Особенности налоговой системы Германии

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу НАЛОГИ ИНАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
студентки III курса
заочного отделения
факультета ЭСМ
НЕСТЕРОВОЙ ЮЛИИ И.
гр. 8381
з/кн. 9830
МИНСК 2001
ПЛАН:
1. ОСОБЕННОСТИНАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
1.1. Налоговая система Германии –принципы и построение
1.2. Налоги
1.2.1. Подоходный налог
1.2.2. Налог с корпораций
1.2.3. Налог на добавленную стоимость
1.2.4. Промысловый налог
1.2.5. Земельный налог
1.2.6. Налог на имущество
1.2.7. Налог на наследство и дарение
1.2.8. Акцизы
1.2.9. Социальные отчисления
2. ТРАНСПОРТНЫЙ СБОР(РБ)
2.1. Общие сведения (назначение, основной документ,плательщики, ставка)
2.2. Определение налогооблагаемой базы
2.2.1. Определение налогооблагаемой базыорганизациями
2.2.2. Определение налогооблагаемой базыкредитно-финансовыми учреждениями
2.2.3. Определение налогооблагаемой базы страховымиорганизациями
2.3. Льготы по исчислению транспортного сбора
2.4. Форма расчета транспортного сбора
2.5. Сроки оплаты и контроль
2.6. Правила для иностранных юридических лиц
Приложение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. ОСОБЕННОСТИНАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
Рассмотрим налоговую систему Федеративной РеспубликиГермании. Налоги в ФРГ составляют порядка 80% доходов бюджета. Опыт организацииналогообложения в бывшей ФРГ активно используется в организации налогообложенияв новых восточных федеральных землях с учетом новых реалий.
Следует отметить, что организацияналогообложения в Германии основывается на принципах, которые были заложены ещеЛ. Эрхардом:
1) налоги должны быть по возможности минимальными;
2) при налогообложении того или иного объекта должныучитываться экономическая целесообразность взимания налога;
3) налоги не должны препятствовать конкуренции;
4) налоги должны соответствовать структурной политике;
5) система налогообложения должна строиться на уважениичастной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны;
6) в системе должно быть исключено двойноеналогообложение;
7) налоги должны обеспечивать справедливоераспределение доходов в обществе;
8) величина налогов должна находиться всоответствии с размером, оказываемых государством услуг.
Законодательной базойналогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон, в которомопределены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения(порядок расчета, взаимоотноше­ния и полномочия по их взиманию), но и видыналогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землямии общинами.
Федеральный бюджет формируется за счет поступлений:
· федеральных налогов: таможенных пошлин, налога да добавленнуюстоимость, налога на доход от страховой деятельности, вексельного налога,солидарного налога, на­логов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроменалога на пиво);доли в совместных налогах; доли в распределении промыслового налога.
Земли получают доходы от:земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино; доли в совместных налогах; доли в распределении промыслового налога. К числу совместных налогов относятся: налог на зара­ботную плату, подоходный налог, налог с корпораций, на­лог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).
Общины получают часть поступлений от:местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений); доли в поступлениях от налога на заработную пла­ту и подоходного налога; налоговых взносов в рамках земельного законода­тельства.
Церкви (католическая, протестантская и лютеранская)правомочны взимать с верующих соответствующей концессии церковный налог.
Из вышеприведенного следует, что налоговая система вФРГ множественная (в ней насчитывается 45 налогов), разветвленная,трехуровневая. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги.
Ввиду большого разнообразия налогов остановимся лишьна основных из них.
Подоходный налог с физических лиц является основнымисточником государственных доходов. Объектом налогообложения по нему являетсядоход физических лиц, полученный ими из разных источников: от работы в сельскоми лесном хозяйстве, промысловой деятельности, наемного труда и от свободныхпрофессий, от сдачи внаем или в аренду движимого и недвижимого имущества, откапитала и прочих доходов.
При налогообложении доходов используются два способавзимания налога: у источника и по декларациям, которые подаются в налоговуюслужбу в начале календарного года, следующего за отчетным.
С 1993 г. в ФРГ введен охраняемый от налогообложенияпрожиточный минимум, который постоянно изменяется в сторону увеличения. Так, в1997 г. он составил 12095 DM для одиноких и 24191 DM для семейных;в 1998 г. он составил 12365 DM и 24731 DM, а в 1999 г. — 24731 DM и26135 DM соответственно.
При формировании налогооблагаемой базы по этому налогуиз дохода подлежат вычету производственные расходы, связанные с получениемдоходов, и особые издержки. Некоторые виды особых издержек подлежат вычету внеограниченном количестве (например, церковные налоги, партийные взносы),другие с ограничениями предельной суммы вычетов, дифференцированной взависимости от семейного положения. Это прежде всего вычеты страховых взносов ивзносы на целевое накопление средств на жилищное строительство. Затраты насобственное профобучение или повышение квалификации, затраты на работников всобственном хозяйстве, а также школьные расходы вычитаются в твердоустановленной сумме. К особым издержкам относятся также алименты разведеннымили живущим отдельно в течение длительного времени супругам (уалиментополучателя они облагаются налогом).
Налогооблагаемая база может быть уменьшена на суммунепредвиденных расходов (расходы на пребывание в больнице, расходы родителя-одиночкина бытовые услуги при воспитании ребенка моложе 16 лет).
Налогообложение осуществляется на основе тарифнойпрогрессии.
Ставки подоходного налога на 1997г. приведены в табл.1.
Таблица 1Тарифные зоны
Налогооблагаемый доход
(ДМ)
Ставка налога
% С ДО Одинокие Женатые Одинокие Женатые Одинокие Женатые 12095 24191 Первая зона линейной прогрессии 12096 24192 55727 111455 25,9 33,5 Вторая зона лимитной прогрессии 55728 111456 120041 240083 33,5 53 Высшая пропорциональная зона Свыше 120042 Свыше 250084 53
 
В конце года при подаче декларациисумма изъятого подоходного налога корректируется в зависимости от фактическипонесенных расходов и с учетом необлагаемого прожиточного минимума.
Налог с корпораций уплачиваютюридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а такжегосударственные организации, в том случае если они занимаются частнойхозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является прибыль,полученная вышеуказанными налогоплательщиками в течение календарного года. Приформировании объекта налогообложения широко используется ускореннаяамортизация. Проценты по ссудам не облагаются налогом. В отношении налога скорпораций существует ограниченная и неограниченная налоговая повинность.Неограниченная налоговая повинность распространяется на все доходы техюридических лиц, дирекция которых или местонахождение располагается натерритории ФРГ (юридическое лицо является налоговым резидентом ФРГ).Ограниченную налоговую повинность несут те юридические лица, которые получаютдоходы в ФРГ, но постоянное представительство имеют за ее пределами.
Базовая ставка налога с корпораций составляет 30%. Втом случае, если прибыль корпораций не распределяет­ся, используется ставка в45%. Таким образом стимулируется распределение прибыли корпораций.
Проблема двойного налогообложения, возникающаяповсеместно при включении дивидендов, выплачиваемых акционерам из чистогодохода корпораций в облагаемый личный доход физического лица, решена в Германиипосредством зачета суммы налога, уплаченного корпорацией при формированииналогооблагаемой базы у акционеров по подоходному налогу.
Наиболее значимым с фискальной точки зрения в Гер­маниисреди налогов на юридических лиц является налог на добавленную стоимость,который заменил ранее взимаемый налог с оборота.
Объектом обложения этим налогом является оборот, тоесть поставки товаров, оказание услуг, ввоз товара и его приобретение.Практически — это общий акциз в отношении частного и общественного потребления.
Как и любой другой косвенный налог, он ложитсябременем на потребителя, а юридические лица являются его техническимисборщиками. Налог включается в цену товара с обязательным отдельным указаниемего суммы в счетах.
Схема исчисления этого налога построена так, что всетовары, услуги, попадая конечному потребителю, оказываются обложенными этимналогом в одинаковой мере, независимо от количества оборотов товара или услугина пути к потребителю. Это обеспечивается путем системы предварительных вычетовсумм налога, осуществляемых юридическими лицами в финансовом управлении. Общаяставка налогообложения, равная 16%, применяется к большинству оборотов товаров,услуг, сниженная ставка в размере 7% применяется к поставкам продукции личногопотребления, ввозу и потреблению внутри ЕС почти всех продовольственныхтоваров (исключая напитки и обороты ресторанов), а также к услугампассажирского транспорта ближнего радиуса действия, оборотам книг.
Техника сбора налога на добавленную стоимость мо­жетбыть проиллюстрирована схемой (Таблица 2).
Предварительные вычеты налога осуществляются лишь втом случае, если товары или услуги используются юридическим лицом дляпроизводственных целей.
Ряд товаров и услуг освобожден от обложения налогом надобавленную стоимость. К ним относятся экспортные поставки, отдельные оборотыморского судоходства и авиатранспорта, а также ряд других услуг, связанных сввозом, вывозом и транзитными экспортно-импортными операциями. По этим товарами услугам предусмотрен предварительный вычет НДС.
К другой группе освобожденных товаров и услуг, непредусматривающей предварительного вычета, относятся услуги врачей ипредставителей других лечебных профессий, услуги общества федеральногострахования, услуги большинства больниц, летних школ, театров, музеев, а такжепредоставления кредитов и сдаче в аренду земельных участков и некоторые другие.
Таблица 2 Принцип организации сбора налога на добавленнуюстоимость в ФРГ
/>
Промысловый налог в Германииотносится к числу основных местных налогов.
По доходной составляющейпромыслового налога под налогообложение, кроме прибыли, подпадает сумма, рав­ная0,5% от величины процентов за пользование заемными средствами капитальногохарактера, взятыми на длительный срок. Учитываются также убытки, полученные отдеятельности других предприятий (при долевом участии в нем налогоплательщика).
Предусмотрен ряд вычетов: на сумму, равную 1,2%стоимости земельных участков, суммы прибыли, полученные от деятельности другихпредприятий, а также от деятельности заграничных филиалов. При наличии прошлыхлет налогооблагаемая база уменьшается на их сумму.
Условия налогообложения по этой части налогадифференцированы по категориям налогоплательщиков.
Для персональных налогоплательщиков (физических лиц итовариществ) установлен необлагаемый минимум, на который уменьшается (в сумме48000 ДМ) облагаемый доход. В новых землях (бывшая ГДР) он равен 84000 DM.
Для этой категории налогоплательщиков налог в частидохода рассчитывается по ставкам, дифференцирован­ным в зависимости от размераоблагаемого дохода:
1% для первых 24000 ДМ
2% для следующих 24000ДМ
3% для следующих 24000ДМ
4% для следующих 24000ДМ
5% для всех последующих.
Для остальных налогоплательщиков ставка промысловогоналога в его доходной части равна 5%.
Вторая составляющая промыслового налога в качествеобъекта обложения, как уже указывалось, была представлена капиталом.Налогооблагаемая база складывалась из стоимости собственного капиталаналогоплательщика по балансу плюс 0,5 стоимости заемного капитала, в томслучае, если его величина превышала 50000 ДМ плюс капитал необъявленных лиц (вГермании его называют тихим капиталом). Вычету подлежали: стоимость земельныхучастков, стоимость капитала, вложенного в деятельность других предприятий,стоимость капитала в заграничных филиалах.
Для всех категорий налогоплательщиков был установленодинаковый необлагаемый минимум равный 120000 ДМ. Ставка налогообложения была установленаодинаковая для всех категорий налогоплательщиков и равна 0,2%.
Окончательная сумма налога определяется путемумножения на ставку (тариф), устанавливаемую каждой зем­лей самостоятельно.
Земельным налогом облагается в Германии земельные участки, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.
Взимание налога осуществляются общинами. Ставка налогасостоит из двух частей, одна из которых устанавливается централизованно, другаяпредставляет собой надбавку общины.
Размер централизованной ставки дифференцирован поземлепользователям, что получает формальное отражение в существовании двухвидов земельного налога:
“А” — для предприятий сельского и лесного хозяйства;
“В” — для земельных участков вне зависимости от ихпринадлежности.
От уплаты налога освобождаются учреждения,финансируемые из государственной казны, церкви, различные некоммерческиепредприятия, а также земли, используемые в научных целях, и общественногоназначения.
Величина налога зависит от ценности земли и размераставки. Размер ставки по налогу “А” составляет 246%, по налогу “В” — 423%.
При окончательном расчете суммы налога существенноезначение принадлежит корректирующим ставкам общины, которые дифференцированы взависимости от назначения земель (для лесного и сельского хозяйства — 0,6% ), атакже интенсивности использования земельного участка под жилые дома и стоимостисооруженных на нем зданий. Так, например, в случае, если домом владеет однасемья, то при стоимости дома не более 75000 ДМ ставка составит 0,26%, а сверх 75000ДМ — 0,35%. При наличие на земельном участке двухсемейного дома ставкасоставляет 0,31% (без дифференциации от стоимости сооружения). В остальныхслучаях для застроенных и незастроенных земельных участков ставка равна 0,35%.
У юридических лиц, плательщиков данного налога,разрешено вычитать земельный налог в качестве издержек при налогообложенииприбыли.
Важное место в налоговой системе Германии занимаютпоимущественные налоги, история которых насчитывает уже более 920 лет. Налогомна имущество облагается собственность юридических и физических лиц. Как и вслучае подоходного налога, при взимании этого налога различается ограниченная инеограниченная налоговая повинность. Базой для исчисления по этому налогуявляется стоимость совокупного имущества налогоплательщика к началукалендарного года, уменьшенная на необлагаемый минимум. Для физических лиц онравен 70 тыс. ДМ. К нему предоставляется дополнительный необлагаемый минимум вразмере 30 тыс. ДМ в том случае, если налогоплательщику исполнилось 60 лет илион на три года получил инвалидность.
Ставка поимущественного налога для юридических лиц0,6% ежегодно от стоимости налогооблагаемого имущества, для физических лиц —1,0%.
При формировании налогооблагаемой базы по этому налогувычитаются долги и обязательства, а также установленные законом  льготы. Так,не принимаются в расчет процентные и беспроцентные задолженности,сберегательные вклады, банковские активы, активы почтовых счетов,западногерманские и иностранные платежные средства, акции и паи ниже общейсуммы в 11 тыс. ДМ; по физическим лицам — страховки, пособия из фонда занятостинаселения и т.п.
Благородные металлы, драгоценные камни, жемчуг, монетыи медали учитываются только в том случае, если их стоимость превышает 10 тыс.ДМ, украшения и предметы роскоши — 10 тыс. ДМ в совокупности, произведенияискусств, коллекции — при стоимости выше 20 тыс. ДМ.
Налог на наследство и дарение взимается по ставкам,дифференцированным в зависимости от степени родства и стоимости приобретенногоимущества.
Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет(кроме пива). В число подакцизных товаров и услуг входят: жидкое и минеральноетопливо, игристые вина, кофе, пиво, табак и табачные изделия, спиртоводочныеизделия.
Социальные отчисления от фонда заработной платысоставляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорциимежду работодателями и работником.
Характеризуя далее организацию налоговой системы вГермании, следует также отметить, что в ней применяется не только вертикальное,но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли перечисляютчасть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, к числу которых, преждевсего, относятся новые федеральные земли.
2. ТРАНСПОРТНЫЙ СБОР
Средства транспортного сбораиспользуются на обновление (приобретение) и восстановление путем проведениякапитальных и текущих ремонтов автобусов автопарков, осуществляющих городские,пригородные и междугородные пассажирские перевозки.                                           
 
28.12.2000г решением Минского областного Советадепутатов утверждено “ПОЛОЖЕНИЕ о целевом транспортном сборе на обновление ивосстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусовмеждугородных сообщений на 2001 год” № 57  (далее – Положение), котороевступило в силу с 1 января 2001г.
Положение разработано в соответствии сЗаконом Республики Беларусь от 11 ноября 2000 г. № 448-3 «О бюджетеРеспублики Беларусь на 2001 год» (Национальный реестр, правовых актовРеспублики Беларусь, 2000 г., № 109, 2/223).                                  
Положением предусмотрено, чтоплательщиками в бюджет целевого транспортного сбора на обновление ивосстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусовмеждугородных сообщений (далее — транспортный сбор) являются юридические лица(включая иностранные), их филиалы и другие структурные подразделения независимоот форм собственности, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный(текущий) или иной счет, а также участники договора о совместной деятельности,которым поручено ведение общих дел либо которые получили выручку от этойдеятельности до ее распределения. В случаях, когда филиалы и другие структурныеподразделения не выделены на отдельный баланс, не имеют счетов в бан­ках ирасположены на территории другого района, города или области, то причитающиесясуммы сбора от их деятельности уплачиваются в местный бюджет по месту ихрасположения юридическими лицами, в состав которых входят указанные структурныеподразделения.
Исчисление и уплата транспортного сбора производятся вразмере 1,5 процента от прибыли, остающейся в распоряжении плательщиков.
Налогооблагаемая база определяется:
· организациями — отбалансовой прибыли, уменьшенной на сумму налогов, исчисление и уплата которыхпроизводятся из прибыли (налог на прибыль, налог на недвижимость), а также насумму льгот, предусмотренных статьей 5 Закона Республики Беларусь от 22декабря, 1,991; г. № 1330-XII«О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений,организаций»;
· кредитно-финансовымиучреждениями — как общая сумма доходов, полученная в налоговом периоде,уменьшенная на сумму расходов, относимых в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь на себестоимость продукции (работ, услуг) с учетомособенностей состава затрат, включаемых в расходынаосуществлениебанковской деятельности, и доходов от внереализационных операций, уменьшенныхна сумму расходов по этим операциям. При расчете кредитно-финансовымиучреждениями налогооблагаемой базы для уплаты налога на доходы учитываютсяпоступившие и отраженные по 8-му классу счетов доходы банка, а также расходы,отраженные по 9-му классу счетов в соответствии с Основными положениями ПОсоставу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),утвержденными приказом Мини­стерства экономики Республики Беларусь от 26 января1998 г. № 19-12/397, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от30 января 1998г. № 01-21/8, Министерства финансов Республики Бела­русь от 30января 1998 г. № 3, Министерства труда Республики Беларусь от 30 января 1998 г.№ 03-02-07/300 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., № 5; № 9;Национальный реестр Правовых актов Республики Беларусь, 1999 г… № 39, 8/314;2000 г., № 82, 8/3896), Особенностями состава затрат, включаемых в расходы поосуществлению банковской деятельности, утвержденными протоколом заседанияПравления Национального банка Республики Беларусь от 3 августа 1998 г. №,13.6,. и доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов поэтим операциям.
Налогооблагаемая базакредитно-финансовых учреждений уменьшается на сумму налогов, сборов иотчислений, исчисление которых производится от дохода:
· страховымиорганизациями — как общая сумма доходов, полученная от оказания страховых услуги осуществления других видов деятельности в налоговом периоде, уменьшенная насумму расходов, относимых в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь на себестоимость продукции (работ, услуг) с учетом Особенностей cocтава затрат, включаемых всебестоимость услуг по страхованию в страховых организациях, не нашедшихотражения в Основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимостьпродукции (работ, услуг), утвержденных приказом Комитета по надзору застраховой деятельностью при Министерстве финансов Республики Беларусь от 6сентября 1999 г. № 72 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,1999 г., № 77, 8/1002), и доходов от внереализационных операций, уменьшенных насумму расходов по этим операциям.
Под страховыми услугами понимаютсяуслуги по страхованию, сострахованию, перестрахованию и иные услуги, связанныесо страхованием.                                                         
Под другими видами деятельностипонимаются:  
— оказание посреднических услуг на основании лицензии,выданной органом государственного надзора за  страховой деятельностью;    
— инвестиционнаядеятельность;                                                                 
— деятельность, непосредственно не связанная со страховыми операциями и непротиворечащая страховому законодательству.
К расходам по проведению обязательныхвидов страхования относятся отчисления в фонды, предусмотренныесоответствующими законодательными и нормативными актами Республики Беларусь.
Расходы по оказанию посредническихуслуг определяются в соответствии с порядком, установленным органомгосударственного надзора за страховой деятельностью.
Налогооблагаемая база уменьшается на суммы налогов, сборов иотчислений, исчисляемых страховыми и перестраховочными организациями отбалансовой прибыли.
Положением предусмотрены для отдельныхкатегорий налогоплательщиков льготы по исчислению транспортного сбора. Так,полностью освобождаются от уплаты целевого сбора организации, финансируемые избюджета Республики Беларусь на основе бюджетной сметы, имеющие штатноерасписание, бюджетный (текущий) счет в учреждении банка и ведущие бухгалтерскийучет в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях иорганизациях, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной приказомМинистерства финансов СССР от 10 марта 1987 г. № 61.
Освобождается от обложения прибыль,остающаяся в распоряжении плательщика в связи с льготным налогообложениемсогласно статье 5 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыльпредприятий, объединений, организаций» (Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г.,№ 4, ст. 77; № 12, ст. 206; 1993 г., № 3, ст. 27; 1994 г., № 3, ст. 24; № 11,ст. 151; 1995 г., № 6, ст. 57; 1996 г., № 12, ст. 158; № 35, ст. 630; Ведамасщi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., № 28, ст. 484; № 36, ст. 768; 1999 г., №1, ст. 5; Национальный реестр право­вых актов Республики Беларусь, 1999 г., №40, 2/34; № 95, 2/108; 2000 г., № 13, 2/142).
Налоговая база кредитно-финансовыхучреждений и страховых организаций уменьшается на сумму израсходованных средствв соответствии с подпунктами 1.9, 1.10 Декрета Президента Республики Беларусьот 23 декабря 1999 г. № 43 «О налогообложении доходов, полученных вотдельных сферах деятельности» (Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, 2000 г., № 4, 1/871).                 
Освобождается от обложения прибыльорганизаций общественных объединений «Белорусское товарищество инвалидовпо зрению», «Белорусское общество инвалидов» и «Белорусскоеобщество глухих», использующих труд инвалидов. При этом льготный порядокналогообложения не распространяется на прибыль, полученную от торговой,торгово-закупочной и посреднической деятельности.  
Положением утверждена новая формарасчета, по которой предоставляются отчеты в районные налоговые инспекциинарастающим итогом с начала года. (Приложение 1)
При заполнении расчета транспортногосбора необходимо отразить:
По строке 1 «Балансовая прибыль — всего» отражаетсябалансовая прибыль, исчисленная по организации за отчетныйпериод.                                                        
По строке 2 «Льготируемая прибыль» отражаютсяприбыль, остающаяся в распоряжении организаций в связи с льготным налогообложениемсогласно статье 5 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыльпредприятий, объединений, организаций», а также расходыкредитно-финансовых учреждений и страховых организаций, предусмотренные подпунктами1.9 и 1.10 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43«О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферахдеятельности».
По строке 3 «Налог на недвижимость» отражаетсяначисленный за отчетный период налог на недвижимость в части налога на основныепроизводственные и непроизводственные фонды.
По строке 4 «Налог на прибыль, в том числе фиксированнаясумма налога» отражается начисленный за отчетный период налог наприбыль.                             
По строке 5 «Налог на доходы» показывается налог,начисленный кредитно-финансовыми учреждениями, страховыми организациями, инымиюридическими лицами, от операций с ценными бумагами, от осуществлениялотерейной деятельности, налог на игорный бизнес, а также налог на доходы получателейдивидендов.
По строке 6 «Налогооблагаемая база для исчислениятранспортного сбора» определяется как разница между строкой 1 и строками2, 3, 4, 5. 
По строке 7 «Ставка транспортного сбора» — 1,5процента.
По строке 8 «Сумма сбора» — определяется какпроизведение строк 6 и 7, деленное на 100.
По строке 9 «Транспортный сбор по предыдущемурасчету» отражается сумма начисленногосбора попредыдущемурасчету.                                                                       
По строке 10 «К доначислению (уменьшению)»отражается окончательная сумма транспортногосбора, подлежащаяуплате, и определяется как разница между строками 8 и 9.
Плательщики сбора не позднее 20-гочисла месяца, следующего за отчетным, представляют в налоговый орган по месту своегонахождения расчет сбора, который составляется нарастающим итогом с началагода.                                      
Организации, зарегистрированные вИнспекции Государственного налогового комитета поМинскойобласти,представляют расчет и производят уплату сбора по месту постановки на налоговыйучет.
Транспортныйсбор перечисляется плательщиками в доход соответствующих местных бюджетовежемесячно отдельным платежным поручением не позднее 22-го числа месяца,следующего за отчетным.
Финансовые отделы районных и городскихисполнительных комитетов не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным,производят перечисление поступивших сумм транспортного сбора в целом по району,городу отдельным платежным поручением на текущий бюджетный счет финансовогоуправления Минского областного исполнительного комитета.
Контроль за полнотой поступления вдоход бюджета средств транспортного сбора возлагается на территориальныеинспекции Государственного налогового комитета.  
Иностранные юридические лица, осуществляющиедеятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, втечение календарного года в целях исчисления транспортного сбора исчисляютналог на прибыль расчетным путем. Окончательный расчет транспортного сбора порезультатам работы за год производится представительством одновременно спредставлением расчета по налогу на прибыль не позднее 25 апреля года,следующего за отчетным. Уплачивается транспортный сбор в 10-дневный срок содня, установленного для представления расчета. Доплата (зачет) сборапроизводится без применения финансовых санкций и начисления пени.
                                 

Литература:
1.  Л.В. Дуканич, Налогии налогообложение, “Феникс”, Ростов-на-Дону, 2000
2. “Главныйбухгалтер”, 2000, № 16 (153)
3. “Главныйбухгалтер”, 2001, № 8 (193)