользовательскийдоступ к данным в реальном времени и реализация функций в едином информационномпространстве;
·          моделированиебанка и его бизнес-процессов, возможность алгоритмических настроекбизнес-процессов;
·          непрерывноеразвитие и совершенствование системы на основе ее реинжинирингабизнес-процессов.
Создание иливыбор автоматизированных банковских систем (АБС) связаны с планированием всейсистемной инфраструктуры информационной технологии банка./>
Под инфраструктуройАБС понимается совокупность, соотношение и содержательное наполнениеотдельных составляющих процесса автоматизации банковских технологий. Винфраструктуре кроме концептуальных подходов выделяются обеспечивающие ифункциональные подсистемы. К обеспечивающим относят: информационноеобеспечение, техническое оснащение, системы связи и коммуникации, программныесредства, системы безопасности, защиты и надежности и др. Функциональныеподсистемы реализуют банковские услуги, бизнес-процессы и любые комплексызадач, отражающие содержательную или предметную направленность банковскойдеятельности.
Созданиеавтоматизированных банковских технологий помимо общесистемных(системотехнических) принципов требует учета особенностей структуры, спецификии объемов банковской деятельности. Это относится к организационномувзаимодействию всех подразделений банка, которое вызывает необходимостьсоздания многоуровневых и многозвенных систем (головной банк, его отделы,филиалы, обменные пункты, внешние структуры), со сложными информационнымисвязями прямого и обратного направления.
Автоматизированныебанковские системы (АБС) создаются в соответствии с современнымипредставлениями об архитектуре банковских приложений, которая предусматриваетразделение функциональных возможностей на три уровня (рис. 1.).
Верхнийуровень(front-office) образуют модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации,ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие банка с клиентами,другими банками, ЦБ, информационными и торговыми агентствами и т.д.
Среднийуровень(back-office) представляет собой приложения по разным направлениямвнутрибанковской деятельности и внутренним расчетам (работу с кредитами,депозитами, ценными бумагами, пластиковыми карточками и т.д.).
Нижнийуровень(accounting) — это базовые функции бухгалтерского учета, или бухгалтерскоеядро. Именно здесь сосредоточены модули, обеспечивающие ведение бухгалтерскогоучета по всем пяти главам нового плана счетов. /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Первичный ввод
информации   /> /> /> /> /> /> />

/>Рис.1. Архитектура банковских приложений
Разделениебанка на front-office и back-office основывается не столько на функциональнойспецифике обработки банковских операций (сделок) и принятия решении (обобщенияи анализа), сколько на самой природе банка как системы, с одной стороны,фиксирующей, а с другой — активно влияющей на экономическое взаимодействие вфинансово-кредитной сфере.
Основныеэтапы создания АБС требуют:
·          проведенияфункционального и информационного обследования деятельности банка;
·          формированиятребований к системе и их анализ;
·          разработкиструктурно-функциональной модели банка;
·          разработкиинформационной модели банка;
·          детальнойструктуризации АБС, общесистемного проектирования, постановок задач;
·          программирования,отладки, внедрения, эксплуатации, сопровождения.
Для выработкиидеологии требуется создание многоуровневой функциональной модели работы банка,объединяющей ряд уровней и звеньев: организационный для внешних и внутреннихпотребностей (front-office, back-office, accounting), системный (базовоеучетное ядро, функциональные и сервисные подсистемы), архитектурные (сервер,клиентские приложения) и т.д.
Кроме того,модель банка должна учитывать, что предоставление банковских услуг, ихпрограммно-техническое и технологическое обеспечение осуществляется на уровнефизических и юридических лиц вне банка, внутри банка и на межбанковском уровне.
К первомууровню можно отнести: автоматизацию взаимодействия типа «клиент — банк», филиалов с банком, обменных пунктов; обслуживание с помощьюпластиковых карт и расчетов в торговых точках; использование средств для работыс денежной наличностью (банкоматы и другие средства). На втором уровненаходится управление денежными и другими операциями, которые формируютприкладные (потребительские) свойства АБС, реализуемые внутри банков. Ктретьему уровню относится деятельность расчетно-кассовых центров, автоматизированныхрасчетных палат, межбанковских расчетных палат, клиринговых центров,обеспечение межбанковских расчетов и т.п.
Для многихроссийских АБС в процессе их создания основной упор делается на привлечениеавангардных компьютерных технологий. Слабо учитывается специфика банковскихбизнес-процессов. Во внутреннем конфликте между программистом и банковскимтехнологом предпочтение должно отдаваться последнему. Тогда как для российскихАБС характерен программистский подход в условиях механического наращиванияпользовательских задач, функций, рабочих мест. Вместо локального />необходимсистемный подход с постановками задач для верхнего и среднего звена управления.
Разработкаконцептуальной основы в создании АБС, ее качество, способность отражать предметнуюобласть наиболее полно является первым и самым важным этапом в созданиибанковских технологий.
К настоящемувремени автоматизация информационных технологий большинства коммерческих банковпредставляет собой набор различных функциональных подсистем (модулей) и рабочихмест. Эти разнородные по сложности, содержательной нагрузке компонентывзаимодействуют между собой информационно. Организация и поддержаниеинформационного взаимодействия различных локальных программно-техническихкомпонентов является сложной проблемой. Суть этого подхода заключалась в том,что банк по мере возникновения необходимости приобретал или разрабатывалсамостоятельно программно-технические комплексы, автоматизирующие различныеучастки банковской деятельности. При таком подходе многие важнейшие проблемыбанковских технологий зачастую приходилось решать внесистемными, локальнымиметодами и средствами, например, автоматизацию фондовых операций, расчетов попластиковым картам, анализ и принятие решений и т.д. Неполные с системотехническойточки зрения комплексы автоматизации весьма дороги, сложны в эксплуатации иразвитии. Кроме того, уровень таких АБС все больше отстает от уровня развитиябанковской сферы.
Особенностиинформационного обеспечения автоматизированных банковских технологий
Проектированиеи функционирование АБС основывается на системотехнических принципах, отражающихважнейшие положения методов общей теории систем, системного проектирования,теории информации и других наук, позволяющих обеспечить необходимую надежностьэксплуатации, совместимость и взаимодействие информационных систем различныхэкономических объектов, экономить труд, время, денежные средства напроектирование и внедрение АБС в практику.
Информационноеобеспечение, его организация определяется составом объектов отражаемойпредметной области, задач, данных и совокупностью информационных потребностейвсех пользователей автоматизированной банковской системы.
Информационноеобеспечение, внемашинное и внутримашинное, включает полный набор показателей,документов, классификаторов, файлов, баз данных, баз знаний, методов ихиспользования в банковской работе, а также способы представления, накопления,хранения, преобразования, передачи информации, принятые в конкретной системедля удовлетворения любых информационных потребностей всех категорийпользователей в нужной форме м в требуемое время. Ведущим направлениеморганизации внутримашинного информационного обеспечения является технология бази банков данных. К организации информационного обеспечения банковской деятельностипредъявляется ряд требований. Наиболее важными из них являются: обеспечение длямногих пользователей работы с данными в реальном времени; предоставление дляобмена информацией возможности экспорта/импорта данных в разных форматах;безопасность хранения и передачи банковской информации; сохранение целостностиинформации при отказе аппаратуры.
Проектирование ифункционирование АБС основывается на системотехнических принципах, отражающихважнейшие положения методов общей теории систем, системного проектирования,теории информации и других наук, позволяющих обеспечить необходимую надежностьэксплуатации, совместимость и взаимодействие информационных систем различныхэкономических объектов, экономить труд, время, денежные средства напроектирование и внедрение АБС в практику. Информационным фундаментомсовременных АБС для многопрофильных и многофилиальных банков с возможностямианализа и прогноза являются БнД со структурой данныхв базе, обеспечивающей надежное хранение, а также быстрый доступ к различнымвременным показателям по множеству объектов (документам, счетам, клиентам,филиалам и их группам). Для этого требуются многомерные структуры данных.Появление новых структур и видов (мультимедийные и пр.) данных требуетсовершенствования технологии баз данных. Развитие теории и практики создания ииспользования баз данных приводит к более широкому понятию – хранилищеданных. Это может быть централизованная база данных, объединяющаяинформацию из разнородных источников и систем и представляющая собранные данныепо приложениям конечных пользователей.
Единоеинформационное пространство, созданное на основе технологий информационныххранилищ, служит базой для реализации разнообразных аналитических иуправленческих приложений. К ним можно отнести оценку кредитных и страховыхрисков, прогноз тенденций на финансовых рынках, выявление махинаций скредитными картами и многое другое.
Концепцияхранилища данных означает построение такой информационной среды, котораяпозволяет осуществлять сбор, трансформацию и управление данными из различныхисточников с целью выработки решений по управлению банком, создаст новые возможностипо привлечению прибыли
По мере того,как преимущества хранилищ данных становились все очевидней, увеличилось числоих версий и объем содержащихся в них данных. Самым главным требованием клиентак хранилищу является возможность для конечных пользователей вести работу вдиалоге по полному набору бизнес-данных и получать ответы в приемлемыевременные промежутки. Объем данных должен быть таким, который необходим дляподдержки бизнеса. По мере роста объема информации хранилище должно отвечатьтребованиям устойчивой производительности. Для обеспечения производительности иуправляемости хранилища могут использоваться различные программные продукты иинструменты, автоматизирующие обработку информации и предоставляющиевозможность рассматривать банковский бизнес в разных аспектах, что оправдываетлюбые издержки, связанные с разработкой системы.
Центр тяжестиинформационного обеспечения современной АБС приходится на полноту отраженияспецифики предметной области банковского бизнеса. Степень развития этойспецифики нагляднее всего проявляется в словаре информационной модели. Еслипользовательский интерфейс в системе (меню, экранные формы, отчеты и т.д.)охватывает предметную область наиболее полно (по количеству и объему понятий,объектов, процессов), это свидетельствует о близости автоматизированныхинформационных технологий к реальным задачам банка.

/>
Рис. 2.Структура и связи АБС, использующей технологию “Хранилище данных” и архитектуру“клиент-сервер”.
Закладываемая в основуАИТ информационная модель должна отражать разнообразие понятий, их назначение,взаимосвязи, давать описание характерных сущностей, применяемых в банковскойпредметной области. К ним относятся такие понятия, как документ, операция,клиент, финансовый инструмент, счет и план счетов, банковский продукт (услуга),пользователь (рис.3). Для этих целей разрабатывается стандарт на описаниебазовых понятий (сущностей), который включает список реквизитов и операций (алгоритмов)по каждому понятию, а также форму описания бизнес-процессов как функциональныхмоделей банка. Стандарт содержит формализованное описание всех действий(алгоритмов), которые происходят при предоставлении клиентам услуг, при внешнейи внутренней работе банка.

/>
Рис. 3.Состав базовых понятий
Важнымновшеством современных банковских систем являются подходы к проектированиюинформационного обеспечения, позволяющие специалистам банка самостоятельномодифицировать и дополнять словарь информационной модели в терминах банковскихпродуктов или услуг, предоставляемых клиентам. Среди множества понятий, например,первичным является понятие документ (договор, заявка, ордер, распоряжение ит.д.). Документ порождает последовательность действий, которые должны бытьвыполнены по его исполнению, т.е. операции. Наряду с простыми могут создаватьсяи сложные операции, формироваться новые услуги — действия, которые необходимовыполнять и отражать их последовательность.
Длярасширения предметной области баз данных начато использование механизма гибкихклассификаторов. Они позволяют наделить объекты новыми признаками (атрибутами)и дополнять базы данных нестандартными свойствами объектов. Например, дополнительномогут быть введены адрес налоговой инспекции, данные о загранпаспорте, группахбанков, клиентов, операций. АРМ в составе АБС
На современном этапе развития АБС все большеераспространение получает рассредоточенная (распределенная) обработкаинформации. Этому способствует бурное развитие компьютерной техники, снижениеее стоимости, простота в обслуживание и эксплуатации.
Структурно такие АБС реализуются как некотораясеть (вычислительная система), объединяющая посредством каналов передачи данныхПЭВМ, терминалы, другие периферийные устройства.
Создание информационных систем для крупных банковстроится на основе более мощной центральной мини‑ЭВМ и относительнодешевых терминалов. На базе сетевых ПЭВМ формируются система взаимосвязанныхспециализированных АРМ.
Создаются АРМы различных уровней управления –управляющих, начальников управлений, руководителей подразделений, другихработников, занятых преобразованием информации.
/>
Рис 4. Приблизительная схема АБС.
ВС требуют интеграции информационных потоков, и вчастности, организации информации в виде совокупности БД. Существуют различныеинструментальные средства для поддержания и управления БД – это прежде всегоразличные системы управления БД (СУБД). Структура БД в составе сети АРМ должнадопускать простое расчленение ее на подбазы, размещаемых на отдельных АРМ иобеспечить при этом простоту доступа к любой подбазе с учетом существующейсистемы санкционированного доступа.
Использование АРМ в рамках АБС предполагаетсоздание такой структуры, которая обеспечивает функционирование подсистем вАБС, обеспечение связей между ними, интерфейсов АРМ с пользователями итехническими средствами, взаимодействие программных и информационных средств,используемых в АБС и АРМ.
Важнейшими факторами, влияющими на функциональныевозможности АРМ в составе АБС являются состав технических средств, ихархитектура и набор базового (системного) ПО на основе которого строитсяприкладная часть системы.
Широкое распространение получили АБС на основелокальной сети ПЭВМ с центральным ПЭВМ – сервером.
Создание информационных систем для крупных банковстроится на основе более мощной центральной мини‑ЭВМ и относительнодешевых терминалов или ПЭВМ в качестве АРМ различного уровня.
Создание распределенных систем на основелокальных сетей с высокопроизводительным ЭВМ, выполняющими роль серверов и ПЭВМв качестве АРМов (рабочих станций – основное современное направление развитиябанковских систем.
Техническиерешения банковских технологий
Науровне технического обеспечения банковские технологии должны строиться насовременных требованиях к архитектуре аппаратных средств. К ним относятся: использованиеразнообразных телекоммуникационных средств связи, многомашинных комплексов,архитектуры клиент-сервер, применение локальных, региональных и глобальныхскоростных сетей, унификация аппаратных решений.
Основойсовременного подхода технических решений в построении информационных технологийбанков является архитектура «клиент — сервер». Онапредполагает организацию технического обеспечения и разделения обработкиинформации между двумя компонентами, которые называются клиентом (рабочейстанцией) и сервером. Обе части выполняются на разных по мощности компьютерах,объединенных сетью. При этом клиент посылает серверу запросы, а сервер ихобслуживает. Такая технология реализуется в профессиональных СУБД, имеющихспециальный язык структурированных запросов.
Однимиз вариантов реализации технологии «клиент -сервер» является еетрехуровневая архитектура. В сети должны/> присутствовать какминимум три компьютера: клиентская часть (рабочая станция), сервер приложений исервер базы данных. В клиентской части организуется взаимодействие спользователем (пользовательский интерфейс). Сервер приложенийреализует бизнес-процедуры для клиентской части. Сервербазы данных обслуживает бизнес-процедуры,которые выступают в роли клиентов. Гибкость такой архитектуры в независимомиспользовании и замене вычислительных и программных ресурсов на всех трехуровнях.
Дляповышения надежности, отказоустойчивости технических решений в банковских АИТпрактикуется объединение серверов в группы (кластеры). Телекоммуникационная архитектурав автоматизированных технологиях банка определяет набор и структуры подсистемтехнического обеспечения, которые должны обеспечивать разнообразные типывзаимодействия для всех приложений (модулей) АБС. Возможности архитектуры впроцессе создания АИТ согласуются с требованиями и условиями работы банка,определяемыми его бизнес-процессами. Предусматривается взаимодействие банка свнешними финансовыми и информационными структурами, с расчетно-клиринговымипалатами и центрами, биржами, РКЦ, с удаленными клиентами и другими банками ит.д. Телекоммуникационное обеспечение бизнес-процессов банка строится с учетомобслуживания своей корпоративной сети и доступа в любые другие локальные иглобальные сети.
Корпоративныесети того или иного банка выступают в качестве транспортной основы, на которойстроится вся телекоммуникационная архитектура. Возможно осуществлять интеграциюотделений, филиалов во всех приложениях банковских услуг, обеспечивать доставкууслуг в любое место востребования и в любое время, в онлайновом и офлай-новом режимах (непосредственной и регламентируемойсвязи). Итак, телекоммуникационные системы позволяют банку решать важнейшиезадачи автоматизации — от чисто технических, как, например, обеспечениеоптимальной производительности и прозрачности взаимодействия бизнес-процессов,до функциональных на наивысшем уровне банковского обслуживания. /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Рис. 5. Телекоммуникационная архитектура

Применениелокальных, региональных и глобальных сетей в АБС предъявляет повышенныетребования к их надежности, а также защите и целостности данных. Уровеньготовности и отказоустойчивости сетевых средств должен быть высоким, чтобыисключить возможность нарушения работоспособности при выходе из строя одного изсетевых компонентов. Например, при организации взаимодействия с удаленнымифилиалами, пользователями надо предусматривать возможность перехода на />дополнительные коммутируемые линии, дублирование основного каналасвязи или увеличение его пропускной способности.
Важнымфактором, позволяющим сократить стоимость технической поддержки сети, являетсявнедрение централизованной системы сетевого управления. Она предоставляетвозможность дистанционного конфигурирования, контроля, устранениянеисправностей и реализации ряда других функций. Интеграция технологий одногопроизводителя сетевого оборудования, предоставляющего полный наборкоммуникационных устройств (концентраторов, коммутаторов, маршрутизаторов)упрощает управление, администрирование, подготовку персонала, снижает суммарнуюстоимость оборудования, а также повышает эксплуатационную надежность системы вцелом.
Модернизациясетевых инфраструктур играет существенную роль в процессе расширения банковскихуслуг, выхода банка на новые рынки. Весьма важным является внедрение мультипротокольных сетей межбанковского взаимодействия,которые позволяют организовать наиболее эффективный обмен информации.
Снижениестоимости компьютеров не приводит к сокращению расходов банка на поддержаниеинформационной инфраструктуры. Увеличение числа автоматизированных рабочихмест, повышение их интеллектуального уровня, использование более сложногосостава и более дорогих программных средств требуют дополнительных затрат.Стоимость владения системой — это показатель затрат на установку и поддержкукомпьютерной системы, и он примерно в шесть раз больше начальной ценыприобретения. Стоимость владения складывается из расходов на установкупрограммного обеспечения на компьютеры, включение их в сетевую среду,обеспечение совместимости, настройку операционной системы и многое другое изобязательных и неотложных задач, из которых складывается рабочее времясистемных специалистов по поддерживанию и сопровождению комплекса техническихсредств.

Заключение
В контрольнойработе был сделан обзор современных банковских технологий, а также современныхавтоматизированных банковских систем.
Рассмотренароль АРМ в составе автоматизированных банковских систем. Сделан вывод онеобходимости создания АРМов с модернизированным программным обеспечением.
Дляфункционирования организации в современных динамично меняющихся условияхнеобходима система информационного обеспечения, которая будет способствоватьэффективной деятельности. Информационная система должна работать не просто«сама на себя», а отражать имеющие место в организации бизнес-процессыи учитывать специфику работы в каждой конкретной отрасли.
Информационноеобеспечение состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятияобоснованных управленческих решений. Передача информации между уровнямиуправления и обмен между взаимосвязанными подразделениями осуществляется припомощи современной компьютерной техники и информационных систем.
Улучшениеуправления — это важный фактор повышения производительности. В настоящее времясовершенствование методов управления все больше основывается на достиженияхнаучно-технического прогресса. Совершенствование информационного обеспечения — один из важнейших факторов повышения производства.

Списоклитературы
 
1. Бобылева М.П. На путик информационному менеджменту// Делопроизводство 2003. №1, с. 10-12.
2. Голенищев Э.П.Информационное обеспечение систем управления. М.: Феникс, 2003, 352с.
3. Мескон М. Х., АльбертМ., Федоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1998. 702с.
4. Овчарова Н.И.Информационное обеспечение управления предприятием//Сборник научных трудов.Издательство: Сургутский университет, 2000. Выпуск 7. с.158-162.
5. Феофанов В.Ю.Подготовка к автоматизации: человеческий фактор//Справочник по управлениюперсоналом. №5, 2005, с. 10-16.
6. Филиппова Н.В. МурашовВ.А.Информационная система как инструмент централизации управления//Справочникпо управлению персоналом. №5, 2005, с. 17-23.