Особенности положения несовершеннолетних в трудовом законодательс

–PAGE_BREAK–Если же, выполняющий работу подчиняется внутреннему трудовому распорядку противоположной стороны, трудится под руководством и контролем последней, если средства производства принадлежат работодателю и на него ложится сопряженный с выполнением работы риск, то между сторонами имеет место трудовое правоотношение.
Понятие субъекта несовершеннолетнего                                       в гражданском праве  
В гражданско-правовых  отношениях требуются особенно выделить категорию несовершеннолетних, т.к. многие лица не достигшие совершеннолетнего возраста в силу объективных причин вынуждены вступать в какие-либо отношения, по поводу чего-либо. Вполне естественно что на такую категорию лиц распространяются особенные нормы регулирующие их правоотношения. Во — первых потому что несовершеннолетние ещё не обладают всей полнотой юридической дееспособности, а во — вторых потому что в силу неокрепшего физически организма а также не сформировавшейся психики. Кто же такой, «несовершеннолетний»?
В Гражданском кодексе РСФСР,  о правовом положении и о дееспособности несовершеннолетних от пятнадцати до восемнадцати лет написано таким образом:
«Несовершеннолетние в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с согласия родителей, усыновителей или попечителей. Однако они  вправе  самостоятельно  совершать  мелкие   бытовые сделки, распоряжаться своим заработком или стипендией,  осуществлять права автора  на свои  произведения науки,  литературы и  искусства, открытия, изобретения, рационализаторские предложения и промышленные образцы. При наличии достаточных оснований орган опеки и  попечительства может  по   своей  инициативе  либо   по  ходатайству   общественных организаций или  других заинтересованных лиц  ограничить или  лишить несовершеннолетнего в  возрасте  от пятнадцати  до восемнадцати  лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией. Право несовершеннолетних   в   возрасте   от   пятнадцати    до восемнадцати   лет  вносить   в   кредитные  учреждения   вклады   и распоряжаться ими определяется  законодательством Союза ССР» [1].
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте до  пятнадцати лет:
” За несовершеннолетних,  не  достигших  пятнадцати  лет,  сделки совершают от их имени родители, усыновители или опекуны.  Несовершеннолетние в   возрасте   до  пятнадцати   лет   вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Право несовершеннолетних в возрасте до пятнадцати лет вносить в кредитные учреждения  вклады   и   распоряжаться  ими   определяется законодательством Союза ССР”[2]. 
То есть рассматриваются две категории несовершеннолетних: до пятнадцати и от пятнадцати до восемнадцати.
Но, как бы то ни было: несовершеннолетние до 7 лет — недееспособны, с 7 лет возникает ограниченная дееспособность, которая прекращается с возникновением дееспособности при достижении 18 лет.
Но из правила есть исключение:
«Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. Исполнительные комитеты районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов в отдельных исключительных случаях могут снижать брачный возраст, но не более чем на два года»[3].
В случае, если несовершеннолетний вступит в брак, тем самым он приобретет полную дееспособность, как если бы ему исполнилось 18 лет. В случае, если брак прекратится, или он будет признан недействительным по причинам, не связанным с брачным возрастом, несовершеннолетний не лишается приобретенной в связи с вступлением в брак дееспособности.
Трудовые отношения — вид сделки, однако,  как и на иные виды сделок, вводятся некоторые ограничения,  следствием которых являются особенности трудовых правоотношений с лицами, не достигшими восемнадцати лет — несовершеннолетними. Они приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны  труда, рабочего времени,  отпусков и  некоторых других условий труда  пользуются льготами.
Особенности положения несовершеннолетнего в трудовом законодательстве  
У  несовершеннолетнего, который ищет работу, как и у совершеннолетних, есть три пути ее поиска:
·         обратиться в службу занятости;
·         обратиться в другие организации по содействию в трудоустройстве населения;
·         обратиться путем прямого обращения к работодателю.
Занятость  
Согласно статьи 40_1. КЗоТ государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации:
·         свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда (для несовершеннолетних это пятидневная и шестидневная трудовые недели);
·         бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федеральной службы занятости;
·         предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений;
·         бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;
·         возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;
·         правовую защиту от необоснованного увольнения.
Закон о занятости в статье первой гласит:
«Занятость ¾ это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Гражданам, в том числе несовершеннолетним, принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду».
То есть занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая доход. Занятыми считаются несовершеннолетние граждане: работающие по трудовому договору (контракту), в том числе те, кто проходит очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего — профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение, по направлению федеральной государственной службы занятости — статья 2.
Безработными же, признаются несовершеннолетние трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней – статья 3. Но безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста (но все же граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через две недели для решения вопроса о признании их безработными, если им в течении этого времени исполнилось 16 лет).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости: паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу,    не имеющих специальности — паспорта и документа об образовании — статья 3.
Целью обращения несовершеннолетних граждан в органы службы занятости является поиск подходящей работы. Подходящей же считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая:
·         соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки;
·         условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ); состоянию здоровья;
·         транспортной доступности рабочего места, причем максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая (с учетом возрастных особенностей граждан) предварительной подготовки, считается подходящей для граждан:
·         впервые ищущих работу, не имеющих специальности;
·         отказавшихся повысить или восстановить квалификацию по имеющейся специальности, получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
·         состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
·         обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Подходящей же, не может считаться работа, если:
·         она связана с переменой места жительства;
·         условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда.
Согласно ст. 9, все граждане, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, имеют право на бесплатную консультацию  и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, специальности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка несовершеннолетних безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
·         невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой   профессиональной квалификации;
·         необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам.
Кроме того, как указано в статье 23 — профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют кроме безработных выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
Органы образования по запросу органов службы занятости представляют им информацию о профессионально — квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.
Квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи  
Работодатель, согласно статье181 КЗоТ, обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и др.), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Перед этими органами работодатель несет ответственность за отказ в приеме на работу лиц, направляемых органами службы занятости в счет квоты, выражаемую в возмещении средств, затраченных на создание рабочих мест на других производствах.
Кроме того, получив отказ в приеме на работу, направляемый в счет квоты, может обжаловать в суд, а последний, в случае признания этих действий не законными, обязывает работодателя заключить с этим лицом трудовой договор.
Согласно статье 182, лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями начального, среднего и высшего — профессионального образования и работодателями.
Органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения начального, среднего и высшего — профессионального образования, и органы государственной службы занятости оказывают содействие в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего — профессионального образования с учетом их профессиональной подготовки и квалификации.
По желанию выпускников указанных образовательных учреждений содействие в трудоустройстве им может оказываться негосударственными службами занятости.  Отказ работодателя в приеме на работу выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего — профессионального образования, может быть обжалован ими в суд. В случае отказа в приеме на работу выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего — профессионального образования, прибывшим на работу в соответствии с названными договорами (контрактами), работодатель несет ответственность.
182 статьей, также, установлена договорная форма обеспечения работой лиц, окончивших образовательные учреждения начального (т.е. профтехучилища, выпускающие рабочих определенной специальности, квалификации), среднего и высшего профобразования (т.е. выпускающие молодых специалистов).
Договора могут быть двух видов:
·         договор, индивидуально заключаемый обучающимся с работодателем, об обеспечении его работой по изучаемой специальности по окончании обучения. В них закрепляется обязанность обучающегося по окончании обучения и получения специальности, квалификации прибыть на работу на данное производство и обязанность работодателя обеспечить это лицо по окончании профессионального образования работой по полученной им специальности, квалификации;
·         договор, заключаемый заранее работодателями с соответствующими учреждениями начального, среднего и высшего — профессионального образования на подготовку специалистов. Такие договоры образовательные учреждения профессионального образования стремятся заключить для всех своих выпускников.
Российское государство стремится по мере сил участвовать в этом процессе, привлекая органы исполнительной власти, в ведении которых находятся выпускающие выпускников соответствующие учреждения профессионального образования и органы государственной службы занятости. Содействие в трудоустройстве этим выпускникам по их желанию может оказываться и негосударственными службами занятости.
Другим, важным положением является запрет на отказ работодателя в приеме на работу выпускнику учреждений профессионального образования, у которого был с работодателем заранее заключен договор об обеспечении его работой по окончании обучения, или который получил от выпустившего его учебного заведения направление в счет заранее сделанной работодателем заявки или договору о подготовке специалистов. Такой отказ выпускник может обжаловать в суд.  Суд, установив незаконность этого отказа в приеме на работу, обяжет работодателя заключить с выпускником трудовой договор со дня обращения к нему выпускника.
За отказ в приеме на работу заранее заявленного по договору выпускника работодатель производит целевые финансовые отчисления в Фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.
Трудоустройство, трудовой договор и условия работы.  
Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
При этом существуют гарантии при приеме на работу:
«запрещается не обоснованный отказ в приеме на работу. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается. Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите»[4].
    продолжение
–PAGE_BREAK–