ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2 Особенности потребительского поведения российского предпринимателя 3 Особенности досугового поведения 12 Заключение 19 Использованная литература 21
ВВЕДЕНИЕ
Российское предпринимательство– явление многомерное и многоаспектное. Специфика экономического развитиястраны сказывается в специфике формирования и развития каждого слояэкономических агентов, в том числе и слоя российских предпринимателей.
Социологиутверждают, что как сами экономические агенты, так и их деятельность объективномогут быть классифицированы, причем классифицированы с определенной точкизрения. При этом источником суждений и мотиваций индивидов выступает т.н.габитус, или система схем восприятия и оценивания, складывающаяся у агента входе опыта функционирования в социальном мире.
Объективногабитус экономического агента определяют различные условия существования.Определенный стиль жизни агента выступает как некоторая система позицийсоциального пространства, занимаемых агентом, принадлежащим к определенной группе,а также представление агента об объективно занимаемых позициях.
В нашейработе мы рассмотрим особенности культуры российского предпринимательства сточки зрения особенностей стиля жизни этой относительно новой для нашегообщества социальной группы. Объектом нашего внимания станут два полясоциального пространства – поле собственности и потребительского поведения иполе досуга (времяпровождения). Рассмотрение указанного вопроса мы осуществимна материалах выборочного опроса предпринимателей г. Москвы, опубликованных врамках исследований, проводимых сектором экономической социологии Институтаэкономики РАН.
1. ОСОБЕННОСТИПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
В средероссийских предпринимателей выделяются несколько групп, существенно различающихсямежду собой по стилю жизни, связанному с имущественным положением ипотребительскими ориентациями.
Имущественныеразличия между группами связаны как с настоящими позициями предпринимателя вбизнесе (например, личный доход зависит от типа предприятия, его размера исферы деятельности), так и с прошлым социальным статусом и некоторымидемографическими характеристиками.
Различияв габитусе нагляднее всего проявляются в системе трудовых мотиваций, связанных,в первую очередь, с материальными факторами, а также отдельных представленияхиндивидов о занимаемых ими позициях.
Рассмотримподробнее каждую из групп, имея при этом в виду, что образные наименованиягрупп представляют собой именно образы наиболее ярких представителей каждойгруппы, а не формальную терминологическую конструкцию.
Группа“стиль жизни “неимущего””. Представители этой группы живут в самых маленькихквартирах, лишь около трети из них имеют дачу или машину, не имеют зачастуюсовременной бытовой техники (за исключением видеомагнитофонов). Почти у 40%этой группы нет ни дачи, ни машины, ни гаража, ни чего-либо из товаровдлительного пользования. У “неимущих” наименьший средний доход, наибольшая всреднем доля затрат на питание. Более трети предпринимателей этой группысчитают, что их доход не дотягивает до минимально необходимого им уровня. Этогруппа с самыми низкими стартовыми позициями и уровнем жизни. Такиепотребительские ориентации обычно встречаются у бизнесменов, увлеченных толькосвоим делом, и у тех, кто только начинает бизнес. Среди трудовых мотиваций“неимущие” чаще, чем остальные, не считают важными такие требования к работе,как максимальный денежный доход, поддержание уровня жизни и удовлетворениеновых материальных запросов. Они же реже всех считают, что их работа позволяет реализоватьэти требования.
Этоотносительно немолодая группа (менее пятой части в возрасте до 35 лет),сравнительно с другими группами с более высокой долей выходцев из рабочих ислужащих и несколько менее образованная (около 20% не имеют высшего образования).Здесь самая большая доля женщин (более 20%), а также одиноких и живущих бездетей. Почти три четверти представителей этой группы работают в узкопрофильныхфирмах с низким годовым оборотом, лишь около четверти были заняты свыше 11часов в день и столько же выбрали бы в качестве занятия себе только бизнес,даже если бы другая работа приносила бы им такой же доход.
Группа“стиль жизни “ригориста””. Это самая многочисленная группа предпринимателей. Здесьнаиболее высока обеспеченность недвижимостью – у 97% есть дача или участок, утрех четвертей – машина. Хотя доход представителей этой группы в среднем высок,однако в ней, как и в первой, низка обеспеченность товарами длительногопользования – лишь 15% имеют импортную мебель, 22% — видеомагнитофон. В среднемдоля расходов “ригористов” на питание ниже, чем у “неимущих”, что напрямуюсвязано с более высоким уровнем доходов.
В целомпредставители этой группы, несмотря на более высокий уровень доход, склонны к“аскетичному” потреблению, и практически не ориентированы на уровень, связанныйс качеством и удобством. Достаточно высокая обеспеченность недвижимостью можетбыть объяснена либо лучшими стартовыми позициями, либо приоритетами расходов вэтой области.
Посоциально-демографическим позициям эта группа близка к группе “неимущих”, хотянесколько выше доля людей среднего возраста и меньше женщин. В основном“ригористы” также руководители небольших фирм, но с меньшим количеством занятыхи с более высоким оборотом.
Группа“стиль жизни “отстающего””. В этой группе в среднем ниже, чем у“ригористов”, размер квартиры и средний доход, у 30% имеется машина, у столькихже – дача или участок (одновременно почти у половины нет ни того, ни другого).Достаточно распространены видеомагнитофоны и импортные телевизоры, но практическини у кого нет печей СВЧ, импортных мебели, холодильника, персональногокомпьютера. Можно сказать, что предприниматели, составляющие данную группу, иотошли немного от традиционных старых стереотипов потребления, однакорадикального изменения образа жизни не произошло вследствие неразвитостипотребностей или недостаточного дохода. В области трудовых мотиваций они такжев гораздо большей степени ориентированы на поддержание привычного уровня жизни, чем на удовлетворение новых материальных запросов.
Среди“отстающих” достаточно велика доля молодых (более трети – до 35 лет), каждыйпятый не имеет высшего образования, относительно много выходцев из рабочих ислужащих, относительно немного руководителей предприятий. Преимущественно этоработники строительных фирм, не считающие себя “прирожденными бизнесменами” ине отдающие работе все силы.
Группа“стиль жизни “традиционалиста””. В основном представители этой группы живут вбольших квартирах, у всех имеется машина и дача. Средний доход выше, чем впредыдущей группе. Несмотря на это, ярче выражена ориентация на традиционноепотребление. По стилю поведения, хуже адаптированному к современному западномууровню, “традиционалисты” напоминают “отстающих”, однако сказываются лучшиестартовые позиции в сфере недвижимости — здесь наиболее высока доля выходцев изруководителей предприятий. В этой группе явно предпочитают поддерживать, а неповышать свой уровень жизни, здесь самая высокая доля тех, кто считает высокийдоход совсем не важным требованием к работе. Благосостояние в этой группестараются обеспечить не столько себе, сколько семье.
Среди“традиционалистов” мало молодых, более половины – старше 45 лет, относительнонемного семей с детьми. В этой группе высока доля имеющих высшее образование(свыше 90%), бывших руководителей предприятий, достаточно многопредпринимателей среднего возраста. Здесь шире представлены работники банков,акционерных обществ и самых крупных по обороту и численности предприятий.Распространены такие сферы деятельности предприятий, как научные,образовательные, консультационные, медицинские услуги. Более половины считаютсебя прирожденными бизнесменами.
Группа“стиль жизни “догоняющего” или “будущего нувориша””. Это самаямалочисленная группа. Одновременно здесь самая высокая средняя площадьквартиры, почти у всех есть машина, однако – что характерно – ни у кого нет нидачи, ни участка. Хотя в среднем доход “догоняющих” лишь незначительнопревышает доход “отстающих”, однако очевидно наличие в этой группепредпринимателей совсем иных потребительских ориентиров – абсолютно у всехимеются импортные видеомагнитофоны, телевизоры, печи СВЧ, у каждого пятого –импортный холодильник и персональный компьютер.
Сравнительнос приростом дохода сильнее падает доля расходов на питание. Относительно высокадоля имеющих небольшую (до 100 книг) домашнюю библиотеку, что связано, по всейвероятности, с более низким уровнем образования “нуворишей”. Таким образом,“догоняющие”, имеющие невысокие стартовые позиции (что очевидно из прошлогообразовательно-должностного статуса, отсутствия дачи), в то же время внаибольшей степени склонны к быстрым изменениям стиля жизни, ориентированы напотребление, тяготеющее к роскоши и качеству – почти треть приобретает вещиисключительно за валюту. Будущим нуворишам повысить уровень потребления мешаетлишь недостаток дохода – никто из них не считает, что их работа позволяет имиметь максимальный денежный доход, а заработок – удовлетворять все материальныепотребности.
Социально-демографическиехарактеристики “догоняющих” близки к “отстающим”, но среди них больше всеголюдей среднего возраста (35-45 лет), отсутствуют женщины, подавляющеебольшинство женаты и живут с детьми. Среди представителей этой группы наиболеевысока доля тех, кто имеет жену-домохозяйку – более половины. Треть из нихработает в совместных предприятиях, по сравнению с другими группами ширепредставлены такие сферы, как издательство, реклама и оптовая торговля. Этосамые занятые на работе люди, 54% из них определенно предпочитают бизнес другимпрофессиональным занятиям.
Группа“стиль жизни “западника””. У этих предпринимателей самые большие квартиры, у всехесть машины, у двух третей – дача и гараж. В этой группе наивысший среднийдоход. “Западники” очень высоко оценивают минимально необходимый уровеньдохода и уровень обеспеченности, среди них велика также и удовлетворенностьуровнем своего дохода. У всех имеются импортные видеомагнитофоны, телевизоры,другая бытовая техника, персональные компьютеры. 40% оплачивают все покупки восновном валютой. Многие ездили через свое предприятие за границу, пользовалисьдругими услугами. У 65% домашняя библиотека включает более 1000 книг – этобольше, чем в любой другой группе. Для этой группы характерен высокий уровеньдохода и обладания недвижимостью, тип потребления, близкий к западному, о чемговорит, в первую очередь, наличие персонального компьютера, доля которых резкоотличает “западников” от “догоняющих”. Среди “западников” самая высокая долятех, для кого важно иметь высокий доход и разумную интенсивность труда, а 95%считают очень важным чувство независимости, которое им дает работа (по другимгруппам этот показатель колеблется от 70 до 80%). Представители этой группынаиболее удовлетворены всеми характеристиками материального достатка.
Этагруппа самая высокообразованная (97% с высшим образованием), достаточно молодая(каждый пятый – до 35 лет, каждый второй – от 35 до 45 лет). В основном этолюди женатые, живущие с детьми. Среди них много бывших руководителейпредприятий. “Западники” относительно чаще работают в акционерных обществах,банках, крупных по обороту и численности предприятиях, среди сфер деятельноститакже часто встречается оптовая и розничная торговля. Каждый второйпредпочитает бизнес всяким другим занятиям.
Можновидеть, что группы предпринимателей, занимающих различные позиции в полепотребительского поведения, характеризуются определенными стилями жизни иразличаются по основным социально-демографическим и статусным показателям.
2.ОСОБЕННОСТИ ДОСУГОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Поледосугового поведения существенно более многомерно (включает гораздо большекачественных характеристик), чем поле потребительского поведения. Тем не менее,возможно классифицировать всю совокупность отечественных предпринимателей покритерию особенности досугового поведения в зависимости от доминирующейсклонности к тому или иному виду досуга. Социологические исследования выделилишесть основных групп.
Группа“стиль жизни “трудоголика””. Большинство представителей этой группы работают свыше11 часов в день, почти никто – 8 часов и меньше. Практически у всех не бываетбольше 1 выходного дня, а многие заняты каждый день. Почти каждый четвертыйработает без отпуска, еще столько же – отдыхает не более 2 недель в году. Чаще,чем в других группах отмечается принуждение себя к работе через силу. Эти людипрактически ничем не занимают и тот минимум свободного времени, который у нихесть, среди их занятий, которыми они занимаются лишь “иногда” — занятия сдетьми, домашнее хозяйство, встречи с друзьями, просмотр телепередача. Этосамая “непьющая” группа предпринимателей и самая многочисленная.
В этойгруппе больше, чем в других, первых лиц – руководителей и организаторовпредприятий. Выше, чем в среднем, в этой группе доля собственников изначительно больше, чем в других группах, тех, кто считает бизнес своимпризванием. Каждый третий до ухода в бизнес руководил государственнымпредприятием. Особенности трудовой мотивации “трудоголиков” таковы, что средитребований к работе для них гораздо менее, чем в других группах, важныподдержание привычного уровня и удовлетворение новых материальных запросов, аособенно – разумная интенсивность труда, оставляющая время для других занятий.Для них необходимо приносить пользу людям, предоставляя им продукцию илиуслуги, способствовать делу возрождения России, ощущать помощь сотрудников. Этоте люди, которые имеют наибольшие основания ощущать фирму как свое детище. Этибизнесмены чаще других заняты на частных предприятиях и товариществах сменьшим, чем в среднем, оборотом и численностью занятых. В этой группе почти нетженщин, меньше, чем в среднем, людей молодых (до 35 лет), почти у всех семья инесовершеннолетние дети.
Группа“стиль жизни “семейственного””. В этой группе наибольшая доля тех, чейрабочий день не превышает более 8 часов (более 30%) и тех, у кого он обычносоставляет 9-11 часов. Почти у всех, как правило, два выходных дня, регулярныйотпуск раз в год около 3 недель. Отдыхают чаще всего на юге или на даче, хотяоколо трети хотели бы провести отпуск за рубежом. Примерно 40% считают, чтодома никогда не занимаются делами, связанными с бизнесом, и столько же – чтозанимаются иногда. В целом это группа с наименьшей интенсивностью труда, но и ссамыми низкими доходами. Их относительно большой досуг занят преимущественнообщением с детьми и телевизором, они много времени уделяют домашнему хозяйству,чтению, чаще других гуляют и просто ничего не делают, значительно превосходятпрочих по посещениям театров и музеев.
Представителиэтой группы ориентированы не на повышение, а на поддержание своего уровняжизни, для них важно уделить частицу времени здоровью, семье, детям, дать имчто-то не только материальное. Характерно, что при близких к средним доляхвысших руководителей и собственников, в этой группе наименьший процент тех, ктобыл в числе организаторов предприятия и выходцев из бывших руководителейпредприятий. Прирожденным бизнесменом чувствуют себя около 40%, а почтиполовина имеет еще какую-либо дополнительную работу.
Каждыйпятый в этой группе – женщина, каждый второй – в возрасте от 35 до 45 лет,почти все женаты, больше, чем в любой другой группе, несовершеннолетних детей,особенно дошкольного возраста. При примерно соответствующему среднему посовокупности уровню образования в этой группе в основном представлены те, ктоимеет высшее образование гуманитарного профиля.
Группа“стиль жизни общительного””. Представители этой группы ориентированы надостаточно высокую интенсивность труда, хотя и несколько уступают в этомотношении группе “трудоголиков”. Главное их отличие в том, что их досуг взначительной степени заполнен общением с друзьями и родственниками. В этойгруппе самая высокая ориентация на важность помощи сотрудников и выполнениеразнообразной, сложной работы, а также на сохранение привычного уровня жизни. Характерно, что большинство встреч не обходится без выпивки – 40% употребляюталкогольные напитки чаще, чем 2 раза в неделю. Среди занятий меньшей частоты –чтение, телевизор и домашнее хозяйство.
В этойгруппе больше всего собственников и бизнесменов со стажем, начавших свое делоне позднее 1988 г. Среди представителей этой группы совсем нет работающих вбанках и совместных предприятиях. Значительное число работников небольшихфирм и высокий предпринимательский стаж говорят о том, что в этой группе многопредставителей “первой волны” предпринимательства, когда бизнес основывался впервую очередь на семейно-дружеских связях.
В этойгруппе максимальна доля не имеющих высшего образования и выходцев из рабочих ислужащих. Это группа молодых и одиноких – три четверти не достигли 45 лет, 47%неженаты и 60% не имеют детей.
Группа“стиль жизни “развлекающегося””. По отдельным показателям интенсивности труда(особенно длине рабочего дня) представители этой группы опережают дажетрудоголиков. Зато многие проводят отпуск за границей и не особо занимаютсяделами дома. Главное отличие этой группы – частое посещение ресторанов как наделовых встречах, так и на отдыхе, а также игры и другие любительские занятия.Это самая пьющая группа – пьют все и 60% выпивают чаще, чем 2 раза в неделю.При этом половина из них стали пить чаще после ухода в бизнес. Кроме пьянок,эти предприниматели еще и смотрят телевизор, читают, встречаются с друзьями (ноне родственниками), бывают в театре. Большинство из них считают очень важнымтребованием к работе получение максимального дохода и удовлетворение новыхматериальных потребностей. Для них характера высокая ориентация на разумнуюинтенсивность труда, влияние на людей, конкретность результатов работы, а такжена риск.
Средипредставителей этой группы наименьшая доля первых руководителей, хотяпрактически все были в числе организаторов предприятий. Возраст не превышает 45лет, все с высшим образованием, большинство холосты.
Группа“стиль жизни “индивидуалиста-интроверта””. 70% этой группы работают 9-10 часов иимеют не больше 1 выходного дня. Каждый пятый работает через силу. Однако онипривержены четкому разделению труда и отдыха – большинство регулярно беретотпуск около 3 недель, нередко бывает на юге и за границей. Для нихпрактически нехарактерно занятие рабочими делами дома. Это яркие приверженцыспорта и чтения. Девиз этой группы – “работа ради жизни, а не жизнь радиработы”. У индивидуалистов практически не выражена положительная трудоваямотивация. Хотя 80% этой группы женаты, а 60% имеют детей, детьми и домашнимхозяйством они занимаются не очень часто. Они практически не ходят в рестораныв свободное время, хотя по делам им приходится там бывать чаще других групп. Вэтой группе примерно одинаково представлены все возраста. Работают они обычнона небольших по обороту и численности предприятиях.
Группа“стиль жизни “хозяйственного””. Для этой группы характерна относительноневысокая интенсивность труда, ненамного превышающая интенсивность“семьянинов”. Однако их кардинально отличают способы проведения досуга – в этойгруппе наиболее частыми занятиями являются работа на даче и в саду, домашнеехозяйство, в меньшей степени – чтение и телевизор. Они не умеют “отдыхать,ничего не делая”. Даже их досуг занят преимущественно трудом, а неразвлечениями.
Среди них преобладают те, ктонедавно начал свое дело. В целом они не слишком сильно ориентированы напредпринимательскую деятельность. Здесь максимальны доли работающих в банках и СП. Это люди в основном в возрасте (более половины – старше 45 лет и лишь 12%моложе 35), 85% женаты, у многих дети уже взрослые. Почти все имеют высшееобразование, треть – бывшие руководители предприятий. Одновременно в этойгруппе относительно низок уровень дохода. В качестве мотиваций преобладаетпотребность приносить пользу людям, заниматься хорошо знакомым делом.
Заключение
Итак,мы рассмотрели два относительно обособленных поля пространства жизнироссийского предпринимателя.
Результаты рассмотрениястатистических данных позволяют сделать вывод об опрометчивости ставить знакравенства между понятиями “предприниматель” и “шикарная жизнь”. Предпринимательна шикарной машине более заметен, однако его удельный вес в основной массепредпринимателей относительно невелик.
Культурероссийского предпринимательства, важнейшими компонентами которой являютсяпотребительское и досуговое поведение, присущ ряд специфических особенностей,варьирующихся по группам предпринимателей. В нашей работе мы подробнорассмотрели эти особенности. На основании рассмотренного материала можносделать следующие выводы:
– основнымитенденциями в формировании культуры отечественного предпринимательстваявляются, с одной стороны, высокая интенсивность труда, с другой стороны –ограниченный спектр возможностей снять “трудовой стресс” (чтение, телевизор,дети, дача…). В то же время настораживают данные об объемах выпивки российскихпредпринимателей — велика опасность того, что этот еще не окончательносформировавшийся социальный слой, призванный быть опорой реформ, подвергнетсяразрушительному воздействию алкоголя;
– положительнымфактором формирования культуры отечественного предпринимательства можно назватьчасто встречающуюся мотивацию “приносить пользу людям, стране”;
– всреде предпринимателей велика роль фактора материальной заинтересованности врезультатах своего труда, но этот фактор не является доминирующим.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА
1. Рощина Я. Московскиепредприниматели: стили потребления и досуга \\ М., 1995
2. П. Бурдье. Социальноепространство и символическая власть \\ М., ТЕЗИС, 1993, №2
3. Овсянников А., ПеттайИ., Римашевская Н. Типология потребительского поведения \\ М, 1989
4. Радаев В. Новыепредприниматели: социальный портрет \\ М., изд-е ИЭ РАН, 1997