Особенности организации машиностроительного комплекса в РФ

Содержание
Введение
Глава 1. Состав и межотраслевые связимашиностроительного комплекса
Глава 2. Особенности организациитяжелого машиностроения в РФ
2.1 Территориальная организациятяжелого машиностроения
2.2 Особенности отраслевойорганизации тяжелого машиностроения
Глава 3. Кадровое обеспечениероссийского машиностроения
3.1 Развитие многоотраслевогомашиностроения
3.2 Решение кадровой проблемы
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Тяжелое машиностроениеявляется ведущей отраслью всей промышленности, ее «сердцевиной». Продукцияпредприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достиженийнаучно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительногокомплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. Внашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельныйвес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.
По экспорту машиностроениезанимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России[1].Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции,второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленномуперсоналу (42 %). Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройкуэкономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, аих число непрерывно растет.
На долю тяжелогомашиностроения приходится около 60% продукции от всего машиностроительногокомплекса.
Эта группа отраслеймашиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малойтрудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включаетпроизводство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного,крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовыхмашин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенностипроизводства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке,механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов ицелых секций.
Для этой цели отраслихарактерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельноосуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы,сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядкекооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются иузкоспециализированные заводы.
Целью данной курсовойработы является раскрытие особенностей отраслевой и территориальной организациитяжелого машиностроения в РФ.
Для достижения целинеобходимо выполнить ряд задач:
— рассмотреть состав имежотраслевые связи машиностроительного комплекса;
— выявить собенностиорганизации тяжелого машиностроения в РФ;
— рассмотреть процессразвития многоотраслевого машиностроения;
— выявить проблемы иперспективы решения кадровой проблемы в рассматриваемой отрасли.
Объектом работы явлетсяотрасль машинострения, предметом — отраслевая и территориальная организациитяжелого машиностроения в РФ.
Работа состоит извведения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
машиностроениероссия кадровый политика

Глава1. Состав и межотраслевые связи машиностроительного
комплекса
Машиностроение — главнаяотрасль обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль отражает уровеньнаучно-технического прогресса страны и определяет развитие других отраслейхозяйства. Современное машиностроение состоит из большого числа отраслей ипроизводств. Предприятия отрасли тесно связаны между собой, а также спредприятиями других отраслей хозяйства.
Машиностроение, каккрупный потребитель металла имеет широкие связи, прежде всего, с чернойметаллургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможностьметаллургическим заводам использовать отходы машиностроения испециализироваться в соответствии с его потребностями. Машиностроение такжетесно связанно с цветной металлургией, химической промышленностью и многимидругими отраслями. Продукция машиностроения потребляется всеми, без исключения,отраслями народного хозяйства.
В настоящее время вструктуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входятсвыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплекснымсамостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортноемашиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяноемашиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность;приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д[2].
Тяжелое машиностроение.Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечиваютмашинами и оборудованием предприятия металлургического,топливно-энергетического, горнодобывающего и горно- химического комплексов.Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (например, валки для прокатныхстанов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины дляэлектростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы).
В состав отрасли входятследующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное,подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевоемашиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение,атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение.
Производствометаллургического оборудования, занимающее первое место в отрасли по стоимостипродукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали ипроката. Подотрасль выпускает оборудование для агломерационных фабрик, доменныеи электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольногопроизводства.
Профиль заводов горногомашиностроения- машины для разведки, а также открытого и закрытого способовдобычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятияхчерной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности ипромышленности строительных материалов, транспортного строительства.Предприятия горного машиностроения производят горнопроходческие и очистныекомбайны, роторные и шагающие экскаваторы.
Продукцияподъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, таккак на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве,транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5 млн. человек,притом больше половины — ручным трудом. Подотрасль производит мостовыеэлектрические краны, стационарные и ленточные конвейеры, оборудование длякомплексной механизации складов.
Тепловозостроение,вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспортмагистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми ипассажирскими вагонами и т. д.
Эта подотрасль производиттакже путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные,снегоочистительные и др.).
Турбостроение,поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины. Заводыподотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических игазотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральныхгазопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование дляхимической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветнойметаллургии.
Атомное машиностроениеспециализируется на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.
Полиграфическоемашиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли и производитпечатные станки, конвейеры для типографий и т.д.
Электротехническаяпромышленность. Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименованийпродукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. Пообъему производства она значительно превосходит в совокупности все подотраслитяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукциитребуется широкий набор технических средств и материалов, производимыхразличными промышленными комплексами. Основную номенклатуру производствасоставляют: генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам,электромашины, электродвигатели; трансформаторы и преобразователи,светотехническое, электросварочное и электротермическое оборудование.
Станко-инструментальнаяпромышленность включает производство металлорежущих станков,кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования,металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонтметаллообрабатывающего оборудования. Около половины объема продукции приходитсяна металлорежущие станки.
Приборостроение.Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но дляее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила инаучно-исследовательские кадры. Заводы отрасли специализируются на монтаже иналадке средств автоматизации, разработке программного обеспечения,конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительнойаппаратуры, оргтехники. Эта наукоемкая продукция является основным элементомсистем автоматизации управления технологическими процессами, а такжеуправленческого и инженерно- технического труда, информационных систем.
Машиностроение для легкойи пищевой промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производствооборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной,меховой промышленности, а также для производства химических волокон иоборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения являетсяблизость к потребителю.
Авиационнаяпромышленность. В авиационной промышленности кооперируются предприятияпрактически всех отраслей промышленного производства, поставляющиеразнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнемквалификации инженерно-технического и рабочего персонала.
Отрасль производитсовременные пассажирские и грузовые самолеты и вертолеты различных модификаций.
Ракетно-космическаяпромышленность выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для выводаспутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа«Буран», сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностьюпроизводства.
Автомобильнаяпромышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондовона является крупнейшей отраслью машиностроения.
Продукция автомобилестроенияшироко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним изсамых ходовых товаров в розничной торговле.
Сельскохозяйственное итракторное машиностроение. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляетсяпредметная и подетальная специализация; значительно меньше заводовспециализировано на определенных стадиях технологического процесса иликапитальном ремонте оборудования.
Отрасль производитразличные виды комбайнов: зерноуборочные, льноуборочные, картофелеуборочные,кукурузоуборочные, хлопкоуборочные и т.д. А также различные модификациитракторов: колесные пропашные, колесные пахотные, гусеничные пропашные и т.д.
Судостроительнаяпромышленность. Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое имизначительное количество металла больших параметров, что неудобно длятранспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложностьсовременных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования,что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями других отраслейнародного хозяйства.

Глава2 Особенности организации тяжелого машиностроения в РФ/>
2.1 Территориальнаяорганизация тяжелого машиностроения
Производствоосновных видов машин и оборудования по стране представлены в приложении 1. Вприложение 2 раскрыта статистика по выпуску металлорежущих станков в регионах.
Основныепоказатели работы организаций по виду экономической деятельности «Производствоэлектрооборудования, электронного и оптического оборудования» представлены втаблице 1.
Таблица1. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования вРФ 2005 2006 2007
Число действующих организаций (на конец года)1′
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млрд. руб.
Индекс производства, в процентах к предыдущему году
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)21, млн. руб.
Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг)2′, процентов
143,2 931
11280 8,3
134,5 905
16437 8,4
14308 452
120,7
887
21851
8,4
Производителейтранспорта в России насчитывается 4630[3]. При этом они производятпродукции на 833 млрд. рублей в год. Однако наблюдается некоторый спадпроизводства в процентах к предыдущему году (таблица 2, 3, 4).

Таблица2. Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности«Производство транспортных средств и оборудования 2005 2006 2007
Число действующих организаций (на конец года)1′ 4630 Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млрд. руб. 833 Индекс производства, в процентах к предыдущему году 114,0 111,5 106,0 Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек 1238 1207 1201 Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб. 24904 23981 15433 Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг), процентов 9,8 7,8 6,9
Таблица3. Производство основных видов транспортных средств и оборудования 2003 2004 2005 2006 2007 Троллейбусы, шт. 657 493 376 369 812 Грузовые автомобили, тыс. шт. 173 173 193 200 205 в том числе с дизельными двигателями 44,3 37,0 39,7 51,9 66,2 Легковые автомобили, тыс. шт. 1022 981 1012 1110 1069 Автобусы, тыс. шт. 56,5 66,7 76,2 75,7 78,2 Прицепы и полуприцепы тракторные, тыс. шт. 5,2 3,7 3,4 3,9 5,0 Тепловозы магистральные, секций 22 23 23 32 45 Грузовые магистральные вагоны, тыс. шт. 6,5 10,7 27,0 35,3 35,2 – Пассажирские магистральные вагоны, шт. 859 867 1025 1211 1221 Вагоны метрополитена, шт. 116 148 142 143 262 Мотоциклы и мотороллеры, тыс. шт. 17,4 20,8 16,4 16,9 10,2 в том числе мотоциклы с прицепами 0,4 0,1 0,7 2,2 1,7 Велосипеды (без детских), тыс. шт. 514 509 416 341 236 в том числе велосипеды складные 236 239 175 86,0 12,7 Подростковые велосипеды, тыс. шт. 24,9 31,1 24,0 11,9 2,3 Детские велосипеды, тыс. шт. 435 340 191 128 61,0

Таблица4. Производство легковых автомобилей по субъектам Российской Федерации (тысячштук) 2003 2004 2005 2006 2007 Российская Федерация 1022 980,7 1012 1110 1069 Центральный федеральный округ 19,5 19,6 21,3 19,5 23,3 Московская область 18,7 19,4 20,0 19,0 13,0 г. Москва 0,8 0,2 1,3 0,5 10,3 Северо-Западный федеральный округ 4,9 8,2 24,7 44,2 49,3 Калининградская область 4,9 5,7 8,4 14,5 16,3 Ленинградская область – 2,5 16,3 29,7 33,0 Южный федеральный округ 1,7 2,5 5,9 30,2 42,6 Карачаево-Черкесская Республика – . . 0,2 0,1 Ростовская область 1,7 2,5 5,9 30,0 42,5 Приволжский федеральный округ 995,8 950,4 959,7 1016 953,3 Республика Татарстан 37,9 38,7 40,0 41,4 30,4 Удмуртская Республика 31,8 65,8 78,5 82,7 45,6 Нижегородская область 80,7 65,7 5Z.0 65,9 51,9 Самарская область 810,1 746,6 751,5 795,3 796,2 Ульяновская область 35,3 33,6 32,7 31,1 29,3 Сибирский федеральный округ (Омская область) 0,07 0,02 – – –
Производствомашиностроительной продукции в России занимает: Центральный район — 41%, Урал — 18%, Поволжье — 16%, Северо-Запад — 7%, Западная Сибирь 7%, Европейский Юг — 3%[4],Восточная Сибирь — 3%, Дальний Восток — 3%, Европейский Север 2%. Долямашиностроения в отраслевой структуре промышленности России составляет 19%./>
2.2 Особенностиотраслевой организации тяжелого машиностроения
Технико-экономические особенностиразмещения отдельных отраслей тяжелого машиностроения и их учет — необходимые требованияпри экономическом обосновании географического размещения отраслей и отдельныхпредприятий.
Несмотря на множество факторов,влияющих на размещение машиностроительных предприятий, их можносистематизировать и в зависимости от важности сгруппировать в соответствующиегруппы.
Тяжелое машиностроениеобъединено в одну группу с такими отраслями как: горнорудная, угольная, металлургическаяотрасли машиностроения, производство подъемно-транспортного оборудования инекоторые другие отрасли машиностроения, выпускающие крупногабаритные и весьма металлоемкиемашины, например, кузнечно-прессовое оборудование, литейные машины и т.д[5].
Предприятия этой группыпри производстве 1 т. готовой продукции отличаются высокой электроемкостью(свыше 150 кВт/ч) и малой трудоемкостью (250-1000 чел/ч), но самое главное, чтоданной группы характерна высокая металлоемкость. Предприятия этой группы географическитяготеют преимущественно к металлургическим базам. Некоторые виды машиностроительныхпроизводств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью илис узкоотраслевым характером потребления (оборудование для цементной промышленности,шахтное оборудование для угольной промышленности и т. д.), по перечисленным обстоятельствамрасполагаются преимущественно в районах их потребления.
Размещаемая отрасльдолжна рассматриваться как составная часть всего хозяйственноготерриториально-производственного комплекса и размещаться не изолированно, а так,чтобы быть связанной с другими отраслями машиностроения и промышленности, со строительством,транспортом и непроизводственной сферой деятельности. Такой подход должен найтиотражение в вариантах размещения отрасли и в расчетах затрат основных и оборотныхсредств в строительные базы и на транспорт, обеспечивающий доставку сырья, материалов,топлива, полуфабрикатов комплектующих изделий и готовой продукции.
Размещение отраслиопределяется на стадии перспективного планирования и ограничивается, какправило, выбором района. Размещение же предприятия требует выбора не толькорайона, но и пункта строительства, и намечаются они на предпроектной стадии, а окончательноопределяется на стадии проектирования. Экономическое обоснование размещения отраслипредусматривает распределение задания по производству той или иной продукции подействующим, строящимся и намечаемым к строительству новым предприятиям, приэтом учитываются общие для района и страны экономические условия (балансыматериалов, труда, капитальных вложений, производственных мощностей,производства и потребления заданной продукции), а также условия социального и политическогохарактера.
Размещение же предприятияосновывается на учете имеющихся в том или ином районе или пункте экономическихпредпосылок, определяющих экономику предприятия.
При экономическом обоснованииразмещения машиностроительных предприятий в том или ином экономическом районе следуетучитывать конкретные условия снабжения их топливом, энергией, водой, основными материалами,полуфабрикатами, наличие квалифицированной рабочей силы, мощностей строительныхорганизаций и баз строительной индустрии и т. д.
Кроме того, следует учитыватьи специализацию хозяйств экономических районов, и в какой мере снароднохозяйственной точки зрения целесообразно размещать это производство в данномрайоне. При этом надо помнить о необходимости комплексного развития хозяйства районаи совершенствовании его отраслевой структуры, о влиянии на размещение внутрирайонныхсвязей, специализации и кооперации производства.
Для того чтобы не было чрезмернойконцентрации промышленности в крупных городах, следует исключить возможностьстроительства в этих городах новых и расширения действующих машиностроительных предприятий.Действующие предприятия в таких городах должны развиваться с учетом более интенсивногоиспользования имеющихся производственных мощностей и полного удовлетворения градостроительныхи экологических требований, без увеличения численности работающих, производственныхплощадей и заводской территории[6].
В городах с напряженным водохозяйственнымбалансом и сложными условиями очистки сточных вод и отведения промышленных стоковтехническое перевооружение и реконструкция предприятий не должны сопровождатьсясущественным увеличением водопотребления и водоотведения.
В городах снеудовлетворительным состоянием охраны окружающей среды допустима реконструкцияпредприятий только при условии устранения загрязнения окружающей среды.
В районах снедостаточными трудовыми ресурсами должны развиваться в первую очередь высокомеханизированные,автоматизированные и нетрудоемкие машиностроительные производства, которые способныобеспечить выпуск продукции с наименьшим количеством рабочих. К ним относятся иотрасли тяжелого машиностроения.
Таким образом, технико-экономическоеобоснование размещения машиностроительного производства требует учета многихфакторов.
Для решения вопросовразмещения производства необходим определенный круг информации, содержащейсведения о размещаемом производстве, условиях его территориальной организации, целяхи задачах, стоящих перед размещением, т. е. следует располагать теми сведениями,которые в какой-либо мере могут повлиять на эффективность территориальной организациимашиностроительного производства. Поэтому необходимо знать, какой вид продукциидолжен производиться на размещаемом предприятии (вплоть до его характеристик помассе и размерам), какое для этого потребуется сырье и материалы,предполагаемую численность рабочих кадров, в каких количествах и с какими экономическимипоказателями имеются ресурсы в предполагаемых районах размещения, какиепоследствия могут возникнуть при его размещении в том или ином пункте и т. д.
По существу — этофакторы, от которых зависит правильность размещения машиностроительныхпроизводств и которые определяют его экономическую эффективность. Одни из нихсвязаны с природными условиями и ресурсами экономических районов, другие определяютсяисключительно характером размещаемого производства, его специфическимиособенностями и т. д. Многообразие факторов и различие в природе их образованияприводят к необходимости классификации факторов с целью упрощения экономическогоанализа причин, вызывающих неодинаковую эффективность одного и того же производствав различных экономических районах. В этой связи все факторы территориальноготяготения в самом общем виде можно разделить на четыре группы[7]:
1) внутрипроизводственныефакторы, связанные непосредственно с организацией производства на предприятияхмашиностроительной промышленности;
2) внепроизводственныефакторы, связанные с экономическими и природными условиями в районах размещениямашиностроительных предприятий;
3) отраслевые особенностимашиностроительных производств;
4) факторы социальногохарактера.
Внутрипроизводственныефакторы определяют характер и результаты
деятельности предприятий тяжелогомашиностроения и представляют собой совокупность необходимых условий и средствна предприятии для изготовления данного вида продукции, способствующих достижениюопределенного уровня технико-экономических показателей производства: характер используемыхдля производства продукции техники и технологических процессов, уровень и формыорганизации производства, степень загрузки основного технологического оборудованияи т. д.
При планированииразмещения не безразлично, каким способом, какими техническими средствами и на основекаких процессов будет организовано намечаемое к размещению производство. Это важно,потому что фактор технической оснащенности производства вместе с уровнем развитияспециализации, концентрации и кооперирования, а также другими организационнымимоментами существенно влияет не на удельные нормы расхода сырья, материалов, топлива,энергии и труда на предприятиях тяжелого машиностроения, но и на объемы выпускапродукции, что в совокупности с другими факторами определяет и размещениепредприятий.
Исследование внутрипроизводственныхфакторов составляет основу
определения отраслевых особенностей,поскольку без научного предвидения конструктивных изменений в организации производственныхпроцессов трудно рассчитывать на успешное решение вопросов размещения предприятийтяжелого машиностроения.
Это очевидно, ибо процесспроизводства динамичен, и то, что сегодня является нормой, завтра может оказатьсятормозом развития производительных сил. Это касается не только технического перевооруженияпредприятий, но и совершенствования технологии производства, развития специализированныхпроизводств по изготовлению унифицированных изделий широкого применения, оптимизациимощностей предприятий тяжелого машиностроения, создания территориально-прозводственныхкомплексов и т.д.
Все это говорит о том, чтотехническая база размещаемого производства должна иметь научное обоснование и строитьсяна передовых методах и средствах организации труда, в противном случае производныеот нее технико-экономические параметры производства (энерго- и электровооруженность,трудоемкость, топливоемкость и др.) могут быть определены неправильно, что, всвою очередь, приведет к ошибкам и в его территориальной организации.
Под внепроизводственнымифакторами следует понимать совокупность природных и экономических условий в районах,способствующих или сдерживающих экономически эффективное развитие тяжелого машиностроения.К ним относятся природные и климатические условия районов, условия обеспечения производстванеобходимым сырьем, материалами, топливом, тепловой и электрической энергией, водойи трудовыми ресурсами, объемы потребления машиностроительной продукции, возможностиобеспечения кооперированных связей в районах и др.
Внепроизводственныефакторы играю существенную роль в размещении производства, и предопределяют территориальнуюдифференциацию его эффективности, поскольку каждый из экономических районов различаетсяне только наличием и количеством производственных ресурсов, но и их стоимостнымипоказателями.
К внепроизводственным факторамследует отнести природно-климатические условия районов, которые на эффективностьразмещения влияют через величину удорожающих коэффициентов на заработную плату работающих,а также стоимость строительства и оборудования. В зависимости от территориальногопояса, например, стоимость строительно-монтажных работ может возрасти в 2,7 раза,[8]климатического района — 1,14, уровня сейсмичности — в 1,08 раза. То же можносказать и о стоимости оборудования по территориальным зонам.
Количественные и качественныепоказатели сырьевых, топливно-энергетических, водных, земельных ресурсов также влияютна эффективность территориальной организации тяжелого машиностроения. По имеющимсяданным межрайонная дифференциация стоимостных показателей достигает значительныхразмеров. Наиболее значительна она по топливу и электроэнергии и в меньшей степенипо основному сырью для тяжелого машиностроения — черным металлам.
Территориальнаядифференциация затрат на водные и земельные ресурсы тоже достигает большихразмеров, но в абсолютном выражении в сравнении с другими видами затрат онипрактически не соизмеримы. Дифференциация по стоимости различного вида производственныхресурсов значительна не только между экономическими районами, но и внутри них.Особенно это необходимо учитывать при внутрирайонном анализе производства и приформировании территориально-производственных комплексов.
Нельзя, однако, забывать,что тяжелое машиностроение относится к сравнительно мобильной отрасли промышленности,и его размещение не определяется только наличием необходимых ресурсов и условийв районах.
Последние принеобходимости можно создать за счет широких кооперированных связей междуотраслями машиностроения и смежными отраслями промышленности.
Однако в этом случаеразница в затратах будет достигаться за счет не только действительнойдифференциации стоимостных показателей на ресурсы, но и дополнительных затратна их транспортирование потребителям.
Необходимо также иметь ввиду, что наряду с основными факторами внепроизводственного характера на размещениетяжелого машиностроения большое влияние оказывает уровень сложившегосяпромышленного производства и действующей социальной и производственной инфраструктуры.Если район индустриально развит и обеспечен жилищно-коммунальными и культурнымиучреждениями, эффективность размещения предприятий тяжелого машиностроения можетбыть значительно выше.
Отраслевые особенности машиностроительныхпроизводств выражают важнейшие технико-экономические показатели, используемые приобосновании размещения предприятий. Для тяжелого машиностроения это материалоемкостьпродукции, транспортабельность и габаритные размеры продукции и материалов:
— близость сырьевой базы,возможность повторного использования отходов производства. Так как предприятиятяжелого машиностроения отличаются малой трудоемкостью, наличие трудовых ресурсовне играет решающей роли в размещении. Зато существенное влияние на размещение производстваоказывает энергоемкость продукции.
Во многих случаях более целесообразноизготовлять машины в том районе, где имеется металл, и затем поставлять их впункты потребления. Это, в первую очередь, относится к металлоемкому машиностроению,потребляющему большое количество металла на изготовление тяжелых икрупногабаритных машин с низким коэффициентом использования его. Приизготовлении машин некоторых наименований масса отходов превышает в 2 — 2,5раза массу готовых машин. В отдельных случаях экономически рационально размещатьпредприятия тяжелого машиностроения вблизи металлургических предприятий. Тогда приметаллургических заводах создаются заготовительные цехи (литейные, прессовые, сварныхконструкций), поставляющие свою продукцию группе машиностроительных заводов. Частоцелесообразно размещать машиностроительные предприятия в районах потребления машиностроительнойпродукции, так как перевезти металл в районы потребления готовой продукции экономическивыгоднее, чем доставлять готовые машины из районов металлургическогопроизводства.
Приближение производствамашиностроительных изделий к местам их потребления целесообразно и в интересахснижения физического объема работы транспорта и транспортных расходов. В тоже времяупрощаются хозяйственно-технические связи между создателями машин и их потребителями.Они становятся более тесными и постоянными и, благодаря этому, способствуют повышениюкачества машин в производстве и эффективности эксплуатации их.
В настоящее время каждый районимеет свой машиностроительный
комплекс, производственныйпрофиль которого соответствует экономическим предпосылкам и направлению дальнейшейиндустриализации и перспективному развитию экономики района./>

Глава 3. Кадровоеобеспечение российского машиностроения/>
3.1 Развитиемногоотраслевого машиностроения
Страны с высокоразвитым многоотраслевыммашиностроением, сопоставимые по географическим и людским ресурсам с Россией, ориентируютсяна оснащение национального машиностроения или, по крайней мере, его стратегическиважных отраслей в основном за счет продукции собственной станко-инструментальнойпромышленности.
Основой экономическойстратегии развитых стран в области станко-инструментальной промышленностиявляется стремление к развитию у себя наиболее наукоемких станко-инструментальныхпроизводств, хотя при этом доля импорта в валовой станкои-нструментальной продукции,потребляемой национальным машиностроением, может быть значительной.
В связи с увеличивающимсяотставанием технологического уровня большинства российских машиностроительныхпредприятий от уровня развитых в промышленном отношении стран, все более остростоит задача технологического преревооружения отечественного машиностроения.
Постепенно увеличивающийсявнутренний спрос на механообрабатывающее оборудование и инструмент в последниегоды удовлетворяется преимущественно за счет растущего импорта. С 2002 годаимпорт механообрабатывающего оборудования превышает внутреннее производство. В2008 году доля импортной продукции на внутреннем рынке механообрабатывающего,оборудования составляла уже около 90%[9].
В условиях глобализации экономикиинтенсивный товарообмен между странами и международное разделение труда – явленияабсолютно нормальные. Но для продукции станко-инструментальной промышленности вэтой сфере возникает ряд особых обстоятельств. До сих пор бытует мнение, чтоимпорт любого механообрабатывающего оборудования может быть свободно осуществленроссийскими машиностроителями у зарубежных производителей. На самом деле ряд стран,стремясь сохранить достигнутое преимущество в технологическом развитии, жесткоконтролируют распространение наиболее наукоемкого оборудования.
Для контроля за распространениемоборудования, используемого для так называемых «двойных» технологий, все промышленноразвитые страны мира заключили Вассенаарское соглашение, которое вступило в силув 1996 году и представляет собой аналог договора о нераспространении ядерного оружияв области обычных вооружений и технологий двойного назначения. Приложением ксоглашению является список технологий двойного назначения, которыйпересматривается экспертной группой Вассенаарского соглашения до трех раз вгод.
В список двойных технологийвключено оборудование, без которого невозможно производство современных самолетов,ракет, судов, двигателей, энергоустановок и прочей техники не толькооборонного, но и гражданского назначения, например[10]:
• любые фрезерные ишлифовальные станки для 5-координатной обработки;
• высокоточные станки сЧПУ: токарные с возможностью интерполяции по трем линейным и одной вращательнойкоординатам; расточные; шлифовальные с интерполяцией по трем или болеекоординатам; оборудование для гидроструйной, электронно-лучевой и лазерной обработкис двумя или более вращательными координатами;
• технологические роботыс адаптивным управлением.
Вассенаарское соглашениене направлено против России, более того, Россия является членом этого соглашения.Однако членство любой страны в Вассенаарском соглашении не является гарантией того,что другие участники соглашения будут беспрепятственно передавать ей своитехнологии. Решение о передаче или об отказе в передаче любого товара являетсяисключительной прерогативой каждого государства – участника соглашения.
Во всех развитых странах существуютзаконодательные акты, формирующие механизмы контроля за экспортом технологий двойногоназначения. Европейский Союз, США и Япония регулярно обновляют свои списки двойныхтехнологий, как правило, основываясь на списке Вассенаарского соглашения.Экспорт двойных технологий из этих стран подлежит государственномулицензированию. Национальные органы экспортного контроля могут отказать любомупоставщику в лицензии на продажу любого товара, отнесенного к двойным технологиям,на основании соображений национальной безопасности.
В этих условиях Россияможет претендовать на самостоятельную роль в мировом сообществе только в том случае,если обеспечит у себя развитие собственного конкурентоспособногостанкостроения. Машиностроение России должно быть обеспечено отечественныммеханообрабатывающим оборудованием и инструментом наиболее наукоемких категорий,то есть относящимися к двойным технологиям по международному списку./>
3.2 Решение кадровойпроблемы
В современной экономическойситуации нельзя рассчитывать на то, что проблема технологическогоперевооружения российского машиностроения и обеспечение его независимости отвнешнего рынка будет решена стихийно. Часть оборудования, внесенного в списки технологийдвойного назначения, не производится нашей станко-инструментальной промышленностью,а та, которая производится, серьезно уступает зарубежным аналогам по своимхарактеристикам.
Технологическое оборудованиедвойного назначения должно быть заново разработано и поставлено на серийное производство.При этом российское станкостроение, несмотря на острую заинтересованность вперспективных научных разработках, не имеет достаточных для их выполнениякадровых ресурсов.
Высшее профессиональное образованиев 2006 году получили 978 тысяч выпускников 655 государственных вузов и 173 тысячивыпускников 413 негосударственных вузов. Государство принимает значительныемеры по модернизации высшего образования – прежде всего, осуществляетсяподдержка инновационных вузов. Объем средств федерального бюджета, направленныхна поддержку учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационныеобразовательные программы, составил в 2006 году 5 млрд. рублей, 2007 году -15млрд. рублей, а в 2008 году – уже 40 млрд. рублей. Конкурсный отбор в 2007 определил17, а в 2008 – 40 вузов-победителей, получивших финансовую поддержку[11].Происходит качественная модернизация материально-технической базы ведущих российскихвузов для обеспечения принципиально нового уровня научных исследований и инновационныхразработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
В 2006 году начатосоздание первых двух национальных университетов в Сибирском и Южном федеральныхокругах, что позволит обеспечить высокий уровень инновационных разработок, теснуюсвязь учебного процесса и научных исследований. Создание национальных университетовпродолжено и в других федеральных округах на конкурсной основе.
Анализ существующих условийприводит к выводу, что наиболее многочисленную и дееспособную группу государственныхорганизаций, на которую может быть возложено решение проблемы двойныхтехнологий, образуют технические университеты.
Главная особенность техническихуниверситетов – это то, что они обладают уникальным ресурсом: многочисленным и постояннообновляющимся контингентом молодых людей, получающих образование. Этот ресурс стабилизируетсостояние технических университетов и дает им возможность развиваться. Благодаряэтому ресурсу технические университеты в значительной степени сохранили свой кадровыйпотенциал, а значит, возможность выполнять научно-технические разработки. Университетымашиностроительной и станкостроительной направленности принципиально могут занятьместо отраслевых НИИ станкоинструментальной промышленности.
Этот процесс замещения отраслевыхинститутов техническими университетами уже происходит. Сегодня некоторые техническиеуниверситеты и даже их отдельные научные подразделения превосходят отраслевые институтыпо суммарному объему выполняемых НИОКР, по количеству занятых в разработках специалистов,по материально-техническому обеспечению НИОКР.
Следуя постепенновозрастающему спросу на НИОКР, технические университеты развивают у себя новыеформы организации научной деятельности, например, научно-образовательные центрыс функциями выполнения НИОКР и целевой подготовки кадров, специализированные автономныеподразделения с преимущественной ориентацией на выполнение научных разработок, опытныепроизводства и центры сертификации.
Кроме выполнения НИОКР посозданию технологий двойного назначения, технические университеты призваны решитьи другую важнейшую задачу – кадрового обеспечения процессов технологическогоперевооружения машиностроения.
Сегодня предприятия станко-инструментальнойпромышленности, и подразделения машиностроительных предприятий, реализующиепроекты технологического перевооружения, остро нуждаются в квалифицированных специалистах.Без решения кадровой проблемы и повышения интеллектуального потенциала станко-инструментальнойотрасли невозможно решить проблему двойных технологий, потому что приинерционном развитии отрасли новую конкурентноспособную продукцию просто некомубудет ставить на производство и внедрять.
Образовательному комплексуотводится задача обеспечения постоянного притока молодых людей, их начального обучения(в качестве студентов), их дальнейшей ориентации и отбора для научной деятельности.Научно-исследовательский институт в составе технического университета выполняетфункции первичного полигона, на котором в рамках студенческих дипломов иаспирантских работ генерируются новые идеи и формируются новые разработки. Вспециализированном университетском институте повышается квалификация и продолжаетсяотбор научных кадров. Привлекаемые отраслевые институты, внаучно-образовательном центре, созданном совместно с техническим университетом,формируют на долгосрочной основе научные коллективы и доводят научныеразработки до промышленного внедрения, выполняя функцию «обратной связи» с производственнымипредприятиями определенной отрасли.
Таким образом создаются«Производственно-технические центры» (ПТЦ), которые эффективно аккумулируют иразвивают интеллектуальный потенциал молодых и зрелых специалистов, создаваясреду для образования и роста научных коллективов, выполняющих и внедряющих разработкив промышленность. Например, крупнейшие немецкие ПТЦ в Берлине и Штутгарте имеютпо 1 тысяче научных сотрудников, включая работающих там студентов. Важнойформой деятельности ПТЦ является образование научно-проектных консорциумов поразработке новых технологий и образцов оборудования совместно с производственнымипредприятиями. В рамках таких консорциумов, участники которых связаны взаимнымидоговорными обязательствами, формируются рабочие группы (научные коллективы) изсотрудников центра и производственных фирм, насчитывающие до нескольких десятковразработчиков и имеющие многолетнюю практику проектирования. При этом времясуществования консорциумов значительно превышает время реализации отдельныхнаучно-исследовательских проектов.
Выполняя погосударственному заказу большой объем аналитических исследований и работ поподготовке государственных нормативных актов, включая международные и национальныетехнические регламенты и стандарты, ПТЦ являются проводниками государственнойпромышленной политики.

Заключение
Заводы отрасли тяжелогомашиностроения отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинамии оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического,горнодобывающего и горно-химического комплексов. Предприятия отрасли выпускаюткак детали и узлы (например, валки для прокатных станов), так и отдельных видыоборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтноеоборудование, экскаваторы).
В состав отрасли входятследующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортноемашиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение,дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение,полиграфическое машиностроение.
Все факторытерриториального тяготения отрасли тяжелого машиностроения самом общем виде можноразделить на четыре группы:
1) внутрипроизводственныефакторы, связанные непосредственно с организацией производства на предприятияхмашиностроительной промышленности;
2) внепроизводственныефакторы, связанные с экономическими и природными условиями в районах размещениямашиностроительных предприятий;
3) отраслевые особенностимашиностроительных производств;
4) факторы социальногохарактера.
Тяжелое машиностроение относитсяк сравнительно мобильной отрасли промышленности, и его размещение неопределяется только наличием необходимых ресурсов и условий в районах.
Последние принеобходимости можно создать за счет широких кооперированных связей междуотраслями машиностроения и смежными отраслями промышленности.
Однако в этом случаеразница в затратах будет достигаться за счет не только действительнойдифференциации стоимостных показателей на ресурсы, но и дополнительных затратна их транспортирование потребителям.
Отраслевые особенности машиностроительныхпроизводств выражают важнейшие технико-экономические показатели, используемые приобосновании размещения предприятий. Для тяжелого машиностроения это материалоемкостьпродукции, транспортабельность и габаритные размеры продукции и материалов:близость сырьевой базы, возможность повторного использования отходовпроизводства. Так как предприятия тяжелого машиностроения отличаются малойтрудоемкостью, наличие трудовых ресурсов не играет решающей роли в размещении.Зато существенное влияние на размещение производства оказывает энергоемкостьпродукции.

Списоклитературы
1. Ананьев Е.И.Социально-экономическая география. – М.: Высшее образование, 2006. – 160с.
2. Григорьев С.Н. Кадровоеобеспечение российского машиностроения // Вестник МГТУ Станкин. 2009. — № 1. — С. 5-8.
3. Желтиков В.П. Экономическаягеография и регионалистика. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 384с.
4. Моисеева Д.В., Емельяненко А.А.Отечественное машиностроение // Известия Волгоградского государственноготехнического университета. 2009. — Т. 8.- № 5.- С. 18-20.
5. Плисецкий Е.Л. Коммерческаягеография России. Территориальная организация производства и рынка. – М.:КноРус, 2009. – 216с.
6. Симагин Ю.А.Социально-экономическая география. – М.: КноРус, 2009. – 384с.
7. Экономическая география России/под ред. Т. Морозовой. – М.: Юнити-Дата, 2009. – 480с.
8. Экономическая теория. Микро- имакроэкономика. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 432с.
9. Сайт журнала «Тяжелоемашиностроение» — [http://www.tiajmash.ru/]

Приложение 1
Производство основныхвидов машин и оборудования в РФ 2003 2004 2005 2006 2007 Дизели и дизельгенераторы, тыс. шт. 4,3 4,3 3,5 2,3 2,0 Турбины, млн. кВт 1,8 3,9 4,0 5,0 5,0 Насосы центробежные, паровые и приводные, тыс. шт. 218 208 229 226 237 Краны мостовые электрические (включая специальные), шт. 683 655 643 468 729 Краны на автомобильном ходу, тыс. шт. 3,2 3,0 3,1 3,9 4,4 Краны башенные грузоподъемностью 5 т и свыше, шт. 80 116 180 249 286 Тракторы на колесном ходу, тыс.шт. 6,3 3,1 3,4 3,4 4,5 Минитракторы, тыс. шт. 1,0 0,7 0,8 0,9 0,7 Плуги тракторные, тыс. шт. 3,1 2,3 1,0 1,3 2,4 Сеялки тракторные, тыс. шт. 6,4 5,3 4,2 5,7 6,5 Культиваторы тракторные, тыс. шт. 5,6 5,6 6,2 8,3 8,8 Комбайны, тыс. шт.: Зерноуборочные 9,1 7,5 5,4 8,1 7,5 в том числе «Дон-1500» 3,1 3,2 2,0 3,0 3,5 Картофелеуборочные 0,001 0,002 0,02 0,04 0,02 Кормоуборочные 1,0 0,6 0,5 0,5 0,4 в том числе самоходные, шт. 219 273 236 322 324 Косилки тракторные, тыс. шт. 3,4 3,3 1,8 2,5 2,6 Погрузчики универсальные сельскохозяйственного назначения, тыс. шт. 1,4 1,4 1,4 1,4 2,4 Машины для внесения в почву минеральных удобрений и извести, шт. 271 226 156 565 241 Дробилки для кормов, тыс. шт. 3,6 2,8 1,4 0,4 3,2 Доильные установки, шт. 262 223 257 334 329 Автопоилки для ферм крупного рогатого скота, тыс. шт. 49,0 25,1 28,3 21,5 32,6 Металлорежущие станки, тыс. шт. 8,3 6,5 5,7 5,4 4,9 из них станки с числовым программным управлением, тыс. шт. 254 218 136 242 279 Кузнечнопрессовые машины, тыс. шт. 1,3 1,2 1,6 1,7 1,5 из них с числовым программным управлением, шт. – 1 32 32 38 Линии автоматические и полуавтоматические для машиностроения и металлообработки, комплектов 5 2 1 2 1

Приложение 2
Производствометаллорежущих станков по субъектам РФ (штук)Годы 2003 2004 2005 2006 2007 Российская Федерация 8283 6494 5697 5414 4867 Центральный федеральный округ 2736 2203 1758 1662 1448 Белгородская область 14 9 5 7 7 Брянская область 16 10 7 22 11 Владимирская область 314 279 204 188 149 Воронежская область 53 27 19 43 29
Ивановская область
Калужская область
30

20

10

10

21
– Костромская область 35 40 21 12 20 Курская область 27 23 24 15 8 Липецкая область 79 22 26 23 24 Московская область 280 166 157 171 165 Орловская область 50 13 8 3 – Рязанская область 1184 1029 779 666 570 Смоленская область – – – 20 – Тамбовская область – – – – – Тверская область 167 70 60 44 130 Тульская область 128 277 231 241 122 Ярославская область 30 51 72 38 27 г. Москва 329 167 135 159 165 Северо-Западный федеральный округ 141 146 85 66 59 Республика Карелия – – – – – Архангельская область – – – – – Вологодская область – – – – – Калининградская область – – – – – Ленинградская область – – – – – г. Санкт-Петербург 141 146 85 66 59 Южный федеральный округ 789 672 677 385 470 Республика Адыгея 20 27 13 14 24 Республика Дагестан 4 – 2 5 – Республика Северная Осетия — Алания – – – – – Чеченская Республика – – – – – Краснодарский край 493 405 383 63 52 Ставропольский край – – 5 14 26 Астраханская область 270 224 264 288 366 Волгоградская область 2 16 10 1 2 Ростовская область – – – – – Приволжский федеральный округ 3292 2796 2663 2807 2649 Республика Башкортостан 772 735 761 847 936 Республика Марий Эл 10 1 – – – Республика Татарстан 12 . 14 12 8 – Удмуртская Республика 921 845 534 698 480 Чувашская Республика – – – – – Пермский край – – – – – Кировская область 450 474 666 702 714 Нижегородская область 389 157 195 192 200 Оренбургская область 125 75 36 23 15 Пензенская область 115 133 208 58 75 Самарская область 292 174 123 161 118 Саратовская область 91 54 45 48 45 Ульяновская область 115 134 83 70 66 Уральский федеральный округ 932 468 430 355 173 Курганская область – 3 2 3 4