Особенности проявления художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте

КУРСОВА РАБОТА
ОСОБЕННОСТИПРОЯВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Содержание
Введение
ГлаваI. Особенностихудожественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте
1.1Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных изарубежных ученых
1.2Младший школьный возраст как сенситивный период для формированияхудожественно-эстетического вкуса
Выводыпо первой главе
ГлаваII. Выявление особенностейхудожественно-эстетического вкуса у младших школьников
2.1Диагностическая программа для выявления особенностейхудожественно-эстетического вкуса у младших школьников (Констатирующийэксперимент)
2.2Анализ результатов констатирующего эксперимента
Заключение

Введение
Искусство — это мирсовершенства, красоты, гармонии. Правильное общение с ним, соответствующее егоэстетической природе, гармонизует внутренний мир ребенка, развивает чувствопрекрасного, способность различать хорошее и плохое, истинное и ложное, доброеи злое. Без этого нет становления цельного человека, гармоничности еголичности.
Искусство приобщаетучащегося к сущностным, духовным мировым процессам, что является одной изглавных задач образования 21 века. Именно в этом смысле искусство становитсянеобходимой составной частью образования, относится к его фундаментальнымосновам.
На современном этаперазвития Российского государства, на фоне многообразных изменений, цельюучебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка, котороеневозможно представить вне гармонизации его личности с окружающим миром.
В связи с этим неуменьшает сегодня интерес к проблемам теории и практикихудожественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формированияотношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания,то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатойличности.
Развивать личностьхудожественно- эстетически, отмечают многие писатели, педагоги, деятеликультуры, особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте – детстве.Именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развитиячеловечества (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский,Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский). Школьный возраст — важнейший этап развития ивоспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира,период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируетсясамостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей илюбознательность.
Все выше сказанноеопределило тему нашего исследования «Выявление особенностейхудожественно-эстетического вкуса младших школьников».
Цель исследования — изучить особенности проявления художественно-эстетического вкуса у детеймладшего школьного возраста.
Объект исследования –художественно-эстетический вкус младших школьников.
Предмет исследования — особенности проявления художественно-эстетического вкуса младших школьников.
Гипотеза исследования.
Художественно-эстетическийвкус представляет собой способность воспринимать и видеть красоту в искусстве ижизни, желание познавать ее¸ умение оценивать и стремлениесамостоятельному творчеству и созданию прекрасного и зависит от социальных,возрастных и образовательных условий его развития.
Цель и гипотезаисследования обусловили постановку следующих задач:
1. Проанализироватьнаучную литературу по проблеме художественно- эстетического вкуса и егоособенностей в младшем школьном возрасте.
2. Теоретическийобосновать особенности художественно-эстетического вкуса младшем школьномвозрасте.
3. Провестиконстатирующий эксперимент по выявлению особенностей проявленияхудожественно-эстетического вкуса у младших школьников.
4. Проанализироватьполученные данные, сделать выводы.
Нами были использованыследующие методы: теоретический анализ литературы; наблюдение; педагогическийэксперимент; анкетирование; беседа.
Исследование проходилона базе МОУ «Средняя школа № 143» г. Красноярск, для исследованиябыли выбраны первые классы: класс 1«а» и класс 1 «б», общимколичеством 40 человек.
школьныйсенситивный эстетический красота

Глава I.Особенности художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте
1.1 Категорияхудожественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежныхмыслителей
В I тысячелетии донашей эры в Древнем Китае, Индии, Греции философы обратили внимание на то, чтов процессе чувствительного восприятия многих явлений действительности у людейвозникает непосредственно-эмоциональное отношение к ним. Оно выражается в такихпереживаниях как: восхищение, отвращение, сочувствие, сострадание, гнев, юмор ит.п. и существенно отличается от научного познания, предполагающеготеоретическое осмысление действительности. [Герман, Шалом Манович, Скатерников,Виктор Константинович/ Беседы об эстетики- 3е изд-е. — М., Знание,1982.; 8с.]
С тех пор древниемыслители обратили внимание на такие категории человеческого восприятия каквкус, эстетика, отношение к прекрасному, понимание красоты.
Эстетика — термин,разработанный и специфицированный А.Э.Баумгартеном в трактате«Aesthetica» (1750—1758). Предложенное Баумгартеном новолатинскоелингвистическое образование, восходит к греч. прилагательному«эстетикос» — чувствующий, ощущающий, чувственный, от«эстесис» — ощущение, чувствование, чувство, а также, перен. «замечание,понимание, познание».
Часто эстетическое вфилософии связано с низшей формой познания. Так, Декарт, Ньютон, Лейбниц,Вольтер «эстетическое» рассматривали как первую, низшую формупознания (gnoseologia inpherior), отличающую ее от чувственности (sensus) —всеобщего условия преданности Универсума и его непосредственной обращенности кмыслящей субстанции (sensorium Dei). Тем самым эстетическое изначально впонятийном плане определялись в гносеологическом статусе. По Канту прекрасное — основа эстетического опыта вообще, через который мир воспринимается в своейсвободе и высшей представленной гармонии.
А.Ф. Лосев, основываясьна учения Платона, рассматривает гармонию как взаимопроницаемость тела, души,ума и полный охват этих трех областей есть, следовательно, совершенство. [А.Ф.Лосев,Очерки античного символизма и мифологии, т. I, М., 1930, с23-24].
При этом прекрасноесовременных словарях рассматривается как условие, оформляющее содержаниеэстетического опыта, которое осуществляется в последнем виде идеала,обладающего законодательной и нормативной значимостью (ценностью). При этомидеал, нормативно определяющий (специфицирующий) содержание эстетическогоопыта, предполагает собственный принцип обнаружения его законов —рефлектирующую способность суждения или вкус. [Эстетика: Учебник под ред. Ю.Б.Борева — М,: Высш. шк., 2002. — 511с. – С.12-14.; О.Н. Кукрак «Новейшийфилософский словарь»: второе изд-е — 2001; энциклопедия«Постмодернизм» (2001)].
Особое место в изучении эстетического принадлежит категории «вкус»,которая является объектом нашего исследования. Поэтому встает необходимостьпроанализировать данное понятие в научной литературе.
Обращаясь к трактовкетермина «вкус» в словарной литературе, мы нашли различные подходы кего пониманию.
Прежде всего, вкусрассматривается как вкусовое ощущение, как реакция на раздражители в областирта.
В толковом словаре подредакцией Ожегова Сергей Ивановича находим понимание вкуса в двух значениях.Так, в первом значении вкус — одно из внешних чувств человека и животных,органом которого служит слизистая оболочка языка и полости рта. Это ощущение наязыке, во рту или свойство пищи, являющееся источником этого ощущения. Второезначение чувство, понимание изящного, красивого. Это обозначение стиля, манерыв его разговорном значении. [Толковый словарь Ожегова: Электронное изданиеколичество слов 100000слов — режим доступа: www.ozhegov.ru/ — датадоступа 30.07.09].
В Большомпсихологическом словаре, под редакцией Б.Мещерякова, В.Зинченко, вкус (от англ.- taste, gustatory sense) — восприятие свойств раздражителей, воздействующихрецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленогои их комбинаций). Адекватными раздражителями для вкуса являются разнообразныехимические вещества. Поэтому вкус представляет собой один из видовхеморецепции. Ощущение вкус вызывают вещества, растворимые в воде и способныехорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. [Большой психологическийсловарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004]
В Оксфордском толковомсловаре термин «вкус» рассматривается в двух значениях. Первое из нихвкус, как вкусовое ощущение, посредством которого информация о химическомсоставе растворимого стимула передается через рецепторы (вкусовые сосочки) наязыке и поверхности горла. Имеется четыре основных вкусовых рецептора: один длякарбогидратов (сладкий), другой для кислот (кислый), третий для солей (соленый)и четвертый для различных составов, вызывающих ощущение горького (горький).Ощущения, участвующие в восприятии вкуса, далее усложняются ощущениями запахов,давления и текстуры, все они играют роль в восприятии вкуса.
Второе же значениетермина «вкус»
— способность к хорошоаргументированным и имеющим силу эстетическим суждениям относительно искусства,музыки, художественного оформления и т.д. [Оксфордский толковый словарь попсихологии/Под ред. А.Ребера,2002].
Таким образом, что всловарной литературе вкус рассматривается в двух значениях: как физиологическоеощущение, вызванное реакцией вкусовых рецепторов в области рта, и вкус какэстетическое явление.
Вкус как эстетическоеявление представляет собой чувство и понимание изящного, красивого, способностьк аргументации и эстетическим суждениям относительно искусства, музыки,художественного оформления и т.д. Именно второе значение термина «вкус»,подчеркнутое в словарной литературе, станет основой нашего научногоисследования.
Важно отметить, что вовтором значении вкус в научной литературе, как правило, выступает в категории «эстетическийвкус» и рассматривается в рамках изучения искусства, художественногодизайна, культуры в целом.
В нашей работе мыостановимся на изучение категории вкуса, который выступает какхудожественно-эстетический, и призван помочь человеку рассматривать все объектыи явления действительности через призму восприятия и оценки эстетическихобъектов, различия «прекрасного» и «безобразного».
Обратимся к понятию «эстетическийвкус» в различной научной литературе.
Обращаясь философскимтрактовкам понятия «вкус» находим следующее, эстетическийвкус — способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного ибезобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. Вкуспредставляет собой результат длительного исторического развития [Большаясоветская энциклопедия, под ред. А. М. Прохоров1978].
Историческое развитие мысли о эстетическом вкусе можнопроследить с древнего периода до наших дней.
Важной вехой для трактовки понятия и содержания категории «эстетическийвкус» стала эпоха классицизма.
Так, вэстетическом смысле, термин «вкус» (gusto) впервые встречается всочинение испанского мыслителя Бальтасара Грасиана. Он обозначил так одну изспособностей человеческого познания, специально ориентированную на постижениепрекрасного произведений искусства. [Бальтасар Грасиан, Карманный Оракул,Издательства: Наука, Литера Нова, 2009 г., 368 стр.]
Затем этот терминзаимствовали крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии.В XVIII веке появляется много трактатов о вкусе, в которых ставятся важнейшиепроблемы эстетики. Так, «вкус» становится одной из центральныхкатегорий эстетической мысли. В этот период авторитет красоты и искусствадостигает небывалого уровня, а эстетическое воспитание оказывается главнымсредством гармонизации человека и преобразования социальных отношений.
Так, французскийэстетик Шарль Баттё (Batteux), отмечает, что вкус– врождённая способностьчеловека, подобная интеллекту, но если интеллект интересует истина, заключённаяв предмете, то вкус интересуется красотой тех же предметов, то есть не имисамими по себе, «но в их отношении к нам». Вкус понимается Ш. Баттёкак нечто, соответствующее «как самой природе, так и природе человека».Вкус помогает создавать шедевры искусства и правильно оценивать их, исходя изпонятия о «прекрасной природе». Вкус – это «голос самолюбия.Будучи создан исключительно для наслаждения, он жаждет всего, что может доставитьприятные ощущения». Таким образом, согласно Ш. Баттё, вкус являетсяврождённой способностью человека, направленный на выявление прекрасного вприроде и в искусстве, на создание шедевров искусства, «подражающих»«прекрасной природе» (идеализированной природе, сказали бы мы теперь)и на оценку этих произведений искусства на основе доставляемого иминаслаждения. Баттё убеждён, что «существует в общем лишь один хороший вкус,но в частных вопросах возможны различные вкусы», определяемые как многообразиемприроды, так и субъективными характеристиками воспринимающего. По Баттё, вкус —способность различать хорошее, дурное и посредственное. Хороший вкус — один,частных — много. [Ш. Баттё «Изящные искусства, сведенные к единомупринципу», 1746].
Ш. Монтескьерассматривает вкус как разновидность ума и определяет его как способность чуткои быстро определять меру удовольствия. Вкус – мерило удовольствия.
Французский мыслитель СартрЖан-Поль сравнивал эстетический вкус с совестью, так же как нравственнаясовесть не позволяет возобладать эгоистическому чувству, личному интересу, таки эстетический вкус позволяет человеку оставаться незаинтересованным в своемвосприятии прекрасного.
Французский философЖ.Ж. Руссо полагал, что чувство вкуса присуще всем людям, но развито у всехпо-разному, что зависит и от личностных особенностей человека (его «чувствительности»),и от среды, в которой он живёт. Высокого развития вкус достигает в многолюдныхобществах, где возможно многообразие сравнений, где преобладают неделовыеинтересы, но склонность к праздности, увеселениям, удовольствиям. Предметы,формирующие хороший вкус, прежде всего находятся в природе, но также в поэзии иискусстве. На них и происходит воспитание вкуса. Вкус – способность различатьпрекрасное и безобразное в природе и в искусстве. И сложность его пониманиязаключается прежде всего в объекте, на который он направлен, ибо прекрасное –не является объективным свойством вещи. «Прекрасное не есть качество,существующее в самих вещах: оно просто существует в разуме, который эти вещисозерцает. Разум каждого человека воспринимает прекрасное по-разному. Одинможет видеть безобразное даже в том, в чём другой чувствует прекрасное, икаждое вынужден держать своё мнение при себе и не навязывать его другим.»[Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост.А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981. — 656 с.]
Вольтер в статье «Вкус»(1757), которая была написана им для «Энциклопедии» и затем вошла и вего знаменитый «Портативный философский словарь» (1764), отмечал, чтовкус — это чутьё, дар различать свойства пищи, обозначающее чувствительность к прекрасномуи уродливому в искусствах,. “…Художественный вкус столь же скор на разбор,предваряющий размышление, как язык и нёбо, столь же чувствен и падок на хорошее,столь же нетерпим к дурному…” [43, Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма.Предисловия и рассуждения. М., 1974; с. 267-268]. Так, Вольтер в середине XVIIIв. подвел определенный итог многочисленным дискуссиям своего времени о вкусе.
Э. Бёрк отметил, то вцелом, то, что называют вкусом «в наиболее широко принятом значении слова,является не просто идеей, а состоит частично из восприятия первичных удовольствий,доставляемых воображением, и выводов, делаемых мыслительной способностьюотносительно различных взаимоотношений упомянутых удовольствий и относительноаффектов, нравов и поступков людей» [Бёрк Э. Философское исследование опроисхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. c70].
Проблема вкуса широкорассматривалась немецкими эстетиками 18 века. Среди них особую значимостьпробреди труды И.- И. Винкельмана и И.Г.Гердера.
Так, И.-И. Винкельман,автор «Истории искусства древности», считал, что вкус — это «способностьчувствовать прекрасное». Он дарован всем разумным существам небом, «нов весьма различной степени». [Винкельман И.-И. Избр.произв. — М.; Л., 1935:репринт: «Ладомир». — М.,1996; с.207].
Другой философ, И.Г. Гердерутверждал, что эстетический вкус является врождённой способностью и присущ представителямвсех народов и наций. Философ подчеркнул, что на вкус оказывают существенное воздействиенациональные, исторические, климатические, личностные и иные особенности жизнилюдей. Именно поэтому вкусы людей очень различны, а иногда и противоположны.Однако, настаивает философ, существует и некое «глубинное ядро вкуса»,общее для всего человечества, «идеал» вкуса, на основе которогочеловек может наслаждаться прекрасным у всех народов и наций любых историческихэпох. «Освободить это ядро в себе от узких вкусовых напластований (национальных,исторических, личных и т.п.) и означает воспитать в себе хороший,универсальный, абсолютный вкус» [История эстетики: Памятники мировойэстетической мысли: В 5 т. Т. 2. с.575].
И.Г. Зульцера известный«берлинский просветитель» даёт чёткие дефиниции вкуса, как одной изобъективно существующих способностей души. «Вкус – по существу не что иное,как способность чувствовать красоту, так же как разум – это способностьпознавать истинное, совершенное, верное, а нравственное чувство – способностьчувствовать добро». (26, История эстетики: Памятники мировой эстетическоймысли: В 5 т. Т. 2. с.491). И способность эта присуща всем людям, хотя иногда понятиевкуса употребляется и в узком смысле для обозначения этой способности только утех, у кого она уже «стала навыком». И.Г.Зульцер напрямую связываетвкус с удовольствием, испытываемым нами при восприятии красоты, котораядоставляет наслаждение не тем, что нравственное чувство одобряет её, но тем,что она «ласкает наше воображение, является нам в приятном, привлекательномвиде. Внутреннее чувство, которым мы воспринимаем это удовольствие, и есть вкус».Зульцер И.Г. убеждён в объективности красоты и, соответственно, считает вкусреально существующей, ото всего отличной способностью души, именно – способностью«воспринимать зримую красоту и ощущать радость от этого познания».Вкус, по Зульцеру, важен не только для искусства, но в других сферах деятельности,поэтому он считал воспитание вкуса общенациональной задачей. [ История эстетики:Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2.; с. 491].
Особое значение длятрактовки понятия эстетический вкус имела теория английского философа ДэвидЮма, который рассмотрел психологические особенности суждений вкуса в книге «Онорме вкуса, О трагедии, Об утонченности вкуса и аффекта». Д.Юм психологизировал эстетическую проблематику как гносеологическую. Онрассмотрел основное содержание своего эстетического учения с точки зренияпсихологии художественного восприятия. Поэтому эстетические чувства в еготеории, рассматриваются как «спокойные» аффекты. Эстетические чувствадля Юма — это вкусы. Поэтому, эстетику Д. Юма рассматривают как учение овкусах, т.е. об эмоциональных оценках произведений искусства их потребителями.Однако познавательная функция искусства сводится у Д.Юма, на нет.Онсовершенно сознательно отделяет проблему эстетических чувств от теории познанияи утверждает, что переживания вкуса в эстетике столь же плохо укладываются всуждения, как и мотивации в этике, так что спрашивать об истинности илиложности оценок, в скрытой форме содержащихся в этих чувствах, неправомерно. «Разницамежду суждением и чувством, — пишет он в эссе „О норме вкуса“, — какизвестно, огромна. Каждое чувство правильно, ибо оно не относится ни к чему внесебя (beyond itself) и всегда реально, лишь бы только человек давал себе в немотчет» [Дэвид Юм «О норме вкуса». — М.: 1740].
Д. Юм подчеркивалсубъективность вкуса: «Красота не есть качество самих вещей как таковых;она существует исключительно в сознании (mind), созерцающем ее, и каждоесознание усматривает иную красоту. Некоторые видят даже безобразие там, гдедругие почувствуют красоту; и каждый человек должен воспринимать своисобственные чувства, не покушаясь на то, чтобы нормировать чувства другихлюдей. В зависимости от наших органов чувств одна и та же вещь может быть каксладкой, так и горькой, и верно говорится в пословице, что о вкусах не спорят.Будет правильно и даже необходимо распространить эту аксиому на духовный вкус,как и на вкус физический».
В марксистской эстетикенаходим, что в процессе общественной практической деятельности создаётсячеловеческий вкус к природе, “… музыкальное ухо, чувствующий красотуформы глаз, — такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям икоторые утверждают себя как человеческие сущностные силы” – писал К.Маркс. [Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593.]. Философыутверждали, что особое значение для воспитания вкуса имеет искусство.
Таким образом, в трудахфилософов прошлого вкус рассматривали как, врождённуюспособность человека, подобную интеллекту, определяющую меру удовольствия, дарразличать свойства пищи, обозначающую чувствительность к прекрасному и уродливомув искусствах.
Можно утверждать, чтопроблема формирования вкуса, а также исследования вкуса как научной категорииважна, на протяжении всех веков она является весомой, и особенную актуальностьприобретает в современном мире.
Так, А.А. Беляев поэстетическим вкусом рассматривает способность человека по чувству удовольствияили неудовольствия («нравится» – «не нравится»)дифференцированно воспринимать и оценивать эстетические объекты, отличать «прекрасное»от «безобразного» в действительности и в искусстве. Эта способность,отмечает автор, распространяется на умение различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического,последнее проявляется как чувство юмора.
При этом, отмечает А.А.Беляев, вкус может рассматриваться, как художественно-эстетический в руслеспособности личности воспринимать и оценивать реалии окружающего мира и впервую очередь содержание и формы произведений искусства с позиций эстетическихкритериев прекрасного – безобразного, возвышенного – измененного, трагического– комического и т.д.
Ученый подчеркивает,что вкус представляет собой не константу, а динамичное образование в пределахэстетического сознания личности. Он способен развиваться, видоизменяться взависимости, как от внешних впечатлений, так и под воздействием усилий личностипо совершенствованию своих духовно- практических качеств. В этом значении вкус,на наш взгляд выступает как психолого-педагогическая категория психологическомотношении художественно-эстетический вкус [Эстетика словарь / под редакциейБеляева А.А. и др./ политИздат, 1989-417с]
А.А.Беляев пишет, чтохороший эстетический вкус выражается в способности получения наслаждения от подлиннопрекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать,переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве.
По мнению И.Т. Фроловаэстетический вкус – это вырабатываемая общественной практикой способностьчеловека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего,отличать красивое, прекрасное от безобразного. В тех случаях, когда оцениваютсяпроизведения искусства, вкус эстетический называется художественным вкусом.
И.Т. Фроловподчеркивает различие между уровнем формирования эстетического вкуса. Так, онвыделяет «хороший» и «плохой» эстетический вкус. Хорошийэстетический вкус означает способность получать наслаждение от подлиннопрекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту,поведении, искусстве. Напротив, плохой эстетический вкус извращает эстетическоеотношение человека к действительности, делает его равнодушным к подлиннойкрасоте, а иногда даже приводит к тому, что человек получает удовольствие отбезобразного.
Развитостьэстетического вкуса, пишет И.Т. Фролов, характеризуется тем, насколько глубокои всесторонне он постигает эстетические ценности жизни и искусства.Формирование хорошего эстетического вкуса составляет одну из важнейших задачэстетического воспитания. [Вкус эстетический. Философский словарь / Под ред.И.Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.]
Таким образом, подэстетическим вкусом понимается способность человека эмоционально оцениватьразличные эстетические свойства, прежде всего, отличать красивое, прекрасное отбезобразного. Развитость эстетического вкуса характеризуется тем, насколькоглубоко и всесторонне постигает эстетические ценности жизни и искусства.
Важно отметить, чтокатегория эстетического вкуса рассматривалась не только в философии¸ но ив психологических и педагогических науках.
Формированиеэстетического вкуса мы рассматриваем как процесс не сиюминутный, а длительныйпо времени его формирования. Анализ специальной литературы по проблемеисследования показал, что в науке рассматривались, главным образом,категориальная сторона эстетики, эстетического сознания, а также процессформирования эстетической культуры в целом. Однако мало исследовался процессформирования эстетического вкуса и почти совсем не подлежал изучению процессформирования эстетического вкуса у младших школьников.
Cточки зрения социальной педагогики, эстетический вкус, разделяется на массовыйили элитарный, грубый или утонченный, распознается в современных культурахавтоматически. Разделение эстетического вкуса на массовый и элитарный отсылаетк давно устоявшемуся традиционному разделению искусства на высокое и массовое,элитное и популярное. При этом естественно высокой культуре и связанной с нейот природы, данной или нет тонкой способности к ее восприятию и оценкепротивопоставляется безвкусица, вульгарность, навязчивость и доступностьпопулярного и массового.
По мнению социологаМ.Горностаевой вкус – это не дар природы, а специализированное знание,определяющее паттерн потребления. При этом, пишет автор, эстетический вкус, каки институциализация высоких форм искусства, характеризуется определеннымисторическим моментом и соотнесен со статусным порядком в обществе. «Искусствоявляется частью социальной системы, и, помимо источника эстетическогоудовольствия, оно представляет собой ресурс, позволяющий социальным группамустанавливать и поддерживать символические границы между собой и другими».[М.Горностаева «Эстетический вкус как средство социального воздействия»Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ispr.ru/BIBLIO/JURNAL/Content/Sc_05_01_Gornostaeva.htm- дата доступа 20.05.2010] Это означает, что эстетический вкус, как способностьделать определенные выборы, не может рассматриваться как чисто индивидуальноеявление.
Эстетический вкус,по мнению психолога С.Г. Плукина не есть врожденноекачество личности, и его нельзя сводить к психофизиологических инстинктов, креакциям. Это социальная способность человека, которая формируется, как имногие другие социальные способности, в процессе воспитания и образованиячеловека.
Эстетический вкусявляется важнейшей характеристикой становления личности, отражающий уровеньсамоопределения человеческой индивидуальности. Поэтому эстетический вкус несводится к простой способности эстетической оценки, поскольку неостанавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицаниемкультурной, эстетической ценности. Правильнее будет, пишет исследователь, определитьэстетический вкус как способность личности к индивидуальному отбору эстетическихценностей, а тем самым и к саморазвитию. Действительно, человек, обладающийэстетическим вкусом, отличается определенной завершенностью, целостностью, тоесть является не просто человеческим индивидом, а личностью. Отличительнаяособенность здесь состоит в том, что кроме таких индивидуальных особенностей,как пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики, личность обладает такжеиндивидуальным внутренним духовным миром, который определяется социальнымиценностями и преимуществами.
Так же эстетическийвкус, по мнению С.Г. Плукина,является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточностьв личностном отношении к миру культуры и ценностей. Наличие эстетического вкусапроявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего, гармония духа,социального поведения, социальной реализации личности. [ПлукинС. Г.«Эстетический вкус» Электронный ресурс].- Режим доступа: plook.ru/index/esteticheskij-vkus/7/-дата доступа 25.05.2010]
Анализ представленныхнаучных источников позволил нам утверждать, что эстетический вкус этокатегория, которая выступает как способность человека эмоционально оцениватьразличные эстетические свойства, прежде всего отличатькрасивое, прекрасное от безобразного. Эстетический вкус вдет к целостностивосприятия произведения искусства, что эта категории субъективна и на этойоснове отвергают объективный критерий вкуса. Ценностное отношение, установки,умение делать ценностные, эстетические выборы, интерпретация их, принципдействия и поведения.
При этом эстетическийвкус является формируемым явлением. Так, В.К. Скатерщиков определяет вкус каккатегорию относительную, то есть человек не может остановиться в развитиивкуса, поэтому формирование эстетического вкуса рассматриваем в образовательномпроцесс начальной школы, а затем в основной. Поэтому можно задать возможностьпреемствования и стимул к развитию эстетического вкуса.
Сам эстетический вкус,отмечает А.А. Скатерщиков, вначале — чувственное суждение (мне нравится), затем- рациональное (объясняет, что и почему именно нравится), а вершина — этоцелостность, способность получать наслаждение, пищу для интеллекта. «Всеэто вместе — то, к чему ведем ребенка, как к целостности восприятияпроизведения искусства». [Скатерщиков В.К. Об эстетическомвкусе.- М.: Педагогика, 1974.-169с. ]
В.К. Скатерщиков пишето том, что задача формирования высоких эстетических вкусов выступает как однаиз важнейших задач воспитания личности в нашем обществе. Действительно,эстетические взгляды человека, его художественный вкус относится к числунаиболее сокровенных, составляющих внутренний мир личности.
В этом же мнениисолидарна А.С. Молчанова, которая сделала попытку показать всю сложностьявления эстетического вкуса — он был рассмотрен и с психологической, и сфилософско-познавательной, и с социологической, и с педагогической сторон.Однако остается открытой проблема формирования эстетического вкуса младшихшкольников в образовательном процессе. Поэтому важно создавать педагогическиеусловия, обеспечивающие положительную динамику процесса формированияэстетического вкуса личности.
Таким образом, подхудожественно-эстетическим вкусом подразумевается способность человекаэмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего, отличатькрасивое, прекрасное от безобразного. Эстетический вкус, являясь категориейпрекрасного, отражает такие понятия как гармония, совершенство, трагичное икомичное.
Формированиеэстетического вкуса напрямую соотносится с их духовным развитием человека иопределяет степень развития эстетического сознания.
1.2 Младший школьныйвозраст как сенситивный период для формирования художественно-эстетическоговкуса
В этом параграфе предметомрассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшемушкольнику и которые следует учитывать при его формировании егохудожественно-эстетического вкуса.
Эстетическое развитиеличности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовнобогатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детейдошкольного и младшего школьного возраста.
Б.Т. Лихачев пишет:«Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самымрешающим с точки зрения эстетического воспитания и формированиянравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, чтоименно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формированиеотношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.[ЛихачевБ.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б.Т. Лихачев //Педагогика. — 2007. — №9.-С. 50.].
Сущностныенравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детстваи сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Первой особенностьюэстетического воспитания в младшем школьном возрасте является приход ребенка вшколу. У него появляется новый ведущий вид деятельности — учеба. Главнымчеловеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школеучитель — самый главный человек. Все для них начинается с учителя, которыйпомог преодолеть первые трудные шаги в жизни…» [Макаренко А.С.Педагогическая поэма. — М.: Педагогика, 1981. С. 159]
Через него дети познаютмир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтениястановятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, чтообщественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке переддетьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной иубежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазмлегко поднимают детей на дела.
Поэтому, для воспитанияхудожественного-эстетического вкуса у младших школьников очень важен примеручителя. Учитель должен быть безупречен во всём! Чтобы по Чехову: “… идуша, и одежда, и мысли”. Его внешний облик т.е. в какой одежде онпосещает работу, должен быть всегда опрятен, чист, приветлив, доброжелательный.Внутренний мир должен быть всегда открытым для ребенка, не мало важна речь.
Еще не малую рольиграет окружающая его атмосфера, в которой он учиться (школа, класс). Там емудолжно быть уютно и спокойно.
Следующая особенность эстетическоговоспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сферепознавательных процессов школьника. Например, формирование эстетических идеалову детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. В ходевоспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условияхпод влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалымогут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формированияэстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том,чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательныеидеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми,делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательнойформе» [Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданскоговоспитания / Б.Т. Лихачев // Педагогика. — 2007. — №9.-С. 13.] — отмечает всвоей работе Б.Т.Лихачев.
Младший школьныйвозраст охватывает период жизни от 6-7 до 10-11 лет и определяется важнейшимобстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.
В это время как раз иосуществляется сенситивный период развития, т.е.период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям,особенно к воздействию обучения и воспитания.
Б. Г. Ананьев понималсенситивность «как временные комплексные характеристики коррелируемыхфункций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения» и какследствие «действия созревания функций и относительной сформированное сложныхдействий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга».Ананьев [Б. Г., Дворяшина М. А., 1968].
В это время происходитинтенсивное биологическое развитие детского организма. Возрастает подвижностьнервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такиехарактерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональнуювозбудимость и непоседливость. К 7 годамморфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, чтосоздает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбужденияи торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольногоповедения. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идутсинхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения.Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучшевыполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности(например, при письме).
Вместе с тем растущаяфизическая выносливость, повышение работоспособности носят относительныйхарактер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость инервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособностьобычно резко падает через 25-30 минут после начала урока и после второго урока.Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также приповышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.
Физиологическиетрансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центрпсихического развития выдвигается формирование произвольности (планирования,выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходитсовершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания),формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), чтопозволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, посравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условияхобучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникаютпредпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. [Начальнаяшкола (младший школьный возраст) — Электронная версия ]/- Режим доступа: adalin.mospsy.ru/l_04_00.shtml-дата доступа 15.03.2010.]
В младшем школьномвозрасте, под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основныхформ человеческой культуры: науки, морали и наконец, искусства. Учатсядействовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношениямежду ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственныхоценках, формируется отношение к прекрасному и безобразному, то есть постепенновступает в сознательную фазу формирования личности.
Таким образом, младшийшкольный возраст — это особенный возраст, где главную роль в жизни школьникаиграет обучение и пример учителя. В этом возрасте повышенная восприимчивостьпсихических функций к внешним воздействиям, происходит совершенствованиепознавательных процессов, на этом этапе возникают предпосылки к развитиютеоретического мышления и сознания. В это же время начинают усваиватьсодержание основных форм человеческой культуры: науки, морали, искусства,параллельно формируется отношение к прекрасному и безобразному, то естьпостепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
Именно поэтому вначальной школе необходимо погружать ребенка в художественно-эстетическуюсреду. Формировать его эстетические представления.
Пользуясь этим, умелые педагогиспособны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, нои посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрениечеловека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходитразвитие сущностных эстетических качеств будущей личности. [ [Лихачев Б.Т.Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б.Т. Лихачев //Педагогика. — 2007. — №9]

Выводы по первой главе
Понятиехудожественно-эстетический — вкус довольно полно раскрыто в отечественной изарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературыи сделать следующие выводы.
Подхудожественно-эстетическим вкусом подразумевается способность человекаэмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего отличатькрасивое, прекрасное от безобразного. Эстетический вкус, являясь категориейпрекрасного, отражает такие понятия как гармония, совершенство, трагичное икомичное.
Художественно-эстетическийвкус помогает не только видеть и различать прекрасное отбезобразного, но и развивает желание познавать¸ оцениватьи развивать стремление самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Этостремление зависит от социальных, возрастных и образовательных условий развитияребенка.
Значение развитияхудожественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте особенно велико.Поскольку в том возрасте особенно повышенная восприимчивость психическихфункций к внешним воздействиям, происходит совершенствование познавательныхпроцессов, на этом этапе возникают предпосылки к развитию теоретическогомышления и сознания. Что способствует расширенному и углубленно изучениюхудожественно-эстетического вкуса .
Эстетическое воспитаниедействительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательногопроцесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качествчеловека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей,нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Глава II.Выявление особенностей художественно-эстетического вкуса у младших школьников
2.1 Диагностическаяпрограмма выявления особенностей художественно-эстетического вкуса у младшихшкольников (Констатирующий эксперимент)
Целью диагностическойпрограммы является выявление особенности художественно-эстетического вкуса умладших школьников нами было проведено констатирующие исследование. Мы ставилиперед собой следующие задачи:
1.Разработать методикукритериев художественно-эстетического вкуса у младших школьников.
2.Замерить уровнихудожественно-эстетического вкуса у младших школьников.
В выборе критериев мыруководствовались теоретическими выводами, сформулированными при изучениинаучно- методической литературы, практического опыта известных педагогов,философов (И.Т. Фролова, А.А.Беляев,Ш. Баттё, Д. Юма, Б. Грасиана и др.), а так же выводамисобственно практической работы. Среди возможных критериев мы, выделилиследующие три:
1.Познавательный
2. Поведенческий
3.Эмоционально-оценочный
Критерии расписаны поуровням, мы выделили низкий, средний и высокий уровень.

Таблица1Критерии Уровни характеристики Высокий Средний Низкий Познавательный Знает композиторов, художников и название их работ. Знает и понимает основные закономерности различных видов искусства. Умеет аргументировано отстаивать мнение о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве. Стремится к новым знаниям в области искусства. Умеет выражать мысли красоте и искусстве в речи.
Знает некоторых композиторов, художников и название их работ.
Старается аргументировано отстаивать мнение о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве.
Стремится к новым знаниям в области искусства.
Не имеет знаний о искусств его творцов.
Не может аргументировано отстоять мнение о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве.
Не интересны новые знания в области искусства. Поведенческий
Посещает театры, выставки, музеи и т.п.
Умеет ценить художественные произведения.
Всегда опрятен в одежде. Держит в аккуратности вещи.
Имеет собственный взгляд на мир моды, одежды, предметов в интерьере.
Посещает театры, выставки, музеи и т.п.
Не уделяет большого внимания одежде.
Старается не мыслит шаблонами, когда речь идет об одежде, о художественных произведениях. Не опрятен в одежде, в своих мыслях, действиях. Не может дать объективную оценку произведениям, предметам с эстетической стороны. Эмоционально-оценочный
Выражает отношение к предметам искусства.
Рассматривает искусство как ценность.
Видит и умеет ценить изысканное и прекрасное с художественно-эстетической стороны. Аргументирует свою оценку.
Выражает отношение к предметам искусства.
Видит и умеет ценить изысканное, но затрудняется в анализе.
Проявляется с двух сторон:
Негативная: негативные суждения о искусстве, общественными стереотипами.
Позитивная: пытается почувствовать прекрасное; суждения о искусстве положительные; речь затруднена
Для выявления данныхкритериев нами было разработана диагностическая программа. Методика № 1анкетирование «Искусство вкуса» эту методику мы составили сами,проводилось с целью выявления эмоционально-оценочного и поведенческогокритерия. Каждому ребенку был выдан лист бумаги с анкетой, ему нужно быловыбрать подходящий вариант ответа, либо в отдельных вопросах вписать свойвариант ответа. Анкета состояла из четырнадцати вопросов, преимущественнозакрытых.
Из предложенныхвопросов наиболее важным для нас являются 1,2,3,6, 9, ответы на который покажутнам уровни Эмоционально-оценочного критерия.
Следующая методика №2,наблюдение, проводились с целью выявления поведенческого критерия. С помощьюнаблюдения мы определили предпочтенья младших школьников в школьныхпринадлежностей, школьной формы. В течении нескольких дней мы пронаблюдали,, скаким портфелем, тетрадками и пеналами (цвет, форма) и в чем ребята ходят вшколу.
Следующаяметодика №3, анкета «Эстетическая наклонность» автор Тридман,проводилась нами с целью выявления поведенческих и познавательных критериев.Для этого после уроков каждому школьнику была выдана анкета. В анкете имелиськак закрытые вопросы, так и открытые.
Изпредложенных вопросов наиболее важными для выявлении поведенческого критериядля нас являются вопросы под 11, 15, 16, 20, для выявления познавательного критериянам важны 3, 4, 7, 10 вопросы.
Обработкаполученных данных: Художественные предпочтения школьника анализируются по двумсоставляющим: по количественным и качественным показателям. Колличесвенныепоказатели характеризуются интерес по принципу «больше — меньше»(вопрос 1, 4, 8, 11, 15, 16, 20, 22, 23). Например, если ученик часто ходит втеатр и меньше в музей, то, следовательно, театр его интересует больше, чемизобразительное искусство. Но качество этого интереса может быть самым разным:от желания легко и весело провести время до потребности в душевном потрясении,познании себя и мира. Качественные показатели, свидетельствующие обопределенном уровне художественного развития человека, сводятся к оценке «лучше-хуже» (вопрос 2, 6, 9, 13, 18).
Другойкачественной характеристикой художественного интереса является его уровень.Так, интерес школьника может быть направлен на усвоение, потреблениехудожественных впечатлений: он получает удовольствие, когда следит за сюжетомфильма или повести, переживает за судьбу героя, испытывает волнение от музыки,размышляет о заложенных в произведениях мыслях и т.п. Этот интерес может иметьискусствоведческий характер. Например, школьнику важно не только получитьхудожественное впечатление, но и понять, как создается произведение,постараться проникнуть в его «тайны», разобраться в истории искусства(вопросы 3, 7, 10, 14, 19, 21, 24, 5, 12, 7). Этот интерес можно попытатьсявозбудить, если специально рассказывать об авторе, истории созданияпроизведения, знакомить с искусствоведческой периодикой, книгами, статьями.
2.2 Анализ результатовконстатирующего эксперимента
Исследование проходилона базе МОУ «Средняя школа № 143» г. Красноярск, для исследованиябыли выбраны первые классы: класс 1«а» и класс 1 «б», общимколичеством 40 человек.
Для выявления критерия Эмоционально-оценочногоуровня проводилось анкетирование (см. Гл.2 Параграф 1). На основные для нашегоисследования вопросы дети ответили следующим образом.
На вопрос ” Можетели вы отнести себя к любителям красивого?” в 1 «а» согласились15 человек-75%, в 1 «б» 19человек-95%. Бананы, украшенные сливками иягодой выбрали в 1 «а» 11 человек-55%, в 1 «б» 14человек-70%. В тоже время чистую тетрадь без клякс выбрали ребята обоихклассов. Раскрашивать машинки дети больше любят чем наряжать кукол ( наряжатькукол- 1 «а» 9 человек-45%, в 1 «б» 8 человек-40%,раскрашивать машинки- 1 «а» 15 человек-75%, в 1 «б» 11человек-55%). Такое распределение ответов зависит от того, что некоторыедевочки не против раскрашивать машинки вместе с мальками. Большинство ребятвыбрали стол сервированный нежели чем обычный (1 «а» 17человек-85%, в1 «б» 15 человек-75%).
Данные ответы позволяютнам увидеть средний эмоциональный – оценочный уровень. Вкус для младшегошкольника важен, они обращают на него внимание, при выборе украшенных и неукрашенных бананов, опрятных и неопрятных тетрадей, сервированного и несервированного стола.
А вот украшать стол кторжествам любят почти половина (1 «а» 9 человек45%, в 1 «б»10 человек-50%). Украшают свою комнату более чем полвина ребят (1 «а»12 человек-60%, в 1 «б» 12 человек-60%). Но наряжать новогоднюю ёлкулюбят все, кроме одного человека в 1 «а» классе.
Мы видим, хоть вкус длямладшего школьника важен, они обращают на него внимание, но создавать красоту способныеще не все ребята. Это подтверждает средний эмоциональный – оценочный уровень.
На вопрос «Частоли ты меняешь рубашки (блузки)?» Ребята 1 «а» ответили да 9человек-45%, в 1 «б» 8 человек-40%. Многие ребята знают, что в театрв спортивном костюме нельзя пойти («а» 17 человек-85%, в 1 «б»20 человек-100%). И почти все любят наряжаться в гости («а» 20человек-20%, в 1 «б» 18 человек-90%). Так же все ребята знают, что наурок физкультуры нужно надевать спортивный костюм. Еще практический каждыйребенок следит за своей одеждой («а» 19 человек-95%, в 1 «б»20 человек-100%).
По этим данным мы можемсудить о высоком поведенческом уровне, ребята пытаются всегда быть опрятным водежде. Держат вещи в аккуратности.
Таким образом, проведяанкетирование «Искусство вкуса» мы установили, что детей младшегошкольного возраста критерий эмоциональный – оценочный находиться на среднемуровне. А критерий поведенческий на высоком уровне.
С целью выявленияповеденческого критерия проводились методика наблюдения (см.гл.2 параграф 1). Спомощью, которого мы узнали, что у 100% девочек в двух классах розовый пенал,почти у всех девочек розовый ранец (в 1 «а»-100%, в 1 «б»99%).
Это говорит осложившемся стереотипе, что девочки должны носить розовый цвет.
У мальчиков цвета чутьболее разнообразны в 1 «а» у 80% ранцев черного цвета, 20% серого, 1 «б»40% синих ранцев, 40% черных и 10% серых ранцев.
Здесь тоже срабатываетстереотип, что мальчики должны носить исключительно темные цвета.
А вот тетради в двух классах100% одинаковые, так как их закупают родители. Мы считаем, что данная закупкаудобная для родителей, но лишает право на выбор у школьника, что препятствуетразвитию его художественного-эстетического вкуса.
Так же дела обстоят и свнешним видом, в данной школе введена единая форма. Что конечно, препятствуеткаким-то отвлекающим моментам, но так же еще притупляет развитие художественно-эстетического вкуса у младшего школьника, так как все ребята ходят в единойформе.
Данная методиканаблюдения не пожжем нам показать определенный уровень, так как рассматривалсяодин параметр внешний вид, но мы увидели с помощью методики, что школа в каких-томоментах тормозит ребят в художественно- эстетическом вкусе.
С целью выявлениякритерия поведенческих и познавательных уровней нами была проведена методика№3, анкета «Эстетическая наклонность» (см.гл.2 параграф 1).

Приложение
Методика №1 «Искусствовкуса»
Анкета:
1) Можетели вы себя отнести к любителям красивого?
А) Да
В) Нет
2) Какие бананы тыпредпочтешь попробовать?
А)
/>
В)
/>
3) Какая тетрадьпредпочтительнее для тебя? Почему?
А)
/>

В)
/>
4) Любишь ли тынаряжать кукол?
А) Да
В) Нет
5) Любишь ли тыраскрашивать машинки?
А) Да
В) Нет
6) Тебе нравитьсякрасиво сервировочный стол или обычный?
А) Сервированный
В) Обычный
7. Любишь ли тыукрашать стол к разным торжествам?
А) да и делаю этокаждый раз
В) Да, только кпраздникам
С) Не люблю
8. Часто ли ты меняешьрубашки (блузки)?
А) Часто
В) Не часто
С) Не задумывался
9. Как ты думаешь можноли в театр прийти в спортивном костюме, почему?
10. Любишь ли ты наряжаться,когда идешь в гости?
А) Люблю и пытаюсьвсегда хорошо выглядеть
В) Не задумываюсь обэтом
11. Как ты украшаешьсвою комнату?
А) развожу цветы
В) развешиваю фото срамками
С) Делаю подделкисвоими руками
D)Ни как не украшаю
12. Что по твоемумнению нужно одевать на уроки физкультуры?
А) Джинсы и футболку
В) Спортивный костюм
C)Парадную одежду
13. Следишь ли ты засвоей одеждой, почему?
14. Тебе нравитьсяукрашать новогоднюю ёлку?
Методика№2 «Эстетическаянаклонность»
1.Какой вид искусстватебе больше всего нравится? Обведите в кружок цифру.
1. Театр.
2. Художественнаялитература.
3. Кино.
4. Изобразительноеискусство.
5. Эстрадная музыка
6. Серьезная музыка.
7. Ни один видискусства меня особенно не интересует.
2.Какой рассказ,повесть, роман, стихотворение или пьеса тебе нравится? Напиши название.________________
3.А теперь, еслизнаешь, напиши фамилию любого писателя (кроме изучающихся в школе) и названиекакой-нибудь его книги. _____
4.Если ты прочитал запоследние две недели какие-нибудь его книги (рассказы, повести, романы, стихи,пьесы), то напиши название каждой и общее их количество. _________________________________
5.Что тебе больше всегонравится на уроках литературы?
1.Узнавать обособенностях литературы.
2.Нравится, когда науроке читают стихи, рассказы.
3.Слушать рассказучителя о жизни какого–нибудь писателя и его книг.
4.Писать изложение,сочинение.
5.Делать доклады,сообщения о писателей, о прочитанной книге.
6.Нравится, когдаобсуждают характеры героев книги, их поступки.
7.Мне ничего ненравится на уроке литературы.
6.Какой кинофильм тебенравится? Напиши название. _________________________________________
7.А теперь, еслизнаешь, напиши фамилию любого кинорежиссёра и название какого–нибудь егофильма? ___________________________
8.Сколько раз запоследние три недели ты смотрел художественные фильмы?_____________________________________
9.Какая скульптура иликартина художника тебе нравится? Напиши название.___________________________________________
10.А теперь, еслизнаешь, напиши фамилию любого художника или скульптура и название какой–нибудьего картины или скульптуры. _______________________________________
11.Сколько раз запоследние 12 месяцев ты бывал на выставках картин художников или скульптуры?____________________________
12.Что тебе большенравится или навилось на уроках рисования?
1.Рисовать предметы,которые учитель приносит в класс.
2.Слушать рассказучителя об особенностях живописи, о том, как надо смотреть и понимать картиныхудожников.
3.Рассматривать картины(репродукция).
4.Слушать рассказ ожизни какого – либо художника и о его картинах.
5.Рисовать по заданнойтеме, делать рисунки к прочитанной книги.
6.Рисовать различныекрасочные узоры.
7.Ничего не нравится.
13.Какое музыкальноепроизведение (симфония, песня, танцевальная мелодия, опера, балет, оперетта)тебе нравится? Напиши название.__________________________________________________
14.А теперь, еслизнаешь, напиши фамилию любого композитора и название какого–нибудь егопроизведения? ____________________
15.сколько раз запоследние 2 месяцев ты бывал на оперных и балетных спектаклях?____________________________________
16. Сколько раз запоследние 12 месяцев ты бывал на спектаклях театра музыкальной комедии и накомедиях эстрадной музыки? _____________________
17.Что тебе большенравится на уроках пения?
1.Учится понимать ноты.
2.Слушать, когдаучителей рассказывает об особенностях музыки, о том, как надо слушать ипонимать музыку.
3.Слушать на урокемузыку.
4.Слушать рассказучителя о жизни какого – нибудь композитора и о его музыки.
5.Петь на уроке песни.
6.Ничего не нравится.
18.Какой спектакльдраматического театра тебе нравится? Напиши его название (спектакли, которые тывидел по телевизору, не называй). ________________________________________________________
19.А теперь, еслизнаешь, назови любого театрального режиссера и название какого – нибудьспектакля, который он поставил? ______________________________________________________
20.Сколько раз запоследние 12 месяцев ты посмотрел спектакль (в театре, в Доме культуре, вшколе)________________
21.Какие газеты ижурналы, посвященные литературе и искусству, или статьи об искусстве ты читалза последний месяц? (Если что – то читал, то напиши название газет, журналов,статей или о чем они). ______________________________________________
22.Какие передачи потелевидению ты любишь больше всего?
1.Когда рассказывают окартинах, скульптурах.
2.Когда исполняютмузыкальные произведения.
3.Когда рассказывают ожизни творчестве композиторов, об отдельных музыкальных произведениях.
4.Эстрадно –развлекательные передачи.
5.Спектакли,телеспектакли, кукольный театр.
6.когда рассказывают отеатре, театральных режиссерах и актерах.
7.Кинофильмы,телефильмы, мультфильмы.
8.Когда рассказывают обистории кино, о кинорежиссерах и киноактерах.
9.Когда читают стихи,отрывки из литературных произведений, рассказывают о писателях.
10.Другие передачи, неупомянутые здесь (напиши какие).____________________________________________________________
23.Какие передачи порадио (из перечисленных выше) ты любишь больше всего? ____________________________________
24.Если ты читал запоследние 12 месяцев книги о литературе и искусств, то напиши их название (окино, театре, музыке, о живописи и скульптуре, о литературе, об общих вопросахискусства). ___________________________________________________

Методика№1
Анкета «Искусствовкуса»
Таблица 2а
Фамилии учеников
1 «а» класса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Общее количество баллов по анкете Анна Т. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 Антон К. 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Костя С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 Алина У. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Кира Ш. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Максим Х. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Максим Е. 1 1 1 1 1 1 1 7 Соня З. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 Владимир М. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Елена С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 Анастасия С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Лера С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 Виталий Х. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 Светлана М. 1 1 1 1 1 1 1 7 Ксения В. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 Антон С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 Кирилл С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 Алина Н. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 Павел Н. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 Николай Т. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Общее количество баллов по вопросу 15 11 20 9 15 17 9 9 17 20 12 20 19 20
Таблица2 б
Фамилии учеников
1 «б» класса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Общее количество баллов по анкете Анна Т. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 Антон К. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Костя С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Алина У. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 Кира Ш. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 Максим Х. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Максим Е. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 Соня З. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 Владимир М. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Елена С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Анастасия С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Лера С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 Виталий Х. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Светлана М. 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Ксения В. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 Антон С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Кирилл С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Алина Н. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Павел Н. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13
Методика №2
Характеристикапроявлений эстетического вкуса младших школьников в типах внешнего вида
Таблица 2 а№ Ученики (Ф.И.) 1«а» класса форма Портфель (цвет) пенал тетради 1. Анна Т. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 2. Антон К. Одинаков. закуп. Черный Синий Одинаков. закуп. 3. Алина У. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 4. Кира Ш. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 5. Соня З. Одинаков. закуп. Красный Розовый Одинаков. закуп. 6. Николай Т. Одинаков. закуп. Серый Синий Одинаков. закуп. 7. Павел Н. Одинаков. закуп. Черный Черный Одинаков. закуп. 8. Алина Н. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 9. Костя С. Одинаков. закуп. Черный Синий Одинаков. закуп. 10. Кирилл С. Одинаков. закуп. Черный Синий Одинаков. закуп. 11. Ксения В. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 12. Лера С. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 13. Анастасия С. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 14. Максим Х. Одинаков. закуп. Черный Синий Одинаков. закуп. 15. Елена С. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 16. Максим Е. Одинаков. закуп. Серый Черный Одинаков. закуп. 17. Владимир М. Одинаков. закуп. Черный Синий Одинаков. закуп. 18. Светлана М. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 19. Виталий Х. Одинаков. закуп. Черный Синий Одинаков. закуп. 20. Антон С. Одинаков. закуп. Черный Синий Одинаков. закуп.
Таблица 2 б№
Ученики (Ф.И.)
1«б» класса форма Портфель (цвет) пенал тетрадь 1. Данил Б. Одинаков. закуп. Серый Черный Одинаков. закуп. 2. Анастасия Б. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 3. Анастасия В. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 4. Александр Г. Одинаков. закуп. Серый Черный Одинаков. закуп. 5. Вячеслав Г. Одинаков. закуп. Черный Черный Одинаков. закуп. 6. Данил Д. Одинаков. закуп. Черный Черный Одинаков. закуп. 7. Максим Д. Одинаков. закуп. Черный Черный Одинаков. закуп. 8. Дмитрий Д. Одинаков. закуп. Черный Черный Одинаков. закуп. 9. Александр Ж. Одинаков. закуп. Синий Синий Одинаков. закуп. 10. Милана К. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 11. Анна Л. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 12. Елизавета М. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 13. Влад О. Одинаков. закуп. Синий Синий Одинаков. закуп. 14. Анастасия П. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 15. Полина П. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 16. Тимофей П. Одинаков. закуп. Синий Синий Одинаков. закуп. 17. Матвей Р. Одинаков. закуп. Синий Синий Одинаков. закуп. 18. Ангелина Р. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 19. Дарья А. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп. 20. Мария В. Одинаков. закуп. Розовый Розовый Одинаков. закуп.
Методика№ 3
Анкета взята у авторовТридман и др. под названием «Изучение личности учащегося и ученическихколлективов».