Особенности развития физических качеств у школьников, проживающих на Дальнем Востоке

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО  И  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
 УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра теоретических основ
физического воспитания
КУРСОВАЯ   РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
 У  ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Выполнил:Калинин Е.А.
Руководитель:А.Н.  Ключникова.
Хабаровск  2001
ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
 У ШКОЛЬНИКОВ,  ПРОЖИВАЮЩИХ НАДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
План1.    
2. Задачи
3. Экологические,   климато-географические  и социокультурныеусловия развития физического воспитания и сохранения  здоровья детей, про­живающихна   Дальнем Востоке
4.Особенности  развития физических качествюных спортсменов
5.  Мотивация и оптимизация процесса физическоговоспитания подростков
6. Выводы
7. Списокиспользованной литературы
Приложение11. ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время многие исследователи приходятк  мнению, что у детей проживаю­щих вразличных регионах нашей страны, уровень физической под­готовленности неодинаков. В связи с этим для каждого региона России, в том числе для ДальнегоВостока,  долж­ны быть разработаны своикритерии оценки уровня  физическогоразвития, двигательных и функциональных способностей учащихся в возрастном аспекте.Становится необ­ходимой разработка региональной программы физического воспитания школьни­ков с учетомклиматогеографических, а также социально-экономических особенностей региона.
Исходя из вышеуказанного,  автор поставилперед собой цель изучения материалов по физической подготовке  учащихсяобщеобразовательных школ  и  детско-юношеских спортивных секций в аспектеразвития  физических качеств подростковпроживающих на Дальнем Востоке. Особенности развития физических качеств юныхспортсменов могут быть корректно рассмотрены исходя из статистическихнаблюдений результатов физических занятий. Такие наблюдения были проведены  преподавателями Хабаровского государственногоинститута физической культуры.  Этиданные взяты в качестве практического исходного материала при   рассмотрении темы. Региональные показателифизических качеств школьников Дальнего Востока сравниваются с показателями российского стандарта, такназываемой комплексной программы физическо­го воспитания учащихся 1-11 классовобщеобразовательных учреж­дений.
  В заключительной части  работы рассмотрены вопросы оптимизации имотивации процесса физического воспитания подростков, в частности влияние  методико-педагогических факторов.
  В подготовке работы использовалась учебныепособия материалы регио­нальной научно-практической конференции по проблемамфизического воспитания, различные публикации .
2.    ЗАДАЧИ
1.    Рассмотреть специфику физического воспитанияшкольников  в связи с проблемойрегиональной  адаптации организмачеловека
2.    Изучить особенности развития физических качеств различных возрастных групп школьников  и юных спортсменов
3.    Выявить мотивационные и оптимизационные аспекты физического воспитания подростков
3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ,  КЛИМАТО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ  И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕУСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ  ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПРО­ЖИВАЮЩИХНА   ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
  Региональные стандарты образования попредмету «Физическая культу­ра» на Дальнем Востоке предусматриваютзнание физиологических особенностей развития подростков в данном регионе. Этиособенности определяются  целым  рядом условий  экологического,  климато-географическогои социокультурного характера.
 Многие исследователи, в частности  Г.И. Мызан (1996), Галицин С.В. и Ф.В.Лигута (1998),Щетинина С.Ю., и Каргаполов В.П. (1998),  проделали анализ специфики  физического воспитания  и сохранения здоровья детей, про­живающих в условиях Дальнего Востока. Одним из главных вопросов, разрабатываемых  врачами, педагогами, социологами в последниедесятилетия, является изучение проблемы адаптации организма человека, в томчисле и детского, к климато-географическим условияммалонаселенных территорий.
 Это направление исследований специалистамивыбрано не случайно. В свое время  И. М.Сеченовым (в 1861 году) было разработано учение о единстве организма и окружающей среды, которое легло в основусовременной биологии и медицины. И П. Павлов в своих трудах значительнорасширил и углубил понимание отношений между организмом и средой, включил внего представление о на­правляющем, регулирующем и формирующем влиянии среды наорганизм.
 Живой организм сформировался в результатенепрерывного взаимодей­ствия с окружающей средой, он тонко отражает ее малейшиеизменения, а это, в свою очередь, откладывает отпечаток на поведение ижизнедеятельность че­ловека.
 Наукой в настоящее время накоплены обширныезнания в данной облас­ти. Уже много лет проводятся комплексные медицинскиеисследования по вы­явлению влияния погодных условий на организм человека вразличных регио­нах России, в том числе и на Дальнем Востоке. Выявлена теснаякорреляционная взаимосвязь между некоторыми климатическими факторами и некоторымизаболеваниями, например сердеч­но-сосудистыми, заболеваниями органов дыхания идругими.
Данные,полученные исследованиями В.А. Нестеровым и Е.Г.Чулковым,  Г.И. Мызан  и Н.Н. Чекулаевым(ссылка на авторов в работе Галицина С.В. и Ф.В.Лигуты, 1998)    ,  показали, что в различныхрегионах Дальнего Востока, отличающихся своими биоклиматическими особенностя­ми,неодинаково реализуется развитие физических качеств учащихся, зани­мающихсяфизической культурой  по однотипной программе и в организаци­онно сходных условиях.
 Установлено,что средняя плотность населения в Дальневосточном регионе почти в 5 раз ниже,чем в среднем по стране. В Амурской области, к примеру, имеются районы сплотностью, не превышающей 10 человека на 1 кв км, аудаленность населенных пунктов от районных центров превышает 300 км.
          Пионерныйхарактер промышленного освоения, узкая специализация в российском разделениитруда, специфический характер в формировании и использовании трудовых ресурсов,определяемый, прежде всего, нуждами ВПК, — все это обуславливает спецификуразвития инфраструктуры населенных пунктов, определяет в конечном счете иразвитие (скорее отсталость) физкультурных традиций.
Вгеографическом отношении Хабаровский край (площадь 789,6 тыс. кв км) расположен на стыке крупнейших на планете материка иокеана.  Вся территория, вытянутая ссеверо-востока на юго-запад почти на 1800 км представлена различнымиприродно-климатическими зонами от тундры и горной лесотундры на севере, доуникальных кедрово-широколиственных лесов Уссурийской тайги на юге.  Два мощных океаниче­ских потока — холодноеОхотское море и теплое течение Куро-Сио — сформировалисвоеобразные природные условия в зонах, подверженных их влиянию, а река Амурформирует свой набор природных ландшафтных комплексов и экосистем. Эти природныефакторы, связанные с контрастностью климата и разнообразием ландшафта,значительная часть которого (в том числе и в окрестностях населенных пунктов)остается неокультуренной, не являются благоприятными для развития  физической культуры.
 Известно, что климат Хабаровска, как и всейчасти Дальнего Востока, муссонный. Для него характерна резко выраженнаясезонная контрастность погодных условий: сухая морозная с постоянными ветрамизима и чрезмерное влажное теплое лето. Эти контрасты объясняются влияниемзимнего (сибир­ского) и летнего (тропического) муссонов на изучаемыйрайон.   
Вовремя действия летнего муссона наблюдается выраженные изменения со стороныкрови, уменьшается содержание гемоглобина, снижается число эритроцитов,понижается максимальная и минимальная осмотическая «устой­чивость»   эритроцитов,   снижается  реакция  оседания   эритроцитов. Зимой значительно выражен  фактор переохлаждения, под влиянием котороговозникают хронические заболевание легких.
       Ученые выдвигают даже такие факторы,влияющие на физиологию детей,  как химизмсреды. Химические факторы окружающей среды оказывают вредное влияние наздоровье населения Хабаровского края. Вся акватория Тихоокеанского побережья ипримыкающие материковые территории, включая Хабаровский край, охватываютпроявления современной вулканической деятельности и обладают повышеннымсодержанием потенциальных веществ, таких, как ртуть, мышьяк, фосфор, фтор,уран, сурьма и т.д.  В Хабаровскомкрае,  в ЕАО, в Амурской областиобнаружено в ряде случаев высокое содержание радона в подвалах и нижних этажахжилых, производственных зданий и сооружении эндогенного происхождения. ВПриамурье наблюдаются неблагоприятные тенденции по ряду медико-демографическихпоказателей :  высокая смертность детей ввозрасте до одного года, тенденция к хронизации и«омолаживанию» легочных, сер­дечно-сосудистых, онкологических идругих заболеваний.
      Таким образом,  следует подчеркнуть, что в условияхДальневосточного региона школьники подвергаются в наибольшей степени  опасностью заболевания дыхательнойсистемы.  Хронические заболевания легкихвозникают под влиянием неблагоприятных погодных условий, таких как переохлаждение.
Всеверных районах Дальнего Востока также существуют определенные требованияк   адаптации и жизнедеятельностинаселения.  Изучению  конституционально-адаптивных  свойств человека к северным условиям уделяетсяособенное внимание.  Установлено, чтолучшей способностью адаптироваться в высоких широтах обладают люди нормостенической конституции с 1(0) группой крови Особеннонеблагоприятно сказывается переезд в северные районы  лиц с IY(АВ) группой крови.
Исследованиямедиков показали, что наилучшая адаптация к экстремальным климато-географическимусловиям обеспечи­вается, в большей степени, усилением функционирования правогополуша­рия головного мозга. Этот вывод подтверждается тем, что  коренные жители Дальнего Востока и Севера,эволюционировавшие в этих условиях среды с первобытных времен,  более семи тысячелетий, в большинстве своемобладают выраженным превалиро­ванием функции правого полушария. В связи сэтим,  медики не рекомендуют переселениев  северные районы  людей, обладающих низкими функциональнымивозможностями правого полушария.
Существуюти морально-психологические особенности развития детей, в том числе занимающихся спортом. Так, педагоги  говорят о глубоко сидящим в жителяхотдаленных районов  провинциализме, т.е.мировоззренческом представлении о том, что главные события жизни происходят нездесь (в регионе), а в центре.  Этотнегативный стереотип преодолевается с трудом, и особенно он характерен длялюдей, на­селяющий Дальний Восток.  В частности,Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская область в геополитическом,экономическом, демографическом и социокультурном отношениине представляет собой региона в подлинном значении этого слова — саморазвивающегося социоприродного организма, а являютсяпровинцией с соответствующим этому состоянию менталитетом,  который вызван прежде всего «переселенческимсиндромом».
  В настоящее время учеными Хабаровскогопедагогического уни­верситета и специалистами комитета образованияадминистрации края разработана программа, которая направлена на развитие краячерез образование и культуру. Но любая программа развития образованияконкретного региона будет ущербной, если в ней не будет проектов, связанных создоровьем, здоровым образом жизни детей школьного возраста. Статистикапоказывает, что  в настоящее времяпрактически здоровых детей в возрасте до 7 лет в крае  всего 23 %, школьников стар­ших классов 10 %,около 50 % учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье.  По данным ВОЗ около 30 % населения РоссийскойФеде­рации имеют различной степени умственные дефекты. Из общего числа де­тей13 % отстают в своем интеллектуальном развитии от среднего уровня, еще примерно25 % испытывают различные затруднения в учебе, в связи с чем,  не могут освоить программу общеобразовательнойшколы.
  Все это накладывает свой отпечаток  на отношение детей к занятию спортом.
   Не секрет, что  в России высоки показатели  потребления алкоголя Известно, что еслиуровень потребления алко­голя в стране достигает 8 литров душевого потребления,то ситуация в та­кой стране становится опасной. Особенно непристойным и опаснымдля здоровья становится в последнее время детский алкоголизм. По мнению П.Виноградова, члена межведомственной комиссии Совета Безопасности по охране здоровьянаселения мы находимся на краю пропасти, которая именуется вырождением нации.
  Здесь как раз и уместно подчеркнуть, что  необходимо использовать возможностифизической культуры и спорта для обеспечения условий нормального физическогоразвития и  сохранения здорового образажизни населения России. Именно развитие физической культуры, отношение к нейгосударства и каждого человека во многих наиболее демократических и развитыхстранах является показателем и критерием качества жизни, суммарным критериемблагополучия общества и человека.
4.  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
В настоящее время в научной литературе появилисьработы, затрагивающие проблемы комплексной программы физического вос­питанияшкольников. Большинство авторов считают, что такая про­грамма должна соответствоватьуровню физического развития, фи­зической я функциональной подготовленностидетей школьного воз­раста, проживающих в определенных климатогеографическихрегио­нах нашей страны [Галицин С.В. и Лигута В.Ф., 1998; Гуваков В.И.,1991; Мызан Г.И., 1996; Князева С. С. и др., 2000 ]Другими словами, сегодня необ­ходима региональная программа физическоговоспитания школьни­ков с учетом климатогеографических, а также социально-экономическихособенностей региона.
В общем виде в подобной   программе ставится цель  физического воспитания школьников  как гармонично развитого, физически здорового подрастающего поколения. Впроцессе обучения в общеобразовательной школе и специализированных спортивныхсекциях  по курсу физического воспитанияпредусматривается решение следующих задач:
–        воспитание у подростков   морально-волевых и физических качеств.
–        сохранение и укрепление здоровья школьников,содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержаниеактивной  работоспособности на протяжениивсего периода обучения;
–        всесторонняя физическая подготовка юношей и девушек;
–        приобретение школьниками  необходимых знаний  и навыков в организации занятий физическимиупражнениями  и спортивной тренировкой.
–        совершенствования спортивного мастерствашкольников  — спортсменов;
–        воспитание у подростков  убеждённости в необходимости регулярно заниматьсяфизической культурой и спортом.
В младшем школьном возрасте развитие физическихкачеств детей осуществляется, прежде всего, через массовые оздоровительные,физкультурные и спортивные занятия в школе, спортивных кружках и  секциях. Тренировки  юных спортсменов среднего школьного возрастаорганизуются в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития иподготовленности школьников, их спортивной направленности, с учётом условий ихарактера  общеобразовательного процесса.Обязательным условием является медицинское обследование и наблюдение засостоянием здоровья детей  в течениеучебного года, это обследование осуществляется поликлиникой или здравпунктом учебного заведения.
Особенности развития физических качеств юных спортсменовмогут быть корректно рассмотрены исходя из статистических наблюдений результатовфизических занятий. Такие наблюдения были проведены  преподавателями Хабаровского государственногоинститута физической культуры.
Цель этого исследования являлось определение показателей  физическо­горазвития, физической  и функциональнойподготовленности у школьников 7-16 лет г. Хабаровска.
Былиобследованы  789 мальчиков и юношейсредних школ и гимна­зий г. Хабаровска, в том числе 64 человека — 7 лет, 83чел. — 8 лет, 60 чел. — 9 лет, 97 чел. — 10 лет, 90 чел. — 11 лет, 102 чел. — 12 лет, 93 чел. -13 лет, 76 чел. — 14 лет, 67 чел — 15 лет и 57 чел. — 16 лет.
Входе исследований определялись показатели физического развития, физической ифункциональной подготовленности школь­ников: длина тела, масса тела, окружностьгрудной клетки, ЖЕЛ, кистевая динамометрия, бег на 30м, челночный бег (3х10 м),бег на 1000 м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, на­клонвперед из положения сидя (гибкость), ЧСС в покое, задержка дыхания на выдохе ивдохе, РWС 170, МПК, теппинг-тест (за 1 мин),зрительно-поисковая реакция (ЗПР) по таблице Шульте.
Результатыэтих исследований,  сведенные в таблицы 1и 2 (Приложение), позволяют судить об уровне подготовленности учащихся среднихшкол южных районов Хабаровского края. Изученные региональные показателидвигательной подготовленности школьников Хабаровского края и на их основеразработанные уровни оценки представляют интерес в срав­нении с показателямироссийского стандарта комплексной программы физическо­го воспитания учащихся1-11 классов общеобразовательных учреж­дений.
Сравнительный анализ физических способностей младшихшкольников Хабаровского края и российского стандарта пока­зал, что по всемуровням («низкий», «средний» и «высокий») скорост­ныеспособности у дальневосточников несколько ниже стандартных.    
Показателискоростно-силовых способностей (прыжки в длину с места) у младших школьниковтакже ниже стандартных по двум уровням «средний» и«высокий». Однако по уровню «низкий» они незначительнопревышают стандартные.
Уровникоординационных способностей (челночный бег 3х10 м) у младших школьниковдальневосточных районов несколько выше по сравне­нию со стандартом в обеихполовых группах. По силовым показателям (подтягивание на перекладине) нормы умладших школьников также несколько превы­шают нормы стандарта.
Показателиуровня развития выносливости (6-минутный бег) значительно выше программныхстандартов по всем оценкам и в обеих половых группах.
Сравнительныйанализ показателей уровня физической подго­товленности школьников среднейвозрастной группы и программных стандартов показал, что нормы скоростныхспособностей несколько хуже как у мальчиков, так и у девочек по всем уровням(«низкий», «средний» и «высокий»).
Уровникоординационных способностей школьников среднего возраста, согласно программныхстандартов, превышают уровни учащихся дальневосточных районов по оценкам«низкий» и только у девочек, а в остальных оценках нормы уровнейкоординационных способно­стей несколько выше, чем в стандарте.
Показателискоростно-силовых уровней школьников дальневосточных районов несколько ниже,чем нормы уровней стандарта, за исключением оценки «низкий» умальчиков, где уровни выше во всех возрас­тных группах.
Уровнисиловых способностей девочек дальневосточных районов несколько выше по всемвозрастным группам, чем в стандарте, а у мальчиков -наоборот, выше нормыстандарта.
Обратнаятенденция наблюдается по показателям уровня вынос­ливости, где мальчикидальневосточных районов имеют выше уровень, чем в стандарте, а у девочек вышеуровень стандарта, чем региональный.
Анализпрограммных стандартов старшеклассников показал, что по уровню скоростныхспособностей учащиеся дальневосточных районов мало чем отличаются отпоказателей стандарта, за исключением у юношей по уровню «низкий» и удевушек по уровню «высокий», где показатели стандарта выше,
Уровникоординационных способностей также различны по по­ловым признакам. Показателистандарта выше у юношей по всем возрастам и наоборот — ниже у девушек по всемвозрастам.
Оценкиуровней скоростно-силовых показателей выше в стан­дарте, как у юношей, так и удевушек.
Показателиуровней силовых способностей у старшеклассников дальневосточных районовнесколько превышают показатели стандарта в обе­их половых группах. Аналогичнаятенденция просматривается и по показателям выносливости, где уровнистаршеклассников дальневосточных районов несколько выше программных стандартов
Такимобразом, сравнительный анализ уровней двигательных способностей школьниковЮжных районов и программных стандар­тов показал, что в разных возрастныхгруппах эти уровни не всегда одинаковые. Так, превышение стандартных уровнейнаблюдается у школьников дальневосточных районов в младшем возрасте покоординацион­ным, силовым способностям и выносливости. У школьников среднеговозраста превышение стандартных уровней отмечается по координационной  способностям в обеих половых группах, а такжеу мальчи­ков по силовым способностями и у девочек по выносливости. Устаршеклассников превышение стандартных уровней наблюдается поскоростно-силовым, силовым и показателям выносливости. Все это дает возможностьболее успешно совершенствовать физическую под­готовленность школьников с учетомрегиональных особенностей.
5.  МОТИВАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО
 ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Вышерассмотренные исследования физического состоянияразличных групп школьников, проживающих в условиях Дальнего Востока, будетболее полным, если увязать выявленные тенденции с  мотивационным аспектом физическоговоспитания. Двигательная и спортивная деятельность на различных возрастныхстадиях подростков связаны, прежде всего, с формированием  физического  статуса человека,  прожи­вающею в разных условиях среды, а этозначит, что необходима концепция управления физическим воспитанием школьников для устранения негативных факторов,влияющих на этот процесс.
Каки в структуре любого поведенческого акта, в структуре, определяющейдвигательную деятельность, узловым ведущим момен­том является мотивация (вданном конкретном случае — мотивация к занятию спортом). Она может бытьпо-разному выражена и неодинаково проявлена у  различных возрастных групп, ноее присутствие чувствуется всегда, когда речь заходит о физических усилиях  и требует пристального внимания исследователя.
Этои климато-географические условия, и степеньурбанизации места проживания человека, и социальные ус­тановки. То есть — тотфон, та внешняя среда, в которой происходит формирование физическихнавыков  подростков.
Немаловажноезначение имеют и тесно связанные с обстановочными факторами пусковые механизмы,к которым можно отнести программное обес­печение процесса физическоговоспитания и физкультурно-оздоровительной работы, роль личностивоспитателя-преподавателя, воспитательных воздействий в семье и т.д. Наосновании этого комплекса факторов вырабатывается система  действий со стороны поведенческих и физиологических  механизмов, обеспечивающих на каж­домвозрастном этапе подростка тот или иной уровень его физического со­стояния,контроль за оптимальностью  этого уров­ня.
Такой подход к рассмотрению проблемы физическогосовер­шенствования  юных спортсменов  имеет некоторые преимущества в том, чтоподчеркивает тесную связь и учет всех тех компонентов, которые преждеразличными исследователями рассматривались изолированно. Всю эту цепочкуявлений, сопровождающуюся результатом, необходимо представлять в целом привоспитательной работе по обеспечению гармоничного развития человека, посколькунарушения в каком либо одном звене могут существенно нарушить весь ход индиви­дуальногоразвития. Возможно,  с этим связанонередко возникающее угасание интереса подростков к занятию спортом даже итогда, когда ими достигнуты хорошие  результаты.
Среди факторов, существенно влияющих на процесс физическойподготовки юных спортсменов, особое место занимаютметодико-педагогические   аспекты. Кнастоящему времени наработан   значительный  опыт  в области теории и  практики организации тренировок. Например,современная спортивная подготовка подростков предусматривает использованиесамых разнообразных тренировочных средств, где основными являются различные виды бега, циклические упражнения, тренировки  методами непрерывного выполнения упражнений(без пауз), методами прерывного выполнения упраж­нения (в чередовании сотдыхом), контрольно-соревновательным методом и т.п.
Приэтом учитываются такие физиологические особенности человеческого организма какаэробное производство энергии и ана­эробное. В первом случае  кислородный путьобработки гликогена дает в 18-20 раз больше молекул АТФ, чем во втором случае –в бескислородном обмене, когда вырабатывается  гликолиз. Установлен уровень концентрации молочной кислоты в крови успорт­сменов в состоянии покоя, он не превышает 22 мг %. Принято считать, чтовыполняемая работа находится в аэробном режиме энергообеспечения в том случае,если молочная кислота не превышает 36 мг %. Обычно реализуется работа в  смешанном режиме,  когда концентрация  молочной кислоты в крови варьирует от 37 до90 мг %.  При этом энергия поступает засчет аэробных и анаэробных процес­сов. Если концентрация молочной кислотыпревышает уровень 90 мг %, то ра­бота выполняется в анаэробном режиме.
Анализмноголетней тренировки бегунов на средние дистанции показал, что основная частьбеговой нагрузки выполняется спортсменами в аэробном режиме. Общий объемнагрузок сме­шанного энергообеспечения постепенно увеличивается от разряда кразряду и достигает максимальных величин у спортсменов высокой квалификации.Ана­логичное положение имеет место и при рассмотрении беговой нагрузки ана­эробногорежима. В то же время следует отметить, что не зависимо от спор­тивнойквалификации бегунов этот вид нагрузки составляет 3-5% от общего объема
Изприведенных данных следует, что основу специальной работоспособ­ностиспортсменов составляет уровень развития аэробных и анаэробных энергетическихспособностей организма. Поэтому главная цель тренировок на этапе начальнойспортивной специализации — создание благоприятных условий для углубленнойспециальной спортивной  подготовки.
Вюношеском спорте направленность на достижение наивысших резуль­татов являетсяотдаленной целью, а на первое место выдвигается эффектив­ность базовойподготовки. Поэтому спортивный результат, как считается, не может являтьсяглавным критерием успеш­ной работы с детьми и юношами. В этой связитренировочные нагрузки не должны выводиться на максимум в юношеском спорте.Каждому уровню спортивных достижений должен соответствовать свой уровень объемаи интенсивности тренировочных нагрузок. То есть каждому результату должны быть своя «цена» в нагрузках.
Приопределении оптимальных объемов тренировочных нагрузок, средств и методовтренировки для юных спортсменов необ­ходимо учитывать возраст спортсменов,уровень их подготовленности; а также планируемый спортивный результат, ккоторому должен готовиться спортсмен. Средняя соревновательная активность  планируемого результата является глав­нымориентиром для определения оптимальных нормативов тренировочных упражнений.
Всеэто имеет непосредственное отношение и к условиям тренировок дальневосточныхспортсменов.
ВЫВОДЫ
  В результате проделанной работы автор пришелк следующим выводам.
1.Актуальной темой в области физического воспитания в последнее десятилетие  становится проблема адаптации организма юногоспортсмена к климато-географичрским  и социокультурнымусловиям Дальнего Востока. Изучение этой темы вызвано тем, что развитиефизических качеств учащихся,  зани­мающихсяфизической культурой  по однотипной программе и в организаци­онно сходных условиях в различных регионахоказывается не  одинаковым. Данныедиспропорции связаны с некоторым негативным влиянием дальневосточногоклимата  на  физиологическое состояние организма, устойчивостьк заболеваниям и,  соответственно, надвигательные способности  школьников,занимающихся спортом.
2.Сравнительный анализ физических способностей различных возрастных группшкольников Хабаровского края и российского стандарта пока­зал, что помногим  уровням («низкий»,«средний» и «высокий») физические качества удальневосточников в одних случаях уступают, а в других превышают стандартныенормы по стране. Особенно заметно превышение стандартных уровней у младших школьниковдальневосточных районов в их координационных способностях  и выносливости.
Всредней возрастной группе скоростные способности уступают стандарту, акоординационные способности выше стандартна. Скоростно-силовые способностидальневосточных мальчиков  ниже  норм, а у девочек выше.
Обратнаятенденция наблюдается по показателям уровня вынос­ливости, где мальчикидальневосточных районов имеют выше уровень, чем в стандарте, а у девочек ниже.
У  старшеклассников уровень скоростныхспособностей не отличаются от стандарта, уровни координационных способностей у юношей ниже, а у девушек вышестандарта. Показатели уровней силовых способностей и выносливости устаршеклассников дальневосточных районов несколько превышают показателистандарта в обе­их половых группах.
Всеэто дает возможность более успешно совершенствовать физическую под­готовленностьшкольников с учетом региональных особенностей.
3. Немаловажным аспектом в физической подготовке являетсяразвитие личностных качеств юных спортсменов, т.е. формированиефизического  статуса человека,  прожи­вающею в дальневосточных условиях.  В этом отношении становится необходимым  методико-педагогическое управление  физическим воспитанием школьников дляустранения негативных факторов, влияющих на этот процесс.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.    Астахов А. И. Формула укрепления здоровья школьников// ФК в школе- 1988. № 4.  С. 22.
2.    ГалицынС.В., В.Ф.Лигута. Возрастные особенности физического развития,физической и функциональной подготовленности у школьников г. Хабаровска –В  кн.: Проблемы физической культуры наДальнем Востоке: материалы научно практической конференции…. –ХабаровскХГИФК, 1998.
3.    ГуваковВ.И.Здравоохранительная деятельность: социокультурные и методологическиепроблемы. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1991, 183 с.
4.    Ерофеев Е.А., В.В.Миндогулов.Социально-территориальные проб­лемы физкультурко-оздоровятельнойработы на Дальнем Востоке / Институт экономических исследовании ДВО РАН  СССР, 1966
5.    Ключников А.Н.Методика развития скоростно-силовых способностей у детей среднего школьноговозраста. — В Кн.: Развитие физической культуры и спорта на ДальнемВостоке  : Материалы научно-практическойконференции 23 –24 дек. 2000 г. Хабаровск- 2000, с. 115-117
6.    КолмаковД И. К проблеме физического воспитания малочисленныхнародов севера Бурятии. — В Кн.: Развитие физической культуры и спорта наДальнем Востоке: Материалы научно-практической конференции 23 –24 дек. 2000 г.Хабаровск- 2000, с. 119-121
7.    Князева С С, Лигута В.Ф., Лепешев В. П.,Нафталин С.К., Илемков Г.Г. Состояние физкультурно-оздоровитгльно