Особенности правового регулирования объектов авторского и смежных прав

Содержание
 
Введение
Глава 1. Понятие авторского права
1.1 Субъекты и объекты авторского права
1.2 Авторские права и срок их действия
Глава 2. Понятие смежных прав
2.1 Виды смежных прав
2.2 Защита прав авторов
Заключение
Литература

Введение
 
Авторское право являетсятой частью гражданского права, которая охраняет права создателейинтеллектуальных произведений. Такие права признаются законами большинствастран. Признание и уважение авторских прав стимулируют индивидуальнуютворческую активность человека, а также содействуют обеспечению доступностипроизведений для как можно более широких слоев общества. Авторское правокасается особых форм творчества, которые имеют отношение главным образом ксредствам массовых коммуникаций. Оно касается практически всех форм и методов массовыхкоммуникаций — не только печатных публикаций, но также радио- и телепередач,проката фильмов и т.д. и даже компьютерных систем хранения и использованияинформации.
Большинствоинтеллектуальных произведений существуют, будучи воплощенными в материальнойформе. Это, например, книги, рисунки, картины. Но некоторые типы произведений,например стихи, музыка или артистическое исполнение, существуют, даже если онине были записаны или до того, как они были записаны в виде нот или слов.Авторское право охраняет именно форму выражения идей, а не сами идеи.
Как только идеивоплощаются в произведении, возникает авторско-правовая охрана их формы — всмысле расположения слов, нот, знаков и т.д. Авторское право охраняет праваавторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, ктоиспользует такие формы, которые являются оригинальные созданием автора.
Цель данной курсовой работы — выявить особенности правового регулирования гражданских отношений,складывающихся по поводу создания и использования объектов авторского права исмежных прав, а также выявить пробелы и противоречия законодательства в даннойобласти.
Задачи курсовой работы: датьопределение авторского права в узком и широком смысле, обозначить его принципы,функции, задачи и уточнить признаки объектов авторского права, датьклассификацию субъектов авторского права.
Объектом исследования являютсяобщественные отношения, складывающиеся в области создания, использования иохраны объектов авторского права. Актуальность темы заключается в том, что авторское право регулируетотношения общества с небольшим, но важным его сегментом, деятельность которогонаправлена на развитие технического прогресса и культуры. Задача авторскогоправа состоит в том, чтобы надлежащим образом сочетать интересы автора иобщества, с тем, чтобы с одной стороны стимулировать должным образом творческуюдеятельность авторов, а с другой стороны обеспечить приумножение духовныхценностей, которыми располагает общество, снимая чрезмерные ограничения вдоступе к этим ценностям.

 
Глава 1. Понятие и значениеавторского права
Авторское право — это совокупность правовых норм,регулирующих имущественные и личные неимущественные права и обязанности,возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературыи искусства.
Термин «авторское правопонимается в двух значениях: а) в объективном смысле авторское право — этосовокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи ссозданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.; б) всубъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективныхправ, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведениялитературы, науки и искусства.
Можно выделить следующие принципыавторского права как совокупности правовых норм:
а) принцип свободы творчества;
б) принцип сочетания личных интересовавтора с интересами общества;
в) принцип неотчуждаемости личныхнеимущественных прав автора;
г) принцип свободы авторскогодоговора.
Основной задачей авторского праваявляется с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, ас другой стороны — интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищаммировой культуры.
Как совокупность правовых нормавторское право является составной частью гражданского права. Соответственно наавторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положениягражданского права и в первую очередь положения обязательственного права,регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров наиспользование охраняемых авторским правом произведений. В частности, нормыобязательственного права регулируют такие вопросы как права и обязанностисторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случаенеисполнения договора и т.д. Обычными являются также условия об объемеправомочий на использование произведений, территория использования, срокиспользования.
В соответствии с нормами действующегозаконодательства использование охраняемых авторским правом произведений как натерритории России, так и в других странах, может осуществляться только ссогласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных взаконе).
Такое согласие дается в формедоговора, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны,и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другойстороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определенныхавторских правомочий от автора к другим лицам. Эти правомочия могутрассматриваться как товар особого рода и являются предметом заключаемыхдоговоров. При этом следует иметь в виду, что если произведение будетиспользоваться на территории России, то такое использование будетрегулироваться нормами российского авторского права, особенностью которогоявляется то, что уступка авторских прав всегда ограничена определенным способомиспользования и определенным сроком использования. По истечении этого срока всеправа возвращаются к автору.
Знание основополагающих положенийавторского права как совокупности правовых норм важно не только длянепосредственных творцов произведений литературы, науки и искусства, но и длязначительной части лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Впервую очередь это касается предпринимателей, занимающихся использованиемпроизведений литературы, науки и искусства, а также экспортных, импортныхматериальных носителей этих произведений (издательские, концертные,звукозаписывающие фирмы, организации, осуществляющие посреднические функции приэкспорте-импорте прав).
Немаловажным представляется знаниеавторского права для организаций, занимающихся созданием и распространениемпрограммного обеспечения для компьютеров. В настоящее время повсеместнопрограммное обеспечение, которое включает в себя не только алгоритмы ипрограммы, но также и интегральные микросхемы, охраняется авторским правом. Инаконец, знание общих положений авторского права имеет значение для техпредприятий, которые занимаются производством наукоемкой продукции. Нередкислучаи, когда работники таких организаций используют результаты совместногонаучного труда, в том числе итоговые работы научных учреждений для создания какновых самостоятельных работ, так и всякого рода компиляций.
В соответствии с положениямимеждународных соглашений об авторском праве, членом которых является Россия, кохраняемым на основе этих положений произведениям применяются нормы авторскогоправа страны использования произведения. Авторское право определяет, какиепроизведения и как долго охраняются, а также подробно регламентирует праваавторов и других правообладателей произведения. Поэтому нормы авторского праваявляются определяющими в правовом смысле в отношении того, надо или не надозаключать договор на приобретение прав. При этом использование произведенийроссийских авторов за пределами России осуществляется на основаниисоответствующего зарубежного законодательства. Поскольку авторское правоподавляющего числа стран, участвующих в международной системе охраны авторскихправ, отличается от авторско-правовых норм, установленных в нашей стране,различен и характер использования произведений в России и за ее пределами.
Однако, кроме норм авторского права,при заключении конкретных договоров на использование произведений большоезначение имеют, как уже отмечалось, общие нормы обязательственного(гражданского) права. Так, все отношения сторон, которые прямо не предусмотреныдоговором, регулируются нормами того обязательственного права, которое будетприменяться к договору (то есть либо право России, либо страны проживанияконтрагента). Вопрос об этом стороны могут решить путем определенной записи вдоговоре. Если такой записи нет, то могут применяться так называемыеколлизионные нормы, то есть нормы, позволяющие определить, право какой страныдолжно применяться в подобных случаях.
Термин „авторское право“ неследует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор можетуступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому напрактике применяется такое понятие, как правообладатель на произведение,которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. При изданиипроизведения определить правообладателя на произведение можно с помощьюнадписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном листеизделия.
1.1  Субъектыи объекты авторского права
В качестве объектов авторских правможно рассматривать произведения науки, литературы и искусства независимо отдостоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения приусловии, что такие результаты творчества выражены в объективной форме,допускающей возможность их восприятия. Похожее определение содержится и вЗаконе об авторском праве и смежных правах. Так, в соответствии с п. 1 ст. 6Закона об авторском праве и смежных правах авторское право распространяется напроизведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческойдеятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а такжеспособа его выражения. При этом авторское право распространяется как наобнародованные (выпущенные в свет), так и не обнародованные произведения,существующие в какой-либо объективной форме.
Помимо общего определенияпроизведения, охраняемого авторским правом, существует примерный перечень такихпроизведений (литературные, драматические, музыкальные и др.).
Открытый охраняемых авторским правомпроизведений обусловлен тем, что с развитием новых технологий появляются новыеобъекты авторского права.
Конкретизация категорий охраняемыхавторским правом произведений, очевидно, вызвана тем, что провести грань междупроизведениями литературы, науки и искусства бывает достаточно сложно. Кпроизведениям литературы можно отнести художественные произведения, выраженныев словесной форме, к произведениями науки любые произведения, основноесодержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний обокружающей нас действительности, включая произведения научной литературы. Кпроизведениям искусства относятся все остальные произведения художественноготворчества, включая произведения живописи, архитектуры, музыки,декоративно-прикладного искусства и т.д. Так, статья, посвященная проблемамгенетики, по своему содержанию должна быть отнесена к произведениям науки.Однако по своей форме — это произведение литературы, поскольку выражена всловесной форме и в письменном виде. Как было отмечено в литературе,»частные письма могут быть объектом авторского права, хотя бы отнесение ихк произведениям науки, литературы или искусства затруднительно. То же относитсяи к шахматным и шашечным задачам и композициям”.
Аудиовизуальные произведения состоятиз зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или безсопровождения их звуком) предназначенное для зрительного и слухового восприятияс помощью соответствующих технических средств. Они включают в себякинематографические произведения и все произведения, выраженные средствамианалогичными кинематографическим (теле и видеофильмы, диафильмы и слайд-фильмыи тому подобные произведения) независимо от способа их первоначальной илипоследующей фиксации.
Таким образом, можно выделитьследующие признаки, необходимые для признания произведения объектом авторскогоправа:
а) творческий характер;
б) объективная форма;
в) возможность воспроизведения темили иным способом, при котором возможно их восприятие.
Творческий характер произведенияпо-разному толкуется российскими юристами, однако наиболее распространеннымявляется мнение, по которому творческой признается самостоятельнаядеятельность, в результате которой создается произведение, отличающеесяновизной. Утверждение о том, что новизна является неотъемлемым признакомтворческого произведения, не является бесспорным. Действительно в подавляющембольшинстве случаев творческое произведение будет новым, то есть будетсодержать оригинальные мысли, идеи, художественные образы, композиции, которыераньше не существовали. Произведение будет рассматриваться в качестве творческинового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы,что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическоеи наоборот. Наконец, новым произведение будет и в том случае, если используетсячужое опубликованное произведение для создания нового творческисамостоятельного произведения. Вместе с тем нельзя, по крайней меретеоретически, исключать такую возможность, когда два автора самостоятельно инезависимо друг от друга создадут два абсолютно идентичных произведения (как поформе, так и по содержанию).
При решении вопроса о том, являетсяли данное произведение объектом авторского права на практике может возникнутьвопрос о том, является ли данное произведение творчески самостоятельным.Установление указанного факта может быть осуществлено с помощью специальнойэкспертизы. При этом следует иметь в виду, что авторское право охраняетпроизведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формысодержание и в частности идею, тему, сюжет произведения оно не охраняет. Неохраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы,предлагаемые решения, открытия, факты.
Практическое значение этот вопросимеет в тех случаях, когда встает вопрос о правовой охране названий илизаголовков, афоризмов, состоящих из нескольких, а иногда из одного слова. Всоответствии со сложившейся в России судебной практикой минимальное творческоеначало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова отсутствует исоответственно они авторским правом не охраняются. В остальных случаях вопросрешается в зависимости от конкретных обстоятельств. В информационном письмеПрезидиума ВАС РФ от 27 сентября 1999 г. N 47 было подчеркнуто, что названиепроизведения подлежит охране как объект авторского права в случае, еслиявляется результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и можетиспользоваться самостоятельно.
Следует также иметь в виду, что вразличных видах произведений значение содержания и формы для их правовой охранынеодинаково. Так, при создании научных произведений целью является неэмоциональное, а рациональное воздействие. Творчество в основномконцентрируется на содержании произведения. Что же касается формы произведения,то она не обязательно должна отличаться особой оригинальностью. В то же времяпроизведения искусства направлены на то, чтобы оказывать прежде всегоэмоциональное воздействие и творчество в данном случае направлена в большейстепени на форму произведения.
В ряде случаев произведение создаетсяна основе уже существующих произведений (несамостоятельные произведения илипроизводные). В отличие от оригинальных произведений, в которых все охраняемыеэлементы созданы самим автором производные произведения могут включать элементыуже существующих произведений. К ним относятся производные произведения, подкоторыми понимаются переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры,инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы иискусства. Вопрос о том, имеет ли место производное произведение решается взависимости от того, был ли внесен достаточный творческий вклад в его создание.Так, если обработчик при создании производного произведения не заимствует элементыдругого самостоятельного или производного произведения, то налицо созданиенового произведения, которое однозначно будет охраняться авторским правом(пример, создание произведения «по мотивам»). Если же заимствованиевсе же произошло, то вопрос о создании нового произведения будет решаться приналичии достаточного творческого начала. Таким образом, производныепроизведения будут охраняться авторским правом при наличии достаточноготворческого начала и соблюдения авторских прав на оригинальное произведение.
Под признаки охраняемого авторскимправом произведения попадают и интервью, хотя они прямо и не указаны в перечнеохраняемых произведений. Так, творческое начало присутствует как в работежурналиста, так и интервьюируемого; журналист подбирает и формулирует вопросы,а интервьюируемый определяет содержание и форму вопросов, Таким образом, общимиусилиями создается особый вид произведения, включающий две неразрывные части.
Авторским правом охраняются сборникии иные составные произведения. Сборник — это составное произведение в составкоторого входит несколько произведений как охраняемых авторским правом, так инеохраняемых. Следует отметить, что не всякий сборник является объектомавторского права, поскольку не всякая деятельность по его составлению носит творческийхарактер. Так, например, не будут охраняться авторским правом телефонныесправочники, составленные в алфавитном порядке или сборники правовых актов,расположенные по времени их издания.
Антология — это непериодическийсборник литературных произведений разных авторов, имеющих жанровую илитематическую общность.
Особым образом регулируется вопрос опредоставлении правовой охраны письмам, дневникам и другим документам личногохарактера. Им предоставляется правовая охрана нормами авторского права, однакопомимо авторского права они охраняются также нормами Конституции, охраняющиминеприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Среди писем выделяютписьма в редакцию. Они в отличие от писем частного характера могут бытьопубликованы редакциями газет и журналов (за исключением случаев, когда в нихсодержится запрет на публикацию). В соответствии со ст. 42 Закона о средствахмассовой информации редакция обязана соблюдать права на используемыепроизведения, включая авторские права, издательские права, иные права наинтеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами напроизведение, может особо оговорить условия и характер использованияпредоставляемого редакции произведения.
Письмо, адресованное в редакцию,может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовойинформации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положениянастоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылатьэти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенциювходит их рассмотрение.
Никто не вправе обязать редакциюопубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение илиматериал, если иное не предусмотрено законом. Результат творческой деятельностистановится объектом авторского права при условии, что он выражен в какой-либообъективной форме. Это обусловлено тем, что поскольку сам объект (произведение)существует нематериально, то без выражения в объективной форме произведение неможет быть воспринято другими людьми и не может быть признано объективносуществующим. Для того, чтобы творческие замыслы автора стали доступны обществуони должны выразиться во вне, объективироваться.
Следует отметить, что в данном случаене учитывается то обстоятельство, было ли завершено произведение или нет. Так,авторское право охраняет не только законченные произведения, но и эскизы,наброски и др. Объектом авторского права является не только произведение вцелом, но и часть произведения, если эта часть является результатом творческойдеятельности и может быть использована самостоятельно. При этом под частьюпроизведения понимается как механически выделенная из произведения часть(строчка из стихотворения, отрывок из кинофильма), так и такая часть, котораясоздана с помощью творчества другого лица (адаптация книги).
Произведения охраняются независимо оттого, достаточен ли их художественный уровень. Это обусловлено тем, что самопонятие художественного уровня является достаточно субъективным понятием
Форма объективного существованияпроизведения может быть связана с каким-либо материальным носителем (бумага,пленка, пластинка и т.д.) или не связана с ним (например, устное исполнение). Всвязи с тем, что объект авторского права нематериален, а его форма вбольшинстве случаев имеет материальный характер, возникает проблема соотношенияправ на произведение и на вещь, являющуюся его носителем. Это разные права, исубъекты этих прав могут не совпадать. Собственник вещи может и не иметьавторского права на произведение, материализованное в этой вещи. Особеннорельефно это проявляется в отношении картин и других произведенийизобразительного искусства.
Устная форма также являетсяразновидностью объективной формы однако необходимо, чтобы можно быловоспроизвести такое произведение (магнитофонная запись, стенограмма выступленияи т.д.).
Требование объективной формы какусловия признания произведения объектом авторского права обусловлено тем, чтосозданное автором произведение до тех пор, пока оно не написано на бумаге,никому не прочитано и не опубликовано в печати, известно одному только автору.Лишь после того, как произведение будет выражено автором вовне, отделившись отавтора каким-либо способом, оно получит выражение в объективной форме.
Объективная форма, как правило,совпадает с понятием материальной формы, однако, понятие объективной формыболее широкое, чем понятие материальной формы.
Произведение признается объектамиавторского права независимо от того, обнародовано оно или нет
Закон об авторском праве и смежныхправах (п. 2 ст. 6) конкретизирует понятие объективной формы. В частности кпоследней относится:
письменная (рукопись, машинопись,нотная запись и т.д.);
устная (публичное произнесение,публичное исполнение и т.д.);
звуко- или видеозаписи (механическая,магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);
изображения (рисунок, эскиз, картина,план, чертеж, кино-, теле-, видео или фотокадр и т.д.);
объемно-пространственная (скульптура,модель, макет, сооружение и т.д.).
Для того, чтобы произведение былопризнано объектом авторского права необходимо наличие всех названных признакови тогда произведение будет охраняться без какой-либо дополнительнойрегистрации; не требуется и формального подтверждения наличия этих признаков,квалификация произведения в качестве объекта в каком-либо государственноморгане. Однако автор произведения вправе, но не обязан для оповещения о своихправах использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждомэкземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы с вокружности, имени автора и первого года опубликования.
Вместе с тем для обеспеченияидентификации произведения и для последующего сбора гонорара за егоиспользование осуществляется регистрация этих произведений в авторско-правовыхобществах(например, в Российском авторском обществе — РАО). За регистрациювзимается плата. При этом выдается свидетельство, подтверждающее фактрегистрации и дату регистрации.
При регистрации произведений автордолжен представить клавир, текст, кассету с записью и т.д. и заполнитьспециальную регистрационную форму. Автор дает гарантию, что он являетсядействительным создателем произведения и что последнее не нарушает праватретьих лиц. Такое свидетельство может быть использовано впоследствии вкачестве доказательства в суде. Однако следует иметь в виду, что такаярегистрация не создает авторского права.
В последние годы появилась практикаиспользования нотариального заверения как способа удостоверения авторскогоправа на произведение. Так, автор текста, который он рассматривает в качествеоригинального произведения, ставит под ним свою подпись, которая по существу иудостоверяется нотариусом. Необходимо отметить, что ранее действовавшеезаконодательство предусматривало ряд дополнительных условий для признаниянекоторых произведений объектами авторского права. Так, например, авторскимправом охранялись только те произведения фотографии и произведения, полученныеспособом, полученным аналогичным фотографии необходимо было указать на каждомэкземпляре произведения имя автора, место и год выпуска в свет.
Как уже было отмечено установитьзакрытый перечень объектов авторского права невозможно, поэтому Законодательнашел способ более четко обрисовать контуры объектов, охраняемых авторскимправом, пойдя от противного и указав те произведения, которые не могут быть объектамиавторского права.
Не являются объектами авторскогоправа официальные документы(законы, судебные решения, иные текстызаконодательного, административного и судебного характера), а также ихофициальные переводы; государственные символы и знаки(флаги, гербы, ордена,денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народноготворчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Отсутствие правовой охраны дляофициальных документов обусловлено тем, что они изначально предназначены дляширокого использования, которое должно быть беспрепятственным иоперативным(хотя по своей сути обычно это авторские произведения, созданные впорядке выполнения служебного задания). Поэтому не охраняются авторским правомони только с того момента, когда получат официальный статус, т.е. будутутверждены соответствующим государственным органом. Что касается сообщений особытиях и фактах, то им охрана не предоставляется в связи с тем, что сообщенияне обладают признаками произведения, поскольку несут только информационнуюнагрузку. Отдельно следует остановиться на произведениях народного творчества (фольклор- дословно в переводе с английского народная мудрость). Это творчествоохватывает бытующие в народе и созданные им поэзию, музыку, изобразительно идекоративно-прикладное искусство. К нему обычно относят произведения, которыеудовлетворяют всем необходимым требованиям для предоставления правовой охраны,однако автор таких произведений неизвестен.(частушки, сказки и т.д.)Произведения фольклора играют важную роль в сохранении культурного наследиялюбой страны.
Что касается сообщений о событиях ифактах, имеющих информационный характер, то следует иметь в виду, что согласност. 23 Закона РФ «О средствах массовой информации» при распространениисообщений и материалов информационного агентства другим средством массовойинформации ссылка на информационные агентства обязательна. Следует отметить,что провести грань между произведением, охраняемым авторским правом исообщением, имеющим информационный характер бывает достаточно сложно, посколькусамо сообщение бывает облечено в какую-либо объективную форму, иметь творческийхарактер и соответственно охраняться авторским правом. При наличиикомментариев, анализа и т.д. они уже однозначно будут рассматриваться вкачестве произведений, охраняемых авторским правом.
Не охраняются авторским правомпроизведения, срок охраны которых уже истек и которые перешли в сферуобщественного достояния, а также некоторые произведения иностранных авторов,впервые опубликованные за рубежом.
Среди субъектов авторского прававыделяют прежде всего автора произведения (в том числе производного илисоставного). При этом лицо, указанное в качестве автора на оригинале или иномэкземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
Субъекты авторского праваподразделяются на первоначальных и производных. Субъектом первоначальногоавторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который иприобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественныхправ.
Следует отметить, что по ранеедействовавшему законодательству субъектами первоначального авторского правамогли быть и юридические лица. Возраст создателя произведения значения неимеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляютот их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например,заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченнодееспособными вследствие злоупотребления спиртными веществами илинаркотическими средствами могут быть также авторами. Однако осуществлятьавторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей.
Субъектами авторских прав могут бытьи недееспособные лица. Известны многочисленные случаи, когда знаменитыеписатели, художники страдали психическими заболеваниями. Законодательство обавторском праве не содержит каких-либо ограничений для признания таких лицавторами. Однако если они в установленном порядке были признанынедееспособными, то все сделки в отношении созданными ими произведений за нихбудут совершать опекуны.
Возникает вопрос о том, являются лисубъектами исключительных имущественных прав супруги авторов. В соответствии сост. 34 п. 1 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое в браке, являетсясовместной собственностью супругов. Термин «имущество» включает иимущественные права, в том числе имущественные права на результатыинтеллектуальной деятельности. Таким образом, можно прийти к выводу, чтоисключительные права на использование произведений являются совместнойсобственностью супругов. Неурегулированным является вопрос, возникает лисовместная собственность на имущественные права в тех случаях, когдапроизведение было создано во время брака, а имущественные права (в частностиправо на получение гонорара за использование произведения) возникли послерасторжения брака.
Следует иметь в виду, что супругимогут заключить брачный договор. В этом случае супруги могут определить вдоговоре, кому будут принадлежать имущественные права на произведения,созданные во время брака.
Субъектами авторских прав являютсятакже иностранные граждане. Так, авторское право распространяется напроизведения, обнародованные на территории Российской Федерации илинеобнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территорииРоссийской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимоот их гражданства;
на произведения, обнародованные запределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиесяв какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, ипризнается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (ихправопреемниками);
на произведения, обнародованные запределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиесяв какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, ипризнается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками)- гражданами других государств в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации.
При предоставлении на территорииРоссийской Федерации охраны произведению в соответствии с международнымидоговорами Российской Федерации автор произведения определяется по законугосударства, на территории которого имел место юридический факт, послужившийоснованием для обладания авторским правом.
Предоставление на территорииРоссийской Федерации охраны произведению в соответствии с международнымидоговорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, неперешедших в общественное достояние в стране происхождения произведениявследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторскогоправа и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствиеистечения предусмотренного настоящим Законом срока действия авторского права.
При предоставлении охраныпроизведению в соответствии с международными договорами Российской Федерациисрок действия авторского права на территории Российской Федерации не можетпревышать срок действия авторского права, установленный в стране происхожденияпроизведения.
Субъектами авторских прав являютсятакже составители. Автору сборника и других составных произведений(составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор илирасположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составительпользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого изпроизведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенныхв составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо отсоставного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлятьсамостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своихсоставных произведений при условии, что они самостоятельно обработали исистематизировали включенный в сборник материал (например, расположили материалпо иной системе, снабдили его комментариями и примечаниями составителясборника). Таким образом, законодатель рассматривает подбор и расположениематериалов для включения его сборник в качестве творческой деятельности Приэтом авторское право у составителя возникает и в том случае, если входящие всборник или в базу данных иные материалы не охраняются авторским правом.(например, сборник частушек).
Возможны ситуации, когда составительсборника включил в сборник произведение, охраняемое авторским правом, неполучив предварительное согласие правообладателя на такое включение. Возникаетвопрос о том, есть ли у составителя авторское право на это произведение.Представляется что авторское право возникло, однако использовать произведениеон не может.
Составители как субъекты авторскогоправа обладают и личными неимущественными правами однако эти правараспространяются не на все элементы сборника, а лишь на те, которые являютсярезультатом их творческого труда.
Субъектом авторского права являетсятакже переводчик произведения на другой язык. Авторское право переводчика распространяетсяне на само произведение, которое он переводит, а только на созданный имперевод. При этом авторское право переводчика не препятствует другим лицамосуществлять свои собственные переводы. В данном случае имеется в виду непростой перевод отдельных слов или выражений на другой язык (подстрочныйперевод), а перевод, соединенный с литературной обработкой текста произведенияс сохранением смыслового содержания.
В случае нарушения авторского правапереводчика последний, равно как и автор оригинального произведения имеет правотребовать восстановления нарушенного права, вплоть до запрещения выпуска илираспространения произведения.
Аналогичные права возникают и вотношении авторов других производных произведений (переделок, аранжировок ит.д.). Это обусловлено тем, что и переводчик, и другие переработчики присоздании своих произведений используют элементы формы других ранее созданныхпроизведений. Переработчик пользуется авторским правом на созданное импроизведение при условии соблюдения ими прав автора произведения, подвергшегосяпереводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Таким образом, приотсутствии согласия автора оригинала на перевод или иную переработкупроизведения авторское право у переводчика или иного переработчика все равно возникает,однако реализовать его они не могут (например, заключать договоры наиспользование). Наличие авторского права переводчиков и авторов другихпроизводных произведений не мешает иным лицам на тех же условиях делать своипереработки одних и тех же произведений.
Особым образом законодатель выделяетсубъектов авторского права на аудиовизуальные произведения, под которымипонимаются произведения, воспринимаемые одновременно с помощью слуха (лат.audio слушаю) и зрительно (лат. Video вижу). Такие произведения состоят изсерии связанных между собой кадров (кинофильмы, телефильмы и т.д.) Авторамитаких произведений являются режиссер-постановщик, автор сценария, автормузыкального произведения с текстом или без текста, специально созданного дляэтого произведения. Вместе с тем, заключение договора на созданиеаудиовизуального произведения влечет за собой, если в договоре не указано иное,передачу исключительных прав на использование аудиовизуального произведения(воспроизведение, распространение, публичное исполнение и т.д.). Указанныеправа действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальноепроизведение. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любомиспользовании указывать свое имя и наименование либо требовать такого указания.
Субъектами авторских правоотношенийявляются также правопреемники авторов, к которым относятся в первую очередьюридические лица. Основой правопреемства в данном случае является заключениедоговора. К правопреемнику автора на основании договора обычно переходят теправомочия, которые автор, как правило, не может осуществить сам (право наиздание, постановку и т.д.).
Произведения литературы, науки иискусства могут создаваться не одним, а двумя или несколькими лицами, врезультате чего возникает соавторство. При этом речь идет только о совместномтворческом труде; оказание всякого рода технической, организационной или инойподобной помощи при создании произведения или придания ему объективной формы непризнается творческим трудом и не может служить основанием для признаниясоавторства. Вопрос о творческом или техническом характере творческого участияможет быть решен на основании оценки, данной экспертами. В результатесовместной творческой деятельности создается произведение, характеризующеесяединством формы и содержания либо необходимой связью двух или более форм,обусловленных единым содержанием (например, слова и музыка песни).
В качестве авторов или соавторов непризнаются лица, организующие работу по созданию произведений, входящих всложный объект в качестве элемента — продюсеры, издатели, периодическихизданий, энциклопедий и т.д.
Особым видом произведений, созданныхв соавторстве, является интервью. Авторские права на интервью принадлежат каклицу, давшему интервью, так и лицу, проводившему интервью. Эти лицарассматриваются в качестве соавторов, если договором между ними непредусмотрено иное. При этом использование интервью допускается лишь с согласиялица, давшего интервью.
В результате совместной творческойдеятельности создается произведение, характеризующееся единством формы исодержания либо необходимой связью двух или более форм, обусловленных единымсодержанием.
Соавторство имеет место как в томслучае, когда произведение образует одно неразрывное целое, так и в том, когдаоно состоит из частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение. Впервом случае имеет место нераздельное соавторство, во втором — раздельноесоавторство (например, главы учебника, написанные отдельными авторами иобладающими авторским правом на учебник в целом).
Объем творческого труда соавторовможет быть неодинаковым, однако это не влияет на признание лица соавтором.Таким образом, достаточно минимального, но обязательно творческого вклада вобщее произведение, чтобы считаться соавтором со всеми вытекающими отсюда правомочиями.
Претензия на соавторство, если онадобровольно не принимается предъявляется в суде в форме иска о признаниисоавторства. При этом истцами являются те, кто на это соавторство претендует, аответчиками те, кто указан в качестве авторов в произведении, готовящемся квыпуску в свет или уже выпущенном.
Творческое участие при соавторствевозможно на любой стадии создания произведения. Так, доработка начатогопроизведения может служить основанием для признания соавторства. При этом законособо подчеркивает, что авторские права на произведение осуществляетсясоавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Еслипроизведение соавторов образует неразрывное целое, то ни один из соавторов невправе без достаточных оснований запретить использование произведения. В этомслучае всем соавторам принадлежит авторское право на произведение в целом икаждому — авторское право на созданную им часть произведения.
Соавторство может быть толькодобровольным. По общему правилу отношения между соавторами оформляетсясоответствующим соглашением, однако такие соглашения не являются обязательнымусловием соавторства. Соглашение о совместной работе, навязанное автору илисоавторам (так называемое принудительное соавторство) признаетсянедействительным.
Если же речь идет о произведениях,созданных в соавторстве, когда каждая часть произведения, созданная всоавторстве, имеет самостоятельное значение, то эта часть может бытьиспользована ее автором по своему усмотрению, если иное не предусмотреносоглашением между ними.
Совместная творческая работа посозданию коллективного произведения по общему правилу основывается напредварительном соглашении соавторов. Но в ряде случаев отношения соавторовмогут возникнуть и при отсутствии такого соглашения (например, соавторство,установленное в судебном порядке).
Иногда вопрос о соавторстве возникаетв случаях, когда какое-либо лицо осуществляет литературную обработкуфактического материала, известного другому лицу, Вопрос о том, кто изучаствующих в создании произведения в данном случае является автором (либо обаучастника) решается в зависимости от того, каков творческий вклад каждого изних в созданное произведение.
При этом запись произведения сама посебе не делает автором произведения, поскольку подобная запись — дело чистотехническое, хотя и требующее определенной квалификации. И, наоборот, сообщениетолько определенных фактов лицу, которое на этой основе создало произведение,самостоятельное с точки зрения формы и содержания, также не делает сообщившегоэти факты соавтором.
Авторское право переходит понаследству и в случае смерти автора или объявления его умершим егоимущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищатьнекоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения. Авторскиеправа могут наследоваться как по закону, так и по завещанию. Наследникиявляются субъектами авторских правоотношений в течение 70 лет после смертиавтора, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Исключительное право на использованиеслужебного произведения принадлежит работодателю, если в договоре между ним иавтором не предусмотрено иное. Вместе с тем автор сохраняет личныенеимущественные права, в том числе право на обнародование произведения.Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указыватьсвое наименование либо требовать такого указания. Из этого следует, что присоздании служебных произведений работодатели также могут рассматриваться вкачестве субъектов авторского права.1.2 Авторские права и срок их действия
Согласно ст. 30 Закона «Обавторском праве и смежных правах», — имущественные права, предусмотренныест.12 данного закона, могут быть предоставлены иным лицам на основанииавторского договора. «По авторскому договору автор передает, или обязуетсяпередать, приобретателю свои права на использование произведения в пределах ина условиях согласованных сторонами».
Авторский договор имеетгражданско-правовой характер (поскольку представляет собой соглашение двух илиболее лиц, направленное на установление, изменение или прекращение взаимныхправ и обязанностей), но одновременно подчеркивается его самостоятельностьсреди других гражданско-правовых договоров.
Авторский договор следует отличать отиных форм договорного регулирования отношений по созданию и использованиюпроизведений науки, литературы и искусства. Так, на практике нередко возникаетвопрос о разграничении авторского и трудового договоров, что имеет большоезначение для установления объема прав создателя творческого произведения и егопользователя. Если произведение создано в рамках выполнения служебного задания,права по его использованию принадлежат работодателю, который должен обеспечить,лишь соблюдение личных и имущественных прав автора.
Нередко особенно при заключениидоговоров на создание произведений изобразительного искусства возникает вопросо разграничении авторского договора и договора подряда. Разграничениеавторского и подрядного договоров производится, прежде всего, по их предмету.Если предметом договора подряда является результат обычной, техническойдеятельности подрядчика, то предметом авторского договора является произведениенауки, литературы, искусства как результат творческой работы автора.
Авторский договор имеет нескольковидов.
Авторский договор о передаче исключительныхправ разрешает использование произведения в пределах, установленных авторскимдоговором о передаче исключительных прав на произведение, только лицу, которомуэти права передаются, и дает ему право запрещать подобное использование другимлицам. Это же право имеет и сам автор произведения, но только в том случае,если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет его защиту.
Если автор произведения расстался сосвоими исключительными правами вследствие заключения договора о передачеисключительных прав на произведение, он все равно сохраняет личныенеимущественные права, а также право наблюдать за использованием пользователемправ на произведение и предпринимать некоторые действия в отношении третьеголица, если им нарушены права пользователя. Другими словами, автор можетвмешиваться в отношения между пользователем и третьим лицом.
Авторский договор о передаченеисключительных прав. Пользователь, имеющий неисключительные права поавторскому договору, может использовать произведение наравне с лицом,обладающим исключительными правами. Права называются неисключительными, если вдоговоре прямо не установлено обратное. Для самого автора предпочтительнееформа договора, при которой он оставляет за собой исключительные права наиспользование произведения, т.е. авторский договор о передаче неисключительныхправ.
Существует также авторский договор наиспользование произведений, заключаемый в форме лицензионного соглашения.
Авторский договор заказа такжеявляется одним из видов авторского договора. Он отличается от авторскогодоговора купли-продажи тем, что автор обязуется создать произведение всоответствующие сроки и передать его заказчику. В свою очередь заказчик обязанв счет установленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер,сроки и порядок выплаты аванса определяются в договоре по соглашению сторон.Подобный договор заказа будущему автору произведения выгодно заключить сзаинтересованной стороной в случае наличия идеи о создании творческогопроизведения, но при отсутствии средств на это.
Еще одним видом авторского договораявляется авторский договор на готовое произведение. Фактически данный договорпредставляет собой договор купли-продажи имущественных прав. В соответствии сп. 3 ст. 454 ГК РФ к указанным отношениям применяются общие положения окупле-продаже, при условии, что из содержания или характера предаваемых прав невытекает иное. Исходя из данной статьи, можно сделать вывод, что к авторскомудоговору на готовое произведение применяются общие нормы гражданского права обобязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже.
Издательский договор является однимиз самых распространенных видов авторского договора. Данным договоромрегулируются вопросы, связанные с изданием и переизданием произведений, которыемогут быть представлены на бумажном носителе. К таковым относятся произведениялитературы (научные, художественные и др.), музыкальные произведения,произведения изобразительного искусства и т.п.
Обязательным субъектом авторскогодоговора является автор произведения или его правопреемник. Если авторскийдоговор заключается по поводу использования коллективного произведения, тонеобходима согласованная воля всех соавторов. При этом все они имеют правопринимать участие в согласовании условий и подписании договора, хотя это можетсделать и один из них по поручению остальных. Если имеет место работа поподготовке сборника, то, помимо заключения договоров с составителем(составителями), необходимо также заключить договоры со всеми авторами,произведения которых планируется включить в сборник.
Вторая сторона авторского договора — пользователь произведения. Как правило, это специализированная организация,основным родом деятельности которой является осуществление издательских,выставочных и других аналогичных функций. Однако заключение авторских договоровне возбраняется любым иным организациям, при условии, что использованиеопределенных произведений не противоречит их уставным целям.
Поскольку авторский договор действуетсравнительно длительный период времени, то не исключена ситуация с переменойучаствующих в обязательстве лиц. Данный момент имеет определенные особенностипо сравнению с общегражданскими правилами об уступке права требования ипереводе долга. Если возникает необходимость замены автора, измененияавторского коллектива, привлечения соавторов, то данный вопрос обычно решаетсяположительно только с согласия пользователя произведения.
По общему правилу, авторский договорявляется консенсуальным, возмездным и взаимным. Но это не исключает существованияреальных, безвозмездных и односторонних авторских договоров. Авторский договорсчитается реальным в том случае, если одновременно с согласованием всехнеобходимых условий договора стороны предоставляют друг другу всё причитающеесяпо договору.
Помимо общего срока действия,авторский договор, как правило, фиксирует сроки выполнения контрагентамидоговорных обязательств. Например, авторский договор заказа предусматриваетсрок создания и предоставления автором заказанного произведения; помимо этого,договор такого типа может предусматривать дополнительные льготные сроки дляпредоставления автором произведения, сроки для устранения замечаний и др.
Еще одним немаловажным условиемавторского договора является его цена. Под ценой авторского договораподразумевается авторское вознаграждение, которое пользователь обязан уплатитьавтору за получение права на использование конкретного произведения.
Авторский договор заключается впростой письменной форме. Закон не требует нотариального удостоверения такогодоговора, но стороны могут это сделать по собственной инициативе. В случае,когда авторский договор был заключен без соблюдения требований о простойписьменной форме, это еще не делает его недействительным, но влечет за собойпоследствия, предусмотренные п. 1 ст. 162 ГК РФ. А именно, в этом случаестороны при возникновении спора лишаются права ссылаться в подтверждение сделкии ее условий на свидетельские показания, сохраняя право приводить письменные идругие показания.
В устной форме может быть заключенавторский договор об использовании произведения в периодической печати.
Содержание любогогражданско-правового договора вообще и авторского в частности составляют праваи обязанности сторон. Авторский договор является взаимным, т. е. обе сторонынаделяются правами и несут корреспондирующие им обязанности. Следует отметить,что действующее законодательство фактически не регулирует содержание авторскихдоговоров, оставляя данный вопрос полностью на усмотрение сторон.
При неисполнении или ненадлежащемисполнении своих обязанностей по авторскому договору стороны несутгражданско-правовую ответственность. Под ответственностью по авторскомудоговору понимается мера государственного принуждения имущественного характера,применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворенияпотерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность. Еереализация происходит в рамках особого охранительного правоотношения, имеющегоряд специфических особенностей, отличающих его от других видовгражданско-правовых отношений. Эти особенности проявляются в том, чтоколичество мер принуждения значительно меньше, чем в других гражданско-правовыхобязательствах. В перечень таких мер входят расторжение договора и возвращениесторон в первоначальное положение, взыскание убытков и некоторые другие.

Глава 2. Понятиесмежных прав
 
2.1 Виды смежных прав
 
Развитие творческойдеятельности, технических форм воспроизведения ее результатов давно поставилина повестку дня вопрос о расширении круга участников авторских правоотношенийза счет включения в их число артистов-исполнителей, режиссеров-постановщиков,изготовителей фонограмм, вещательных организаций, использующих современныесредства приема и передачи звука и изображения (в частности, спутники,кабельное телевидение и т.п.).
Творческая деятельностьназванных лиц и организаций делает доступными для широкой публики музыкальные,драматические и иные виды охраняемых авторским правом произведений, тогда каксами они оставались без правовой охраны. Поскольку все они творчески используютсозданные другими лицами (авторами) произведения, их более ограниченныеправомочия, «примыкающие» к авторским и закрепленныезаконодательством ряда стран, а затем и некоторыми специальными международнымиконвенциями, получили название «смежных» прав. Существуют четырекатегории смежных прав:
1) права исполнителей на ихисполнения и постановки (исполнительские права);
2) права производителей фонограмм наих фонограммы (фонограммные права);
3) права организаций эфирного вещанияна их передачи в эфир;
4) права организаций кабельноговещания на их передачи для всеобщего сведения.
Права организаций кабельного вещанияи права организаций эфирного вещания одинаковы по своему содержанию. Поэтомуможно говорить о единой категории смежных прав организаций эфирного икабельного вещания на их передачи. Таким образом, правильнее говорить о наличиив российском законодательстве трех категорий смежных прав.
Указанные три категории смежных правотличаются друг от друга по субъектам, содержанию, срокам охраны и т.п. Поэтомунельзя говорить о смежном праве как о едином правовом институте. Вот почемуЗакон правомерно употребляет выражение «смежные права» вомножественном числе.
Объектами исполнительских смежныхправ являются исполнения и постановки, т.е. то, что создается исполнителями.Объекты исполнительских прав могут восприниматься на слух, зрительно или наслух и зрительно. Исполнительские права обычно возникают независимо от того,осуществлена ли запись исполнения (постановки). Запись исполнения (постановки)может представлять собой фонограмму (если исполнение (постановка)воспринимается посредством слуха) или аудиозапись (в остальных случаях).Фонограммные смежные права возникают, как правило, с момента звукозаписи, ноиногда с момента опубликования этой звукозаписи.
Права организаций эфирного икабельного вещания возникают на их передачи. Эти права действуют с моментаосуществления передачи. Предварительная запись передачи не является условиемвозникновения права. Если такая запись произведена до фактического сообщенияпередачи в эфир или по кабелю, то «передачи» еще нет и потому правана нее не возникают
Субъектами смежных правявляются:
1) исполнители (актеры,музыканты, режиссеры, дирижеры и т.д.);
2) производителифонограмм (лица, первыми осуществившие звуковую запись исполнения);
3) организации эфирногоили кабельного вещания (те, которые сами создали передачу либо по заказу и засчет которых создана передача).
Субъекты смежных правдолжны иметь договор с автором произведения, а производители фонограмм иорганизации эфирного и кабельного вещания — ещё и договор с исполнителем. Всесубъекты смежных прав имеют исключительное право на использование произведения(исполнения, постановки, фонограммы, передачи). Это означает, что другие лицадолжны получать разрешение на первичную запись исполнения, постановки, передачув эфир или по кабелю от субъектов этих прав. Они дают также разрешение навоспроизведение фонограммы, переделку, переработку и ряд других действий.
Субъекты смежных правимеют также право на вознаграждение. Эти права регулируются посредствомдоговоров с пользователями, а сбор и выплата вознаграждения — специальнымиорганизациями, управляющими смежными правами, которые создаются их субъектами.
Закон подробно регулируетотношения в сфере смежных прав. По сравнению с авторскими эти права носят вопределённой мере ограниченный характер и сводятся по существу к разрешению(согласию) на воспроизведение (использование) и требованию соответствующейоплаты.
К смежным правам могут по аналогииприменяться следующим нормы, относящиеся к авторскому праву: распространениеправа на часть объекта; нераспространение права на содержание; соотношениесмежного права и права собственности на материальный объект; производныеобъекты смежных прав; право первоиздателя; соавторство.
 
2.2 Защита прававторов
авторскийправо гражданский отношение
Защита авторских и смежных прав иохраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке,т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Подформой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационныхмероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты естьдеятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных илиоспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том,что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомернымидействиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентныморганам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т.п., которыеуполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права ипресечения правонарушения.
В рамках юрисдикционной формы защиты,в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенныхавторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав иохраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная массаавторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными ииными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношенияявляются юридические лица, возникший между ними спор относится кподведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторскогоправоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейскогосуда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемыхзаконом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование оботправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчикуматериально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или опризнании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный,или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях,кроме тех, которые прямо указаны в законе.
Неюрисдикционная формазащиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских исмежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются имисамостоятельно, без обращения за помощью к государственным или инымкомпетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законныесредства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправныхдействий, запрещенных законодательством. Типичным примером таких допускаемыхзаконом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемыев порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемойобласти спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути деласводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересахнеисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведениеизменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказуот исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.
Под способами защитыавторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовыемеры принудительного характера, посредством которых производится восстановление(признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Обладателиисключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:
1) признания прав;
2) восстановленияположения, существовавшего до нарушения права;
3) прекращения действий,нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;
4) возмещения убытков;
5) взыскания дохода,полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;
6) выплаты компенсации вопределенных законом пределах.
Указанные способы защитыне исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевшийдля защиты своих авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов.Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскимиправами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов,которые применяются для защиты субъективных гражданских прав.
Как правило, обладательнарушенного авторского или смежного права может воспользоваться не любым, авполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенногоправа либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает изхарактера совершенного правонарушения.
Необходимость в данномспособе защиты возникает тогда, когда наличие у лица авторского или смежногоправа подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается,отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастуюнеопределенность авторского или смежного права приводит к невозможности егоиспользования или, по крайней мере, затрудняет такое использование. Признание праваавторства как раз и является средством устранения неопределенности вовзаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав ипредотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальномуосуществлению.
Охранаавторских прав в последнее время приобретает все большее значение. И авторскийдоговор, закрепляя взаимные права и обязанности сторон, является важнымсредством защиты, как прав автора или его правопреемника, так и правпользователя./>

Заключение
 
В мире все большеезначение приобретают правовые отношения, связанные с созданием и использованиемпроизведений, охраняемых авторским правом.Право на защиту предоставляется авторам, обладателям смежных прав, а также ихнаследникам и иным правопреемникам. Это совокупность мер правоохранительногохарактера для восстановления их нарушенных и оспариваемых прав. Нарушениеустановленных законодательством положений об авторском праве и смежных правахвлечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Роль авторского права вформировании культуры несомненна. А что есть у нации кроме культуры: неткультуры, нет и нации. Люди всегда что-нибудь изобретали, и, безусловно,авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надоохранять. Тем более в настоящее время.
Правовой охраной в равнойстепени пользуются, как произведения, на который поставлен знак охраны, так ипроизведения без знака. Наиболее опасные посягательства на субъективныеавторские права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовнуюответственность. Это присвоение авторства или принуждение к соавторству инезаконное распространение или иное использование объектов авторского права илисмежных прав. Административно-правовой способ защиты состоит в рассмотрениижалоб автора или других заинтересованных лиц, а также протестов прокуроров квышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов.
Без эффективной системыохраны национальных и зарубежных объектов авторского права и смежных прав можнобыло бы оказаться вне глобальной информационной инфраструктуры и не иметьдоступа к информационным ресурсам, потребность в которых становится условиемэкономического и культурного выживания в XXI столетии. Кроме того, наличие современногозаконодательства по авторскому праву является важным условием длямеждународного сотрудничества в широком объеме.
 

 
Литература
 
1. Конституцияроссийской Федерации от 12.12.1993 // СЗ РФ, 2008, ст.44;
2. ГражданскийКодекс Российской Федерации, часть четвертая.// СЗ РФ, 2006, гл. 70, 71;
3. Гражданскоеправо: В 4 т. Том 3: Обязательственное право: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А.Суханов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2006. (Серия «Классическийуниверситетский учебник»);
4. Гаврилов Э. П.Комментарий Закона об авторском праве и смежных правах. − М., 1996;
5. Пиленко А. А.Право изобретателя. − М.: Статут, 2001. (Классика российскойцивилистики).
6. БлизнецИ.А., Леонтьев К.Б., Авторское право и смежные права. – М.: Проспект, 2010, 416с.;
7. ДворянкинО.А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение.Уголовно-правовой аспект. М.: Издательство «ВесьМир», — 2002, 451 с;
8. БлизнецИ.А. Леонтьев К.Б. Роль государства в области авторского и смежных прав. // www.copyright.ru.
9. Авторскиеи смежные с ними права: Постатейный комментарий глав 70 и 71 ГК РФ/ Под ред.Крашенинникова П. В. – М.: Статут, 2010, 480 с.;
10. Авторскоеправо: Сборник нормативных актов. М.: Юрист, 2003. 96 с.
11. ГришаевС.П. Авторское право. М.: Система ГАРАНТ, 2005.
12. Защитаавторских и смежных прав по законодательству России / Под ред. И.В. Савельевой.М.: Экзамен, 2002, 288 с.