Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием

Содержание
Введение
1.Организация исследования
2.Результаты и исследования
Заключение
Библиографическийсписок

Введение
На базе диагностико-педагогического комплекса иобщеобразовательных школ исследовалось материнское отношение кдетям-олигофренам. Было обследовано 50 матерей детей-олигофренов и столько жематерей нормальных детей в качестве контрольной группы. Экспериментальноеисследование проводилось с целью изучения родительских установок матерей детейс интеллектуальными недостатками, особенностей восприятия ребенка матерью, атакже материнских реакций на поведение детей, выявления переживаний иэмоциональных реакций матери, связанных с выполнением родительской роли.Авторами была разработана методика «Решение матерью типичных ситуаций»,использован модифицированный Тематический апперцептивный тест. Проанализированырезультаты обследования. Подчеркивается необходимость разработки моделипсихологической помощи родителям детей с психическим дизонтогенезом.
Детско-родительские отношения в семьях детей синтеллектуальным недоразвитием представляют собой чрезвычайно важную и сложнуюпроблему. Не вызывает сомнения тот факт, что социальная адаптация аномальногоребенка напрямую зависит от правильного родительского (прежде всегоматеринского) поведения. Недостатки познавательной деятельности уже в раннемдетстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений умственноотсталого ребенка с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта,формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитиедетей с недостатками интеллекта. Однако Л.С. Выготский подчеркивал, чтоособенности взаимоотношения умственно отсталых детей с окружающими, каквторичные осложнения основного дефекта, в большей степени поддаются коррекции,чем первичные нарушения. Более того, отношения умственно отсталого ребенка сокружающими Л.С. Выготский рассматривал как важнейший фактор развития еголичности, «ибо из коллективного поведения, из сотрудничества ребенка сокружающими людьми, из его социального опыта возникают и складываются высшиепсихические функции», «от исхода социальной компенсации, то есть конечногоформирования его личности в целом, зависит степень его дефективности инормальности». Таким образом, роль семьи в социальной адаптации ребенка сограниченными возможностями огромна.
Очень часто родительское поведение играет неположительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитиианомального ребенка. В работах многих исследователей подчеркивается идеявзаимного влияния родителей и аномального ребенка. С одной стороны,родительское отношение может вызвать различные вторичные нарушения у ребенка, ас другой — детская психопатология приводит к различным искажениям родительскогоотношения.
Семья, в которой родился ребенок с тяжелымнарушением развития, находится в условиях психотравматической ситуации. По даннымисследования Р.Ф. Майрамяна, сообщение об умственной отсталости ребенкавызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальныенамерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. Вдальнейшем затяжной психический стресс приводит к возникновению различныхпсихосоматических расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться,но даже усилиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растеттревога относительно его будущего.
По данным исследований, рождение ребенка саномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, динамика которогопредставлена четырьмя основными фазами. Первая фаза характеризуется состояниемрастерянности, беспомощности, страха. Неотступно преследует вопрос: «Почему этослучилось именно со мной?» Нередко родители оказываются просто не в состояниипринять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности.Шоковое состояние трансформируется в негативизм, отрицание поставленногодиагноза.
Период такого негативизма и отрицаниярассматривается исследователями как вторая фаза психологического состоянияродителей, играющая защитную функцию. Она направлена на то, чтобы сохранитьопределенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта,грозящего разрушить привычную жизнь. Это неосознанное стремление избавиться отэмоциональной подавленности и тревоги.
Крайней фазой негативизма становится отказ отобследования ребенка и проведения каких-либо корригирующих мероприятий.Некоторые родители, выражая недоверие к консультантам, какими быквалифицированными они ни были, многократно обращаются в разные научные илечебные центры с целью опровергнуть установленный диагноз. Некоторые из такихродителей могут признать диагноз, но при этом усваивают неоправданнооптимистический взгляд на возможности развития ребенка. У них появляетсяубеждение, что лечение может сделать его нормальным.
Для второй фазы характерна попытка овладетьбезвыходной ситуацией с помощью всех имеющихся средств. В зависимости отэкономического положения и ценностных ориентации семьи выделяются две основныестратегии родительского поведения: «врачебный супермаркет» и «поиск чудесногоисцеления». «Врачебный супермаркет» — это бесчисленные консультации, начиная смедицинских светил и заканчивая различными знахарями и целителями. «Поискчудесного исцеления» — прямое обращение к Богу с просьбой об исцелении. Такначинают формироваться семейные «мифы», искажающие реальную ситуацию, мешающиеначалу необходимой работы.
Описанная фаза — негативизм и отрицание, какправило, явление временное, и по мере того как родители начинают приниматьдиагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Этодепрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третьюфазу. Этот синдром, получивший название «хроническая печаль», являетсярезультатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка,следствием отсутствия у него положительных изменений, «несоциализируемости» егопсихического и физического дефекта, неутихающей боли от сознания неполноценностиродного человека, который находится только еще в начале жизненного пути.
Самостоятельное повторное обращение родителей запомощью в ту же консультацию, где первоначально был поставлен окончательныйдиагноз, знаменует собой четвертую фазу — начало социально-психологическойадаптации (зрелой адаптации) всех членов семьи, когда родители в состоянииправильно оценить ситуацию, готовы начать руководствоваться интересами ребенка,устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и достаточноразумно следовать их советам. Показателями адаптации являются такие признаки:уменьшается переживание печали; усиливается интерес к окружающему миру;появляется готовность активно решать проблему с ориентацией на будущее. Однакофаза адаптации во многом зависит от своевременной и конструктивной помощиспециалистов, которая возможна при условии глубокого знания спецификиотношений, складывающихся в семье.

1. Организация исследования
Предметом нашего экспериментального исследованиястало изучение материнского отношения к детям-олигофренам. Родительскоеотношение определяется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку,поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностейвосприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. В нашемисследовании решались следующие задачи:
1) изучить родительские установки матерей детей.В качестве исследовательского инструмента выступили тест-опросник родительскогоотношения А.Я. Варги и В.В. Столина и методика PARY (опросник родительскихустановок);
2) исследовать особенности восприятия ребенкаматерью, а также материнские реакции на поведение детей. С этой целью нами быларазработана методика «Решение матерью типичных ситуаций». Она содержит 10картинок с изображением типичных ситуаций общения и взаимодействия матери иребенка (игра, кормление, укладывание спать, покупка игрушки и т.д.). Картинкивыполнены в двух вариантах: для матерей девочек и для матерей мальчиков. Онипоследовательно предъявлялись матери и сопровождались следующими вопросами: чтопроисходит на этом рисунке? что было до этого? что будет после? что говоритребенок? что говорит мама? что чувствует ребенок? что чувствует мама?Содержание словесных высказываний матерей фиксировалось в протоколе;
3) выявить переживания и эмоциональные реакцииматери, связанные с выполнением родительской роли. Для решения этой задачи былиспользован модифицированный нами Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Изстандартного комплекта таблиц были выбраны те, которые позволили выявитьожидания и чувства, связанные с материнством, а также состояние депрессии,чувство вины (всего восемь таблиц). К ним были добавлены нами еще двефотографии, на одной из которых изображено взаимодействие матери и ребенка, надругой — один ребенок.
Эксперимент проводился на базеДиагностико-педагогического комплекса и общеобразовательных школ. Былообследовано 50 матерей детей-олигофренов и столько же матерей нормальных детей,которые выступили в качестве контрольной группы.
 
2. Результаты и исследования
интеллектуальный недоразвитие ребенок мать
Предварительным этапом нашего экспериментальногоисследования стала структурированная беседа с матерями детей-олигофренов(беседу проводила психолог комплекса С. Кирсанова). Вопросы касалисьпредставлений матери о происхождении заболевания, испытываемых трудностях,ожидаемой помощи. В беседе также выяснялось, когда родители впервые узнали озаболевании ребенка.
Прежде всего, нужно отметить большуюзаинтересованность матерей аномальных детей в беседе с психологом. К такойвысокой мотивации, на наш взгляд, приводит дефицит понимающего и принимающегообщения, изолированность родителей, что является следствием отсутствияразработанной модели социально-психологической помощи родителям аномальныхдетей.
Беседа показала, что большая часть родителейузнали о заболевании ребенка по признакам запаздывающего развития (поздно началсидеть, ходить, говорить и т.д.). Об умственной недостаточности ребенка 46%матерей стало известно в детском саду, 25% — в школе. 20% матерей в качествепричины заболевания указали влияние наследственности, 14% — особенностипротекания беременности. 10% матерей испытывали чувство вины, котороеперерастает в страдания по поводу тех поступков и ошибок, которые, как ониполагают, привели к заболеванию ребенка. Некоторая часть обследуемых матерей(?%) обвиняли в болезни ребенка отца (алкоголизм, рукоприкладство).
Большая часть родителей (64%) вообще не знали отаком психическом недоразвитии, как умственная отсталость. Лишь 15% имели опытобщения с такими детьми, читали об олигофрении в литературе. На вопрос: «К комуобращались за помощью?» — только 20% ответили, что консультировались успециалистов. Это связано со страхом признания факта болезни ребенка либо сневерием, что получат нужную помощь. 12% матерей делились своим горем сродственниками, 41% — не обращались за помощью к кому-либо.
Беседа с матерями показала, что половина отцов спониманием отнеслись к происходящему, половина — отрицательно, что в 10%случаев привело к распаду семей. Отметим, что и другие авторы (Майрамян Р.Ф.,1976; Семаго М.М., 1992) указывают на высокую вероятность распада семей, несумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с тяжелым нарушениемразвития. По данным Р.Ф. Майрамяна, 24,5% обследованных семей с умственно отсталымребенком распались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности зарождение больного ребенка.
Обработка данных опроса показала, что основнымипотребностями матерей являются следующие: потребность в психологическойподдержке со стороны специалистов (34%), в семейной и социальной помощи (15%),в информации о том, как обучать ребенка игре, развивать его, справляться споведенческими трудностями и т.д. (29%), в финансовой поддержке (25%).
Подавляющее большинство опрошенных к будущему относятся пессимистически(«О будущем думать просто страшно»; «О будущем стараюсь не думать»; «Не могудаже говорить… Я не вижу выхода. Мне кажется, что с моей смертью и ребенокуйдет из жизни»). Первый этап исследования состоял в изучении родительскихустановок и стиля воспитания.
Результаты показывают, что аномальный ребенокэмоционально отвергается матерью, он воспринимается как инфантильный, личностнои социально несостоятельный, неприспособленный и неумелый. Такое отношениематери нередко выливается в раздражение, нетерпимость, унижение достоинстваребенка. Однако часть матерей стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком:они излишне опекают его, ограждают от любых трудностей, испытывая за негобольшую тревогу. Качественный анализ содержания ответов показал, что матеряманомальных детей часто бывает трудно определить меру строгости итребовательности к ребенку. Например, если ребенок неохотно выполняет действияпо самообслуживанию, матери нелегко решить, следует ли пожалеть его и самойвыполнить необходимые действия, или заставить ребенка все сделать самому.
Данные по методике PARY показывают, что, вотличие от матерей нормальных детей, у матери аномального ребенка родительскиеустановки противоречивы. С одной стороны, она может излишне опекать ребенка,проявлять о нем чрезмерную заботу, стремиться обеспечить его безопасность, сдругой — испытывать раздражение по поводу ребенка, считать свою жизньпринесенной ему в жертву.
На втором этапе нашего исследования — изучалиособенности восприятия ребенка матерью, а также материнские реакции наповедение детей. С этой целью использовали модифицированный нами Тематическийапперцептивный тест (ТАТ).
Матери аномальных детей воспринимают своегоребенка больным, обиженным, страдающим, агрессивным. Одни женщины говорили, чтоих ребенок «часто дерется», «очень агрессивный», «даже жестокий»; другие — «всего боится», «чувствует обиду», «сильно страдает», «горько плачет»,«постоянно обороняется», «не может за себя постоять», «маленький,несамостоятельный», «очень больной». В то же время большой процентматерей нормальных детей видят своего ребенка активным, деятельным,жизнерадостным («Мой ребенок мне помогает»; «Без дела не сидит»; «Драться небудет, но за себя постоит»).
Наиболее типичными реакциями матерей на поведениеумственно отсталого ребенка является стремление опекать его, жалея, следить заним, помогать ему, но вместе с тем проявляется и раздражение, желание наказать,проигнорировать. Нередко родители испытывают горе и страдание. Среди полученныхответов были такие: «Мне жаль ребенка, ведь он же больной»; «Кто его ещепожалеет, как не мать»; «Очень волнуюсь за ребенка»; «Отругаю его, даже побью»;«Не обращаю внимания на ребенка».
Матери детей с нормальным психическим развитиемчаще используют убеждающие стратегии, чаще одобряют действия своего ребенка.
Таким образом, определили позицию материаномального ребенка как недостаточно эмпатийную. Это проявляется вамбивалентном отношении к ребенку. Действия и эмоциональные реакции матери невсегда адекватны: с одной стороны, она проявляет мягкость, терпение,направленность на ребенка, с другой — раздражение, безучастное, равнодушноеотношение.
На третьем этапе исследовали чувства ипереживания матери, связанные с выполнением родительской роли.
Анализ материнских рассказов показал, чтовосприятие временных планов (прошлое, настоящее, будущее) имеет разныйэмоциональный знак.
Видно, что наиболее негативно матери аномальныхдетей воспринимают свое прошлое (95%), так как именно тогда они получилиизвестие об аномалии ребенка и в тот период наиболее остро испыталиэмоциональный шок.
Данные свидетельствуют, что и свою настоящуюжизнь очень многие матери (72%) воспринимают негативно. Это значит, что онинаходятся в состоянии хронической депрессии. Хотя на будущее они смотрят болееоптимистично (43%), но в процентном соотношении позитивный эмоциональный знаквосприятия временных планов у них втрое меньше, чем у родителей нормальныхдетей.
Качественный анализ материнских рассказовсвидетельствует о том, что преобладающими чувствами у матерей детей спсихическим дизонтогенезом являются горе, страдание, депрессия, вина и стыд.Комментарии к картинкам: «Мама держит на руках не совсем нормального ребенка. Унее горе, она переживает»; «Женщина чувствует свою вину». Чувство вины нередкоперерастает в переживания родителей по поводу тех поступков и ошибок, которые,как они полагают, привели к заболеванию ребенка («Во время беременностипринимала лекарства»; «Надо было развестись с мужем-пьяницей»; «Нельзя былоразрешать ребенку смотреть долго телевизор. Я сама во всем виновата»}. Частородители испытывают чувство стыда из-за рождения больного ребенка. Их беспокоитвозможное осуждение со стороны окружающих, и они убеждены, что к их ребенкубудут относиться как к неполноценному («Не хочу, чтобы знали, что мой ребенокучится в такой школе»; «Даже муж не знает, что сына перевели в школу дураков»).
Родители, имеющие детей с нормальным развитием,также испытывают тревогу, страдания, чувство вины. Но превалируют у них чувствалюбви и гордости.

Заключение
Проведенное исследование позволяет сделатьопределенные выводы. Отношение матери к ребенку, имеющему интеллектуальныенарушения, отличается противоречивым характером. С одной стороны, она проявляетмягкость, терпение, направленность на ребенка, с другой — раздражение,безучастность, равнодушие.
Матери аномальных детей воспринимают своегоребенка пассивным, больным, страдающим, обиженным, возбудимым.
Типичными реакциями матери на поведение ребенка сумственной недостаточностью являются жалость к нему, стремление опекать,контролировать, и в то же время у них проявляется раздражение, желание наказатьребенка, игнорировать его.
Восприятие временных планов (прошлое, настоящее,будущее) у матерей детей-олигофренов имеет негативный эмоциональный знак.
Преобладающее состояние матери, имеющей ребенка снарушением интеллекта,- депрессия, чувства вины, стыда, горя, страдание.
Экспериментальные исследования убеждают внеобходимости разработки модели психологической помощи родителям детей спсихическим дизонтогенезом, что будет способствовать их эмоциональнойадаптации, позволит им принять болезнь ребенка, выработать позитивные установкипо отношению как к самим себе, так и к своему ребенку.

Библиографический список
 
1.Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: Дис.… д-рапсихол. наук. М., 2010.
2.Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис… канд. психол.наук. М., 2009.
3.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 2009. Т. 3.
4.Запрягаев Г.Г. Психологическая характеристика умственно отсталых подростков струдностями поведения: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 2008.
5.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 2010.