Российскаямеждународная академия туризма
Курсовойпроект
попредмету «Программный туризм»
на тему:Особенности организации и перспективы развития паломнического туризма
Тула 2011
ВВЕДЕНИЕ
Одна из характерных чертправославия — почитание святых и святынь. Чтобы поклониться святыням, многиехристиане отправляются в паломничество: путешествие по святым местам.Первоначально паломники направлялись именно к местам земной жизни ИисусаХриста, на Святую Землю, откуда традиционно привозили пальмовые ветви (отсюда ипошло слово «паломничество»). Со временем паломничеством начали называть любыепутешествия по святым местам православного мира. Паломничество отличается оттуризма, прежде всего, особым настроем путешественников и целями поездки, хоть«технические» детали во многом и совпадают.
Регионы и города, которыепосещают паломники — это святые места, которые прославились благодаря чудесам,совершенным Богом, Богоматерью, святыми — либо связаны с событиями историиправославного народа и жизни святых.
Комбинированныепаломнические туры на сегодняшний день являются одними из самых интересных. Ихяркая особенность — своеобразный «выход за границы» современных государств.Очень часто одна паломническая поездка с очень цельной и однозначной духовноймиссией, посвященная тесно взаимосвязанным между собой событиям и религиознымфигурам, проходит по территориям самых разноплановых государств, связанных,однако, общим прошлым.
Поэтому одним из самыхважных моментов при организации любого комбинированного тура, объединяющегопосещение нескольких святынь, является программная составляющая — то, ради чегопаломники и отправляются в путь. Главное в таких турах вовсе не число стран,которые посетит паломник, а именно духовный элемент.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности организации и перспективы развития паломнического туризма в России.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
— изучить историю возникновения паломнического туризма;
— охарактеризовать основные ресурсы паломнических туров в России и в мире;
— проанализировать специфику организации паломнических туров;
— рассмотреть примерные программы туров в самые популярные места паломничества в России.
1. ИСТОКИПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
Христианскаятрадиция паломничества имеет давнюю историю — в 10 веке она уже насчитывала неодно столетие. С самого начала существования Церкви жизнь верующих включала всебя посещение мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, его Пречистой Матери,святых апостолов и мучеников. Эти места, бывшие объектами поклонения уже первыххристиан, тоже вскоре стали называться святыми. В 325 году император КонстантинВеликий издал указ о строительстве христианских храмов в святых местах: вВифлееме — на месте рождения Спасителя, и в Иерусалиме — над пещерой ГробаГосподня, а территорию Палестины он объявил Святой Землёй.
Врезультате этого к 4 веку в Иерусалим и Вифлеем стали стекаться дляпоклонения главным святыням христианства тысячи богомольцев, положивших началомассовому паломническому движению на Святую Землю. Иерусалим открыл всему мирусвои святыни и вернул себе своё древнее название — до Константина, во временаязыческих императоров, он назывался Элия-Капитолина. В сознании христиан всегомира Иерусалим стал Святым Городом, местом поклонения Христу.
Богомольцы4 века почитали и святые места, связанные с Ветхим Заветом, посещали местазахоронения праведников древности, пророков, царей и библейских патриархов.Местное население стало буквально теряться в море паломников, которые не щадилини сил, ни средств для увековечения памяти о земной жизни Иисуса Христа. ВПалестине было построено великое множество храмов и монастырей, а для нуждстранствующих богомольцев Церковь благословила строительство вдоль основныхпаломнических путей постоялых дворов, гостиниц, приютов, странноприимных домови охраняемых колодцев.
На7 Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, былопринято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следуетвоздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата,связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийскойцерковной традиции называются «поклонниками» — то есть людьми, которыесовершают путешествие с целью поклонения святыням.
Посколькуопределение Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникларазница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейскихязыках паломничество определяется словом «пилигрим», которое в переводе нарусский язык означает только «странник». Паломники в Католической Церквисовершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонениесвятыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует.Это же можно сказать и о протестантах. Поэтому традиции паломнических путешествийк святым местам и вообще сам термин «паломничество» в своём прямом значенииотносятся, прежде всего, к Православию.
Русскоеправославное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространенияхристианства в Древней Руси, то есть ещё с 9-10 веков. Таким образом, ему ужеболее тысячи лет. Кстати, у слова «паломничество» есть синонимы: странничество,поклонничество, богомолье. Самыми ранними словами для обозначения паломничестваи названия участника этого процесса служили слова «странничество» и «странник»,встречавшиеся в творениях отцов Церкви, богословской и церковно-историческойлитературе. Как правило, странник — это человек, который всю свою жизньпосвятил только хождению по святым местам, оставив другие занятия — в отличиеот богомольца, отправляющегося в конкретное паломничество и после этоговедущего прежний образ жизни. А в конце 19 — начале 20 века, во время расцветарусского паломничества в Святую Землю, в России широко употреблялось слово«поклонник». Оно предельно ясно показывает смысл паломничества, которыйзаключается именно в религиозном поклонении святым местам.
Постепеннона Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегдавоспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение частоотправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получаютблагословение на его совершение или у епархиального архиерея, или у своегодуховного наставника. Целей паломничества почти столько же, сколько самихпаломников. Паломничества совершались и совершаются, чтобы избавиться отболезни, избежать несчастья, искупить грех. Духовники нередко налагалиепитимью, требуя совершить паломничество, и иногда приказывали пройти путьбосиком или в одной рубашке. Марко Поло (тринадцатый век) упоминает о пилигримах,встреченных им на территории нынешней Шри- Ланки. Паломники из Англии в XIV—XVвеках совершали свои путешествия в основном в Рим, Иерусалим. Зачастую ихпутешествия были сопряжены с серьезными трудностями. Начиная с 1388 года английские пилигримы, по приказу короляРичарда II, обязаны были получить и иметь при себе специальные разрешения,прообраз сегодняшнего паспорта. Одиннадцатью годами позднее Ричард ограничилколичество портов, откуда английским паломникам позволено было отправляться вдальние страны, всего двумя — Дувром и Плимутом. Для отплытия из другого портатребовалось специальное разрешение самого короля.Одни паломники путешествовали по соображениям веры, многиедругие отправлялись в путь просто из любви к путешествиям или движимые мирскимипобуждениями, ожидая найти общение с веселыми спутниками, развлечения впридорожных харчевнях и другие удовольствия. Паломничество имеет место исейчас. Многие верующие едут в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Приверженцы ислама едут в хадж в Мекку. В Россииправославные стремятся посетить Валаам, монастырь на острове Коненец. Многиеепархиальные управления ввели в структуру внешнеэкономические отделы, которыерегулируют вопросы паломничества.1.1 ХРИСТИАНСКИЕСВЯТЫНИ И СВЯТЫНИ РОССИИ
Однаиз характерных черт православия — почитание святых и святынь. Чтобыпоклониться святыням, многие христиане отправляются в паломничество:путешествие по святым местам. Первоначально паломники направлялись именно кместам земной жизни Иисуса Христа, на Святую Землю, откуда традиционнопривозили пальмовые ветви (отсюда и пошло слово «паломничество»). Со временемпаломничеством начали называть любые путешествия по святым местам православногомира. Паломничество отличается от туризма, прежде всего, особым настроем путешественникови целями поездки, хоть «технические» детали во многом и совпадают.
Регионыи города, которые посещают паломники — это святые места, которыепрославились благодаря чудесам, совершенным Богом, Богоматерью, святыми — либосвязаны с событиями истории православного народа и жизни святых.
Паломническиетуры на сегодняшний день являются одними из самых интересных. Их яркаяособенность — своеобразный «выход за границы» современных государств.Очень часто одна паломническая поездка с очень цельной и однозначной духовноймиссией, посвященная тесно взаимосвязанным между собой событиям и религиознымфигурам, проходит по территориям самых разноплановых государств, связанных,однако, общим прошлым.
Поэтомуодним из самых важных моментов при организации любого тура, объединяющегопосещение нескольких святынь, является программная составляющая — то, радичего паломники и отправляются в путь. Главное в таких турах вовсе не числостран, которые посетит паломник, а именно духовный элемент. Всегда необходимо четкопонимать, зачем именно люди отправляются в то или иное место и зачем онвыбирает тот или иной тур.
Некоторые паломническиеслужбы организуют поездки для нецерковных или мало воцерковленных людей,желающих познакомиться с духовной культурой и историей своей страны. Спецификатаких поездок заключается в большем акценте на экскурсионную часть программы ив размещении путешественников в гостиницах, а не монастырях. Часто такиепоездки играют миссионерскую роль, способствуя воцерковлению их участников.
Еще одной важнойсоставляющей паломнических программ является благотворительная деятельность.Практически все паломнические службы перед посещением монастырей узнают об ихконкретных нуждах. Эта информация сообщается паломникам. Занимается сборомпомощи и сама служба. Приезжая в монастырь, паломники привозят туда необходимыевещи и продукты, делают денежные пожертвования. Для многих возрождающихсяобителей такая поддержка, тем более осуществляемая на регулярной основе,оказывается очень существенной.
Организаторыпаломнических туров должны учитывать специфику подобных поездок исоответствующим образом планировать время, разумно сочетая экскурсию и участиепаломников в богослужении. В то же время уже на стадии комплектования группыследует учитывать интересы людей, информировать их о специфике тура, рискуя впротивном случае создать в одной тургруппе конфликт людей, приехавших в одноместо, но преследующих различные цели.
Часто неоправданно считая, что паломничество преследуеттолько религиозные цели, полностью исключают путевую информацию и экскурсии.Это серьезно обедняет само паломничество как путешествие к святому месту,прикосновение к историческому прошлому, христианской культуре и традициямблагочестия. При организации паломнических туров следует учитыватьинтеллектуальные и возрастные особенности, эмоциональное состояние участниковпоездки, случаи совпадения паломнического тура с днями религиозных праздников.Важное, а иногда и определяющее значение для организациирелигиозно-экскурсионного туризма имеет взаимодействие с епархиальнымиуправами, благочинными округами, настоятелями монастырей. При организациипаломничества это один из ключевых моментов.
По географическому признаку паломнические поездки можноподразделить на три направления: монастыри и святыни России, ближнего зарубежья(главным образом, Украины и Крыма) и дальнего зарубежья (святыни Болгарии,Греции — в первую очередь, горы Афон, Италии — мощи Николая Мир Ликийского,Израиля).1.1.1 Мировые места паломничества
Если говоритьо Египте, Иордании и Израиле,то поездки по этим территориям неразрывно связаны с историей израильскогонарода и с дорогой, которой шел Моисей. То же самое можно сказать опутешествиях по маршруту Израиль —Иордания — Сирия — Ливан. С точки зрения христианства, все этигосударства находятся на единой территории Святой Земли. Почему? Потому чтоГосподь ходил и был крещен в Иордании, там же находятся и места, неразрывносвязанные с жизнью и смертью Иоанна Крестителя. Сирия и Иордания связаны сапостолами Павлом и Петром, которые шли на проповедь из Иерусалима.
Из этогопримера хорошо видно, что современные государства и их границы определяют всеголишь форму паломнических поездок, а не их содержание. Главным в такихрелигиозных путешествиях становится не визит в две, три или четыре страны, апосещение региона, который объединен одной идеей, историческими, философскими иархитектурными корнями. Именно это и является основой любого паломнического илирелигиозного тура, охватывающего несколько стран.
Если говоритьо духовном содержании паломнических поездок, например, в Грецию или Италию, то они обычноследуют за путями апостолов по европейской части континента. Именно этасоставляющая является основной в турах, включающих эти страны.
Сочетание водном паломническом туре таких двух стран, как Греция и Турция, тоже имеетвполне четкое идеологическое обоснование. Как правило, такие путешествияпроходят по маршруту Каппадокия —Стамбул — Салоники — Афины: это путь апостола Павла и егопроповедей. А, например, путешествие Болгария— Греция — Турция основано на византийских традицияхправославия. Посещение этих трех стран — дань памяти и заслугам славянскихсвятых и просветителей Кирилла и Мефодия.
Припрактической организации поездок паломников-мусульман для участия в хадже илиумре следует учитывать следующее. Каждая страна мира, где существуюторганизованные общины мусульман, имеет свою квоту на участие в хадже. Такуюквоту имеют не только страны, в которых мусульмане составляют большинство, но идругие, например, Германия, Россия. Поэтому каждая страна сможет отправить лишьопределенное количество паломников.
Причинойупорядочения (по сути — ограничения) числа участников хаджа являетсяограниченность пропускной способности Мекки. Правительство Саудовской Аравиитакже стремится не допустить разрастания города и увеличения числа его жителей.
В мечетяхвывешиваются объявления о предстоящей поездке. При мечетях перед хаджемпроводятся занятия, на которых паломникам объясняют правила и особенностиорганизации предстоящей поездки: что можно, а что нельзя брать с собой,рассказывают о законах Саудовской Аравии, о том, как проходит хадж. СаудовскаяАравия стремится оказать помощь в участии в хадже для нуждающихся. В России 20— 30 % поездок на хадж — бесплатные. Деньги берутся из специального фонда, приэтом считается, что король Саудовской Аравии приглашает к себе в гости людей,едущих бесплатно. Поездка на хадж не должна проходить за счет других людей илиорганизаций. В России бесплатные поездки распределяются следующим образом.Существуют благотворительные фонды, работающие с мусульманскими общинами ираспределяющие эти поездки. Например, в мусульманском духовном учебномзаведении могут предложить такую бесплатную поездку студентам, которые хорошоучатся, в качестве поощрения.
Российские туристыотправляются в паломнические поездки в страны Востока. У них вызывает интересдуховное, культурное и религиозное наследие Индии, Тибета, Непала, Шри-Ланки,Китая и т.д. В Индии, Непале и Тибете жизнь очень религиозна, поэтому многиепоездки будут обязательно иметь религиозную составляющую. Растет число россиян,так же как и выходцев из западных стран, являющихся последователями духовныхучителей, различных школ и направлений, посетителями семинаров и тренингов,направленных на духовное развитие и самопознание человека. Это йога, цигун,различные медитативные практики и школы и т.д.
Впрочем, внекоторых случаях страны в паломнических маршрутах могут быть объединены и повполне мирским, географическим соображениям. Скажем, программа по Италии и Черногории: в Черногории людиотдыхаю, молятся, ездят по святым местам, а совсем рядом расположензамечательный итальянский город Бари, добраться до которого не составитбольшого труда. Есть и другие варианты сочетания стран в этом регионе, вчастности, круиз по Адриатическому побережью с посещением Дубровника, Котора, Бари, Венеции.Этот маршрут объединяет посещение нескольких святынь и поклонение несколькимсвятым: апостолу Марку (Венеция), Иоанну Крестителю (Цетинский монастырь),святителю и чудотворцу Николаю (Бари). Отдельной строкой можно выделить паломнические туры,включающие в себя посещение прибалтийских стран. Эти страны в разное времянаходились под влиянием разных религий и культур, большой след в их истории,безусловно, оставили события 19, 20 и начала 21 века. С одной стороны — влияниеИоанна Кронштадтского на возникновение монастырей и храмов в Латвии и Эстонии,с другой — советский и постсоветский периоды.Подчас общая идея объединяет, казалось бы, абсолютнонесочетаемые направления: например, Крым и Турцию. Но еслинемного вспомнить прошлое, тут же выяснится, что Крым исторически очень близокк Византии и Греции. Кроме того, с Крымского полуострова очень легко добратьсядо Стамбула, чтобы посетить знаменитый и очень почитаемый Софийский собор.Далее приведены несколько примеров паломнических туров поУкраине.
1) КРЫМ: Благословенная Таврида — паломничество иотдых
Продолжительность: 12 дней.
Размещение вчастном секторе в с. Кольчугино (Храм Рождества Христова). Трапеза 2-х разовая:завтрак и плотный ужин. Симферополь: храмы; Св. мощи и могила свт.Луки; Севастополь: Владимирский и Покровский Соборы, Херсонес; Инкерман:Свято-Климентовский монастырь; Бахчисарай: Св.-Успенский монастырь; Древниехристианские города; Балаклава: Свято-Георгиевский монастырь; Ливадия;Ялта; Алушта: Космо-Дамиановский монастырь; Юго-ВосточныйКрым: Св.-Параскевский монастырь; Саки, Евпатория: храмы; Судак,Новый Свет (по возможности). Заезды 1-го, 11-го и 21-го числа каждогомесяца.
2) ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ КРЫМ
Продолжительность: 12 дней.
Размещение итрапеза в г. Феодосия: в гостинице в 2-х, 3-х местных номерах (10 минут пешкомдо моря) или в гостинице Храма «Всех святых» (по благословению). 2-хразовое питание. Трапеза 2-х разовая: завтрак и плотный ужин. — КерчьСобор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Памятники города. Гора Митридат.Подземный музей «Аджимушкайские» каменоломни. КатерлезскийСвято-Георгиевский монастырь. — Судак. Новый Свет. Солнечная Долина.Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Генуэзская крепость. Храм святителя Луки.Царская тропа. Царская бухта. Храм прор. Илии (VIII в.). — Феодосия.Пешеходная экскурсия «Православная Феодосии от I до XXI в.». Местопроповеди св. ап. Андрея Первозванного, Храм Иверской Иконы БожиейМатери”, Храм св. Димитрия Солунского. Картинная галерея Айвазовского. — Симферополь. Божественная Литургия в Свято-Троицком женском монастыре.Св. мощи свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Чудотворная икона «СкорбящаяКрымская». Тополевка. Топловский Троице-Параскевиевский горныймонастырь и святые источники. — Старый Крым: Часовня и святой источниксв. Пантелеимона Целителя. — Кизилташ: Кизилташский монастырь свт.Стефана Сурожского. Пещерка свт. Стефана и Святой источник. — Щебетовка: ХрамВознесения Христова. — Коктебель. Храм «Утоли Мои Печали».Ежедневно отдых на море. Заезды 1-го, 11-го и 21-го числа каждого месяца.
3) КРЫМ — НИКОЛАЕВКА: паломничество и отдых
Продолжительность: от 15 дней.
Размещение итрапеза в п. Николаевка, в квартирах по 3-4 чел. в комнате (жилой фонд). Доморя пешком 10-15 минут. Всего 15 дней, включая дорогу: 2 дня — отъезд-приезд;6 дней — отдых; 7 дней — паломничество. Паломнические поездки по Святым местамКрыма в сопровождении священника по маршрутам: Инкерман: Свято-Климентовскиймонастырь; Севастополь: Владимирский и Покровский Соборы, Херсонес; Балаклава:Свято-Георгиевский монастырь; СимФераполь; Бахчисарай: Св.-Успенский монастырь;Древние христианские города; Ливадия; Ялта; Космо-Дамиановский монастырь;Св.-Параскевский монастырь; Феодосия, Судак, Новый Свет. Богослуженияпроводятся в Храме свт. Николая (п. Николаевка). Ежедневно отдых на море.
4) КРЫМ — СЕВАСТОПОЛЬ: паломничество и отдых
Продолжительность: 12 дней.
Экскурсионноеобслуживание, размещение в пансионе «Лазурье» 2-3-х местные номера судобствами. Рядом Храм-памятник свт. Николаю Чудотворцу. Питание 2-х разовое,хорошее (утром и вечером). Пешком 4 минуты до благоустроенного пляжа. Херсонес — место Св. Крещения св. равноап. вл. кн. Владимира. Место погребенияМартина-исповедника (папы Римского); — Севастополь — город-герой. Владимирский собор (усыпальницаадмиралов Лазарева, Истомина, Корнилова, Нахимова); Покровский собор; Св.Никольский храм и кладбище; — Инкерман: Свято-КлиментовскийИнкерманский мужской монастырь: — Форос: Храм Воскресения Христова; — Бахчисарай.Свято-Успенский мужской монастырь, Св. источник; Древние христианские города; — Топловка: Топловский Св.-Троице-Параскевский женский монастырь:омовение в Святых источниках. Ежедневно отдых на море.
5) ПРАВОСЛАВНЫЙ КИЕВ
Продолжительность: 4 дня.
Киев: Киево-Печерская Лавра:Божественная Литургия. Киево-Флоровский женский монастырь. Свято-ТроицкийИоновский мужской монастырь. Свято-Троицкий Ионинский монастырь — Древниймонастырь святого Архистратига Божия Михаила на Зверинецкой горе.Свято-Троицкий Монастырь — Китаевская пустынь.
6) ЧЕРНИГОВ • КИЕВ • ПОЧАЕВ
Продолжительность: 7 дней.
Чернигов: Свято-ТроицкийГустынский и Елецкий Свято-Успенский монастыри; — Киев:Киево-Печерская Лавра; Фроловский, Покровский и Ионовский монастыри;Свято-Покровская Голосеевская и Китаевская пустыни; — Почаев:Св.-Успенская Почаевская Лавра.
7) МОНАСТЫРИ ЗАКАРПАТЬЯ • КИЕВ
Продолжительность: 8 дней.
Ужгород. Экскурсия. Стефановскиймонастырь. Свято-Михайловский монастырь. Драговский монастырь. Свято-Успенскиймонастырь. Монастырь св. Димитрия Солунского в Малой Угольке. Грушевскиймонастырь. Свято-Вознесенский монастырь. Рождественский Богородичный монастырь.Частицы мощей угодников Божиих. Приборжавский монастырь Монастырь св.Иоанна Предтечи. — Мукачево. Чернечья гора. Свято-Никольскиймонастырь. — Домбоки. Свято — Успенский монастырь. Покровский монастырь. — Сваляву. Свято-Троицкий Кирилло-Мефодиевский монастырь. — Киев. Киево-ПечерскайЛавра. По возможности — Зверинецкие пещеры. 1.1.2 Паломничество в России
Стремительному развитиюпаломнического туризма в нашей стране способствует наличие множестваправославных святынь, низкая стоимость таких программ и, разумеется,потребность современного человека в духовной поддержке. Возрождаемая традицияпаломничества к туризму как таковому имеет достаточно косвенное отношение.Скорее, возникший спрос породил предложение. Большинство туркомпаний реализуетнекий аттракцион под названием паломнический туризм. Службы при храмах,напротив, стараются сделать поездки как можно более дешевыми, доступными дляпожилых и малообеспеченных верующих. Деятельность этих служб правильнее назватьмиссионерской, так как группа паломников оказывает посильную помощь посещаемомухраму или монастырю – привозит в глубинку православную литературу, помогает вреконструкции храмов и благоустройстве территории. На вопрос, есть ли проблемы,например, с принимающей стороной (конкуренция и прочее) сотрудники удивленноулыбаются. К тому, что не сумели набрать иной раз положенное число в группе,относятся философски: значит, Богу не было угодно. На рекламные кампании денегне изыскивают. Большинство паломников – люди пожилого и среднего возраста. Реже– молодежь и дети.
Паломнические поездки поРоссии можно условно разбить на однодневные, 2-4-дневные и длительные.«Ближние», например, для Москвы — это монастыри города, места,связанные с пребыванием царской семьи, а также монастыри Подмосковья(Троице-Сергиева лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, Высоцкий монастырь вСерпухове, Давидова пустынь и др.).
Однодневныепоездки:
1) ТВЕРЬ • ТОРЖОК
Продолжительность: 1 день
г.Тверь: Храм Белая Троица(Св.мощи прп. Макария Калязинского); Христорождественский женский монастырь(Св. мощи прп. Сергия Исповедника); Вознесенский Кафедральный собор (Св. мощисвмч. Фаддея, архиепископа Тверского); — Торжок: НовоторжскийБорисоглебский мужской монастырь.
2) ТИХОНОВА ПУСТЫНЬ
Продолжительность: 1 день
КалужскаяСвято-Успенская Тихонова пустынь: мужской монастырь. — Калуга: Кафедральныйсобор Живоначальной Троицы.
3) ГОДЕНОВО • АНТУШКОВО • ПЕРЕСЛАВЛЬ ЗАЛЕССКИЙ
Продолжительность: 1 день
Годеново: Храм святителя ИоаннаЗлатоуста: подворье Свято-Никольского женского Переславского монастыря(исцеляющий чудотворный Крест, явленный в 1490 г.); — д. Антушково.Никольский погост. Место явления чудотворного Нерукотворного Креста Господня.Мужской монастырь во имя Сошествия Креста Господня; — Переславль Залесский:Свято-Никитский мужской монастырь; Омовение в Святом источнике прп. НикитыСтолпника. По возможности: Храм Успения Пресвятой Богородицы в д. Дертники(бывшая Вепрева Пустынь) и Свято-Никольский женский монастырь.
4) СВЯТО-АЛЕКСИЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ • ПЕРЕСЛАВЛЬЗАЛЕССКИЙ
Продолжительность: 1 день
Свято-АлексиевскаяПустынь:Обитель-братство (Божественная Литургия) — Православная Классическая гимназияпамяти протоиерея Василия (Лесняка) — Музейный комплекс: археологический музей,биологический музей, музей живописи, музей путешественника Федора Конюхова идр; — Переславль Залесский: Свято-Никитский мужской монастырь;Омовение в Святом источнике прп. Никиты Столпника; Свято-Никольский женскиймонастырь.
5) НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ • ЗВЕНИГОРОД
Продолжительность: 1 день
НовыйИерусалим: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь(Святые мощи мц. Татианы); Святой источник «Поток Кедронский» (Святойколодец); — г.Звенигород: Саввино-Сторожевский Ставропигиальный мужскоймонастырь; Скит прп.Саввы Сторожевского (пешком около 2 км); Омовенье в Святомисточнике прп.Саввы (купальня); Посещение ближнего к монастырю Святого источника(у Западной стены).
6) СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА • ГЕФСИМАНСКИЙСКИТ • ИСТОЧНИК ГРЕМЯЧИЙ • РАДОНЕЖ (ХОТЬКОВО, МУРАНОВО)
Продолжительность: 1 день
СергиевПосад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь(Божественная Литургия); Святой источник прп.Сергия Радонежского близСвято-Троицкой Сергиевой Лавры; — Гефсиманский Черниговский скит; — д.Взгляднево: Святой источник прп.Сергия Радонежского “Гремячий”; — Радонеж:Храм Преображения Господня; Святой источник прп. Сергия Радонежского. — Хотьково: Покровский Хотьковский Ставропигиальный женский монастырь; — с.Мураново (по возможности): Церковь Спаса Нерукотворного; Святой источник“Барский колодец”.
7) ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД • ЗАОЗЕРЬЕ • НОГИНСК
Продолжительность: 1 день
г.Павловский Посад: Покровско-Васильевский мужской монастырь: Святые мощи св. прав.Василия Павлово-Посадского (Грязного); Божественная Литургия. Экскурсия. — с.Заозерье:.Храм Рождества Христова. Святое озеро.
г.Ногинск: Храм Иконы Божией Матери«Тихвинская»: Святые мощи сщмч.Константина Богородского (Голубева). — с. Кудиново: Храм Покрова Божией Матери. Храм Иоанна Предтечи,Крестителя Господня. Святой чудотворный источник Иконы Божией Матери«Казанская».
8) ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ МОСКВЫ
Маршрут № 1. Продолжительность: 1 день
Богоявленскийсобор в Елохове: Чудотворные иконы Божьей Матери «Казанская»,«Млекопитательница», «Взыскание погибших», чудотворнаяИкона Николая Чудотворца, Святые мощи Свт. Алексия, митр. Московского и всеяРоссии, чудотворца (1378), могила Святейшего Патриарха Алексия. ХрамВоскресения Христова в Сокольниках: Чудотворные иконы Божьей Матери«Иверская», «Страстная»,«Московская-Боголюбская», «Целительница», иконы БожьейМатери «Грузинская», «Отрадо и утешение». Храм Всех Святыхв бывшем Новоалексеевском монастыре: Чудотворная Икона Божьей Матери«Всецарица». Красная площадь. Часовня Иверской Иконы Божией Матери.Казанская церковь. Казанская Икона Божией Матери. Храм Христа Спасителя (повозможности).
Маршрут № 2. Продолжительность: 3-4 часа
Храм Илиипророка в Черкизове: чтимые иконы Божьей Матери «Иерусалимская»,«Живоносный источник», Икона «Исцеление царицы Тайдуллысвятителем Алексием», могила блаженного И.Я. Корейши. — Богоявленскийсобор в Елохове: Чудотворные иконы Божьей Матери «Казанская»,«Млекопитательница», «Взыскание погибших», чудотворнаяИкона Николая Чудотворца, Святые мощи Свт. Алексия, митр. Московского и всеяРоссии, чудотворца (1378). — Храм Воскресения Христова в Сокольниках: Чудотворныеиконы Божьей Матери «Иверская», «Страстная», «Московская-Боголюбская»,«Целительница», иконы Божьей Матери «Грузинская»,«Отрадо и утешение». — Храм Всех Святых в бывшем Новоалексеевскоммонастыре: Чудотворная Икона Божьей Матери «Всецарица».
2-4-дневныепоездки:
1) ПРАВОСЛАВНЫЙ С.-ПЕТЕРБУРГ • ВЫРИЦА•ЦАРСКОЕ СЕЛО
Продолжительность: 4 дня.
С.-Петербург: Размещение и трапеза впаломнической гостинице. Александро-Невская Лавра. Божественная Литургия.Экскурсионная поездка “Православный Петербург”: центр Санкт-Петербурга, Невскийпроспект, Казанский собор, часовня блаженной Ксении Петербургской на Смоленскомкладбище, Свято-Иоанновской женский монастырь. — пос.Вырица: ЦерквьКазанской Иконы Божией Матери. Часовня прп.Серафима Вырицкого. — Царскоесело: Софийский собор. Феодоровский (Государев) собор.
2) ПСКОВ • ПЕЧОРЫ
Продолжительность: 4 дня
Псков: Храм свт.АлександраНевского (вечернее Богослужение; размещение, трапеза); — Печеры:Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь (Божественная Литургия). — погостВыбуты: Храм Пророка Илии (родина св.равноап.вл.кн.Ольги). — пог.Камно:Храм вмч.Георгия Победоносца (омовение в Святом источнике). — Экскурсия поПскову: Кремль, Троицкий Собор
3) БЕЛГОРОД • КУРСК • РЫЛЬСК
Продолжительность: 4 дня
Белгород:Марфо-Мариинскийженский монастырь; Крестовоздвиженская церковь (Животворящий Крест с ГорыАфон); Преображенском кафедральном соборе Белгорода (Св.мощи свт. ИоасафаБелгородского); Храм Веры, Надежды, Любви и Софии; Святой источник прп.СерафимаСаровского. — Белгородская обл., Шебекинский р-н, с.Зимовеньки:Воскресенский женский монастырь. -Курск: Курская КореннаяБогородице-Рождественская пустынь; Знаменский кафедральный собор(Курская-Коренная Икона Божией Матери). — По возможности: Рыльск:Свято-Николаевский Рыльский мужской монастырь.
4) ВОЛОГДА: ПРИЛУЦКИЙ, КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ ИФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРИ
Продолжительность: 3 дня
г.Вологда: ночлег и трапезе вСпасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре (Св.мощи прп.Димитрия Прилуцкогои свв. блвв.кнн. Угличских — Игнатия и Димитрия); Церковно-Археологическогомузея (по возможности); — Кирилло-Белозерский мужской монастырь (Св.мощипрп.Кирилла Белозерского); Богослужения; трапеза; — г.Кириллов: ночлег вгостинице; — Ферапонтов мужской монастырь; экскурсия. — По возможности:г.Ярославль: Введенский Толгский Ярославский монастырь; Переславль Залесский:Свято-Никитский Переславль-Залесский мужской монастырь (Св.мощи прп.НикитыСтолпника), Св.источник.
5) ЯРОСЛАВЛЬ • РОСТОВ ВЕЛИКИЙ
Продолжительность: 3 дня
г.Ярославль:Свято-Введенский Толгский Ярославский женский монастырь; — Ростов Великий:Рождество-Богородицы Ростовский женский монастырь; Ростовский Кремль;Спасо-Яковлевский Димириев мужской монастырь; Троице-Сергиев Варницкий мужскоймонастырь; — Переславль Залесский (по возможности): Свято-Никитский Переславль-Залесскиймужской монастырь (Св.мощи прп.Никиты Столпника), Св. источник.
6) РОСТОВ ВЕЛИКИЙ • ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ ВАРНИЦКИЙМОНАСТЫРЬ • ПЕРЕСЛАВЛЬ ЗАЛ.
Продолжительность: 2 дня
РостовВеликий: Рождество-Богородицы Ростовский женский монастырь; Ростовский Кремль;Спасо-Яковлевский Димириев мужской монастырь; Троице-Сергиев Варницкий мужскоймонастырь; — Переславль-Залесский: Свято-Никитский мужской монастырь; Святойисточник прп.Никиты Столпника; По возможности: Свято-Никольский женскиймонастырь; Троице-Данилов мужской монастырь.
7) ДИВЕЕВО • АРЗАМАС • МУРОМ
Продолжительность: 3 дня
Дивеево: Богослужения вСерафимо-Дивеевском женском монастыре; Богородичная Канавка; экскурсия;омовение в Святых источниках (Святые источники прп.Серафима Саровского близ д.Цыгановка,прп.Александры первоначальницы монастыря, Иверской Иконы Божией Матери,Казанской Иконы Божией Матери). — Суворово: Храм Успения Богородицы. — Арзамас:Свято-Николаевский женский монастырь; экскурсия «ПравославныйАрзамас»; Собор Воскресения Словущего; — Муром: Свято-Троицкийженский монастырь, Свято-Благовещенский мужской монастырь, ЦерковьНиколо-Набережной (Св.мощи св.прав. Иулиании, Муромской Лазаревской); Святойисточник свт.Николая.; Св.-Преображенский монастырь (Чудотворная Икона БожиейМатери “Скоропослушница”), Святой Источник.
8) ВЛАДИМИР • БОГОЛЮБОВО • МУРОМ
Продолжительность: 2 дня
Владимир:Золотые ворота во Владимире (1164 г.); Двор св.благ.вл.кн.Андрея Боголюбского;Двор вл.кн.Юрия Долгорукова; Церковь свмч.Георгия Победоносца во Владимире;Свято-Успенский женский Княгинин монастырь; — Боголюбово: Свято-Боголюбскиймужской и женский монастыри; Размещение, трапеза, ночлег (по благословению); — Муром: Свято-Троицкий женский монастырь, Св.-Благовещенский мужской монастырь,Свято-Преображенский монастырь (Чудотворная Икона Божией Матери“Скоропослушница”), Святой Источник;; Церковь Николо-Набережной (Св.мощисв.прав. Иулиании, Муромской Лазаревской); Святой источник свт.Николая.
9) ТОРЖОК • ОКОВЦЫ • СЕЛИГЕР: НИЛОВА ПУСТЫНЬ• ОЛЬГИН МОНАСТЫРЬ
Продолжительность: 2-3 дня
Торжок: НовоторжскийБорисоглебский мужской монастырь; — с.Оковцы: Храм Оковецкой РжевскойИконы Божией Матери (подворье Ниловой пустыни). Вечернее Богослужение. Святойисточник: Святой ключ в честь Оковецкой Ржевской Иконы Божией Матери; — Селигер:Нило-Столобенская пустынь, мужской монастырь; Размещение, трапеза,ночлег (по благословению); Святой Источник Чудотворной Оковецкой (Ржевской)Иконы Божией Матери (по возможности) — г.Осташков:.Троицкий собор (XVIв.); Храм Вознесения Господня бывшего Знаменского монастыря. Богородичныйженский монастырь. — Свято-Ольгинский Верхневолжский
10) ОПТИНА ПУСТЫНЬ • ШАМОРДИНО • ПАФНУТИЕВБОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Продолжительность: 2 дня
Свято-ВведенскаяОптина Пустынь. Ставропигиальный мужской монастырь (Божественная Литургия).Святой источник. — Шамордино: Казанская Свято-Амвросиевская пустынь. Святойисточник. — Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужскоймонастырь.Святой источник.
11) КОЛЮПАНОВО • МАКАРЬЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ • ОПТИНА ПУСТЫНЬ• ШАМОРДИНО
Продолжительность: 2 дня
Колюпаново: Свято-Казанский женскиймонастырь; Святой источник блж.Ефросинии Колюпановской; — г.Белёв: БелевскаяСвято.-Введенская Макарьевская пустынь (вечернее Богослужение и БожественнаяЛитургия); — Свято-Введенская Оптина Пустынь. Ставропигиальный мужскоймонастырь; — Шамордино: Казанская Свято-Амвросиевская Пустынь.
12) ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ МОСКВЫ • ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВАЛАВРА • ГЕФСИМАНСКИЙ СКИТ • РАДОНЕЖ
Продолжительность: 2 дня
Богоявленскийсобор в Елохове: Чудотворные иконы Божьей Матери «Казанская»,«Млекопитательница», «Взыскание погибших», чудотворнаяИкона Николая Чудотворца, Святые мощи Свт. Алексия, митр. Московского и всеяРоссии, чудотворца (1378), могила Святейшего Патриарха Алексия. Храм ВоскресенияХристова в Сокольниках: Чудотворные иконы Божьей Матери «Иверская»,«Страстная», «Московская-Боголюбская»,«Целительница», иконы Божьей Матери «Грузинская»,«Отрадо и утешение». Храм Всех Святых в бывшем Новоалексеевскоммонастыре: Чудотворная Икона Божьей Матери «Всецарица». Краснаяплощадь. Часовня Иверской Иконы Божией Матери. Казанская церковь. КазанскаяИкона Божией Матери. Храм Христа Спасителя (по возможности).
Свято-ТроицкаяСергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь. Основан прп.Сергием Радонежскимв 1337 г. Троицкий собор (Св.мощи преподобногоСергия Радонежского). Вечернее Богослужение.Ночлег в паломническойгостинице. Божественная Литургия. Экскурсия. Успенский собор (Св.мощисвт.Филарета, митрополита Московского и свт.Иннокентия, митрополитаМосковского). Надвратный Храм Рождества свт.Иоанна Предтечи. Церковь СвятагоДуха (Св.мощи Максима Грека). Гефсиманский Черниговский скит. с. Радонеж.Храм Преображения Господня. Омовение в Святом источнике прп. СергияРадонежского.
Многодневныепоездки:
1) ВОЛОГДА • ЯРОСЛАВЛЬ • РОСТОВ ВЕЛИКИЙ
Продолжительность: 5 дней
г.Вологда:Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь (Св.мощи прп.Димитрия Прилуцкого исвв. блвв.кнн. Угличских — Игнатия и Димитрия); Церковно-Археологического музея(по возможности); ночлег в паломнической гостинице; — Кирилло-Белозерскиймужской монастырь (Св.мощи прп.Кирилла Белозерского); Богослужения; трапеза; — Ферапонтов мужской монастырь; экскурсия; — г.Ярославль: Феодоровскийкафедральный собор; Введенский Толгский Ярославский монастырь; — РостовВеликий: Рождество-Богородицы Ростовский женский монастырь; Ростовский Кремль;Спасо-Яковлевский Димириев мужской монастырь; Троице-Сергиев Варницкий мужскоймонастырь; — Переславль Залесский (по возможности): Свято-Никитский Переславль-Залесскиймужской монастырь (Св.мощи прп.Никиты Столпника), Св.источник.
2) АРХАНГЕЛЬСК • ПЕНЕЖЬЕ • СИЯ
Продолжительность: 7 дней
Архангельск: Свято-Ильинскийкафедральный собор; Богослужения; — с.Лявля: «СевернаяГолгофа»: Храм Успения Пресвятой Богородицы, мироточащие иконы; Святойисточник; — Карпогоры: молебен в Храме Святых первоверховных апостоловПетра и Павла; — с.Веркола: Артемиево-Веркольский монастырь (налодках); музей Федора Абрамова; часовня, построенная на месте гибели святогоправедного отрока Артемия Веркольского (пешком или на телеге); — с.Сура: часовня Святителя Николая Чудотворца; Святой источник свт.НиколаяЧудотворца; Иоанновская женская община; музей св. прав. Иоанна Кронштадтского;Храм Святителя Николая Чудотворца; — д.Сия: Антониев Сийский мужскоймонастырь.
3) ЕКАТЕРИНБУРГ • ВЕРХОТУРЬЕ • АЛАПАЕВСК
Продолжительность: 7 дней
Екатеринбург: Ново-ТихвинскийЕкатеринбургский женский монастырь; Крестовоздвиженский мужскоймонастырь; Спасский мужской монастырь на Елизавете (по возможности); Ганина Яма;— г.Верхотурье: Свято-Николаевский Верхотурскиймужской монастырь;Свято-Покровский женский монастырь; — г.Алапаевск: Мужской монастырьво имя Новомучеников Российских.
4) ТАГАНРОГ • РОСТОВ-на-ДОНУ • СТАРОЧЕРКАССК •НОВОЧЕРКАССК
Продолжительность: 7 дней
Таганрог.Божественная Литургия в Свято-Никольском Храме (рака со Св.мощами блаж.старцаПавла Таганрогского). Храм Всех Святых. Келья св.блаж.старца ПавлаТаганрогского. Часовня св.блаж.старца Павла Таганрогского. — г.Ростов на Дону.Святой источник Иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» (с.Петровка). Ростов православный. Кафедральный Собор Рождества ПресвятойБогородицы. Александровская церковь. Казачья церковь прп. Серафима Саровского.Святой источник Донской Иконы Божьей Матери (омовение). Свято-Иверский женскиймонастырь. — г. Старочеркасская. Свято-Донской Старочеркасский мужскоймонастырь (Донская Икона Божьей Матери). Войсковой Воскресенский Собор.Атаманское подворье. — г.Новочеркасск. Храм св. блгв. кн. Александра Невского.Войсковой Вознесенский Собор. Храм Архангела Михаила. Часовня св. вмч. ГеоргияПобедоносца. Часовня св. равноапп. Константина и Елены.
5) ПСКОВ • ПЕЧОРЫ • НОВГОРОД • ВАЛДАЙ
Продолжительность: 5-6 дней
Пушкинскиегоры:Святогорский монастырь; — Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь; — Спасо-Елиазаровский монастырь; — Псков: Храм свт.АлександраНевского (вечернее Богослужение; размещение, трапеза); — Печеры:Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь (Божественная Литургия). — погостВыбуты: Храм Пророка Илии (родина св.равноап.вл.кн.Ольги). — пог.Камно:Храм вмч.Георгия Победоносца (омовение в Святом источнике). — Экскурсия поПскову: Кремль, Троицкий Собор — Новгород: Кремль (повозможности), Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь; — Валдай:Валдайский Иверский Богородицкий мужской монастырь.
6) С.-ПЕТЕРБУРГ • ВЫРИЦА • ЦАРСКОЕ СЕЛО • СВИРЬ •ОЯТЬ
Продолжительность: 5-7 дней
С.-Петербург: Размещение и трапеза впаломнической гостинице Храма прп. Андрея Критского. Экскурсия «ПравославныйПетербург»: Александро-Невская Лавра, Казанский собор, часовня блж. КсенииПетербургской на Смоленском кладбище, Св.-Иоанновский монастырь,Св.-Воскресенский Новодевичий монастырь; — пос. Вырицы: Храм КазанскойИконы Божией Матери, Часовня (Святые мощи прп. Серафима Вырицкого — подспудом); Храм св. апп. Петра и Павла; — Царское село; Федоровскийсобор; — Кронштадт (по возможности):Музей-квартира прп. ИоаннаКронштадтского, Собор св. равноап. вл. кн. Владимира; – Свирь:Св.-Троицкий Александро-Свирский монастырь; — Введено-Оятский монастырь;Покрово-Тервенический монастырь (по возможности).
7) С.-ПЕТЕРБУРГ • ВАЛААМ•СВИРЬ • ОЯТЬ • ВЫРИЦА• СОЛОВКИ
Продолжительность: 13-19 дней.
С.-Петербург: Размещение и трапеза впаломнической гостинице Храма прп.Андрея Критского. Экскурсия«Православный Петербург»: Александро-Невская Лавра, Казанский собор,часовня блж. Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Св.-Иоанновскиймонастырь, Св.-Воскресенский Новодевичий монастырь; — о.Валаам:Богослужения в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре; Экскурсионнаяпрограмма паломнической службы Валаамского монастыря; — Свирь:Св.-Троицкий Александро-Свирский монастырь; — п. Тервиничи:Покрово-Тервинический монастырь; — Оять: Введено-Оятский монастырь.Святой источник Иконы Божьей Матери «Живоносный Источник»; — СтараяЛадога: Старо-Ладожский Никольский мужской монастырь, УспенскийНово-Ладожский девичий монастырь, крепость кн. Рюрика, Храм ГеоргияПобедоносца; — пос.Вырицы: Церковь Казанской Иконы Богородицы (Св.мощипрп.Серафима Вырицкого); — Часовня прп. Серафима Вырицкого, Храм КазанскойИконы Божией Матери, Храм св. апп. Петра и Павла. Могила прп. СерафимаВырицкого (Святые мощи прп.Серафима Вырицкого — под спудом); — Царскоесело; Федоровский собор; — Кронштадт: Музей-квартира прп. ИоаннаКронштадтского, Собор св. равноап. вл. кн. Владимира; — Соловки:Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь; экскурсия по кремлю, автобуснаяэкскурсия на Секирную гору, ботанический сад и Филипповские садки; — о.БольшойЗаяцкий: Храм Святого Апостола Андрея Первозванного, экскурсия; — о. Анзер:Троицкий скит и Голгофа-Распятский скит (по благословени.); — Лодочно-пешеходный поход по озерам и каналам Б.Соловецкого острова илипешеходная прогулка на о. Муксалму и Дамбу (по выбору паломника).
8) С.-ПЕТЕРБУРГ • ВАЛААМ•ТИХВИН • СВИРЬ • Ст. ЛАДОГА • ВЫРИЦА
Продолжительность: 8-11 дней
С.-Петербург: Размещение и трапеза впаломнической гостинице Храма прп. Андрея Критского. Экскурсия«Православный Петербург»: Александро-Невская Лавра, Казанский собор,часовня блж. Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Св.-Иоанновскиймонастырь, Св.-Воскресенский Новодевичий монастырь; — о.Валаам:Богослужения в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре; Экскурсионнаяпрограмма паломнической службы Валаамского монастыря; — с.Дыми:Антониево-Дымский мужской монастырь — скит Богородично-Успенского БольшогоТихвинского мужского монастыря; — г.Тихвин: Богородично-УспенскийБольшой Тихвинский мужской монастырь. — пос. Вырицы: Храм КазанскойИконы Божией Матери, Часовня (Святые мощи прп. Серафима Вырицкого — подспудом); Храм св. апп. Петра и Павла; — Царское село; Федоровскийсобор; — Кронштадт (по возможности):Музей-квартира прп. ИоаннаКронштадтского, Собор св. равноап. вл. кн. Владимира; – Свирь:Св.-Троицкий Александро-Свирский монастырь; — Введено-Оятский монастырь;Покрово-Тервенический монастырь (по возможности).
1.2 МЕСТАМУСУЛЬМАНСКОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА
Паломническими центрами висламе являются Мекка и Медина, находящиеся в Саудовской Аравии. Паломничествомв исламе считается посещение этих двух священных городов.
1.2.1 Хадж вМекку
МЕККА (Makkah, Mekka, Mecca) – священный город всех мусульман, Al-Makkah Al-Mukkaramah,по-арабски, что можно перевести как «Блистательная Мекка». НаходитсяМекка в западной части королевства Саудовской Аравии, в исторической областиХиджаз, на расстоянии около 75 км от побережья Красного моря. Мекка находитсяна высоте 300 м в долине, окруженной невысокими горами. Известна с IV веканашей эры. С давних пор святилище Кааба, находящееся в Мекке, являлось местомпоклонения последователей многих языческих культов. В Мекке около 570 годародился основатель ислама пророк Муххамад (Мухаммед). Здесь примерно в 610 годуон начал проповедовать свои идеи, на основе которых и возникла новая религия –ислам.
Мекку ежегодно посещаютоколо 2 млн. паломников. Здесь построена одна из самых больших мечетей мира –Харам бейт – Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба, которое сложено изкаменных плит и имеет форму куба длиной 15 м.
В юго-восточном углуКаабы на высоте около метра находится черный камень, к нему паломники стремятсяприкоснуться и поцеловать его, когда они обходят Каабу 7 раз против часовойстрелки. Камень установлен в специальной нише и помещен в серебряное обрамление.Святилище Кааба покрыто черным покрывалом – кисвой. Большую часть годасвятилище скрыто под кисвой. По завершении хаджа покрывало снимают, разрезаютна кусочки и продают паломникам в качестве сувенира.
Мекка является духовнымцентром ислама, священным городом для всех мусульман. «Мать городов»- так называется Мекка в Коране (сура 6, аят 92), и каждый, попадающий в Мекку,произносит ритуальную молитву, начинающуюся словами «Лабайк-аллахумалабайка», что означает «я здесь, Господи, я здесь».
В соответствии с основамиислама каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетитьМекку. Особенно значительным в глазах мусульман является особое ритуальноепаломничество в Мекку — хадж, совершаемое в месяц Зу-ль-хиджжа по лунномукалендарю. Мусульманин, совершивший хадж, даже носит особое звание — хаджа.
Мекка, наверное, самыйпосещаемый город мира. В настоящее время только во время хаджа Мекку посещаютдо двух миллионов человек. Поэтому практически вся жизнь в Мекке связана собслуживанием паломников, посещающих этот город. Для паломников в Меккепостроены современные отели, многие из которых расположены в непосредственнойблизости от мечети Харам. Однако во время хаджа большинство паломников живет впалатках в специальных лагерях./>1.2.2 Паломничество в Медину
Медина– второй позначению священный город мусульман, куда они совершают паломничество. Здесьпохоронен пророк, именно отсюда он выступил в поход на Мекку, чтобы подавитсопротивление противников своей веры.
Медина находится также взападной части королевства Саудовской Аравии на расстоянии 430 км к северу отМекки, примерно на высоте 625 м над уровнем моря. По прямой от Медины допобережья Красного моря — около 150 км, а до ближайшего портового города Янбу(Yanbu) — 275 км
Паломничество в Мединуобычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой – 300 км,паломники преодолевают это расстояние на автомобиле или на самолете. Главнаямечеть в Медине меньше, чем в Мекке. В ней похоронен пророк Мухаммед. Рядомнаходится кладбище аль – Баки, на котором похоронены многие члены семьи исподвижники пророка (его дочь Фатима, внук Хасан и халиф Осман). В Мединепаломники поднимаются на гору Джабал ал – Нур, чтобы посетить пещеру, гдепророку было первое видение, на гору Джабал ат – Таур, где он скрывался ототрядов жителей Мекки. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети.Мечеть ат – Таква построена во время первого вступления Мухаммеда в Медину. Ееинтересная особенность – в ней два михраба, один из них обращен в сторонуИерусалима.
Медина – типичныйсовременный арабский город, с шестиполосными магистралями, вдоль которых растутпальмы. В отличие от Мекки земля там гораздо более плодородна, поэтому городутопает в буйной зелени, воздух свеж и напоен ароматом цветов.
Кстати, именно со дняпереселения Муххамеда в Медину, которое носит у арабов особое название — «хиджра» (hijrah), ведет начало мусульманское летоисчисление.
В самом центре городанаходится одна из основных святынь ислама — Мечеть пророка (аль-Масеж аль-Наби,по-арабски). Первоначально Мечеть пророка возникла как часть дома Муххамеда.После смерти пророка этот дом, в котором он и был похоронен, был включен всостав новой, специально построенной, мечети. Впоследствии Мечеть пророканеоднократно перестраивалась, постоянно увеличиваясь в размерах. В своемнынешнем виде мечеть существует с середины XIX века.
Последние работы пореконструкции и расширению мечети были проведены в 1980-ых годах. Общая площадькомплекса Мечети пророка была увеличена до 235 тысяч кв. метров. При этом былииспользованы самые современные технические решения. Так, для создания тени наоткрытой площадке в центре мечети были установлены специальные автоматическиезонтики.
Как и Мекка, Мединаявляется местом паломничества мусульман. В окрестностях Медины построенсовременный аэропорт, откуда самолеты летают в Каир, Дамаск, Стамбул, Карачи,Куала-Лумпур.
Как и Мекка, Мединаявляется городом, закрытым для немусульман. Однако здесь эти ограниченияраспространяются, по сути дела, только на центральную часть города. Пребываниеже немусульман в аэропорту города Медины и близлежащих гостиницах вообще никакне ограничено.
2 ПРИМЕРНЫЕПРОГРАММЫ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ТУРОВ В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВУ ЛАВРУ И ОПТИНУ ПУСТЫНЬ
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Лавра былаоснована преподобным Сергием Радонежским в 1337 году и на сегодняшний день этоодна из самых почитаемых общерусских святынь.
Посмотреть натерритории Лавры можно самый древний Троицкий собор, построенный в 1422-1425годах. Именно в нем и находятся святые мощи Игумена земли Русской преподобногоСергия Радонежского. Иконостас храма знаменит иконами, написанными самимАндреем Рублевым. 1559–1585 годы ознаменовались для монастыря тем, что царьИоанн Грозный повелел построить здесь Успенский собор, возле которогорасположена усыпальница царя Бориса Годунова и его семьи. В окрестностях Лаврыв XVIII–XIX веках возникли Вифанский монастырь, Боголюбский,Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита, в которых жили старцы-подвижники.
Описаниепоездки
Обзорная экскурсия поТроице-Сергиевой Лавре с посещением: Надвратной церкви Иоанна Предтечи,Трапезного храма во имя преп. Сергия Радонежского, Троицкого собора (мощи преп.Сергия) Никоновского предела, Серапионовой палаты, Успенского собора. Далееэкскурсия направляется на территорию Московской Духовной Академии и Семинарии.Посещение Церковно-Археологического кабинета. Источник преп. СаввыСторожевского. Экскурсия сопровождается рассказом о жизнь и деятельности преп.Сергия Радонежского, истории Троицкого монастыря.
Программамаршрута:
Прибытие вг.Хотьково.
· ПосещениеПокровского Хотьковского женского монастыря и поклонение родителям прп. СергийРадонежского.
Прибытие вСвято-Троицкую Сергиеву Лавру Ставропигиальный мужской монастырь. Основан прп.Сергием Радонежским в 1337 г.
· Экскурсия потерритории Троице-Сергиевой Лавры.
· ПосещениеТроицкого собора (поклонение св. мощам преподобного Сергия, игуменаРадонежского), Успенского собора (св. мощи свт. Иннокентия, митрополита Московского),надвратного храма Рождества свт. Иоанна Предтечи, церковь Святаго Духа (гдеположены св. мощи Максима Грека), и Трапезной Церкви, во имя прп. СергияРадонежского.
· Посещение Святогоисточника прп. Саввы Сторожевского с купанием (крытая купальня).
· Возможнопосещение Церковно-Археологического Кабинета (ЦАК) Московской ДуховнойАкадемии. Экскурсия (7 залов, посвященных русскому церковному искусству).
· Свободное времядля посещения церковных лавок монастыря и книгоиздательства Лавры.
В зависимостиот наличия времени возможно посещение Святого источника в п. Радонеж прп.Сергия.
Отъезд.
Оптина пустынь
МонастырьСвято-Введенской Оптиной пустыни – это один из самых известных монастырей нашейстраны. Точно время основания Оптиной пустыни неизвестно, предположительно XVвек. Еще в 1773 году здесь жило всего два монаха. А в конце XVIII века там былиуже каменные здания, мельница и угодья. В Оптиной пустыни селились люди, многиегоды проведшие в совершенном уединении – «пустынники». В это время Оптина сталаодним из главных духовных центров России.
В 1821 годубыл устроен скит, расположенный за монастырской рощей. Здесь сохранились многиепостройки, в том числе домики, где останавливались Гоголь и Достоевский, атакже деревянная церковь Иоанна Предтечи, срубленная в 1822 году. Знаменитыерусские писатели увековечили Оптину в своих произведениях: Лев Толстой описывалее в «Отце Сергии», Федор Достоевский сделал старца Амвросия прототипом старцаЗосимы в «Братьях Карамазовых».
Оптина Пустынь находитсяв нескольких верстах от Козельска Калужской губернии. Она расположена на берегубыстрой речки Жиздры, отрезающей ее от остального мира, и окружена девственнымбором. Оптинский монастырь представляет собой величественный белый кремль с4-мя храмами, крепостными стенами и башнями.
Программамаршрута
· 1 день. Отъезд изМосквы (в 7 час. 30 мин.). Прибытие в Свято-Введенскую Оптину Пустынь.
· Экскурсия. Храм вчесть Введения во Храм Пресвятой Богородицы (1771 г.). Св. мощи двух прпп.Амвросия и Нектария, Оптинских старцев. Храм в честь Казанской Иконы БожиейМатери (1996 г.). Св. мощи трех прпп. Моисея, Антония и Исаакия I, Оптинскихстарцев. Храм в честь Владимирской Иконы Божией Матери (1998 г.). Св. мощи семипрпп. Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия иАнатолия (Потапова), Оптинских старцев.
· Храм ПреподобнойМарии Египетской и Праведной Анны. Храм Св. Иоанна Предтечи и КрестителяГосподня (1825 г.).
· Посещениемонастырского кладбища: могилы Оптинских мчч. иеромонаха Василия, иноков Трофимаи Ферапонта.
· Омовение в Святомисточнике прп. Пафнутия Боровского.
· ВечернееБогослужение: Всенощное бдение. Трапеза в монастыре. Ночлег – в гостинице.
· 2 день. РанняяБожественная Литургия в монастыре.
· Отправлениев пос. Шамордино. Прибытие в Казанскую Свято-Амвросиевскую Пустынь.Ставропигиальный женский монастырь.
· Экскурсия похраму в честь Казанской Иконы Божией Матери.
· Посещениеисточника со святой водой.
· Отъезд из пос.Шамордино.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История паломничестварусских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремленияк святости, история подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондентодной французской газеты, наблюдающий за жизнью русских паломников вИерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». Ксожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утрачены. Внастоящее время паломничество к святым местам является для многих нашихсоотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Паломничество –это часть религии. Его смысл состоит в поклонении святым местам, совершениирелигиозного обряда или участии в таковом, в духовном совершенствовании,получении благодати, в исцелении духовном или физическом.
Россия обладает значительным потенциалом развитияпаломнического туризма. Однако многие признают, что данный потенциал остаетсянереализованным. В числе причин можно назвать:
· неразвитуюинфраструктуру;
· дефицитинформации об имеющихся ресурсах и маршрутах;
· слабые пока ещесвязи между туристическими фирмами и религиозными организациями;
· недостаток в этойсфере квалифицированных кадров.
Разработкановых маршрутов к святыням, улучшение инфраструктуры, информированность должныпослужить привлечению большего числа паломников (туристов) к нашей «живойистории».
На мойвзгляд, развитиерелигиозного туризма в России, а если говорить по-православному – паломническихпоездок, позволит решить целый ряд задач, в числе которых: реализациядуховно-культурного потенциала страны, повышение ее международного культурногостатуса, увеличение потока «въездного международного туризма»,развитие внутреннего духовно-просветительского туризма, поддержание внадлежащем состоянии памятников христианства, истории и культуры.
Толькосовместно паломнические службы и туристские организации смогут возродить,сохранить и благоустроить объекты культуры, достопримечательности, местапаломничества, обустроить их и создать вокруг них должный достаток, культурнуюсреду обитания и комфортность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. АлександроваА.Ю. Международный туризм: Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся поспециальности «География» / Анна Юрьевна Александрова. – М.: Аспект Пресс,2002. – 463 с.
2. БиржаковМ.Б. Правовые основные и методы регулирования паломнического туризма.«Туристские Фирмы», справочник / М.Б. Биржаков. – СПб.: ОЛБИС, 2003. – 287 с.
3. БиржаковМ.Б. Паломнический и религиозный туризм. «Туристские Фирмы», справочник / М.Б.Биржаков. – СПб.: ОЛБИС, 1997. – 384 с.4. КвартальновВ.А. Туризм: Учебник для образоват. учреждений турист. профиля / ВалерийАлександрович Квартальнов; Кол. авт. Рос. междунар. акад. туризма. – М.: Финансы истатистика, 2001. – 314 с.5. Корнилов С.В. Древнерусское паломничество / СергейВладимирович Корнилов. – Калининград: Кн. изд-во, 1995. – 102 с.
6. МуравьевА.Н. Путешествие по святым местам, учебное пособие / А.Н. Муравьев – М.:«Книга», 1990. – 402 с.7. ЯгодынскаяН.В. Культурно-исторические центры России: учеб. пос. –Социально-культурный сервис и туризм / Наталья Викторовна Ягодынская и СергейАлексеевич Малышкин. – М.: Академия, 2005. – 270 с.