Особенности проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста

Федеральноеагенство по образованию ГОУВПО «Ишимский государственный педагогическийинститут им. П.П.Ершова»
Кафедра психологии
Курсовая работа
Особенностипроявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста
Выполнила:
Шишкова Юлия Алексеевна,
студентка 2 курса (3,6), з/о,
ПиМДО
Проверила:
Панфилова Ольга Валерьевна,
кан. псих. наук, старший преподаватель
Ишим 2009

Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретические основы проявления закономерностей внимания у детей дошкольноговозраста……………………………………………………………………….7
1.1 Понятие«внимание» в психолого-педагогической литературе……………7
1.2 Особенностиразвития внимания у детей дошкольного возраста………..14
1.3 Психологическиесредства коррекции внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………18
Глава2. Опытно- экспериментальная работа по изучению закономерностей внимания удетей дошкольного возраста……………………………………………………25
2.1Диагностика уровней развития внимания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………25
2.2Методические рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиография…………………………………………………………………….39

Введение
В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка –это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетаетподальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему.
Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ееможно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если оначувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь егокак птичку, то она плохой твой помощник».
Проблеме свойств внимания у детей с разными типамитемперамента уделяют внимание такие психологи и педагоги, как: В.В. Белоус,П.Я. Гальперин, Ф.Н. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, О.Ю. Ермолаев,Е.П. Ильин, С.С. Левитина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Т. Рибо, П.В. Симонов имногие другие.
Е.П. Ильин дает понятие о темпераменте и его типах,свойствах внимания и их проявлении при выполнении учебных заданий, обособенностях учета свойств нервной системы и темперамента в процессе развитиявнимания.
И.В. Дубровина характеризует свойства внимания иособенности их проявления при выполнении учебных заданий, способы развитиясвойств внимания у детей с разными индивидуально-типологическими особенностями.
Я. Стреляу описывает свойства нервной системы итипологические особенности их проявления, методы и средства развитияпознавательных процессов у детей с разными типами темперамента.
М.К. Акимова и В.Т. Козлова рассматривают вопросы,касающиеся проявления основных свойств нервной системы в деятельности учащихся,превентивные меры и специальные приемы, которые могут быть использованыпедагогами в процессе развития свойств внимания у детей с разными типамитемперамента.
Н.Н. Ланге отмечал такое важное, внутренне отличиепроизвольного внимания, как то, что цель процесса заранее известна субъекту.Иными словами, у него имеется, хотя неполное и бледное, предваряющее знание обобъекте внимания.
Особое место занимают также соображения многих авторов офизиологических механизмах переживаемого человеком чувства усилия.
Исследование собственно психологических механизмовпроизвольного внимания можно датировать работами Л.С. Выготского.
Ряд отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, Н.Ф. Добрынин и др.) связывают преобладаниенепроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детейдошкольного возраста. Непроизвольное внимание развивается в течение всегодошкольного детства. Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан и Н.В. Лаврова отмечают, чтодальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов.
Внимание – важная сторона познавательной деятельности.Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования.«Внимание, — писал К.Д. Ушинский, — есть та дверь, которую не может миновать ниодно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка».
Изучение психолого-педагогической литературы позволиловыявить противоречие между необходимостью развития внимания у детей дошкольноговозраста, с одной стороны, и недостаточной разработкой психологических средствего коррекции у детей дошкольного возраста.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблемуисследования, которая состоит в изучении особенностей проявлениязакономерностей внимания у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: закономерности внимания у детейдошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности проявлениязакономерностей внимания у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить психологические средства коррекциивнимания у детей дошкольного возраста.
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, намибыла выдвинута следующая гипотеза: предполагаем, что развитие внимания у детейдошкольного возраста будет проходить успешнее при использовании психологическихсредств: психогимнастика, игры, задания и упражнения, направленные на развитиевнимания.
Для решения поставленной проблемы и проверки гипотезыбыли поставлены следующие задачи:
Проанализировать состояние проблемы исследования впсихологической и педагогической литературе.
Провести психологический анализ понятий «закономерность»,«внимание», «свойства внимания», «виды внимания» и выявить особенностипроявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста.
Выявить особенности проявления закономерностей внимания удетей дошкольного возраста.
Экспериментально проверить эффективность психологическихсредств, направленных на развитие внимания у детей дошкольного возраста.
Методологической основой исследования явилисьтеоретические положения по развитию особенностей проявления закономерностивнимания у детей дошкольного возраста В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, И.В.Дубровиной, Я. Стреляу, Б.М. Теплова, Н.Ф. Добрынина, Д.Б. Эльконина и других.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использованкомплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ и обобщениепсихолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент,методы качественного и количественного анализа данных.
База исследования: исследование осуществлялось на базеСанаторного детского дома «Сияние Севера» п. Кировский Исетского районаТюменской области. В исследовании приняло участие 20 детей дошкольноговозраста.
Этапы исследования:
подготовительный: выбор темы, подбор и анализ литературы,определение проблемы, цели, объекта, выдвижение гипотезы (апрель – июнь 2009 г.);
собственно-исследовательский: постановка целей и задачэксперимента; проведение психологического экспериментов (июль – август);
интерпритационно — оформительский: обработка исистематизация материала, формулировка выводов и оформление курсовой работы(август – сентябрь 2009 г.).
Научная новизна и теоретическая значимость работы:обобщены представления ученых об особенностях проявления закономерностейвнимания у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость работы: педагоги дошкольного образованиямогут взять из материалов данного исследования разработки методическойдокументации по развитию внимания у детей дошкольного возраста.
Апробация работы: осуществлялась в различных формах,выступление на педагогическом совете на тему: «Особенности проявления закономерностейвнимания у детей дошкольного возраста»; лекция для воспитателей на тему:«Внимание и его коррекция у детей старшего дошкольного возраста».
Структура работы: курсовая работа состоит из введения,двух глав, заключения, библиографии (25 источников), приложения.

Глава 1. Теоретические основы проявления закономерностейвнимания у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «внимание» в психолого-педагогическойлитературе
Внимание – очень важный психический процесс, которыйявляется условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней,так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение [10, с. 250].
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков летзанимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи ипедагоги (Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин,Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С.Немов, Г.А. Урунтаева и многиедругие). Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оноослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е.между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость[32,с.75].
В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынинподчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности,выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности[11, с. 125].
По мнению С.Л. Рубинштейна внимание это избирательнаянаправленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленностьв направленную на объект познавательную деятельность [31, с. 524]
Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев указывали на существенноезначение речи для внимания, т.к. при посредстве слова происходит указаниепредмета, на котором надо сосредоточится.
Л.С. Выготский пытался проследить историю развитиявнимания. Он писал, что история внимания есть история развития организованностиего поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутрии, а вне личности ребенка [5, с. 147].
П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное,свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функцииконтроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий[7, с. 110].
Отечественные психологи отмечают, что внимание – этосостояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте, иего не возможно выделить как самостоятельную форму психической деятельности.Оно не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатомявляется улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Такимобразом, внимание можно определить как психофизиологический процесс,характеризующий динамические особенности познавательной деятельности.
Внимание представляет собой психологический феномен вотношении, которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения.С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существованиивнимания как самостоятельного психического явления. Некоторые авторыутверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление,поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическомпроцессе. Другие наоборот, отстаивают самостоятельность внимания какпсихического процесса.
С другой стороны существуют разногласия в том, к какомуклассу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание– это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей идеятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числеи познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявленияопределенных волевых усилий [18, с. 206].
Представим себе школьника, выполняющего домашнее заданиепо математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней,обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуякаждый из этих эпизодов мы можем сказать, что он обращает внимание на те предметы,которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, чтоего психическая деятельность на что – то направлена или на чем – тососредоточена. Эту направленность и сосредоточенность психической деятельностина чем – либо определенном А.Г.Маклаков называет вниманием [18, с. 210].
В свою очередь Маклаков считает, что под направленностьюпсихической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т.е.выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений иливыбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленностивключается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени.Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным,- надо удержать этот выбор, сохранить его.
Другой характеристикой внимания являетсясосредоточенность. Под сосредоточенностью А.Г.Маклаков подразумевает большуюили меньшую углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тембольшей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуетсябольшая углубленность. С другой стороны сосредоточенность связана с отвлечениемот всего постороннего.
Направленность и сосредоточенность тесно связаны междусобой. Одно не может существовать без другого. Когда человек направляет на что– либо свое внимание, то одновременно с этим он сосредотачивается на этом. Инаоборот, когда человек сосредотачивается на чем – либо, то он направляет наэто свою психическую деятельность. Но, несмотря на тесную связь между ними, этипонятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом отодного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие[18,с.207].
Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания,осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени.А.Г.Маклаков указывал на то, что внимание, как и любой психический процесс,связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическуюоснову выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлениисоставляет возбуждение одних нервных центров и торможение других.Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизациямозга осуществляется, прежде всего, ретикулярной формацией. Раздражениевосходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрическихколебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов,снижает пороги чувствительности.
В современной психологической науке принято выделятьнесколько основных видов внимания.
Непроизвольное внимание является наиболее простым видомвнимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так, как оно возникаети поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватываетчеловека сама по себе, в силу своей увлекательности занимательности илинеожиданности. При возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целымкомплексом причин. В этот комплекс входят различные физические,психофизиологические и психические причины.
В отличие от непроизвольного внимания главной особенностьюпроизвольного внимания А.Г.Ковалев считает то, что оно управляется сознательнойцелью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан врезультате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным,преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активноерегулирование протекания психических процессов. Произвольное вниманиекачественно отличается от непроизвольного. Но они тесно связаны друг с другом,поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Произвольноевнимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека. Однаковлияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, акосвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данномслучае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности[3, с. 164].
Существует еще один вид внимания, который, подобнопроизвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевыхусилий, но затем человек ” входит” в работу: интересным и значимымстановятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такоевнимание было названо Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным. В отличие от подлиннонепроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательнымицелями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие отпроизвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий [30, с. 166].
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуютего как самостоятельный психический процесс. А.Г. Маклаков выделил свойствавнимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение,отвлекаемость и объем внимания, а также дал характеристику этим свойствам.Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться наодном и том же объекте. Это свойство внимания может определятьсяпериферическими и центральными факторами. Если бы внимание при всех условияхбыло неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была быневозможна. Включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новыестороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия дляустойчивости внимания.
Устойчивость внимания зависит от целого ряда и другихусловий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним,его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальныеособенности личности [30, с. 169].
Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Подконцентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенностивнимания. Концепция выражается в том, что внимание поглощено одним объектом.Показателем интенсивности является ” помехоустойчивость”,невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности постороннимираздражителями [30, с. 168].
Под распределением внимания понимают способность человекавыполнять несколько видов деятельности одновременно [30, с. 168].
Переключение внимания – это намеренный перенос внимания содного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способностьбыстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключениявнимания неодинаковы у разных людей и зависит от целого ряда условий (преждевсего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью иотношения субъекта и каждой из них).Чем интереснее деятельность, тем легче наней переключиться. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошотренируемых качеств [30, с. 170].
Следующее свойство внимание – его объем. Под объемомвнимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить сдостаточной ясностью одновременно. Важной и определяющей особенностью объемавнимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.
Объем внимания является изменчивой величиной, зависящейот того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачиваетсявнимание, и от умения осмыслено связывать и структурировать материал. Последнееобстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируяпредъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем вниманияучащихся [30, с. 167].
Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещениевнимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии постороннихраздражителей на человека, занятого в этот момент какой – либо деятельностью.Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникаетпод влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления,которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой.Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний,посторонних эмоций из–за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело,которым в данный момент занят человек. Чтобы ребенок мог внимательно и успешноучиться, следует устранять из его жизни отвлекающие от занятий отрицательныепереживания: страх, гнев, обиду.
Таким образом, внимание в жизни и деятельности человекавыполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужныев данный момент психологические и физиологические процессы, способствуеторганизованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации всоответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную идлительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте иливиде деятельности.
За вниманием всегда стоят интересы и потребности,установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения кобъекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в измененииобраза этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным иотчетливым, как бы более выпуклым. Итак, хотя внимание не имеет своего особогосодержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляетсяспецифическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение вниманиявыражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на которомсосредоточена познавательная деятельность.
Внимание имеет огромное значение в жизни детей. Именнооно делает все психические процессы полноценными. Об особенностях развитиявнимания у детей дошкольного возраста пойдет речь в следующем параграфе.
1.2 Особенности развития внимания у детей дошкольноговозраста
Среди психических явлений внимание занимает особое место:оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности.В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и впознавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленностьличности.
Под вниманием понимается направленность исосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Первыепроявления внимания можно пронаблюдать уже у новорожденного во время сосания.На протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и егопроизвольность. Ребенок научается управлять собой и сознательно направлять своевнимание на определенный предмет. При этом он использует для организациивнимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого,т.е. внимание становится опосредованным [8, с.123].
В дошкольном детстве увеличивается объем внимания, т.е.то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительнокороткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способностьсохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивостиявляется длительность сохранения сосредоточенности. Распределение вниманияговорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание нанескольких предметах одновременно.
Развитие свойств и видов внимания дошкольника существеннозависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, отхарактера деятельности, которую выполняет ребенок. Так, показатели вниманиязначительно возрастают в сюжетно-ролевой и дидактических играх. Развитиевнимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения,способности управлять своим поведением.
Внимание дошкольника тесно связано с восприятием.Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном – всеперцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественнымизменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольникподолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики.Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача неотвлекаться, рассмотреть детально и т.п. тогда начинают формироватьсяспециальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренныйхарактер – новое качество [5, с.312].
Выделяют следующие формы проявления внимания у детейдошкольного возраста:
— сенсорное;
— интеллектуальное;
-моторное;
Основными функциями внимания являются:
— активизация необходимых и торможение ненужных в данныймомент психических и физиологических процессов;
— целенаправленный организованный отбор поступающейинформации;
— удержание, сохранение образов определенного предметногосодержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
— обеспечение длительной сосредоточенности, активности наодном и том же объекте;
— регуляция и контроль протекания деятельности.
В дошкольном детстве развиваются оба вида внимания.Непроизвольное внимание связано с усвоением новых дифференцированных знаний овидах животных, насекомых, цветов, особенностях зданий и т.д. все это вначалеобъясняют и показывают взрослые, потом ребенок замечает сам, непроизвольно. То,что объяснили, не только привлекает внимание само по себе, но и служитсвоеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты. Детизамечают новую одежду приятеля, необычные цветы, различные марки автомобилей,новые словечки и фразы. Замечают не только яркое, броское, громкое, но именнонеобычное – то, чего не было в их опыте.
Особенно показательно для развития ребенка внимание кречи – рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят назадний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта.Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используютинтонацию, загадочность, паузы.
Произвольное внимание развивается в ходе целенаправленнойдеятельности. Цель действия как образ предполагаемого результата побуждаетудерживать внимание в течение всей деятельности. Если не получилось то, чтозадумал, ребенок даже плачет: «Я хотел Буратино нарисовать, а тут коровакакая-то вышла!». Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментированияс предметами, переливания воды. В народе говорят, если затих, — значит что-тозатевает.
Если не возникают идеи, ребенок слоняется по группе,задерживая беглый взгляд то на одном, то на другом играющем сверстнике, непытаясь на чем-то сосредоточиться. Стимулируя замыслы, обогащая предметнуюсреду и возможности осуществления идей, можно добиться значительного развитиявнимания дошкольника[10, с.42].
Новый источник развития произвольного внимания –инструкции взрослого в повседневном общении и на занятиях. При этом взрослыйдает не только цель, но и способы ее достижения, порядок действийконтролируется взрослым и под влиянием его оценок превращается в самоконтрольребенка – акт внимания. Переключение внимания с объекта на способы и порядок действийпревращает его в развернутый процесс самоконтроля, как его характеризует П.Я.Гальперин. Эта задача посильна дошкольнику в том случае, если промежуточныедействия-цели представлены образцами. Например, чтобы вырезать колпак, детиориентируются на рисунки его деталей, расположенные в последовательностиизготовления. И это помогает сохранить внимание до получения результата [6,с.268].
Если порядок действий задан только словесной инструкцией,удержать внимание труднее, для многих детей это непосильно. В качестве тестапредложить ребенку пойти в соседнюю комнату и на столе под газетой взятькарандаш. Половина детей скажут «Там нет» — они не могут ориентироваться насложную словесную инструкцию. В школе таким детям будет трудно.
У старших дошкольников опорой внимания становятся четкопоставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования,обещания спрашивать. Однако им нужна «подпитка» внимания яркими, необычайными,«непроизвольными» сигналами. Появление Петрушки, Незнайки, задания и вопросы отих имени активизируют детей и помогают организовать внимание.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражаетего интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребеноксосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительноевремя занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнениемдеятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии, вниманиеприобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшиедошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к 5-6 годам длительностьигры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилетокотражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к нейподдерживается постоянным введением новых ситуаций.
Устойчивость внимания у детей проявляется в длительностисосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого рядапричин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения кделу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект вниманиянепроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то илиотдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим вниманиес одного объекта на другой или с одной его стороны на другую [24, с.42].
Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается два видавнимания: непроизвольное – от ориентировочной реакции на сильные раздражители ксосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости отсубъективного опыта) и произвольное – от регулирования действий со сторонывзрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятымиспособами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте,но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника[11, с.86].Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте.Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляютребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньшеоставались незамеченными.
В следующем параграфе мы рассмотрим психологическиесредства коррекции внимания у детей дошкольного возраста.
1.3 Психологические средства коррекции внимания у детейдошкольного возраста
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению кокружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен напредмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этомупредмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключениевнимания, поэтому дети длительное время занимаются одним и тем же.
Хотя дети 4-5 лет и начинают овладевать произвольнымвниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всегодошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной ималопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры илирешения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долгооставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из основания,по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующихпостоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятияхэлементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельностипозволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне [20, с.95].
Следует отметить, что начиная со старшего дошкольноговозраста, становятся способными удерживать внимание на действиях, которыеприобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки,загадки, задания учебного типа).
Цели и задачи коррекционно-развивающей работы должны бытьсформулированы как система задач трех уровней:
коррекционного — исправления отклонений и нарушенийразвития, разрешение трудностей развития;
развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащениесодержания развития;
Уровень развития внимания во многом определяет успешностьобучения ребенка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание;ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во властивнешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможностисосредоточится на чем-то одном, в частой смене деятельности.
К началу обучения в школе у ребенка постепенно формируетсяпроизвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослыеоказывают ребенку помощь[4, с.153].
Развитие произвольного внимания тесно связано с развитиемответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – какинтересного, так и неинтересного.
Произвольное внимание развивается постепенно, по мереразвития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение ипереключение, устойчивость.
Для этого с ребенком нужно проводить различные тесты дляизучения различных свойств внимания, показатели внимания значительно возрастаютв сюжетно-ролевой и дидактической играх, коррекционные и развивающие упражненияна внимание.
Называть ребенку различные слова: стол, стул, кровать,карандаш, книга, воробей, вилка и т.д. он должен, по договоренности,отреагировать на определенные слова. Если ребенок сбивается, повторите заданиеснова.
Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставалкаждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.
В третьей серии можно объединить и первое, и второезадание.
Концентрируя свое внимание, ребенок пытаетсясосредоточиться на выполнении определенного задания, при этом объект представляетсямалышу более подробно, отчетливо и ярко.
Одним из индикаторов внимания являются задания, в которыхребенок должен правильно расставить значки в фигурках или найти на картинкевыделенные фрагменты.
Объем внимания – это способность сознания ребенкаохватывать одновременно большое количество отображаемых объектов в данныймомент. Сознание дошкольника может отображать одновременно от 5 до 7 объектов.Объем внимания у ребенка можно развивать на следующих заданиях: определениеотдельно взятых предметов из общей группы или, наоборот, объединение в однугруппу нескольких предметов. Также можно попросить малыша вспомнить сказку,спросить его, как она называется, о чем в ней говорится. Ребенок, таким образомможет попробовать отобразить в своем сознании любое событие, которое с нимкогда-то произошло, а потом детально рассказать об этом.
Малыша важно научить быстро переключать свое внимание содного объекта на другой, так как детям это довольно сложно. Потренироватьсяможно на сравнении двух картинок (нахождение сходств и различий); поискеопределенного предмета среди множества других.
В старшем дошкольном возрасте дети хорошо различают цвети форму предмета, называют геометрические фигуры, свободно оперируютсоответствующими формами, находя их в знакомых вещах (тетрадь похожа напрямоугольник, яблоко — на шар, тумбочка – на куб и т.д.). по силуэту или незначительнымдеталям дети должны определять предмет, различать его величину, форму.
Такие и подобные упражнения развивают внимательность,быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяюткругозор и познавательную активность ребенка [6, с.643].
Условия жизни нередко требуют отслеживания и параллельнойкоррекции разнохарактерных переменных, которые составляют характеристикиобъекта влияния. В таких случаях результативная деятельность возможна толькопри одномоментном охвате с адекватным разделом внимания на все единицывосприятия, находящиеся в поле зрения [3, с.412].
Родители, растящие детей с проблемами и обучения,воспитатели, обучающие их, стали активными потребителями огромного количестваинформации на эти темы: они читают новейшие книги и статьи, интересуютсяпоследними исследованиями, посещают лекции специалистов в данной области, — ииз всего этого извлекают массу пользы для себя.
Если мы не способны восполнить имеющуюся у детейинформацию, мы тем самым оказываем им медвежью услугу. Открытая позитивнаяинформация обеспечивает ребенка средствами, необходимыми ему для понимания иумения преодолевать его трудности.
Цель бесед состоит в том, чтобы информировать ребенка ипомочь ему поверить в себя. Надо поощрять детей вносить их собственные идеи,выражать беспокойство и задавать вопросы.
Для тренировки переключения внимания рекомендуетсяиспользовать корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв.
Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенныебуквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеетвозможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояниевнутреннего сосредоточения.
Выполнение корректурных заданий способствует развитиюконцентрации внимания и самоконтроля. Задания должны проводиться в форме игры.
Принцип системности коррекционных, профилактических иразвивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личностиребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития. Другими словами,каждое качество ребенка находится на различных уровнях развития в отношенииразных его аспектов – на уровне благополучия, что соответствует норме развития,на уровне риска, что означает угрозу возникновения потенциальных трудностейразвития; и на уровне актуальных трудностей развития, что объективно выражаетсяв различного рода отклонениях от нормативного хода развития.
Работа по выполнению коррекционных задач приводит ксовершенствованию свойств внимания, памяти, мышления, воображения и оказываетположительное влияние на устранение дефектов речи.
Коррекционно-воспитательную задачу нельзя считатьвыполненной на занятии только потому, что был использован интересный приём илиигра на развитие внимания. Слежу за развитием внимания не только в игре, а напротяжении всего занятия. Учу детей внимательно вслушиваться в речь, замечатьошибки товарищей, исправлять их. То же самое делаю при развитии у детейсамостоятельности, целенаправленности, собранности, усидчивости и т.д.
В 5 лет ребёнок должен научиться подчинять свои действияречевой инструкции взрослого, а в 6 — 7 лет подчинять своё поведениесобственной речевой инструкции. Для тренировки произвольного вниманиянеобходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны)одного объекта и сравнивать их с особенностью другого.
Чтобы ребёнок учился произвольно управлять своимвниманием, его надо просить больше рассуждать вслух, и он сможет произвольно втечение длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах,их деталях и свойствах. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко,эмоционально, поэтому на занятиях, в играх я применяю яркие, большие красочныепредметы, игрушки, элементы различных театров. Для развития внимания используюкомпоненты (указания, словесные обозначения элементов, ситуаций). Учебныезадания в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, апроцесс их выполнения требует более длительного сосредоточения [23, с.256].
Внимание у детей развиваю соответствующей тренировкой вразличных упражнениях, психологических играх, например: “Графический диктант”,“Незаконченные рисунки”, “Что произойдёт, если …”, “Запомни и повтори”, “Самыйвнимательный”, “Исправь ошибку”, “Небылицы”, “Наоборот”, “Четыре стихии” и др.[22, с.24].
Таким образом, рассмотрев теоретические основы проявлениявнимания у дошкольников и психологические средства их коррекции, мы пришли квыводам:
1. Внимание – это избирательная направленность на тот илииной объект, сосредоточение на нем.
2. В дошкольном возрасте развитие внимания связано споявлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видамидеятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороныдействительности, которые раньше оставались вне его внимания.
3. Внимание ребёнка формируется в практическойдеятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннееразвитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, вкоторой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю системучеловеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другиепсихические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей снарушениями речи игры занимают не только значительное место, но и представленыво всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижныеи т.д.
Следующая глава будет посвящена экспериментальномуисследования проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучениюзакономерностей внимания у детей дошкольного возраста
2.1 Диагностика уровней развития внимания у детейдошкольного возраста
Для исследования особенностей проявления закономерностейвнимания у детей старшего дошкольного возраста на базе Санаторного детскогодома «Сияние Севера» п. Кировский Исетского района Тюменской области былпроведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие дети старшей группы вколичестве 20 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен вприложении 1.
Задача констатирующего этапа эксперимента состояла вопределении уровня развития внимания у старших дошкольников.
Для выявления уровня развития внимания использовалисьследующие критерии:
-уровень развития устойчивости внимания;
— уровень объема внимания;
— уровень скорости переключения внимания;
— уровень распределения внимания.
На основе выделенных критериев, а также для аналитическойобработки результатов исследования и получения количественных показателей быливыделены три уровня развития внимания у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Во время обследования велся протокол и фиксировалисьпредлагаемые задания, а также уровень их выполнения, характер контакта совзрослым, отношение к выполнению заданий, уровень активности при выполнениизаданий.
Так как уровень внимания определяется через диагностику егосвойств, мы использовали следующие методики:
Методика №1
Исследование особенностей распределение внимания методомкорректурной пробы (методика Бурдона).
Цель: выявить уровень распределения внимания.
Описание методики: ребенку предлагается таблица с любымизнаками – буквами, фигурами, цифрами. В нашем случае мы использовали буквеннуюформу корректурной пробы, где ребенок должен как можно быстрее находить изачеркивать какую-либо букву. Фиксируется время, затраченное на выполнениевсего задания, и количество ошибок.
Ход выполнения задания:
Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы исостоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. В первойсерии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можнобыстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К). для того,чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, воспитатель поистечении минуты говорит слово «черта». Ребенок должен отметить вертикальнойчертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесениявоспитателем слова «черта», и продолжать работу на новых бланках, зачеркивая иобводя другие элементы.
Обработка результатов:
Подсчитав число, просмотренных знаков за каждые 30секунд, мы составили график продуктивности.
Методика №2. Оценка уровня развития внимания детейстаршего дошкольного возраста (Черемошкина Л.В.)
Цель: выявление уровня развития устойчивости, объемапереключения и распределения внимания ребенка.
Описание методики: ребенку предлагается выполнить заданиев три этапа.
На первом этапе ребенок по образцу вписывает знаки вгеометрические фигуры.
На втором этапе зачеркивает и обводит два определенныхпредмета из четырех по указанию взрослого.
На третьем этапе зачеркивает во всех фигурах нарисованныхнасекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по суммерезультатов трех отдельно обработанных этапов работы.
Оборудование: три листа: 1)изображение геометрическихфигур; 2) образ реальных предметов – рыбка, воздушный шарик, яблоко и арбуз; 3)набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи игусеницы. В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четырефигуры – это образец работы для испытуемого; простой карандаш, часы с секунднойстрелкой, протокол для фиксации параметров.
Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрическиефигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. Ты долженрасставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверятьсвои действия с образцом».
Первый этап.
«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики иарбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком».
Второй этап.
«На этой карточке нарисованы уже знакомые тебегеометрические фигуры. В квадратики забрались мухи, а в ромбах поселилисьгусеницы. Ты должен зачеркнуть во всех фигурах карточки и мух, и гусениц».
Третий этап.
Во время эксперимента необходимо обратить внимание наповедение испытуемого:
— отвлекался от работы или нет;
— как часто требовалось напоминание о необходимостипродолжить работу;
— часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;
— пытался ли проверить себя; если да, то как.
Методика №3. Диагностика продуктивности и устойчивостивнимания
Цель: диагностика продуктивности и устойчивости вниманияу детей 5-7 лет.
Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, накотором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искатьи разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например звездочкуперечеркивать вертикальной линией, а кружок – горизонтальной. Ребенок работает2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 минут) ему говорят«начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то место, гдедаются соответствующие команды.
Оборудование: «рисунок с изображением простых фигур, часыс секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простыекарандаши.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: япокажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов.Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать изачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, покая не скажу «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне тоизображение предмета, которое ты увидел последним. Я отмечу на твоем рисункеместо, где ты остановился, и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишьискать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз,пока я не скажу слово «конец».
С целью определения уровня запоминания у дошкольников мыиспользовали методики разных авторов:
Данные констатирующего этапа эксперимента приведены втаблице 1.

Таблица 1
Показатели уровня развития внимания у детей старшегодошкольного возрастаМетодика Устойчивость внимания Объем внимания Скорость переключения внимания Распределение внимания Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Методика №1. 5 14 1 4 15 1 4 14 2 3 16 1 Методика №2. 1 16 3 – 13 7 1 14 5 2 15 3 Методика №3. 2 14 4 2 13 5 5 11 4 5 11 4
В результате проведенной работы на констатирующем этапеэксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень развитиявнимания, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента, 57 %испытуемых показали средний уровень и лишь 13% детей имеют высокий уровень развитиявнимания.
Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том,что большая часть детей имеет средний и низкий уровень развития внимания инуждается в коррекции.
2.2 Методические рекомендации по развитию внимания удетей дошкольного
На протяжении дошкольного возраста внимание ребенкастановится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно этопроявляется в формировании у ребенка произвольного действия.
Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольномвозрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли врегуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка, тем выше уровеньразвития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.
Исследования показывают, что развитие произвольноговнимания в случае грамотного управления этим процессом в течение первого годаможет происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у детейумения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставитвзрослый, оказывая помощь в ее достижении.
Ребенок еще не может управлять своим вниманием и частооказывается во власти внешних впечатлений. Внимание старшего дошкольника тесносвязано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном,непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами.Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но иразвивать волевые усилия, а вместе с ним и произвольное внимание.
Даже при сосредоточении внимания дети не в состояниизаметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления:наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что детивсе свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки.
Ребенку недостаточно понимать, что он должен бытьвнимательным, необходимо научить его этому. Развитие произвольного внимания впериод дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций:
принятие постепенно усложняющихся инструкций;
удержание инструкций во внимании на протяжении всегозанятия;
развитие навыков самоконтроля;
Одна из задач развития внимания – формированиеконтрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки,проверять результаты своей деятельности.
Организация материалов в коррекционно-развивающем занятиипозволяет:
планировать действия контроля;
действовать в соответствии с намеченным планом;
постоянно производить операцию сличения с имеющимсяобразом.
Такое построение работы дает возможностьиндивидуализировать деятельность каждого ребенка соответственно егооптимальному темпу и степени активности.
Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте всвязи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка.
Хотя дошкольники и начинают овладевать произвольнымвниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всегодошкольного возраста. Детям трудно сосредоточиваться на однообразной ималопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры илирешения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долгооставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.
Эта особенность является одним из оснований, по которымкоррекционно-развивающая работа может строиться на занятиях, требующихпостоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятияхэлементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельностипозволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
Большое значение для развития целенаправленного вниманияв дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу,правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать удетей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость,сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специальноорганизованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разныетребования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих– вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивостьвнимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.
Очень значимые такие игры и задания для детей, которыенаправленные на развитие сенсорного внимания, на развитие слухового внимания.
«Найди два одинаковых предмета».
Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятияформы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать,анализировать.
Детям предлагалось найти и показать, затем объяснить вчем схожесть этих двух предметов.
«Выкладывание узора из мозаики».
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкоймоторики руки, формирование умения работать по образцу.
Здесь нужно по образцу выложить из мозаики букву илипростой узор.
Очень хорошо упражнять детей в закреплении геометрическихфигур в следующей последовательности:
найди в комнате предметы, имеющие форму шара, круга,квадрата;
найди в предметах знакомые геометрические фигуры;
затем предлагается просто материал, состоящий измножества различных геометрических фигур;
сколько здесь кружков, треугольников, квадратов?
Игры «Что слышно?», «Слушай звуки», «Разведчики» направленына развитие слухового внимания, развитие произвольного внимания, а также наразвитие моторно-слуховой памяти, координацию движений.
Для родителей рекомендуется комплекс тематических бесед:
Внимание и его роль в учебной деятельности.
Возрастные особенности внимания дошкольников.
Можно ли управлять вниманием дошкольника?
Нарушение внимания в детском возрасте.
Психолого-педагогическая помощь детям – дошкольникам снарушением внимания.
Под влиянием различных видов деятельности вниманиестаршего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, чтообеспечивает ему возможность обучения в школе.
Нами было выявлено, что для поддержания вниманияиспользуются закономерности всех видов внимания. Непроизвольное вниманиевозникает в силу свойств объекта или связано с особенностями воспринимающегосубъекта. Формально-динамические приемы поддержания внимания основываются восновном на причинах первой группы. Известно, что интенсивность раздражителя,его динамический характер способствуют привлечению внимания. Следовательно,воспитателю можно порекомендовать изменение силы голоса, темпа речи, паузы вовремя объяснения материала. Речь при этом должна быть эмоционально насыщенной,выразительной. Важное значение имеет мимико-пластический образ, использованиежестов. Считается, например, если воспитатель делает несколько шагов навстречудетям, внимание усиливается, если отходит — ослабевает. Привлекает вниманиеновизна объектов или новизна (необычность) манеры изложения.
Поддержанию внимания не мешает тихая, спокойная музыка,ритмические негромкие звуки.
Содержательные приемы поддержания внимания основываютсяна интересах личности (содержание излагаемого, увлекательная форма изложения,разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности,технических средств). Внимание поддерживается за счет пробуждаемых удошкольников эмоций и чувств: эмоциональная окраска воспринимаемого (насыщенныйцвет, мелодичный звук), высшие чувства (восхищение, восторг, эстетическоенаслаждение). Привлекают внимание состояние ожидания объекта, его значимость,соответствие актуальным потребностям субъекта.
Наряду с общими закономерностями внимания воспитателюважно знать возрастные особенности внимания дошкольников. Внимание дошкольниковнеустойчивое, легко отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость ипереключаемость низкая. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладаетнепроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта (яркость,интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степениинтереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.
Дошкольникам легче сосредоточиться на деятельности,имеющей наглядное мышление, чем понятийное. Эту особенность рекомендуетсяиспользовать на занятиях, чередуя умственную деятельность с практической(выполнение рисунков, схем, изготовление макетов и т.д.). Опираясь нахарактерные для возраста особенности внимания, воспитатель должен обучатьдошкольников управлять своим вниманием, формировать у них произвольноевнимание.

Заключение
Внимание — это важнейшее качество, которое характеризуетпроцесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что вчеловеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Еслибы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог быизбежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом,устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением,переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойствприводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Часто встречается недостаточная произвольность внимания,при этом ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобный недостаток не может быть устранен фрагментарновключаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенкоми требует, как показывают исследования, для его преодоления специальноорганизованной работы, нередко посредством игровой деятельности, близкой сферойдля детей данного возраста.
В результате исследования мы раскрыли сущность понятиявнимания и охарактеризовали его особенности у дошкольников, провелиопытно-экспериментальную работу по определению уровня развития внимания устарших дошкольников, разработали методические рекомендации по развитиювнимания.
Анализ опытно-экспериментальной работы показал, чтопроблема особенности развития внимания в дошкольном возрасте значительна.
Полученные результаты показали, что в дошкольном возрастескладываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развитияречи, познавательных интересов. Внимание становится опосредованным.
В результате мы выявили, что у некоторых детей отсутствиеинтереса и мотивации к заданию, что непосредственно связано с недостатками вразвитии внимания.
Нами было предложено несколько вариантов занятий, игр своспитателями, родителями и детьми. Занятия и игры направлены на развитиенаблюдательности, распределения, переключения и объема внимания; игры,направлены на развитие слухового внимания, на развитие сенсорного внимания.
Использовались научные методы диагностики внимания, игрыи упражнения для коррекционно-развивающей работы, психогимнастика. Прежде всего,проводили наблюдение, беседу с детьми и родителями.
Результаты проделанной работы доказали достоверностьвыдвинутой нами гипотезы. Поняв, что проблема развития внимания у детейдошкольного возраста значительна, т.к. внимание – один из главных психическихпроцессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовностиребенка к обучению в школе.
В целях совершенствования развития внимания у детейдошкольного возраста целесообразна разработка методик и использованиенестандартных задач.
Систематически использовать на занятиях игровые задания,способствующие развитию у дошкольников познавательного интереса исамостоятельности.
Осуществлять целенаправленное обучение дошкольников спомощью специально подобранных игровых упражнений, учить их наблюдать,запоминать.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
1. Использование специальных игровых упражнений,тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию,устойчивость и переключение.
2. Использование упражнений, на основе которыхформируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальнойневнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы,слова, арифметической задачи или выражения — дети схватывают этот смысл и,довольствуясь им, «пренебрегают частностями». В связи с этим главнаязадача таких игровых занятий: попытка научить воспринимать содержание с учетомэлементов на фоне смысла целого.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяетутверждать, что работа по развитию внимания дошкольников дело важное инеобходимое.

Библиография
1.        Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой[Текст]/Ю.А.Афонькина, Г.А.Урунтаева. -М.: Просвещение: Владос, 1995. — 52 с.
2.        Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]/А.Анастази.- М.:Педагогика, 1982. — 39 с.
3.        Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов[Текст]/В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова.-М.: Просвещение, 1981.-87 с.
4.        Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.:Союз, 1997. — 234 с.
5.        Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развитиявнимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста[Текст]/Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.: Просвещение, 2001. –с.123.
6.        Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста[Текст]/А.В.Запорожец.- М.: Просвещение, 1964. — 75 с.
7.        Ильина, М.Н. Тесты для детей, сборник тестов и развивающихся упражнений[Текст] /М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева.- СПб.: Дельта, 2003. – 243с.
8.        Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей[Текст]/А.Максимова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 26 с.
9.        Немов, Р.С. Психология. Кн.3: Экспериментальная и педагогическаяпсихология и психодиагностика [Текст] /Р.С.Немов.- М.: Просвещение; Владос,1995. — 78 с.
10.     Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. [Текст]/Р.В.Овчарова. — М.: Просвещение, 1996. -324 с.
11.     Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебноепособие для вузов [Текст]/Н.Н.Палагина.- М.: Московский психолого- социальныйинститут, 2005. — 234 с.
12.     Психологический журнал. -1982. -Т.З.-№5 -с. 54- 65.
13.     Психология дошкольника. Хрестоматия для студентов средних педагогическихучебных заведений. М.: Академия, 1997. — 44 с.
14.     Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей[Текст]/Л.Ф.Тихомирова.- Ярославль, 1996. — 153 с.
15.     Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей Л.Ф.Тихомирова,А.В.Басов.- Ярославль, 1995. — 64 с.
16.     Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие [Текст]/Г.А.Урунтаева.- М.: Академия, 1997. — 225 с.
17.     Урунтаева, Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста [Текст]/Г.А.Урунтаева.- М.: Академия, 1997. — 423 с.
18.     Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии/ Под ред. Г.А.Урунтаевой [Текст]/Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. — М.: Просвещение: Владос,1995. — 53 с.
19.     Фесюкова, Л.Б. от 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек[Текст] / Л.Б.Фесюкова. — Харьков, Ростов-на-Дону «Феникс», 1997. — 70 с.
20.     Хрестоматия по вниманию под ред. Леонтьева, А.Н., Пузырея, А.А.,Романова, В.Я. – М: Просвещение, 1976. — 312 с.
21.     Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие дляродителей и педагогов [Текст]/ Л.В.Черемошкина. — Ярославль, 1997. — 55 с.
22.     Чистякова, М.И. Психогимнастика. 2-е изд./ Под ред. М.И. БуяноваМ.И.Чистякова. — М.: Просвещение, 1995. — 153 с.
23.     Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб.пособие для студентов высших учеб. заведений [Текст]/О.А.Шаграева.- М.:Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 234 с.
24.     Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития ивозрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко.- М.:Гардарики, 2007.
25.     25 Шванцара, Йозеф и коллектив авторов. Диагностика психическогоразвития. Прага: Авиценум, 1978.