КультураДревнего Египта
Особенности истории икультуры
культураегипет искусство письменность
Цивилизация ДревнегоЕгипта возникла одной из первых (до сих пор остается открытым вопрос, Египетили Шумер был колыбелью человеческой истории). Древний Египет каксамостоятельная цивилизация просуществовал около трех тысячелетий –приблизительно с конца IV тысячелетия до н.э. до 332 г. до н.э., когда он был покорен Александром Македонским.
Завоевание АлександромМакедонским навсегда лишило Египет независимости, однако древнеегипетскаякультура еще долгое время продолжала существовать. В течение трех веков здесьправили наследники Александра, потомки его полководца Птолемея. В 30 г. до н.э. Египет превратился в римскую провинцию. Около 200 г. н.э. сюда пришло христианство, которое затем стало официальной религией – вплоть до арабского завоевания в 640 г. н.э.
Слово «Египет» в переводес древнегреческого означает «загадка», «тайна». Сами же египтяне называли своюстрану «Кемет», что на их языке означало «черная земля». Таким образомпротивопоставлялся цвет плодородной почвы долины Нила красной земле окружавшихЕгипет пустынь.
Действительно,существование Египта напрямую зависело от Нила, от разливов Великой реки (какназывали ее египтяне), приносивших на поля плодородный ил. Не случайно «отецистории» Геродот назвал Египет «даром Нила». Основу экономики страны составлялоирригационное (орошаемое) земледелие. Оросительные системы требовалицентрализованного управления, и эту роль взяло на себя государство во главе сфараоном. Он обладал неограниченной властью, которая имела, по представлениямегиптян, божественную природу.
В истории Древнего Египтавыделяют несколько основных периодов:
— додинастический (втораяполовина IV – начало III тыс. до н.э.);
— Древнее царство(2900–2270 гг. до н.э.),
— Среднее царство (2100–1700 гг. до н.э.),
— Новое царство (1555–1090 гг. до н.э.) и
— Позднее царство (XI в.– 332 г. до н.э.).
Эти основные этапыразделяют периоды междуцарствий, характеризующиеся распадом единого государстваи вторжениями иноземных племен.
Становлениедревнеегипетской цивилизации происходило в додинастический период. К концу IVтысячелетия до н.э. складываются два крупных раннегосударственных объединения:Верхний и Нижний Египет, а в начале III тысячелетия до н.э. происходитобъединение Египта под властью царя Мины (Менеса), который основал первуюстолицу государства – Мемфис.
Уже в додинастическийпериод в Древнем Египте появились городские поселения, стали развиватьсяирригационное земледелие, скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. К этомупериоду относится формирование религиозно-мифологических представлений(заупокойного культа и культа обожествленного правителя), а также началоизготовления папируса и распространения письменности. Тем не менее, настоящийрасцвет Египта наступил в эпоху Древнего царства, когда произошло объединениестраны. Сами египтяне считали эту эпоху «золотым веком» в своей истории.
Древнее царство
В период Древнего царстваЕгипет вступил в век металла (бронзовый век). Наряду с каменными орудиями трудашироко применялись изделия из меди.
Религия. Огромную роль вжизни египтян играла религия. Особенностями религиозных верований объясняютсямногие характерные черты и формы египетского искусства, литературы, науки.Греческий историк Геродот назвал египтян самыми набожными из людей. Онисчитали, что их родина создана богами, которые правили Египтом до земных царей.Боги-творцы уничтожили первоначальный хаос, создали многообразный мир иутвердили в нем божественный Порядок и Истину, составляющие всеобщую гармонию,воплощением которой является богиня Маат.
Религиозные взглядыдревних египтян в основном сложились в эпоху Древнего царства. В дальнейшем онипретерпели значительные изменения, которые, тем не менее, не коснулись исходныхчерт и особенностей религии. В частности, неизменным оставался культ животных иптиц, чему соответствовало зооантропоморфное изображение божеств.
Религиозные представлениядревних египтян рождались на основании впечатлений от реального природногомира. Животные наделялись сверхъестественными, магическими свойствами, имприписывалось бессмертие. Бог Гор уподоблялся соколу, Анубис – шакалу, Тотизображался в виде ибиса, Хнум – барана, Собек – крокодила, богиня Хатхор –коровы. Ёгиптяне поклонялись не самому животному, а божественному духу,способному принимать различные формы существования, на которые распространялосьрелигиозное почитание.
Широко распространен былкульт быка, олицетворявшего бога плодородия и животворные силы природы. Помимоэтого в ряде местностей бык считался воплощением солнечного бога Ра, в Мемфисев нем видели бога Птаха, в Абидосе его связывали с культом Осириса.
С развитием египетскойцивилизации богам стали придавать человекоподобный вид. Остатки древнейшегопоклонения богам-животным законсервировались в виде птичьих и звериных голов уантропоморфных (человекоподобных) божеств и проявлялись в элементах головныхуборов (голова сокола у Гора, рога коровы у Изиды, рожки газели у Сатит, рогабарана у Амона и т.д.). Египетский пантеон с большим числом звероподобных боговбыл непонятен иностранцам. «Что за чудовища явились предметом почитания в этойсумасшедшей стране? – вопрошал римский поэт Ювенал. – Где вы еще встретитегорящий золотом портрет длиннохвостой макаки?»
Боги в представленииегиптян были не только на земле, но и на небе. Оба местообитания наделялисьпотусторонним измерением. Так, восходящее солнце воспринималось ими как бог Ра,плывущий в лодке к «другому берегу» – западному горизонту. Там он садился наночную ладью и путешествовал в загробном мире, совершая круг, чтобы утром вновьпоявиться над горизонтом в виде дневного светила. Солнечные божества сталипочитаться очень рано, и представляли их по-разному: то в виде крылатого диска,то как скарабея с солнцем в лапах, то в облике сокола, то человеком с соколинойголовой. Именно из числа этих божеств выдвинулся и стал общеегипетским бог Ра,который в разное время отождествлялся с другими богами – Атумом, Амоном, Гором.
Одной из атрибутивных иважных черт древнеегипетской религии было обожествление царя – фараона.Согласно надписи на одной из гробниц, фараон был «распорядителем всего, чтопослано небом и вскормлено землей». С момента становления государственностифараон считался живым богом на Земле, воплощением бога Гора. В Древнем царствеего представляли как земного сына бога Ра, в Среднем царстве – сыном Амона-Ра.Считалось, что земная природа фараона получена от матери, а божественная – отверховного бога. После смерти фараона хоронили с необычайной пышностью вспециально возведенной гробнице с богатейшим погребальным инвентарем. Египтянеполагали, что его божественная натура удалялась в потусторонний мир, гдевоссоединялась с остальными богами. Подобно богам, фараоны имели свои храмы,где им при жизни приносились жертвы и в их честь проводились богослужения.
Важнейшим элементомрелигиозных представлений древних египтян была вера в загробную жизнь, тесносвязанная с заупокойным культом. Загробная жизнь виделась не только как переходчеловеческой души из одного состояния в другое, но и как сложное взаимодействиеее с «воскресшим» телом после смены ипостаси.
Одно из проявленийбессмертной души – Ах, или «преображенный дух», покидающий, согласно верованиямегиптян, тело после смерти для возрождения на небесах. Менее далекий путьсовершала Ба умершего – его «душа», изображавшаяся как птица с человеческойголовой; она могла на время оставлять мертвую плоть, но всегда возвращалась всвое «гнездо» – тело покойного. Третий элемент, Ка, был связан с телом ещеболее тесными узами, представляя собой жизненную силу умершего. Ка принималдары, принесенные родственниками покойного для поддержания его сил во времяпутешествия в загробный мир, о чем свидетельствует, например, такая заупокойнаязапись: «Тысяча хлебов и кувшинов с пивом и остальная хорошая и свежая еда дляКа усопшего».
Спецификадревнеегипетской религии состояла в достижении воскрешения не только «души», нои «тела». Чтобы продолжить жизнь в гробнице и вне ее, тело мертвеца должно былосохраниться. Забота о сохранности останков привела к развитию бальзамирования имумификации. Тело обертывали пропитанными смолой льняными бинтами, и оносохраняло форму, даже когда под бинтами начинался процесс распада. Этанесложная процедура давала поразительный эффект. В одной из гробниц нашлиобернутый бинтами фрагмент руки, возраст которой около 5000 лет.Предположительно, она принадлежала фараону I династии Джеру (Дену).
Уже в Древнем царствепредпринимались попытки создания мумий. Удаленные через разрез в брюшнойполости внутренние органы помещались в канопы – сосуды, наполненные специальнымраствором. Затем полое тело высушивали и заворачивали в пропитанную смоламиткань. После завершения этой процедуры тело одевали, а на лицо наносили зеленуюкраску.
Архитектура. Главнымвидом искусства Древнего Египта была архитектура, которая развивалась в тесномединстве с живописью, скульптурой и рельефом.
Подавляющее большинствоархитектурных построек Древнего царства связано с заупокойным культом. Раннимипогребальными сооружениями были мастабы (араб., буквально – каменная скамья),первоначально представлявшие собой песчаную насыпь, укрепленную каменнойкладкой. Мастабы фараонов, начиная с первой династии, имели плоскую крышу и наклонныестены и строились из высушенных на солнце глиняных кирпичей.
Со времени правленияфараона III династии Джосера (XXVIII в. до н.э.) формы царских погребальныхсооружений существенно изменились. Гениальный зодчий Имхотеп предложил проектгробницы, ставший переходным вариантом от мастабы к пирамиде. Имхотепфактически построил сооружение из 6 мастаб, расположенных одна на другой иуменьшающихся в размере от основания к вершине. В результате получиласьступенчатая пирамида, в которой форма подчеркивала сакральное назначениесооружения. На стене гробницы имеется текст: «Для него (царя) построеналестница до небес, чтобы он смог попасть с вершины ее на небо». ПирамидаДжосера имела высоту 62 м, а длина стен у основания составляла 125 и 104 м.
Для основателя IVдинастии фараона Снофру построили пирамиду из 8 ступеней, которые затемзасыпали щебнем и облицевали известняком. Так появилась классическая пирамида сровными гранями.
Самые большие и знаменитыепирамиды находятся в Гизе и принадлежат фараонам IV династии Хуфу (греч.Хеопс), Хафру (Хефрен) и Менкауру (Микерин). Они довольно точно ориентированыпо сторонам света. Крупнейшая из них – пирамида фараона Хеопса (высота около 147 м) была построена в XXVII в. до н.э. зодчим Хемиуном, племянником фараона. Пирамида сложена изболее чем 2 300 000 каменных блоков, средний вес блока составляет 2,5 т.Поражает тщательность обработки блоков и невероятная точность, с которой они устанавливалисьдруг на друга: зазоры между ними не превышают 1 мм.
Пирамиды выражали идеюбессмертной, божественной природы фараона и подчеркивали его неограниченнуювласть над простыми смертными. Невероятные размеры пирамиды, тяжелаястатичность символизировали неизменность и вечность стоящих над смертными сил.Приближающегося человека она буквально подавляла, заставляя почувствовать своюнезначительность. Египтянам внушалось бесконечное превосходство вечных«богов-людей», наделенных безграничной властью.
Древние греки призналипирамиды одним из семи чудес света. Архитектурные памятники последующих эпох, втом числе величественный христианский храм Европы – собор Святого Петра в Риме,кажутся карликами по сравнению с пирамидой Хеопса, основание которой в два разапревосходит по ширине Красную площадь в Москве.
Пирамиды в Гизесоставляют центр огромного погребального комплекса – с поминальными храмамифараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. Вархитектурный ансамбль входит знаменитый Большой сфинкс длиной 57 м и высотой 20 м – вырубленное из цельной скалы изображение льва с человеческим лицом, по одной изверсий, фараона Хафра (Хефрена).
Искусство. В искусствеДревнего царства большую роль играла скульптура. Египетские статуи создавалисьсогласно канонам (греч. kanon – правило, норма) – строгим законам, которымподчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие свыдвинутой вперед ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди (или лежащимина коленях) руками и сомкнутыми ногами. Помещенные в поминальные храмы игробницы статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, апотому отличались портретным сходством.
При выполнении рельефов(скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей египтянеиспользовали традиционный прием плоскостного изображения фигуры: ее ноги и лицоизображались в профиль, глаз – анфас, а плечи и нижняя часть туловища – втрехчетвертном развороте. Скульпторы таким образом показывали персонаж с разныхсторон, совмещая наиболее выигрышные точки обзора. В изображении главную рольиграла линия, а не цвет.
Фараон и вельможи всегдаизображались более крупными, чем их окружение. На рельефе гробницы Мередука(XVIII в. до н.э.) фигура жены вельможи едва достигает колен супруга. Живо иузнаваемо передан мир природы: разнообразные звери, птицы, рыбы, растения.Тщательно проработаны всевозможные предметы, созданные человеком: орудия труда,одежда, украшения, музыкальные инструменты.
Письменность. Важнымэлементом культуры Древнего Египта была письменность. Возникновениедревнеегипетской иероглифической (от греч. hieros – священный и glyphe – резать) письменности относится к додинастическомупериоду. Однако ее широкое распространение, начиная с периода Древнего царства,было связано с потребностями сложной отчетности и обширной переписки.Первоначально знаки письма обозначали конкретный объект или абстрактноепонятие. Затем некоторые иероглифы стали передавать звуки речи или сочетаниязвуков, но наряду с ними продолжали существовать знаки, обозначавшие целыеслова. Надписи этого времени представляют собой беспорядочное чередованиефонетических символов с идеограммами, т.е. знаками, обозначающими понятия.Упорядочение такой сложной системы стало возможно с появлением иератического(жреческого) письма: в нем написание иероглифических знаков упростилось, анекоторые обозначения соединились между собой. Последнему обстоятельствуспособствовало широкое распространение папируса – уникального египетскогоматериала для письма.
Сырьем для изготовленияпапируса служил тростник, в изобилии росший в дельте Нила. Полосы, зарезанныеиз сердцевины тростника, смачивались в воде, спрессовывались и высушивались. Врезультате получался тонкий письменный материал с ровной поверхностью,напоминавший бумагу. Листы папируса при складывании не мялись на сгибах, чтопозволяло соединять их в свитки длиной до 40 м. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда пошловыражение «писать с красной строки»), а весь остальной текст наносился чернойкраской.
Изобретенный ипроизводившийся лишь в Египте папирус долгое время составлял главную статью египетскогоэкспорта.
Среднее царство
В последние века IIIтысячелетия до н.э. египетское государство, ослабленное войнами,внутриполитической борьбой и грандиозным строительством, распалось на отдельныеобласти (номы). Новое объединение произошло в эпоху Среднего царства.Политический центр страны переместился в Фивы. В период Среднего царстваинтенсивно развивалась выплавка металла и египтяне широко использовали орудияиз бронзы (сплава меди и олова).
Среднее царство считаетсяклассическим веком египетской культуры. Своего расцвета достигли египетскаялитература и наука, ярче проступили индивидуальные черты в скульптуре иизобразительном искусстве.
Религия. Усиление тогоили иного города Древнего Египта приводило к росту популярности его верховныхбогов. Наглядным примером может служить образ фиванского бога Амона, которыйдолгое время играл второстепенную локализованную роль. Только в Среднемцарстве, когда Фивы превратились в резиденцию фараонов, он получил статусобщегосударственного бога и ему посвятили единый культ Амона-Ра.
Архитектура. В периодСреднего царства возросла самостоятельность отдельных номов, что привело красцвету местных художественных школ. Правители номов, пользовавшиеся известнойавтономией, начали строить свои усыпальницы в собственных владениях, а не уподножия царской пирамиды. Пирамиды стали гораздо скромнее, их возводили изкирпича с прокладкой из песка и щебня, что приводило к их быстрому разрушению.
По сравнению с Древнимцарством строилось больше храмов. Одним из самых значительных архитектурныхсооружений Среднего царства стал заупокойный храм фараона Ментухотепа I. Онпредставлял собой сложный комплекс из скальных гробниц, храмовых дворов и заловс монументальными колоннадами на последовательно возвышавшихся террасах.
Фараон Аменемхет IIIвоздвиг в Фаюмском оазисе огромное сооружение (площадью 72 тыс. кв. м) смножеством помещений – залов, молелен, коридоров, кладовых. До наших дней дошлитолько разрозненные обломки, а также предания древних греков, дивившихсястроению не меньше, чем великим пирамидам, и давших ему название Лабиринт. Также именовали дворец царя Миноса на Крите – другую масштабную постройку с крайнезапутанной, беспорядочной планировкой.
Литература. Наряду стекстами религиозного характера древние египтяне создали оригинальнуюхудожественную литературу. Классическим периодом египетской литературысчитается Среднее царство. Наиболее распространенными жанрами были повесть исказка. Широкую известность получила «История Синухета», дошедшая до нас вомногих списках. В отдельных произведениях ставились под сомнение традиционныевзгляды на загробное существование. Таковы «Песнь арфиста» и «Беседаразочарованного со своей душой». Достаточно богатой была и поэтическаялитература – гимны богам и фараонам, хвалебные песни.
Наука. Среднее царствовошло в историю как период развития научных знаний. Их средоточием стали храмы.Для египтян солнце и звезды были исполнены божественного смысла, а потомуастрономия зародилась в лоне религии. Наблюдая движение небесных светил, жрецы обнаружили,что самая яркая звезда Сириус раз в году оказывается прямо над восходящимсолнцем и через несколько дней после этого начинается ежегодный разлив Нила.Этот день ознаменовал первый день египетского года, насчитывавшего 12 месяцев,каждый из которых состоял из 30 дней. Для соответствия реальнойпродолжительности года в календарь включалось еще 5 дополнительных дней.Было принято у египтян и деление суток на 24 часа.
На период Среднегоцарства приходится расцвет математических и медицинских знаний. Египетскиематематики умели определять длину окружности, площадь круга, объем усеченнойпирамиды, площадь поверхности полушария. Они пользовались десятичной системойсчета, дробями, знали арифметическую прогрессию.
Во многом благодаряразвивавшемуся искусству мумификации и бальзамирования египтяне обладализначительными медицинскими познаниями. Их врачи хорошо знали анатомию,занимались изучением мозга, кровеносных сосудов, пульса и сердца. У нихпоявилось и врачебное профилирование: специалисты по глазным, зубным болезням идр. Вместе с тем практические руководства для врачей содержали научные знаниявперемежку с магией.
Достижения египетскоймедицины, прежде всего хирургии, оказали заметное влияние на развитиемедицинских знаний многих народов древности и средневековья.
Новое царство
Окончание Среднегоцарства связано с нашествием племен гиксосов около 1700 г. до н.э. Они утвердились в Египте на полтора столетия. Изгнание гиксосов в середине XVI в. дон.э. положило начало эпохе Нового царства и возрождению египетскойгосударственности. В период Нового царства Древний Египет достиг наивысшегомогущества. Фараоны XVIII династии установили свое господство над многимисоседними странами (Эфиопия, Палестина, Сирия). Египет переживал бурныйэкономический рост, чему способствовали успешные завоевательные войны,приносившие рабов, сырье, золото.
В эпоху Нового царстваегиптяне начали применять железо, широко использовали ткацкий станок, сталиосваивать коневодство. Непревзойденного совершенства достигла мумификация, чемуспособствовал высокий уровень научных знаний. Это время отмечено грандиознымхрамовым строительством, расцветом искусства рельефа, развитием монументальнойскульптуры, разнообразием литературных жанров.
Религия и власть.Заметным событием религиозной и общественной жизни Египта Нового царства сталареформа, проведенная фараоном Аменхотепом IV (1368 – ок. 1351 г. до н.э.). Стремясь ослабить власть жрецов, фараон запретил все многочисленные старые культы.Имя и изображения верховного фиванского бога Амона повсеместно уничтожались,что, по представлениям египтян, должно было свести на нет его мощь и само егосуществование. Единственным и истинным богом провозгласили Атона – богасолнечного диска. Это первая из известных в истории попытка введения единобожия– монотеизма.
Аменхотеп IV, изменившийсвое имя на Эхнатон («угодный Атону»), покинул старую столицу Фивы и основалновую – Ахетатон («горизонт Атона») в местности, ныне называемой Амарна. Яркий,но недолгий период царствования фараона-реформатора принято обозначать какамарнский период.
После смерти Эхнатона егопротивники постарались стереть Ахетатон с лица земли, а с ним и память офараоне-отступнике. Старая религиозная система была восстановлена ипросуществовала с некоторыми изменениями до конца древнеегипетской цивилизации.
Архитектура и искусство.Наивысший подъем Египта в период Нового царства нашел отражение и вмонументальном искусстве. В Дейр эль-Бахри в так называемой Долине царей обнаружены58 усыпальниц фараонов Нового царства. Величайшими сооружениями этой эпохи былихрамы, в частности, знаменитые храмы в Луксоре и Карнаке, посвященные богуАмону-Ра. Они занимали огромную площадь и отличались подчеркнутоймонументальностью. Великолепны дворы Луксорского храма, окруженные могучимизолотистыми колоннами в виде папируса. Главной достопримечательностью являетсяколонный (гипостильный) зал, в котором более 130 колонн образуют 16 рядов.
Своего совершенства впериод Нового царства достигли живопись и рельеф. Изобразительное искусствоэтой эпохи отличает стремление к изысканности. Удлиненные легкие тела поражаютгибкостью, очертания плеч – мягкой округлостью, точеные профили – тонкойкрасотой. Миндалевидные глаза полуприкрыты веками, что придает взглядутаинственность. Рельефы, росписи на стенах гробниц проникнуты динамизмом, ониудивляют разнообразием сюжетов.
Значительные изменения вискусстве Нового царства связаны с деятельностью Эхнатона. Для возникшего принем амарнского стиля характерны естественность и реалистичность – светские,неканонические качества. Они отличают и скульптурные изображения самогоЭхнатона, его супруги Нефертити, и живописные портреты их дочерей.
Периодом наивысшегополитического могущества Египта стало правление фараонов XIX династии (конецXIV-XII в. до н.э.). Эти честолюбивые правители пытались превзойти своихпредшественников, затмить достижения Древнего царства. При них возобновилосьмонументальное строительство, были возведены колоссальных размеров храмы с обилиемколонн и статуй, необычайным богатством и пышностью убранства.
Впечатляющим памятникомархитектуры этого времени является скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Егофасад украшали 4 двадцатиметровые статуи фараона, сидящего на троне втрадиционной застывшей позе с руками на коленях. Все архитектурно-пластическоепостроение ансамбля подчинено идее утверждения власти и силы.
Литература. Большинствопапирусов, найденных в гробницах Нового царства, содержат фрагменты «Книгимертвых» – крупнейшего памятника религиозной литературы Древнего Египта.Египтяне помещали рядом с телом усопшего избранные тексты из этой книги илимолитвы, веря, что помогают умершему скорее очутиться в загробном мире.
Литература Новогоцарства, продолжая традиции предыдущего периода, одновременно становилась болееразнообразной и многожанровой (сказки и повести, басни, религиозная поэзия,наставления, любовная лирика). До нас дошли такие произведения этого времени,как «Правда и Кривда», «Сказка об обреченном царевиче», «Сказка о двух братьях»,«Поучение Аменемопе», «Взятие Яффы» и др.
Ярким явлением той порыстала любовная лирика – «песни услаждения сердца». Светская лирика – уникальноеявление для Древнего Востока, любовная поэзия которого обычно подчиняласькультовым (религиозным) целям. Египетская любовная лирика, как и реалистическийскульптурный портрет амарнского периода, значительно отличалась оттрадиционного искусства Древнего Востока, напоминая скорее светское искусствоЗападной Европы.
Позднее царство
В эпоху Позднего царстваЕгипет находился в глубоком кризисе: центральная власть ослабела, странараспадалась на отдельные области и терпела поражения в войнах с внешнимиврагами, с ассирийцами и персами.
Культура этого периода,несмотря на отдельные достижения, свидетельствует о том, что творческие силы ееуже исчерпаны. Египтяне обращались к образцам Древнего царства в религии,литературе, изобразительном искусстве. Эта намеренная архаизация, попыткивозродить древнейшие черты египетской культуры были вызваны и стремлением отстоятьсвою самобытность перед угрозой военного и культурного порабощения.
В 332 г. до н.э. завоеванный Александром Македонским Древний Египет прекратил свое существование каксамостоятельная цивилизация, однако некоторые феномены культуры (например,письменность и литература) продолжали жить еще на протяжении ряда столетий. В 30 г. до н.э. Египет вошел в состав Римской империи, а в середине VII в. н.э., после завоеванияарабами, приобрел черты арабо-мусульманской культуры и цивилизации.
Список использованныхисточников
1. Культурология. Учебное пособие. /Под ред. А.А. Радугина – М., 2001.
2. Эренгросс Б.А. Культурология.Учебник для вузов. / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник. – М.:Оникс, 2007.
3. Ширшов И.Е. Культурология – теорияи история культуры: учебное пособие. / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива, 2010.