Особенности межличностного общения в подростковом возрасте

Статья: Особенности межличностного  общения вподростковом возрасте
 
Человек- существо социальное. Включенностьличности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной ролисоциального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считаетсясамым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подростковоговозраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач воспитанияличности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться. Намой взгляд, развитие организаторских и коммуникативных качеств очень важноименно в подростковом возрасте. В подростковом возрасте наблюдается высокаяпотребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными иорганизаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность былавсесторонне развита, необходимо развивать навыки общения.
Принимая, во внимание все вышесказанное, темой своегоисследования я выбрала проблему особенностей общения подростков.
Объектом  исследования является подросток(подростковый возраст).
Предметом исследования – процесс общения подростков сосверстниками.
Цель курсового исследования – выявить характерныеособенности межличностного общения в подростковом возрасте с целью улучшенияметодик воспитательного процесса.
Задачи:
1) изучение теоретического материала по проблемеобщения в подростковом возрасте; 2) выделение и изучение психологическихособенностей общения подростков; 3) проведение исследования на основе сравненияпроцессов общения среди детей-подростков 13-14 лет, и 17-18 лет с цельювыявления особенностей общения детей подросткового возраста; 4) анализ иобобщение результатов исследования.
Гипотеза курсового исследования – в подростковом возрастеодной из важнейших особенностей является высокий уровень потребности в общениипри недостаточно сформированных коммуникативных и организаторских качествах инавыках.   
Значениеобщения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большеймере зависят успешность профессиональной деятельности, активность вобщественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.
Общение– основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видомобщения у подростков.
Одна из главных особенностей подросткового возраста –смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Одна из самыхважных потребностей переходного возраста становится потребность в освобожденииот контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также отустановленных ими правил и порядков. Причина этого кроется, прежде всего, впсихологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменения внутреннего мираподростка. Рассуждая абстрактно, родители знают о своем ребенке значительнобольше, чем кто-либо другой, даже он сам. Но изменения, происходящие сребенком, происходят слишком быстро, а родители все еще видят его таким, какимон был несколько лет назад. Спешка неумение и нежелание выслушать  и понять то,что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблемуглазами сына или дочери, уверенность в собственной непогрешимости – вот что впервую очередь создает психологический барьер между растущими детьми. Еще наодин момент исследователи обращают внимание. Взрослые, видя взросление подростка,чаще всего замечают в этом процессе только негативные стороны: подросток стал«непослушным», «скрытным» – и совершенно не замечают позитивного нового. Однимиз таких ростков является развитие в подростковом возрасте способностиподростка к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержатьих горе или радость. Взрослые, в лучшем случае, готовы сами проявить сочувствиеи сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять этоотношение подростка, как раз и необходимо быть с ним на равных.
Такимобразом, одна из главных тенденций переходного возраста – переориентацияобщения с родителями, учителями, вообще со старшими, на более или менее равныхпо положению. Роль эмоциональной функции  общения проявляется в двух аспектах:в приобретении опыта эмоциональных отношений с людьми и в развитииэмоционального приятия окружающей действительности.
Общение со сверстниками очень важный специфическийканал информации (позволяющий часть информации по вопросам пола подросток получатьот сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальноеразвитие или предать ему нездоровый характер). Это специфический видмежличностных отношений. Положение принципиального равенства детей-сверстниковделает эту сферу отношений особенно привлекательной для подростка: этоположение соответствует этическому содержанию возникающего у подростка чувствасобственной взрослости. Происходящие в начале подросткового возрастаспецифические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростковновых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям свзрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстникамивглубь. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близкисверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменитьобщения со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, товарищескойвзаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Хотяобщение подростков часто бывает эгоистичным, а потребность в самовыявлении,раскрытии своих переживаний – выше интереса к чувствам и переживаниям другого.
Такимобразом, в I главе были раскрыты проблемы общения вподростковом возрасте.
1)Отмечено, что в подростковом возрасте проявляется более острая необходимость вмежличностном общении. Общение становится самоцелью, в которой подросткиреализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире; 2)Основной тенденцией подросткового возраста является переориентация на общениесо сверстниками. Для подросткового возраста характерно создание собственногомнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным дляподростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подростокреализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире; 3)Необходимо отметить, что общение оказывает огромное влияние на становлениеличности подростка. Так как общение – это не только обмен информацией(например, между учителем и учеником), но и взаимодействие, взаимовлияние.Подросток «переживает» общение не только на интеллектуальном, но и на физиологическоми эмоциональном уровнях;        4) Возникают проблемы с родителями, главнымобразом связанные с недопониманием (некоторые родители не успевают заизменениями, стремительно происходящими с их детьми). С одной стороны ребенокпривязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой стороны онпретендует на большую самостоятельность в решении каких-то дел и проблем; 5)Отмечено, что в подростковом возрасте при высокой потребности в общении,уровень коммуникативных навыков и качеств, достаточно низок у подавляющегобольшинства подростков.
С цельюподтверждения гипотезы была использована методика КОС, автор Б.А. Федоришин(Приложение 1). Вопросник КОС предназначен для диагностики коммуникативных иорганизаторских способностей для детей раннего подросткового возраста.
Методикавключает 40 вопросов: 20 из них направлены на выявление организаторских, а 20на определение коммуникативных способностей.  На каждый вопрос предусмотрен (+)или (-) ответ.
Дляпроверки гипотезы и достижения цели работы были проведены эмпирическиеисследования среди  учащихся 8 Г класса, школы № 6 города Перми. Школа № 6 –средняя, с эстетическим уклоном. Школа работает в две смены. В классе, где проводилисьисследования 18 учащихся, из них 8 мальчиков, 10 девочек. В основном учащиеся,которых принято называть сильными. Сильно развитыми коммуникативными иорганизаторскими качествами обладают Захаркина А., Третьякова С., Калюжная Я.,Белозеров Г., Сажина Э.  В классе есть «трудные» ученики – Черемных К.,Олейников М.
Испытуемыеоценивались по уровню коммуникативных качеств и были разделены на 5 групп:очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий.  С очень высокимуровнем выделено 6 подростков, 1 с высоким, 6 со средним, 1 с коммуникативнымуровнем ниже среднего, у 4 подростков коммуникативный уровень навыков – низкий.Очень высоким уровнем обладают – 33% подростков, высоким лишь – 5%,  средним –33%, ниже среднего – 5%, низким – 22%. Примечательно то, что высокий уровень иуровень ниже среднего практически отсутствуют, таким образом, наблюдаетсядостаточно большой разрыв между подростками, которые обладают высокимикоммуникативными навыками и подростками, у которых эти навыки низкие. Исследованиепоказало, что среди исследуемых подростковом, потребность в постоянном общении испытывают порядка 91% детей, при недостаточно развитых коммуникативных навыках(56%). В юношеском возрасте отмечается спад потребности в общении как самоцели.Лишь 60% нуждаются в общении постоянно, но при этом коммуникативные иорганизаторские навыки развиты у 93%.
Итак, во II главе было проведеноэмпирическое исследование, которое подтвердило первоначальную гипотезу — вподростковом возрасте одной из важнейших особенностей является высокий уровеньпотребности в общении при недостаточно сформированных коммуникативных иорганизаторских качествах и навыках.   
 Полагаясьна данные этого исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1.    Оченьмало подростков обладают очень высоким уровнем развития коммуникативных способностей,что составляет лишь 6 человека, высоким 4, средним 2, ниже среднего 1 и низкимуровнем обладает 1 ученик. Эти данные говорят о неумении подростков общаться,неумении проявлять такие качества как подлинность, искренность, доверие друг кдругу. Поэтому именно на средние классы (подростковый возраст) приходитсярасстройство взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; 2. Было выявлено, чтопо сравнению с юношеским возрастом, подростки испытывают большую потребность вобщении, при недостаточно сформированных коммуникативных и организаторскихнавыках.
Заключение:
Изменения, происходящие в нашей стране,- это реальность, обусловленная общественными потребностями.
Так как в подростковом возрасте общение выдвигается напервое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствиенавыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такиеподростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и сосверстниками. Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогамичасто приводит к мучительным переживаниям подростка. Для того, чтобы избежать,такого рода переживаний, необходимо, именно, в подростковом возрасте развиватькоммуникативные и организаторские навыки. Так как,  от общения все в большеймере зависит успешность профессиональной деятельности, активности вобщественной жизни, наконец, личное счастье каждого.
Вподростковом возрасте возникают проблемы с родителям, главным образом связанныес недопониманием (некоторые родители не успевают за изменениями, стремительнопроисходящими с их детьми). С одной стороны ребенок привязан к своим родителями ждет от них понимания, с другой стороны он претендует на большуюсамостоятельность в решении каких-то дел и проблем. Исходя из этого нужно;участвовать в жизни подростка, помогать в решении его проблем, быть для негодругом и товарищем.
Сверстники– тоже значительная фигура в жизни подростка. Изменение внутренней позицииприводит к тому, что подростку уже недостаточно быть просто хорошим учеником,иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Для подростковоговозраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своегомнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность всам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность,формирует суждения о себе и окружающем мире. Следовательно, не нужно ограждатьребёнка от общения со сверстниками. Ведь только в ситуации общения появляетсячувство эмоционального благополучия и устойчивости. А всё это чрезвычайно важнодля их будущей жизни.