Содержание
Введение
Глава 1. Историческое развитиеинститута
1.1 Московское государство
1.2 Период империи
1.3 Советский период
Глава 2. Государственная служба
2.1 Институциональный подход
2.2 Новации ФЗ
2.3 Результаты законодательной работыв сфере госслужбы
Заключение
Список литературы
Введение
Цель моей курсовойработы – исследовать данную тему, изучить правовой институт государственнойслужбы, понять сущность государственной службы.
Полагаю, чтонет необходимости специально обосновывать важность данной проблематики для современногообщества и для современной России в частности. В любом современном обществеаппарат государственного управления практически полностью построен набюрократических принципах. В то же время словам «чиновничество» и «бюрократия»,постоянно мелькающим и в нашей повседневной речи, и в газетах, и в политическойлексике, обычно придают лишь негативный смысл.
Современный правовойинститут государственной службы — это система правовых норм, которые регулируютотношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственнойслужбы (гражданская, военная, правоохранительная; статус, виды и реестргосударственных должностей и служащих), статуса государственных служащих,гарантий и процедуры его реализации (выполнении государственными служащими должностныхобязанностей и функций), а также механизма прохождения государственной службы. Такимобразом, правовому регулированию подлежат три большие сферы в системегосударственно-служебных отношений: 1) формирование системы государственнойслужбы; 2) создание статуса государственного служащего, гарантий егоосуществления; 3) механизм прохождения государственной службы (здесь может бытьбольшое количество процессуальных норм, работающих в самых разнообразныхинститутах, которые входят в структуру института государственной службы).
/>ФЗ «О системе государственной службы РФ»
Статья 1.Государственная служба Российской Федерации
1.Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебнаядеятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
/>Российской Федерации;
/>федеральных органов государственной власти, иных федеральныхгосударственных органов;
/>субъектов Российской Федерации;
/>органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иныхгосударственных органов субъектов Российской Федерации;
/>лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочийфедеральных государственных органов;
/>лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами,законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполненияполномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
/>2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности РоссийскойФедерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РоссийскойФедерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.
/>Статья 2. Система государственной службы/>
1. Системагосударственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
/>государственная гражданская служба;
/>военная служба;
/>правоохранительная служба.
/>2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральнуюгосударственную гражданскую службу и государственную гражданскую службусубъекта Российской Федерации.
/>3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральнойгосударственной службы.
/>Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путемвнесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
/>4. Правовое регулирование и организация федеральной государственнойгражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовоерегулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерациинаходится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.
/>Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системыгосударственной службы
/>1. Основными принципами построения и функционирования системыгосударственной службы являются:
/>федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы исоблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральнымиорганами государственной власти и органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации;
/>законность;
/>приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственноедействие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
/>равный доступ граждан к государственной службе;
/>единство правовых и организационных основ государственной службы,предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организациигосударственной службы;
/>взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
/>открытость государственной службы и ее доступность общественномуконтролю, объективное информирование общества о деятельности государственныхслужащих;
/>профессионализм и компетентность государственных служащих;
/>защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в ихпрофессиональную служебную деятельность как государственных органов идолжностных лиц, так и физических и юридических лиц.
/>2. Реализация принципов построения и функционирования системыгосударственной службы обеспечивается федеральными законами о видахгосударственной службы. Указанными федеральными законами могут бытьпредусмотрены также другие принципы построения и функционирования видовгосударственной службы, учитывающие их особенности.
Институтгосударственной службы с точки зрения внутренних (внутриорганизационных) отношений- это совокупность правовых норм, определяющих порядок поступления нагосударственную службу, аттестации, перемещения и увольнения со службы, содержаниедолжностных обязанностей и прав, порядок материального и социально-бытовогообеспечения, поощрения и ответственности государственных служащих.
Нормы права,которые регулируют эти отношения, складывающиеся в процессе реализациигосударственной власти, также составляют в совокупности институтгосударственной службы. [1]
Глава 1.Историческое развитие института
1.1.Московскоегосударство
В Московскомгосударстве государственная службы носила патримониальный характер: каждыйслужилый человек считался личным слугой государя, подобно повару или конюху.Специального законодательства о государственной службе в Московском государствене существовало. В допетровский период сложились отдельные социальные группы,которые образовывали в совокупности служилое сословие. Оно не было однородным иделилось на чины. Служилым сословием общественные слои, которые неслиспециальную государственную повинность, соответствующую их экономическомусостоянию. Сословие делилось на три чина:
думные(бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки);
служилыемосковские (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы);
служилыегородские (выбор, дети боярские дворовые, дети боярские городовые).
1.1 Периодимперии
В условияхпроведения петровских преобразований подобная государственная служба не моглаобеспечить надежное и эффективное государственное управление.
Петр Iосуществил следующие преобразования: отделил персону монарху от государства исоздал полноценную государственную службу, правовой основой которой сталаТабель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных от 24 января 1722г.; сделал государственную службу преимущественным занятием созданного имкласса дворян. Государственная служба стала одновременно и привилегией, иповинностью дворянства. При Петре I юридически была закреплена возможностьприобретения личного и потомственного дворянства представителями податныхсословий (крестьянства, мещан, церковнослужителей и др.) путем выслуги лет нагосударственной службе.
Припреемниках Петра I произошел отход от принципа государственной службы какповинности дворян. При Екатерине I дворяне получают право на продолжительныеотпуска для устройства дел в имениях. Императрица Анна Иоанновна в Манифесте1736 г. установила для дворян срок обязательной службы продолжительностью в 25лет. При этом начинать службу надлежало по достижении 20-летнего возраста.Окончательно обязательная служба дворян была отменена манифестом Петра III «Одаровании вольности и свободы российскому дворянству» от 18 февраля 1762 г. В1785 г. Екатерина II даровала российскому дворянству Жалованную грамоту, вкоторой подтверждалось право служить или не служить по собственному усмотрению.
В дальнейшемзаконодательство о государственной службе продолжало корректироваться. Важноезначение имели Указ Екатерины II Правительствующему сенату «О правилахпроизводства в статские чины» от 16 декабря 1790 г. и Указ Павла I «Онаблюдении при избрании чиновников к должности, старшинства мест и чинов» от 20апреля 1797 г. В частности, последний нормативный правовой акт подтвердилправо, дававшееся чином на занятие должности вообще, а также определил прямоесоответствие этого права старшинству чинопроизводства. ЗаконодательствоЕкатерины II и Павла I закрепило возможность производства в чин путем простойвыслуги лет без обязательного назначения на соответствующую должность.
Для развитиягосударственной службы в России огромное значение имел Указ Александра I Сенату«О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в наукахдля производства в коллежские асессоры и статские советники» от 6 августа 1809г. Указ был подготовлен по инициативе выдающегося государственного деятеля тогопериода М.М. Сперанского и имел целью поднять образовательный уровеньчиновничества, который был весьма низким. Производиться в чин коллежскогоасессора (VIII класс по Табели о рангах) и одновременно с чином получатьпотомственное дворянство могли только лица, имевшие определенный уровеньобразования (университет, губернские училища, частные или общественные(уездные) училища). Тем чиновникам, которые не имели требуемого уровняобразования, но претендовали на дальнейшее чинопроизводство, предоставляласьвозможность пройти испытание в науках, и по его результатам решался вопрос очинопроизводстве. Программа испытаний включала: науки словесные; правоведение;науки математические и физические; науки исторические. Экзамены принималаОсобая комиссия, состоявшая из ректора университета и трех профессоров. В целомУказ от 6 августа 1809 г. способствовал укреплению русской государственнойслужбы, повышению профессионализма чиновничества.
В 1832 г.законодательство о государственной службе было кодифицировано и объединено вСвод уставов о службе гражданской. В начале ХХ в. в состав Свода уставов о службегражданской входили: Устав о службе по определению от правительства, Устав опенсиях и единовременных пособиях, Положение об особых преимуществахгражданской службы в отдаленных местностях, а также в губерниях западных иЦарства Польского, Уставы эмеритальных касс гражданского ведомства. Кроме того,в российском законодательстве того периода существовали отдельные законы,регламентирующие ответственность и ограничения, налагаемые на государственныхслужащих (например, раздел V. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных,Правила о порядке совмещения государственной службы с участием в торговых ипромышленных компаниях, а равно в общественных и частных кредитныхустановлениях и др.).
Законом 1906г. все подданные Российской империи были уравнены в правах при поступлении нагосударственную службу. Все действовавшие ранее сословные ограниченияотменялись. Сохранялось лишь требование к соответствующему уровню образования.Это стало закономерным результатом развития российской государственности, котораяв начале ХХ в. стала уверенно приближаться к началам конституционализма. Здесьнельзя не вспомнить известного дореволюционного юриста Б.Н. Чичерина, которыйотмечал, что с развитием государственных начал сословная служба – а именнотакой она изначально была в императорской России – заменяется установлениемправ и обязанностей, общих для всех граждан. Очевидно, что общие прававозникали у государственных служащих и в сфере их деятельности. Чиновничествопредставляло собой социальную группу, члены которой имели особый правовойстатус. И в юридической науке и, что может быть особенно важно, на практикечиновник не рассматривался как обычный работник, нанятый государством. По сутидела, признавалось, что чиновник есть часть государства. Именно поэтому статус чиновникаопределялся нормами публичного (государственного и административного) права.Совсем не случайно крупный дореволюционный государствовед Н.М. Коркуновопределял государственную службу как особое публично-обязательное отношениеслужащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержаниемобязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную косуществлению определенной задачи государственной деятельности.
Государственнаяслужба дореволюционной России, имевшая почти 200-летнюю историю, былаликвидирована декретом ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11ноября 1917 г. Эту дату можно считать точкой отсчета формирования в Россиитрудоправовой модели государственной службы.
Стержнемгосударственной службы императорской России была система чинопроизводства.Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных устанавливала 14классных чинов (на практике их было 12, чины корабельного и провинциальногосекретарей не присваивались). Чины с XIV по V класс присваивались путем выслугиопределенного количества лет в предыдущем чине. Высшие чины c IV по I классприсваивались по личному усмотрению императора. Первоначально производство впервый классный чин XIV класса (коллежский регистратор) давало личное дворянство,а производство в чин VIII класса (коллежский асессор) давало потомственноедворянство. В соответствии с Указом от 6 августа 1809 г. «О правилахпроизводства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках дляпроизводства в коллежские асессоры и статские советники», инициаторомподготовки которого был выдающийся государственный деятель М.М. Сперанский,чинопроизводство ставилось в зависимость от уровня образования чиновника.Приоритет отдавался лицам с высшим образованием, которые получали существенныепреимущества на службе.
С конца XVIIIв. и в XIX в. сроки выслуги, требования к уровню образования чиновников не разизменялись. К началу ХХ в. чины во многом утратили свое изначальное содержание.Однако они продолжали оставаться важнейшим стимулом деятельностигосударственных служащих. Попытки отменить чины неизменно терпели неудачу. Чиндавал право лицу, которое его имело, замещать соответствующую государственнуюдолжность в служебной иерархии. Таким образом, государственная служба в императорскойРоссии имела карьерный характер. Начинать службу нужно было с низших чинов.Служебное продвижение во многом зависело от выслуги лет, а также от усмотренияначальства.
1.3.Советскийпериод
В советскийпериод российской истории правовое положение государственных служащихопределялось в основном трудовым законодательством. Публично-правовая природаинститута государственной службы не признавалась. Исключение делалось лишь дляотдельных категорий государственных служащих (например, военнослужащих, сотрудниковорганов внутренних дел и т.д.), правовой статус которых трудовымзаконодательством не регулировался. Его определяло специальноезаконодательство. Единственным нормативным правовым актом о государственнойслужбе, действовавшим в общегосударственном масштабе фактически до распадаСССР, были Временные правила о службе в государственных учреждениях ипредприятиях, утвержденные декретом ВЦИК РСФСР от 21 декабря 1922 г.Государственными служащими признавались все лица, работающие в государственныхорганах, учреждениях, организациях и получающие заработную плату за счетбюджетных средств (врачи, учителя, дворники и другие). Кроме того, СССРратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.Статья 25 Пакта обязывала страны-участницы обеспечивать своим гражданам наобщих условиях доступ к государственной службе. СССР также ратифицировалМеждународный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., п.2 которого допускал возможность введения законодательных ограничений вотношении лиц, находящихся на государственной службе (военнослужащих,полицейских, гражданской администрации). Допускались законодательноеограничение забастовок и объединения в профессиональные союзы, а такжесотрудничество национальных профсоюзов государственных служащих смеждународными профсоюзными организациями.
К сожалению,СССР так и не ратифицировал Конвенцию Международной организации труда № 151 –Конвенцию о защите права организации и процедурах определения занятости нагосударственной службе от 7 июня 1978 г. (Конвенция 1978 г. о трудовыхотношениях на государственной службе). Данный международно-правовой документпредусматривает полную независимость организаций государственных служащих отгосударственных органов власти.[2]
Глава 2.Государственнаяслужба
2.1 Институциональныйподход
Наряду сдеятельностным подходом к определению понятия «государственная служба», когдаона трактуется как «профессиональная деятельность», нередко используется институциональныйподход к государственной службе, рассматривающий ее в качестве правовогоинститута или системы правовых институтов. Необходимо подчеркнуть, что вкачестве правового института государственная служба опосредует отношения междугражданским обществом и государством, представляет собой орган взаимодействиягосударственного аппарата и общественных структур, государственного служащего игражданина. Институт государственной службы, во-первых, призван обслуживатьгосударство, обеспечивать исполнение полномочий его органов, проводить в жизньзаконы, принятые парламентом, и политику, провозглашенную исполнительнойвластью, а во-вторых — обслуживать общество, вносить порядок и рациональнуюорганизацию в социальное пространство, обеспечивать права и свободы человека, повышатькачество жизни населения.
Г.В.Атаманчук полагает, что государственная служба как институт состоит из «двухсистемно организованных частей: а) норм, правил, стандартов, процедур, структури других элементов, диктующих порядок осуществления государственной власти, атакже требований, предъявляемых к тем, кто непосредственно участвует вовластеотношениях, государственном управлении общественными процессами (правоваясоставляющая); б) граждан, профессионально подготовленных и постоянноучаствующих в исполнении компетенции различных государственных органов(социальная составляющая)».
В качествесистемы социальных институтов государственная служба взаимодействует сважнейшими институтами общества и во многом воспринимает их влияние черезуточнение целей и задач, а также условий своей деятельности. Государственнаяслужба тесно связана со следующими институтами:
— институтомправа, поскольку сама существует в правовом качестве и подвергается довольножесткой правовой регламентации, что придает государственной службе чертысоциально-правового института;
— экономическимиинститутами, так как она призвана обеспечивать проведение государственнойполитики в экономической области, осуществлять поддержку реального сектораэкономики, гарантировать соблюдение экономических прав и свобод, регулироватьрыночные отношения и т.п., что наделяет государственную службу статусомсоциально-экономического института;
— институтамигражданского общества, ибо она является опосредующим звеном в системевзаимодействия государства и гражданского общества, выступая в этом случае, какбыло отмечено выше, в качестве социального института и, с одной стороны,реализуя функции государственного регулирования общественных процессов, в томчисле и деятельности институтов гражданского общества, а с другой — подвергаясьсоциальному (общественному) контролю;
— институтами,относящимися к социальной сфере общества, так как регулирование широкого кругасоциальных проблем, касающихся вопросов социальной защиты населения,здравоохранения, образования, социального обеспечения, создания современнойсоциальной инфраструктуры и т.д., находятся в непосредственном ведениигосударственной службы по их ведомственной принадлежности; в связи с этимгосударственная служба выступает в качестве института государственныхсоциальных услуг;
— институтамикультурно-духовной сферы общества, поскольку сама государственная службавоспринимает существующие в обществе системы ценностей и моральных норм, а ееособое место в системе отношений «общество — государство» предполагаеткультивирование в среде государственных служащих высоких этических качеств,способных служить социальными ориентирами в обществе, что придаетгосударственной службе черты социально-культурного института.
Как организационно-управленческийинститут государственная служба имеет следующие признаки: во-первых, этообъединение государственных служащих, реализующих функции управлениягосударственными делами и организации социума; во-вторых, это упорядоченноеструктурное образование, совокупность организационных норм, способов, процедур,правил, стандартов и традиций упорядочивания, регулирования и координациисовместной деятельности государственных служащих, придания взаимодействиюкомпонентов государственной службы согласованности для достижения ее целей.[3]
Наконец, государственнуюслужбу можно отнести к политическим институтам. Государственная службатеснейшим образом связана с главным политическим институтом — государством, агосударственная (и политическая) власть во многом осуществляется именно черезгосударственную службу, которая реализует волю государства, выраженную врешениях соответствующих ветвей власти, оказывает определяющее воздействие надеятельность и поведение людей и социальных групп с помощью организационных,правовых и идеологических механизмов (авторитета, права, насилия и т.п.).Государственные служащие могут преследовать свои корпоративные интересы вотношении государственной политики и располагают огромными возможностями иресурсами по влиянию на характер политических решений, например информируяполитиков и тем самым формируя их мнения. Вот почему государственная служба неможет быть полностью оторвана от политики и в определенной мере являетсяполитико-властным институтом.
2.2 Новации федеральногозакона
Федеральный закон «Осистеме государственной службы Российской Федерации» был принятГосударственной Думой РФ 25 апреля 2003 г. 14 мая он был одобрен СоветомФедерации. 27 мая — подписан Президентом РФ. 31 мая закон был опубликован ивступил в законную силу.
Новый федеральный закон,помимо установления видов государственной службы, их системы:
1. Ввел новую форму классификации инаименование должностей в государственных органах: государственные должности — должности государственной службы — «должности, не являющиеся должностямигосударственной службы» — вместо государственных должностей категорий«А», «Б» и «В».
2. Предусмотрел необходимостьустановления соотношения должностей государственной службы по видамгосударственной службы, а также должностей федеральной государственной службы итиповых должностей государственной службы субъектов РФ.
3. Подтвердил необходимость конкурсногопорядка поступления на государственную службу и замещения вакантных должностейгосударственной службы.
4. Заменил квалификационные разрядыгосударственных служащих на классные чины. С этого момента термин«государственный чиновник» вполне может рассматриваться какофициальный синоним термина «государственный служащий».
5. Изменил статус предполагаемогооргана по вопросам государственной службы. Вместо федерального органа повопросам государственной службы, который должен был бы формироваться из равногочисла представителей всех ветвей власти, предполагается создать системууправления государственной службой. Система управления государственной службой,так же как и ранее предполагавшийся Совет по государственной службе, создаетсяс целью координации деятельности государственных органов при решении вопросовгосударственной службы. Перечень этих вопросов расширен, в том числе за счетконтроля за соблюдением в государственных органах нормативных правовых актов огосударственной службе.
6. Ввел понятие государственной службыпо контракту.
До принятия следующегофедерального закона об одном из видов государственной службы — государственнойгражданской службе — ФЗ «О системе государственной службы РоссийскойФедерации» действовал одновременно с прежним ФЗ «Об основахгосударственной службы РФ» (за исключением отдельных его норм, признанныхутратившими силу). [4]
Правовая основа
Федеральный закон «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации» существенноулучшил правовую базу реформирования одного из видов государственной службы(гражданской службы) в соответствии с президентской Концепцией еереформирования.
Прежде всего закономустановлены:
— правовое положениегражданской службы и гражданского служащего и все связанные с этим правовыеатрибуты (классификация должностей гражданской службы; порядок принятияреестров должностей гражданской службы и реестров гражданских служащих;классификация классных чинов; квалификационные требования к должностямгражданской службы и порядок их конкретизации);
— права и основныеобязанности гражданского служащего (уточняющие соответствующие права иобязанности государственного служащего, установленные прежнимзаконодательством);
— ограничения и запреты,связанные с гражданской службой, требования к служебному поведению гражданскогослужащего;
— требования поурегулированию конфликта интересов на гражданской службе;
— порядок поступления нагосударственную службу, в том числе порядок поступления на гражданскую службу изамещение должности гражданской службы по конкурсу;
— понятие, содержание,порядок заключения, изменения и прекращения действия служебного контракта;
— понятие и порядокпрохождения аттестации, квалификационных экзаменов;
— понятие, содержание иоснование установления должностного регламента, включающего показателиэффективности и результативности профессиональной служебной деятельностигражданского служащего на соответствующей должности, перечень оказываемыхгражданским служащим государственных услуг;
— порядок и условияоплаты труда гражданских служащих, в том числе с учетом эффективности ирезультативности их профессиональной служебной деятельности;
— государственныегарантии на гражданской службе;
— поощрения инаграждения, служебная дисциплина на гражданской службе;
— порядок формированиякадрового состава гражданской службы, кадрового резерва, организацииподготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданскогослужащего;
— общий подход кфинансированию гражданской службы;
— порядок рассмотренияиндивидуальных служебных споров.
В целом Федеральный закон«О государственной гражданской службе Российской Федерации»существенно продвинул вперед правовое регулирование одного из видовгосударственной службы — гражданской службы. В основном этот закон значительноменее рамочный, чем первый закон о государственной службе. Большинство вопросовпрохождения гражданской службы, которые ранее регулировались субсидиарно струдовым законодательством, теперь в отношении гражданской службы полностьюурегулированы законом о гражданской службе.
Остается подчеркнуть, чтовся работа над законодательством о государственной службе в этот период на всехэтапах шла в тесном взаимодействии, иногда в спорах, но всегда в сотрудничествес ответственными работниками Администрации Президента и аппарата ПравительстваРФ, других федеральных и региональных государственных органов.[5]
2.3 Основные результатызаконодательной работы в сфере государственной службы
Государственная Дума РФподготовила и приняла по инициативе депутатов ГД РФ и Президента РФ федеральныезаконы, определяющие правовое положение государственной службы игосударственных служащих, основные подходы и требования к ее организации, кисполнению государственной службы.
Основные нормы,регулирующие формирование и развитие государственной службы РоссийскойФедерации, апробированы в практике применения первого, рамочного федеральногозакона о государственной службе и существенно дополнены, уточнены новымифедеральными законами о системе государственной службы и о гражданскойгосударственной службе. Новые федеральные законы определяют и основныенаправления дальнейшего развития законодательства о государственной службе.
Десятилетняя практикаприменения федеральных законов о государственной службе, прежде всего,подтвердила жизненность установленного правового статуса государственной службыи государственных служащих, основных требований к организации государственнойслужбы. Ключевыми результатами развития законодательства о государственнойслужбе в рассматриваемый период можно считать утверждение в законодательстве иотчасти в практике организации государственной службы следующих, реализующихсяв комплексе норм, подходов:
1. Государственная служба — это неболее и не менее чем специфическая профессиональная служебная деятельностьчасти персонала, работающего в государственных органах, на части должностей вгосударственных органах.
Это не некая особаяструктура, орган или самостоятельная административная власть. Претензиигосударственных служащих (государственных чиновников) на власть, на роль особойкасты в государстве — коль скоро такие претензии проявляются и о них как осерьезной угрозе вынужден говорить Президент России — являются прямымпревышением установленных федеральным законом полномочий государственныхслужащих. Эти претензии являются следствием, в том числе, отдельныхнеопределенностей в федеральных законах о государственной службе, неразвитостиподзаконных актов, предусмотренных этими законами, и недостаточнойответственностью за их неадекватное применение. В целом же эта нормаподтвердила свою действенность.
Специфика этой служебнойдеятельности в том, что она не исполняет полномочий органов государственнойвласти и их носителей, а лишь обеспечивает их исполнение. Государственныйслужащий не имеет права претендовать на политику, на власть или на влияние наносителей законодательной, судебной, исполнительной власти. Этот статусподкреплен в федеральных законах о государственной службе рядом конкретныхзапретов. Государственный служащий должен обеспечивать эффективное исполнениефункций государственных органов при смене их руководителей, политических и иныхприоритетов. Именно поэтому это профессиональная деятельность. Профессионализми компетентность государственных служащих должны обеспечиваться отбором (преждевсего, конкурсным), подготовкой и поощрением способных, знающих и умеющихобеспечить исполнение полномочий органов государственной власти и лиц,являющихся носителями этих полномочий. Федеральные законы о государственнойслужбе достаточно ясно предписывают, как это делать. Как и всякаяпрофессиональная деятельность, она не может быть кем-либо монополизирована. Этообеспечивается правом каждого поступить на любую должность государственнойслужбы по конкурсу.
2. Федеральная государственная служба игосударственная служба субъектов РФ входят в единую систему государственнойслужбы Российской Федерации. Это не означает их подчинения друг другу. Этотподход может и должен реализоваться строго в рамках федерализма. ФЗ о системегосударственной службы уточнил содержание этого подхода. Правовое регулированиегражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектовРФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ.
3. Система государственной службы РФвключает виды государственной службы, каждый из которых на основе единогофедерального закона о системе государственной службы регулируется специальнымзаконодательством.
4. Государственная служба отличается отдругой трудовой деятельности большей зависимостью от ее носителей(государственных служащих) и государства, и граждан, и создаваемых имиорганизаций. В этой связи правомерны ограничения некоторых гражданских правгосударственных служащих, введение для них некоторых запретов, обязанностейперед гражданами и государством, требований к служебному поведению. Этимгосударственные служащие отличаются от иного персонала государственных органов,других государственных организаций и учреждений.
Ключевыми ограничениямиявляются нормы: противодействующие использованию служебного положения,государственных ресурсов в личных целях, получению ненадлежащей выгоды;запрещающие государственным служащим оказание предпочтений на государственнойслужбе кому бы то ни было, в том числе предпочтений, нарушающих условиясвободной конкуренции. Эти нормы существенно развиты федеральным законом огосударственной гражданской службе. Одной из таких норм повышенной требовательностик государственных гражданским служащим стало требование предотвращения иурегулирования конфликта интересов (служебных и личных интересов) награжданской службе. Эта норма призвана существенно снизить коррупционные рискина государственной службе, обеспечить своевременную профилактику коррупции.
5. Государственный служащий обязан вовсех ситуациях руководствоваться законом, в том числе оценивать через призмузакона данные ему поручения, исходя при этом из верховенства закона.Федеральный закон о государственной гражданской службе определяет процедуру,определяющую приоритетность закона перед поручением.
6. Государственные служащие, как игосударственная власть, должны руководствоваться приоритетом прав и свободчеловека и гражданина, их непосредственным действием, обязательностью ихпризнания, соблюдения и защиты.
Эта конституционная нормазакреплена в числе принципов государственной службы, в обязанностяхгосударственного служащего, в требованиях к служебному поведениюгосударственного гражданского служащего, в требованиях к содержаниюдолжностного регламента. Федеральный закон о гражданской службе установил вэтой связи, что должностной регламент, на основе которого составляется контрактс государственным служащим, включает перечень государственных услуг,оказываемых им гражданам и организациям в соответствии с административнымрегламентом государственного органа. Должностной регламент включает такжепоказатели эффективности и результативности профессиональной служебнойдеятельности гражданского служащего, в которые, очевидно, входит иэффективность, результативность оказания им государственных услуг или участия вих оказании. Показатель эффективности и результативности оказаниягосударственных услуг станет в перспективе ключевым в оценке служебной деятельностибольшинства гражданских служащих.
7. Государственная служба не являетсяпожизненной или гарантированной с момента поступления на нее. С государственнымгражданским служащим заключается контракт, который может быть ограниченопределенным сроком и который независимо от того, указан ли в нем срок, накоторый он заключен, может быть расторгнут по инициативе представителянанимателя в установленных федеральным законом случаях. Федеральный закон огосударственной гражданской службе установил основные требования к служебномуконтракту.
8. Круг обязанностей государственногослужащего устанавливается не произвольно, а в соответствии с единымитребованиями федерального закона о государственной службе, административными идолжностными регламентами. Федеральный закон о государственной гражданскойслужбе установил основные обязанности гражданского служащего и требования ксодержанию должностных регламентов.
9. Государственный служащий не вправепревышать свои полномочия и компетенцию. С изменением роли государства в жизниобщества, с дерегулированием экономики предотвращение необоснованноговмешательства государственных служащих в экономику, в деятельность организаций,в частную жизнь приобретает существенное значение. Федеральный закон огражданской службе четко ограничивает действия гражданского служащегоустановленными должностным регламентом служебными обязанностями.
10. Государственная служба должна бытьконкурентоспособной, привлекательной и престижной. Конкурентоспособностьгосударственной службы, компенсация ограничений обеспечиваются установленнымизаконом правами государственных служащих, устойчивостью служебного положения,возможностью повышения профессионального уровня и карьеры, достойным денежнымсодержанием, государственными гарантиями, государственным пенсионнымобеспечением.
11. Денежное содержание государственногослужащего, неденежные выплаты, карьера государственного служащего, егорепутация прямо должны зависеть от эффективности и результативности егопрофессиональной служебной деятельности. Эта зависимость должна стимулироватьгосударственного служащего к более эффективной работе. Соответствующие нормыпредусмотрены федеральным законом о государственной гражданской службе.Показатели эффективности и результативности служебной деятельности являются однимиз ключевых элементов должностного регламента и контракта государственногогражданского служащего. Предусматривается возможность установления зависимостиоплаты труда от показателей эффективности и результативности профессиональнойслужебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.[6]
Благодаря развитиюзаконодательства о государственной службе эти требования стали не толькофактами права, но и в какой-то мере фактами жизни. Они постепенно во всебольшей степени реализуются в практике организации государственной службы. Взначительной мере в реализации этих подходов решаются те задачи, которые, такили иначе, ставились в начале работы над законодательством о государственнойслужбе и на всех этапах его разработки.
Заключение
Государственнаяслужба была, есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтовгосударства. Поэтому знания различных аспектов ее построения ифункционирования, лежащих в ее основе теоретических представлений, истории еевозникновения и развития в нашей стране, динамики происходящих перемен,наконец, особенностей государственной службы – необходимы широкому кругуобразованных людей – не только специалистам в области государственногоуправления, но также юристам, экономистам, политологам, менеджерам,представителям ряда других учебных дисциплин и специальностей.
Институтгосударственной службы состоит из первичных исходных единичных юридическихположений — правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные похарактеру и значимости государственно-служебные отношения. Соединяясь междусобой, государственно-служебные нормы образуют институт государственной службы.Нормативные положения, применяемые в сфере государственной службы, могутсуществовать и функционировать только во внутренне согласованном,скоординированном, связанном в единое целое виде.
В последнеевремя правовые нормы в сфере государственной службы обобщаются. Правотворчествов этой области, исходя из потребностей государственного строительства иопираясь на издания юридической науки, достижения правовой культуры, способнопридать юридическим нормам значительную степень абстрактности, формулироватьнормы-принципы, нормы-задачи, унифицировать, согласовывать весь правовойматериал в системе государственной службы, подчинить его определеннымюридическим задачам, конкретному правовому режиму регулирования.
ЗаконодательствоРоссийской Федерации о государственной службе состоит из Конституции РФ,Федерального закона «О системе государственной службы РФ», Федеральных законови иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций,уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.
Комплексность(сложность) правовогоинститута государственной службы состоит в том, что, во-первых, он включает всебя множество правовых норм из других отраслей права (конституционного,административного, трудового и т. д), а во-вторых, состоит из отдельных, весьмаобособленных институтов, например, принципов государственной службы, правовогостатуса государственных служащих, правового статуса должностного лица,аттестации работников, прохождения службы.
Таким образом, правовойинститут государственной службы — это система правовых норм, которая регулирует отношения,складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы,статуса и ответственности государственных служащих, гарантий и процедур егореализации, а также механизма прохождения государственной службы.
Списокиспользованной литературы
1.Южаков В.Н. Развитие законодательствао государственной службе//Чиновникъ.-2008/№1
2.Дмитриев М. Реформа гос. управленияв россии//Государственная служба.-2006/№3
3.Демин А.А. Государственная служба:Учеб..- М., 2008
4.Овсянко Д.М. Государственная службаРФ: Учеб. М.: Юристъ,2007
5.Южаков В.Н. Курс лекций//Чиновникъ/2007/№6
6.Концепция реформирования системыгос службы//Гришковец А.А./М.: Дело и сервис, 2006
7.Российская газета//реформированиегос службы РФ//2008/№70/№158
8.Российская газ.//2007/№272
9.Гришковец А.А. Правовоерегулирование гос службы//Государство и право//№11/2006
10.Адушкин. Избранное//Право иполитика//М.,2007