Особенности отношения человека и абсолюта в религиозной системе иуд

–PAGE_BREAK–Отношение — философская категория, характеризующая взаимосвязь элементов определенной системы. Диалектический материализм исходит из того, что отношение носит объективный и универсальный характер. В мире существуют только вещи, их свойства и отношения, которые находятся в бесконечных связях с другими вещами и свойствами. Отношение может выступать в роли свойства или признака вещей. Вещь, взятая в разных отношениях, выявляет различные свойства. Таким образом, свойства определяются отношением, последнее включает в себя проявление свойств.
Отношение — это взаимоотнесение, сближение, приобщение двух предметов друг к другу. Отношение имеется между абсолютным и относительным, а, значит, между Богом и человеком верующим.
Связь – взаимообусловленное существование явлений, разделенных в пространстве или во времени.
Связь – средство приобщения предметов друг к другу, способ пребывания одного в другом, разных в их единстве; форма бытия много в едином.
В религии осуществляется восстановление той связи между человеком и Абсолютом, которая в следствие каких-то причин теряется между ними. Являясь несовершенным, человек стремится к отношению с Абсолютом.
Выводы Параграфа
Рассмотрев основные теоретические понятия, универсальные в своем роде для любой религии, мы смогли создать картину религиозной системы с ее элементами и способами их взаимодействия.
Основополагающими элементами для любой религиозной системы являются элементы «Абсолют» и «Человек». С одной стороны, понятия являются противопоставленными друг другу: Абсолют наделяется качествами бесконечности, идеальности и первоначальности, он является первоосновой. Человек по отношению к Абсолюту относителен, конечен, неидеален и условен. Несовершенный человек стремится вернуться к совершенному Абсолюту, восстановить связь. Основой, способом восстановления связи служит религия.

2. «ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ СИСТЕМЫ ИУДАИЗМ»
Задачей данного параграфа является выявить основные особенности религиозной системы иудаизм, и их выраженность в священном тексте «Тора. Книга Бытия»
Иудаизм – первая и древнейшая монотеистическая религия. В узком смысле иудаизм – еврейская религия, в широком – вся еврейская цивилизация. Он оказал влияние на такие религии, как христианство и ислам, но так и остался вероучением сравнительно малого числа людей. Евреи, ведущие свое происхождение от полумифического предка Евра, — древнейший народ, современники исчезнувших цивилизаций Шумера, Аккада и Вавилона.
2.1 История возникновения и развитие религиозной системы иудаизма
Характерной чертой иудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм — вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам. Еврейская религия – одна из самых ярких культурных традиций. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). В иврите — священном языке евреев — понятие «иудаизм» отсутствует. В иврите нет слова, которое означало бы религию. Наиболее близким по смыслу является слово «даат» («познание», «знание»), которое относится к области законов или обычаев. Оно употребляется в раввинистических писаниях, когда речь идет, например, о требовании, чтобы замужняя женщина, выходя из дому, покрывала голову (Ктубот, 7:6). Этот обычай тем не менее связан с религией, и в раввинистическом комментарии к книге Есфирь (8:17) слово «даат» четко трактуется как «вероисповедание» (Мегилла, 12а). Слово «иудаизм» стало широко употребляться только в XIX веке, когда появилась необходимость отличать его последователей от христиан и мусульман. Как многие другие термины иудейский религии в английском языке (такие, как «Библия», «синагога», «Пятикнижие», «пророк», «филактерия»), слово «иудаизм» пришло от говорящих по-гречески иудеев. Это слово вошло в употребление незадолго до начала нашей эры и в первые века нашей эры, чтобы различать иудейское от неиудейского. Греческое слово «иудаизм» появляется во второй книге Маккавеев (2:21, 8:1, 14:38) и в Послании к Галатам апостола Павла (1:13—14). В иврите эквивалентом его является слово «йагадут» — существительное, производное от «иегуди», «иудей». Оно изредка попадается в средневековой литературе и не имеет аналогов ни в Библии, ни в раввинистической литературе. И все-таки нечто, предполагающее иудейство, и в том числе иудейскую веру, появляется в Библии, снова в книге Есфирь (8:17). Здесь имеется термин «митъягадим», означающий «становятся иудеями». Есть также слово «идишкайт» (из языка идиш), смысл которого включает одновременно и принадлежность к народу, и веру.
Фарисеи (или паруш, т.е. «отделившиеся») начинали разрабатывать учение о грядущем приходе Мессии – Спасителя. Но фарисеи считали, что он спасет только правоверных евреев. Они были еще более ортодоксальны, чем саддукеи, и призывали ревностно соблюдать все установления религии. Среди фарисеев насчитывалось много писцов и раввинов. Близкой к фарисеям является секта книжников — «ученых людей», знатоков очень древних законов и разработчиков множества новых.
Фарисеям противостояла партия (секта) ессеев (от греч. — «благочестивые»). Они верили в загробную жизнь и ждали прихода Мессии, понимая его как спасителя всех людей, независимо от их национальной принадлежности и веры. Ессеи жили общинами и отвергали богатство.
Таким образом, Иудаизм – это отражение истории древних иудеев, это вся еврейская цивилизация. Религия у иудеев очень тесно переплетается с историей. Веря в то, что находятся под покровительством Бога, опираясь на положение о том, что Бог выделил еврейский народ из всех остальных, заключив с ним завет, иудеи с радостью принимали удачу в обретении новых земель. Являясь очень религиозными, они стойко выдерживали напасти и неудачи, веря в то, что заслужили их и теперь их постигла кара Господня. Но, испытав многие влияния, религия иудаизма до сих пор живет и у нее много последователей, хотя появились различные течения, имеющие свое своеобразие.
2.2 Основные положения религиозной системы иудаизм
Основу иудейской веры составляет убеждение в том, что мир есть творение Бога. К тому же в ней присутствует некая телеология, т.е. движение вселенной к определенной цели, где Бог направляет ее сообразно с неким замыслом. Считается еще, что Бог воздействует на каждого человека через душу.
По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве («Сущий», «Существующий»). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.
Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н. э. иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие название Мишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга — Гмара, назначение которой — углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гмара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права.
В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха — это закон, касающийся релегиозной, семейной, гражданской жизни. Агада определяет духовные основы иудаизма. Чтение Талмуда почитается как весьма ответственное занятие, разрешаемое только самим евреям. В трактате «Синедрион» говорится: «Нееврей, изучающий Талмуд, заслуживает смерти».
Особое место в иудейской общине занимает коганим (единственное число — коген). По еврейской традиции, лица, носящие фамилию Коген (Коган, Кохен, Коэн, Кон), являются потомками (по отцовской линии) первосвященника Аарона, т.е.своего рода жреческой кастой. Во времена Иерусалимского Храма коганим кроме исполнения свое главной функции — ведения службы в храме — были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство еврейского народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганим была ограничена, в основном, службой в храме. После разрушения храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту обязанность. В настоящее время коганим обязаны проводить обряд выкупа первенцев и благословлять народ в синагоге.
Целью всего культа становится не покаяние и общение с Богом, как это было в Ветхом Завете. Невозможность приносить жертвы в Храме после его разрушения, приводит к переосмыслению значения жертвы — жертва в иудаизме начинает пониматься не как прямое средство умилостивить Бога, но как освящение авторитетом религии обыденных житейских актов.
Собрание книг Ветхого Завета в один состав совершалось постепенно, по мере появления самых священных книг.
В первом веке н. э. несомненно существовали и были известны все ветхозаветные книги. Несомненно и то, что все Канонические книги Ветхого Завета составляли одно целое задолго до Рождества Христова. Указание на состав Канона и деление ветхозаветных книг на три отдела мы замечаем у Иисуса, сына Сирахова (за 220 лет до н.э.). Перевод (270 лет до н.э.) служит явным доказательством, что все ветхозаветные канонические книги еврейские и неканонические греческие входили в один состав, так как они находятся в этом переводе.
Таким образом, иудаизм не подменяет религию братством людей, но совершенно очевидно объединяет эти два понятия. Иудаизм — это религия еврейского народа, для которого вера и долг обязательны. Взаимоотношения между Богом и народом Израиля — основа иудаизма.
Иудаизм сосредоточен на вере — вере народа Израиля в Бога. И этот Бог, евреи верят в это, не есть отсутствующий или безразличный Бог, но Бог, который сообщает о Своей воле человечеству. Эту волю предстоит открыть в Торе — руководстве, которое Бог дал людям, чтобы жить по нему. Вера евреев — в любви и власти Бога донести Свои цели до всего человечества. В этих целях, верят евреи, народ Израилев играет особую роль. Тора дана им на благо всего мира. Он, еврейский народ, — орудие для сообщения людям Божьей воли. Иудаизм, таким образом, — это мировая религия не только по географическому распространению, но и по своим горизонтам. Это религия для всего мира, исходя из убеждения, что мир принадлежит Богу, и люди должны вести себя в соответствии с Его волей.
2.3 Место, роль, значение теста «Тора. Книга Бытия» в религиозной системе иудаизма
Книга Бытие́ (ивр. בְּרֵאשִׁית‎, Бе-реши́т — «В начале»; лат. Genesis; др. греч. Γένεσις) — Первая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. Повествует о периоде от Сотворения мира и человека до смерти Иосифа в Египте. Состоит из пятидесяти глав. Книга делится на две основные части. История человечества до патриархов (главы 1-11), заключает в себе как бы универсальное введение во всемирную историю, поскольку касается исходных пунктов и начальных моментов первобытной истории всего человечества, история патриархов и их семей (главы 12-50), описывает историю зарождения еврейского народа в лице его родоначальников — патриархов Авраама, Исаака и Иакова.
К доказательствам подлинности книги относится язык, которым написана книга: он отмечен глубокой древностью, в тексте постоянно встречаются библейские архаизмы. Также относится согласие данных Библии с информацией из различных внешних естественнонаучных и древне-исторических научных источников. Изучение текста книги Бытие в сопоставлении с письменными памятниками других народов Древнего Переднего Востока и данными археологии свидетельствует о глубокой древности этой книги. Противоречия между данными истории евреев после заселения ими Ханаана и повествованием Бытия о сынах Иакова могут быть объяснены только тем, что это повествование сохранило достоверные фрагменты ранней истории отдельных еврейских племен. Так, Рувим назван первенцем Иакова, его имя всегда занимает почетное место в списках Израилевых колен, хотя в эпоху после патриархов колено Рувима уже не играло господствующей роли в истории Израиля; Левий изображен в Бытии безжалостным воином, что противоречит известному нам по последующим книгам Библии статусу левитов как служителей культа, не игравших никакой роли в завоеваниях.
Выводы параграфа
Религиозная система иудаизма основана на вере в единого, всеобъемлющего, творящего, всеведущего Бога. От него не укроются никакие деяния людей, он все видит и все знает. Он наказывает виновных в грешных делах и награждает праведных верующих, живущих по законам, которые он передает через избранных людей. Но Бог награждает не только тех, кто ведет праведную жизнь. Он может даровать прощение тем, кто искренне раскаялся. В тексте «Книга Бытия» очень ярко раскрывается как образ Абсолюта, так и образ эталонного верующего. Кроме того, в нем присутствуют законы, наставления, поучения являющиеся основой религиозной системы иудаизма. Таким образом, посредством священного текста «Книга Бытия», как содержащего в себе Слово Божье, возможно осуществление связи Абсолюта и человека.

3. «ОБРАЗ АБСОЛЮТА В ТЕКСТЕ «ТОРА. КНИГА БЫТИЯ»
Задача данного параграфа заключается в нахождении основных характеристик Абсолюта в тексте и проанализировать, каким образом данные характеристики раскрывают образ Абсолюта.
Религиозная система иудаизма является монотеистической. В центре ее стоит один Бог, который является Творцом всей вселенной. Поэтому можно сказать, что Бог религиозной системы иудаизма является проявлением Абсолюта как личностного Бога. Значит, священный текст «Тора. Книга Бытия» – это произведение, раскрывающее образ Абсолюта как Личностного Бога.
В самом начале текста Господь выступает как творец. «В начале сотворил Бог небо и землю…»(Гл. 1:1), «И создал бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни…»(Гл. 2:7). Господь знает свое творение лучше всех, ведает всеми его помыслами. «И сотворил Бог человека по образу своему…» (Гл.1:27). Но он создал не только человека, но и все, что существует. Господь явлен как внимающий искренним молитвам верующего: « Авраам сказал: да не прогневайся Владыка, что я скажу еще однажды: может быть найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти…» (Гл. 18: 32)
Бог описывается как карающий: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя…» (Гл. 3:17). Здесь Господь выступает как справедливый, заставляющий устыдиться за свои поступки, продиктованные минутным желанием, но приводящие к серьезным грехам. Бог наказывает за неверные поступки, чтобы человек задумался над тем, что нужно жить по Божьим законам, остерегаясь гнева Божьего.
Бог выступает как благословляющий людей: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и заполняйте землю…» (Гл. 9:1)
Если же кто-то из людей причинит вред избранникам Божьим, Бог разгневается: «И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли…» (Гл. 4:10)
Господь является величайшим, грозным: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков…» (Гл 6:7). Господь посылает в помощь к людям своих воинов – ангелов, чтобы они помогли выполнить предназначение и указания, данные Им верующему: «… и Ангел Божий с неба воззвал к Агари.» (Гл. 21:17). От Бога не укрываются дела людские, он Всеведущ: «не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Гл. 3:11)
Он знает помыслы каждого, поэтому может судить людей и наказание его всегда справедливо. Господь, следовательно, выступает также как Судья: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей». (Гл. 3:16)
Господь обращает деяния человека на него же самого. Так, сказано, «за то всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро.»(Гл. 4:15) Милосердный же человек получает от Господа многократно. Кроме того, милосердного человека Бог может также помиловать, если даже у него есть какие-то грехи.
Господь учит любви к ближнему: «Авраам встал и поклонился народу земли той».(20:13) И благодаря этой любви Господь добро и счастье дает людям. В самой же доброте обитает Господь Бог. Но Бог может как любить, так и ненавидеть, запрещая заповедями своими, он отделяет доброе от злого. Верующего же человека Бог и охраняет, и утешает, и направляет, испытывает его веру, а, испытав, прославляет.
    продолжение
–PAGE_BREAK–