Содержание
Введение
1. Сущность малого бизнеса иего значение в современных условиях
1.1 Понятиемалого предприятия и характеристика его экономической деятельности
1.2 Преимуществаи недостатки малого предпринимательства
1.3 Роль малогобизнеса в развитии экономики
2 Особенности малогобизнеса в нефтехимическом комплексе
2.1 Проблемыи перспективы развития малых нефтяных компаний в России
2.2 Государственнаяподдержка малого бизнеса
2.3 Примерыфункционирования малых нефтяных компаний в Республике Татарстан
Заключение
Список литературы
Введение
Предпринимательство вообще и малый бизнес в частновсти известны вРоссии с давних пор. Вначале они появлялись в торговой форме, в виде промыслов.Широкое развитие предпринимательства приходится на годы правления Петра I (1689 – 1725) и напореформенный период – 60-70-е гг. XIX в., а в начале XX в. Оно приобретаетмассовый характер.
Период, последовавший за революциями 1917г. (исключая годы Нэпа),свел на нет этот способ хозяйствования. Возрождение отечественногопредпринимательства началось с января 1991г., с вступления в силу Закона РСФСРот 25 декабря 1990г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
За 14 лет рыночных реформ в России сложился и устойчиво работаетсектор малых производителей нефти. И если всего несколько лет назад еще возникалисомнения в том, нужны ли такие компании государству и вообще знает ли оно об ихсуществовании, то сегодня можно с уверенностью сказать, что государствопризнало наличие этого сектора и необходимость его поддержки и развития. Теперьдля всех очевидно, что возникновение малых и средних нефтяных компаний иувеличение их роли в общем объеме добычи – это мировая тенденция.
Уже третье столетие на долю малых и средних компаний приходитсяоколо 15% от всей сырой нефти, реализуемой на мировом рынке.
Само наличие подобных компаний предопределено состоянием нашей сырьевойбазы. К сожалению, 80% находящихся на государственном балансе месторожденийотносятся к категории мелких, то есть с запасами до 10 млн.тонн. И за последние10 лет пополнение разведанных ресурсов по стране идет, в основном, за счетименно этих месторождений. При этом запасы не только мельчают, но и «стареют»,особенно в традиционных районах нефтедобычи. В Урало-Поволжье РеспубликиТатарстан растет количество трудноизвлекаемых запасов. И если государстводействительно намерено ориентироваться не на «снимание сливок», добычу легкой идешевой нефти, а на рациональное природопользование, то совершенно очевидно,что в современных условиях доля малых компаний в отечественной нефтедобыче будеттолько расти.
Цель работы – дать представление о малом бизнесе, как важнойсоставляющей рыночной экономики, рассмотреть специфику его деятельности внефтехимическом комплексе и роль государства в дальнейшем существовании иразвитии.
Работа состоит из введения, двух глав, в которых освещаютсятеоретические и практические аспекты функционирования малого бизнеса, а именно,малых нефтяных компаний, и заключения. Глава 1 посвящена общей характеристикемалого предпринимательства, его положительным и отрицательным сторонам и ролималых предприятий в экономике страны.
В Главе 2 рассматриваются особенности малого бизнеса внефтехимическом комплексе Российской Федерации, проблемы, с которымисталкиваются малые предприятия в процессе своей деятельности, методы государственнойподдержки. Также здесь на конкретных примерах рассматривается деятельностьмалых нефтяных компаний Республики Татарстан.
1Сущностьмалого бизнеса и его значение в современных условиях
1.1Понятие малого предприятия и характеристика его экономической деятельности
Малым предпринимательством (малым бизнесом) признаетсядеятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики,имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этогопонятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием,на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовыхформ относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняячисленность работников, занятых за отчетный период на предприятий (ворганизации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимаетсядеятельность, осуществляемая относительно небольшой группы лиц, илипредприятия, управляемые одним собственником.
Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения кмалому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величинаактивов, размер уставного капитала и др. по данным Всемирного банка, общеечисло показателей, по которым предприятия признаются субъектами малогопредпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяютсявышеназванные.
Международная организация экономического сотрудничества и развития(ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человеккак «средние» и свыше 500 как «крупные».
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержкемалых предприятий в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года №88-43 подсубъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, вуставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений),благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одномуили нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малогопредпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численностьработников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
· впромышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;
· всельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
· воптовой торговле – 50 человек;
· врозничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
· востальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
В случае превышения малым предприятием вышеназванной численностиработников оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством,на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие 3месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности(многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, долякоторого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объемеприбыли.[26]
Малое предприятие функционирует во всех сферах и отрасляхнародного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однакоследует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительногосударственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществленотолько на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятиеобладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, враспоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогови других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.
На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовыхрезультатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельностипредприятия – планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует своюдеятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимуюпродукцию (услуги) и необходимости обеспечения производственного и социальногоразвития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу плановсоставляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями)продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимыхдля производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующимигосударственными органами.
В условиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию,работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемымсамостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, — по государственным ценам.
Источником формирования финансовых ресурсов предприятия взависимости от его организационно – правовой формы являются прибыль,амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг,паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другиепоступления, не противоречащие закону.
Для хранения денежных средств и осуществления всех видоврасчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный счет идругие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрациипредприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.
Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитныхдоговоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее своиобязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявленонеплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской Федерации «Онесостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года.
Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры синостранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюденияустановленных правил малые предприятия могут самостоятельно выходить намеждународный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе ина аукционах.
Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, атакже другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно.Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплатытруда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видовсобственности и организационно – правовых форм предприятия. При этом оно можетсамостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска,сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работниковорганизаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в составпредприятия.
Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своимработникам безопасные условия труда и несет ответственность в установленномзаконодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.
Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскомустрахованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленныхдля рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вноситвзносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению впорядке и размерах, установленных действующим законодательством.
1.2Преимущества и недостатки малого предпринимательства, его роль в развитииэкономики
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играетбольшую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственныопределенные преимущества. В Федеральном законе «О государственной поддержкемалого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что он направленна реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан насвободное использование своих способностей и имущества для осуществленияпредпринимательской деятельности. Этим положением установлена экономическая исоциальная роль малого предпринимательства.[26]
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малогопредпринимательства, можно указать на его следующие преимущества: более быстраяадаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действиймалых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемыхрешений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности,особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовать своиидеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальномкапитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесспроизводства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокаяоборачиваемость собственного капитала и др.
Так, в докладе Международного бюро отмечается, что малые и средниепредприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, частотребуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению скрупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.
Собственники малых предприятий больше склонны к сбережению иинвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достиженииуспеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малыепредприятия лучше и информированы об уровне спроса на местных (локальных)рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, даютсредства к существованию значительному числу наемных работников. Малыепредприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению скрупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональныхработников и распространению практических знаний.
Однако, как показывает практика, малым предприятиям присущи иопределенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, чтообуславливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большаязависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабаякомпетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условийхозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств иполучении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров призаключении договоров (контрактов) и др.Конечно, недостатки и неудачи вдеятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними,так и внешними причинами, условиями функционирования малогопредпринимательства.
Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления.Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильныйдоход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистикапоказывает, что женщины – владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чеммужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малыепредприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамкиздравого смысла.
На неудачах малого предпринимательства сказывается невысокаяквалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения делв малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвуютне один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех и четырехлиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений болеепрофессионально. На живучести малого предприятия сказываются и размеры финансированияна первом этапе существования фирмы. Чем больше первоначальный капитал,вложенный в фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности вкризисные периоды.
Однако, менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупныхпредприятий, обуславливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малогопредпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, котораяв Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными ирегиональными программами, о чем будет рассказано позднее.
Недостатком в деятельности малых предприятий является и «уход втень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности, в первуюочередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательствасвойственно наличие теневой экономики. Исследования, проведенные Институтомстратегического анализа развития предпринимательства показали, что главнойпричиной «ухода в тень» является необходимость рационализации поведения всложившихся экономических условиях, в частности, необходимость преодолениясложной налоговой системы. Малое предпринимательство «уводят в тень» такиепоказатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммыплатежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневогооборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.[24, c.144]
1.3Роль малого бизнеса в развитии экономики
Какова роль малого предпринимательства в экономике страны?Частично ответ на этот вопрос дан выше, когда говорилось о преимуществах малогопредпринимательства. Малые предприятия объективно существуют и развиваются какотносительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малыепредприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечиваютсоциальную и политическую стабильность, способны смягчать последствияструктурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка,вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используюттехнические и организационные нововведения. Таковы краткие выводы о роли малогопредпринимательства, сформулированные Министерством Российской Федерации поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства.[17, c.17]
Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило,определяется следующими факторами:
·численностьюмалых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численностисубъектов рыночной экономики;
·вкладоммалых предприятий в создание валового внутреннего продукта в производствопродукции (выполнение работ, оказание услуг);
·вкладомсубъектов малого предпринимательства в формирование федерального ирегионального бюджетов;
·ростомчисленности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом всокращение числа безработных;
·насыщениемрынка потребительскими товарами (работами, услугами) лучшим удовлетворениемпотребностей населения;
·навыкамидееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управленияпредприятиями и др.[18, c.40]
Усиление роли малого предпринимательства в экономике зависит отувеличения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей,принимающих участие в хозяйственной деятельности. Однако за последние годы ненаблюдается роста числа малых предприятий. На 1 января 2002 года доля малыхпредприятий и организаций составила 23,6%, тогда как в 1996 году – 37,4%.
Можно обоснованно утверждать, что имеющееся число малыхпредприятий в стране недостаточно для усиления их роли в экономике, о чемсвидетельствуют данные развитых стран. Если в странах – членах ЕвропейскогоСоюза на 1000 жителей приходится около 30 малых предприятий, то в РоссийскойФедерации – 6 малых предприятий. Но общее число всех субъектов малогопредпринимательства в 2001 году на 1000 россиян составило 37.
Положительным фактором роли малого предпринимательства являетсяувеличение числа постоянно работающих на малых предприятиях. Однако, средняячисленность работающих, в расчете на одно малое предприятие по отраслямэкономики относительно невелика, что не позволяет малым предприятиям повышатьсвою роль в экономике.
Деятельность малых предприятий характеризуется более высокойпроизводительностью труда, особенно на малых предприятиях промышленности, производительностьтруда здесь превысила достигнутую производительность в среднем в промышленностина 30%.
Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у нихфакторы производства (основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию ирабочую силу), поэтому, как правило, на малых предприятиях более высокаярентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отраслиэкономики.
В отдельных регионах страны малые предприятия вносят значительныйвклад в формирование федерального бюджета. Так, малые предприятия Москвыформируют примерно 40% городского бюджета.
Важным результатом деятельности малых предприятий является ростинвестиций в основной капитал малых предприятий, что позволяет им повышатьтехнический уровень производства, наращивать производственные мощности,увеличивать выпуск продукции (работ, услуг). Характерно, что 25,7% инвестиций восновной капитал направлены малыми предприятиями промышленности. Однако малыепредприятия испытывают большую потребность в инвестициях, поэтому государство ирегиональные органы власти должны оказывать малым предприятиям помощь вполучении инвестиций, необходимых им для развития.
По данным Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, внастоящее время отечественный малый бизнес становится надежной опоройстабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так, только малыенефтяные компании уплачивают по 35 млрд. руб. налогов в год. На долю малогобизнеса приходится 10-12% ВВП страны, а также 9% продуктов промышленности.[2, c.50]
Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, чтопоступательное движение малого предпринимательства является важнейшим факторомуспешного решения следующих проблем:
·формированиеконкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшемуудовлетворению потребностей населения и общества в товарах;
·приближениепроизводства товаров и услуг к конкретным потребителям;
·расширениеассортимента и повышение качества товаров, работ и услуг. Стремясь кудовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышениюкачества товаров;
·содействиеструктурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает ейгибкость, мобильность, маневренность;
·привлечениеличных средств населения для развития производства. Партнеры в малыхпредприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чемв крупных;
·созданиедополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
·формированиесоциального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
·активизациянаучно-технического прогресса;
·освоениеи использование местных источников сырья и отходов крупного производства;
·содействиедеятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующихизделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
·освобождениегосударства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды ивыкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малогопредпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственныхзадач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики РоссийскойФедерации.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полноеудовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностьюработы малых предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильностьтехнологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценоваяи неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой –к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества,возможность для государства получать большие средства в форме налоговыхпоступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономикистраны.[17, c.24]
2Особенности малого бизнеса в нефтехимическом комплексе
2.1Проблемы и перспективы развития малых нефтяных компаний
вРоссии
В общем объеме российской нефтедобычи доля малых и среднихпредприятий снизилась до 5% по сравнению с 12% в 1995г., и это, к сожалению, непредел. Еще три-пять лет назад ситуация с малым и средним бизнесом внефтедобыче и на розничных рынках нефтепродуктов была более благоприятной. Примерно15% добычи нефти и порядка 70% всех АЗС приходилось на независимые компании.Сейчас положение совершенно иное. В добыче доля малых и средних предприятийуменьшилась почти вдвое, а в сфере нефтепродуктообеспечения снизилась почти до50%. И данная тенденция укрепляется.
Малое и среднее предпринимательство в нефтедобыче поставлено награнь исчезновения. А ведь малые и средние нефтегазодобывающие организацииРоссии эксплуатируют 400 месторождений с суммарными запасами более 1 млрд.т.нефти. Как известно, сырьевая база малых нефтепроизводителей – это на 60%мелкие и средние месторождения с запасами до 5 млн.т., зачастую расположенные втруднодоступных районах без социальной инфраструктуры, причем больше половиныресурсов малых компаний – это уже истощенные месторождения, оставленные ВИНК.[14,c.13]
Кто же виноват в такой ситуации? Сокращению числа малых и среднихкомпаний способствуют как бюрократические барьеры, так и государственнаяполитика. Например, для того, чтобы зарегистрировать свой бизнес, американцу ненадо неделями бегать по «коридорам власти» и давать взятки начальнику городскойпожарной команды или нести конверт мэру города – достаточно просто прийти вмэрию, получить несколько форм, заполнить и положить в окошко. Через пару часов(если бизнес не связан с торговлей оружием) он получит разрешение и заплатит занего 40 долларов. В России для открытия своего дела, инициативному гражданинуили группе приходится собирать более 100 виз. В итоге «старт» бизнесарастягивается на недели.
Или другой пример: два предпринимателя – один из Москвы, другой изЧикаго – решили в одно и то же время открыть один и тот же бизнес. Когда черезгод сравнили результаты, то оборот чикагского бизнесмена оказался в три разабольше, чем у москвича, но при этом непроизводственные издержки московскогопредпринимателя в четыре раза превысили издержки чикагского.
Законы, непосредственно регулирующие взаимоотношения малого исреднего бизнеса с администрациями различного уровня и конкретным чиновникомвесьма несовершенны. Зачастую отдельные законы противоречат друг другу. Естьрасхождения в этой сфере и между федеральным и местными законодательствами.Правительство это видит, но руки у него, видно, не доходят. Изменение исовершенствование этого законодательства – главное требование времени. Когдавнесут изменения в законы, тогда у чиновников будет меньше возможности, меньшеправа лезть в дела предпринимателей.
Ликвидация и поглощение небольших нефтедобывающих фирм крупнымиигроками российского нефтяного рынка – также явление негативное. Существующие вРоссии крупные нефтяные компании, соперничая друг с другом, постоянноукрупняются, в том числе и за счет поглощения малых предприятий. Стимулом ктакой политике служит и международный рейтинг компании, напрямую зависящий отвеличины ее запасов. А поглотить малое предприятие означает достаточно дешевоприрастить запасы, не вкладывая средства ни в конкурс, ни в разведку. В течение2004 года поглощено 17 малых нефтяных компаний.
В первую очередь ВИНКи стремятся поглотить именно те мелкие фирмы,которые разрабатывают новые месторождения в районах, находящихся в стадиинарастающей добычи.[1, c.79] Не так давно представитель одного совместногопредприятия сказал: «Знаете, мы добились успеха в очень сложных условиях добычитрудноизвлекаемой нефти. И когда наш успех стал очевиден, над нашей головойповис меч ВИНК, пожелавшей нас поглотить.»[8, c.36]
Для решения этой проблемы прежде всего необходимы поправки кЗакону «О естественных монополиях». Нельзя ограничиваться «нормативными актами»на уровне решений, распоряжений и постановлений правительства. Неплохо было быиметь такие законодательные рычаги, как, скажем, ограничения при слияниях ипоглощениях. Можно законодательно оформить требования, чтобы при слиянии вновьобразуемая компания какую-то часть своих активов продавала на рынке.
Дают о себе знать и просчеты в налоговой сфере. С 2002г. введенединый налог на добычу нефти, не предусматривающий дифференциацию ставки взависимости от горно-геологических условий. По нему налогом на добычу облагаетсякак рентабельная добыча нефти, так и сырье из «трудных», малорентабельных инерентабельных скважин. Все равно: извлекается ли «черное золото» из скважинглубиной 3500м. или 500м.; расположенных в средней полосе около НПЗ или заПолярным кругом; при средних дебитах 150т. в сутки или 5т. в сутки.[14, c.13]
Увеличение с 2005 года налоговой нагрузки на нефтяной сектор,предусматривающее повышение единой (плоской) ставки НДПИ, корректируемой взависимости от мировых цен, в сочетании с 65%-ым (вместо 45%) изъятием приростацены на нефть сорта Urals в виде экспортной пошлины, приводит к тому, что вся налоговаяконструкция, при высоких мировых ценах, становится для независимых нефтяныхкомпаний абсурдной и несправедливой.
С точки зрения здравого смысла прирост доходов, от роста мировыхцен, должен распределяться меду государством и недропользователем, в крайнемслучае, изыматься в полном объеме, но ни как не больше этого прироста, как этопроисходит в нашем случае, причем, чем выше цена, тем большие потери несутмалые нефтяные компании. Невероятно, но при котировках Urals в 25 долл/барр. выручкаННК равноценна выручке при цене 9 долл/барр. А превышение мировых цен25-долларового уровня резко на десятки процентов снижают выручку. (График 1).
/>
Любое, даже незначительное увеличение цены на нефть на мировыхрынках означает прямые убытки для независимых производителей нефти. Почему такпроисходит? Потому что у независимых производителей другой процент экспорта.Они практически не имеют доступа к «трубе» и максимум на что способны –попытаться отправить нефть за рубеж с использование железной дороги. А самоеглавное состоит в том, что на внутреннем рынке отсутствует рыночноеценообразование. То есть «независимые», как и «большие», платят налог с мировойцены, а продают нефть зачастую в пять-семь раз дешевле на внутреннем рынке. Этопарадокс системы, который можно объяснить только одним. Для такой великойстраны, как Россия, 25 млн.т. нефти, которые добывают независимыепроизводители, являются просто арифметической ошибкой. Так, во всяком случае,нам заявляют крупные государственные чиновники.
Кроме того, эта система налогообложения не стимулирует компании нина введение новых технологий, ни на применение более рациональных методовнефтедобычи. [ с.33]
Ради того, чтобы в России сохранялись и развивались реальныйрынок, рыночное ценообразование, а самое главное, чтобы рациональноиспользовались ресурсы, принадлежащие всему народу.
Необходимо отказаться от сложившегося уравнительного подхода ковсем нефтедобывающим предприятиям, работающим на принципиально разныхместорождениях, в различных регионах по всей громадной территории России.
Как показал опыт Татарстана, целесообразно снизить налоги наразработку трудноизвлекаемых запасов, вплоть до их полной отмены – цена на этунефть должна покрывать только издержки и заработную плату. Этот подход, с однойстороны, исключит устаревшее понятие забалансовых запасов, с другой –существенно увеличит объем вовлекаемых в хозяйственный оборот сырьевыхресурсов, что, учитывая коэффициент мультипликативности, повысит налоговыепоступления в бюджеты на последующих этапах переработки добытой нефти.[10, c.36]
Не менее драматично для малых компаний складывается ситуация сдоступом к трубопроводам. Это связано с тем, что данная инфраструктура в МНКпопросту не успела сформироваться и малые предприятия работают (в большинстве)на имуществе крупных компаний, арендуя их мощности. Крупные, вертикальноинтегрированные нефтяные компании монополизируют пользование трубопроводом,который проходит вблизи больших месторождений. Государственное регулирование вэтой области практически отсутствует.[16, c.28]
Одной из мер поддержки малых компаний могло бы статьпредоставление независимым предприятиям права доступа к системе российских магистральныхтрубопроводов и терминалов при экспорте нефти в пределах до 60% от добытойнефти, а не 35-40%, как установлено для отрасли в целом. Причем в эту квотунеобходимо включить не только дальнее, но и ближнее зарубежье, поставки кудасейчас как бы не считаются экспортом. [6-04, с.14]
И, наконец, о проблеме доступа малых и средних предприятий крынкам сбыта. Малые компании не имеют своих перерабатывающих мощностей нивнутри страны, ни за ее пределами. Это не результат их «недоработки» илиплохого, неэффективного хозяйствования, а особенность, соответствующая мировойпрактике. Вследствие этого они лишены возможности «продуктового маневра» вслучае ухудшения ценовой конъюктуры на сырую нефть, то есть переноса центраприбыли на производство нефтепродуктов и продажу их на внутреннем и внешнемрынках. У малых и средних компаний практически нет доступа и к размещению своейнефти на рынках ближнего зарубежья, а равные пропорции экспорта нефтиприменяются, вопреки законодательству, только для рынков дальнего зарубежья.[14,c.13]
Но, несмотря на все проблемы отечественный бизнес имеетперспективы дальнейшего развития. Стране необходимо главное – создатьблагоприятный климат для развития малого бизнеса, как это делается во многих промышленноразвитых странах.
Прежде всего следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделатькак можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов ипроверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельностии продукции. По возможности нужно максимально искоренить коррупцию, которая нетолько опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту,существенно удорожает производство, извращает конкуренцию.
Кроме того, требуется разработать критерии отнесениянефтедобывающих предприятий к категории малых и средних. Действующий законодним из главных признаков малого предпринимательства в промышленности называетчисленность работающих менее 50 человек. Однако этот критерий не подходит длянефтедобывающего предприятия. Дело в том, что большинство нефтяныхместорождений находится в отдаленных и труднодоступных районах страны, где длясоздания добывающего предприятия необходимо предварительно построить дороги,линии электропередач, объекты производственной инфраструктуры исоциально-культурного назначения. Кроме того, нефтедобывающие предприятия,прежде чем начать основное производство, должны провести сложныегеологоразведочные и буровые работы, которые также требуют дополнительногоперсонала. Поэтому практика пошла по другому пути. В тех случаях, когдатребовалось решить вопрос об отнесении предприятия к малому или среднему, вовнимание принимался объем добываемой ими нефти. При этом к числу малых принятоотносить предприятия, не являющиеся дочерними по отношению к ВИНК, с добычей до500 тыс.т. нефти, к числу средних – с добычей до 1 млн.т. в год. Этот критерийдолжен найти нормативное закрепление.
Необходимо существенно изменить налоговую нагрузку на малыйбизнес. Руководитель организации «Ассонефть» Елена Корзун, например, полагает,что ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для малых предприятийнеобходимо установить от внутренней цены на нефть, а не от мировой, как этоделается сейчас. «Малые компании не имеют возможности поставлять нефть наэкспорт, поэтому мировая цена для них является виртуальной. Но нельзя жеплатить налог с виртуальной цены, по которой они никогда не могут продатьнефть», — говорит она. Иначе необходимо предоставить ННК право поставлять наэкспорт 75% добытой нефти.[10, c.36]
Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовыхсредств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федеральный бюджет,региональные бюджеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства,всевозможные внебюджетные источники), на важнейших приоритетных направлениях,создать для него систему гарантий (поручительств) кредитования.
Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимоширокое развитие лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая системазавоевывает у нас в стране все больше и больше позиций, то система лизинганаходится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих формдеятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупныепредприятия.
Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малогобизнеса. Речь идет о дальнейшем развитии банковской системы, о развитииразличных фондов поддержки малого бизнеса. Каждое малое предприятие должноиметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь повопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии,защите своих интересов, по любой другой проблеме.
Большая работа предстоит в области подготовки и повышенияквалификации предпринимательских кадров. В сфере малого бизнеса работает более8 млн.человек, или около 12% всего занятого в стране населения, и численностьэта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходит все больше молодых,энергичных людей, которых необходимо обучать.[18, c.423]
Наконец, ресурсы малых компаний можно было бы использовать дляактивизации внутреннего нефтяного рынка и создания государственных резервовнефтепродуктов, необходимых для регулирования цен на них. Для этогоуполномоченные государством структуры могли бы закупать нефть малых предприятийчерез нефтяную биржу и перерабатывать ее на НПЗ в рамках установленныхправительством квот. Полученные нефтепродукты можно было бы использовать дляинтервенций на внутреннем рынке с целью регулирования цен.
2.2Государственная поддержка малого бизнеса
Создание и развитие малых предприятий является важной задачейгосударства. Оказывая помощь предприятиям малого бизнеса, государство тем самымформирует республиканский и местный товарные рынки, поддерживаетпредпринимательскую деятельность. Вопрос о помощи малым предприятиям со стороныгосударства включает в себя два основных направления – организационное иэкономическое. Именно в таких формах существует государственная поддержкамалого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В Российской Федерацииобразовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержкепредпринимательства, выступающее инициатором решений правительства в пользумалого предпринимательства.[30, c.142]
Основой системы государственной поддержки и развития малогопредпринимательства является закон «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации». Им определены главные направлениягосударственной поддержки и развития малых предприятий, установлены основныеформы и методы государственного управления и регулирования деятельностисубъектов малого предпринимательства. Ответственность за реализацию этихмероприятий возлагается на вновь созданный Государственный комитет по поддержкеи развитию малого предпринимательства.
Закон определяет, что не менее 15% государственных заказов должнов обязательном порядке размещаться на малых предприятиях. Согласно новомузакону правительство обязано ежегодно разрабатывать федеральную программугосударственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее (доутверждения государственного бюджета) на рассмотрение в Государственную Думу.То же самое должно делаться на региональном, отраслевом и муниципальныхуровнях. Также создан фонд поддержки малого предпринимательства, средствакоторого пойдут на выдачу льготных кредитов малым предприятиям.[26]
По налоговому законодательству Российской Федерации малыепредприятия могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии сзаконом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности длясубъектов малого предпринимательства», который вступил в силу 29 декабря 1995года. Упрощенная система налогообложения вводится параллельно с действующимиусловиями налогообложения и регулирования деятельности субъектов малогобизнеса, не заменяя их. Эта система предусматривает один налог вместосовокупности федеральных, региональных и местных. При этом сохраняетсядействующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога наприобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственныесоциальные внебюджетные формы.
Особенностью налогообложения малых предприятий является и то, чтоони имеют дополнительные льготы по налогообложению по сравнению с другимикоммерческими организациями.
Для всех малых предприятий установлены следующие дополнительныельготы:
· впервые 2 года работы малые предприятия освобождаются от уплаты налога наприбыль при условии, что выручка от реализации превышает 70%, а долягосударственной, муниципальной собственности и собственности общественныхорганизаций в их уставном капитале составляет не более 25%;
· втретий и четвертый год работы эти предприятия уплачивают налог на прибыль вразмере, соответственно, 25% и 50% от основной ставки, если выручка отперечисленных видов деятельности составляет 90% от общей суммы выручкиреализованной ими продукции;
· приопределении налогооблагаемой прибыли исключается прибыль, направляемая нафинансирование капитальных вложений, на погашение кредитов банка, на проведениенаучно-исследовательских и опытно-инструкторских работ;
· освобождаютсяот уплаты авансовых взносов на прибыль;
· суммыналогов на добавочную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств инематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатациюосновных средств и принятии на учет нематериальных активов;
· разрешалосьв первый год эксплуатации (а с июня 1995 года – в течение всего срокадеятельности предприятия) списывать дополнительно как амортизационныеотчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службысвыше трех лет;
· Федеральныйфонд поддержки малого предпринимательства, созданный на базе Фонда поддержкипредпринимательства и развития конкуренции при ГАК России, может выдаватьгарантии банку на возврат кредита, при этом Фонд может и сам выдавать кредиты;
· малыепредприятия представляют статистическую и бухгалтерскую отчетность в упрощенномпорядке и не чаще одного раза в квартал.[30, c.144]
Кредитная поддержка малых предприятий в России нормативноопределена Указом Президента «О первоочередных мерах государственной поддержкималых предприятий в Российской Федерации» от 4 апреля 1996 года,предусматривающим ее следующие механизмы:
· выделениегосударственных льготных инвестиционных кредитов;
· формированиемеханизма гарантий федеральным и региональными фондами поддержки малыхпредприятий;
· компенсациякоммерческим и кредитным организациям недополученных доходов при кредитованиисубъектов малого предпринимательства на льготных условиях;
· снижениев полтора раза ставки налога на прибыль коммерческим банкам, предоставляющиммалым предприятиям не менее 50% общей суммы кредитов и др.
В Республике Татарстан также создаются привлекательные условия дляразвития предпринимательства. Принята программа поддержки малогопредпринимательства на 2005 – 2010 гг. Ее цель – удвоение доли малогопредпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан к2010г. Активно формируется технопарковая сеть. В ноябре 2002 года ПостановлениемКабинета Министров Республики Татарстан создано ОАО «Инновационно — производственный технопарк «Идея». В мае 2004 года в соответствии сПостановлением Кабинета Министров Республики Татарстан состоялось открытиеКамского индустриального парка «Мастер» в Набережных Челнах. В Лениногорскеначало работать ООО «Инновационно — производственный технопарк «Идея – Юго — Восток». [ с.5] Для предприятий, _иценззующих инвестиционные проекты всоответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности,предусмотрено снижение ставки налога на прибыль (в части зачисления в республиканскийбюджет до 13,5% налога на имущество (до 0,1% на вновь созданное имущество). Набираетобороты практика предоставления государственных гарантий по заимствованиямсубъектов малого предпринимательства, субсидий на погашение процентной ставкипо кредитам коммерческих банков. В целях поддержки инвестиционнойпривлекательности малого бизнеса созданы инвестиционно – венчурный истабилизационный залогово – страховой фонды Республики Татарстан.
Важно, чтобы создаваемые благоприятные условия для развитияпредпринимательства на федеральном, региональном и уровне местногосамоуправления были четко взаимосвязаны и согласованы. Только комплексныйподход позволяет выстроить эффективно действующую систему государственногомотивирования и поддержки предпринимательской активности.[ ]
2.3Примеры функционирования малых компаний
В целях интенсивного развития нефтедобывающей отрасли РеспубликиТатарстан в 1997 году в соответствии с Указом Президента Республики Татарстанот 12 февраля 1997 года №УП-81 «О мерах по увеличению нефтедобычи в РеспубликеТатарстан» было принято решение о создании малых нефтедобывающих компаний (МНК)для разработки нефтяных месторождений в республике на условиях правапользования отведенных для этих целей земель и месторождений нефти.
В настоящее время в Республике Татарстан действует более двухдесятков МНК. Создание этих компаний обеспечило выполнение главной задачипервого этапа реформирования нефтяной промышленности Республики Татарстан –образования множества самодостаточных нефтяных компаний, осваивающихместорождения с трудноизвлекаемыми запасами на основе современных технологий.Функционирование МНК предполагает смещение приоритетов в сторону активизацииинновационной деятельности, развитие которой позволит нарастить добычутрудноизвлекаемых запасов нефти.
Все малые нефтедобывающие предприятия Татарстана условно можноподразделить на четыре группы:
· нефтяныекомпании, являющиеся «дочерними» ОАО «Татнефть» и входящие в так называемый«Нефтеконсорциум»;
· компаниинезависимые от ОАО «Татнефть» («Татнефтепром», «Булгар-нефть»,«Татнефтеотдача», «СМП-Нефтегаз»);
· совместныепредприятия («Татойлгаз» (53% «Татнефть»; 47% — Mineral Rohstoff Handel (Германия), «Таттех»(50% «Татнефть»; 50% «Texneft» (США), «Татойлпетро» (50% «Татнефть»; 50% «Total» (Франция);
· нефтяныекомпании, пришедшие с других регионов, но работающие на территории РеспубликиТатарстан («ТатРИТЭКНефть»).[22, с.5]
Рассмотрим подробнее деятельность некоторых из них.
Малая нефтяная компания «Алойл» появилась на свет после издания в1997г. Указа Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева «О мерах поувеличению нефтедобычи в Республике Татарстан». Основной деятельностью компанииявляется разработка и геологическое изучение Алексеевского нефтяногоместорождения, расположенного на территории Бавлинского района РеспубликиТатарстан и Северного района Оренбургской области. Несмотря на то, что данноеместорождение относится к числу нерентабельных, имеет трудноизвлекаемые запасынефти и сложное геологическое строение, компания ежегодно наращивает добычунефти. Если за 1998г. было добыто 22 тыс. тонн нефти, то за 2004г. в 7 разбольше – 150 тыс.тонн. За первое полугодие 2005г.добыто более 80 тыс.тонн.Всего за 8 лет работы на месторождении «алойловцы» добыли более 700 тыс.тонннефти.
Сохранение такого темпа роста добычи нефти является одной изосновных задач, которую руководство компании поставило перед собой на перспективу.Заработанная компанией прибыль реинвестируется в развитие производства исоздание оптимальных условий труда для работников.
Во многом достижения компании предопределены слаженной работойвысококвалифицированных специалистов. Средний возраст работающих – 41 год,всего здесь трудится 121 чел. генеральный директор ЗАО «Алойл» Риф Вафин –опытный специалист, более 20 лет проработавший в нефтегазовом комплексеТатарстана.
В бурении и в эксплуатации скважин применяются самые современныетехнологии, часть из них разработана с участием специалистов ЗАО «Алойл».Коллективом авторов компании получено 4 патента Российской Федерации наизобретение. Применение одной из новинок – нового насоса – позволило за 2 годадополнительно добыть 6 тыс.тонн нефти.
С 2000 года «Алойл» — член ассоциации малых и среднихнефтедобывающих предприятий (г.Москва). [11, с.10]
В первые три года своего существования в условиях отсутствиявнешних инвестиций компания «Меллянефть» занималась оказанием сервисных услугпо повышению нефтеотдачи пластов на месторождениях ОАО «Татнефть». В связи сэтим в компании был организован участок капитального ремонта скважин. Он былукомплектован необходимой специализированной техникой и оборудованием.
Первоначально это были относительно небольшие финансовые вливания,но именно они позволили произвести реликвидацию и реконсервацию 10 скважин,построить необходимую сеть нефтепроводов, линий электропередачи, сборныхпунктов. Уже в 2000г. добыча нефти составила 22 тыс.тонн. Все это создалосвоего рода плацдарм для дальнейшего освоения лицензионного месторождения.
В настоящее время Муслюмовское месторождение находится на стадииинтенсивного разбуривания и ввода в разработку.
В планах компании дальнейшая разработка Муслюмовскогоместорождения, увеличение добычи нефти и темпов отбора за счет наращиванияфонда скважин, повышения нефтеотдачи пластов, разведовочного бурения. За периодс 2004 по 2008гг. предполагается пробурить и обустроить 21 скважину иудерживать доведенный годовой объем добычи нефти в 2004г. на уровне 100-105тыс.тонн в последующие четыре года. Задача не из легких, но коллектив«Меллянефть» во главе с Маратом Тазиевым готов плодотворно трудиться.
Большое внимание в «Меллянефти» уделяется экологическим вопросам.С 2001г. проводится большая работа по мониторингу окружающей среды в зонедеятельности компании. Ежеквартально проводятся лабораторные анализы подземныхвод и поверхностной воды здешних рек _ице, Калмыя, Шуганка, Баланнинка.
Анализируется атмосферный воздух в ближайших населенных пунктах.Под контролем находятся и промышленные выбросы на объектах добычи нефти.
В протоколе совещания с участием Президента Республики ТатарстанМ.Ш.Шаймиева о конкурентоспособности и дальнейшем развитии предприятийнефтегазодобывающего комплекса Республики Татарстан в новых условияхнедропользования от 9 июля 2004 года независимым нефтедобывающим компаниям былопредписано активизировать работы по укреплению собственной ресурсной базы наоснове участия в аукционах, в том числе и за пределами Республики Татарстан.Компания «Меллянефть» приняла участие в двух аукционах и выиграла двалицензионных участка на право геологического изучения и добычи нефти запределами республики: Домосейкинской площади Оренбургской области иТукачевского месторождения Пермской области. Компания уже приступила к освоениюэтих месторождений и начала геологоразведочные работы.
Только цифры:
За 2000-2004гг. компания:
· пробурила45 скважин, в том числе поисково-разведочных;
· построила55,2 км. нефтепроводов;
· добыла465,2 тыс.тонн нефти.
Добывающий фонд составляет 49 скважин.[28, с.10]
Десять лет назад в полку малых нефтяных компаний, работающих вРеспублике Татарстан, прибыло ОАО «РИТЭК», взяв в разработку, на первый взгляд,далеко не перспективные месторождения, смогло подобрать «ключик» к каждойскважине с трудноизвлекаемыми запасами.
ОАО «РИТЭК» (Российская инновационная топливно-энергетическойкомпания) специализируется на широкомасштабном применении самых передовыхтехнологий и современного оборудования всего того, что необходимо длявысокоэффективной и грамотной разработки месторождений.
НГДУ «ТатРИТЭК Нефть» было организовано в 1995 году для разработкинедр Республики Татарстан. Однако, месторождения, которые достались управлению,были сложными и малоперспективными. В свое время, еще в 80-е годы прошлоговека, их освоение вела «Татнефть», однако имея в своем активе болеелегкодоступные запасы, «тяжелые» было решено до поры до времени законсервироватькак низкодебитные и, следовательно, нерентабельные. Для работы с такимитрудными месторождениями ритэковским специалистам понадобился весь ихпрофессионализм, чтобы с помощью передовых технологий найти подход к каждойскважине.
Уже через год НГДУ «ТатРИТЭК Нефть» начало разработку Киязлинскогои Мельниковского месторождений и приступило к эксплуатационному бурениюЕнорусскинского и Черемуховского. Результаты говорят сами за себя – в 1998 годукомпания «РИТЭК» получила лицензии еще на 4 месторождения на северо-востокеТатарстана: Луговое, Кучуковское, Озерное и Сокольегорское. А немного позже –лицензии на геологическое изучение и добычу нефти Мензелинского, Агрызского,Владимирского и Северо-Кадеевского участков. Сегодня география деятельности «ТатРИТЭКНефть» охватывает территорию 11 административных районов Республики Татарстан,в разработке находятся 10 месторождений, а общая площадь _ицензиионнойтерритории составляет более 4,5 тыс.км.
Добыча сырья – это только часть работы компании. Перед тем, какпопасть в систему нефтепроводов, нефть должна быть доведена до товарнойкондиции. Для этого в НГДУ «ТатРИТЭК Нефть» была запущена установка подготовкивысокосернистой нефти (УПВСН) производительностью 500 тыс.тонн в год. А в 2001году было принято решение о сооружении собственного нефтепровода от УПВСН домагистральных трубопроводов Альметьевск – Горький – 2,3 протяженностью 67 км.
Еще на стадии проектирования трубопровода руководство ОАО «РИТЭК»дальновидно решило, что по нему к главной магистрали можно будеттранспортировать не только свою нефть, но и сырье других малых компаний,работающих в Татарстане и не имеющих выхода к системе «Транснефти». Оставалосьтолько увеличить мощность установки подготовки высокосернистой нефти. Сегодняона доведена до 1 млн.тонн в год. Этого оказалось достаточно, чтобы не толькоподготавливать свою нефть, но и оказывать соответствующие услуги коллегам: ОАО«Татнефтепром», ОАО «Волганефть», ОАО «Кондурчанефть».
Темпы развития НГДУ «ТатРИТЭК Нефть» наглядно отражает динамикадобычи. Если в 1996г. было произведено всего 9,5 тыс.тонн, то в 2004г. этацифра увеличилась до 577,2 тыс.тонн, а в 2005г. запланировано извлечь из недрне менее 600 тыс.тонн нефти. И, как считают в НГДУ, это не предел.Татарстанское подразделение компании «РИТЭК» в 2008г. планирует взять рекорднуюдля себя высоту – 1 млн.тонн нефти.[3, с.19]
Добычаи экспорт нефти на июль 2005 года (тыс.тонн)№ Компании
С начала
года Экспорт Морские терминалы Нефтепровод «Дружба» 1 ОАО «Акмай» 4,9 1,2 2 ЗАО «АЛОЙЛ» 94,3 0,5 44,6 3 ОАО «Булгарнефть» 103,4 40,7 4 ЗАО «Геология» 104,9 40,9 5 ЗАО «Геотех» 83,2 29,9 6 ЗАО «Дружбанефть» 8,2 3,2 7 ОАО «Елабуганефть» 16,7 5,8 8 ЗАО «Иделойл» 71,8 16,1 9 ЗАО «Кара-Алтын» 219,2 60,2 10 ОАО «Кондурчанефть» 34,8 6,4 11 ОАО «Меллянефть» 61,9 23,6 12 ОАО «Нократойл» 4,7 1,8 13 ОАО «РИТЭК» 1552,6 281,3 257,5 14 ОАО «СМП-Нефтегаз» 209,6 71,2 42,1 15 ТАТЕХ 286,8 94,2 111,1 16 ЗАО «Татнефтеотдача» 178 37,1 27,5 17 ОАО «Татнефтепром» 171,2 49,2 27,5 18 ОАО «Татнефтепром – Зюзеевнефть» 206,1 63,7 19 ЗАО «Татойлгаз» 150,4 24,0 8,1 20 ЗАО «Троицкнефть» 105,5 2,1 21 ЗАО «Трансойл» 18,4 3,3 22 ОАО Шешмаойл» 163,4 37,5
Заключение
Возникновение наряду с крупными вертикально — интегрированныминефтяными компаниями (ВИНК), независимых малых и средних нефтяных компаний(ННК) в России явилось закономерным результатом рыночных реформ в экономике иобъективных процессов, происходящих в структуре минерально-сырьевой базыстраны. Институциональные различия этих двух секторов отечественной нефтедобычиопределяют разновекторную стратегию деятельности обеих групп. ВИНК в своейдеятельности нацелены на расширение активности на наиболее крупных ивысокоэффективных направлениях, включая реализацию транснациональных проектовпо всей цепочке вертикального цикла производства, от геологоразведки до сбытаготовой продукции. Малые компании, являясь монотоварными производителями,ориентированы на максимально эффективную отработку запасов, относящихся ккатегории мелких и средних, и развитие внутреннего рынка сырой нефти.
Ни в коей мере не противопоставляя ВИНК и малый секторнефтедобычи, необходимо подчеркнуть, что государству — собственнику недр нужени крупный бизнес-основа добывающего потенциала страны, и независимые нефтяныекомпании, как резерв роста добычи углеводородного сырья и доработкимаргинальных, трудноизвлекаемых запасов, т.е. «нефтяных неугодий».
На примере Республики Татарстан можно сказать, что благодаря малымкомпаниям наиболее рационально используется сырьевая нефтехимическая базареспублики, что позволяет обеспечить население потребительскими товарамиреспубликанского производства, расширить объемы создаваемой добавленнойстоимости и налогооблагаемой базы. Приобретение современных перерабатывающихмощностей способствует улучшению материально-технической базы комплекса. Всеэто создает предпосылки для повышения инвестиционной емкости иконкурентоспособности нефтегазохимического комплекса и экономики республики.
Недооценивается пока потенциал малого сектора в решении проблемэнерго- и ресурсоэффективности, сохранения экологической безопасностиреспублики.
Необходимо отметить ключевую роль малого бизнеса в повышениисамодостаточности населенных пунктов Татарстана через формирование в нихконкурентной среды. Территориальная организация малых, в том числе нефтехимическихпроизводств, способна активировать процессы повышения качества жизни,культурного и образовательного уровня населения республики, выравниваниясоциально-экономических территориальных диспропорций.
Но, несмотря на пользу, приносимую стране и конкретно республике,у малых предприятий существует множество проблем. Это и угроза поглощения состороны крупных нефтяных компаний, и затрудненный доступ к перерабатывающим (ужтем более к сбытовым) мощностям, и несовершенство законодательства страны и пр.
Нарастающие трудности требуют принятия ряда радикальных мер и,прежде всего, мер со стороны самих малых нефтяных компаний. Необходимопреодолеть разобщенность с целью лоббирования своих интересов.
Тем не менее, основная роль в обеспечении дальнейшегобеспроблемного существования малых компаний лежит на государстве. Именно оноисполняет функцию по осуществлению поддержки малого предпринимательства путемпроведения антимонопольной политики, снижению налогов.
Следует помнить, что в добывающей отрасли любой страны закономернопрослеживается следующая тенденция: крупное месторождение – крупная компания,мелкое месторождение – мелкая компания. Результаты поисковых и разведочныхработ последних 10-15 лет показывают, что 96% месторождений в республикеотносятся к мелким, с запасами от 1 до 10 млн.т.
Отсюда вывод – будущее нефтяной промышленности нашей страны вомногом будет определяться мелкими компаниями. Государство должно осознать это исоздать для некрупных субъектов отрасли – особенно на первом этапе – льготныйрежим функционирования. Однако, постижение этой истины дается чрезвычайнотрудно.
Списоклитературы
1. АбзалиловаЛ.Р. Сбалансированное развитие малых и крупных компаний как условие устойчивогофункционирования химического и нефтехимического комплекса Республики Татарстан// Экономический вестник Республики Татарстан. – 2005. — №1. – с.19
2. АнискинЮ.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб.пособие. – М.: Финансы истатистика, 2003. – 160 с.
3. АнохинК. Психология победителя // Нефть России. – 2005. — №8. — с.19
4. БаженовЮ.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство поорганизации и ведению малого бизнеса. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 – 104 с.
5. БлиновА.Ю., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. – М.: «Дашков и К», — 2003. – 356с.
6. БургановР.А. Экономические основы предпринимательства. – К.: «Гран Дан», — 2001. – 114с.
7. ВолковО.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2001. –280 с.
8. ГайказовМ. «Малышам» нужна забота // Нефть России. –2004. — №7.–36 с.
9. ДиордиенкоА. «Малая нефть» не бывает лишней // Нефть России. – 2002. — №7. – 36 с.
10. ЗавьяловД. «Заговор» независимых // Нефть России. – 2004. — №2. – с.36
11. Компания«Алойл»: 8 лет безупречной репутации // Комсомольская правда. – 10 сентября2005. – 10 с.
12. КорзунЕ. Не добивайте независимых! // Нефть России.– 2004. — №7. – с.32
13. КорзунЕ. Немалый вклад малых компаний // Нефть России.–2003.-№1.–с.53
14. КорзунЕ.Не обижайте «малышей» // Нефть России. – 2002. — №6. – с.13
15. КривощековаЕ., Окунева Е. Система регулирования нефтяного комплекса России // Вопросыэкономики. – 2004. — №7. – с.79
16. КрюковВ.А. Зарытая эффективность, или как государство пытается управлять нефтянымикомпаниями // ЭКО. – 2002. — №9. – с.28
17. ЛапустаМ.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. –454 с.
18. Малыйбизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие для ВУЗов / Подред. проф В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 430 с.
19. МуравьевА.И., Игнатьев А.М. Предпринимательство: Учебник. – СПб.: Издательство «Лань»,2001. – 696 с.
20. МучинаД. Уже немало // Татарстан. – 2005. — №9 – 17 с.
21. «Налоговыйкодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05 августа 2000г. №117-ФЗ
22. НугаевР.А., Ягудина Л.Ш. Нефтяные ресурсы Республики Татарстан: добыча, реализация,запасы // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2003. — №4. – 5 с.
23. ОрловА.В. Надежда: о малом бизнесе в России. Уч.пособие. – М.: Международныйуниверситет, 2003. – 160 с.
24. Предпринимательство:Учебник / Под ред.М.Г.Лапусты. – М.: ИНФРА – М., 2003. – 534 с.
25. РубеВ.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2001. – 231 с.
26. Федеральныйзакон от 14 июня 1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации»
27. Федеральныйзакон от 19 июля 1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях»
28. ХапибоваВ. ОАО «Меллянефть»: есть два новых месторождения // Комсомольская правда. – 10сентября 2005. – 10 с.
29. ЦаревИ.Г. Малое предпринимательство – дело за малым // ЭКО. – 2004. — №1. – 11 с.
30. Экономикапредприятия: Учебник для ВУЗов / Под ред.проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.–718 с.