Особенности квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
“ Особенности квалификации преступлений в сфере незаконного оборотанаркотических средств, психотропных веществ и их аналогов”

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
Глава 1. Правовая и социальнаяобусловленность установления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. 7
1.1. Наркотизм как социальнаяпроблема. 7
1.2. Историко-правовой анализборьбы с незаконным оборотом наркотиков  11
Глава 2. Уголовно – правоваяхарактеристика незаконного оборота наркотических средств. 18
2.1. Анализ норм международногоправа в сфере регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществи их аналогов. 18
2.2. Характеристика объективных исубъективных признаков состава преступлений, предусмотренных в статьях 228 и 228.1 УК РФ… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 31
Список использованной литературы… 33
Приложение 1. 37
ВВЕДЕНИЕ
Охрана и укрепление здоровья граждан является неотъемлемымусловием жизни общества, поскольку здоровье, как и жизнь, есть высшеенеотчуждаемое первостепенное благо, без которого утрачивают значение вразличной степени многие иные социальные блага. Статья 41 Конституции РФгласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».[1]Охрана здоровья осуществляется совокупностью мер политического, экономического,правового, социального, культурного, научного, медицинского,санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера.
В современной России серьезной проблемой являетсянемедицинское употребление наркотических, психотропных средств, их аналогов инезаконный их оборот. Темпы наркотизации общества приобрели глобальныемасштабы, создали угрозу целостности российского генофонда и безопасностигосударства. По экспертным оценкам более двух третей лиц, употребляющихнаркотики и психотропные вещества, имеют возраст до 30 лет. Из года в годнабирает темпы подростковая и школьная наркомания. Будучи известными,человечеству с давних времен, наркотики и прочие одурманивающие веществасуществовали как элементы быта или различных субкультур. С первой четвертипрошлого века наркотики применялись, в основном, как средства обезболивания.Позднее они завоевали популярность в немедицинской сфере, пугая общественностьпримерами тяжелого пристрастия, которое возникает у их поклонников. В настоящеевремя в условиях активного распространения наркомании и роста преступлений,связанных с незаконным оборотом наркотиков,[2] огромное значение имеетправильное применение уголовно-правовых норм действующего законодательства,предусматривающих ответственность за совершение этих преступлений.
Проблема распространения наркотиков является актуальной нетолько для России, но и всего международного сообщества. В связи с этимразрабатывается и внедряется в практику широкий комплекс экономических,социальных, организационных, медицинских и правовых мер. Наркомания — явлениесоциальное, и поэтому бороться с ней необходимо, прежде всего,социально-экономическими методами. Вместе с тем существенное значение имеют имеры сугубо юридического характера, поскольку они создают соответствующуюправовую базу для применения иных мер. Первым международным договором,затронувшим этот вопрос, стала Гаагская конвенция 1912 г. Затем был принят ещеряд международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотическихсредств, в том числе Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическимисредствами 1936 г. В целях унификации международно-правовых актов 30 марта 1961г. в Нью-Йорке была принята Единая конвенция о наркотических средствах[3],21 февраля 1971 г. в Вене — Конвенция о психотропных веществах[4], и,наконец,20 декабря 1988 г. в Вене — Конвенция ООН о борьбе против незаконногооборота наркотических средств и психотропных веществ[5]. Вназванных нормативных актах, в частности в последних трех, определен переченьнаркотических средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуютсясогласно международному и национальным законодательствам, а также указаны мерыборьбы с этими преступлениями.
Россия участвует в данных Конвенциях, и в силу международныхобязательств (хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовуюбазу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ натерритории Российской Федерации. Основу ее составляет Федеральный закон от 8января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропныхвеществах»[6](далее — Закон о наркотиках).
Таким образом, актуальность темы данной курсовой работысостоит в том, что здоровье нации находится на сегодняшний день под пристальнымвниманием государства, проводятся различного рода мероприятия, направленные наохрану и укрепление здоровья граждан. Преступления же в сфере незаконногооборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов тем или инымобразом наносят вред здоровью человека и все нации.
Целью работы является комплексный анализ преступлений всфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и иханалогов.
Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:
— рассмотреть преступления в сфере незаконного оборотанаркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
— охарактеризовать и проанализировать особенностиквалификации указанных выше преступлений.
Объектом исследования будут служить общественные отношения,связанные с оборотом наркотических, психотропных веществ и их аналогов.
Предметом работы будет изучение статей 228 и 228.1 УК РФ.
Методами данной являются аналитические и историка –социологические.
Общетеоретической основой исследования послужили научныетруды таких ученых, как С.А. Буданов; С.Т. Гаврилов; Н.В. Иванцова; М.Л.Прохорова; Л.И. Романова; Е.Л. Харьковский и др. Структура данной курсовойработы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя две главы, введение,заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Правовая и социальная обусловленностьустановления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотическихсредств, психотропных веществ и их аналогов1.1. Наркотизм как социальная проблема
В Российской Федерации ситуация со злоупотреблениемнаркотическими средствами и их незаконным оборотом приобрела выраженнуютенденцию к обострению, распространение наркомании происходит нарастающимитемпами. Буквально за несколько последних лет наркомания превратилась в одну изсамых серьезных угроз национальной безопасности российского государства.
Социологические исследования последнего времени показывают,что современная наркоситуация в России приобрела новые черты и особенности,которые связаны с целым комплексом объективных обстоятельств. Важнейшимипризнаками новой наркоситуации являются: резкое возрастание производства ираспространения наркотиков в стране; рост числа потребителей наркотиков (в 1999г. было совершено 18 518 преступлений в состоянии наркотического илитоксического опьянения); фактическое включение России в международную системунаркобизнеса — увеличение контрабанды наркотических средств (более половинывсех изымаемых наркотиков имеют иностранное происхождение); превращение страны вмеждународный перевалочный пункт для транспортировки наркотиков. Масштабы итемпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под вопросфизическое и моральное здоровье значительной части молодежи и будущуюстабильность российского общества в ближайшей перспективе.Я.И. Гилинский[7] выделяетфакторы, влияющие на распространение наркотиков и рост их потребления, аименно: глубокий системный кризис, социальная дезорганизация и трансформацияобщественных устоев. Среди социальных факторов, способствующих злоупотреблениюнаркотическими веществами, называются следующие: высокий уровень безработицы,разрушение морально-нравственных идеалов, снижение уровня образования, общейкультуры, материального состояния.
У людей, употребляющих наркотики, резко снижается трудовой,духовно-нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал. Совершенно ясно,что наркомания несовместима с любой деятельностью, которая требует большихфизических, психологических и интеллектуальных затрат. [8]
Наркотизм — социальное явление, характеризующееся массовымпотреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначенияврача, совершением незаконных операций с ними, приобщением других лиц кнемедицинскому приему таких веществ и иными случаями незаконного оборотасоответствующих веществ.
На современном этапе немедицинское потребление наркотиков инаркомания, как крайняя форма его проявления, стали глобальной проблемоймирового сообщества. Международные органы и организации уделяют большоевнимание формированию антинаркотических тенденций современного развития мира.Начиная с заседания Шанхайской опиумной комиссии 1909 г. было проведено порядка15 международных заседаний и конференций, на которых были разработаны и принятымеждународные протоколы, соглашения и конвенции, в том числе Единая конвенция онаркотических средствах (30 марта 1961 г), Конвенция о психотропных веществах(21 февраля 1971 г), Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборотанаркотических средств и психотропных веществ (19 декабря 1988 г)
Серьезную угрозу национальной безопасности проблемынаркотиков и наркобизнеса представляют для России. К концу 80-х годов сослаблением административных рычагов, снятием «железного занавеса» иоткрытием границ Россия оказалась неготовой к стремительному распространениюнаркотиков и наркобизнеса на ее территории. Особенность геополитического игеографического положения страны превратила ее не только в перевалочную базу междуЕвропой и Азией, но и в страну сбыта и производства наиболее опасныхнаркотиков. По разным экспертным оценкам, к началу ХХI в. в Россиинасчитывается от 4[9]до 15 млн. наркоманов и ежегодно официально регистрируется увеличениенаркоманов в среднем на 20-30%[10].За последние годы, по официальной статистике, число преступлений, связанных снаркотическими средствами и психотропными веществами (в том числе и снезаконным оборотом этих веществ), увеличилось в три раза и достигло на начало2000 г.216 364 преступлений (в том числе 190 007 — в крупном и особо крупномразмерах), что составляет 7,2% от общего числа зарегистрированных преступлений.Особенно тревожным является то обстоятельство, что возрастает доля потреблениятак называемых тяжелых наркотиков (героин, ЛСД и т.п.). Так, структура изъятыхв 1994 г. основных видов наркотиков по весу выглядела следующим образом:маковая соломка — 56,03%, марихуана — 41,2%, опий — 1,7%, гашиш — 1,06%,амфетамины — 0,03%, героин — 0,002%, кокаин — 0,002%. В 1998 г. картинавыглядела уже следующим образом: маковая соломка — 37,8%, марихуана — 54,8%,опий — 4,3%, гашиш — 2,62%, амфетамины — 0,6%, героин — 0,46%, кокаин — 0,02%.
В орбиту неконтролируемого оборота наркотиков все болееактивно вовлекаются молодежь и школьники, а местом распространения наркотиковвсе чаще становятся учебные заведения, места массового досуга молодежи. Запоследние десять лет число смертей от употребления наркотиков среди детейувеличилось в 42 раза!!! [11]
Общественная опасность немедицинского потреблениянаркотических средств и психотропных веществ определяется не только ростомчисла преступлений, связанных с их незаконным оборотом и ростом наркоманов, чтоуже представляет угрозу генофонду населения, но и возрастанием организованныхпреступных групп в сфере наркооборота. В ближайшей перспективе возможны:
·    дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном,межрегиональном и международном уровнях при одновременном разделе и переделетерритории страны и отраслей преступного наркобизнеса на сферы влияния, врезультате чего может быть установлен контроль криминальных структур занекоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;
·    активизация попыток международных преступных сообществиспользовать территорию России для расширения наркобизнеса и отмыванияпреступных доходов;
·    расширение масштабов, повышение опасности, изощренности идерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, все большееиспользование в преступных целях знаний специалистов различного профиля,усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;
·    возрастание тяжести и масштабов социальных, в том числеэкономических, последствий противоправного употребления наркотиков и ихнезаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особеннов молодежной среде.
По оценкам экспертов, стоимостное выражение наркорынка впоследние годы превысило 7 млрд. долларов США. Из этого объема в странеостается не более 10-14%, а до 6 млрд. после процедуры отмывания переправляетсяза границу.
Высокая степень опасности распространения наркотиковобусловливается не только причинением серьезного вреда здоровью человека, врезультате чего он лишается социальных функций (из 100 наркоманов, потребляющихгероин, при традиционном разовом лечении только 3-5 человек окончательновыходят из наркозависимости), но и другими сопутствующими факторами.Наркозависимые люди — питательная среда для преступности. Поскольку в силуразных причин, в том числе и проблем трудоустройства, такие деньги есть далеконе у каждого, постольку остается единственный путь их приобретения –криминальный.
Таким образом, бесспорно, наркотизм является большойсоциальной проблемой. Государству необходимо приложить все усилия в целяхискоренения данного негативного общественного явления. 1.2. Историко-правовой анализ борьбы с незаконнымоборотом наркотиков
Борьба с наркотиками велась во все времена. Текущаяантинаркотическая политика России основывается не только на силовомпротиводействии этим негативным явлениям, но и предусматривает широкуюкомплексную стратегию сокращения спроса на наркотики, профилактику наркомании,лечение и реабилитацию больных наркоманией, укрепление и расширениемеждународного сотрудничества в данной сфере.
После распада Советского Союза в связи с глубокимисоциально-экономическими преобразованиями, которые произошли в обществе ипрозрачностью новых границ России резко увеличилось количество поступающих натерриторию России наркотиков из-за рубежа, и, соответственно, лиц, потребляющихнаркотические средства и психотропные вещества. Только по официальным данным научете в настоящее время состоит около 500 тысяч лиц, допускающих немедицинскоепотребление наркотиков. Всего же по различным оценкам в стране насчитываетсянесколько миллионов наркоманов. За последние 10 лет число лиц, потребляющихнаркотики выросло практически в 10 раз. Именно массовая наркотизация населенияпотребовала адекватной реакции со стороны общества, со стороны государственнойвласти. Потребовалось принятие таких организационных мер как созданиеспециально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которыйосуществлял бы контроль за оборотом наркотических средств и психотропныхвеществ. Спрашивается, а почему нельзя было в рамках прежней системыправоохранительных органов решать эту проблему? Ранее было много ответственныхза решение данного вопроса. Например, оперативно-розыскную деятельность поборьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков, проводилиорганы МВД, ФСБ, ГТК, ФПС России. Следствие по делам этой категории вели органыМВД, ФСБ, таможни, прокуратуры. В итоге и не известно было с кого спрашивать законечный результат работы. Каждое ведомство занималось своим узким сегментом.Эти сегменты, зачастую, накладывались друг на друга. Кроме того, не былоединого координирующего органа, который смог бы сделать действия различныхфедеральных органов в этой области скоординированными, согласованными,направленными на конечный результат. Противодействие незаконному оборотунаркотиков включает в себя не только применение оперативно-розыскных,уголовных, процессуальных мер, но также и большую контрольную работу залегальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Это и большаяпрофилактическая работа, связанная в том числе, с оказанием медицинской помощии реабилитацией. Для того, чтобы скоординировать все усилия государственныхорганов на достижение конечного результата, предотвратить массовую наркотизациюнаселения и было принято решение о создании Государственного комитета РФ поконтролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Решение, какуже отметалось, было принято в марте 2003 года, а с 1 июля 2003 годаГоснаркоконтроль России приступил к работе.
Существует целая система контроля. Указанный контроль, впервую очередь, должны осуществлять руководители перечисленных организаций.Сотрудникам нашей службы предоставляют право осуществлять контроль засоблюдением установленного порядка оборота наркотиков. Это позволяетпредотвратить различные правонарушения в данной области, злоупотребления состороны лиц, которые имеют допуск к таким средствам и веществам. Наиболеехарактерными правонарушениями в сфере легального оборота наркотиков,способствующими их поступлению в незаконный оборот, являются различные формыхищений наркосодержащих и сильнодействующих препаратов; подделка рецептурныхбланков на получение лекарств, признаваемых наркотическими средствами ипсихотропными веществами; нарушение правил учета, хранения, транспортировки,реализации и уничтожения подконтрольных средств и веществ; осуществлениедеятельности, связанной с хранением, использованием, реализацией наркотическихсредств и психотропных веществ без наличия соответствующих лицензий и такдалее. Контрольная деятельность позволяет избежать утечки в незаконный оборотразличных наркопрепаратов. Контроль осуществляется и за деятельностьюсельскохозяйственных предприятий. У нас есть пенькозаводы, которые выращиваютконоплю в промышленных целях. И здесь должен иметь место контроль за тем, чтобыэто были соответствующие сорта, которые не содержат в достаточной степенинаркотические средства, чтобы соблюдались правила выращивания, сбора и храненияполучаемых сельскохозяйственных культур, обеспечивалась их охрана.
Если говорить о конкретных оперативно-розыскныхмероприятиях, то они проводятся каждый день в значительном количестве и всоответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскнойдеятельности»[12].Результатом этих оперативно-розыскных мероприятий, например, такогомероприятия, как проверочная закупка, как правило, является последующеевозбуждение уголовных дел и привлечение лиц, задействованных в незаконномобороте наркотиков, к уголовной ответственности. Проводятся и такиемероприятия, как контролируемые поставки, когда отслеживается наркотрафик,выявляется вся цепочка поступления наркотиков на территорию РФ. В результатеэтих оперативно-розыскных мероприятий удается выявить и финансовые средства,получаемые в результате осуществления поставки наркотиков. Таким образом,удается осуществлять подрыв финансовых основ наркопреступности.Соответствующими службами проводятся большие комплексные мероприятия, которыеможно назвать операциями. Они носят, в том числе, и международный характер. Вчастности, в конце 2003 года наркоконтроль РФ совместно с правоохранительнымиорганами государств-членов Совета коллективной безопасности провел большуюоперацию «Канал-2003». В этой операции приняли участие правоохранительныеорганы России, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Армении, Белоруссии. В ходеоперации, совместными действиями удалось выявить и пресечь более полутора тысячпреступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, раскрыть свыше 2000иных преступлений. Из незаконного оборота изъято более 2 тонн наркотиков истолько же прекурсоров. Все это было сделано за одну неделю проведенияоперации. Если говорить об этой операции, то в ее рамках были отработаны схемывзаимодействия в приграничных регионах. Этот опыт будет использован в выработкемногоуровневой системы организации международного сотрудничества в сферепротиводействия наркоугрозе. Органы госнаркоконтроля уделяют большое вниманиеразвитию международного сотрудничества. Установлены контакты со многими правоохранительнымиорганами сопредельных государств и государств, на территории которыхпроизводятся наркотические средства, либо через территорию которыхосуществляется их транзит.
Однако, существуют ряд факторов, которые препятствуют борьбес незаконным оборотом наркотиков.
В качестве первого можно назвать фактор, отмеченныйкриминологами еще в 1995 году, — наличие взаимной заинтересованности наркоманаи сбытчика в неразглашении фактов незаконного оборота наркотических средств.Исследование взаимоотношений между лицом, осуществляющим сбыт наркотическихсредств, и лицом, приобретающим их для личного употребления, с позициистратометрической концепции, позволило выявить психологические связи,характерные для организованных преступных групп. Именно наличием этой связи ивзаимной заинтересованностью можно объяснить тот факт, что подавляющеебольшинство лиц, задержанных с наркотическими средствами, стремятся скрытьподлинный источник их приобретения и не желают сотрудничать справоохранительными органами.
Следующим фактором, отрицательно влияющим на борьбу сраспространением наркотиков, можно считать заинтересованность оперативных службв сохранении некоторых точек сбыта наркотических средств. Однако«крышевание» точек сбыта оперативными работниками носит не столь глобальныйхарактер, как представляется В. Ярковому, и обусловлено иначе (хотя и егозамечание, к сожалению, следует признать справедливым). Дело в том, что, какуже отмечалось выше, часть сбытчиков совмещает сбыт наркотиков со скупкойкраденого имущества. Данная категория лиц располагает значительным объемомоперативной информации, которой они «охотно» делятся справоохранительными органами. В свою очередь оперативные работники, не желаятерять столь ценный источник информации, не интересуются их преступной деятельностью,полагая ее меньшим злом. Изменить что-либо в данном случае можно только путемпересмотра всей системы оперативной работы правоохранительных органов. [13]
Еще одним фактором, отрицательно влияющим на борьбу снаркоторговлей, следует признать несовершенство действующего уголовного,уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства. В настоящеевремя уголовное преследование наркоторговцев возможно только по результатамграмотно проведенной проверочной закупки и только по одному эпизоду. Анализуголовных дел показал, что в ходе предварительного, а тем более судебного,следствия предыдущая криминальная деятельность наркоторговцев практически неисследуется, что обусловливается в первую очередь требованиями уголовногозакона.
Выше уже было сказано об относительной замкнутости изаконспирированности центральной части «паутины». Правоохранительныеорганы обрывают только периферийные нити и не могут найти ее центральную часть.Полагаю, что сделать это удастся только после кардинального изменениядействующего законодательства. Прежде всего, необходимо предусмотретьвозможность освобождения от уголовной ответственности лиц, оказавших активноесодействие в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных снезаконным оборотом наркотических средств, и в обнаружении и изъятиинаркотических средств. Примечание к ст.228 УК РФ содержит соответствующуюправовую норму, однако ее редакция абсолютно не жизнеспособна.
По моему мнению, в качестве основания для освобождения отуголовной ответственности за совершение преступлений, связанных снаркотическими средствами, достаточно предусмотреть активное способствованиераскрытию или пресечению преступлений данного вида, не требуя в этом случаедобровольной сдачи наркотических средств. В качестве гарантии законных прав иинтересов лиц, обвиняемых в совершении указанных преступлений и стремящихсясотрудничать с правоохранительными органами, в уголовно-процессуальном законенеобходимо предусмотреть возможность заключения сделки с правосудием. Только вэтом случае правоохранительные органы, сотрудничая с мелкими сбытчиками иосвобождая их от уголовной ответственности, смогут пройти по нитям «паутины»до ее центральной части и уничтожить систему оптового сбыта.
Глава 2. Уголовно – правовая характеристиканезаконного оборота наркотических средств2.1. Анализ норм международного права в сферерегулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
Для всего международного сообщества проблема распространениянаркотиков является не менее актуальной, чем для России. В связи с этимразрабатывается и внедряется в практику широкий комплекс экономических,социальных, организационных, медицинских и правовых мер. Наркомания — явлениесоциальное, и поэтому бороться с ней необходимо прежде всегосоциально-экономическими методами. Вместе с тем существенное значение имеют имеры сугубо юридического характера, поскольку они создают соответствующуюправовую базу для применения иных мер.
Первым международным договором, затронувшим этот вопрос,стала Гаагская конвенция 1912 г. Затем был принят еще ряд международно-правовыхактов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, в том числеКонвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 г. [14]
С образованием Организации Объединенных Наций одной изосновных задач, поставленных перед вновь созданной Комиссией по наркотическимсредствам, являлась разработка единой конвенции о наркотиках.
Эту задачу выполнила нью-йоркская конференция, проходившая с24 января по 25 марта 1961 года, которая приняла Единую конвенцию онаркотических средствах (далее — Конвенция 1961 года).
Новый международный договор призван был решить ряд задач,стоящих перед государствами:
— заменить единым документом существующие многосторонниедоговоры в этой области;
— сократить число договорных международных органов;
— упростить сложившуюся систему международного контроля,привести ее в соответствие с происшедшими в мире социально-экономическимиизменениями;
— сократить число международных органов, занимающихсяконтролем над наркотиками;
— создать эффективную систему контроля за производствомпродуктов (опийного мака, необработанного опия, листьев коки и каннабиса).
В качестве главного постулата Единой конвенции служитнеобходимость получения разрешения на импорт и экспорт наркотических средств, атакже система оценок этой деятельности и статистических отчетов по ней. Вкачестве глобального наблюдателя стал функционировать один основной орган — Международный комитет по контролю над наркотиками. Его уникальность в том, чтосуществуя в рамках ООН, Комитет по статусу является независимым.
Конвенция 1961 г. регламентирует прежде всего использованиенаркотических средств медицинскими и научными учреждениями и предусматриваетсотрудничество и контроль за культивированием растений, служащих основанием дляизготовления наркотических средств, и производством наркотических препаратов. ККонвенции прилагаются Списки I, II, III, IV в которыхуказаны наркотические средства и препараты, используемые для их изготовления.
В Протоколе 1972 года о поправках к Конвенции 1961 г.содержатся поправки и уточнения ко всем четырем спискам наркосредств, включаяновые вещества.
С 12 по 30 января 1970 года на первой специальной сессииКомиссии по наркотическим средствам состоялось всестороннее рассмотрение подготовленногорабочей группой о психотропных веществах. Окончательный вариант многостороннегодоговора об установлении контроля над психотропными средствами был принят наВенской конференции, проходившей с 11 января по 21 февраля 1971 года.
Конвенция о психотропных веществах 1971 года устанавливаетмеждународную систему контроля на такие вещества, как галлюциногены,симпатомиметические средства амфетаминного типа, барбитураты, а такжеснотворные, транквилизирующие и анальгизирующие средства. Некоторые из этихвеществ вообще запрещены к использованию, другие выдаются лишь по рецептам. ВКонвенции зафиксированы положения, согласно которым рецепты должны выписыватьсяв отрогом соответствии с медицинской практикой, этикетки препаратов снабжатьсяуказаниями об их употреблении и необходимыми предостережениями. Конвенцияпредусматривает меры против злоупотребления и указывает на необходимостьлечения, реабилитации и социальной реинтеграции наркоманов.
Предусмотрено также, что в качестве альтернативы наказаниюили дополнительно к нему лица, злоупотребляющие психотропными веществами, могутбыть подвергнуты принудительному лечению.
По данным Международного комитета по контролю наднаркотиками, по состоянию на февраль 2001 года Психотропную конвенцию подписали166 государств.
Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотическихсредств и психотропных веществ 1988 года[15](Далее — Конвенция 1988 года) принята специальной конференцией ООН в декабре1988 года и вступила в силу в ноябре 1990 года. Основным побудительным мотивомее принятия явилась необходимость укрепления и дополнения мер, предусмотренныхдвумя предыдущими Конвенциями ООН. Цель – уменьшение масштабов незаконногооборота наркотиков, т. к. он представляет собой международную преступнуюдеятельность, пресечение которой требует первоочередного внимания. При этомосновной упор сделан на повышение эффективности юридических средствмеждународного сотрудничества.
Конвенция 1988 года учитывает различные аспекты проблемы и,в частности, те из них, которые не предусмотрены или недостаточно полноотражены предыдущими документами (например, сокращение спроса).
В ее первых четырех статьях детально оговорено, чтоКонвенция не исключает какой-либо уголовной юрисдикции, устанавливаемой любойстороной в соответствии с ее национальным законодательством. Особоподчеркивается, что при осуществлении своих обязательств по данной Конвенциистороны принимают необходимые меры, в т. ч. организационного и законодательногохарактера, соответствующие основополагающим статьям своих внутреннихзаконодательных систем.
Одним из наиболее важных положений этой конвенции являетсяустановление контроля за веществами, часто используемыми при изготовлениинаркотических средств и психотропных веществ.
В отличие от положений Конвенций 1961 и 1971 гг., гдеподробно изложены меры контроля над наркотическими средствами и психотропнымивеществами, в Конвенции 1988 года обозначены лишь общие меры контроляпредполагается, что правительства для претворения в жизнь этих общих положенийдолжны разработать собственные конкретные меры контроля.
Большое значение в этой Конвенции отводится налаживаниюмежгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств,психотропных веществ и прекурсоров.
Стороны, подписавшие Конвенцию 1988 года, должныпредоставлять друг другу самую широкую юридическую помощь (ст.5 и 6). Это впервую очередь, касается расследования, уголовного преследования и судебногоразбирательства уголовных правонарушений (ст.7). Положения этой статьи невлияют на обязательства, вытекающие из любых других двусторонних илимногосторонних договоров, которые регулируют предоставление взаимнойюридической помощи по уголовным делам.
Согласно Конвенции, стороны устанавливают друг с другомразличные деловые связи, сотрудничают в расследовании правонарушений,подготовке соответствующих кадров (ст.9), обмениваются информацией о транзите(ст.10), осуществляют меры по проведению контролируемых поставок (ст.11),создают систему мониторинга международной торговли веществами по таблицам № 1 и2 (ст.12).
В соответствии с Конвенцией 1988 года государствасоглашаются изменить свои национальные законы, чтобы облегчить конфискациюдоходов от незаконного оборота наркотиков. Предусмотрено:
— разрешить судам раскрывать тайну банковских вкладов в ходерасследования дел, связанных с наркотическими средствами;
— облегчать выдачу и судебное преследование обвиняемыхторговцев наркотиками;
— содействовать использованию метода «контролируемыхпоставок», прослеживания и перехвата незаконных партий наркотическихсредств;
— предотвращать незаконные пересылки по почте;
— установить систему наблюдения за международной торговлейпрекурсорами.
Само собой разумеется, что действия по вышеуказаннымнаправлениям немыслимы без широкого использования соответствующими органамиспецифических для каждой страны форм и методов оперативно-розыскной работы.Таким образом, Конвенция 1988 года санкционирует на международном уровнепрактически любые меры, если они допускаются национальным законодательством.
Наряду с этим Конвенция предписывает государствам приниматьсоответствующие меры по предупреждению незаконного производства наркотическихсредств и психотропных веществ, а также их утечки из легального оборота.
Каждая сторона принимает надлежащие меры для предотвращениянезаконного культивирования и осуществляет шаги по уничтожению растений(ст.14); обеспечивает неиспользование транспортных средств коммерческихперевозчиков при совершении правонарушений (ст.15); требует, чтобыэкспортируемые партии наркотических средств, психотропных веществ не былинеправильно маркированы (ст.16); сотрудничает с другими сторонами в целяхпресечения незаконного оборота на море (ст.17); взаимодействует с другимиучастниками Конвенции в вопросах пресечения использования почтовых отправленийдля незаконного оборота (ст. 19).
Конвенция (ст.3) внесла несколько принципиально новыхсоставов преступлений, а именно:
— изготовление, транспортировку или распространениеоборудования, материалов или веществ, указанных в приложениях к даннойКонвенции, если известно, что они предназначены для использования в целяхнезаконного культивирования, производства, изготовления наркотических средствили психотропных веществ;
— организацию, руководство или финансированиенаркопреступлений;
— конверсию или перевод собственности, если известно, чтотакая собственность получена в результате любого правонарушения илиправонарушений, признаваемых таковыми в соответствии с данной Конвенцией, или врезультате участия в таком правонарушении или правонарушениях в целях сокрытияили утаивания незаконного источника собственности, или в целях оказания помощилюбому лицу, участвующему в совершении такого правонарушений, с тем чтобы онмог уклониться от ответственности за свои действия;
— сокрытие или утаивание подлинного характера, источника,местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношениисобственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственностьполучена в результате наркопреступления или в результате участия в нем.
Каждая Сторона, подписавшая Конвенцию 1988 года, обязанапринять такие меры, которые потребуются для признания уголовными преступлениямисогласно своему внутреннему законодательству вышеперечисленные преднамеренныедействия.
С учетом своих конституционных положений и основныхпринципов своей правовой системы могут также признаваться уголовно наказуемымиследующие деяния:
— приобретение, владение, использование собственности, еслив момент ее получения было известно, что такая собственность получена врезультате наркопреступления или в результате участия в таком деянии;
— участие, причастность или вступление в преступный сговор сцелью совершения наркопреступления, попытки совершить наркопреступления, атакже пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при ихсовершении.
На усмотрение Сторон осталось также признание уголовнонаказуемыми деяниями, совершаемые преднамеренно, хранение, приобретение иликультивирование любого наркотического средства или психотропного вещества дляличного потребления в нарушение условий Конвенции 1961 года с поправками,Конвенции 1971 года.
Россия участвует в данных Конвенциях, и в силу международныхобязательств (хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовуюбазу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ натерритории Российской Федерации. Основу ее составляет принятый 8 января 1998 г.и вступивший в силу 15 апреля 1998 г. Федеральный закон N 3-ФЗ «Онаркотических средствах и психотропных веществах»[16]. 2.2. Характеристика объективных и субъективныхпризнаков состава преступлений, предусмотренных в статьях 228 и 228.1 УК РФ
Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление,переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст.228УК РФ).
К наркотическим средствам согласно Федеральному закону от 8января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты,растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ иих прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательствомРФ, международными договорами России, в том числе Единой конвенцией онаркотических средствах 1961 г.
Психотропными веществами являются вещества синтетическогоили естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные вПеречень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международнымидоговорами России, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.,Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств ипсихотропных веществ 1988 г.
Прекурсоры — вещества, используемые при производстве,изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ,включенные в Перечень наркотических средств и психотропных веществ и ихпрекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ,международными договорами России, в том числе Конвенцией ООН о борьбе противнезаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Аналоги наркотических средств и психотропных веществ — этозапрещенные для оборота в России вещества синтетического или естественногопроисхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропныхвеществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, химическая структура исвойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотическихсредств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.[17]
Приобретением наркотических средств, психотропных веществ,их прекурсоров или аналогов надлежит считать их покупку, получение в качествесредства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплатудолга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбордикорастущих растений или их частей, содержащих наркотические вещества,остатков находящихся на неохраняемых полях посевов наркотикосодержащих растенийпосле завершения их уборки и т.д.
Хранение включает любые действия, связанные с фактическимнахождением наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров илианалогов во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой,в помещении, в тайнике и других местах), независимо от их продолжительности.
Перевозка означает перемещение наркотических средств,психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов из одного места в другое, втом числе в пределах одного итого же населенного пункта, совершенныесиспользованием любого вида транспортного средства и в нарушение общего порядкаперевозки указанных средств и веществ, установленного Федерального закона«О наркотических средствах или психотропных веществах».
Не подпадает под признаки незаконной перевозки хранениелицом во время поездки наркотического средства или психотропного вещества внебольшом количестве, предназначенного для личного потребления.
Изготовлением признаются действия, в результате которых наоснове наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров полученыготовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропныхвеществ или содержащие их лекарственные средства.
Переработка — это рафинирование (очистка от постороннихпримесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотическихсредств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, либо повышение втакой смеси (препарате) концентрации указанных средств или веществ.
Обязательным условием уголовной ответственности зарассматриваемое преступление является крупный размер наркотических средств,психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, содержание которогоконкретизировано в примечании 2 к анализируемой статье.
Преступление признается оконченным с момента совершения хотябы одного из указанных в данной статье действий.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямымумыслом и отсутствием цели сбыта незаконно приобретенных, хранимых,перевозимых, изготовляемых, перерабатываемых наркотических средств,психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов.
Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16лет.
Особо крупный размер наркотических средств, психотропныхвеществ, их прекурсоров или аналогов, указанный в ч.2 ст.228 УК, определен впримечании 2 к данной статье.
Примечание 1 к ст.228 УК предусматривает специальный видосвобождения лица от уголовной ответственности.
Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотическихсредств, психотропных веществ или их аналогов (ст.228.1 УК РФ).
Производство наркотических средств, психотропных веществ, ихпрекурсоров и аналогов означает действия, направленные на их серийноеполучение.
Под сбытом указанных в законе средств и веществ следует пониматьлюбые способы их возмездной или безвозмездной передачи другим лицам (продажу,дарение, обмен, уплату долга, дачу взаймы и т.д.), а также иные способыраспространения, например путем введения инъекций данных средств или веществ. Вюридической литературе и в судебной практике нет единой точки зрения повопросам квалификации действий лиц, реализовавших свой умысел при сбытенаркотиков частично. Неоднозначную интерпретацию вызывают ситуации, когдаприобретение, хранение, перевозка наркотиков имеют место с целью сбыта, и частьнаркотического средства была реализована. [18]
На мой взгляд, редакция ст.228.1 УК РФ нуждается визменениях, которые устанавливали бы уголовную ответственность за другие формынезаконных операций с наркотиками, совершенных с целью сбыта.
Незаконный оборот наркотиков только в форме производства,сбыта или пересылки вряд ли является оправданным. Так, пересылка наркотиков вособо крупном размере признается оконченным деянием и влечет наказание до 20лет лишения свободы. Иной вариант квалификации наблюдаем при перевозкенаркотиков с целью сбыта только как приготовление к сбыту наркотиков, когда наказаниеуже в два раза мягче. Такая юридическая конструкция ст.228.1 УК РФ нарушаетлогику дифференциации уголовной ответственности за наркосбыт.
Реализация принципа законности требует, прежде всего,максимально точного описания непосредственно в законе объективных исубъективных криминообразующих признаков соответствующих деяний, признаваемыхпреступлениями.
Об умысле на сбыт могут свидетельствовать как наличиесоответствующей договоренности с потребителями, так и другие обстоятельствадела: приобретение, изготовление, переработка указанных средств или веществлицом, самим их не употребляющим, значительное количество, удобная для сбытарасфасовка и т.д.
Пересылка — это перемещение наркотических средств,психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в виде почтовых, багажныхотправлений, с нарочным либо иным способом, когда транспортировка этих средствосуществляется в отсутствие отправителя. [19]
Преступление считается оконченным с момента совершенияодного из указанных в законе действий.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
Ответственность по п. «в» ч.2 данной статьи несетсовершеннолетнее лицо, а потерпевшим выступает лицо, не достигшее возраста 18лет.
Использование своего служебного положения (п. «б»ч.3) означает, что лицо при совершении указанных деяний использовалопредоставленные ему по службе или по занимаемой должности полномочия,управленческие функции в коммерческих организациях, возможностигосударственного или муниципального служащего или иные возможности,обусловленные служебным положением виновного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного в заключении хотелось быотметить следующее.
1. Наркотизм — социальное явление, характеризующеесямассовым потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначенияврача, совершением незаконных операций с ними, приобщением других лиц кнемедицинскому приему таких веществ и иными случаями незаконного оборотасоответствующих веществ.
2. На современном этапе немедицинское потребление наркотикови наркомания, как крайняя форма его проявления, стали глобальной проблемоймирового сообщества. Международные органы и организации уделяют большоевнимание формированию антинаркотических тенденций современного развития мира.Начиная с заседания Шанхайской опиумной комиссии 1909 г. было проведено порядка15 международных заседаний и конференций, на которых были разработаны и принятымеждународные протоколы, соглашения и конвенции, в том числе Единая конвенция онаркотических средствах (30 марта 1961 г), Конвенция о психотропных веществах(21 февраля 1971 г), Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборотанаркотических средств и психотропных веществ (19 декабря 1988 г)
Общественная опасность немедицинского потреблениянаркотических средств и психотропных веществ определяется не только ростомчисла преступлений, связанных с их незаконным оборотом и ростом наркоманов, чтоуже представляет угрозу генофонду населения, но и возрастанием организованныхпреступных групп в сфере наркооборота.
3. Фактором, отрицательно влияющим на борьбу снаркоторговлей, следует признать несовершенство действующего уголовного,уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства. В настоящеевремя уголовное преследование наркоторговцев возможно только по результатамграмотно проведенной проверочной закупки и только по одному эпизоду. Анализуголовных дел показал, что в ходе предварительного, а тем более судебного,следствия предыдущая криминальная деятельность наркоторговцев практически неисследуется, что обусловливается в первую очередь требованиями уголовногозакона.
4. Борьба против незаконных действий с наркотическимисредствами предусматривается несколькими десятками международных договоров, изкоторых самыми важными являются Единая конвенция о наркотических средствах 1961г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе противнезаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Россия участвует в данных Конвенциях, и в силу международныхобязательств (хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовуюбазу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ натерритории Российской Федерации. Основу ее составляет принятый 8 января 1998 г.и вступивший в силу 15 апреля 1998 г. Федеральный закон N 3-ФЗ «О наркотическихсредствах и психотропных веществах».
5. Объектом преступлений, предусмотренных ст. ст.228, 228.1,является здоровье населения. Предметом в данных преступлениях являютсянаркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, сильнодействующие иядовитые вещества.
С объективной стороны рассматриваемые преступлениясовершаются путем действий. Составы преступлений, сконструированы в качествеформальных.
С субъективной стороны составы данных преступленийхарактеризуются умышленной формой вины, причем, как правило, умысел может бытьтолько прямым. В ст.228.1 в качестве обязательного признака называетсяспециальная цель.
Субъект преступлений — лицо, достигшее 16 лет.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1.     Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств ипсихотропных веществ (Вена,20 декабря 1988 г) [Текст] // Сборникмеждународных договоров СССР и Российской Федерации. Выпуск XLVII.М. 1994.с.133.
2.     Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г) [Текст] //Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР синостранными государствами. М. 1981. вып. XXXV. с.416.
3.     Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесеннымив нее в соответствии с протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции онаркотических средствах 1961 года (с изменениями от 25 марта 1972 г) [Текст] //Бюллетень международных договоров. 2000. № 8.
4.     Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12декабря 1993г) [Текст] // Российская газета от 25 декабря 1993г. № 237.
5.     Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотическихсредствах и психотропных веществах» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 10января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16, 25 октября 2006г) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 января 1998.№ 2. ст.219.
6.     Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Обоперативно-розыскной деятельности» (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г.,20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 2 декабря 2005 г) [Текст] // Собраниезаконодательства Российской Федерации от 14 августа 1995. № 33. ст.3349.
7.     Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. №76Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств ипсихотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодексаРоссийской Федерации [Текст] // «Российская газета» — 14 июля 2006.
8.     Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня2006 г. №14 О судебной практике по делам о преступлениях связанных снаркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитымивеществами [Текст] // «Биллютень Верховного Суда РФ», № 8, август,2006.
Научная и учебная литература
9.     Буданов С.А., Гаврилов С.Т. Преступления против здоровья населения иобщественной нравственности: Лекция [Текст] / С.А. Буданов, С.Т. Гаврилов. Воронеж:ВИ МВД России. 2002. С.95.
10.   Вдовина Т.В. Криминологические аспекты наркомании [Текст] / Т.В. Вдовина// Право в Вооруженных Силах. — 2003. № 5. С.17-21.
11.   Гаврилин Ю.В., Шурухнов Н.Г. Криминалистика: методика расследованияотдельных видов преступлений: Курс лекций/Под ред. д. ю. н. проф. Н.Г.Шурухнова [Текст]. М.: Книжный мир. 2004.511с.
12.   Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный исравнительно-правовой аспекты. [Текст] / Э.Г. Гасанов. М.: ЮрИнфоР. 2000. 205с.
13.   Гилинский Я.И. Девиантность и социальный контроль в России (19 — 20 вв).Глава 4 Наркотики в России [Текст] / Я.И. Гилинский. СПб. 2000. С.76.
14.   Гыскэ А.В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутреннейбезопасности российского общества [Текст] / А.В. Гыскэ. М. 2001.С. 195.
15.   Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасностиобщества (политический анализ). [Текст] / А.В. Гыскэ.М. 2000.С. 198.
16.   Романова Л.И. Наркотики. Преступления. Ответственность [Текст] / Л.И.Романова. Владивосток. 2000. С.29.
17.   Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.А.Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). — 3-е изд., перераб. и доп.[Текст]. Юрайт-Издат. 2006. С.729.
18.   Корнева, В.И. Правовое регулирование международного сотрудничества РФ всфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропныхвеществ и их аналогов [Текст] / В.И. Корнева // Сборник научных трудоваспирантов и соискателей-юристов. Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 2005,Вып.5. С.286-298
19.   Кузовлев В.Ю. Научно-практический комментарий к отдельным нормативнымдокументам Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере оборотанаркотических средств и психотропных веществ [Текст] / В.Ю. Кузовлев.2006.243с.
20.   Курченко В.Н. Сбыт наркотиков: совокупность деяния или единоепреступление? [Текст] / В.Н. Курченко // Российская юстиция. 2005. № 12.С.17-19.
21.   Прохорова М.Л. Наркотизм: уголовно-правовое и криминологическоеисследование [Текст] / М.Л. Прохорова. СПб. 2002.312с.
22.   Прохорова М.Л. Наркотизм: социально-психологические, криминологические,уголовно-правовые аспекты: Дис. на соискание ученой степени доктора юрид. наук.[Текст] Саратов. 2001.294с.
23.   Тонков В.Е. Особенности определения объекта и предмета посягательствапри квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков [Текст] /В.Е. Тонков // Законодательство и экономика. 2006. № 9. С.13-15.
24.   Харьковский Е.Л. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотическихсредств и психотропных веществ [Текст] / Е.Л. Харьковский Юрлитинформ, 2003.-216 с.
25.   Шапошников А. Как разорвать «наркопаутину»? [Текст] / А.Шапошников // Российская юстиция. 2004. № 3. С.9-13.
Приложение 1
СПИСОК психотропных веществ, оборот которых в РоссийскойФедерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мерконтроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ(список IIIНаименование Крупный размер (граммов свыше) Особо крупный размер (граммов свыше) Аминорекс 0,5 5 Апрофен 0,5 2,5 Бензфетамин 0,5 2,5 Галотан (фторотан) 100 500 Декстрометорфан 0,5 3 Левамфетамин 0,2 1 Лефетамин 0,01 0,05 Мазиндол 0,2 1 Мефенорекс 0,5 2,5 Натрий оксибутират и 10 50 Пентобарбитал 1 5 Пипрадрол 0,2 1 Тарен 0,5 10 Фендиметразин 0,5 2,5 Фенпропорекс 0,5 2,5 Ципепрол 0,5 2,5 Этиламфетамин 0,5 2,5