Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте

Оглавление
Введение
1. Особенностипсихических процессов в младшем школьном возрасте
1.1 Особенностифизиологического развития младшего школьника
1.2 Особенности развитияпсихических процессов
2. Эмоционально-волевое иличностное развитие младших школьников
3. Учебная деятельность
Заключение
Глоссарий
Список используемыхисточников
Приложение А
Приложение Б

Введение
Младший школьныйвозраст (с 6,5-7 лет до 10-11лет) определяется важным внешним обстоятельством вжизни ребёнка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родителиотдают ребёнка в 6,5 -7лет.
Поступивший вшколу ребёнок автоматически занимает новое место в системе отношений людей: у негопоявляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые,учитель, даже посторонние люди общаются с ребёнком как с человеком, взявшим на себяобязательство учиться, как все дети в его возрасте. У ребёнка происходит перестройкавсех систем отношений с действительностью. Система «ребёнок — учитель» начинаетопределять отношение ребёнка к родителям, и к детям. Это было экспериментально доказаноБ.Г.Ананьевым, Л.И.Божович, И.С. Славиной.
Новая социальнаяситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная.У каждого ребёнка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряжённость,что отражается как на физическом здоровье, так и на поведении.
Характер адаптацииребёнка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуютразвитию чувства личности. Таким образом, младший школьный возраст характеризуетсятем, что у ребёнка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек. Иэта новая социальная роль требует развития у ребёнка определённых психических свойстви опирается на уже развитые свойства: мышление, внимание, память, на определённыеморально-волевые качества (усидчивость, исполнительность, добросовестность). Поэтомумногие отечественные и зарубежные психологи изучают особенности психического развитиямладших школьников. Психические особенности – это устойчивые свойства отражениядействительности и регуляции поведения, присущие данному возрасту.
Дети младшегошкольного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление иэффективное использование – одна из главных задач возрастной психологии. Программыпо развитию внимания представлены в работах: Ферешильд, Косов, Гельниц, Шульц-Вульф;работы по формированию памяти Л.М. Житниковой, К.П.Мальцевой; рекомендации по формированиюотдельных элементов учебной деятельности, развитию самостоятельности в работах А.Л.Венгер, М.Р. Гинзбург.
Проблемами младшегошкольного возраста занимались также психологи: Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.И.Айдарова,Ю.А. Полуянов и др. Этот возраст привлекает к себе пристальное внимание учёных потому,что он еще не до конца исследован, так как исторически выделился совсем недавно,с введением обязательного и всеобщего неполного и полного среднего образования.Задачи и содержание среднего образования пока до конца не определились, поэтомупсихологические особенности младшего школьного возраста нельзя считать окончательнымии неизменными. Эта тема актуальна и в настоящее время.
Цель работы – изучив литературу, выявитьособенности психического развития младших школьников.
Для достиженияданной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить развитиепсихических процессов в младшем школьном возрасте,
-выявить физиологическиеособенности, с которыми связаны эти психические процессы
-как сказываетсяразвитие психических процессов на развитие эмоционально-волевой сферы;
— узнать как учебнаядеятельность влияет на развитие личности ребёнка, а так же какие трудности испытываютмладшие школьники в процессе учебной деятельности.
-определить путипреодоления этих трудностей.
В работе использованыследующиеметоды:
· изучениеи анализ научной литературы;
· изучениеи обобщение отечественной и зарубежной практики.
Данные результатовисследования я планирую применять в своей дальнейшей работе.
психический процессучебный школьник

1. Особенностипсихических процессов в младшем школьном возрасте
 
1.1 Особенностифизиологического развития младшего школьника
 
Каждая стадияпсихического развития ребёнка тесно связана с созреванием физиологических системего организма, младший школьный возраст не является исключением. К 7 годам совершаетсяморфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможностидля осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполненияпрограмм действий. К этому времени возрастает подвижность нервных процессов возбужденияи торможения, хотя процессы возбуждения превалируют, что определяет такие характерныеособенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимостьит.п. Спектр чувствительности органов чувств становится более точным и глубоким.По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%,суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные – на 80 5. Возрастаетфункциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающеезначение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. В целом можно сказать,что у детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикамприближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей. Вместе с тем эти свойствау отдельных детей ещё очень неустойчивы, поэтому многие физиологи считают, что говоритьо типе нервной системы у младших школьников можно лишь условно.
В этом возрастепроисходят также существенные изменения в органах и тканях тела, повышающие физическуювыносливость ребёнка.
Из особенностейанатомо-физиологического созревания заслуживают также внимания следующие моменты:развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняютсравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, чтонеобходимо учитывать при обучении письму. Важно также иметь в виду неравномерностьанатомо-физиологического созревания детей.
Возросшая физическаявыносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целомдля детей остаётся характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычнорезко падает через 25-30 минут урока и после второго урока. Дети очень утомляютсяв случае посещения группы продлённого дня, а также при повышенной эмоциональнойнасыщенности уроков, мероприятий. Всё это необходимо специально учитывать, имеяв виду повышенную эмоциональную возбудимость
Всё это создаётпредпосылки для развития психических процессов необходимых в учебной деятельности.
1.2 Особенностиразвития психических процессов
 
В младшем школьномвозрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристикипознавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление иречь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», поЛ.С. Выготскому(3), эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать«культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью,произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которымибольшей частью занят ребёнок данного возраста в школе и дома: учение, общение, играи труд. В чём же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьноговозраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением.
Развитие речи. Потребность в общении определяетразвитие речи. К моменту поступления в школу словарный запас составляет от 3000до 7000 слов и состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных,числительных и соединительных союзов. Ребёнок может свободно объясниться с другимчеловеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу егоинтересов. Ребёнок прислушивается к звучанию слова и даёт его оценку. В этом возрастеребёнок достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какиенастолько плохи, что их стыдно произносить.
Если ребёнок посещалдетский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи. Он можетпроизводить звуковой состав слова, расчленять слово на составляющие его звуки иустанавливать порядок звуков в слове. Умение производить анализ слов способствуетуспешному овладению чтением и письмом. Ребёнок, поступивший в школу, вынужден перейтиот «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой. Он способенобщаться на уровне контекстной речи. Пересказ услышанной истории, собственный рассказдоступны младшему школьнику.
В условиях школьногоурока ведётся работа над словом, предложением, а также над связной речью. Все этитри линии развиваются параллельно. При работе над развитием устной речи большоевнимание уделяется эмоциональности, правильности, выразительности, ясности. Овладеваяустной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуреи имеют стилистические различия повествования, описания, рассуждения, письма, эссе,статьи и пр. Для письменной речи определяющее значение имеет её правильность: орфографическаяи грамматическая. Ребёнок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью.Всё это говорит о том, что речь ребёнка развивается в младшем школьном возрастеочень активно.
Сенсорное развитие. Ребенок, пришедший в школу,не только различает цвета, форму, величину предметов и их положение в пространстве,но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнестипредметы по величине. Он может также изобразить простейшие формы и раскрасить взаданный цвет. Очень важно, чтобы ребёнок умел устанавливать идентичность предметовтому или иному эталону. Эталоны – выработанные человечеством образцы основных разновидностейкачеств и свойств предметов. Основательно осматривая, ощупывая или прослушивая,ребёнок совершает действия, прослеживает связь воспринимаемого объекта. В природесуществует бесконечное количество цветов, форм, звуков. Человечество постепенноупорядочило их, сведя к системам цветов, форм, звуков – сенсорным эталонам. Дляобучения в школе важно, чтобы сенсорное развитие ребёнка было достаточно высоким.
Нормально развитыйребёнок к школьному возрасту хорошо понимает, что картина или рисунок есть отображениедействительности. Поэтому он пытается соотнести картины и рисунки с действительностью,увидеть то, что в них изображено. Ребёнок уже умеет правильно оценивать перспективноеизображение. Рисунки и живопись содействуют развитию знаковой функции сознания ихудожественного вкуса.
Восприятие младших школьников отличаетсянеустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательнойлюбознательностью». Младшему школьнику свойственно путать цифры 9 и 6, мягкий итвёрдый знаки, написание заглавных букв Я и З. Учащимся интересна окружающая жизнь,которую они наблюдают с любопытством, пытаясь увидеть в ней что-то новое и необычное,неизведанное ими. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятиикомпенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Педагоги, которые знаютэту особенность детского восприятия, приучают учащихся слушать и смотреть целенаправленно,уделяют большое внимание развитию наблюдательности с элементами сравнения. К четвёртомуклассу восприятие усложняется и углубляется, становится более организованным. Воспринимаяизучаемые объекты, учащиеся, используют свои аналитические умения, дифференцируютих.
Мышление учащихся начальных классовпретерпевает большие изменения. Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретныммышлением. Ребёнок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапеобучения для него являются знакомыми форма, краски, звуки, ощущения.
Под влиянием обученияпроисходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию ихсущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможностьделать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарныеумозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться научныепонятия. Научное понятие – одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью, которойпознаётся сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки,оказывает крайне важное значение на становление словесно-логического мышления.
Овладение в процессеобучения системой научных понятий даёт возможность говорить о развитии у младшихшкольников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышлениепозволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признакии связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения.
В.В.Давыдов вкниге «Виды обобщения в обучении» (М.,1972)дал сравнительную характеристику эмпирическогои теоретического мышления. Он показал, что для развития теоретического мышлениятребуется новая логика содержания учебных процессов, так как теоретическое обобщениене развивается в недрах эмпирического. (Приложение 1)
К концу четвёртогокласса в развитии собственного мышления учащиеся выходят на новый качественный уровень– они умеют понимать причинно- следственные связи. По мнению Л.С. Выготского, интеллектученика в школе развивается как ни в какое другое время
И всё-таки образноемышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, из указанноговыше мы видим, что младший школьник может мыслить логически, но следует помнить,что этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность.
Внимание в младшем школьном возрастестановится произвольным, но ещё довольно долго, сильным и конкурирующим остаётсянепроизвольное внимание детей. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрацияпроизвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как у взрослого человека.Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем увзрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральнойнервной системе ребёнка. Однако и здесь внимание ребёнка сохраняет ещё некоторыепризнаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживаетлишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенноинтересны для ребёнка.
Память. В школьные годы продолжаетсяразвитие памяти. А.А. Смирнов (12) провёл сравнительное исследование памяти у детеймладшего и среднего школьного возраста и пришёл к следующим выводам:
— с 6 до 14 лету детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицыинформации;
— чем старше становитсямладший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материаланад бессмысленным. Это, по- видимому, связано с тем, что упражняемость памяти подвлиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведёт к одновременномуулучшению всех видов памяти у ребёнка, и прежде всего тех, которые относительнопросты и не связаны со сложной умственной работой.
В целом памятьдетей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередькасается механической памяти, которая за первые четыре года учения в школе прогрессируетдостаточно быстро. Несколько отстаёт в своём развитии опосредованная, логическаяпамять, так как в большинстве случаев ребёнок, будучи занят учением, трудом, игройи общением, вполне обходится механической памятью.
Если однако, младшихшкольников с первых лет обучения специально учить мнемическим приёмам, то это существенноповышает продуктивность их логической памяти.
Воображение.В данномвозрасте продолжает развиваться и воображение. Ребёнок уже может создавать разнообразнейшиеситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходити в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению предъявляютспециальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям. Учительна уроке предлагает детям представить ситуацию, в которой происходят некие преобразованияпредметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения,но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребёнок затрудняетсяпродвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы,схемы, макеты, знаки, графические образы и др.
Наиболее ярковоображение проявляется в рисовании и сочинении рассказов и сказок.
Неустанная работавоображения – важнейший путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, способвыйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылкаразвития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Учебная деятельность требует развитиявысших психических функций – произвольности, продуктивности и устойчивости всехпознавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображениемладшего школьника уже приобретают самостоятельность – ребёнок научается владетьспециальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности,сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее зарамки воспринятого раньше. Речь и мышление ребёнка переходят на новый уровень. Речьстановится более правильной, выразительной, эмоциональной, ясной, связной. От доминированиянаглядно- действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровняразвития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логическогомышления на уровне конкретных понятий. Всё это способствует уровню интеллектуальногоразвития и позволяет решать разнообразные учебные и жизненные задачи.

2. Эмоционально-волевоеи личностное развитие младших школьников
К началу школьнойжизни ребёнок представляет собой в известном смысле личность. Он даёт себе отчётв том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшембудущем (он пойдёт учиться в школу). Одним словом открывает для себя новое местов социальном пространстве человеческих отношений. В этом возрасте существенным достижениемв развитии личности выступает преобладании мотива « Я должен» над мотивом «Я хочу».
Младший школьныйвозраст обещает ребенку новые достижения в новой для него деятельности — учении.Ребёнок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия,которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру,рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности.
С приходом в школуизменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особеннопервоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольниковсвойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Детичувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоциональноотзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которыевызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное,яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождаетновые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возрастасменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизнивводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности,ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Новая социальная ситуацияужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У каждогоребёнка, поступившего в школу, повышается психическая напряжённость. Это отражаетсяне только на физическом здоровье, но и на поведении ребёнка. В новых отношенияхс взрослыми и со сверстниками ребёнок продолжает развивать рефлексию на себя и надругих. В учебной деятельности, притязая на признание, ребёнок упражняет свою волюк достижению целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствиянегативных образований (чувству превосходства над другим или зависти). Развивающаясяспособность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образованийи развивать в принятые позитивные формы общения.
Особую трудностьдля детей младшего школьного возраста, а особенно 6-7 летних детей, представляетсаморегуляция поведения. Ребёнок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать,не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив,от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности,как например, при обучении рисованию и письму. Многим младшим школьникам явно нехватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определённом состоянии,управлять собой в течение длительного времени.
Большинство первоклассниковэмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьномуобучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребёнка к учебной активности, ктворчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интересделает процесс учения приятным, если ребёнок испытывает радость. Положительная реакцияпедагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое его деятельностивызывает у ребёнка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствуетестественной адаптации, ребёнка в детском коллективе, а также формированию положительнойучебной мотивации.
Огромное значениеимеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоцииудивления. Ситуации, которые служат причиной удивления, вызывают позитивно окрашенныечувства и выстраивают эмоциональную цепочку: удивление – радость – интерес, чтоприводит к включению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания.Каждый ребёнок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех и удачуи, если этого не происходит, дети переживают негативные эмоции, которые воздействуютна все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.
Положительныеэмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоцииеё уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому,что ребёнок будет ходить в школу без желания, или искать повод, чтобы в школу неходить. В психологии известно немало случаев, когда отрицательные эмоции становилисьпричиной физического нездоровья ребёнка.
Волевые процессытесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: наосознании мотива, принятии и развёртывании процесса достижения цели, завершающегосявыполнением принятого решения. Таким образом, эмоциональная привлекательность умножаетсилы ребёнка, облегчает выполнение решений. Равнодушный, с неразвитыми эмоциямиребёнок не может проявить волю, совершить волевое усилие.
Не только эмоциивоздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызватьцелую гамму чувств, в том числе и отрицательных (обиду, злобу, разочарование). Дляпсихологического здоровья любого человека, ребёнка и взрослого, необходима сбалансированностьэмоций, младших школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этомпедагог должен помнить, что ребёнок имеет право на ошибку и собственное её исправление.
Ребёнок приходитв школу уже личностью, многое познавший, со своими горестями и страхами, своимиощущениями и стереотипами поведения в мире взрослых. Среднестатистический ребёнокслышит команду «нет» и «нельзя» или другие негативные приказания много раз в день.Такие установки приводят к психологическим проблемам в развитии ребёнка, можно назватьэмоциональными. Эти проблемы переживаются в детском возрасте, но иногда переходяти во взрослую жизнь.
«Я недостаточнохорош». Ребёнок,переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствуетсебя некомфортно. Нередко самочувствие младших школьников связано со школьной дезадаптацией.Если взрослые люди, которые окружают ребёнка, постоянно констатируют его неумениев чём-либо, это приводит к тому, что ярлык «Я недостаточно хорош» становится ярлыком«я не уверен в себе». Для ребёнка становятся обыденными слова: «Я не могу, я неумею, у меня не получится». Это сопровождается всплесками эмоций, слезами, истериками.Боязнь сделать что-либо не так, не уложиться в рамки, начертанные взрослым, можетпривести к тяжёлым психическим травмам.
«Я чужой».Это эмоциональноеотвержение ребёнка. Такое чувство испытывает ребёнок, который в детстве был лишёндлительного эмоционального контакта с родителями. Это лишает ребёнка чувства безопасности.Ребёнку необходимо чувство принадлежности своей семье, своему классу, своей группе.Это способствует снятию эмоциональной напряжённости, развитию эмоционально-волевойсферы, единству и сплочённости, сопротивляемости к стрессу. Такие дети испытываютзатруднение в общении с детьми, осторожно реагируют на любое проявление со сторонывзрослого.
Сверхответственность. В отличие от обычной ответственности,которая возникает у ребёнка в результате осознания своих обязательств перед взрослыми,сверхответственность – это болезненное явление. Такие дети испытывают постоянноечувство страха, вины, тревоги. Возникает сверхответственность в результате неправильноговоздействия взрослого. Ребёнок не поднимает руку, не отвечает, не проявляет активность,а родители хотят видеть его умным, активным и наказывают ребёнка не за поступок,а за то, что ребёнок не совершал. Всё это приводит к тому, что ребёнок в подобнойситуации всегда испытывает чувство вины, и это становится его постоянным внутреннимнаказанием.
Агрессивность. Педагоги начальной школыочень часто сталкиваются с проблемами детской агрессивности, двигательной и эмоциональнойсверхактивности. Агрессивные дети даже в младшем школьном возрасте ведут себя вызывающе,не слушают учителя, родителей, неусидчивы, драчливы, требуют от окружающих выполнениясвоих желаний, обвиняют других в своих поступках, невнимательны. Это дети, которымнеобходима индивидуальная помощь, выражающаяся в первую очередь, в постоянстве требований,предъявлении заданий в урочной и внеурочной деятельности, развивающих силу и объёмвнимания. В индивидуальных беседах с таким ребёнком необходимо определить приоритетыего интересов, его желаний и создать условия для их позитивного проявления.
Гиперактивность. Дети, которые могут делатьодновременно несколько дел, за всё хватаются и ничего не доводят до конца, у нихчасто меняется настроение, они эмоционально несдержанны. Таким детям необходимыинтересные и увлекательные задания, требующие от них сосредоточенности. Они нуждаютсяв эмоциональном поглаживании, поддержке и чёткости предъявляемых требований. Учительи психолог должны выявлять детей с проблемами в эмоционально – волевой сфере и вестис такими детьми целенаправленную индивидуальную работу.
Обучение в школедолжно способствовать формированию не только эмоционально-волевых качеств, но идругих личностных особенностей ребёнка.
Поступление вшколу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новыйуровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека.На личностное развитие ребёнка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, атакже общение.
Младшие школьникибезгранично доверяют взрослым людям, учителям, подчиняются им. Авторитет взрослогочеловека, его оценка действий ребёнка являются безоговорочными. Но в младшем школьномвозрасте формируется и самооценка. Самооценка может быть адекватной, завышенной,заниженной.
В достижении успеховмладшим школьником могут руководить два мотива: мотив достижения успехов и мотивизбегания неудач. Если педагог и родители, которые являются для ребёнка авторитетом,требуют от него только успешности в учёбе, наказывают за неудачи, ошибки, это приводитк тому, что ребёнок будет руководствоваться, лишь мотивом избегания неудач.
Если педагог изначимые взрослые хвалят ребёнка, поддерживают его, отмечают его успехи, то этобудет способствовать развитию мотива достижений.
Большое вниманиепедагог должен уделить формированию у ученика адекватного уровня притязаний. Высокийуровень притязаний ученика зависит не только от результатов его учебной деятельности.Дети, пользующиеся авторитетом среди сверстников и занимающие высокое положениев коллективе, могут обладать высоким уровнем притязаний и адекватной самооценкой.Главным условием формирования адекватной самооценки и соответствующего уровня формированияпритязаний ученика является помощь каждому ребёнку в осознании им своих возможностейи способностей, оценивании степени своего продвижения в развитии собственных уменийи на основе этого в укреплении веры в свои силы.
Большое значениев формировании личности младшего школьника играет формирование самостоятельностии желания участвовать в трудовой деятельности. Младший школьный возраст являетсяпереломным в формировании самостоятельности. Если ребёнок чрезмерно доверчив, открыт,послушен, это может привести к формированию у ребёнка таких качеств, как зависимостьот чужого мнения, боязнь говорить правду. Излишняя самостоятельность ребёнка можетпривести к отсутствию послушания и к вседозволенности.
Большое вниманиенеобходимо уделять развитию трудолюбия у младших школьников. Начало школьной жизнидля многих детей является достаточно сложным периодом, однако именно здесь имеютсябольшие возможности для развития трудолюбия. Это и адаптацтия к новым условиям жизни,требованиям, обязанностям, и трудности, связанные с обучением чтению письму, счёту,и заботы, которые возникают в связи с изменением статуса.
В возрасте 7-11лет ребёнок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность,которая подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться ив процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, нотыи т.д.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, системусоциальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же времяон знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость»,стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
С поступлениемв школу ребёнок тонко рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его имя.Если сверстники с привязанность произносят имя, то он испытывает чувство глубокогоудовлетворения ими, и самим собой. Ведь, как писал Д. Карнеги, для человека звукего имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи. И именнов школе ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. В тоже время, поступивв школу, ребёнок должен принять и другой тип обращения – по фамилии. Учителям необходимопомнить, что только полноценно звучащее имя и принимаемая окружающими как данностьфамилия обеспечивают ребёнку чувство собственного достоинства, уверенность в себе,дают возможность поддерживать его в притязаниях на признание.
Личностное развитиеи появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет. Основныепризнаки этого кризиса:
· Потерянепосредственности.
· Манерничание.
· Симптом«горькой конфеты». Когда ребёнку плохо, он старается этого не показывать.
Появление данныхпризнаков ведёт к трудностям в общении со взрослыми, ребёнок замыкается, становитсянеуправляемым. В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связановозникновение внутренней жизни ребёнка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний– очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться черезличные переживания ребёнка. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается навнешнюю, но оказывает на неё влияние.
Кризис семи летвлечёт за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержанияотношений. И он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения.Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Это показалинаблюдения за первыми днями пребывания ребёнка в стенах данного учреждения.
Симптом потеринепосредственности разграничивает дошкольное детство и младший школьный возраст.Д.Б. Эльконин (14) говорил, что там и тогда, где и когда появляется ориентация насмысл поступка, там и тогда ребёнок переходит в новый возраст.
От того, когдаребёнок пойдёт в школу, настолько он готов к обучению, будет зависеть течение кризиса.Если ребёнок придёт в школу поздно (7,3-8 лет), то ему придётся пройти через следующиефазы.
1.Докритическаяфаза. Игра уже не интересует ребёнка так, как раньше, она отходит на второй план.Возникает стремление к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности.У ребёнка начинает появляться субъективное желание стать взрослым.
2.Критическаяфаза. Так как ребёнок субъективно и объективно готов к обучению в школе, а формальныйпереход запаздывает, то у него возникает неудовлетворённость своим положением, онначинает испытывать эмоционально-личностный дискомфорт.
3.Посткритическаяфаза. Когда ребёнок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируетсяи восстанавливается внутренний комфорт.
У детей, пришедшихв школу рано, отставание в учёбе отмечается чаще, т. к. им приходится параллельно,на равных условиях, осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность.
Итак, в младшемшкольном возрасте формируются чувство собственного достоинства, ценностные ориентации,самооценка, самоконтроль, самоуважение трудолюбие, укрепление веры в себя, самостоятельности,а так же эмоционально – волевые качества. Всё это необходимо для успешного формированияучебной деятельности. Однако личностное развитие и появление самосознания становятсяпричинами кризиса семи лет.

3. Учебнаядеятельность
 
Ведущим видомдеятельности у учащихся начальных классов является учебная деятельность.
Учебная деятельность– это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменениестарых. Учебная деятельность не даётся человеку от рождения, её надо формировать.Поэтому задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребёнка учиться.
Для того чтобыучебная деятельность проходила успешно, необходима положительная мотивация, т.е.чтобы ребёнок сам хотел учиться. Но мотив и содержание учебной деятельности не соответствуютдруг другу, и со временем мотив теряет силу. Поэтому одной из главных задач успешностиучебной деятельности является формирование познавательной мотивации, которая тесносвязана с содержанием и способами обучения. Предметом изменения является сам ученик.Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребёнка на самогосебя, требует рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Поэтому новымпредметом для ученика становится процесс собственного изменения. Главным в учебнойдеятельности является то, чтобы человек посмотрел на себя и оценил собственные изменения.Собственная оценка и есть предмет учебной деятельности.
Д.Б. Эльконинпредставил следующую структуру учебной деятельности:
1. Мотивацияучения – система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться, придаёт учебнойдеятельности смысл;
2. Учебнаязадача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребёнок осваивает наиболееобщие способы действия;
3. Учебныедействия – те действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все тедействия, которые ученик производит на уроке (специфические для каждого предметаи общие);
4. Действияконтроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;
5. Действияоценки – те действия, с помощью которых оценивается успешность учебной задачи.
На начальных этапах– это совместная деятельность учителя и ученика. По аналогии с освоением предметныхдействий в раннем возрасте получается, что сначала всё находится в «руках учителя»и он «действует руками ученика». Только в школьном возрасте деятельность осуществляетсяс идеальными объектами (числа, звуки), а «руками учителя» является его интеллект.Учебную деятельность можно сравнить с предметной, только в учебной деятельностипредмет является теоретическим и идеальным, что ведёт к проблемам в совместной деятельностиво время учебного процесса. Но в процессе обучения происходит взаимодействие ребёнкане только с учителем, но и друг с другом, которое также влияет на развитие учебнойдеятельности.
Г.А. Цукерманисследовала роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников.Материалом для исследования послужило экспериментальное обучение русскому языкупервоклассников. Сравнивались экспериментальный и контрольный классы. В экспериментальномклассе учитель работал с группой совместно работающих учеников, основной его задачейбыла организация делового общения учеников по поводу изучаемого материала. В контрольномклассе обучение было традиционным, при котором воздействия учителя адресовывалисьотдельно каждому ученику. По окончании исследования результаты в экспериментальномклассе были лучше, чем в контрольном. Отсюда следует, что дети лучше усваивают материалв совместной работе со сверстниками.
Г. А. Цукерманвыдвинула идею о том, что сотрудничество со сверстниками качественно отличаетсяот сотрудничества с взрослыми. В отношениях ребёнка со взрослым последний ставитцели, контролирует и оценивает действия ребёнка. Замечено, что дети могут делатьошибки в уже сформировавшихся действиях и с лёгкостью их находят, но только припомощи взрослых. По мнению Г.А. Цукерман, это происходит потому, что учитель передаёттолько операционный состав действия, но остаётся держателем его смыслов и целей.
При совместнойработе со сверстниками равноправное общение обогащает ребёнка опытом контрольно-оценочныхдействий и высказываний. Анализируя взаимодействие детей в экспериментальном классе,Г.А. Цукерман выделила две характеристики учебной деятельности.
1. Независимостьот взрослого способствует децентрации, что ведёт к рефлексии
2. Обращённостьне столько на результат, сколько на способ своих и партнёра действий. В ходе обсужденияотмечался высокий мотивационный уровень учащихся.
Развитая формаучебной деятельности есть такая форма, в которой субъект ставит перед собой задачисобственного изменения. Именно в этом и состоит цель обучения – изменить ученика.
А. П. Усова выделилатри уровня развития учебных умений и действия контроля и соответственно три уровняучебной деятельности (Приложение 2):
1 уровень – дети,которые активно применяют даваемые им указания в своей работе; спрашивают о том,что непонятно; могут правильно, исходя из критериев, даваемых педагогом, оцениватькак свою работу, так и работу товарища. У этой группы не наблюдалось механическогоподражания другим детям.
2 уровень – всепризнаки овладения детьми учебной деятельностью ещё не стойки. Но вместе с тем ониуже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения и возвраты на более низкийуровень учебной деятельности.
3 уровень – дети,характеризующиеся чисто внешней дисциплинированностью на занятии, но без каких-либопризнаков учебной деятельности.
Почему же однидети могут овладевать учебной деятельностью, а другие испытывают затруднения? Психологивыделяют несколько причин.
1.Дети с признакамиумственной отсталости и различного рода задержками психического развития.
В качестве диагностическойпроцедуры для такой дифференциациации рекомендуется тест Векслера, содержащий, какизвестно, критерии «тяжёлого интеллекта» и «умственной отсталости».
2. Дети с локальнымипоражениями центральной нервной системы, следствием чего бывают нарушения речи,счёта, моторики, механической памяти.
3.Дети с педагогическойзапущенностью. Эти случаи усугубляются обычно ещё и недостатками семейного воспитания,неблагополучием в семье.
Эффективная работас такими детьми может осуществляться в специальных группах (например, продлённогодня), где основное внимание должно уделяться не дополнительным занятиям по программе,а общему развитию детей, расширению их кругозора.
4.Интеллектуальнопассивные дети.
5.Дети с плохимздоровьем (наличие аллергий, гастроэнтерологических заболеваний, устойчивых головныхболей, миопатии, авитаминоза и др.)
6.Дети, у которыхне сформирована внутренняя позиция школьника.
А) Это дети, укоторых преобладают игровые мотивы.
Б) У ребёнка ярковыражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, ребёнок активно сопротивляетсяучению. Практика показывает, что это чаще всего бывает в трёх случаях:
Во-первых, когдаребёнок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолеватьтрудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия».Поскольку школа требует от ребёнка постоянных усилий, преодоления трудностей, тоу него возникает активное противодействие учению.
Во-вторых, активноенежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страхперед школой («вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»)
В-третьих, у тех,которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребёнка) в радужныхтонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильноеразочарование, что у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе. Наиболеесложными при этом являются такие случаи, когда нежелание учиться возникает на фонеобщей педагогической запущенности ребёнка.
Все эти случаитребуют индивидуального анализа и не только педагогической коррекции, но и психологическойкоррекционной работы. И будет гораздо лучше, если эти проблемы будут выявлены наэтапе записи в школу. А на основе проведённой диагностики будет обеспечен индивидуальныйподход к каждому «проблемному» ребёнку.
Для этого необходимовыделить основные моменты психологического обследования детей во время записи ихв школу:
1.Цель психологическогообследования – определение школьной зрелости для выявления детей, не готовых к школьномуобучению и нуждающихся в специальных развивающих занятиях и индивидуальном подходепри обучении.
2.Первый этапобследования поступающих в школу детей должен дать ориентировочную информацию обих школьной зрелости. Для решения этой задачи целесообразно использовать ориентационныйтест школьной зрелости Керна-Йирасека (2), имеющий нормативные показатели.
3.Дети, получившиепо тесту Керна- Йирасека оценку, свидетельствующую об уровне развития ниже среднейнормы, должны пройти дополнительное психологическое обследование для уточнения особенностейразвития их интеллектуальной, произвольной и мотивационной сыер.
4.Дополнительноепсихологическое исследование интеллекта производится для детей, получивших по тестуКерна-Йирасека 12-15 баллов, поскольку в этой группе испытуемых может встретитьсяпатология. Для исследования интеллекта целесообразно применять детскую адаптированнуюметодику Векслера.
5.Дополнительноепсихологическое исследование произвольной и мотивационной сфер можно проводить длявсех будущих первоклассников, чтобы более точно представлять уровень их психическогоразвития.
6.Исследованиепроизвольной сферы можно проводить при помощи методик, определяющих уровень развитияпроизвольного внимания, памяти, а также умения действовать по правилу, посколькуименно эти параметры развития произвольной сферы определяют сформированность предпосылокк учебной деятельности. Необходимо помнить, что применяющиеся методики должны иметьнормативные показатели, иначе обследуемых детей нельзя будет распределить по группам.Особенности развития мотивационной сферы(доминирование на данном этапе развитияребёнка игрового или учебного мотивов)можно определять по методике Н.Л. Белопольской.
На основе результатовданной диагностики психолог может работать в «группах развития», а учитель организоватьдифференцированное обучение, создавая «индивидуальные образовательные маршруты»и через «зону ближайшего развития» (3). «Зона ближайшего развития» характеризуетсятеми достижениями, которые доступны ребёнку в сотрудничестве со взрослым, но приэтом необходимо знать низший порог обучения, т.е. пройденные циклы развития, необходимыедля дальнейшего обучения. Уровень актуального развития является низшим порогом обучения,а «зона ближайшего развития» — высшим порогом обучения. В пределах между порогамиобучение будет плодотворным. Для детей с низким уровнем актуального развития «зонаближайшего развития» будет иной, чем для детей с более высоким уровнем актуальногоразвития, потому что им потребуется пройти те циклы развития, которые уже прошлиих более развитые сверстники. Если такие дети попадают в обычный класс, то они,как правило, испытывают большие затруднения, поскольку обучение ориентировано насредний уровень актуального развития и не учитывает «зону ближайшего развития».Одним из выходов из положения создание классов коррекционого и компенсирующего обучения.
Учебная деятельностьсвязана с другими видами деятельности младших школьников – игровой и трудовой. Вмладшем школьном возрасте актуальность игры сохраняется, но в игровой деятельностипроисходят изменения. Возрастает значение игр с достижением известного результата(спортивные, интеллектуальные игры). В этом возрасте игра носит скрытый характер,т.е. происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения(игра-драматизация). Кроме того, игра начинает подчиняться учебной деятельности.
Тем не менее,для младшего школьника игра очень важна, поскольку позволяет сделать смысл вещейболее явным. С помощью игры ребёнок приближает к себе смысл этих вещей. В младшемшкольном возрасте игра продолжает иметь хотя и вспомогательное, но всё-таки существенноезначение. Она позволяет ребёнку овладеть высокими общественными мотивами поведения.Поэтому на уроках в начальных классов рекомендуется применять дидактические игры.
Учебная деятельностьтакже связана с трудом. В труде общественный результат деятельности выступает вреальной предметной, вещественной форме, в трудовой деятельности более ощутима необходимостьсовместных усилий коллектива в достижении определенного результата. Именно поэтомутруд имеет особое значение для формирования нравственных качеств личности.
Итак, из всеговыше сказанного, можно сделать следующие выводы:
Ведущим видомдеятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но не вседети могут овладеть ею. Можно выделить несколько групп детей, испытывающих затрудненияв учёбе. Желательно выявлять таких детей на этапе поступления в школу, чтобы в дальнейшемможно было наметить пути работы с ними.
Учебная деятельностьмладших школьников тесно связана с игровой и трудовой деятельностью.

Заключение
 
Данная курсоваяработа позволила глубже изучить особенности психического развития младшего школьноговозраста.
Обобщая результатыработы, можно сказать следующее:
Младший школьныйвозраст (с 6,5-7 лет до 10-11лет) определяется важным внешним обстоятельством вжизни ребёнка – поступлением в школу. В этом возрасте происходят также существенныеизменения в органах и тканях тела: становится более точным спектр органов чувств,возрастает значение второй сигнальной системы, свойства нервных процессов приближаютсяк свойствам нервных процессов взрослых людей. Всё это создаёт предпосылки для развитияпсихических процессов, необходимых в учебной деятельности. Внимание, память, воображениемладшего школьника уже приобретают самостоятельность. восприятие, внимание, память,воображение развиваются в сторону произвольности, продуктивности, устойчивости.Мышление переходит на новый уровень. Под действием психических процессов и окружающейсреды происходит развитие эмоционально-волевой сферы и формирование личностных качеств.У ребёнка включаются механизмы саморегуляции, самовоспитания, самооценки, самоконтроля,самоуважения, т.е. идёт формирование «Я — Концепции». Также зарождаются интереск школьному обучению, появляется учебная мотивация, самостоятельность, трудолюбие.Однако, если у ребёнка что-то не получается могут появиться и проблемы, связанныесо школьной дезадаптацией. Личностное развитие и появление самосознания становятсяпричинами кризиса семи лет. Однако при правильном подходе со стороны взрослых эмоциональноесостояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт. Ребёнок готовк учебной деятельности.
В младшем школьномвозрасте ребёнок ещё увлекается и игровой деятельность, идёт привлечение к трудовойдеятельности, но ведущей является учебная деятельность. Она имеет свои задачи, структуру,направлена на получение ребёнком учебных знаний, умений и навыков. При хорошей подготовкек школе овладение учебной деятельность происходит успешно. Но есть дети, которыеиспытывают трудности:
1.Дети с признакамиумственной отсталости и различного рода задержками психического развития.
2. Дети с локальнымипоражениями центральной нервной системы.
3.Дети с педагогическойзапущенностью.
4.Интеллектуальнопассивные дети.
5.Дети с плохимздоровьем.
6.Дети, у которыхне сформирована внутренняя позиция школьника.
Эти дети требуюттщательного обследования специалистами, для того, чтобы наметить пути дальнейшейработы с ними.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: от успешности развития психических процессов, личностныхкачеств и интеллектуальной готовности зависит успешность овладения учебной деятельностью.Это доказано отечественными и зарубежными психологами.
Таким образом,я считаю, что цель моей работы достигнута, а задачи выполнены.

Глоссарий
 
Таблица№ п\п Новые понятия Содержание 1 Агрессивность враждебность, свойство или черта личности, подчёркивающая её тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. 2 Ведущий вид деятельности деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребёнка в данный период его жизни и ведущая за собой 3 Зона ближайшего развития реально имеющиеся у ребёнка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей. 4 Кризис возрастного развития задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворённостью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего(межличностного) характера. Возникает обычно при переходе из одного физического или психологического возраста в другой. 5 Мотив устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков 6 Мотив достижения успеха потребность человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуации соревнования с другими людьми. Устойчивая мотивационная черта личности. 7 Мотив избегания неудачи стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми. Черта личности, противоположная мотиву достижения успеха. 8 Самооценка оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков. 9 Психические особенности это устойчивые свойства отражения действительности и регуляции поведения, присущие данному возрасту. 10 Теоретическое мышление вид мышления человека, оперирующего с понятиями, содержащими в себе теоретические знания, и в своих выводах порождающего аналогичные знания. 11 Тест Векслера психологический тест, предназначенный для оценки уровня интеллектуального развития человека определённого возраста и представляющий этот уровень в виде числового показателя, называемого коэффициентом интеллекта. 12 Учебная деятельность процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых.

Список используемыхисточников
1.Безруких М.М. Ступенькик школе: Кн. Для педагогов и родителей. – 3-е изд., стереотип. – М. Дрофа,2002. – 256с.
2.Безруких М.М., ЕфимоваС.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1999. – 176с. – (Б-каучителя нач. классов).
3.Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М.: 1999.- 560с
4.Давыдов В.В. Видыобобщения в обучении. — М., Просвещение ,1972
5.Дереклеева Н. И.Справочник классного руководителя: 1-4 классы/Под ред. И.С. Артюховой. – М.:ВАКО, 2007. – 272с. – (Педагогика. Психология. Управление).
6.Коломинский Я.Л.,Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. Для учителя.– М.: Просвещение, 2000. – 190с.
7.Мальцева Л.В.Возрастная психология. – М.: Высшее образование, 2005. -450с
8.Немов Р.С. Психология:Учеб. Для студ. Высш пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. –Кн. 2: Психология образования. – 608с.
9.Петрунек В.П.Таран Л.Н.Младший школьник. — М.: Просвещение, 2000
10.Рабочая книгашкольного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред.И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2001. – 303с.:
11.Раттер М. Помощьтрудным детям: Пер. с англ./Общ. Ред. А.С. Спиваковской; Предисл. О.В.Баженовойи А. Я. Варга – М.: Прогресс, 1987. – 424с.
12.Смирнов А. А.Избранные психологические труды: в 2 т. – м., 1987. –т.1. (Психология ребёнка иподростка. 163 – 185.)
13.Хилько М.Е., ТкачёваМ.С. Возрастная психология. – М.: Высшее образование, 2008. – 191с.
14.Эльконин Д.Б. Введениев психологию развития. М., 2001.

ПриложениеА
 
Таблица. Сравнительнаяхарактеристика эмпирического и теоретического мышленияПараметры сравнения Эмпирический тип мышления Теоретический тип мышления Форма активности Пассивное созерцание Активное творческое преобразование Преобладающая система операций Сравнение, абстрагирование, классификация Анализ, синтез, обобщение Основная форма обобщения По внешнему сходству По внутренним существенным свойствам Действия моделирования Копирующая модель, специфическая модель Вся система и последовательность моделирования: копирующая, схематическая, знаково-символическая, специфическая модели Действия конкретизации Конкретизация осуществляется от частного к общему Конкретизация – от общего к частному Рефлексия, действия контроля и оценки Действия непонятные, не по всем параметрам и не всегда объективные, формальная рефлексия Полная система параметров контроля и критериев оценки, контроль на основе алгоритма действий, содержательная рефлексия

ПриложениеБ
 
Таблица. Уровниразвития учебной деятельности (по А. П. Усовой)I II III 1.Слушают указания, постоянно удерживают их в сознании 1. Слушают указания, условно придерживаются их в работе 1. Слушают указания, но как бы не слышат их 2. Руководствуются ими в работе 2. Самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей 2. Не руководствуются ими в работе 3. В случае непонимания задают вопросы 3. При выполнении работы склонны к подражанию другим детям 3. К оценке не чувствительны 4. Правильно оценивают работу других 4. Результаты условны, оценка и самооценка не сформированы 4. Результата не достигают 5. Правильно оценивают собственную работу 6.Достигают нужных результатов