Особенности национального поцелуя

Особенности национального поцелуя

Обойми, поцелуй, приголубь, приласкай… Так откровенно
начинается известный русский романс XIX века с ненасытным рефреном: “Еще
раз поскорей поцелуй горячей!..” Шила в мешке не утаишь: целоваться на
Руси любили издавна и по великому множеству поводов, причем поцелуи называли
сладкими, а уста – сахарными или медовыми. Поэтому выражение “они пожирали
друг друга поцелуями” имеет вполне материальную основу.

Европейцы тоже грешили в этом смысле, но не в таких
масштабах, а обширную базу для взаимных поцелуев иностранцы видели в особой
открытости русского характера. По словам француза Жака Маржерета, русские при
встрече “целуются всегда, ибо у них это нечто вроде приветствия как среди
мужчин, так и среди женщин”. То же и при расставании. В деревне целовались
(и целуются) чаще и охотнее, чем в городе. На тех же “вечерках”
многие игры не обходились без поцелуев. И к концу все участники неоднократно
перецеловывали друг друга.
“Интим” политиков

Поцелуи были разные: ритуальные, этикетные и, конечно,
любовные. Но четкой границы меж ними нет. Особенно ярко это демонстрируют
современные политические деятели. Техника их “этикетных” поцелуев
поражает: часто – трижды, непременно – в губы и даже взасос. Тела их подчас
впиваются друг в друга, а на лицах – блаженная отрешенность. Конечно, рот и
язык являются эрогенными зонами. Но не в такой же степени, чтобы
“кайфовать” на глазах миллионов!.. А может, в этом весь секрет?

Поцелуй как выражение гостеприимства существовал и в
средневековой Европе. Но в России он удержался до XVII века, изумляя
иностранцев. Они не понимали, зачем в знак почета и дружбы муж приводит к
гостям жену, чтобы те поцеловали ее в уста (а коли кто забудет – “выгонят
из дома”). Легко вступая в непринужденный контакт, московиты в порыве
приязни “целовали друг друга в голову или же прижимали, обнявшись руками,
друг друга к груди”.
С красным яйцом не пропадешь

Даже на Пасху чужестранцы пылали от стыда. В XVII столетии
русский ритуал христосования распространялся не только на пасхальное
воскресенье, но и на следующие 40 дней до Вознесения, чего не было у
европейцев. Вероятно, поэтому эти ритуальные поцелуи они относили к любовным.
Так, в церкви мужчины и женщины всех возрастов сначала прикладывались к иконе,
а потом “без всякого стыда” целовали в губы священников. Обычай
пасхального целования уравнивал всех людей, без различия званий и сословий. Ни
один вельможа, ни одна женщина замужняя или незамужняя не вправе были отказать
в поцелуе самому простому и неказистому мужику (даже из опасности заразиться),
если тот предлагал им красное яйцо.
“Горько!”

Похоже, этот свадебный обычай сохранился только у нас.
Кому-то из гостей не понравилась то ли водка, то ли селедка, и он требует у
молодых “подсластить” их поцелуем, крича во все горло:
“Горько!” Другие дружно подхватывают, так как молодые не должны по
первому зову вскакивать и лобызаться. Поцелуи с каждым разом становятся все
продолжительней и чувственней. А гости выполняют сразу две задачи: развлекаются
и готовят молодых к брачной ночи. Чего тут больше: любви или ритуала –
разобрать трудно. Скорее всего этот обычай проживет долго. Во-первых, в
мифологии поцелуй символизирует слияние человеческих душ и стоит в одном ряду с
такими способами искусственного родства, как смешение крови и слюны. Поэтому
без поцелуев не обходится закрепление родственных связей – при бракосочетании,
кумлении или братании. В Закарпатье после венца молодая целовала под сердце
свекровь, а та – молодую, чтобы жить дружно. Кроме того, с поцелуем
передавалась сексуальная энергия, которая стимулировала плодородие и усиленный
рост всего живого.
Целуйтесь на здоровье!

О любовных поцелуях можно говорить бесконечно, потому что
изобретательность любящих не знает пределов. Носик, лобик, ножки, ручки, ушки,
грудки… и, уж конечно, “губки алые” – далеко не полный перечень
объектов нежности. А каков накал страстей! “Зацелую допьяна”, –
обещает поэт, без сожаления отдавая и себя на растерзание: “Ну, целуй
меня, целуй, хоть до крови, хоть до боли!..” Впрочем, славяне считали
поцелуй не только приятным, но и полезным. Ведь не зря он имеет общий корень
(-цел) со словами “целый” (невредимый) и “целебный,
исцелить”. Поцелуй как бы несет всем пожелание быть целым и здоровым.
Сербские женщины, к примеру, сразу целовали родившегося младенца, чтобы уберечь
от порчи. Поцелуй разрушал колдовские чары, освобождая спящую красавицу. Чтобы
утешить ребенка, ему и сегодня целуют ушибленное место или дуют на него. Так что
здоровым людям целоваться ну просто необходимо!
Список литературы

Любовь Бороздина. Особенности национального поцелуя.