Особенности образа отца в сознании юноши

Министерство образования Российской Федерации
Поморскийгосударственный университет им. М.В. Ломоносова
Особенности образа отца в сознании юношей
                                                      Выполнила:   студентка 3    курса, факультета иностранныхязыков, французского отделения           
                                                                                                     Дроздова О.С.
                                                                            Научный руководитель: кандидат                              психологическихнаук
                                                                                            Булыгина Т.Б.
Архангельск,2004 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Образ отца в сознании юношей……………………………………….…5                           
1.1. Роль отца в формированииличности ребенка…………………………….5                                          
1.2. Особенности отношений юношей со взрослыми………………………….8                                     
1.2.1. Особенности отношений юношей с родителями….……………………..11                              
1.3. Факторы, влияющие на формирование образа отца в сознании
юношей…………………………………………………………………….….…14                                                                                                             
1.3.1. Влияние позиции отца в семье на образ отца в сознаниидетей………..15       
1.3.2. Авторитет родителей……………………………………………………….18                                                                          
ГЛАВА 2. Организация и методики исследования..…………………..…..…..23       
2.1. Описание методик исследования……………………………………….…23                                                      
2.2. Особенности образа отца в сознании юношей……………………………25                                
Заключение………………………………………..……………….……………..33                                                                         
Библиография…….……………………………………………………….….…34                                                                    
Введение
    В настоящее время  проблемаизучения особенностей образа отца в сознании юношей является  актуальной. Современный мужчина уделяет меньшевнимания  семье и детям, что приводит кформированию недостаточного образа отца в сознании юноши и к нарушениювзаимопонимания между ними. Для молодого человека очень важно иметьположительный образ отца, иметь с ним отношения, подкрепленные деловым инравственным авторитетом мужчины, поскольку именно такой авторитет способствуетформированию гармонично развитой личности юношей. Для формированияположительного образа отца очень важен живой пример родителя. Сыновья во многомкопируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать,жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу,мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын,отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможнымотносится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, тоэту  же привычку перенимают и дети.
    Своим поведением отец научает молодого человека относиться к окружающемумиру, к людям, научает его навыкам общения и является его Духовным воспитателем.Кроме того, отец формирует в мальчике будущего мужчину-отца, а в девочке –представление об идеале ее будущего избранника.
    Несмотря на всю важность рассматриваемого вопроса, проблема все жеостается недостаточно изученной в литературе. Среди тех, кто занималсяизучением данной проблемы, необходимо отметить Дружинина В.Н., Макаренко А.С.,Фридман Л.М, Кона И.С., Мухину В.С., Спиваковскую А.С. и др.
    Данная работа включает в себя исследование, целью которого являетсяизучение особенностей образа отца в сознании юношей.
Объект исследования:юноши в возрасте 16-17 лет.
Предмет исследования:особенности образа отца в сознании юношей.
Цель курсовой работы:
1. Выявить особенности образа отца всознании юношей.
Гипотеза исследования:
На образ отца в юношеском возрастевлияют пол, психологическая атмосфера в семье.
Всоответствии с целью и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1.               Проанализировать теоретическую разработанность впсихологии проблемы  образа отца всознании юношей.
2.         Подобратьметодический инструментарий для изучения особенностей образа отца в сознанииюношей и организовать проведенное исследование.
3.               Провести обработку  результатов,  направленную на проверку выдвинутых гипотез и реализацию  поставленной  цели и сделать выводы относительноособенностей образа отца в сознании юношей.
Глава 1. Образ отца в сознании юношей.
1.1.        Рольотца в формировании личности ребенка.
    Отцовство – вместе с материнством составляет основу семейных отношенийкак супругов, так и родителей и детей.
    Сутью биологической функции отца является его участие в зачатии ребенка,в заложении биологических (генетических) основ будущего организма. Генетическиотцом и матерью определяются черты и биологического сходства с родителями: цветволос, цвет глаз, особенности телосложения, основы функционирования всехорганов и систем детского организма. Кроме того, задатки – будущая основаразвития способностей (к умственной деятельности, музыке, спорту, изучениюиностранных языков) – также закладываются генетически.
     Нравственная позиция отца определяет егопозицию и как воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природеженщина — существо более эмоциональное, одухотворенное, то в педагогическойдеятельности она в основном руководствуется чувствами. Мужчина же, как человекрациональный, деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вноситакцент разумного. А это значит, что отец четче и реалистичнее осознает цельвоспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а,не чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы. [171-173;11]
     Отец имеет важнейшее значение для развитияс самого момента рождения ребенка: он является первым внешним объектом дляребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процессотделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствиеотца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию уребенка психопатологии. [51-52;1] Именно в общении с отцом мальчик учится бытьмужчиной, приобретает типично мужские черты характера – достаточно лишьподражать взрослому. Не будь мужчины в семье, мальчику много недоставало бы,потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее, и девочка, когда вней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. Унее складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина вдомашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь невольнымсвидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы.[164;17]
    Хороший отец видит в ребенке личность и ее культивирует, организуя всюдеятельность семьи: труд, досуг, игру, творчество. А мужские разговоры по душампросто незаменимы, как для мальчиков, так и для девочек. В них – жизненноважные для растущего человека ориентиры: дружба – самое надежное в жизни,старость надо уважать, помочь слабому – долг мужчины; девочка должна бытьскромной, незачем расточать юность на пустые дела…
     Хороший отец постарается избежать наиболее распространенных ошибок:авторитарности, основанной на грубых мерах воздействия, унижения достоинстважены и ребенка, немотивированной самоуверенности, отстраненности от воспитаниядетей.  [171-173;11]
    Отец – наиболее значимая фигура для ребенка и подражание его поведенияфиксируется надолго. Ребенок перенимает этот образец вместе с другими формамиповедения и затем, став уже взрослым, будет воспитывать по тому же принципусвоих детей. [116;13]
    Важнейшее качество будущего отца – ответственность. Тот, кто сначала дает жизнь ребенку, а потом начинаетраздумывать, брать или не брать на себя «вину» за его появление на свет,рискует стать для него человеком более, чем чужим. Ведь дети, выросшие безотца, имеют более низкий уровень притязаний, более высокий уровень тревожности,заниженную самооценку. Они испытывают трудности в общении. Не имея перед собойобразца мужского поведения, такие подростки неправильно оценивают твердость игрубость, нежность и жестокость, конфликтность и умение ладить с окружающими. [171-173;11]
      Длямальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и более того — опытнаблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важноусвоить способы поведения матери по отношению к отцу.
     Что касается родителя противоположногопола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера (выбор можетпроисходить по разным критериям — сходству или противоположности).[11;1]
     Взрослый человек соединяет в себе казалосьбы противоположные сознания отца и матери. Если бы он ориентировался только насознание отца, то был бы злым и бесчеловечным, а одностороннее возобладаниематеринского сознания привело бы зрелого человека к потере здравого рассужденияи препятствиям в развитии себя и других. Синтез материнской и отцовскойпривязанности в сознании ребенка — основа его духовного развития изрелости. Слабое их синтезирование приводит детей к неврозам. Итак, одногоначала —материнского илиотцовского — недостаточно для нормального психического развитияребенка.[235;14]
     Таким образом, развитие личности ребенказависит не только от матери, но и от отца, который является для него примеромдля подражания и образцом поведения.
   
1.2.Особенности отношений юношей совзрослыми.
    Юность – период завершения физического созревания человека, бурногороста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и началавступления во взрослую жизнь. Поскольку процессы физического, психического исоциального созревания протекают неравномерно и разновременно, хронологическиеграницы, отделяющие юность от подросткового возраста и взрослости, весьмаподвижны и определяются учеными по-разному. [3;2]
    Взаимоотношения со взрослыми – одна из важнейших проблем юношескоговозраста, имеющая как социальный, так и психологический аспект. [8;2]
     Несмотря на внешние противодействия,проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность вподдержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает вкачестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить юноше иподростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий,помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместнаядеятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнатьсотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокиеэмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
     В связи с легкой ранимостью подростка длявзрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов.Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать особытиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
     В случаях, когда взрослые относятся кподросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах,проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослыепостепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новымформам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходитбезболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных изависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделитьэкономический фактор (подросток материально зависим от родителей) и социальный (подростоксохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками ивзрослыми могут возникать конфликты.[362;8]
     Подростку необходима совместнаядеятельность со взрослым, значит, у них должны быть общие интересы, увлечения.Содержание такого сотрудничества может быть самым различным. Надо подчеркнуть,что именно совместная деятельность подростка и взрослого рождает общностьпереживаний, чувств, настроений, облегчает контакты с подростком, эмоциональнуюи духовную близость.[60;5] Труд рядом и наравне со взрослым рождает у ребенкачувство удовлетворения и гордости, поддерживает и укрепляет чувствособственного достоинства, пробуждает уважение к себе. Эти положительные эмоциичрезвычайно важны для налаживания и закрепления контактов между взрослым иподростком.[65;6]
     Вообще же следует отметить, что стремлениевзрослых руководить ребенком – явление гораздо более частое, чем стремлениепонять его проникнуть в его внутренний мир. В контактах, основанных на«руководстве», инициатива, разумеется, принадлежит взрослым. Но у некоторыхстарших школьников даже этот контакт нарушен, ибо они не принимают иликритически оценивают действия родителей и тем более не допускают их в сферусвоих интересов. Выразить эти интересы ребята стремятся среди сверстников.[166;6]
     В ряде случаев позиции взрослых поотношению к подростку не благоприятны для его развития. Так, авторитарнаяпозиция по отношению к подростку может стать условием, искажающим его психическоеи социальное развитие.[363;10]
     Одной из самых важных потребностейпереходного возраста становится потребность в эмансипации от контроля и опекиродителей, учителей, старших вообще, а так же от установленных ими правил ипорядков. [80;8]
     Вообще прелесть детства, отрочества,юности ценится зрелыми людьми мало; взрослые желают, чтобы их дети поскореепережили эти возрасты и перешли в следующий.[101; 12]
     Юношеский возраст характеризуетсяразличными изменениями в сознании личности, что отражается на ихвзаимоотношениях со взрослыми. Для того, чтобы не потерять контакт с юношами,взрослые должны внимательнее отнестись к особенностям данного периода и принятьво внимание характерные для этого возраста все изменения, как физические, так ипсихологические.
1.2.1.Особенности отношений юношей сродителями.
    Значительное влияние на личность юноши оказывает стиль еговзаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальнымположением. [108;11] Сложность общения старшеклассников с родителями довольновелика даже в самых благополучных семьях. [230;14]
В семье происходит довольноболезненная ломка привычных позиций. Пренебрежение со стороны родителейинтересами, увлечениями старшеклассников создает определенный барьер между нимии родителями. [232;14]
Сильно влияет на судьбу подростков июношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами.
     Существует несколько относительноавтономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют насвоих детей.
1) Подкрепление: поощряяповедение, которое взрослые считают правильным и, наказывая за нарушениеустановленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную системунорм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой ивнутренней потребностью.
2) Идентификация: ребенокподражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, какони.
3) Понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на егопроблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные  качества.[81;8]
    Весьма важны эмоциональный тонсемейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологипредставляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие,теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом —далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитанияявляются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание. Множествоисследований доказывают преимущество первого подхода.[108;11]
    За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но иразное направление внутрисемейной коммуникации. Кроме того, родители не всегдапрактикуют один я тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаютсяюношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, такчто общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимнодополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.
    Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются обычнотогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этотстиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности,активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляетсяв этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:
ü  родитель всегда объясняет мотивысвоих требований и поощряет их обсуждение подростком;
ü  власть используется лишь в мерунеобходимости;
ü  в ребенке ценится как послушание, таки независимость;
ü  родитель устанавливает правила итвердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
ü  он прислушивается к мнениям ребенка,но не исходит только из его желаний.
     Крайние типы отношений, все равно,идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохиерезультаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей,чувство своей незначительности и нежеланности в семье.[109;11]
     Открытости во взаимоотношениях с подростком в семье нельзя добитьсясилой, ее можно только заслужить. Необходимо способствовать формированию новогоуровня самосознания, способности к познанию себя как личности и становлениюизбирательности интересов, выделению стержневых, постоянных личностныхинтересов. [104;10]
    Отношения юношей с родителями во многом определяют отношения юношей сдругими людьми, а так же влияют на дальнейшее становление их личности. Родителине должны ограничиваться решением только материальных проблем, а должныобращать внимание на внутренние возможные тревоги юношей, характерные дляданного периода, и способствовать доверительным отношениям между всеми членамисемьи.
1.3.Факторы, влияющие на формирование образа отца.
   Сегодня отцовскаяроль стала особенно сложной и проблематичной, не говоря уже о том, что вомногих семьях отцы вообще отсутствуют, их влияние на детей большей частью ниже,чем влияние матерей. В некоторых семьях единственная форма отцовского общения сдетьми – совместный просмотр телепередач. Сравнительно редко наблюдается ипсихологическая близость с отцами.
    Дело, по-видимому, в том, что подорвано традиционное положение мужчины всемье, а новые роли усваиваются медленно. Труд, который всегда был и остаетсяглавной сферой самоутверждения мужчины, в наши дни пространственно отделен отсемейного быта. Как работает отец,ребенок не видит. Что же касается внутрисемейных функций,роль матери здесь выглядит более важной, чем роль отца. Кроме того,взаимоотношения отцов с детьми осложняется меньшей экспрессивностью мужчин, ихчастым неумением выражать сравнительно тонкие чувства и психологическиепереживания. Сегодня чтобы иметь душевное спокойствие и авторитет в семье,мужчина должен обладать рядом тонких психологических свойств. Их недостатокболезненно сказывается на психике и здоровье мужчин. Равняясь на системуценностей принятых в обществе сверстников, мальчики-подростки старательноискореняют в себе эти якобы «женские» качества, а став взрослыми, обнаруживают,что не в состоянии выразить волнующие их переживания. По уровню душевногосамораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро проявляется всемье и отношениях с детьми.[117-119;3]
    На образ отца в сознании юношей влияют отношение отца к работе, семье,жене, детям. Отец должен обладать психологическими способностями, для тогочтобы создать положительный образ в сознании детей, т. к. это неотъемлемоеусловие для гармоничного развития личности ребенка.
1.3.1. Влияние позиции отца в семье на образотца в сознании детей.
     Во всем мире существует представление одолге и семье, за которую ответственен мужчина. Муж приносит пищу в дом, женаее готовит, муж обеспечивает семью, жена воспитывает детей. М. Мид считает, чтотребуются особые социальные усилия, чтобы мужчина выполнял обязанность кормитьсемью и детей, поскольку у этой социальной обязанности нет биологического механизма,между тем как материнская привязанность к ребенку — природная. Поэтому каждоепоколение молодых мужчин должно учиться родительскому поведению в семье: ихбиологическая роль дополняется социальной, выученной родительской ролью.[48;1].
     Замечено, что позиция отца в своемформировании по времени несколько отстает по сравнению с материнской.Наибольшее значение для ее складывания имеет отношение к жене —любовь, уважение,нежность, разделенность чувств. Соучастие будущего отца традиционно связываетсяс созданием для женщины ощущения счастья, радости, безопасности, надежности.Однако все больше современных отцов проявляют желание более активно участвоватьв эмоциональном «вынашивании» ребенка, присутствовать при его рождении, видетьего в первые минуты после появления на свет, что, по признанию ученых и врачей,способствует укреплению семьи. [97;10]
     Вся жизнь отца и матери, всякий поступоких должен быть примером для детей, и основой взаимных отношений родителей кдетям должна быть любовь к истине, но не к себе. Есть отцы, которые любят детейдля самих себя – и в этой любви есть своя истинная и разумная сторона; естьотцы, которые любят детей для них самих – и эта любовь выше, истиннее,разумнее; [193; 7].
     Отец, как правило, перестал бытьэкономической главой семьи; современный быт лишил его большинства мужскихдомашних обязанностей и выдвинул на передний план мать. [231;9] Матери нередкожалуются, что отцы вполне устраняются от воспитания детей, сваливая всю заботуо них на мать, считая, что их отцовские обязанности  исчерпываются заботой о заработке средств,необходимых для содержания семьи и воспитания детей. Разумеется, что такоеположение в семье несправедливо, потому что весь труд воспитания детей ложитсяна мать. Несправедливо относительно детей, потому что лишает их влияния отца,на которое они имеют право. [287;7]
     Если отец недееспособен (не может нестиответственность за семью и выполнять роль лидера), то он оказывается в весьматяжелом положении. Ведь для того, чтобы обеспечить материальное благополучие семьи,получить общественное признание и статус, он должен прилагать усилия вне семьи.И, если он потерпел неудачу во внешнем мире, он начинает бороться за власть всемье. [52;1]
      Излишнее влияние того или иного родителяимеет место там, где матери (обычно матери) приходится проводить с ребенкомгораздо больше времени, чем отцу, или наоборот. Бывает, что дочь,недолюбливающая свою мать и редко видящая отца, идеализирует его; но в этомслучае влияние оказывает воображаемый, а не действительный отец.  [71; 7]
     Как известно, в полной семье матьвыполняет функцию эмоционального фона семьи, создает теплую семейную атмосферу,выполняет задачу близости, доверительности, понимания. А отец в большей мерепредставляет функцию нормативного контроля, создает систему оценок,осуществляет регуляцию поведения. [86; 13]. В семейном воспитании без отцамогут быть выделены три типа отношений.
     Первый тип определяется тенденцией материникогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда небыло. Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенокдействительно не знал отца. Если же дети знали отца, помнят его, строитьвоспитание, делая вид, что его просто нет и не было, вряд ли разумно.
     Второй тип поведения характеризуетсяпопытками матери обесценить отца. В этом случае мать изгладить из детскихвоспоминаний даже самые незначительные положительные впечатления об отце. Еслиребенок не знал отца или не помнит его, то негативное отношение к нему материон может истолковать как несправедливое и более того, возможно, что ониначинают переносить на отношение к ней свои обиды за отсутствие отца.
     Третий тип воспитания без отца, наиболееразумный и благоприятный связан с созданием у детей представления об отце какоб обычном человеке, у которого имеются определенные достоинства, но были инедостатки, слабости. Это самая трудная позиция для матери, но самая приемлемаядля воспитания ребенка. Если мать последовательно и сознательно реализует такуюпозицию в отношениях с ребенком, это позволяет в значительной степенипреодолеть основные трудности воспитания, связанные с отсутствием отца. [85-86;13]
     Позиция отца в семье влияет на образ всознании юношей. Если отец уделяет мало времени семье,  это может вызвать недостаточно положительносформированный образ в сознании юношей, влияющий на благоприятное развитиеличности.
1.3.2. Авторитет родителей.
    Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитетазаключается в том, что он не требует никаких доказательств, а принимается, какнесомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые простымдетским глазом. Авторитет не дается от природы, он может быть организован вкаждой семье. К сожалению, встречаются родители, которые организуют такойавторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы их слушались, этосоставляет их цель. На самом деле это ложная цель.[66;4]
Есть много видов ложного авторитета:
Авторитет подавления.
     Больше всего таким авторитетом страдаютотцы. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но имать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, чтоделает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Такойавторитет ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться отстрашного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то жевремя он воспитывает в ребенке жестокость.
Авторитет расстояния.
     Есть такие отцы, да и матери, которыесерьёзно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать,подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. Здесь у отцакакой-ни­будь отдельный кабинет, из которого он показывается из­редка. Бывают итакие матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся введении бабушки или даже домработницы. Нечего и говорить, что такой авторитетне приносит никакой пользы, и такая семья не может быть названа разумноорганизованной семьей.
Авторитет чванства.
     Этоособый вид авто­ритета расстояния,но,пожалуй, более вредный. У каждогочеловека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они– самые заслуженные, самые важные деятели, ипоказывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Бывает оченьчасто, что, пораженные таким видом отца, начинают чваниться и дети. В этойатмосфере высокомерия важный папа уже не мо­жет разобрать, куда идут его дети икого он воспитывает.
Авторитет педантизма
     В этом случае родители больше обращаютвнимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Свои распоряже­нияони отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом.Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибсячто папа человек нетвёрдый. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь, гулятьнельзя», то хотя бы завтра была и хорошая погода, всё же считается, что гулятьнельзя. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папынезаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического на­чальствования всемье.
Авторитет резонерства.
     Вэтом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями иназидательными разговорами. Такие родители уверены, что в поучениях заключаетсяглавная педагоги­ческая мудрость. В резонерстве родителей дети не могут увидетьникакого авторитета.
Авторитет любви.
     Это у нас самый распространённый видложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно,чтобы они любили, родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необхо­димо накаждом шагу показывать детям свою родитель­скую любовь. Мимо внимания родителейпроходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребёнок всё дол­жен делатьиз любви к родителям.
     В этой линии много опасных мест. Здесьвырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь.Очень скоро они замечают, что папу и маму мож­но как угодно обмануть, тольконужно это делать с неж­ным выражением. С малых лет ребёнок начинает понимать,что к людям можно подыгрываться. Это очень опасный вид авторитета. Онвыращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такогоэгоизма становятся сами родители.
Авторитет доброты.
     Этосамый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также ор­ганизуетсячерез детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, ауступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ре­бёнкомв образе доброго ангела. Очень скоро в такой семье дети начинают простокомандовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкийпростор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяютсебе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредныйопыт.
Авторитет дружбы.
     Довольно часто ещё и дети неродились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями.Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинаетсяпротивоположный процесс: дети начинают воспитывать роди­телей. Такие семьиприходится иногда наблюдать среди интеллигенции. В этих семьях дети называютродителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучаютна каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет идружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения. [189-214;15]
Авторитет подкупа     
Самый безнравственный вид авторитета,когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями.
    Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь иработа родителей, их гражданское лицо, их поведение. [69;4] Авторитет помощи,осторожного и внимательного руководства счастливо дополняется авторитетомзнания.[71;4]
    Бывает часто, что родители вообще не думают ни о каком авторитете.Сегодня так относятся к детям, завтра иначе, ибо у родителей изменилосьнастроение. Бывает, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать –другого. Детям в этом случае приходится прежде всего быть дипломантами инаучиться лавировать между мамой и папой. Наконец, бывает и так, что родителичасто не обращают внимания на детей и думают только о своем спокойствии. [184; 16]
     Подросток нуждается внравственном авторитете, который ответил бы на его сомнения, за которым он могбы уверенно следовать. Найдись нежелательный авторитет, поразивший подросткасвоим «знанием» жизни