Особенности налогообложения доходов бюджетных и общественных организаций

Министерство образования и науки РоссийскойФедерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕСИТЕТ
ГУБКИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
 
Кафедра экономики, маркетинга и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Налогообложение организации
на тему: «Особенности налогообложения доходовбюджетных и общественных организаций»

Губкин 2008

Содержание
Введение
1. Налог на прибыль организации
1.1 Характеристика налога на прибыль организации
1.2 Порядок определения доходов
1.3 Порядок определения расходов
1.4 Порядок расчета налоговой базы
1.5 Налоговые ставки
1.6 Налоговый учет
2. Бюджетные учреждения
2.1 Доходы от реализации
2.2 Внереализационные доходы
2.3 Доходы, не учитываемые при определении налоговойбазы
2.4 Целевое финансирование
2.5 Целевые поступления
2.6 Прочие доходы, не учитываемые при определенииналоговой базы
3. Общественные организации
3.1 Особенности налогообложения общественныхорганизаций
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Введение
Актуальность данной работызаключается в том, что бюджетники и различного рода общества тоже платят. />Сегодня этим мало кого удивишь. Предпринимательская деятельностьбюджетных и общественных организаций – это источник их дополнительногофинансирования. Поэтому практически каждое бюджетное учреждение и общественнаяорганизация (за редким исключением) организует деятельность, которая всоответствии с правилами новой Инструкции по бюджетному учету называется«деятельность, приносящая доход». А если есть доход, то имеется и налог наприбыль.
Цель этого исследования состоит вследующем: опираясь на теоретические и практические знания, изучить, какиедоходы и при каких условиях учитываются при определении налоговой базы поналогу на прибыль в бюджетных и общественных организациях, а какие неучитываются.
Для достижения поставленной целинеобходимо решить ряд задач:
— познакомиться с налогом наприбыль организации в соответствии с Налоговым Кодексом РФ,
— дать понятие бюджетным учреждениями общественным организациям,
— определить виды доходов дляданных организаций,
— изучить особенностиналогообложения доходов этих организаций.
Объектом исследования данной работыявляются бюджетная и общественная организации.
Предмет исследования – налог наприбыль организации.

1. Налог на прибыльорганизации
 
1.1 Характеристика налога на прибыль организации
Налог на прибыльорганизации относится к числу прямых налогов. Он является непосредственнымизъятием дохода в государственный бюджет части доходов налогоплательщика, чемпринципиально отличается от других налоговых платежей по характеру, содержаниюи разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействовать надеятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход результатовкоммерческой деятельности. Налог на прибыль организации выступает основнымпредпринимательским налогом.
Методика исчисленияналога на прибыль организации по прошествии ряда лет показала существенныепросчеты. Налог постепенно утратил стимулирующую функцию. Больше половиныналогоплательщиков не реагировали на уменьшение налоговых ставок увеличениемвыпуска продукции. Исчисление налога требовало пересмотра.
Подход кналогообложению не менялся на протяжении длительного времени. Такая задача былапоставлена при разработке ст. 25 «Налогна прибыль организаций» НК РФ, которая вступила в действие с 1 января 2008года.
Налогоплательщиками налога наприбыль признаются:
— российские организации;
— иностранные организации,осуществляющие деятельность на территории РФ;
— иностранные организации,получающие доходы от источников дохода, расположенных на территории РФ.
НЕ являются плательщиками налога наприбыль: организации, уплачивающие ЕНВД и переведенные на УСН.
Объект налогообложения – признаетсяприбыль, полученная налогоплательщиком для российских организаций. Прибыльопределяется как разница между полученными доходами и величиной произведенныхрасходов.
Налоговая база – денежное выражениеприбыли. При расчете базы сначала складываются все доходы, а затем из полученнойсуммы вычитаются все расходы.
 
1.2 Порядок определения доходов
 
Глава 25 НК РФразличает два вида доходов: доходы от реализации товаров (работ, услуг) иимущественных прав, а также внереализационные доходы. Кроме того, отдельно данперечень доходов, не подлежащих налогообложению.
Доходомот реализации признается выручка от реализации товаров, работ и услуг, каксобственного производства, так и ранее приобретенных. Выручка от реализацииопределяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованныетовары, выраженные в денежной или в материальной форме. Из суммы полученныхдоходов необходимо вычесть налоги, предъявленные покупателям: НДС и акцизы.Величина доходов определяется на основании первичных документов и документовналогового учета.
Документыналогового учета – регистры налогового учета, формы которых организацияразрабатывает самостоятельно и закрепляет в своей учетной политике.
К доходам, учитываемымпри определении прибыли, относятся также внереализационные доходы, которыеопределяются в порядке, установленном ст.250 НК РФ.
Внереализационнымидоходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:
— от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемогона оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров(участников) организации;
— в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствиеотклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса,установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода правасобственности на иностранную валюту (особенности определения доходов банков отэтих операций устанавливаются статьей 290 настоящего Кодекса);
— в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решениясуда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций занарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
— от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такиедоходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249настоящего Кодекса;
— от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальнойдеятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, отпредоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения,промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), если такиедоходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249настоящего Кодекса;
— в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета,банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам(особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаютсястатьей 290 настоящего Кодекса);
— в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественныхправ, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса.

1.3.Порядокопределения расходов
 
Расходы организацииделятся на 4 группы:
1) отобычных видов деятельности;
2) операционные;
3) внереализационные;
4) чрезвычайные.
В бухгалтерском учетерасходы признаются независимо от намерения получить выручку, операционные,внереализационные или чрезвычайные в том отчетном периоде, в котором они имелиместо, независимо от времени фактически выплаченных денежных средств. Глава 25НК РФ определила расходы как обоснованные и документировано подтвержденныезатраты, осуществленные налогоплательщиком.
Обоснованными являютсяэкономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Подэкономически оправданными затратами следует понимать затраты, обусловленныецелями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности иобусловленные обычаями делового оборота.
Налоговая база поналогу на прибыль определяется по итогам каждого отчетного или налоговогопериода на основании данных налогового учета. Данные налогового учета могутбыть подтверждены первичными учетными документами, аналитическими регистрами ирасчетами налоговой базы. Расходы в зависимости от характера, а также условийсуществования и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются надве группы:
1. Расходы,связанные с производством и реализацией;
2. Внереализационные.
НК РФ не содержитпонятия «себестоимость», его заменили термином «расходы, связанные с производствоми реализацией». В ст. 253 НК РФ приводится открытый перечень расходов,связанных с производством и реализацией. В него входят:
— расходы, связанные сизготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказаниемуслуг;
— расходы на содержаниеи эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств;
— освоение природныхресурсов;
— на научныеисследования НИОКР;
— прочие расходы,связанные с производством и реализацией.
НК РФ подразделяетрасходы, связанные с производством и реализацией следующим образом:
1) Материальныерасходы – стоимость приобретенного сырья и материалов, необходимых дляпроизводства и реализации товаров. К ним относятся затраты на приобретениематериалов, сырья, топлива и др.
2) Расходына оплаты труда. В них включаются любые начисления работникам в денежной инатуральной формах.
3) Сумманачисленной амортизации. Амортизационным признается имущество, результатыинтеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности,которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются имдля получения дохода, стоимость которых погашается путем начисленияамортизации.
4) Прочиерасходы. Их перечень приводится в ст.264 НК РФ.
Переченьвнереализационных расходов приведен в ст. 265 НК РФ.
НК РФ приводит такжеперечень расходов, не учитываемых для целей налогообложения, он являетсяоткрытым.
1.5 Порядок определенияналоговой базы
Прибыль, подлежащаяналогообложению определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Вслучае, если в отчетном или налоговом периоде налогоплательщиком полученубыток, налоговая база признается равной нулю. Организации, которые впредыдущих отчетных периодах получили убытки, могут уменьшить налоговую базутекущего налогового периода.
Для переноса убыткапрошлых лет на будущие периоды должны быть выполнены условия:
— срок переноса убыткане должен превышать 10 лет;
— совокупная суммапереносимого убытка ни в каком отчетном периоде не должна превышать 30 %налоговой базы.
1.6 Налоговые ставки
Установлены ст. 284 НКРФ составляет для российских организаций 24%, при этом 6,5% зачисляется вфедеральный бюджет и 17,5% в бюджет субъектов РФ.
Налоговый период –период времени, по окончанию которого налогоплательщик определяет налоговую базуи исчисляет сумму налога, подлежащую к уплате. Налоговым периодом признаетсякалендарный год. Для разных категорий плательщиков определены различные срокипредоставления отчетов об уплате налога на прибыль. Период времени, поистечении которого налоговые органы предоставляется декларация по налогу,считается отчетным периодом.
Отчетными периодамипризнаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев. Для налогоплательщиков,исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученнойприбыли, налоговым периодом признаются месяц, два месяца и т.д. до окончаниякалендарного года.
Налог на прибыльопределяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговойбазы.
По итогам каждогоотчетного или налогового периода организация исчисляет сумму авансового платежанарастающим итогом отчетного года.
НЕ уплачивают авансовыеплатежи:
— организации, укоторых за предыдущие четыре квартала доходы не превышали 3 млн.р. за каждыйквартал;
Бюджетные учреждения.
Авансовые платежи поитогам отчетного периода уплачиваются не позднее сроков, установленных дляподачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период:
— ежемесячные налоговыеплатежи – не позднее 28 числа каждого месяца этого отчетного периода;
— квартальные авансовыеплатежи – не позднее 28 числа месяца следующего за кварталом.
1.7 Налоговый учет
Это система обобщенияинформации для определения базы по налогу на основе данных первичныхдокументов. Наличие налогового учета не означает, что система бух учета неудовлетворяет фискальным целям налогообложения.
Налоговый учет в чистомвиде может быть развит в организациях, где ведение бухгалтерского учета необязательно. Это предприятия малого бизнеса, предприниматели без образованияюридического лица (ПБОЮЛ).
Система налоговогоучета строится налогоплательщиками самостоятельно, порядок его веденияустанавливается в учетной политике для цели налогообложения, котораяутверждается приказом руководителя предприятия. Данные налогового учетаподтверждаются:
1. Первичнымиотчетными документами.
2. Аналитическимирегистрами налогового учета.
3. Расчетаминалоговой базы.

2.Бюджетные учреждения
1. Налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней,государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходовбюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг,оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательногомедицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целяхналогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных(произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Налоговая базабюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода отреализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммойвнереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизовпо подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанныхс ведением коммерческой деятельности.
В налоговом учете учетопераций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов,связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленномнастоящей главой.
Сумма превышениядоходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не можетбыть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевогофинансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
2. В составе доходов ирасходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываютсядоходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступленийна содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности,финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счетэтих средств.
Аналитический учетдоходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступленийведется по каждому виду поступлений с учетом требований настоящей главы.
3. Если в сметахдоходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходовпо оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов пообслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видамремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложенияпринятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных отпредпринимательской деятельности и средств целевого финансирования,производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательскойдеятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения не предусмотренофинансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (заисключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных(созданных) за счет бюджетных средств, указанные расходы учитываются приопределении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, чтоэксплуатация указанных основных средств связана с ведением такойпредпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов для указанныхцелей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в видебанковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах,полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
4. В целях настоящейглавы при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлениемкоммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществленияпредпринимательской деятельности, относятся:
1) суммы амортизации,начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этойдеятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности. Приэтом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточнаястоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основныхсредств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета запериод эксплуатации такого объекта;
2) расходы на ремонтосновных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и(или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счетбюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в сметедоходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счетбюджетных средств.
5. В бюджетныхучреждениях (независимо от наличия у таких учреждений расчетных или иныхсчетов), занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведетсяцентрализованными бухгалтериями в соответствии с положениями настоящей главы.
 
2.1 Доходы отреализации
Для бюджетныхорганизаций доходом от реализации признается выручка от реализации товаров,работ, услуг как собственного производства, так и приобретенных на стороне, атакже выручка от реализации имущественных прав. При этом Налоговый кодекссодержит определения товаров, работ, услуг.
Доходами откоммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые отюридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг,имущественных прав, и внереализационные доходы.
2.2 Внереализационныедоходы бюджетных организаций
Применительно кбюджетным организация можно отметить следующие внереализационные доходы:
1. Положительную(отрицательную) курсовую разницу, которая образуется вследствие отклонениякурса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленногоЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту.
2. Признанные должникомили подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего взаконную силу, штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорныхобязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба.
3. Доходы от сдачиимущества в аренду (субаренду), если они не определяются налогоплательщиком впорядке, установленном ст. 249 НК РФ,то есть не относятся к доходам от реализации.
4. Доходы отпредоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности иприравненные к ним средства индивидуализации (в частности, прав, возникающих изпатентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальнойсобственности), если такие доходы не относятся к доходам от реализации, то естьесли этот вид деятельности не является для учреждения основным.
5. Проценты, полученныепо договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также поценным бумагам и другим долговым обязательствам.
6. Суммывосстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты всоставе расходов в порядке и на условиях, установленных НК РФ.
7. Безвозмезднополученное имущество (работы, услуги) или имущественные права, за исключениемслучаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
Оценка доходов прибезвозмездном получении имущества (работ, услуг) осуществляется исходя изрыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не нижеустановленной остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не нижезатрат на производство (приобретение) – по иному имуществу (выполненнымработам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтвержденаналогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально илипутем независимой оценки.
Обратите внимание: сюдаже финансовые органы относят и доходы от безвозмездного пользования имуществом.Так, в Письме № 03-03-04/1/359 Минфин указывает, что для целей налогообложенияприбыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматриватькак безвозмездное получение имущественного права. При этом у налогоплательщика– ссудодателя предоставление имущества в безвозмездное пользование не приводитк образованию дохода. Доход в виде безвозмездно полученных имущественных правподлежит включению в состав внереализационных доходов ссудополучателя. Следуетучитывать, что судебные органы (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от22.12.05 № 98 «О практике разрешения арбитражными судами дел, связанных сприменением отдельных положений главы 25 НК РФ») не относят к налогооблагаемымдоходам безвозмездное пользование имуществом, если оно предоставлено учреждениюсобственником имущества учреждения. В данном случае суды трактуют безвозмездноепользование имуществом как сбережение средств, а не как получение дохода.
8. Доходы прошлых лет,выявленные в отчетном (налоговом) периоде.
9. Положительнаякурсовая разница, возникшая от переоценки имущества в виде валютных ценностей(за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований(обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе повалютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курсаиностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ.
Положительной курсовойразницей признается курсовая разница, которая возникает при дооценке имуществав виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных виностранной валюте) и требований, выраженных в иностранной валюте, либо приуценке выраженных в иностранной валюте обязательств.
10. Суммовая разница,если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленномусоглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации(оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствуетфактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.
11. Стоимостьполученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке приликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаевих уничтожения, установленных ст. 5 Конвенции о запрещении разработки,производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении ичастью 5 приложения по проверке к указанной конвенции).
12. Доходы отиспользованного не по целевому назначению имущества, в том числе денежныхсредств, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности(в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевогофинансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетныхсредств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетногозаконодательства РФ.
13. Кредиторскаязадолженность (обязательства перед кредиторами), списанная в связи с истечениемсрока исковой давности или по другим основаниям.
14. Стоимость излишковматериально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены врезультате инвентаризации.
2.3 Доходы, не учитываемые при определении налоговойбазы
В первую очередь убюджетных организаций возникает вопрос: включать ли в налогооблагаемый доходсредства финансирования из бюджета, то есть денежные средства, полученные врамках сметы доходов и расходов. Ответ на него содержится в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов выделяемые бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения не учитываются при определении налоговой базы.
Таким образом, всоответствии с НК РФ не все доходы, получаемые организацией, учитываются приопределении прибыли. Перечень доходов, которые можно не включать в налоговоюбазу по налогу на прибыль, содержится в ст.251 НК РФ. Сразу же оговоримся, что этот перечень являетсязакрытым, а это, в свою очередь, означает, что все доходы, не поименованные в указанной статье,следует учитывать при определении налогооблагаемой базы.
Поскольку списокнеоблагаемых доходов достаточно большой, мы остановимся только на тех из них,которые могут иметь отношение к деятельности бюджетных учреждений, – это:
– целевоефинансирование;
– целевые поступления;
– прочие доходы, неучитываемые при определении налоговой базы.
 
2.4 Целевое финансирование
Какие средстваотносятся к целевому финансированию, установлено пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.Обязательное условие для включения целевого финансирования в необлагаемыедоходы – раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) врамках такого финансирования. При отсутствии раздельного учета указанныесредства подлежат налогообложению с момента их получения. Если указанныесредства в течение налогового периода не использованы или использованы не поцелевому назначению, то к ним применяются нормы бюджетного законодательства РФ.
К средствам целевогофинансирования относится имущество, полученное организацией и использованное еюпо назначению, определенному либо источником финансирования (организацией илифизическим лицом) либо федеральным законом. Кроме средств бюджетов всехуровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениямпо смете доходов и расходов, к средствам целевого финансирования относятся:
1. Гранты. Онипредоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскимифизическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными имеждународными организациями и объединениями по перечню таких организаций,утвержденному Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в областиобразования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающейсреды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренныхзаконодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социальнонезащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научныхисследований на условиях, определяемых грантодателем, с обязательнымпредставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта. Есливыделенные средства одновременно отвечают всем вышеперечисленным критериям, тоих можно признать грантами.
2. Инвестиции напроведение инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленномзаконодательством РФ.
3. Инвестициииностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственногоназначения при условии их использования в течение одного календарного года смомента получения.
4. Средства дольщиков иинвесторов аккумулированные на счетах организации-застройщика.
5. Средства, полученныеиз Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фондатехнологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фондасодействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере,Федерального фонда производственных инноваций.
6. Средства, поступившиена формирование Российского фонда технологического развития, а также иныхотраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренномФедеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
7. Средства, получаемыемедицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системеобязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услугзастрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательноемедицинское /> этих лиц.
2.5 Целевые поступления
 
Глава 25 «Налог на прибыльорганизаций» НК РФ также содержит определение целевыхпоступлений. В соответствии с п. 2 ст.251 НК РФ к ним относятся целевые поступления из бюджетабюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческихорганизаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно отдругих организаций и (или) физических лиц и использованные указаннымиполучателями по назначению. Учет доходов (расходов), полученных (произведенных)в рамках целевых поступлений, также должен быть раздельным.
Перечень целевыхпоступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставнойдеятельности налоговым законодательством ограничен. Здесь нелишне будетвспомнить о том, что бюджетные учреждения относятся к некоммерческиморганизациям в соответствии со ст. 9Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».Поэтому перечень (пп. 1 – 12 п. 2 ст.251 НК РФ), в котором определены виды целевых поступлений насодержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности,применим и к бюджетным организациям.
Однако не все виды поступленийактуальны для них. В этом перечне можно выделить поступления, имеющие отношениек деятельности бюджетных учреждений:
1. Пожертвования,признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ. Безвозмездная передача имуществаможет быть произведена либо путем пожертвования, либо путем дарения. Отналогообложения освобождаются только пожертвования, поэтому эти понятия следуетразграничивать. В соответствии со ст.572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель)безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещьлибо имущественное право в собственность. Пожертвованием признается дарениевещи или права в общеполезных целях (п.1 ст. 582 ГК РФ). Пожертвования могут быть произведеныгражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защитыи другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебнымучреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным ирелигиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданскогоправа.
Учреждение, принимающеепожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованиютакого имущества. Бухгалтеру следует обратить внимание на документальноеоформление получения пожертвования. Во избежание претензий со стороны налоговыхорганов договор пожертвования составляется в письменной форме, как требуетгражданское законодательство. В соответствии с п. 2, 3 ст. 574 ГК РФ договор дарения движимогоимущества должен быть заключен в письменной форме, когда:
– дарителем являетсяюридическое лицо, и стоимость дара превышает пять установленных закономминимальных размеров оплаты труда;
– договор содержитобещание дарения в будущем.
Договор дарениянедвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Согласно нормамгражданского законодательства при пожертвовании имущества юридическому лицужертвователь может, но не обязан оговаривать направление использованияимущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).Однако, учитывая, что использованное не по назначению имущество подлежитналогообложению, в договоре следует указать цель его использования. Учреждение,получившее имущество, может составить отчет о его целевом использовании. Еслипожертвованное имущество невозможно использовать в соответствии с указаннымназначением, то с согласия жертвователя оно может быть использовано в другихцелях.
Обратите внимание:не могут считаться пожертвованиями средства, если в платежном поручениисодержатся формулировки «финансовая помощь», «материальная помощь»,«спонсорская помощь» или «благотворительная помощь». В соответствии с Федеральным законом от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе»спонсорский вклад признается платой за рекламу, то есть он не являетсябезвозмездным.
В платежном поручении идругих документах сумма НДС не выделяется, и счет-фактуру на пожертвованноеимущество выставлять не надо.
2. Целевые поступленияна формирование Российского фонда технологического развития, а также иныхотраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренномФедеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
3. Суммы финансированияиз федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетовгосударственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставнойдеятельности некоммерческих организаций (пп.3 п. 2 ст. 251 НК РФ).
2.6 Прочие доходы, не учитываемые при определенииналоговой базы
Кроме перечисленныхцелевых поступлений и целевого финансирования, к необлагаемым доходам относятся:
1. Суммы авансов (в томчисле в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг), полученныеучреждениями, определяющими доходы и расходы по методу начисления.
Обратите внимание:если учреждение доходы от предпринимательской деятельности учитывает кассовымметодом и объем выручки в среднем за предыдущие четыре квартала не превышаетодного миллиона рублей за каждый квартал, то суммы полученных авансов онодолжно включить в расчет налогооблагаемой прибыли (ст. 271 НК РФ).
2. Имущество,имущественные права, которые получены в форме залога.
3. Безвозмездная помощь(денежные средства, иное имущество), полученная в соответствии с Федеральным законом от 04.05.99 № 95-ФЗ «Обезвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений вотдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежамв государственные /> в связи с осуществлением безвозмезднойпомощи (содействия) РФ». При этом следует иметь в виду, что кбезвозмездной помощи относится гуманитарная или техническая помощь набезвозмездной основе от иностранных государств, от их федеративных илимуниципальных образований, международных и иностранных учреждений илинекоммерческих организаций, а также физических лиц при условии, что науказанные средства (гуманитарную помощь) имеются документы, подтверждающие ихпринадлежность к гуманитарной или технической помощи.
4. Имущество,полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной властивсех уровней.
5. Имущество (включаяденежные средства), полученное по договору комиссии, агентскому или другомуаналогичному договору в связи с их исполнением, кроме комиссионного, агентскогоили иного вознаграждения.
6. Суммы кредита илизайма (иных аналогичных средств или имущества) независимо от формы оформлениязаимствований, включая /> по долговым обязательствам, а такжесредства или иное имущество, которые получены в счет погашения таких заимствований.Здесь хочется обратить внимание бухгалтеров на хозяйственные отношения сзаимодавцем. Суммы займа, полученные от контрагента, с которым заключен договорна оказание услуг или за которым в учете числится дебиторская задолженность,могут быть квалифицированы налоговыми органами как суммы аванса или полученногодохода.
7. Суммы процентов,полученные из бюджета (внебюджетного фонда) за нарушение сроков возвратаналоговыми органами излишне уплаченных налогов или сборов.
9. Суммы списанной и(или) уменьшенной иным образом в соответствии с законодательством РФ или порешению Правительства РФ кредиторской задолженности налогоплательщика по уплатеналогов и сборов перед бюджетами разных уровней.
10. Имущество,безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательнымиучреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями,имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, если оноиспользуется в уставной деятельности.
11. Основные средства,полученные организациями, входящими в структуру Российской обороннойспортивно-технической организации (РОСТО) (при передаче их между двумя и болееорганизациями, входящими в структуру РОСТО), использованные в соответствии сзаконодательством РФ в целях подготовки граждан по военно-учетнымспециальностям, военно-патриотического воспитания молодежи, развитияавиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.
12. Суммы положительнойразницы, полученной при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости.
13. Имущество (работы,услуги), полученное медицинскими организациями, осуществляющими медицинскуюдеятельность в рамках обязательного медицинского страхования, от страховыхорганизаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счетрезерва финансирования предупредительных мероприятий, используемое вустановленном порядке.
14. Капитальныевложения в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенныхарендатором.

3.Общественные организации
Вкачестве налогоплательщиков в РФ выступают:
—юридические лица, независимо от форм собственности;
—их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс ирасчетный (текущий) счет или иной счет;
—участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих деллибо которые получили выручку от этой деятельности до ее распределения;
—индивидуальные предприниматели;
—физические лица.
Юридическиелица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Юридическиелица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в формепотребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций(объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иныхфондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Следовательно,общественные организации (объединения), будучи юридическими лицами, могутвыступать в качестве налогоплательщиков. Однако как некоммерческие организацииобщественные объединения имеют некоторые отличительные особенности, чтоопределяет специфику налогообложения названных юридических лиц: освобождение отуплаты ряда налогов и неналоговых отчислений, льготный порядок налогообложения.
Во-первых,отличительной особенностью некоммерческой организации является то, что поднекоммерческой организацией законодателем понимается юридическое лицо, неимеющее основной целью своей деятельности извлечение прибыли и распределениеполученной прибыли между участниками организации. Участники общественнойорганизации объединяются на основе общности их интересов для удовлетворениядуховных или иных нематериальных потребностей (например, общение сединомышленниками). Таким образом, общественная организация (объединение) неосуществляет предпринимательскую деятельность, в процессе которой создаетсяобъект налогообложения: выручка от реализации продукции (товаров, работ,услуг), балансовая прибыль. Отсюда, освобождение общественных организаций(объединений) от уплаты некоторых налогов и неналоговых отчислений.
Во–вторых,ввиду того, что общественные организации (объединения) не создаются с цельюосуществления предпринимательской деятельности, источниками финансированиятаких юридических лиц могут выступать исключительно безвозмездно получаемыеимущество (включая деньги), имущественные права, работы, услуги, информация, интеллектуальнаясобственность, нематериальные блага и членские взносы — т. е. безвозмезднаяпомощь.
В–третьих,поскольку общественные организации (объединения) создаются для удовлетворенияопределенных нематериальных потребностей их участников, т. е. с четкоопределенной целью, безвозмездно получаемое финансирование должно иметьисключительно целевой характер.
Юридическоеили физическое лицо, осуществляющее благотворительное пожертвование(безвозмездную помощь) в адрес общественного объединения, должно определить, накакие именно цели могут быть использованы передаваемое имущество, информация,нематериальные блага. Причем цели, определенные жертвователем, должнысоответствовать уставным целям, ради которых создана общественная организация(объединение), поскольку денежные средства общественных объединенийформируются, среди прочего, из добровольных пожертвований и используются толькодля выполнения уставных целей и задач. Если жертвователь не определяет цельпожертвования, то под целевым использованием пожертвования будет пониматьсяосуществление за счет данных средств расходов общественного объединения,связанных с выполнением уставных целей и задач этого объединения.
Вслучае если финансирование не имеет целевого характера, органы управленияобщественного объединения имеют возможность распорядиться полученным имуществомсамостоятельно, например, выплатить премии активно работающим членаморганизации. В этом случае имеет место безвозмездное получение последнимидохода, который подлежит налогообложению в общем порядке.
Следуетотметить, что в законодательстве для некоммерческих организаций предусмотренавозможность осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако такиеорганизации могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку,поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, исоответствует этим целям.
Итак,залогом того, что общественные организации (объединения) в своей деятельностиосвобождаются от уплаты некоторых налогов и неналоговых отчислений, являетсянеосуществление предпринимательской деятельности и использование членскихвзносов и благотворительных пожертвований по целевому назначению.
 
3.1.Особенностиналогообложения доходов общественных организаций
Всостав доходов от внереализационных операций для целей налогообложения уобщественных организаций, их союзов и ассоциаций не включаются:
а)вступительные, паевые и членские взносы в размерах, предусмотренных уставами;
б)имущество и денежные средства, безвозмездно полученные от юридических ифизических лиц РФ и других государств и использованные по целевому назначению.Необходимо отметить, что в указанном пункте Закона не установлены ограничения вчасти того, какие именно юридические и физические лица должны передаватьимущество и денежные средства. Следовательно, независимо от формы собственностиюридического лица, передающего общественному объединению ценности, общественноеобъединение налог на прибыль со стоимости полученных ценностей не уплачивает;
в)доходы (проценты) от хранения денежных средств на расчетных, текущих и иныхсчетах в учреждениях банков.
Необходимоотметить, что в соответствии с действующим законодательством РФ продажаиностранной валюты рассматривается как реализация прочих активов. В этой связиоперации по продаже иностранной валюты отражаются в бухгалтерском учете сиспользованием счета 48 “Реализация прочих активов”. По кредиту счета 48“Реализация прочих активов” отражается сумма в денежных единицах РФ,причитающаяся за проданную иностранную валюту по курсу ее продажи, по дебетусчета 48 “Реализация прочих активов” отражается стоимость проданной иностраннойвалюты, пересчитанная в денежные единицы РФ по официальному курсу Центральногобанка РФ на дату ее продажи. Таким образом, в том случае если курс продажииностранной валюты отличается от официального курса Центрального банка РФ надату ее продажи, возникает разница, которая относится на счет 80 “Прибыли иубытки”. Если названная разница положительна, то она представляет собойприбыль, подлежащую обложению налогом на прибыль и местными налогами и сборами(например, транспортный сбор), исчисляемыми с прибыли, остающейся враспоряжении организации, в общем порядке.

Заключение
В ходе проведеннойработы была достигнута поставленная цель и решены все задачи, а именно:
— познакомились с налогом наприбыль организации,
— дали понятие бюджетнымучреждениям и общественным организациям,
— определили виды доходов дляданных организаций,
— изучили особенностиналогообложения доходов этих организаций.
Подводя итоги, можносделать следующий вывод:
Умелое управлениеналоговой политикой предприятия независимо от того, каким оно является (коммерческимили бюджетным), стало одной из основных функций общего менеджмента. В связи сэтим знание управленческим персоналом предприятия налоговой системы страны можетстать существенным преимуществом для любой фирмы.
Налог на прибыльявляется одним из важнейших налогов в налоговой системе Российской Федерации.Его ставка достаточно высока (24%), что предполагает крупные суммы выплат. Но,не смотря на это, поступления в бюджет от этого налога постоянно снижаются. Основнаяпричина заключается в том, что даже успешно функционирующие фирмы стараютсялюбыми путями занизить свою прибыль в целях снижения сумм выплат в бюджет.

Списокиспользуемой литературы
 
1. БарулинС.В. Налоги и налогообложение. Учебник. М: Экономист, 2006.
2. Инструкцияпо бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10. 02.06 № 25н (далее –Инструкция № 25н).
3. Журнал:«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение». — 06.2006
4. Курслекций Ивлевой Т.В. по дисциплине «налогообложение организации»
5. Налогна прибыль (глава 25 НК РФ) М.: Издательство ПРИОР.-2006.
6. Налогии налогообложение. Учебник. — Изд. 4 — е, перераб. и доп. Дмитриева Н.Г., 2006
7. Основныеположения Кодекса лучшей практики в сфере управления региональными имуниципальными финансами. – М, 2003.
8. ПисьмоМинфина РФ от 19.04.06 № 03-03-04/1/359 «О порядке определения налоговой базыпо налогу на прибыль организаций при получении имущества в безвозмездноепользование».
9. ПисьмоМинфина РФ от 15.09.04 №11-14/59536 «Об учете в составе доходов общественнойорганизации для целей налогообложения прибыли полученных вступительных иежегодных взносов».

Приложение
Задание:
В течение годабюджетное учреждение получило бюджетные ассигнования на сумму 11 млн. руб.Местные органы власти предоставили ему оборудование и аппаратуру на сумму 5млн.руб., а шефствующая организация – мебель и личный инвентарь на сумму 2млн.руб. Поступили средства из фонда обязательного медицинского страхования –12 млн. руб.
За оказанные платныемедицинские услуги, расходы, на проведение которых составили 12 млн. руб.,граждане уплатили учреждению 16 млн. руб.
Получены процентныеплатежи по депозитному счету – 400 тыс. руб.
Получены гранты насумму 1 млн. руб., которые использованы не по назначению. Не по назначениюиспользована часть бюджетных ассигнований на сумму 3 млн. руб.
Учреждение заплатилоштраф за несвоевременное предоставление отчетности – 100 тыс. руб.
Определите сумму налогана прибыль.
Решение:
Налог к уплате =Облагаемая база * 24% /100%
Налог в федеральныйбюджет = Облагаемая база * 6,5% /100%
Налог в региональныйбюджет = Облагаемая база * 17,5% /100%
Облагаемая база =Доходы – РасходыНаименование Общие доходы, тыс.р. Доходы, учитываемые при определении налоговой базы, тыс.р. Расходы, тыс.р. Ассигнования 11000 3000 Оборудование и аппаратура 5000   Мебель и инвентарь 2000 ФОМС 12000 Платные медицинские услуги 16000 16000 12000 Проценты по депозитам 400 400 Гранты 1000 1000 Штрафы 100
Итого:
47400
20400
12100
Облагаемая база = 20400– 12100 = 8300 тыс.р.
Налог к уплате = 8300*24% /100% = 1992 тыс.р.
Налог в федеральныйбюджет = 8300* 6,5% /100% = 539,5 тыс.р.
Налог в региональныйбюджет = 8300 * 17,5% /100% = 1452,5 тыс.р.