Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон

Особенностиинвестиционного климата свободных экономических зон
Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон являетсяналичие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные,финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом дляпредпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы истимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, посуществу они, как правило, сходны.
Выделяют четыре основные группы льгот:
1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отменуэкспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговыхопераций.
2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированиемконкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могутзатрагивать нало-
говую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.),отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату,научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровеньналоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения отналогообложения.
3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются ввиде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы запользование земельными участками и производственными помещениями, льготныхкредитов и др.
4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с цельюупрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранныхграждан, а также оказания различных услуг.
Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы,предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главнымстимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этомотношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность,инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы,упрощение административных процедур и др. Вместе с тем, при таких равныхусловиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.
Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы обих достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционированиесвободных экономических зон в промышленно развитых странах свидетельствует, чтов основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальныхстадий их развития, а с другой — гибкость управления зонами. Изменяющаясяситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция междумеждународными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе международногообмена и др.), влияет на развитие свободных экономических зон и,соответственно, требует адекватного реагирования на эти изменения.
Социально-экономические выгоды от создания зон (внешнеторговых в США,«Шеннон» в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создализначительное число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысиливнешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих стран идр. Важным аспектом деятельности СЭЗ в про-мышленноразвитых странах является то, что они работают не только на мировой, но и навнутренний рынок.
Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеютряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этихстранах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказановыше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяетсярядом экономических причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии ипроизводства промышленных товаров на экспорт, привлечением в странуиностранного капитала, передовой науки и технологии, современной техническойинформации.
Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран становитсяболее либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано сусилением международной конкуренции между зонами и, соответственно, попыткамипродемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими подобнымисвободными экономическими зонами.
В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходитторгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие.Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает такиеэкономические зоны, в которых сосредоточиваются наукоемкие отраслипроизводства, связанные с разработками новой и высокой технологий.
Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получилисвободные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий, объединенныхспециальными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-хгодов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболееизвестных в стране и за рубежом свободных экономических зон — “Шэньчжень”, “Чжухай”,”Сямэнь”, “Шаньтоу”,имеющих многолетнюю историю, а также зоны “Хайнань”,существующей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зонытехнико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой ивысокой технологии — технопарки. Особая рольотводится шанхайской зоне экономического развития “Пудун”.Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется нетолько тем, что зона “Пудун” должна стать вперспективе крупным центром промышленного производства Китая, но и призвана способствоватьпревращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центрАзиатско-Тихоокеанского региона.
Создание специальных экономических зон (СЭЗ) стало важной составной частьюпроведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной китайскимруководством в конце 70-х годов. При выборе модели развития СЭЗ китайскоеруководство исходило из текущих потребностей страны и опыта функционированиятаких зон в других странах. Наиболее детально изучался опыт Сингапура, Тайваня,США. В ходе подготовки организации специальных экономических зон былопредложено несколько вариантов режима их функционирования и в результате былизбран путь создания в их рамках структуры хозяйства, ориентированного наэкспорт, всемерное привлечение иностранного капитала, а также существенноеулучшение технологии производства. Специальные экономические зоны стали игратьсвязующую (буферную) роль с другими районами страны, реализуя политику«открытых дверей».
С начала 90-х годов в портовых городах, специальных экономических зонах КНРначинают возникать свободные таможенные территории- зоны свободной(беспошлинной) торговли (ЗСТ). Зоны свободной торговли, как утверждаюткитайские специалисты, будут развиваться по моделям, сходным с теми, которыесуществуют в других странах. По свидетельству китайского руководства развитиезон свободной торговли явится одним из магистральных направлений реализацииоткрытой внешнеэкономической политики вплоть до 2000 года.
Практика функционирования китайских свободных экономических зон и других районовсо льготным инвестиционным климатом продеменстрироваланесомненные успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежныеспециалисты относят прежде всего высокие, устойчивые темпы экономическогороста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительноеповышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизнинаселения.
Свободные экономические зоны в КНР (помимо общих с другими странами целейспециальных зон) в целом являются экспериментом по использованию рыночныхотношений в условиях преобладания государственной собственности. Переход«все разом» к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым,чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Спецификакитайского опыта регулирования свободных экономических зон заключается в том,что они для современного Китая — нечто большее, чем специальные районы постимулированию иностранного и отечественного предпринимательства, привлечениюинвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В свободныхэкономических зонах Китая происходит становление и обкатка, как указываюткитайские экономисты, экономической модели, по которой в XXI веке будет житьпрактически весь Китай.

Заметнаяроль свободных экономических зон в социально-экономическом развитии отдельныхобособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, впривлечении иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднегоотечественного предпринимательства, тем не менее не является достаточнымоснованием рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики.Степень влияния свободных экономических зон на остальную территорию многихразвивающихся стран является довольно ограниченной. В особенности этосправедливо для промышленно развитых стран, где, как правило, и не ставитсяспециальной задачи распространения такого влияния. Организация свободныхэкономических зон играет поддерживающую, стимулирующую роль в оживлениипредпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании вниманияна развитии той или иной отрасли экономики. В то же время, хотяфункционирование свободных экономических зон в развивающихся странах неявляется панацеей по решению их многообразных социально-экономических проблем,они играют весьма заметную роль в экономике и обществе этих стран. Для многихразвивающихся стран свободные зоны становятся полюсами торгово-экономического,научно-технического и социального роста. Кроме того, в них отрабатываетсямодель в той или иной степени открытой экономики, пути интеграции в мировуюэкономику.
Образование свободных экономических зон, особенно в развивающихся странах,сопряжено со значительными капиталовложениями и последующими существеннымиусилиями государства но их развитию. Без строго определенной централизованнойподдержки они практически нежизнеспособны. По обследованию,проведенному ИнститутомВостоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечениюиностранных инвестиций в свободные экономические зоны составили в среднем 4доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций. В КНР, например, иностранныевложения в четыре свободные экономические зоны к концу 80-х годов составили 4млрд. долл., в то время как начальные собственные инвестиции превышали 22 млрд.долл., что в 5,5 раз больше. По существу, вся инфраструктура свободныхЭкономических зон КНР была создана за счет централизованных государственныхсредств.
При многочисленных примерах успешного функционирования свободных экономическихзон, имеют место и неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале и других странахразного рода свободных экономических зон не только не увенчалось успехом, номногие из них вообще перестали функционировать. Позднее были предпринятыпопытки их реанимации, в той или иной степени успешные. К основным причинамнеудач в работе СЭЗ в этих странах можно отнести политические, экономические,организационные.
Политические причины связаны с общеполитической нестабильностью в стране,гражданскими волнениями, вплоть до военных действий. К экономическим причинам,прежде всего, следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зренияинвестора, законодательство об инвестиционном режиме в Зоне. Бюрократическаязаорганизованность управления свободными экономическими зонами, наличиемногочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвесторав зоне, плохая пропаганда и реклама преимуществ специальной зоны — все этотакже заметно отражается на ее судьбе.
К сожалению, к числу стран и регионов, где свободные экономические зоны нетолько не дают пока заметного эффекта для народного хозяйства, но и ихсобственное развитие оставляет желать лучшего, относится и Россия.
Рассмотрим некоторые особенности создания и функционирования свободныхэкономических зон в России.
Мировой опыт оффшоров
Получившие широкое распространение вмировом хозяйстве идеи зон свободной торговли, экспортно-производственных зон инаучно-промышленных парков сегодня дополняются теорией и практикой создания иразвития оффшорных центров. Мировой оффшорный бизнес играет всё возрастающуюроль в движении как ссудных, так и предпринимательских инвестиций, вобслуживании внешнеэкономических связей между всеми странами мира.
В русский язык термин «оффшорный» «оффшор» пришёл изанглийского языка, где «off-shore» буквально означает «внеберега», «в открытом море», «изолированный». Всовременной экономической литературе этим термином обозначают одну изразновидностей специальных экономических зон, специфическую форму организациикоммерческой деятельности.
В самом общем виде под оффшорными центрами понимаются страны и территории,осуществляющие регистрацию иностранных компаний, на деятельность которыхраспространяется льготный режим налогообложения. Компании, зарегистрированные воффшорных центрах, находятся под юрисдикцией страны пребывания и обязаны строгособлюдать местное законодательство.
Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующиепреимущества налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствиевалютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любойиностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретностьфинансовых операций (главным образом действует лишь требование информироватьвласти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этомвнутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Делов том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовуюдеятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.
По налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных зонахИрландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно низкие. Воффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрациифирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог). В такихзонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборыза предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовуюдеятельность. Можно также добавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорныхкомпаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильскихостровах, в Либерии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. ВЗападном Самоа форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы ивыбираются владельцем компании.
Идея оффшорного бизнеса родилась ещё в конце XIX в. и опиралась на судебныепрецеденты британского суда по вопросам налогообложения иностранных резидентов.Первоначально этот вид бизнеса был связан с использованием «гаваниудобного флота», а затем распространился на сферу финансов ипредоставление различного рода услуг.
Первым историческим прецедентом «налогового убежища» в Европе был г.Кампионе на границе между Швейцарией и Италией, спонтанно ставший таковым послеотказа обеих стран от налоговой юрисдикции над этим населённым пунктом.
Однако основы современной практики оффшорного бизнеса были разработаны иосуществлены британскими юристами, банкирами, страховщиками и судовладельцами.Поэтому первоначально «налоговые гавани» создавались в Великобританиии в бывших её колониальных владениях.
Любопытный взгляд на становление и развитие института международного налоговогопланирования.
На протяжении всей истории предпринимательства корпорации стремились к тому,чтобы ограничить ответственность своих инвесторов. В XIX веке правительство
Великобритании и ряд правительств других стран ввели законодательное положениеоб ограниченной ответственности, позволившее создавать компании, в которыхмаксимально возможные потери владельцев ограничивались бы размерами ихакционерного капитала. Это было необходимо для поощрения деловогоинвестирования, поскольку, согласно существовавшей тогда практике, в случаебанкротства кредиторы могли претендовать на имущество владельца компании иполностью разорить его и его семью.
Разделение компаний с ограниченной ответственностью и их владельцевдействительно привело к бурному оживлению деловой активности в странах,принявших подобные законодательства. Кроме того, налоги на физических лиц икомпании устанавливались, как правило, разные, что выявило возможность для такназываемого налогового планирования, на практике означающего поиски законныхпутей снижения налогообложения.
В свое время лорд Клайд заметил, что ни один человек не имеет ни малейшихморальных, ни каких-либо других обязательств относительно ведения своих делтаким образом, чтобы сборщики налогов выгребли как можно больше из егокарманов. Точно так же современные директора сознают, что их обязанность переддержателями акций заключается в том, чтобы законно уменьшить налоговую ношувверенной им компании.
На руку подобным оффшорным зонам сыграло бурное развитие действий холоднойволны, приведшее к созданию огромного количества военных баз НАТО. Так как длясоздания военных баз требовались как раз территории Карибского и Тихоокеанскогобассейнов была автоматически решена задача охраны оффшорных зон, в которыхскапливалось со временем огромное количество коммерчески значимой информации.
Использование иностранных компаний особенно актуально для предпринимателей,работающих в странах бывшего Восточного блока. Высокая степень инвестиционногориска, обусловленная существующей в этих странах экономической, политической,социальной и правовой нестабильностью, ограничивает приток иностранныхинвестиций, необходимых для модернизации промышленности, торговли и финансовойсферы. Дефицит государственного бюджета в значительной степени покрывается засчет внешних займов. Сегодня на международном рынке правила игры диктуюткредиторы, а странырецепиенты иностранных инвестиций участвуют в соревнованиина право получения этих займов путем предоставления дополнительных гарантий. РФкак страна-получатель иностранных займов не является исключением. Однако, можнолишь с натяжкой утверждать, что Россия пытается привлечь иностранный капиталвсеми доступными средствами, хотя нельзя не согласиться, что иностранныекомпании, извлекающие прибыль на ее территории, действуют в более благоприятноминвестиционном, налоговом и валютном режиме по сравнению с национальнымикомпаниями.
К наиболее «старым» оффшорным зонам относятся острова Мэн, Гернси,Джерси, Гибралтар, а также Ирландия и Панама. Именно эти страны и территории втечение достаточно длительного времени не только обслуживали интересыевропейского бизнеса, но и замыкали на себя значительную часть всех оффшорныхопераций.
В послевоенный период количество оффшорных центров в мире исчислялосьединицами. Однако в начале 70-х годов начался своеобразный бум в созданииоффшорных центров, По состоянию на середину прошлого десятилетия во всём миресуществовало около 65 оффшорных центров, которые были довольно неравномернораспределены по континентам и странам. В частности, в Южной Америке былозарегистрировано 19 центров, в Европе17, в Азии 12, в Океании 7, в СевернойАмерике 5, в Африке 4, в Австралии 1 центр. Около 70% всех оффшорных центровсоздано в развивающихся странах и территориях, остальные в промышленно развитыхгосударствах.
За редким исключением оффшорные центры располагаются на территориях, островах иархипелагах с выгодным географическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникационнымисетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров.
Масштабы оффшорного бизнеса в последние годы растут весьма стремительнымитемпами. По существующим оценкам, в середине 90-х годов до половины всегообъёма мировых валютных операций проходило через оффшорные центры. Весьманаглядно о роли
оффшорного бизнеса в мировой валютно-финансовой системе и в движении капиталасвидетельствуют дынные специального исследования, проведенного экспертамиМеждународного валютного фонда (МВФ).
В подготовленном МВФ докладе анализировались масштабы и динамика зарубежныхбанковских депозитов в семи наиболее крупных оффшорных центрах (Багамскиеострова, Гонконг, Бахрейн, Панама, Сингапур, Каймановы острова, НидерландскиеАнтильские, острова).
В результате исследования оказалось, что накопленные зарубежные банковскиедепозиты по своим размерам значительно превышают основные макроэкономическиепоказатели стран пребывания и существенно превышают обычные потребностибанковского обслуживания национальной экономики. Совокупные зарубежныебанковские депозиты всех семи оффшорных центров составили в 1975 г. 21,7% такихдепозитов всех развитых стран мира, в 1980 г. 27.6, в 1985 г. 28,1, в 1990 г.27,1, в 1995г. 28,3%.
О масштабах оффшорного бизнеса свидетельствуют и данные о количестве оффшорныхкомпании, зарегистрированных в этих центрах. Так, в Панаме в начале 90-х годовбыло зарегистрировано около 120 тыс. оффшорных компаний, на острове Мэн 40тыс., в Гибралтаре 25 тыс., в Ирландии 22 тыс., на Багамах 21 тыс., на островахГернси и Джерси по 20 тыс., на Каймановых островах 18 тыс., на Кипре 13 тыс.
По оценкам экспертов МВФ, в отдельных странах доходы от оффшорного бизнесадостигают от 30 до 40% валового внутреннего продукта.
Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классическогооффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог на прибыль в размере 85%,что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4%. Оффшорной компаниипредоставляется право вести операции с иностранной валютой получать иностранныезаймы и кредиты без специального разрешения властей, регулирующих операции синостранной валютой иметь счета в иностранных банках при условии, чтоопределенная доля счетов приходится на Венгерский банк. Посредническаядеятельность таких компаний в Венгрии ограничена внешней торговлей с Россией, атакже посредничеством между российскими компаниями. Принцип такого ограниченияпростой — ориентировать оффшорные льготы на основные, преобладающие во внешнейторговле товарные потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров.
Аналогичная идея вполне может быть использована и при создании оффшорных зон врегионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могут быть целенаправленноориентированы на основных торговых партнеров того или иного региона (дляРеспублики Татарстан это, например, Германия, США, Венгрия, Швейцария, Австрия,Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды, Финляндия) данная рекомендация,разумеется, небесспорна и нуждается в дополнительной проработке.
Кипр
В настоящее время среди европейских государств оффшорные операции наиболеединамично развиваются и вносят значительный вклад в развитие национальнойэкономики на Кипре. Этот вид экономической деятельности возник здесь после1974г., когда стране угрожала экономическая разруха и для выхода из кризисакиприоты стали искать возможности достижения экономического успеха за пределамиострова, пытаясь внедриться на внешний рынок.
В настоящее время доля оффшорного бизнеса в ВЦП страны составляет примерно5-6%. За короткое время Кипр приобрёл статус признанною центра ssssделовой активности в восточном Средиземноморье и вошёл в первуюдесятку стран, специализирующихся на оффшорном бизнесе.
Для представителей иностранных деловых кругов привлекательными являютсявыгодное географическое положение Кипра, современная система связи, отлаженноебанковское дело, отсутствие ограничений на вывоз капитала, льготноеналогообложение. Кроме того, один из главных стимулов незначительный налог наприбыль (4,25%). Никакими другими видами налогов кипрские оффшорные компании необлагаются.
Также освобождена от налога прибыль от продажи акций оффшорных компаний иприбыль от реализации ими недвижимости за пределами Кипра, исключая случаи,когда фирма не специализируется на торговле недвижимостью.
Согласно данным Центрального банка Кипра, в стране ежегодно регистрируетсяболее тысячи оффшорных компаний, а всего в республике в настоящее времядействует около 13тыс. таких компаний. Общий доход от них, поступивший вгосударственный бюджет Кипра, составил примерно 200 млн. долл. Местные властидобиваются того, чтобы оффшорные компании проявляли активность в случае, еслиаудиторская ревизия даёт отрицательный отчёт о фирме как о бездействующей, ейгрозит закрытие. Одновременно правительство внимательно следит за тем, чтобыдеятельность иностранных фирм не затрагивала интересы местного капитала.
Сферы деятельности оффшорных компаний весьма разнообразны. Наибольшее их числоспециализируется на торговле и маркетинге, обслуживании судов, инжиниринге иконсалтинге, издательском и банковском деле, менеджменте и страховании.
В последние годы заметно возросло количество компаний, занимающихсясудоходством и обслуживанием судов. Система налогообложения в областисудоходства на Кипре для бизнесменов выгоднее, чем в Панаме и Либерии, особеннодля новых судов правительство предлагает скидку при регистрации судов возрастомдо 10 лет. В 1996 г. под кипрским флагом плавало более 2 тыс. судов, итенденция к росту их числа продолжается. В настоящее время Кипр занимает 7-еместо в мире по суммарному тоннажу флота, а ежегодная прибыль от индустриисудоходства составляет около 50 млн. долл. Современные морские порты в Лимасолеи Ларнаке позволяют ежегодно обслуживать около 5 тыс. судов с 25 морских линий,проходящих через Кипр.
Развитию оффшорного бизнеса способствует современная банковская система. Встране функционируют 7 коммерческих банков с 300 отделениями и 20 оффшорныхбанков, входящих в международную межбанковскую систему SWIFT. В последние годыприбыль в банковском секторе увеличивалась ежегодно примерно на 20%, чтообъясняется притоком капиталов извне, в том числе из арабских государствПерсидского залива.
Крупнейшие держатели капиталов в Кувейте, ОАЭ, других странах Ближнего иСреднего Востока, стремясь обезопасить себя, направляли свои вклады в стабильноработающие банки Кипра, способствуя его постепенному превращению в«ближневосточную банковскую Швейцарию». Общие активы кипрских банковдостигают примерно 10 млрд. долл.
По сообщениям Центрального банка Кипра, в последние годы число оффшорныхкомпаний растет в значительной степени благодаря оживлению деловой активности ввосточноевропейских государствах и странах бывшего СССР. Так, в 1990 г. наострове было зарегистрировано всего 10 фирм из республик