Особенности прозы А.Платонова Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в жизненное творчестводобра , в мир и свет , хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюсяна горизонте истории зарю прогресса человечества . Писатель-реалист,Платонов видел причины, заставляющие людей экономить свою природу . выключатьсознание , переходить изнутри вовне , не оставляя в душе ни единого личного чувства , терять ощущение самого себя .
Он понимал, почему жизнь на время оставляет того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточеннойборьбе, почему неугасимая жизнь то и дело гаснет в людях,порождая вокруг мрак и войну. А.Платоновпринадлежит к тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только музыку , но иотчаянный крик. Он увидел,что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслахдобра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожениемногих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих
общемублагу. Все, что было опубликовано из произведений Платанова допоследних лет, не могло дать полного представления ни о его мощи какписателя, ни совершить той работы по формированию духовности человека,которая оказалась под силу таким произведениям, как Котлован . Чевенгур , Ювенильное море . Платонов ни на кого не похож.Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказатьсяот привычной беглости чтения глаз
готов скользить по знакомымочертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать завременем. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждомслове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайначеловека, разгадывание которой, по убеждению Достоевского, естьединственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь. ГероиПлатонов говорят о пролетарском веществе сам
Платонов говорило социалистическом веществе . В эти понятия он включает живыхлюдей. У Платанова идея и человек не сливаются. Идея не закрываетчеловека наглухо. В его произведениях мы видим именно социалистическоевещество , которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал. Из когоже состоит живое социалистическое вещество у Платонова? Изромантиков жизни в самом полном смысле слова.
Они мыслят масштабнымиобщечеловеческими категориями и свободны от каких бы то нибыло проявлений эгоизма. На первый взгляд может показаться, что этолюди с асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никакихсоциально-административных ограничений. Они непритязательны, неудобства быта переносят легко, какбы не замечая ихвовсе. Откуда эти люди приходят, каково их прошлое, не всегда можноустановить, поскольку для Платонова это не самое важное. Все они- преобразователи мира.
Гуманизм этих людей и вполне определеннаясоциальная направленность их устремлений заключается впоставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надождать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратитьфантазию в реальность и сами не заметят этого. Этот тип людейпредставлен инженерами, механиками, изобретателями, философами,фантазерами – людьми раскрепощенной мысли. Герои-романтикиПлатонова политикой, как таковой, не занимаются.
Они рассматривают свершившуюся революцию как решенный политическийвопрос. Все, кто этого не хотел, потерпели поражение и сметены.И еще потому они не занимаются политикой, что в начале 20х-годов новоесоветское государство еще не сложилось, сложилась власть иаппарат власти. Втораягруппа персонажей – это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайноограниченные натуры, какие в массовом порядке обычно
порождаетэпоха битв. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные.Все в них запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вернувшиеся с фронта,пользовались в победившейреспублике безоговорочным доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к делу снаилучшими намерениямии с присущей им энергией, но вскоре обнаруживается, чтобольшинство из них в новых условиях чисто автоматически руководиттак, как командовало полками и эскадронами на войне.
Получивпосты в управлении, они не умели ими распорядиться. Непониманиепроисходящего порождало в них повышенную подозрительность. Они запутались в отклонениях,перегибах, перекосах,уклонах. Безграмотность была той почвой, на которой расцветалонасилие. В романе Чевенгур Андрей Платонов изобразил именнотаких людей.
Получив неограниченную власть над уездом, они вприказном порядке решили отменить труд. Рассуждали примерно так труд -причина народных страданий. поскольку трудом создаются материальныеценности, которые приводят к имущественному неравенству. Стало быть, надо ликвидироватьпервопричину неравенства труд. Кормиться же следует тем, что природа рождает. Так, по своейбезграмотности, они приходят к обоснованию теории первобытнообщинногокоммунизма.
У героев Платонова не было знаний и не было прошлого, поэтому им все заменялавера. С тридцатыхгодов окликает нас Платонов своим особенным, честным и горьким,талантливым голосом, напоминая, что путь человека, при каком бысоциальном и политическом устройстве тот ни жил, всегда труден,полон обретений и потерь. Для Платонова важно, чтобы не был разрушенчеловек. Многоероднит писателя Андрея Платонова с его персонажамиправдоискателями та же верав существование
некоего плана общей жизни , те же мечты о революционномпереустройстве всей жизни и не менее, как в масштабе всего человечества, вселенной та же утопия всеобщегоколлективного творчества жизни, в процессе которого рождается новый человек и новый мир .