Особенности развития банковской системы России

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯБИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)
Кафедра общего и специальногоменеджмента
 
Курсовая работа
Тема: « Особенности развитиябанковской системы России”
 
Выполнил: студент группы: Ч 36 МН-11
Семичева Кристина Эдуардовна
Руководитель: преподаватель
Грибанова Людмила Александровна
Череповец 2010

Содержание
 
Введение
Глава 1.Понятие, сущность, функции и роль банковской системы как структуры национальнойэкономики
Глава 2.Исторические этапы формирования Банковской системы РФ
Глава 3.Банковская система России на современном этапе
3.1 Общаяструктура, принципы организации и особенности функционирования
3.1.1Деятельность Центрального банка России
3.1.2Коммерческие банки в составе банковской системы РФ
3.2 Количественные и качественныепоказатели банковской системы РФ
3.3Проблемы и перспективы развития банковской системы Российской Федерации
Глава 4.Финансово — экономический кризис, его влияние на банковский сектор. Стратегияпротиводействия
Заключение
Списокиспользованных источников
 

Введение
 
Национальная экономика представляетсобой замкнутый кругооборот материальных и денежных потоков между еесубъектами. Существование этого цикла возможно лишь при существовании двухключевых институтов – центра денежной эмиссии и финансовых посредников, концентрирующихразрозненные сбережения и осуществляющих финансирование нуждающихся рыночныхагентов. Данную роль в современных экономиках выполняет банковская система.
Банковская система являетсянеотъемлемой частью рыночной инфраструктуры, находится в двухсторонней связи среальным сектором. Вместе с тем, рассматривая ситуацию в России, следуетотметить некоторый дисбаланс между экономикой в целом, которая большинствоммеждународных структур признается рыночной, и банковской системой, которая, помнению экспертов МВФ, сохраняет многие черты системы распределительного типа иявляется переходной.
В данных обстоятельствах проблемаэффективного роста российской экономики может быть решена только при адекватноймодернизации банковской системы, что осложняется как рядом внутренних причин(нехватка опыта у организаторов, недостаточная теоретическая изученностьвопроса), так и внешними факторами (мировой финансовый кризис).
Целью данной работы — рассмотрениеосновных черт и особенностей функционирования банковской системы России насовременном этапе, ее главных проблем и предлагаемых моделей их решения, атакже общей стратегии развития кредитно-денежной системы РФ. Также считаюнеобходимым уделить особое внимание последствиям глобального финансовогокризиса и мероприятиям по их минимизации.
В соответствии с поставленной цельюпоставлены следующие задачи:
· Проследитьисторический путь развития банковской системы.
· Описать сущностьи принципы функционирования банковской системы. Разграничить роль и функцииЦентрального банка и коммерческих банков.
· Рассмотреть ипроанализировать показатели, характеризующие эффективность банковской системы внастоящее время.
· Подчеркнутьпроблемы, требующие оперативного решения.
· Оценитьэффективность проводимых мероприятий по противодействию последствиямфинансового кризиса.
При подготовке работы мнойиспользована учебная и научная литература российских авторов по теории ипрактике банковского дела, юридические акты, регулирующие банковский сектор,статистические материалы Центрального банка, журналы «Деньги и кредит» и«Вопросы экономики», а также материалы аналитических интернет — порталов.

Глава 1. Понятие, сущность, функции ироль банковской системы как структуры национальной экономики
С момента зарождения рыночныхотношений возникла потребность экономических агентов в ссудном капитале. Егодвижение осуществляется от субъектов, имеющих свободные денежные средства, кнуждающимся субъектам. Подобное движение ссудных средств, осуществляемое наусловиях срочности, возвратности и платности, называется кредитом.
Исторически первой формой кредитастал коммерческий кредит – кредит, предоставляемый предприятиями и другимихозяйствующими субъектами друг другу. По сути, он представляет собой отсрочкуплатежа за поставляемые товары или услуги, обычно оформляется посредствомвыдачи векселя. Эта практика позволяет ускоренно реализовывать продукцию иповышать скорость оборота капитала. Вместе с тем, коммерческий кредитестественно ограничен размерами излишка капитала предприятия-кредитора и зависимот обратного притока капитала, что привело к выделению банковского кредита.
Банками называют денежно-кредитныеинституты, которые осуществляют различные виды операций с деньгами и ценнымибумагами: привлечение денежных средств населения и юридически лиц,предоставление данных средств от своего имени в качестве кредита, открытие иведение банковских счетов юридических и физических лиц. Кредитование — важнейшая функция банка, отличная от коммерческого кредита. Так, банковскийкредит не требует, чтобы заемщик являлся предпринимателем, а его движение необязательно связано с движением промышленного капитала.
Постепенно происходил переход отслабо связанных банков к сложной многоярусной системе кредитно-денежныхучреждений – банковской системе. Это понятие можно рассматривать на несколькихуровнях, придавая ему различные оттенки. В западной практике под терминомобычно понимается совокупность банков и банковских институтов, выполняющихфункции кредитования и приема вкладов, тогда как многие российские специалистыотносят к ней также организации, не вовлеченные непосредственно в кредитныеоперации, но опосредующие их. Наиболее строгое определение, формальнозакрепляющее понятие банковской системы РФ, содержится в ФЗ «О банках ибанковской деятельности»: «Банковская система РФ включает Банк России,кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков».Приведенные выше факты доказывают, что банковская система складываетсяисторически и закрепляется законодательно.
Очевидно, что банковская системаявляется составным элементом систем более высокого порядка – финансовой иэкономической. МВФ выделяет три базовых признака, отличающих банковскую системуот прочих аналогичных:
· денежныеобязательства сектора оказывают существенное влияние на уровень совокупныхрасходов и значения макроэкономических показателей;
· банковскаястатистика является важнейшим источником сведений при проведении экономическогоанализа и проведении политики;
· банковскаясистема часто является крупнейшим центром концентрации финансовых активов иобязательств, особенно в развивающихся государствах.
Сущность и своеобразие банковскойсистемы выражается через ряд положений: институциональное единство,подчиненность ее целей общенациональным целям экономического развития инеразрывную связь с макросредой. Банковская система динамична, она обладаетспособностями к самоорганизации под воздействием внешних факторов. Банковскойсистеме свойственна управляемость в известных пределах правовыми иадминистративными мерами. Не следует упускать из внимания уникальность любойнациональной банковской системы, что заведомо ограничивает возможностиприменения позитивного зарубежного опыта при ее модернизации.
Говоря о функциях банковской системы,следует отметить, что различные ее уровни (в развитых экономиках их два:центральный эмиссионный банк и сеть универсальных и специализированныхкоммерческих банков) выполняют различные функции, не тождественные функциямвсей системы. Используя системный подход, можно выделить следующие функции:
· перераспределительная;
· регулирующая;
· информационно-аналитическая.
В рамках первой функции банивыступают в роли посредников между временно свободными денежными средствами инуждающимися в них с целью развития экономики. Предполагается, что перелив средствосуществляется на основе рыночных законов. При этом система перераспределяет нетолько капиталы, но и сопутствующие риски.
Регулирующая функция не являетсяисключительной прерогативой банковской системы, однако ее вклад значителен.Банковская система обеспечивает стабильность и бесперебойность денежногооборота, предоставление необходимого денежного ресурса различным секторамэкономики.
Производной от приведенных вышефункций является информационно — аналитическая. Ее суть – выявление на основеанализа процессов банковской системы общих тенденций развития общественнойжизни и построение на основе полученных данных эффективной регулирующейполитики.
Обобщая рассмотренные положения,можно сделать вывод о конечных теоретических целях функционирования банковскойсистемы и ее роли в жизни общества. Итак, банковская система призвана:
— обеспечивать совокупныйобщественный стоимостный оборот;
— осуществлять непрерывностьпроизводства и расширять его;
— регулировать процессы в сфереобращения и производства;
— обеспечивать предсказуемость исбалансированность общественно- экономического развития.
Данные функции являются определяющимидля экономической системы в целом, что подтверждает роль банковской системы какважнейшего регулятора социально-экономических процессов. Эффективность работыбанковской системы часто зависит от проводимой властями политики, т.к.банковская система является объектом первоочередного правительственногорегулирования. Сейчас происходит частичный отказ от либерального подхода крегулированию, который не оправдал себя, во многом обусловив тяжелый финансовыйкризис. Возможно, что надзор за банковской деятельностью и ее административнаярегламентация будут усилены для достижения большей экономической и социальнойэффективности.

Глава2. Исторические этапы формирования Банковской системы РФ
Банковская система РФ прошла долгийпуть развития, где этапы относительно спокойного развития сменялисьреволюционными сдвигами.
Вероятно, днем рождения банковскойсистемы России следует считать 13 мая 1754 г. – дату создания Государственногозаемного банка. Фактически под этим названием были созданы два банка: банк длядворянства и банк для купечества. Последний был ликвидирован в 1782 г. в связис нехваткой капитала, однако в 1818 г. его сменил Государственный коммерческийбанк, ведавший в основном кредитными операциями под залог векселей.
Тем не менее, главным источникомкредита оставалось изжившее себя ростовщичество, что тормозило экономическийрост. В ходе либеральных преобразований центром кредитно-денежной системы сталГосударственный банк при министерстве финансов (основан в 1860 г.), который,впрочем, не стал центральным банком в современном понимании, поскольку выполнялв основном функции краткосрочного кредитования и учета векселей. За созданиемГосударственного банка последовало создание ряда частных коммерческих банков(первый – в 1864 г.), которые впоследствии заняли главенствующее положение вбанковской системе.
После реформы 1897 г. Государственныйбанк становится эмиссионным центром. К этому моменту кредитная система включалабольшое число коммерческих банков и специализированных учреждений, в т.ч. ипотечных.В канун Первой мировой войны сеть акционерных банков насчитывала 50 учреждений,по сумме баланса они также значительно опережали государственные банки. Структуракредитной системы также соответствовала требованиям эпохи. Достижения, однако,были сломлены революцией 1917 г.
В 20-е годы происходит сворачиваниетоварно-денежных и кредитных отношений. Прежние коммерческие банки объединены сцентральным, сложилась, по сути, одноуровневая система, включавшая Госбанк,Стройбанк и Банк внешней торговли, а также систему сберкасс. Эти действия,обусловленные не экономическими, но идеологическими мотивами, полностьювыхолостили само понятие кредитной системы. Банки превратились в проводниковгосударственной политики, финансирование (не кредитование) хозяйстваосуществлялось на директивной и безвозмездной основе.
В целом данное положение сохранялосьдо 1987 г., когда под давлением необходимости, вызванной развитием рыночныхотношений, была начата модернизация банковской системы. Тем не менее, первыереформы не внесли кардинальных изменений: сохранились монополизм государства вбанковской системе, директивное распределение ресурсов и прикрепление предприятийк конкретным банкам. Требовались более радикальные шаги по приведениюбанковской системы в соответствие с требованиями времени.
Данный этап реформы начался с приходачастного капитала на банковский рынок в 1988 г. Этот факт положил началовозрождению банковской системы как механизма эффективного распределенияфинансовых ресурсов. Важным событием стало создание на базе ГосбанкаЦентрального банка РСФСР в 1990 г. В этом же году была законодательно оформленадеятельность на территории России представительств иностранных банков.
Однако, несмотря на созданиенормативной базы и высокую привлекательность сектора для инвесторов, банковскаясистема долгое время работала крайне нестабильно, что во многом былообусловлено жестким трансформационным спадом в экономике. В 1990-1994 гг.большинство банков извлекали прибыль за счет привлечения вкладов в условияхгиперинфляции, конвертации их в валюту и последующей выплаты значительнообесценившейся суммы вкладчику. Инфляция способствовала развитию банков и в1995 г., но в тех условиях было невозможно долгосрочное кредитование, уровеньспекулятивных операций оставался высоким, потребность в эффективном менеджментеи устойчивом развитии отсутствовала. Именно в 1995 г. был достигнутисторический максимум числа коммерческих банков в России – 2571. Однако мерыправительства по обузданию инфляции и начало выпуска государственных ценныхбумаг для неинфляционного покрытия бюджетного дефицита сделали невозможнымпродолжение банками привычной политики. Многие банки разорились, стал очевиденпроцесс концентрации капитала.
В 1995-1997 гг. банки стали активнымиигроками на рынке государственных обязательств, направляя практически всесвободные средства на покупку этих высокодоходных инструментов. Все большебанков ориентируются на работу с реальным сектором экономики, происходитинтеграция банковского и страхового капитала.
Данные позитивные тенденции былипрерваны тяжелым кризисом 1998 г. Объявленный дефолт заморозил до 90% уставногофонда российских банков, находившегося в форме ГКО-ОФЗ, усилил общуюнестабильность в экономике и вызвал банкротство ряда крупнейших банков.
В период после 1998 г. происходитреструктуризация банковской системы, что находит отражение в слиянии капитала(1116 зарегистрированных банков на 01.02.2010 г.) Очевиден рост банковскихактивов – с 933, 1 млрд. руб. в 1998 г. до более чем 29 трлн. руб. в марте 2010г. Охват населения банковскими услугами стабильно возрастал, как и их качество.Банки стали способствовать развитию реального сектора экономики, нарастает долгосрочноекредитование, в т.ч. ипотека. Принятый в 2004 г. Закон о страховании вкладовзначительно повысил доверие населения к банковской системе и заложил основы дляпривлечения более значительных средств. Также можно смело утверждать, что иЦентробанк, и коммерческие банки приобрели достаточный опыт, что позволилосмягчить мини-кризис 2004 г. и избежать глубокого спада во время кризиса2008-2009 гг.
Эти факты позволяют утверждать, что вРоссии сложилась банковская система современного типа, имеющая резервы дляроста, но обремененная рядом сдерживающих обстоятельств. Подробный анализсовременного состояния и структуры банковской системы и стоящих перед нейпроблем будет представлен в последующих главах.

Глава 3. Банковская система России насовременном этапе
3.1 Общая структура, принципы организации и особенности функционирования
Современная банковская система Россиисоздана в результате реформирования государственной банковской системы СССР.Банки в РФ создаются и действуют на основе ФЗ №395-1 «О банках и банковскойдеятельности» (последние изменения – 2010 г.), в котором дано определениекредитных организаций, перечислены виды банковских операций, установлен порядоксоздания, ликвидации и регулирования деятельности банков.
Согласно действующему законодательству,к главным принципам организации банковской системы РФ относятся:
· двухуровневаяструктура банковской системы;
· банковскийнадзор, осуществляемый Центральным банком;
· универсальностьделовых банков;
· коммерческаянаправленность деятельности банков.
Двухуровневая архитектурапредполагает четкое законодательное разделение функций Центрального банка икоммерческих национальных и иностранных банков и прочих кредитных организаций.Отдельным элементом считается банковская инфраструктура (Агентство страхованиявкладов, платежные системы, аудиторские и консалтинговые организации и др.).
Центральный банк РФ выполняет функцииденежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления национальнойсистемой платежей. Он может проводить требуемые для этого операции с широкимкругом кредитных организаций и государственных органов. Центробанк не работаетнапрямую с не кредитными организациями и физическими лицами, не занимаетсяпрямым кредитованием предприятий и организаций.
Коммерческие банки образуют второй,нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах,кредитовании и инвестировании, но не принимают непосредственного участия вразработке денежно-кредитной политики. В работе ориентируются на установленныеБанком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции.Также должны выполнять нормативы и требования Центрального банка по уровнюкапитала, созданию резервов и др.
Принцип универсальности российскихбанков означает, что они обладают универсальными функциональными возможностями,т.е. имеют право осуществлять все предусмотренные законом и лицензиями операции– как кредитные, так инвестиционные. С одной стороны, это позволяет банкамрасширять сферу деятельности и диверсифицировать риски, с другой — возникаетриск консервации неэффективных банковских продуктов за счет возможностикомпенсировать потери на прибыльных направлениях. Также растет зависимостьбанков от состояния предприятий, акционерами которых они являются.
Принцип коммерческой направленностибанков второго уровня предполагает, что целью функционирования банков являетсяизвлечение прибыли. Закон «О банках и банковской деятельности допускаетсоздание банков только как организаций, работающих ради получения прибыли.
Среди прочих особенностей, фактическисложившихся в российском банковском секторе, можно отметить его национальныххарактер. В настоящее время предусмотрен ограниченный режим допускаиностранного капитала в сектор, а создание филиалов иностранных банков прямозапрещено законодательством. При этом допускается создание дочерних банков состопроцентным участием иностранных инвесторов (82 на 1.01.2010 г). Доляиностранного капитала в уставном капитале всех кредитных организаций на 01.01.2010 г. составляла 24,53%, что относительно немного: схожие по уровню развитиябанковские системы стран Восточной Европы отличаются большим проникновениеминостранных инвестиций (70% в Польше, более 95% — в Чехии).
 
3.1.1 Деятельность Центрального банка России
Центральный банк (Банк России)–особый публично-правовой институт, являющийся ядром финансовой системы страны иглавным регулятором банковской системы. Он выступает прежде всего как посредникмежду государством и экономикой через банки. В этой роли он призванрегулировать денежные и кредитные потоки с помощью законодательно установленныхинструментов.
Банк является юридическим лицом скапиталом, сформированным за счет федеральной собственности. Несмотря на то,что ЦБ обладает имущественной самостоятельностью, он подотчетен Госдуме,которая может определять главные направления кредитно-денежной политики иназначать руководство ЦБ.
Деятельность Центрального банкарегулируется отдельным актом – ФЗ №86 «О Центральном банке РоссийскойФедерации». Данный закон закрепляет следующие цели деятельности ЦБ РФ:
· защита иобеспечение устойчивости рубля;
· развитие иукрепление банковской системы РФ;
· обеспечениеэффективного функционирования платежной системы.
Очевидно, что Банк России –некоммерческая организация.
Исходя из приведенных выше целей,можно выделить следующие группы функций Банка России:
· основополагающие(разработка и реализация КДП, денежная эмиссия и организация наличногообращения, управление ЗВР);
· установочно-разрешительные(установление правил проведения расчетов внутри страны и с международнымиорганизациями, установление правил отчетности, установление валютных курсов);
· регистрационно-лицензионные(госрегистрация кредитных организаций и их лицензирование, приостановлениедействий лицензий, регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями);
· кредитно-надзорные(рефинансирование кредитных организаций, надзор за деятельностью банков ибанковских групп);
· операционные(обслуживание счетов бюджетов разных уровней);
· прогнозно-аналитические(прогноз платежного баланса и других показателей, анализ экономики России иобнародование данных).
В целом данный список функцийсоответствует функциям центральных банков зарубежных стран с похожейорганизацией банковской системы.
Вероятно, важнейшей из функцийявляется разработка и реализация Банком России кредитно-денежной политики. Онаразрабатывается на трехлетний период и включает как качественные, так иколичественные показатели. Среди последних выделяют такие ориентиры, какуровень инфляции, показатели денежной массы, процентных ставок и объема ЗВР.
Реализация КДП производитсяпосредством применения законодательно закрепленных инструментов. В их числовходят:
· процентные ставкипо операциям Банка России. В первую очередь это ставка рефинансирования, размеркоторой с 29 марта 2010 г. составляет 8,25%, а также ставки по кредитам«овернайт», предоставляемым кредитным организациям для обеспечения платежей покорреспондентским счетам в течение дня (также 8,25%).
· нормативобязательных резервов, депонируемых в ЦБ, непосредственно влияющий на величинуденежного предложения. В настоящее время норма резервирования равна 2,5%.
· операции наоткрытом рынке. Признанный в развитых странах метод, суть которого –купля-продажа ЦБ гособлигаций и прочих ценных бумаг. Долгое время ЦБиспользовал данный инструмент для абсорбции избыточной ликвидности, поступавшейв экономику вследствие высоких цен на нефть, однако в настоящее время сальдопредоставления ликвидности положительно, что вызвано стремлением поддержатьсистему коммерческих банков.
· рефинансированиекредитных организаций. Может проходить по двум сценариям: под залог ценныхбумаг из Ломбардного списка Банка России и под залог векселей и прав требованияк предприятиям материального производства.
· политикавалютного курса. При этом банк ограничен балансом спроса и предложения навалютном рынке. Проект направлений КДП на 2006-2009 гг. предусматривал снижениегосударственного регулирования, однако кризисные явления в финансовом сектореоткладывают решение этой задачи.
· валютныеинтервенции. Использование ЗВР позволяет изменить баланс спроса и предложенияна валютном рынке. Инструмент активно применялся на начальном этапе кризиса дляобеспечения плавной девальвации рубля во избежание шоков и обесценениядепозитов.
· установлениеориентиров показателей денежной массы.
· прямыеколичественные ограничения.
Можно с уверенность утверждать, чтоданный набор инструментов соответствует мировой практике, однако эффективностьи пропорции их использования остаются спорными. Вероятно, в ближайшей перспективеБанк России сконцентрирует свои усилия на процентной политике с цельюсдерживания роста цен, а также на операциях на открытом рынке, что, однако,требует параллельного развития фондовых институтов.
В заключение можно отметить, что одноиз ключевых направлений деятельности ЦБ – развитие банковской системы РФ –зачастую подвергается критике. Тем не менее, Банк России при активном участииэкспертов международных организаций разрабатывает среднесрочные стратегииразвития национальной банковской системы, включающие меры по поддержкекоммерческих банков, совершенствованию правовой базы и сбалансированному ростукачества предоставляемых банковских услуг. Некоторые пункты стратегии иэффективность ее реализации будут рассмотрены далее.
 
3.1.2 Коммерческие банки в составе банковской системы РФ
Коммерческие банки выполняют вэкономике функции, принципиально отличные от функций Центрального банка, но приэтом значение их деятельности крайне велико. Особое положение коммерческихбанков определяется тем, что они опосредуют практически все рыночные денежныеотношения и могут служить как мощным стимулом для экономического развития, таки барьером, затрудняющим его.
Важнейшим функциям коммерческихбанков относятся:
· создание денег. Системакоммерческих банков, осуществляя кредитные операции, умножает массу безналичныхденег в экономике за счет эффекта мультипликации.
· распределительная.Банки, посредством приема вкладов и выдачи кредитов, способствуют эффективномуперераспределению экономических ресурсов.
· расчетная. Банкиучаствуют в исполнении практически всех расчетов между субъектами экономики.При этом они осуществляют их наиболее безопасным и удобным для клиентовспособом.
· контрольно-регулятивная.Банковская система выступает регулятором рыночной экономики с помощьюспециальных инструментов.
· финансовоепосредничество.
Для успешного осуществления данныхфункций банки должны обладать высокой степенью самостоятельности в принятиирешений. Государство задает рамки деятельности коммерческих банков и устанавливает«правила игры», но не может отдавать им прямых приказов.
В России по состоянию на 01.013.2010г. действовали 997 коммерческих банков с активами, превышающими 29 триллионоврублей. Начиная с середины 90-х годов наблюдается устойчивая тенденция ксокращению числа коммерческих банков, однако многие эксперты считают, чтооптимальным для России является меньшее количество банков. Так согласноисследованию, проведенному центром экономических исследований Московскойфинансово-промышленной академии в 2006 г., равновесное число банков в Россиидолжно находиться в диапазоне 180-220. Избыток банков часто относят кпоследствиям либерализации 90-х, предполагается, что процесс концентрациикапитала продолжится. При этом основная часть активов (47,8%) сконцентрирована впяти ведущих банках, большая часть коммерческих банков – мелкие локальныеигроки.
Принципиально действующие натерритории России банки можно классифицировать на организации с участиемгосударственного капитала, организации, основанные на частной национальнойсобственности, и организации с участием иностранного капитала. Историческидоминирующую роль в банковском секторе играли организации со значительной долейгосударственной собственности. Совокупная доля федеральных и муниципальныхорганов власти в банковском капитале приближается к 45%. Важнейшимиучреждениями с высокой долей участия государства являются:
— государственная корпорация«Внешэкономбанк», имеющая целью повышение конкурентоспособности российскойэкономики, управление государственными долгами и активами, развитиеинфраструктуры, поддержку экспорта и малого бизнеса;
— Сберегательный банк РФ, занимающийлидирующее положение практически по всем показателям банковской деятельности.Концентрирует до 30% совокупного банковского капитала, обладает широчайшейсетью филиалов (более 19 тысяч). Подконтролен Центральному банку РФ (около 60%капитала), при этом около четверти акций принадлежит иностранным инвесторам.
— банк ВТБ, лидирующий по размерууставного капитала среди коммерческих банков. Доля Правительства РФ в капитале– 85,5%. Банк предоставляет широкий спектр услуг, является одним из ведущихкредиторов экономики и обладает наивысшим среди российских банков кредитнымрейтингом.
Среди других крупных игроков можновыделить «Газпромбанк» (мажоритарный акционер – ОАО «Газпром»), «Росэксимбанк»и «Российский банк развития» («Внешэкономбанк»), «Россельхозбанк»(Росимущество), Транскредитбанк (ОАО «РЖД»), «Банк Москвы» (правительствоМосквы).
Банки с участием иностранногокапитала также занимают важное место в национальной кредитной системе. На 1.03.2010 их насчитывалось 227. Банки с долей иностранных инвесторов в основномкапитале свыше 50% (108 единиц) контролируют 18,3% совокупных банковскихактивов страны. Вместе с тем стоит отметить, что Центральный банк проводитпротекционистскую политику на рынке банковских услуг, вследствие чего запрещенообразование прямых филиалов иностранных банков. Россия также пытается добитьсяустановления квоты на участие иностранного в совокупном объеме уставногокапитала кредитных организаций равной 50%.
Доля национального частного капиталапревышает 25%. Частный капитал занимают лидирующие позиции в секторе малыхбанков, которые работают преимущественно с населением и малым бизнесом.Важнейшие частные банки – Альфабанк, «Уралсиб», МДМ-Банк, банк «Возрождение»(все входят в тридцатку крупнейших банков России) – осуществляют полный спектрбанковских операций, включая инвестиционный бизнес и управление активами. Такжевелика их роль на кредитном рынке.
В целом система коммерческих банковРоссии испытывает ряд трудностей, как традиционных, так и недавно возникшихвследствие глобального финансового кризиса. Конкретные примеры, а такжемероприятия по борьбе с проблемами будут рассмотрены в соответствующей главе.

3.2Количественные и качественные показатели банковской системы РФ
Рассмотрение стоящих перед кредитнымсектором проблем целесообразно начать после рассмотрения динамики основныхпоказателей, характеризующих банковскую систему.
Отдельно следует отметить данные обизменении количества зарегистрированных и действующих на территории РФкредитных организаций.
Таблица 1. Регистрация илицензирование кредитных организаций в РФ в 2005 – 2010 гг.Показатель
1.01.05
1.01.06
1.01.07
1.01.08
1.01.09
1.01.10
1.03.10 Количество зарегистрированных кредитных организаций 1518 1409 1345 1296 1228 1 178 1170 Количество действующих кредитных организаций 1299 1253 1189 1136 1108 1058 1048 Из них с иностранным участием 131 136 153 202 221 226 227 Уставный капитал действующих кредитных организаций 380468 444377 566513 731736 881350 1244364 н/д
Очевидно достаточно стабильноеуменьшение количества зарегистрированных и действующих в России кредитныхорганизаций. В меньшем числе случаев это связано с процессом слияния капиталовдля удержания на рынке; в основном сокращение происходило за счет отзывалицензий: уменьшалось количество банков, участвовавших во все более рисковой«теневой» деятельности, мало связанной с предоставлением банковских услуг. Нафоне снижения общего числа действующих организаций показателен рост количествабанков с иностранным участием, несмотря на ряд ограничений в этой области.Уставный капитал действующих кредитных организаций увеличился с января 2005года по январь 2010 года в 3,27 раза, что означает увеличение возможностейбанковской системы по кредитованию населения, предприятий. По даннымЦентробанка России, на начало марта 2010 г. 50,6% действующих кредитныхорганизаций располагались в Москве и Московской области, в течение последних 5лет данный показатель практически не менялся.
Таблица 2. Основные показателиразвития банковской системы РФ в 2005 -2010 гг.Показатель
1.01.05
1.01.06
1.01.07
1.01.08
1.01.09
1.01.10 Активы банковского сектора, млрд. руб. 7100,6 9696,2 13963,5 20125,1 28022,3 29430,0 Рост активов за год, % 26,8 36,5 44,0 44,1 39,2 5,0 Номинальный ВВП, млрд. руб. 17048,1 21625,4 26903,5 33111,4 41668,0 39063.6 Отношение активов кредитных организаций к ВВП, % 41,7 44,8 51,9 60,8 67,9 75,4 Кредиты нефинансовым организациям, банкам и физическим лицам, млрд. руб. 4282,6 6064,7 8 880,0 13705,2 19028,1 18841,4 Отношение кредитов к активам, % 60,3 62,5 63,6 68,1 67,9 64,0
В течение рассматриваемогопятилетнего периода объём активов банковской системы вырос в 4,14 раза, всреднем ежегодный рост активов составил 32,9% со значительным провалом в период2009-2010 гг. Следует отметить, что в период 2005-2008 гг. увеличивалась долякредитов экономике в общей величине активов банковской системы, т.е. банкитратили меньшую в процентном выражении часть средств на операции сдрагметаллами, ценными бумагами, размещение средств на корреспондентских счетахБанка России и коммерческих банков, а больше ориентироваться на кредитованиереального сектора экономики. Операции с ценными бумагами, в частности, стали ненастолько прибыльными как 90-е годы, когда вложения в ГКО-ОФЗ обеспечивалистабильный прирост капитала. Однако с нарастанием кризисных явлений в экономикетемпы роста кредитования снизились. Вложения банков в ценные бумаги в настоящеевремя составляют немногим менее 16% активов.
Характерен рост отношения объёмаактивов банковской системы к ВВП страны, что было одним из приоритетных пунктовстратегии развития банковского сектора. В течение рассматриваемого периодаданный показатель вырос с 41,7% до 75,4% ВВП страны, что говорит о том, чтобанковский сектор постепенно начинает оказывать большее влияние на реальныйсектор, формируя фундамент для дальнейшего экономического роста. Российскийпоказатель отношения активов к ВВП ненамного отстаёт американского (более 70%),что объясняется спецификой американской экономической модели и развитостьюфондового рынка США. В то же время данный показатель составляет более 300% вГермании, порядка 250% во Франции, что превышает показатель России в 4-5 раз.Прирост отношения на 7.5 п.п. в 2010 г. обусловлен резким падением реальногоВВП при росте финансового сектора, которому оказывалась значительная поддержка.Рассматривая структуру пассивов банковской системы, следует отметить, что долясредств физических лиц составляла на 1.02.2010 г. 25,7% пассивов, средстворганизаций – 13,8%, средств юридических лиц – 17,5%. С учётом выпущенныхвекселей, облигаций, сберегательных сертификатов и иных ценных бумаг объёмсредств клиентов превысил 61% пассивов банковской системы. Следует отметить, чтоещё в начале 2004 года объём средств организаций составлял 9,1% пассивовбанковской системы, а объём средств клиентов был менее половины пассивовбанков.
Одной из основных тенденцийрассматриваемого периода была постепенно снижающаяся цена кредита (снижениеставки рефинансирования с 14% (январь 2004 г.) до 10% (июнь 2007 г.)). Процессбыл приостановлен финансово-экономическим кризисом.
Рассмотрим ряд характеристик денежнойсистемы России.

Таблица 3. Ряд показателей работыкредитной системы РФ в 2004 – 2009 гг.Показатель
2004
2005
2006
2007
2008
2009 Рост цен на потребительские товары (ИПЦ) за год, % 11,7 10,9 9,0 11,9 13,3 8,8 Рост индекса цен производителей за год, % 28,8 13,4 10,4 25,1 -7,0 13,9 Учётная ставка ЦБ РФ, на последний день года, % 14,0 13,0 11,5 10,5 13,0 8,75 Средневзвешенные ставки по краткосрочным кредитам кредитных организаций РФ в долл. США, на конец года 8,5 8,2 8,6 8,9 15,4 14,7
В течение рассматриваемого периоданаблюдалось снижение инфляции вплоть до сентября 2007 года, когда резкийвсплеск инфляции преломил установившуюся тенденцию. Причиной высоких темповроста потребительских цен в РФ могут быть как рост денежного предложения,вызванный необходимостью поддержания стабильного курса рубля, немонетарныефакторы, такие как высокая монополизация рынков, быстрый рост цен напродовольствие, а также другие причины. По мнению ряда экспертов, ещё однойпричиной резкого роста инфляции явился резкий рост государственных расходов.Прямым следствием роста инфляции является увеличение инфляционной составляющейпроцента, рост инфляционных ожиданий, рисков и, следовательно, удорожаниекредитов. Повышения ставки рефинансирования в 2008 г. были предприняты дляборьбы с инфляцией и оттоком капитала из страны. Впрочем, обратным эффектомявилось удорожание стоимости заёмных средств, что побудило многие банкиповысить ставки по депозитам для населения. Так ведущие ЦБ мира (ФРС, БанкАнглии, Банк Швейцарии, Европейский Центробанк) в условиях кризиса предпочлиснижать ставки для стимулирования экономики.
Резкое удорожание кредита в 2008 г.можно объяснять как внешними, так и внутренними факторами. В докризисный периодроссийские компании могли получить кредит за рубежом практически в два разадешевле, чем в России, что вело к сильной зависимости от внешних рынков.Осложнение ситуации на мировых рынках сделало кредитование российских компанийза рубежом невыгодным и привело к росту ставки процента по кредитам. Вместе стем последние мероприятия ЦБ, направленные на расширение денежного предложения,уже обеспечили некоторое удешевление кредита для конечного потребителя.
 
3.3 Проблемы и перспективы развития банковской системыРоссийской Федерации
Перспективы развития банковскойсистемы страны во многом зависят от того, как будут решаться проблемы, стоящие передданным сектором экономики. Недостатки банковской системы Российской Федерацииво многом повторяют недостатки экономической модели страны в целом, хотя иимеют свои особенности. В целям для банковской системы России характернывысокая стоимость ресурсов и недостаточная доступность «длинных» пассивов.Итак, вот перечень основных проблем развития банковской системы страны:
► Низкая капитализация и, какследствие, ограниченные возможности банковской системы по кредитованиюэкономики страны. Неизбежным спутником низкой капитализации банковской системыявляется высокая ставка процента и сложность кредитования долгосрочныхпроектов: «почти 90% банков не способны выдать ни одного кредита объёмом 10млн. долл. В целом в России за редким исключением (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк идр.) отсутствуют крупные по мировым меркам банки. Так, большинство банковстраны настолько мелки, что не смогли бы зарегистрироваться ни в одной странеЕС из-за недостаточного размера капитала. Как отмечают эксперты, повышениюкапитализации банков может поспособствовать введение нулевой ставки налога наприбыль в случае её реинвестирования в собственный капитал банка, освобождениеот налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формированиеуставного капитала банка, законодательное упрощение регулирования капиталабанков. Положительный эффект могло бы оказать решение об упрощения процедурразмещения банками акций.
► Региональные и отраслевыедиспропорции в экономике. В то время как благоприятная конъюнктура рынка ивозможности госбюджета положительно повлияли на обеспечение капиталом компанийодних секторов, для других отраслей эта проблема по-прежнему актуальна. Болеетого, по данным на март 2010 года из действующих на территории РФ кредитныхорганизаций 50,6% расположены в Москве, и в течение последних лет эта цифрапрактически не менялась. По некоторым оценкам, до 85% банковского капиталарасположено в Москве, в то время как в большинстве регионов в силу ряда причиннаблюдается недостаток денежной массы.
► Макроэкономическая нестабильностьявляется одним из наиболее существенных препятствий на пути развития банковскойсистемы Российской Федерации. Высокая инфляция и инфляционные ожидания держатвысокой инфляционную надбавку в процентной ставке, определяющую надбавку междуноминальной и реальной процентной ставкой. За годы независимого существованияинфляция в России опускалась ниже 10 % только в кризисном 2009 году. Болеетого, ожидания инфляции в будущем сокращают предложение ссудных средств.Недостаточная устойчивость экономического роста, исполнения бюджета, ростаинвестиций и платежеспособного спроса является также важным при анализе проблемразвития ссудного рынка страны. Рост данных параметров во многом обеспечивалсяблагоприятной конъюнктурой энерго-сырьевого сектора, а не за счёт развитияэкспорта продукции высокого передела, высоких технологий и интеллектуальныхпродуктов. Таким образом, в экономике, находящейся в сильной зависимости от ценна сырье и энергоносители стремительный рост банковской системы можетобернуться её падением.
► Ненадёжность банковскойсистемы также оказывает негативное влияние на потенциал развития её развития.Дефолт 1998 года и события 90-х годов надолго остались в памяти россиян, асобытия осени-зимы 2008-2009, ознаменовавшиеся девальвацией российского рубля,в ходе которой была потрачена существенная часть резервов страны, в очереднойраз укрепили недоверие к отечественной банковской системе. Другими факторами,внесшими свой вклад в подобное отношение к отечественной банковской системы,явились особенности менталитета, высокая инфляция, убыточность депозитов втечение длительного периода времени (когда реальные ставки по депозитам былименьше инфляции). Как следствие, для россиян характерна достаточно высокаянорма потребления (около 90%), что негативно влияет на предложение ссудныхсредств. В свою очередь, нехватка депозитов на длительный срок ведёт к тому,что большинство кредитов выдаётся на срок до 1 года. Высок и проценткраткосрочных депозитов.
► Институциональные проблемытакже необходимо рассматривать как препятствие на пути развития банковскогосектора страны. Плохо работающая судебная система, высокий уровень коррупции,условность финансовой отчётности многих кредитных организаций, слабаяконкуренция, значительные препятствия для входа на ссудный рынок иностранныхбанков, по-прежнему недостаточная развитость финансовой системы (которая, посути, представлена только банками и для которой характерен недостатокспециализированных кредитно-денежных организаций) – всё это создаётзначительные препятствия для динамичного развития рынка заёмных средств.Обширен и перечень проблем, связанных с регулированием деятельности банков состороны ЦБ, достаточно велики и накладные расходы ведения банковскойдеятельности.
► Высокая концентрация инепрозрачность банковской системы. Пятёрка первых по активам банков, четыре изкоторых государственные, контролирует 47,8% активов банковской системы, в томчисле Сбербанку принадлежит около 25%. По оценкам ИЭПП, банковский секторстраны характеризуется высокой степенью монополизации, о чём говорят показателииндекса Херфиндаля — Хиршмана, превышающие в течение многих лет 1800, хотяпоказатель данного индекса незначительно снижался в течение последних лет.Крупные госбанки зачастую обвиняются в непрозрачности, низкой эффективностиработы, плохом качестве сервиса, покровительстве и гарантиях государства,частом преобладании политических мотивов над экономическими. К сожалению,конкуренция между государственными и частными банками отнюдь не всегда являласьсправедливой, покровительство государства обеспечили дополнительный притоквкладчиков в государственные банки в условиях экономического кризиса. Такимобразом, вопрос о возможности совмещения государственного управления и частнойинициативы, настроенной на прибыль, остаётся открытым. Одним из следствийфинансового кризиса стало снижение популярности частных банков в пользугосударственных.
► Наконец, в качествефундаментальной проблемы развития банковской системы страны можно назватьотсутствие определённого пути развития данного сегмента экономики. Так, несуществует единой концепции, призванной увеличить функциональную роль банков вэкономике и перенаправить банки на кредитование реального сектора экономики.Сторонники увеличения роли государства призывают к увеличению ролиденежно-кредитной политики (снижение ставки рефинансирования, рострефинансирования банков), дифференциации норм регулирования банковскойдеятельности (операции с нормативами, регулирующими деятельность банков),разрешение или запрет на занятия банками рядом видов деятельности и др.Сторонники рыночных сил и уменьшения влияния государства в экономикеакцентируют внимание на необходимости создания благоприятных условий дляинвестирования, создания равной конкурентной среды для кредитных организаций,дерегулирования деятельности кредитно-денежных организаций и т.д. На данныймомент в России отсутствует четко оформленная, согласованная концепция развитиябанковского сектора, как не существует и конкретного плана по выводу экономикииз кризиса.
Перспективы развития банковскойсистемы страны зависят как от внутренних, так и от внешних факторов. Квнутренним факторам развития необходимо отнести в первую очередь решениеобозначенных выше проблем. К внешним факторам относится ситуация на мировыхфинансовых рынках; в кратко- и среднесрочной перспективе – ситуация с мировымфинансово-экономическим кризисом, во многом определяющим состояние российскойбанковской системы.

Глава 4. Финансово — экономическийкризис, его влияние на банковский сектор. Стратегия противодействия
Глобальный финансово-экономическийкризис достаточно быстро оказал влияние на российскую банковскую систему,поскольку последняя была достаточно зависима от зарубежного финансирования. Припоявлении первых признаков нестабильности начался активный оттокинвестированного зарубежного капитала, что повлекло многие негативныепоследствия.
Первым признаком начинающегосякризиса в России стало падение фондовых рынков в начале мая 2008 г., открывшеепонижательный тренд. Неблагоприятная ситуация была, вероятно, только ухудшенароссийско-грузинской войной и заявлениями правительства в адрес компании«Мечел». В целом, к началу кризиса характерными чертами экономики России былинезначительный размер государственного долга, ЗВР, сильная зависимость отвнешних заимствований, слабая институциональная база экономики.
Зависимая от мировой конъюнктуры цен,Россия не могла не ощутить падение цен на экспортируемую продукцию. Падение ценна нефть, газ, металлы уменьшило поступления в бюджет, частично спровоцировалопадение российских фондовых индексов, ухудшило ситуацию с сальдо торговогобаланса. Отток капитала, или уменьшение предложения денежных средств, привели кросту процентных ставок, что не могло не оказать негативного влияния набанковскую систему страны. В то же время мы не можем явно сказать, что именнопадение цен на нефть и негативные события на мировых рынках подтолкнулиэкономику к рецессии. Так, в нефтедобывающей, легкой промышленности спадпродолжается с начала 2007 года, в пищевой, лесной промышленности,электроэнергетике, цветной металлургии он длится с осени 2007 года, вбольшинстве отраслей он начался до сентября-октября 2008 года, раньше пикафинансового кризиса и резкого падения фондовых индексов по всему миру, что непозволяет полностью объяснять рецессию в промышленности РФ мировым финансовымкризисом.
Не отрицая вклада негативных событийна мировых финансовых рынках в развитие кризиса в России, следует указать и наглубокие внутренние причины кризиса. Описывая состояние российской экономики впредкризисный период, А. Кудрин говорит о «перегреве», указывая насформировавшиеся устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные вреальном выражении, сильное инфляционное давление и быстрое наращивание внешнихзаимствований.
Финансовый кризис в России привёл крезкому росту процентных ставок в банковской системе страны, а резкоеудорожание кредитных ресурсов оказало, соответственно, негативное влияние нареальный сектор экономики. Проводимые Центральным банком валютные интервенции,целью которых было обеспечить плавную девальвацию рубля, вызвали нехваткурублевой ликвидности, что еще больше осложнило ситуацию на кредитном рынке. Тотже эффект возымело повышение Банком России учётной ставки (что делалось дляборьбы с оттоком капитала и инфляцией), а также резкое удорожание дляроссийских компаний заимствований за рубежом. Российским компаниям приходитсявозвращать большие долги, накопленные за предкризисный период, в условиях,когда стоимость кредитных ресурсов за рубежом значительно увеличилась, кредитныйрейтинг России и российских компаний упал, а акций, которые можно было быиспользовать в качестве залога, не хватает для обеспечения выданных ранеекредитов. Выросли ставки по депозитам и по выдаваемым кредитам. Действияроссийской власти по поддержанию ликвидности позволили насытить рыноккраткосрочной ликвидностью, однако не решили проблем высокой стоимостикредитных ресурсов и недостатка «длинных» пассивов. Более того, частоуказывается на то, что «ручной» характер поддержания ликвидности и допуск лишьчасти учреждений к предоставляемым денежным средствам вели к неэффективномураспределению средств и частым отказам банков, скупающих валюту, кредитоватьреальный сектор в условиях девальвационных ожиданий.
Тем не менее, комплекс мероприятий,проведенных регулятором на начальном этапе кризиса, можно оценивать какадекватный ситуации. Важным шагом было увеличение страхового покрытия вкладовдо 700000 рублей, что укрепило доверие населения к банковской системе ипозволило остановить отток вкладов уже в декабре 2008 г. Минимально необходимыйуровень межбанковского кредитования обеспечивался через ведущие банки сгосударственным участием, которые при этом становились наиболеепривлекательными для населения и бизнеса. Удалось обеспечить стабильность платежнойсистемы, а также оперативный мониторинг за финансовым состоянием банков иобеспечение своевременного рефинансирования. В условиях нестабильности нафондовом рынке был значительно расширен перечень бумаг, способных выступатьобеспечением по кредиту Центрального банка. С целью предотвращения банкротствбанков выделены дополнительные средства Государственному агентству пострахованию вкладов.
Несмотря на усилия Центральногобанка, негативные тенденции в целом преобладали и в 2009 г. Денежная массапродолжала сокращаться, как и темпы прироста кредитования экономики, возрасталинеплатежи по кредитам. Депозиты населения в рублях сокращались, в валюте –росли. Кризис в финансовом секторе обусловил сильный спад реальногопроизводства и инвестиций. В данной ситуации Центральный банк решает прибегнутьк смягчению процентной политики: учетная ставка падает до 10%, возрастаетактивность на рынке межбанковского кредитования. Рост цен на нефть на мировомрынке способствовал постепенной стабилизации курса рубля и его последующейревальвации. Остановился рост числа неплатежей.
К началу 2010 г. ситуацияотносительно стабилизировалась. Уровень кредитования банками экономикипрактически достиг уровня января 2009 г. (и превысил его в феврале), вкладыфизических лиц также превысили его. Центральный банк продолжил политикуплавного снижения процентных ставок, в результате чего в марте 2010 г. ставкарефинансирования снизилась до 8,25%. Ставки на рынке межбанковскогокредитования заметно снизились, тогда как для нефинансовых организаций ониостаются относительно высокими. Можно предположить, что при сохранении ЦБдействующей политики учетных ставок произойдет удешевление кредита и расширениекредитования экономики.
Очевидно, что без усилениягосударственного регулирования и взвешенной политики на финансовом рынке выходиз кризиса грозит затянуться. Опыт доказывает: ничем не ограниченный рынок –это ошибка.
 

Заключение
 
В данной работе была предпринятапопытка проанализировать основные тенденции, черты и перспективы развитиябанковского сектора Российской Федерации. Так, были рассмотрены свойствабанковской системы в целом, а также её функции, структура и цели.
Специфика анализа заключается в том,что основные тенденции развития банковской системы были частично прерваныфинансово-экономическим кризисом. Прежде, для российской банковской системыбыли характерны стремительный рост активов банков, превышающий темп роста ихсобственного капитала, постепенное сокращение ставки процента, устойчивоеуменьшение количества действующих кредитных организаций, постепенный ростотношения выданных банками кредитов к активам, кредитам к ВВП и др. В качествеприсущих системе проблем были выделены низкая капитализация банковскогосектора, недостаточная надёжность и недостаточное доверие населения, рядрегиональных и структурных диспропорций в экономике, макроэкономическаянестабильность, отсутствие ясной стратегии развития, высокая концентрация,институциональные проблемы в экономике и др.
Финансово-экономический кризис,обусловленный комплексом внешних и внутренних причин, вызвал резко сокращениепритока капитала в банки, увеличил стоимость заимствования за рубежом, привёл кбанкротству ряда банков, дестабилизировал экономику в целом, что привело кросту ставок по выдаваемым кредитам и, соответственно, к сокращениюкредитования. Недостаток ликвидности и «длинных» пассивов банковской системыухудшил возможности банков по выдаче кредитов, а рост просроченнойзадолженности угрожает вызвать вторую волну банковского кризиса. Принятыерегулятором и правительством меры позволили смягчить последствия, однако выйтина докризисные темпы роста все еще не удается, неопределенность остаетсявысокой. Сложность прогнозирования во много объясняется тем, что состояниебанковского сектора сейчас зависит от состояния экономики РФ в целом и ситуациина мировых рынках.
 

Список использованных источников
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от10 января, 23 декабря 2003 г.).
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках ибанковской деятельности» (с изменениями от 15.февраля 2010 г.)
Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина.– Киров: «АСА», 2007. — 848 с.
Банковское дело: учебник/ Е. П. Жарковская. – Москва:«Омега-Л», 2009. – 478 с.
Деньги. Кредит. Банки: учебник /под ред. проф. В. В. Иванова,проф. Б. И. Соколова. – Москва: «Проспект», 2010. – 848 с.
Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. – СПб.: Питер, 2007. –432 с.
Национальные банковские системы: учебник/под ред. проф. В. И.Рыбина. – Москва: «Инфра-М», 2009. – 528 с.
О.А. Тарасенко, Е.Г. Фоменко. Банковская система РоссийскойФедерации и ее антикризисное регулирование: учебное пособие. – Москва: «Норма»,2009. – 304 с.
Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы /под ред. Е.Т. Гайдара. – М.: ИЭПП, 2007. – 657 с.
С. Дробышевский, С. Пащенко. Анализ конкуренции в российскомбанковском секторе. – М.: ИЭПП, 2006. – 130 с.
А. Кудрин. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию// Вопросы экономики – 2009 — №1. С. 9 – 27.
Д.Н. Ананьев. Банковский сектор России: итоги и перспективыразвития // Деньги и кредит – 2009 — №3. с.5.
Бюллетень банковской статистики, февраль-март 2010г.
Вестник Банка России, март 2009 г., март-апрель 2010 г
Обзор банковского сектора России, март 2010
Годовой отчет Центрального банка РФ за 2008 г.
Банк России, www.cbr.ru
Федеральная служба государственной статистики, www.gks.ru