Особенности квалификации уклонения от уплаты налогов и сборов с организации

–PAGE_BREAK–1.2 Место совершения налогового преступления

По общему правилу предварительное расследование по делам и налоговых преступлениях проводится по месту регистрации налогоплательщика в налоговом органе. В соответствии со ст. 83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Следует отметить, что место постановки на налоговый учет не всегда совпадает с фактическим местом нахождения налогоплательщика, а также с местом осуществления коммерческой деятельности. Тем не менее бухгалтерскую отчетность, в том числе с заведомо искаженными данными, налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту своей регистрации. После подачи бухгалтерской отчетности и фактической неуплаты надлежащих сумм налогов в срок, установленный налоговым законодательством, преступные действия по уклонению от уплаты налогов считаются оконченными. Если организация или предприниматель уклонились от постановки на налоговый учет, то местом совершения налогового преступления будет являться место фактического нахождения руководящего органа организации, а в случае отсутствия такового — место фактического осуществления предпринимательской деятельности.[2]

Если признаки налогового преступления выявлены в ином районе (территории), то соответствующие материалы или возбужденное уголовное дело передаются в орган налоговой полиции того района (территории), где налогоплательщик состоит на учете. Если юридическое лицо (предприниматель) не зарегистрировано в налоговом органе (уклонилось от регистрации), то предварительное расследование проводится в том районе, где преступление было выявлено.
1.3 Субъекты налоговых преступлений

Напомним, что к уголовной ответственности могут быть привлечены:

1) руководители организации-налогоплательщика;

2) главный (старший) бухгалтер и лица, выполняющие их обязанности;

3)иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо ложные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения;

4) лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации-налогоплательщика или иных служащих данной организации, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями. Данные лица могут нести ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ.

Таким образом, лица указанные в п. 1—3 могут быть привлечены к уголовной ответственности как исполнители и как соучастники преступления, а лица, указанные в п. 4,— только как соучастники.

Вопрос о моменте окончания налоговых преступлений до сих пор остается спорным. Так, относительно момента окончания преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, мнения разделились следующим образом. Преступление считается оконченным с момента:

1) установления факта включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах

2) совершения деяний, указанных в диспозиции статьи, в крупном размере;

3) представления организацией-налогоплательщиком в налоговый орган соответствующих бухгалтерских документов, в которых содержатся искаженные сведения об объектах налогообложения, доходах или расходах или умышленной неуплаты в соответствующие сроки, в установленном законом порядке страховых взносов;

4) включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных либо с момента сокрытия других объектов налогообложения;

5) фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.

Следует иметь в виду, что одно только непредставление декларации в срок в налоговые органы или подача налоговой декларации с заведомо искаженными данными не является моментом окончания налогового преступления.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность внесения налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую декларацию для устранения ошибок, приводящих к занижению налога. Причем такая возможность имеется у налогоплательщика не только до истечения срока подачи декларации, но и по истечении его: до истечения срока уплаты налога и даже — по истечении последнего срока — до момента вручения налогоплательщику акта налоговой проверки, выявившей ошибки.

Все изменения в налоговую декларацию должны вноситься на основании соответствующего заявления, подаваемого в налоговый орган. Значение данного документа велико, так как дата подачи заявления определяет порядок применения финансовых санкций. Важным моментом является фиксация дня подачи заявления. В некоторых случаях целесообразно отправлять заявление и уточненную декларацию по почте. При этом следует сделать опись вложения. Дата отправки (почтовый штемпель на заказном письме) будет считаться датой подачи заявления[3].

В соответствии со ст. 81 НК РФ возможны следующие варианты:

• если заявление об изменениях и дополнениях подано до истечения срока подачи декларации, то декларация считается поданной в день подачи такого заявления и финансовые санкции не применяются;

• если заявление подано по истечении срока подачи декларации, но до наступления срока уплаты налога, то санкции не налагаются, если заявление подано до момента вручения акта налоговой проверки. Акт налоговой проверки в данном случае — это, по мнению большинства юристов, акт камеральной налоговой проверки, поскольку провести выездную налоговую проверку в рамках срока уплаты налога вряд ли возможно;

• если заявление подано по истечении срока подачи декларации и срока уплаты налога, то санкции не налагаются, если заявление подано до момента вручения акта налоговой проверки и налог уплачен. Актом налоговой проверки может быть акт как камеральной, так и выездной налоговой проверки. Данная норма касается случаев внесения изменений в декларации за прошлые отчетные периоды.

Таким образом, если заявление подано после истечения срока уплаты налога и срока подачи декларации, но налог фактически не уплачен, то преступление является оконченным.
    продолжение
–PAGE_BREAK–

2. Особенности привлечения к уголовной ответственности и освобождение от ответственности по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов с организации 2.1 Ответственность руководителя организации

В связи с активизацией борьбы государства с налоговыми правонарушениями и преступлениями, а также ужесточением уголовно-правового запрета на уклонение от уплаты налогов актуальными являются вопросы, касающиеся четкого определения круга лиц — субъектов привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.

Анализ правоприменительной практики показывает важность принятия правильных решений о квалификации действий лица как соучастника преступления или как соисполнителя преступления, поскольку возникали ситуации, в которых лица, реально организовавшие сокрытие объектов налогообложения, отдававшие распоряжение на внесение искаженных данных в бухгалтерскую отчетность, оставались в тени, не привлекались к уголовной ответственности, так как по документам не являлись ни руководителями, ни бухгалтерами, однако реально следили или руководили финансово-хозяйственной деятельностью юридического лица, являясь вкладчиками денежных средств в данные предприятия или представителями структур, обеспечивающих безопасность и т.д[4].

К ответственности по ст. 199 УК РФ в первую очередь могут быть привлечены:

• руководители организации-налогоплательщика;

• главный (старший бухгалтер) и лица, выполняющие их обязанности.

Статья 107 НК РФ определяет, что ответственность за налоговые правонарушения несут организации и физические лица. Однако п. 4 ст. 108 НК РФ устанавливает, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Закон «О бухгалтерском учете» устанавливает, что у юридических лиц обязанность уплачивать налоги и (или) сборы лежит на руководителе, который и должен нести всю полноту ответственности за уклонение от нее, т.е. ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций — руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации (ст. 2 указанного Закона).

Статья 18 Закона «О бухгалтерском учете» устанавливает ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. В ней отмечается, что руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учетав порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации, привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы вести бухгалтерский учет лично.

Практика привлечения виновных к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов с организаций свидетельствует о том, что главный бухгалтер и иные работники бухгалтерии не всегда знают о преступных намерениях руководителя организации.

2.2 Ответственность главного бухгалтера и иных работников бухгалтерии

Длительное время вопрос привлечения бухгалтера к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений в качестве исполнителя оставался дискуссионным.

Некоторые специалисты, занимающиеся проблематикой налоговых преступлений, считают, что главный (старший) бухгалтер может привлекаться лишь за соучастие в совершении преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, — уклонение от уплаты налогов с организаций и то при условии, что он не способствует предупреждению или пресечению налогового преступления. Данная позиция подкрепляется следующими аргументами:

• бухгалтер является наемным работником, функции которого сводятся к составлению бухгалтерской отчетности вне функций распоряжения собственностью (уплата налогов — сфера распределения собственности между государством и предпринимателем, и к этим отношениям бухгалтер как наемное лицо не допускается);

• бухгалтер не уполномочен контролировать законность распоряжений первого лица. С этой точки зрения умысел, то есть целенаправленная деятельность, направленная на уклонение от налогов, может инкриминироваться только руководителю частного предприятия;

• Если в первичные документы внесены ложные сведения, то ни волеизъявление первого лица;

• Недокументирование бухгалтерских записей — вина в форме небрежности, но только не в форме прямого умысла.

У данной позиции есть немало сторонников. Некоторые юристы отмечают, что следует привлекать к уголовной ответственности в качестве исполнителя преступления только руководителя предприятия. При наличии умысла на совершение преступления бухгалтер может отвечать как соучастник, при отсутствии соучастия ответственность бухгалтера может быть административной или финансовой[5].

На наш взгляд, привлечение главного бухгалтера только за соучастие в совершении налогового преступления может привести к тому, что при возникновении какого-либо конфликта или антипатии между руководителем и бухгалтером последний может внести искаженные данные в бухгалтерскую отчетность или произвести иные действия, влекущие за собой уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Таким образом, под подозрением окажется руководитель, и в соответствии с изложенной в указанной работе теорией о внесении в первичные документы искаженных данных как волеизъявлении первого лица действительно виновное в данном случае лицо (бухгалтер) избежит ответственности, т.е. действия, влекущие уклонение от уплаты налогов, могут быть совершены по инициативе бухгалтера, а не руководителя. Таким образом, зная, что за подобные действия никакой другой ответственности, кроме административной, не наступит, подобные бухгалтеры могут из неприязненных, корыстных или иных побуждений искажать бухгалтерскую отчетность без указания и волеизъявления руководителя с целью дискредитации последнего, что и показывает практика работы налоговой полиции.

Ответственность руководителя и бухгалтера.

Практика работы правоохранительных и контролирующих органов показывает, что довольно часто уклонение от уплаты налогов производится по предварительной договоренности между руководителем и бухгалтером, при этом бухгалтер участвует в распределении оставшейся (неучтенной) прибыли. Ему становится невыгодно пресекать какие-либо налоговые преступления, так как он сам материально заинтересован в уклонении от уплаты налогов, а после получения первых денег связан с руководителем этим проступком.

Встречаются в практике и случаи назначения руководителями на должности бухгалтеров своих родственников, друзей, знакомых. Такие бухгалтеры привлекаются к работе с целью создания видимости наличия человека на этой должности и получения максимальной выгоды. В случае наличия в действиях руководителя и бухгалтера признаков уклонения от уплаты налогов с организаций они являются соисполнителями и должны отвечать по соответствующей статье УК РФ без ссылки на статью о видах соучастников преступления.
    продолжение
–PAGE_BREAK–