Особенности правового статуса государственных унитарных предприятий (ГУП)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ — ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВРЕФЕРАТ
по разделу
«Основы предпринимательскогоправа»
 на тему: «Особенностиправового статуса государственных унитарных предприятий»Группа№ 12 ФКБ
Студент Батков Л.А.
Преподаватель
д.ю.н. Тотьев К.Ю.
Москва, 2007
Введение
3декабря 2002 года вступил в силу Закон Российской Федерации от 14 ноября 2002года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далеепо тексту — Закон).
Необходимостьв его принятии не вызывает сомнения, хотя бы уже ввиду огромного количества муниципальныхунитарных предприятий (далее по тексту – МУП)  и государственных унитарных предприятий (далеепо тексту – ГУП) в Российской Федерации и отсутствие до этого времени единогозаконодательного акта на федеральном уровне, регулирующего деятельность этихспецифичных субъектов гражданского оборота. До 2002 г. вопросы по созданиюи деятельности МУПов и ГУПов регулировались лишь несколькими статьями ГКРоссийской Федерации и многочисленными подзаконными актами правительства,министерств и ведомств, субъектов федерации и муниципальных образований.
            Введенныйв действие в 2002 г.Закон регулирует совместно с Гражданским кодексом РФ права и обязанностисобственников имущества унитарных предприятий, порядок создания, реорганизациии ликвидации унитарных предприятий.
            1. Общие сведения обунитарных предприятиях
Унитарнымпредприятием признается коммерческая организация, не наделенная правомсобственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В формеунитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальныепредприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на правесобственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации илимуниципальному образованию.
Отимени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственникаимущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной властиРоссийской Федерации или органы государственной власти субъекта РоссийскойФедерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статусэтих органов.
От имени муниципальногообразования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляюторганы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами,определяющими статус этих органов.
Имуществоунитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или направе оперативного управления, является неделимым и не может быть распределенопо вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарноепредприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарноепредприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарноепредприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные иличные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком всуде.
Унитарноепредприятие должно иметь самостоятельный баланс.
ВРоссийской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарныхпредприятий:
унитарные предприятия, основанные направе хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственноепредприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственноепредприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные направе оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятиесубъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также- казенное предприятие).
Создание унитарныхпредприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственностиРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальныхобразований, не допускается.
2. Правоспособность унитарного предприятия
Унитарное предприятиеможет иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям егодеятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нестисвязанные с этой деятельностью обязанности.
Унитарноепредприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесениясоответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц сособенностями, установленными статьей 10 Закона (см ниже).
Унитарноепредприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено егоуставом.
Унитарноепредприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета натерритории Российской Федерации и за ее пределами.
Государственноеили муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственникомего имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные сучреждением государственного или муниципального предприятия.
Отдельныевиды деятельности, перечень которых определяется Законом, унитарное предприятиеможет осуществлять только на основании лицензии.
3. Ответственность унитарных предприятий
Унитарноепредприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащимему имуществом.
Унитарное предприятие ненесет ответственность по обязательствам собственника его имущества (РоссийскойФедерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
РоссийскаяФедерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несутответственность по обязательствам государственного или муниципальногопредприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство)такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях насобственника при недостаточности имущества государственного или муниципальногопредприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
РоссийскаяФедерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несутсубсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий принедостаточности их имущества.
4. Учреждение унитарного предприятия
Учредителем унитарногопредприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерацииили муниципальное образование.
Решениеоб учреждении федерального государственного предприятия принимаетсяПравительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительнойвласти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
Решение об учреждениигосударственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципальногопредприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъектаРоссийской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии сактами, определяющими компетенцию таких органов.
Федеральноеказенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.
Казенное предприятие субъектаРоссийской Федерации учреждается решением органа государственной властисубъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющимистатус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Муниципальное казенноепредприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому всоответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено правопринятия такого решения.
Государственное или муниципальноепредприятие может быть создано в случае:
— необходимостииспользования имущества, приватизация которого запрещена, в том числеимущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РоссийскойФедерации;
— необходимостиосуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числереализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а такжеорганизации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспеченияпродовольственной безопасности государства;
— необходимостиосуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительнодля государственных унитарных предприятий;
— необходимостиосуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных собеспечением безопасности Российской Федерации;
— необходимостиразработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфереинтересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность РоссийскойФедерации;
— необходимостипроизводства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченнооборотоспособной.
Казенное предприятие может быть создано в случае:
— если преобладающая илизначительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услугпредназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РоссийскойФедерации или муниципального образования;
— необходимостииспользования имущества, приватизация которого запрещена, в том числеимущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации,функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализациииных стратегических интересов Российской Федерации;
— необходимостиосуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказаниюуслуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решениясоциальных задач;
— необходимостиразработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающейбезопасность Российской Федерации;
— необходимостипроизводства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченнооборотоспособной;
— необходимостиосуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточныхпроизводств;
— необходимостиосуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительнодля казенных предприятий.
Решениеоб учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предметдеятельности унитарного предприятия.
Порядокопределения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на правехозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядокутверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителемустанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации или органами местногосамоуправления.
Стоимость имущества,закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или направе оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии сзаконодательством об оценочной деятельности.
5. Имущество унитарного предприятия
Имуществоунитарного предприятия формируется за счет:
— имущества, закрепленногоза унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на правеоперативного управления собственником этого имущества;
— доходов унитарногопредприятия от его деятельности;
— иных не противоречащихзаконодательству источников.
Правона имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственноговедения или на праве оперативного управления собственником этого имущества,возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иноене предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника опередаче имущества унитарному предприятию.
Особенностиосуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления вотношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерациии являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев внаходящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах,устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Припереходе права собственности на государственное или муниципальное предприятиекак имущественный комплекс к другому собственнику государственного илимуниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственноговедения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Уставнымфондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальныйразмер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.
Уставныйфонд государственного или муниципального предприятия может формироваться засчет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав,имеющих денежную оценку.
Размеруставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чемпять тысяч МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственнойрегистрации государственного предприятия.
Размер уставного фондамуниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячуминимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на датугосударственной регистрации муниципального предприятия.
Федеральнымизаконами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены видыимущества, за счет которого не может формироваться уставный фондгосударственного или муниципального предприятия.
Вказенном предприятии уставный фонд не формируется.
6. Управление унитарным предприятием
Собственник имуществаунитарного предприятия в отношении указанного предприятия:
1)принимает решение о создании унитарного предприятия;
2)определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а такжедает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и другихобъединениях коммерческих организаций;
3)определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов(программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
4) утверждает уставунитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает уставунитарного предприятия в новой редакции;
5)принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия впорядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию иутверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
6)формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
7)назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним,изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовымзаконодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативнымиправовыми актами;
8)согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия,заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
9)утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
10)дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленныхфедеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставомунитарного предприятия, на совершение иных сделок;
11) осуществляет контрольза использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарномупредприятию имущества;
12)утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарногопредприятия и контролирует их выполнение;
13)дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарногопредприятия;
14)дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
15)дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, насовершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеетсязаинтересованность, и иных сделок;
16)принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора иопределяет размер оплаты его услуг;
17) имеет другие права инесет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Собственникимущества казенного предприятия помимо правомочий, указанных выше в п. 1-17настоящей статьи, вправе:
— изыматьу казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не поназначению имущество;
доводитьдо казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальныхнужд;
утверждать смету доходови расходов казенного предприятия.
7. Контроль за деятельностью унитарного предприятия
Бухгалтерскаяотчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственникомимущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверкенезависимым аудитором.
Контрольза деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющимполномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
Унитарноепредприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органамгосударственной власти Российской Федерации, органам государственной властисубъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскуюотчетность и иные документы, перечень которых определяется ПравительствомРоссийской Федерации, органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации или органами местного самоуправления.
8. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий.
Унитарное предприятиеможет быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке,предусмотренном ГК РФ, настоящим Федеральным законом и иными федеральнымизаконами.
Вслучаях, установленных Федеральным законом, реорганизация унитарногопредприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного илинескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решенияуполномоченного государственного органа или решения суда.
Реорганизацияунитарного предприятия может быть осуществлена в форме:
— слияния двух илинескольких унитарных предприятий;
— присоединения кунитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
— разделения унитарногопредприятия на два или несколько унитарных предприятий;
— выделения из унитарногопредприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
— преобразованияунитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы впредусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законамислучаях.
Унитарныепредприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, еслиих имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
Унитарное предприятиеможет быть ликвидировано по решению собственника его имущества,по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК РФ и инымифедеральными законами.
Ликвидацияунитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав иобязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Вслучае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник егоимущества назначает ликвидационную комиссию.
С момента назначенияликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению деламиунитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемогоунитарного предприятия выступает в суде.
Вслучае, если при проведении ликвидации государственного или муниципальногопредприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов вполном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссиядолжны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственногоили муниципального предприятия банкротом.
Заключение
На основаниивышеизложенного следует сделать вывод о том, что вступивший в силу ЗаконРоссийской Федерации от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных имуниципальных унитарных предприятиях» содержит большое количество новых норм,не известных прежнему законодательству, регулирующих деятельность подобныхпредприятий. В заключении хочется выделить основные из них.
·       Новыйзакон вводит запрет на создание государственными унитарными предприятиями набазе закрепленного за ними имущества дочерних предприятий. Согласно п. 3 ст. 37Закона созданные унитарными предприятиями до вступления в силу настоящегоФедерального закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в формеприсоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев содня вступления Закона в силу.
·       Новойявляется обязанность указания в уставах унитарных предприятий кроме цели ипредметов деятельности еще и видов деятельности. Теперь всем их контрагентамнеобходимо установить, что сделка, соответствуя общей цели деятельностипредприятия, не выходит за рамки предмета деятельности, указанного в уставе, атакже убедиться, что ее совершение соответствует одному определенному видутакой деятельности.
·       Пункт2 ст. 6 Закона установил, что решение об участии унитарного предприятия вдругих юридических лицах может быть принято только с согласия собственникаимущества унитарного предприятия. Распоряжение приобретенной долей участиятакже может осуществляться лишь с согласия собственника.
·       Пункт5 ст. 8 Закона устанавливает, что порядок определения состава имущества,закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или направе оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарногопредприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливаетсяПравительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.Стоимость же имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственноговедения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется всоответствии с законодательством об оценочной деятельности. Согласно ст. 7Закона РФ «Об оценочной деятельности» в случае, если в нормативном правовомакте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объектаоценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный видстоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данногообъекта.
·       Согласноп. 3 ст. 9 Закона устав унитарного предприятия должен содержать, в числепрочего, и описание порядка назначения на должность руководителя унитарногопредприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращениятрудового договора в соответствии с трудовым законодательством и инымисодержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Получается,что в случае изменения публичного акта, устав унитарного предприятия окажется всоответствующей части противоречащим этому акту, и в устав необходимо будет внестиизменения.
·       Вкачестве меры по ужесточению контроля над унитарными предприятиями со сторонысобственников можно рассматривать правило п. 4 ст. 9 Закона, в соответствии скоторым в уставе предприятия должны быть также определены и направленияиспользования прибыли. Можно предположить, что на практике будут предпринятыпопытки использования данной нормы Закона для оспаривания соответствующихсделок предприятия.
·       Всоответствии с п. 3 ст. 18 Закона движимым и недвижимым имуществомгосударственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах,не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, видыкоторой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенныегосударственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования,являются ничтожными (аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 19 Закона дляказенных предприятий). Выходит, что несмотря на полученное ранее согласиесобственника на распоряжение объектом недвижимости, сделка может оказатьсянедействительной на основании ст. 168 ГК РФ и п. 3 ст. 18 Закона.
·       Пунктом4 статьи 18 Закона установлено, что государственное или муниципальноепредприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные спредоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с инымиобременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договорыпростого товарищества. Фраза «сделки, связанные с иными обременениями» прибуквальном толковании указывает на то, что согласия собственника требуют вообщевсе сделки, из которых может возникнуть обязанность (или прекращение права припереводе долга) государственного или муниципального предприятия. До тех пор,пока п. 4 ст. 18 Закона не обретет устойчивости в судебном толковании, всякийосмотрительный контрагент государственного или муниципального унитарногопредприятия должен был бы потребовать предоставления ему доказательств того,что собственник имущества одобряет данную сделку государственного илимуниципального предприятия.
·       Согласност. 19 Закона казенные предприятия распоряжаются любым своим имуществом, заисключением произведенной продукции (работ, услуг), лишь с согласия егособственника. В отношении казенных предприятий также установлено правило одопустимости распоряжения (даже при наличии согласия собственника) только впределах, не лишающих унитарное предприятие возможности осуществлять уставнуюдеятельность.
·       Совершениесделки с заинтересованностью должно быть одобрено собственником имуществаунитарного предприятия. В соответствии со ст. 23 Закона собственником должнобыть одобрено также и совершение предприятием крупной сделки. Крупной сделкойявляется сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных сприобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямолибо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентовуставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышаетустановленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. Согласно п.2 ст. 23 Закона стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результатекрупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерскогоучета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества — наосновании цены предложения такого имущества. Цена предложения – понятиеотносительной определенности, ведь возможна ситуация, когда имуществопредлагается к продаже по одной цене, а приобретается по другой, возможно, поболее высокой. Предпочтительней была бы формулировка Закона РФ «Об акционерныхобществах» – «цена приобретения».
·       Интереснанорма, установленная пунктом 3 ст. 29 Закона, определяющая, что изменение видаунитарного предприятия (основанное на праве хозяйственного ведения, основанногона праве оперативного управления) не является реорганизацией, а, исходя из этого, ине влечет необходимости уведомления об этом кредиторов, которые могли бы всоответствии со ст. 60 ГК РФ потребовать прекращения или досрочного исполнениязаключенных договоров.
Подводяитог, можно сказать, что Закон в большей степени нацелен на защиту интересовгосударства и муниципальных образований (т.е., собственников), ограничениесамостоятельности унитарных предприятий, дополнительной формализации ихдеятельности. Следовательно, любая сделка с унитарным предприятием, особенно назначительные суммы, предварительно должна быть тщательно проработана юристами,в ином случае существует вероятность признания ничтожности сделки с унитарнымпредприятием и, следовательно, получения убытков.

Литература
1.Гражданский кодекс РФ
2.№ 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
3.Правовая система «Консультант Плюс»
4.www.klerk.ru