Особенности работы с детьми-олигофренами

Особенности социальной работы с детьмиолигофренами
Психическая деятельность человека обеспечивается взаимосвязью ивзаимодействием всех психических функций: сознания, внимания, восприятия, воли,памяти, эмоций, мышления. Нарушение какой-либо из них сказывается на другихпсихических функциях и, следовательно, на всей психической деятельности.
Категория инвалидов с психическими нарушениями неоднородна как попроявлениям психических (и интеллектуальных) расстройств, так и по причинам,вызвавшим эти расстройства.
В структуре общего контингента инвалидов по классам болезнейпсихические заболевания занимают третье ранговое место и составляют 9,4%.
Контингент психически больных инвалидов имеет ряд отличий отинвалидов вследствие других заболеваний, которые выражаются в специфическихпроявлениях дезадаптации, неравномерности соотношений степени выраженностипсихических расстройств и уровня дезадаптации больных.
При психических заболеваниях, часто являющихся инвалидизирующимизаболеваниями, и умственной отсталости в какой-то мере страдают все психическиефункции или большинство из них, что вызывает ограничения жизнедеятельности всфере самообслуживания, общения, обучения, трудовой деятельности, ориентации,контроля за своим поведением, а нередко и в передвижении. Степень выраженностиограничений жизнедеятельности при психических заболеваниях зависит отпоследствий текущих длительно и с различной степенью злокачественностиболезней.
Ограничение способности к самообслуживанию может колебаться отэлементарной неспособности выполнять повседневную бытовую деятельность дополной утраты навыков личной гигиены и самостоятельных физиологическихотправлений, когда возникает необходимость в посторонней помощи.
Ограничение способности самостоятельного передвижения можетвыражаться либо в неявно выраженной моторной заторможенности, замедленностидвижений, либо в полной неподвижности (ступор, адинамия) и нуждаемости впосторонней помощи.
Ограничение способности к обучению колеблется от невозможностивыполнения сложного задания учебного процесса (вследствие утомляемости,идеаторной заторможенности) до полной утраты способности к усвоениюобщеобразовательных и профессиональных знаний.
Ограничение способности к трудовой деятельности выражается как вснижении квалификации или уменьшении объема производственной деятельности, таки в невозможности продолжать какую-либо трудовую деятельность.
Ограничение способности к ориентации психически больных такжеимеет широкий диапазон – от неспособности ориентироваться в восприятии полногообъема информации до полной утраты способности ориентироваться во времени,пространстве и собственной личности.
Ограничение способности к общению – наиболее частое ограничениежизнедеятельности психически больных. Степень выраженности его может бытьразличной: либо сужение круга лиц, входящих в сферу общения, сокращение объемаинформации, либо полная утрата способности общения.
Ограничение способности контролировать свое поведение можетвыражаться как в незначительных некоррегируемых отклонениях поведения, так и вполном отсутствии способности управлять своим поведением. В связи с этимвозникает необходимость постоянного постороннего контроля и наблюдения.
Инвалиды, страдающие психическими расстройствами, нуждаются вбольшей степени по сравнению с другими инвалидами в социальной реабилитации.
Программа социальной реабилитации инвалидов с психическимирасстройствами направлена на обеспечение реализации их прав иметь друзей,семью, выбирать место учебы и работы. В программе предусмотрено адаптационноеобучение, подготовка к независимому образу жизни, пользованию бытовымиприборами, разработка индивидуальных решений адаптации жилищно-коммунальныхусловий к инвалиду. Программа включает обучение мерам безопасности, общению.Особое место в программе социальной реабилитации инвалидов с психическимирасстройствами занимает обучение семьи отношению к больному и созданиюблагоприятной микросреды, поддержанию контактов с социальными службами.
При значительно выраженных нарушениях психических функцийпрограмма социальной реабилитации содержит обучение жизненным навыкам поперсональному уходу (внешний вид, личная гигиена) и персональной сохранности(пользование газом, электричеством).
При умеренных нарушениях психической деятельности практикуетсятерапия отдыхом, досугом, побуждающими развитие интересов, организацияздорового образа жизни, сексуальное воспитание.
Среди инвалидов с психическими расстройствами особую группусоставляют инвалиды с умственными нарушениями. Степень интеллектуальногонедоразвития инвалидов, входящих в эту группу, различна.
В соответствии с Международной номенклатурой нарушений,ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности и на основеиспользования методики Векслера разграничивают:
♦ глубокую умственную отсталость (IQ
♦ тяжелуюумственную отсталость (IQ = 20–34), представленную лицами, которыеподдаются систематической обычной тренировке;
♦ среднюю(умеренную) умственную отсталость (IQ == 35–49), объединяющую лиц, которых можнообучить простым коммуникативным навыкам, элементарным навыкам гигиены ибезопасности, простым навыкам ручного труда, и с трудом поддающихся обучениюфункциональному чтению и арифметике;
♦ слабую(легкую) умственную отсталость (IQ = 50–70), представленную лицами, которые могутприобрести практические навыки и способности к функциональному чтению иарифметике при специальном обучении.
В отечественной психиатрии принято следующее наименованиеумственной отсталости (с учетом указанных критериев международного документа):дебильность, имбецильность, идиотия (глубокая умственная отсталость).
В зависимости от уровня недоразвития интеллекта различают тристепени выраженности олигофрении– идиотия (тяжелоеумственное недоразвитие), имбецильность(среднееумственное недоразвитие) и дебильность(легкая степеньумственного недоразвития). В свою очередь, эти уровни умственнойнедостаточности подразделяются на легкую, умеренную и тяжелую степеньвыраженности.
Страдающие идиотиейне владеют речью (могутиздавать лишь нечленораздельные звуки), не способны даже к примитивному труду,они совершенно не обучаемы и живут в мире безусловных рефлексов. Они не способныотличить горячее от холодного, съедобное от несъедобного, не узнают окружающих,даже мать. Двигательные реакции их выражаются в однообразных стереотипныхраскачиваниях туловища слева направо, взад – вперед. Эмоциональные реакции ихвесьма примитивны и выражаются лишь в гневливо-злобных вспышках.
Страдающие идиотией нуждаются в постоянном надзоре и уходе, таккак многие из них не владеют навыками самообслуживания, они обычно помещаются вособые медицинские учреждения пожизненно, ибо дома они не удерживаются в силуособенностей психического недоразвития.
Имбецильность– средняя степень задержки психического развития.При ней больным можно привить элементарные навыки по совершению туалета,умывания, одевания, уборке помещения. Более того, они могут овладетьпростейшими трудовыми процессами путем тренировки подражательных действий(например, клеить коробочки или собирать из соответствующих деталейискусственные елки). Некоторые из них даже могут усвоить простейший счет впределах 10. Познавательная деятельность имбецилов ограничена лишь образованиемпредставлений, образование понятий для них невозможно. У них, естественно,отсутствует способность к абстрактному мышлению. Имбецилы понимают простуюречь, они сами могут усвоить и пользоваться несколькими десятками слов (но неболее 50). Речь их косноязычна, состоит из отдельных слов или чрезвычайнопростых предложений (состоящих, как правило, из двух несогласующихся междусобой слов). Их адаптация в окружающем возможна только при наличии постоянноопекающих их родственников. Имбецилы крайне внушаемы, эта их особенность иногдаиспользуется различными мошенниками и проходимцами для совершения различныхправонарушений. Собственные интересы имбецилов крайне примитивны и заключаютсялишь в удовлетворении пищевой потребности. Имбецилы обучаются в специальнойвспомогательной школе для олигофренов.
Дебилъность – самая легкая степень психического недоразвития. Удебилов ограничена способность к выработке сложных понятий и обобщений, поэтомуу них преобладает конкретно-описательный тип мышления. Абстрактное мышление им,как правило, недоступно. Тем не менее они могут, хотя и с трудом, учиться вмассовой школе, перебиваясь с тройки на двойку. Новый материал они осваиваютпутем механической зубрежки. В массовой школе они многократно дублируют первыеклассы, имея многочисленные задолженности по арифметике, и в конце концоввсе-таки оказываются во вспомогательной школе для олигофренов. Чрезвычайноважна для страдающих дебильностью адекватная организация труда и быта. Приразумном руководстве они могут овладеть несложной специальностью, тем более чтоу дебилов «умений больше, чем знаний».
Инвалиды с интеллектуальным недоразвитием (умственной отсталостью)в степени выраженной дебильности представляют собой лиц, проживающих в семьях и,как правило, окончивших вспомогательную школу. Они отличаются неустойчивымповедением, испытывают затруднения в социальной адаптации, стабильномтрудоустройстве, за счет легкой подчиняемости нередко оказываются вкриминальных компаниях.
Ограничения жизнедеятельности в большей степени выражены вспособности к обучению. Однако при адекватном коррекционно-педагогическомвоздействии способны обучиться конкретным бытовым навыкам и элементарнымпрофессиям.
Ограничение способности к трудовой деятельности выражается внедостаточной последовательности выполнения трудового процесса за счетотвлекаемости внимания, неустойчивого поведения. Производственные процессыболее доступны в специально созданных условиях, исключающих размеренныетрудовые операции.
Ограничение способности к контролю над своим поведениемобъясняется несовершенством адаптационных механизмов, трудно приобретаемымсоциальным опытом. Эта категория людей нуждается в постороннем контроле.Имеется ограничение способности совершать целенаправленную двигательнуюактивность, не связанную с дефектами в костно-мышечной системе. Оно обусловленонарушением координации, ущербностью тонкой моторики в результате несовершенстванейрофизиологического механизма.
Ограничение способности к ориентации выражается в возможностиориентироваться в ситуации, ограниченной заданным пространством, конкретнойзадачей. Объясняется это недостаточно хорошо сформированной функцией внимания,памяти.
Программа социальной реабилитации инвалидов с выраженнойдебильностью включает мероприятия по всем направлениям. В областисоциально-бытовой реабилитации необходимо совершенствование знаний обокружающей действительности, обустройстве быта с нормами и правилами общежития.Эти мероприятия осуществляются в процессе длительного коррекционно-педагогическоговоздействия при условии постоянного подкрепления и контроля.
Социально-средовое реабилитационное воздействие представляетособую важность. Научить избегать негативного влияния социального окруженияявляется главной задачей реабилитационных мер.
В социально-средовом реабилитационном воздействии основная рольпринадлежит семье, которая рассматривается как микросоциальная реабилитационнаясреда. Воспитание, обучение хозяйственно-бытовым навыкам способствуетформированию установки на труд, расширению социального опыта (покупки, оплата,доставка и т.д.).
Для этой категории лиц особое значение приобретает обучениенавыкам самостоятельного проживания – овладение навыками хозяйственно-бытовоготруда, умение принимать самостоятельные решения, ориентироваться в современныхрыночных отношениях.
В программу социальной реабилитации умственно отсталых лиц встепени выраженной дебильности необходимо включить обучение занятиямфизкультурой и спортом. Это будет способствовать устранению моторнойзаторможенности и благотворно сказываться на общем физическом и психическомразвитии, совершенствовании волевых качеств и коммуникативных функций.
Обучение досуговой деятельности является необходимым в программесоциальной реабилитации умственно отсталых лиц. В силу недостаточнойсформированности потребностей эстетического характера у лиц с выраженнойдебильностью они нуждаются в активном вовлечении в мероприятия по знакомству смузыкой, изобразительным искусством, литературой и т.д.
Особое место в программе социальной реабилитации умственноотсталых лиц с выраженной дебильностью должно занимать решение личных проблем.Допустимо половое воспитание, информация о последствиях интимных отношений, овенерических заболеваниях.
Инвалиды с тяжелой степенью умственной отсталости – выраженнойимбецильностью – составляют контингент психоневрологических интернатов.
Ограничения жизнедеятельности носят более выраженный характер.Ограничение способности к самообслуживанию выражается в навыкахсанитарно-гигиенического характера, хозяйственно-бытового труда, которыевыполняются с помощью и под контролем посторонних.
Ограничение способности совершать двигательные операции выражаетсяв недостаточной координации движений, несформировавшейся тонкой моторике.
Ограничение способности к общению выражается в неразвитости речи,в малом словарном запасе, в дефекте речевого аппарата, преобладает в общенииэмоциональный компонент над речевым.
Значительно выражено ограничение способности к обучению, чтосвязано с недостаточно развитыми функциями восприятия, внимания, памяти,мышления.
Ограничение способности к трудовой деятельности носит выраженныйхарактер и объясняется неразвитостью функции к усвоению задания, неспособностьюосвоить технологический процесс, несовершенной моторикой. Осуществлениетрудовой деятельности возможно в специально созданных условиях.
Ограничение способности к ориентации достаточно выражено, онообъясняется несовершенством функций внимания, восприятия, памяти,пространственной ориентировки. Необходима посторонняя помощь в новой ситуации.
Ограничение способности к контролю над своим поведением такжезначительно выражено, что связано с ущербностью адаптационных механизмов,несформированностью социального опыта. Необходима коррекция и контроль.
Программа социальной реабилитации инвалидов с выраженнойимбецильностью включает целый ряд обучающих разделов:
♦ формированиенавыков самообслуживания – содержит разделы: санитарно-гигиенические навыки,уход за одеждой, уход за жилищем, навыки приготовления и приема пищи;
♦ формированиенавыков социально-средовой реабилитации – включает разделы: знакомство сгородом, транспортом, магазинами, сферой обслуживания, производственнымиотношениями;
♦ формированиеэлементов нравственно-эстетического воспитания – включает разделы: формированиенавыков повседневного поведения, правила поведения в общественных местах,правила поведения человека в рабочем коллективе, понимание дружбы,товарищества, коллектива и т.д.
Участие семьи в социально-средовом воздействии на эту категориюинвалидов также значимо. Несмотря на то что большую часть времени умственноотсталые находятся в психоневрологическом интернате, общение с родителямиосуществляется в выходные дни и каникулярное время родителей. Важнапоследовательность между воспитателями (социальными педагогами) психоневрологическихинтернатов и родителями.
Необходимо обучение семьи, родителей в правильном отношении ксвоим детям-инвалидам, которые остаются детьми, будучи взрослыми. Важнообучение терпеливому отношению, последовательному и неотступному воздействию попривитию навыков хозяйственно-бытового труда, формированию установки на труд.
В программу социальной реабилитации входит обучение навыкамсамостоятельного проживания, которое включает формирование навыковсамообслуживания, хозяйственно-бытового труда. Для самостоятельного проживанияважна способность принимать самостоятельные решения, умение ориентироваться всоциальном окружении, необходимо также развитие способности к самооценке,самоопределению, самодеятельности в широком смысле слова.
Необходимо отметить, что лица с выраженной имбецильностьюсамостоятельно проживать не могут, они нуждаются в поддержке. Самостоятельноепроживание их возможно лишь в «защищенных условиях» – в специализированномобщежитии, где они могут воспользоваться постоянной помощью специалиста посоциальной работе.
Программа социальной реабилитации инвалидов с выраженнойимбецильностью должна предусматривать обучение физкультуре и спорту. Склонностьк заторможенности, замедленной моторике способствует формированию гипокинезии,которая ведет к негативным последствиям в физическом здоровье.
Участие в физкультурных занятиях, спортивных состязаниях умственноотсталых лиц способствует не только совершенствованию моторики, оноположительно сказывается на их интеллектуальном развитии, расширениисоциального опыта, приобретении коммуникативных навыков.
Существенно важно для этой категории инвалидов обучение досуговойдеятельности. В силу несформированности потребностной сферы у лиц с выраженнойимбецильностью досуг ограничивается пассивным присутствием в кинозалах, наконцертах, организуемых в психоневрологических интернатах. В целяхреабилитационного воздействия необходим досуг, развивающий, компенсирующийдефицит информации, воздействующий на эмоциональную и познавательную сферыжизнедеятельности.
Решение личных проблем для этой категории инвалидов представляетособую важность. Преобладание инстинктивного полового влечения при недостаточноразвитом сдерживающем интеллектуальном воздействии создает опасность вступленияв случайные связи с нежелательными последствиями. Эти инвалиды нуждаются вполовом воспитании, в доступном изложении отношений между полами,недопустимости грубости, жестокости по отношению к женщинам. Программасексуального воспитания нуждается в специальной разработке.