–PAGE_BREAK–Глава 1. Понятие и основание административной ответственности в области таможенного дела
1.1. Правовые основы административной ответственности за нарушение норм в области таможенного дела.
Под ответственностью в широком смысле слова понимается “категория, отражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения осуществления предъявляемых к ним взаимных требований”.
В юридической науке под ответственностью понимается форма воздействия на лицо, нарушившее установленные правила и нормы, выражающаяся в обязанности лица, совершившего противоправные действия, претерпеть определенные неблагоприятные последствия.
Отличительный признак юридической ответственности – государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права.
Различают четыре основных вида юридической ответственности, которые соответствуют основным видам правонарушений: уголовная ответственность; административная ответственность; дисциплинарная ответственность; гражданско-правовая ответственность.
Основанием административной ответственности конкретного лица является совершение им деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения.[6]
Административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.
Единственным актом законодательства об административных правонарушениях в таможенной сфере является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В данном нормативном правовом акте содержатся принципы административного законодательства, определены виды административных наказаний и правила их применения, единый для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне.
Систематизация административного и административно процессуального законодательства является важным шагом на пути развития российского законотворчества.[7]
1.2. Понятие административного правонарушения в области таможенного дела.
В статье 10 Кодекса об административных правонарушениях сформулировано официальное определение административного правонарушения: “Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность”.[8]
Из статьи следует, что это, во-первых, действие или бездействие (т.е. деяние, хотя самого такого термина в Кодексе нет), во-вторых, оно противоправно, в- третьих, совершенное виновно, в-четвертых, влечет по закону именно административную ответственность. В отличие от преступлений административные правонарушения не охарактеризованы в Кодексе о них как общественно опасные деяния, хотя их вредность констатирована указанием на то, что они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.
Законодательство различает посягательства в сфере таможенного дела в зависимости от различных степеней тяжести на преступления и проступки. По существу и те, и другие, являются нарушениями таможенных правил, но критерием их разграничения служит вред, причиняемый охраняемым интересам.
Составов преступлений в сфере таможенного дела (их принято называть таможенными преступлениями) всего пять: контрабанда (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
Под административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушениями таможенных правил) понимаются именно проступки8.
В Таможенном кодексе РФ под нарушение таможенных правил понималось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный настоящим Кодексом, Законом РФ “О таможенном тарифе”, другими актами законодательства РФ по таможенному делу и международными договорами РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность”.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях введен институт вины юридического лица.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению»[9].
Таким образом, разработчиками КоАП России создана совершенно новая концепция вины, что, не смотря на ее расхождение с устоявшейся точкой зрения (вина юридического лица не является его психической позицией), позволило привести понятие административного правонарушения в соответствие с положениями теории права о составе правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) и исключить возможность привлечения на основании закона лиц за совершение объективно-противоправных деяний.
продолжение
–PAGE_BREAK–1.3. Субъекты административной ответственности и особенности назначения наказания за совершение нарушений таможенных правил.
Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. С точки зрения определения мер ответственности физические лица в свою очередь подразделяются на две категории: должностные лица и граждане.
Наибольшие санкции предусмотрены за совершение административного правонарушения юридическими лицами, наименьшие – гражданами.
Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются:
• таможенные органы;
• должностные лица таможенных органов;
• юридические лица;
• физические лица;
Эти субъекты могут быть разделены на две группы: общие и специальные субъекты. Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица — предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу[10].
Субъектами ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) могут выступать лица любой вышеуказанной категории в зависимости от формулировки конкретной санкции.
Частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ установлен так называемый принцип «двусубъектной» ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо[11]. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, в том числе в сфере таможенного дела, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Причем ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ за совершение нарушений таможенных правил наступает и для лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне. Установление либо исключение административной ответственности за совершаемые деяния возможно лишь путем внесения изменений в указанный кодекс. Физическое лицо признается субъектом административной ответственности по достижении к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет и только в случае виновного совершения противоправного деяния (применительно к физическим лицам выделяются две формы вины – умысел и неосторожность).
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением только организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по общему правилу несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Поэтому индивидуальные предприниматели, не являясь должностными лицами, при привлечении к административной ответственности по сути приравнены к ним.
Существенным исключением являются нарушения таможенных правил, за совершение которых предприниматели без образования юридического лица несут административную ответственность как юридические лица (примечание 1 к статье 16.1 КоАП РФ). Тем самым повышается размер возможных к применению в отношении данных субъектов санкций.
Юридическим лицом в соответствии с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации[12] признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Возможность привлечения юридических лиц к мерам административной ответственности также непосредственным образом связана с установлением виновности в его действиях. Вместе с тем, вина юридического лица существенно отличается от понятия вины физического лица, поскольку по своей природе не может быть связана с психическим отношением к совершенному правонарушению. Поэтому юридическое лицо по закону признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности.
продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 2. Применение мер административной ответственности к субъектам административных правонарушений в области таможенного дела
2.1. Виды административных правонарушений в области таможенного дела.
В ТК РФ дается развернутое определение понятия «нарушение таможенных правил».
Согласно кодексу нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающего на установленный ТК РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность[13].
Приведенная формулировка перечисляет в общем виде законодательные акты, определяющие правовые основы таможенного дела, а также объекты противоправных посягательств.
Из данного сложного понятия следует, что нарушениями таможенных правил признаются:
1)действие или бездействие лица, посягающего на таможенный контроль, установленный Кодексом, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими законодательными актами и международными договорами;
2)действие или бездействие лица, посягающего на порядок перемещения (включая применение таможенных режимов) через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;
3)действие или бездействие лица, посягающего на порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
4)действие или бездействие лица, посягающего на порядок обложения таможенными платежами и уплаты их, предоставления таможенных льгот и пользования ими[14].
Каждая группа перечисленных таможенных правонарушений в отдельности или в совокупности друг с другом при наличии других признаков образуют соответствующие составы нарушений таможенных правил[15].
Наиболее обширной группой нарушений таможенных правил является нарушения, связанные с порядком перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств и порядка таможенного контроля. К ним относятся:
— нарушение зоны таможенного контроля — создание зон таможенного контроля только с разрешения таможенных органов и под их контролем возможно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение через границу зон таможенного контроля и в их пределах товаров и транспортных средств, а также лиц, не являющихся сотрудниками таможенных органов (ст. 16.5 КоАП).
— выдача без разрешения таможенного органа, утрата или не доставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них действия, перечисленные в этой статье, признаются неправомерными в том случае, если они предприняты в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также в отношении таможенных и иных документов на такие товары и транспортные средства (ст. 16.9 КоАП).
— нарушение порядка помещения товаров на хранение, их хранения и проведения операций с ними — порядок помещения товаров на хранение определен нормативными актами ГТК РФ. В соответствии с установленным порядком могут производиться операции, например, по подготовке товара к продаже. Поэтому, прежде чем решать вопрос о привлечении к ответственности, требуется установить, каков был порядок, установленный в отношении товаров, помещенных на хранение, и какие условия не были соблюдены. Ответственность за нарушение таможенных правил может нести как лицо, поместившее товар на хранение, так и владелец склада (ст. 16.4 КоАП).
— перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля — один из самых опасных видов посягательств в сфере таможенного дела, заключается в перемещении товаров и транспортных средств вне определенных таможенным органом мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, при отсутствии признаков контрабанды (ст. 16.1 КоАП).
— транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушениями таможенных правил, пользование или распоряжение ими (ст. 16.3 КоАП).
Значительная группа правонарушений препятствует осуществлению таможенного контроля. К таким правонарушениям относится:
— причаливание к судну и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем (ст. 16.8 КоАП).
— сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещенных через таможенную границу РФ — сокрытие от таможенного контроля является одним из способов контрабандного провоза товаров. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в перемещении товаров, сопряженное с использованием тайников которыми являются места, специально изготовленные, оборудованные или приспособленные, использование других способов, затрудняющих обнаружение товаров, придание одним товарам вида других (существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида). Субъектом ответственности является лицо фактически перемещающее товары через таможенную границу РФ (ст. 16.2 КоАП).
— перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с обманным использованием документов или средств идентификации — т.е. представление таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей: поддельных документов, то есть полностью изготовленных фальшивых документов или подлинных документов, но в которые внесены искаженные сведения, либо недействительных документов, т.е. утративших юридическую силу (просроченных лицензий или удостоверений), либо документов, полученных незаконным путем, то есть документов, выданных на основании представленных заведомо ложных сведений или поддельных документов, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также перемещение через таможенную границу РФ таких товаров и транспортных средств с обманным использованием средств таможенной идентификации (ст. 16.11 КоАП).
Ряд правонарушений связан с нарушением порядка таможенного оформления. Под нарушением порядка производства таможенного оформления следует понимать несоблюдение требований о начале и завершении таможенного оформления, месте, времени и процедуре его проведения; предъявление неправомерных претензий на применение упрощенного порядка таможенного оформления и т.д. Нарушением таможенных правил являются неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено либо состояние которых изменяется.
Разрешения таможенного органа требует осуществление грузовых и иных операций, если груз находится под таможенным контролем. В ТК РФ указано, какие именно операции требуют обязательного разрешения таможни: транспортировка, погрузка-выгрузка, исправление повреждений упаковки, взятие проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, вскрытие помещений и других лиц, где могут находиться такие товары и т.д[16].
Три состава нарушения таможенных правил непосредственно связаны с нарушением порядка декларирования:
— нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств — нарушение заключается в несоблюдении установленных требований к форме, месту декларирования, процедуре его производства (ст. 16.12 КоАП).
— нарушение сроков предоставления таможенному органу таможенной декларации, документов или дополнительных сведений — срок подачи таможенной декларации не может превышать 15 дней с момента представления товаров и транспортных средств в таможенный орган (ст. 16.22 КоАП).
— не декларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств — означает не заявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Этот вид правонарушения является наиболее распространенным среди административных правонарушений в сфере таможенного дела (ст. 16.2 КоАП);
Состав нарушения таможенных правил образует незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного брокера либо нарушение условий такой деятельности.
К правонарушениям, нарушающим порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, относятся:
— действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований;
— нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 16.16 КоАП);
— неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов РФ.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.2. Механизм реализации административной ответственности за нарушение правовых норм в сфере таможенного дела.
Административная ответственность есть реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к субъектам административной ответственности, которыми являются физические лица, должностные лица, а также юридические лица[17].
В соответствии с положениями статьи 28.1 КоАП РФ “Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения…”[18]
В статьях 16.1-16.23 КоАП РФ определен четкий перечень административных правонарушений, по которым таможенный орган вправе и обязан возбудить дело об административном правонарушении (далее – дело об АП), осуществить административное производство и рассмотреть дело об АП.
Статьей 16.1 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за наиболее опасный состав правонарушения в области таможенного дела, граничащий с уголовным преступлением.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.[19]
Административное расследование по делу об АП проводится уполномоченным должностным лицом таможенного органа, возбудившим это дело об АП. По решению начальника таможенного органа, в производстве которого находится дело об АП или его заместителя, административное расследование может быть проведено другим уполномоченным должностным лицом этого таможенного органа (пункт 4 статьи 28.7 КоАП РФ).
Административное расследование должно быть проведено в срок один месяц. По окончании проведения административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении или вынесено постановление о прекращении дела об АП (пункт 6 статьи 28.7 КоАП РФ)[20].
Протокол об административном правонарушении должен быть направлен в течении суток должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении в соответствии со статьей 23.8 КоАП РФ, т.е. начальнику таможни или его заместителю, а в случае АП, совершенного физическим лицом – начальнику таможенного поста.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ «Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении».[21]
Дела об административных правонарушениях регистрируют в таможенных органах на уровне не ниже таможни.
В таможенном органе ведется один журнал учета, в котором регистрируют все дела об АП.
Все заведенные дела об АП подлежат представлению для регистрации в Отделе административных расследований (далее – ОАР) таможни. Дела об АП, возбужденные уполномоченными должностными лицами таможенных органов, подлежат обязательной регистрации в день их возбуждения. В случае возбуждения дел об АП в выходные или праздничные дни они должны быть зарегистрированы в первый рабочий день, следующий за днем возбуждения таких дел. В случае возбуждения дел вне времени работы ОАР таможни они должны быть зарегистрированы в первый рабочий день, следующий за днем возбуждения таких дел.[22]
продолжение
–PAGE_BREAK–2.3. Административные наказания, применяемые за нарушения таможенных правил, и особенности их назначения.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.
За нарушение таможенных правил в зависимости от формулировки санкции конкретной статьи могут быть назначены наказания исключительно в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения.
Предупреждение и административный штраф относятся к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. За совершение нарушений таможенных правил таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении к ответственности и назначении административных наказаний только в виде предупреждения и штрафа. Решение о конфискации всегда принимается судом.
Штраф, исчисляемый исходя из стоимости предмета административного правонарушения, установлен за наиболее опасные нарушения. По многим же нарушениям таможенных правил штрафные санкции исчисляются исходя из минимального размера оплаты труда.
Административный штраф, по общему правилу, должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления вынесенного постановления о назначении наказания в законную силу. При этом соответствующая сумма вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию. В случае неуплаты штрафа в установленный срок виновное лицо может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.[23]
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
В соответствии с требованиями КоАП РФ административное наказание может быть назначено только в установленных законом пределах (наказание в размере «ниже низшего» предела санкции невозможно), при этом никто не может нести ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлечено к ответственности (к примеру, обязанность по уплате таможенных платежей, производству таможенного оформления товаров и др.).
При совершении лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое в отдельности. Вместе с тем, в отдельных случаях (когда совершается одно противоправное действие, бездействие, содержащее сразу несколько составов правонарушений, рассмотрение дел по которым подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу) возможно действие принципа поглощения менее строгого наказания более строгим.
За нарушения таможенных правил, таким образом, может поглощаться основное наказание в виде штрафа, при этом в зависимости от формулировок соответствующих санкций могут быть назначены дополнительные административные наказания (конфискация). Примером подобной ситуации может являться заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили одновременно основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (части 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ).[24]
2.4. Сроки давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности – это период времени, в течение которого может быть вынесено постановление о назначении наказания по соответствующему делу об административном правонарушении. По истечении данного срока лицо не может быть привлечено к ответственности.
За нарушение таможенного и валютного законодательства срок давности составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
В случаях с длящимся правонарушением (когда лицом длительное время не исполняется возложенная на него обязанность, например, по доставке товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом) указанный срок начинает исчисляться со дня его обнаружения таможенным органом.
При отказе в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но наличии в действиях лица признаков административного правонарушения срок привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания. По истечении указанного срока правовых последствий факта привлечения лица к ответственности в целях применения норм КоАП РФ нет.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.5. Особенности осуществления таможенными органами производства по делам об административных правонарушениях, стадии и формы административного производства.
Нормами КоАП РФ предусмотрены три формы осуществления производства по делам об административных правонарушениях: общий порядок (составление протокола об административном правонарушении и передача его на рассмотрение), специальный порядок (включает стадию административного расследования обстоятельств дела), а также упрощенный порядок (предусматривает назначение наказания на месте совершения правонарушения без составления протокола об административном правонарушении).
Решение о применении того или иного порядка производства принимается при обнаружении административного правонарушения лицом, уполномоченным возбуждать административные дела (составлять протокол об административном правонарушении). В зависимости от этого решения дело возбуждается путем составления процессуального документа соответствующей формы (протокола об административном правонарушении, определения о проведении административного расследования, постановления-квитанции либо постановления предупреждения).
При применении общего порядка производства протокол об административном правонарушении составляется немедленно либо в течение двух суток с момента выявления нарушения. Данный документ по сути является обвинительным актом в совершении правонарушения, в нем содержатся (указываются) все доказательства факта нарушения и вины конкретного лица. После составления протокол об административном правонарушении и все имеющиеся материалы дела в течение суток направляются на рассмотрение уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении к ответственности.
В случае выявления правонарушений, когда для составления протокола и в целях установления обстоятельств дела необходимо совершение процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, применяется так называемый специальный порядок производства с назначением административного расследования. По закону оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения в течение месяца с момента возбуждения дела с возможностью продления данного срока. По делам о нарушениях таможенных правил срок административного расследования может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа в общей сложности до шести месяцев (по остальным делам максимальный срок расследования составляет два месяца). В процессе расследования применяются такие процессуальные действия, как изъятие, арест товаров, может проводиться экспертиза и др. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении (который потом направляется на рассмотрение в общем порядке) либо выносится постановление о прекращении дела.
Согласно требованиям статей 28.6, 32.3 КоАП РФ[25] упрощенная форма производства по делам об административных правонарушениях заключается в назначении наказания (только предупреждения или штрафа), а также исполнении решения о назначении этого наказания на месте совершения правонарушения и немедленно после его выявления при соблюдении определенных условий. Такой порядок применим только в случае выявления правонарушений, не представляющих большой степени общественной опасности, когда вина лица, привлекаемого к ответственности, очевидна и оно не отрицает ее и (в случае назначения штрафа) готово добровольно уплатить штраф. Такой порядок нацелен на обеспечение оперативности производства по делам определенной категории и позволяет принять решение по делу лицу, выявившему правонарушение, не задействуя общего достаточного сложного и длительного механизма привлечения к ответственности с передачей дела на рассмотрение специально уполномоченному на то органу (должностному лицу).
Вместе с тем, в настоящее время должностные лица таможенных органов вправе осуществлять административное производство в упрощенной форме лишь путем вынесения постановлений-предупреждений по отдельным нарушениям, санкциями которых предусмотрено наказание в виде предупреждения (взыскание штрафов по постановлениям-квитанциям не применяется). К таким нарушениям относятся деяния, предусмотренные статьей 16.5 КоАП РФ (нарушение режима зоны таможенного контроля) и частью 3 статьи 16.23 КоАП РФ (несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела).[26]
Глава 3. Административная ответственность в странах Таможенного союза России, Беларуси и Казахстане.
В настоящее время ведется активная работа по созданию Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.
На заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС 9 июня 2009 года главы правительств утвердили этапы и сроки формирования Таможенного союза, в соответствии с которыми формируется единая таможенная территория (Решение № 9). Главы государств на Межгосударственном Совете ЕврАзЭС 27 ноября 2009 года определили дату начала функционирования единой таможенной территории – 1 июля 2010 года (решение № 24).
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 г. N 17 принят Договор о Таможенном кодексе таможенного союза[27], вступающий в силу также с 1 июля 2010 года при наличии информации депозитария о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Договора в силу. В Российской Федерации Договор ратифицирован Федеральным законом от 02.06.2010 г. N 114-ФЗ[28].
С вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза с 1 июля 2010 года в практику таможенных органов Российской Федерации будут внедряться новые понятия, по-новому будут регулироваться ряд правоотношений. Кодекс базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции) и придет на смену существующему на сегодняшний день в России Таможенному кодексу Российской Федерации
Одной из важнейших задач создания Таможенного союза является согласование и унификация законодательных актов государств Союза в области административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, в которых существует большое количество разногласий и противоречий
Законодательство в области административной ответственности в России, Казахстане и Беларуси представлено Кодексами об административных правонарушениях (далее — КоАП). Законодательные акты закрепляют основы административной ответственности, особенности процесса привлечения лиц к административной ответственности, предусматривают составы административных правонарушений в различных областях деятельности государства, в том числе и в области таможенного дела.
В настоящее время имеют место различия в подходах к институту административной ответственности уже на уровне структуры законодательства.
В России и Казахстане материальные и процессуальные нормы административной ответственности закреплены в КоАП. В Республике Беларусь, кроме КоАП, 20 декабря 2006 г. принят Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях[29], которым устанавливается порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административных взысканий.
Эти различия углубляются также на уровне структуры кодексов. Так, КоАП России[30] и Казахстана[31] содержат 5 разделов, а КоАП Беларуси[32] — 4 раздела. Наименования и содержание разделов КоАПов также различны.
Наряду со структурными различиями имеются различия и терминологического порядка, используемые в кодексах этих государств.
К специфике терминологического аппарата следует отнести специальные термины, такие, как «административные правонарушения», «административные наказания», используемые в кодексах стран для обозначения определенных процедур. В этом ключе необходимо подчеркнуть, что основополагающее понятие «административное правонарушение» используется всеми государствами. Однако содержание этого термина несколько разнится. Так, формулировка «противоправное, виновное деяние (действие или бездействие)» характерно для всех Кодексов. Однако в КоАП России (ст. 2.1) и Казахстана (ст. 28) при создании дефиниции административного правонарушения конкретизируется субъект ответственности: физическое или юридическое лицо. В Кодексе Республики Беларусь субъект ответственности не прописывается, однако уточняется, что административным правонарушением может быть деяние в виде, как оконченного административного правонарушения, так и покушения на него. Данный аспект является очень важным нововведением, поскольку соответствует подходу, содержащемуся в Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. КоАП России и Казахстана покушение административным правонарушением не признает.
Еще одним важным аспектом КоАП Беларуси является определение административной ответственности в ст. 4.1 КоАП. Данной статьей предусмотрено, что административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности. Определение административной ответственности в КоАП России и Казахстана не содержится.
В качестве различий следует также отметить использование различных терминов, обозначающих административные наказания. Так, КоАП России содержит термин «административные наказания» (гл. 3 Кодекса), КоАП Беларуси и Казахстана — «административные взыскания» (разд. III и гл. 6 соответственно). Определенные различия наблюдаются и по видам административных наказаний.
Общим для всех государств является применение предупреждения, административного штрафа, конфискации, административного ареста, а также административного выдворения (депортации — Казахстан). При этом величина административного штрафа в России измеряется в рублях (ст. 3.5 КоАП России), в Беларуси размер определяется исходя из базовой величины (ст. 6.5 КоАП), в Казахстане — в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя (ст. 48 КоАП). Использование формулировки такого вида административного наказания, как «возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения», характерно для КоАП России. Кодекс Казахстана придерживается формулировки «возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения АП», а кодекс Беларуси — «взыскание стоимости предмета административного правонарушения». Кроме этого, в качестве вида административного наказания в России предусмотрено использование административного приостановления деятельности, в Казахстане — приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя. В России используются также дисквалификация как вид административного наказания, в Беларуси — лишение права заниматься определенной деятельностью и исправительные работы, в Казахстане — лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий; принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения.
Административным правонарушениям в области таможенного дела в кодексах всех стран уделяется соответствующее внимание. В КоАП России[33] им посвящена гл. 16, которая называется «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» и содержит 23 статьи, в Кодексе Казахстана[34] — гл. 26 «Административные правонарушения в сфере таможенного дела» и 38 статей, в КоАП Беларуси[35] — гл. 14 «Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения)» и 18 статей.
При сравнении составов административных правонарушений в области таможенного дела следует отметить наличие существенных расхождений в подходах, используемых в этих государствах. Следует подчеркнуть, что под составом правонарушения понимается совокупность юридических фактов, служащих основанием юридической ответственности и способом индивидуализации наказания. Состав имеет важное познавательное значение при толковании конкретной нормы, что позволяет рассматривать его в качестве критерия полноты знаний о содержании. Однако он является научной абстракцией, практическое значение которой заключается в том, что он представляет собой законодательно обоснованную модель квалификации конкретных административных правонарушений в точном соответствии с законом, т.е. «методологическим инструментом анализа постоянно меняющегося законодательства». Состав административного правонарушения состоит из объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.
Объект административного правонарушения рассматривается с точки зрения охраняемых законодательством общественных отношений, на которые направленно правонарушение и которым причиняется вред, ущерб либо создается реальная угроза его причинения. Объекты статей Кодексов России, Беларуси и Казахстана имеют существенное отличия.
Под объективной стороной административного правонарушения в области таможенного дела следует понимать систему признаков, закрепленных нормой права и характеризующих внешнюю сторону его совершения, противоправный акт, нарушающий установленные законодательством нормы права. Применительно к рассматриваемой области общественных отношений специфика объективной стороны выражается в форме проявления (наличие активного действия либо бездействия); в наличии последствий, т.е. результата деяния, который может иметь как материальный, так и формальный характер вреда, причиняемого данной группой правонарушений.
Специфика субъекта административного правонарушения в области таможенного дела рассматривается как важный признак, элемент административного правонарушения. Как правило, субъектами выступают юридические и физические лица. Например, КоАП России в качестве субъекта ответственности рассматривает граждан, должностных и юридических лиц. КоАП Беларуси — физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. При этом в санкции статей физические лица как субъекты ответственности обезличиваются, поскольку их упоминание при перечислении административных наказаний структурой статьи не предусмотрено. Кодекс Казахстана в качестве субъекта ответственности рассматривает физических, должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. При этом ответственность юридических лиц разнится в зависимости от их статуса как субъектов малого (среднего) и крупного предпринимательства.
Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла (ч. 1 ст. 2.2) или неосторожности (ч. 2 ст. 2.2 КоАП России). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП России).[36]
По законодательству Казахстана формы вины физических лиц также установлены в форме умысла (ст. 29 КоАП) и неосторожности (ст. 30 КоАП).
В отношении юридических лиц закреплено правило, в соответствии с которым юридическое лицо подлежит административной ответственности за административное правонарушение в случаях, предусмотренных Особенной частью Кодекса. При этом юридическое лицо подлежит административной ответственности за административное правонарушение, если деяние было совершено, санкционировано, одобрено органом или лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом (ст. 36 КоАП).[37]
Наиболее четко формы вины прописаны в законодательстве Республики Беларусь. Так, в Кодексе Беларуси[38] в ст. 3.1 содержится как определение вины, так и ее формы: умысел (ст. 3.2) и неосторожность (ст. 3.3). При этом умысел подразделяется на прямой (ч. 2 ст. 3.2) и косвенный (ч. 3 ст. 3.2), а неосторожность предусмотрена в форме легкомыслия (ч. 2 ст. 3.3) и небрежности (ч. 3 ст. 3.3). Вина юридического лица устанавливается в виде несоблюдения норм и правил, а также непринятия всех мер по их соблюдению (ст. 3.5).
Подводя итог, следует подчеркнуть, что законодательные акты об административной ответственности России, Беларуси и Казахстана имеют серьезные отличия. Например, в Республики Беларусь действует два нормативных акта в области привлечения лиц к административной ответственности (материальные нормы закреплены в КоАП; процессуальные — в Процессуально-исполнительном кодексе). В России и Казахстане процессуальных кодексов об административных правонарушениях на сегодняшний день нет. Серьезные различия существуют и в Особенных частях кодексов, закрепляющих составы административных правонарушений в области таможенного дела. Это обусловлено тем, что таможенное законодательство этих стран также имеет ряд серьезных отличий.
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что процедура создания единого таможенного законодательства Таможенного союза не должна ограничиваться созданием только Таможенного кодекса. Возникла необходимость унификации норм и административного законодательства России, Беларуси и Казахстана.
продолжение
–PAGE_BREAK–