Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу

Курсовая работаТема: Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу
Оглавление
Введение
Глава 1 Психомоторные способности юного спортсмена
1.1 Понятие психомоторных способностей
1.2 Совершенствование силы и выносливости
Глава 2 Особенности развития ловкости на занятиях поволейболу юных спортсменов
2.1 Характерные черты ловкостиволейболистов
2.2 Условия развития ловкости юных волейболистов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
 
Актуальность. Волейбол, как спортивная игра, характеризуется оченьвысокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальнойнасыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболистовопределяются правилами игры, характером игровых действий, объективнымиособенностями соревновательной борьбы.
Физическое усовершенствование возможно только при условии учетаанатомо-физиологических особенностей детского организма и построенной на этойоснове системы использования способов, форм и методов физического воспитания. Втренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических качеств,необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними впроцессе игры задач — скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей,необходимо совершенствование точности движений, обусловливающих ловкость. Оназависит от деятельности анализаторов (прежде всего двигательного),пластичности, саморегуляции. Ловкость рассматривается как вторичное качество,зависящее, в основном, от комплексного развития силы, быстроты и выносливости иодновременно состояния ЦНС. В результате тренировок увеличивается подвижностьнервных процессов, повышается координация деятельности различных отделов ЦНС,сокращение и расслабление мышц-антогонистов. Технические средства обучения иконтроля в спорте — это совокупность различных технических средств,способствующих формированию двигательных навыков, развитию физических качеств,контролю за их совершенствованием, а также технические средства обратной связии другие вспомогательные средства механизации тренировочного процесса.
Подвижные игры — виды игр, требующие от участников повышеннойдвигательной активности. Они широко используются как средство совершенствованиядвижений, воспитания физических качеств, активного отдыха, оздоровления детей имолодежи, а также в подготовкеюных спортсменов. Важнейший результат подвижныхигр — радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому свойству они больше, чемдругие формы физической культуры, отвечают потребностям растущего организма вдвижении, способствуют всестороннему развитию детей, воспитанию у нихморально-волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости,меткости, развитию чувства коллективизма и других важных качеств. Припроведении игр невозможно достичь достаточно избирательного воздействия намышцы, суставы и внутренние органы занимающихся. В связи с этим подвижные игрынеобходимо применять в сочетании с другими методами физического воспитания, гдеимеются наибольшие возможности для относительно точной физической нагрузки ижелаемых локальных воздействий на организм. Подвижные игры как бы аккумулируют многиедвигательные действия. Применение технических средств обучения и подвижных игрв комплексе имеет большую ценность для развития физических качеств, в частностиловкости, помогает быстрее осваивать новые элементы, овладевать сложнымитехническими приемами, способствует повышению сознательности обучения итренировки, создает условия для повышения моторной плотности тренировочныхзанятий.
Цель исследования – провести анализ условий развития ловкости назанятиях по волейболу в возрасте 13-15 лет.
Задачи исследования:
1.  Рассмотретьособенности психомоторных способностей юных спортсменов.
2.  Проанализироватьхарактерные черты ловкости юных спортсменов.
3.  Исследоватьусловия развития ловкости юных волейболистов.
Объект исследования – основополагающие характеристики спортивнойпсихологии.
Предмет исследования – определение условий развития ловкости юныхспортсменов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы такихавторов, как: Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И., Родионов А.В. и других.
Глава 1 Психомоторные способности юного спортсмена 1.1Понятие психомоторных способностей
Долгое время проблема развития человека, в том числе ипсихомоторного рассматривалась в плане метафизической теории двух факторов(наследственности и внешней среды), при этом одни авторы считали, что решающеезначение имеет фактор наследственности, генетически детерминированныхморфофункциональных механизмов психомоторики, другие авторы приписывали ведущуюроль среде, наконец, третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют, «конвергируют»друг с другом[1].
Впоследствии были изданы получившие мировую известностьфундаментальные труды по детской психологии Л.С. Выгодского, А. Валона, Ж.Пиаже, Дж. Брунера, А.В. Запорожца, Т. Бауэр и других авторов. Эти исследованиясодержат весьма важные экспериментальные данные о развитии конкретных психофизиологическихпроцессов, среди которых, на наш взгляд, наиболее интересны данные о развитииинтермодальных и сенсорных координаций, а также о возможности ускоренияопределенных этапов познавательного развития с помощью специальной тренировки.
Первые годы жизни человека являются «периодом наиболееинтенсивного физического и нравственного развития». «В это время складываютсямоторные навыки, во многом завершается развитие процессов восприятия, и закладываютсяосновы познавательных способностей, которые в дальнейшем разовьются винтеллект» (Т. Бауэр, 1979).
Психомоторные (двигательные) возможности ребенка зависят отвозрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно — двигательныхощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания. Умладших школьников возрастает скорость движений, но точность их еще невысока;много «лишних», неосознаваемых движений. Дети плохо различают и запоминаютвнешне сходные физические упражнения, движения – плохо их дифференцируют поосновным параметрам управления. Недостаточно развиты в младшем школьном возрастемышление, распределение и переключение внимания, что затрудняет обучение иусвоение двигательных навыков.
Интенсивный рост подростков приводит к некоторой диспропорции нетолько в строении тела, но и управлении двигательным аппаратом. Неуклюжестьдвижений подростка может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности всебе в более старшем возрасте. Отсюда громадная роль направленного ииндивидуального психомоторного развития в этом возрасте. Подростки, какправило, переоценивают свои силовые и скоростные возможности. У школьников11-15 лет существенно возрастает быстрота и темп движений, быстрота и точностьзапоминания движений. Если в этот период не работать над точностью движений,ловкостью и координацией движений, то у подростков могут очень быстрозакрепиться неправильные навыки и двигательные стереотипы, которые будет оченьтрудно преодолеть в юношеском и взрослом возрастах. По мнению ряда авторов,именно в подростковом возрасте создаются благоприятные психологические,физиологические и морфологические предпосылки для специализированных занятий ипервых успехов в большинстве олимпийских видов спорта[2].
Юношеский возраст является завершением физического созревания.Наиболее быстро в этом возрасте запоминаются временные параметры движений,несколько дольше – пространственные, и наибольшее число повторений требуетсядля запоминания мышечных усилий. Наилучшее запоминание движений отмечено в16-17 лет. У юношей наблюдается более интенсивное развитие точностимышечно-двигательных ощущений, быстроты сложной реакции, темпа движений искоростной выносливости. Исходя из теории непрерывности в процессе психическогои физического развития человека, каждый из возрастных периодов характеризуетсячувствительностью к определенным воздействиям, вносит свой вклад в формированиеструктуры специальных способностей. С другой стороны, переход от одноговозраста к другому – это не только обогащение и развитие психомоторныхвозможностей ребенка, но и утрата некоторых психических и моторныхособенностей, затухание одних и возникновение других психомоторных качеств иособенностей.
Так, например, повышенная детская память и женская сенсорнаячувствительность могут выступать как «временное состояние» психики и являютсявозрастными и половыми предпосылками для становления психомоторной памяти иразличительной чувствительности движений по основным параметрам управления.
Анатомо-физиологические особенности и задатки предшествуютстановлению тех или иных способностей и присущи индивиду с рождения в видесложившегося и упрочившегося комплекса психических процессов при новой«природной способности» (С.Л. Рубинштейн), которая подлежит развитию исовершенствованию в зависимости от возрастной сензитивности и соответствующихусловий деятельности.
Психомоторные задатки, как и природные предпосылки индивида,представляют собой многоуровневое образование, структура которого еще недостаточноисследована психологами, хотя, по их мнению, задатки как бы задают нижние иверхние пределы развития психомоторных способностей.
Исследуя роль наследственности в развитии психомоторных качеств,В.Г. Шварц обосновывает генетическую обусловленность таких показателей как:показатели максимального потребления кислорода (МПК), определяющие выносливостьв циклических видах спорта; анаэробная работоспособность, оцениваемая порезультатам бега на короткие дистанции; устойчивость к гипоксемии (задержкадыхания на вдохе); скорость движения по теппинг-тесту. Автор делает вывод о генетическомлимитировании развития двигательных способностей спортсменов[3].
Другие авторы указывают, что влияние социальных условий наприродные задатки чрезвычайно велико, но, тем не менее, не безгранично (К.Д.Абульханова). Ряд авторов подчеркивают, что задатки оказывают тем меньшеевлияние на развитие человека, чем более сложным оказывается соответствующеепсихическое образование[4].
Возрастное развитие психомоторных способностей протекает несколькоиначе, чем развитие умственных способностей, они раньше достигают зрелости ираньше увядают. Эта их особенность делает весьма актуальной проблемусвоевременного формирования психомоторных способностей у молодежи, в частности,у детей и подростков.
Как известно, формировать способности – это значит придавать имопределенную форму; порождать их новую, более совершенную форму. Занятия физическойкультурой и спортом как раз являются той школой, где прирожденные механизмыпсихомоторики становятся реальными способностями, причем не только вспортивной, но в других видах деятельности[5].
На формирование психомоторных способностей оказывают влияние нетолько психофизиологические задатки, условия жизни, воспитания и деятельности,но и психологические свойства личности (интересы и склонности), которыенепосредственно к способностям не относятся. Зачастую интерес способствует формированиюспособности, которая, в свою очередь, влияет на развитие интереса, углубляет иобогащает его.
Крупнейший специалист в области психодиагностики способностей Б.М.Теплов подчеркивал, что под способностями подразумевают «индивидуальныеособенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям, но которые могутобъяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков» (Б.М. Теплов,1985, с. 16). Предполагается, что формирование способностей происходит наоснове задатков, если исходить из трактовки понятий отечественных психологов.Важно отметить, что наследуются не сами психические способности, а лишь задатки– органические наследственно закрепленные предпосылки их развития. Кроме этого,нет единого мнения у зарубежных и отечественных ученых о трактовке такихпонятий, как психомоторные способности, задатки, возможности, особенности,двигательные качества.
Исходя из сказанного, мы должны вслед за Б.М. Тепловым выразитьсвое отношение к тому значению слова «способность», которое вкладывают втермины «ability» и «capacity» англоязычные психологи. Американский психологическийсловарь определяет следующее значение: «ability» – умение выполнятьдействия, включающие в себя сложные координированные движения и разрешениеумственных задач, или «то, что может быть сделано человеком на данном уровнеобученности и развития»; «capacity» – максимальные возможности индивида в отношениикакой-либо функции, ограниченные его врожденной конституцией и теоретическиизмеряемые тем пределом, до которого может быть развита эта функция приоптимальных условиях», или «возможности организма, определяемые иограничиваемые его врожденной конституцией»[6].
Таким образом, ability – совокупность навыков и умений, a capacity – врожденные возможностииндивида или задатки способностей, если исходить из трактовки российскихпсихологов. Б.М. Теплов подчеркивал неоднократно, что во всех случаях мыразумеем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития«задатков».
В изучении психомоторных способностей у юных спортсменов иразработке методик формирования психомоторных способностей у школьников принятоопираться на принципиальные положения учения о способностях С.Л. Рубинштейна.
Во-первых, «способности людей формируются не только в процессеусвоения продуктов исторического развития, но и в процессе создания человекомпредметного мира и своей собственной природы».
Во-вторых, «способности человека – внутренние условия егоразвития, которые, как и прочие внутренние условия, формируются подвоздействием внешних – в процессе взаимодействия человека с внешним миром».
В-третьих, «ни одна способность не является актуальной…способностью, пока она органически не вобрала в себя систему соответствующихобщественно выработанных операций; но ядро способности – это не усвоеннаяоперация, а те психические процессы, посредством которых эти операции, ихфункционирование регулируются, качество этих процессов» (С.Л. Рубинштейн, 1960)[7].
Диагностика психомоторных способностей невозможна безкачественного и количественного изучения структуры психомоторных способностей иих задатков. Классификация психомоторных способностей и их компонентов должнаисходить из психологического и двигательного анализа конкретной двигательнойили спортивной деятельности[8].
Представляет особый интерес изучить психомоторные особенности намодели высокоодаренных в двигательном плане людей – выдающихся спортсменов,мастеров спорта международного класса, и сравнить их структуру способностей соструктурой школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.
На рисунке 1 изображена схема структуры психомоторных способностейпо В.П. Озерову, которая предусматривает пять уровней их строения.
Уровень V схемы выражает универсальное развитие несколькихпсихомоторных способностей. IV уровень предусматривает общие компоненты, аименно: психический и моторный компоненты. III уровень включает в себягрупповые компоненты: психический, сенсорный, моторный и энергетический. На II уровне групповыекомпоненты расчленяются на специальные компоненты, которые включают, вчастности, в психический компонент: мышление, память, внимание и волевоеусилие; в сенсорный: различительную чувствительность движений и двигательнуюпамять, а также быстроту реагирования и координацию движений. Моторныйкомпонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движенийи работоспособность мышечной системы. Энергетический компонент:работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем. I уровень включает широкийарсенал психофизиологических задатков, каждый из которых может входить в составразных специальных компонентов.
История развития человечества накопила массу примеров весьмараннего развития психомоторных способностей у выдающихся людей, занятыхразличными видами труда и спорта. Так, например, выдающийся мыслитель и ученыйдревности Авиценна обладал феноменальной памятью. Будучи учеником школы, он занесколько месяцев выучил наизусть огромную книгу Коран, которую другиезаучивали безуспешно в течение нескольких лет, и получил редкое почетное званиехафиза. Абу Али обладал исключительной психомоторной чувствительностью попространственной переменной. Его соученики, желая удостовериться впсихомоторных качествах своего товарища, подложили в его отсутствие под коврик,на котором он сидел, лист бумаги. Через несколько минут он заметил: «То липотолок опустился, то ли пол поднялся. Но стены стали короче».
Поражала всех чрезвычайная чувствительность рук Авиценны, когдамальчик с потрясающей точностью делил человеческий волос на сорок равныхчастей.

/>
Рисунок1. Схема структуры психомоторных способностей
Став взрослым, Авиценна использовал свой природный дар, своюфеноменальную тактильную чувствительность для врачевания людей. Он мог по едвауловимым признакам пульса – малейшим изменениям характера сердечного толчка,нагнетающего кровь в артерии, – диагностировать около 120 болезней.
Очевидцы рассказывают, как Эйсебио – знаменитый португальскийфутболист – расстреливал бутылки, поставленные на перекладине ворот, производяудары по мячу с линии штрафной площадки. Мало кто из выдающихся футболистоврешится повторить это. Однако бывают случаи, когда особо талантливымфутболистам удается регулировать точность своих ударных движений, умение меткопоражать цели, которые теоретически поразить невозможно.
Олимпийский чемпион в десятиборье Николай Авилов при самоконтролевремени своих слухомоторных реакций в исследованиях определял микровремя каждойседьмой реакции с точностью до 0,001 секунды. Бегун Пааво Нурми пробегал400-метровую дистанцию «на заказ» с точностью до 0,1 с.
Значит, сличение (точное различение) – это разрешающая способностьнаших органов чувств. Там, где человек не имеет возможности сличить, различить,сравнить, там он не начинает или перестает сознавать.
Следовательно, оценка (чувствительность) – это разрешающаяспособность разума, а принятие решения – это разрешающая способность моральногочувства[9].
По данным B.C. Фарфеля, естественный ход возрастного развития двигательныхспособностей (умение управлять своими движениями в пространстве, во времени ипо силе) детей школьного возраста в общем завершается к 13 годам. В дальнейшем,до 16-18 лет рост показателей двигательных способностей резко замедляется иливовсе прекращается у школьников, не занимающихся спортом. У спортсменов криваяпоказателей двигательных способностей продолжает свой рост и в более старшихвозрастах.
Любопытно, что встречаются дети 7 лет, которые при обычном стояниипоказывают столь же малые колебания тела, что и взрослые люди.
По данным И.М. Фрейдберга, в 8 лет латентное время простойдвигательной реакции составляет в среднем 300 мс, а в 17 лет – 200 мс. Но средиего испытуемых были дети 8-9 лет, у которых латентное время составляло всего170 мс.
Частота постукивания кистью (теппинг-тест) возрастала с 8 до 17лет в среднем от 6,5 до 7,7 раз в 1 с. Вместе с тем отдельные дети в 8-9 летразвивали стремительный темп – до 9,4 постукиваний в 1 с.
Поскольку эти дети не занимались спортом и в их жизни несоздавались специальные условия для развития данных проявлений двигательныхспособностей, такие высокие показатели управления движениями следует, очевидно,объяснять их природными способностями, их особой двигательной одаренностью.
Для оценки психомоторных способностей В.П. Озеров предлагаетследующие психомоторные показатели:
1. Время простой двигательной реакции (ВДР) характеризуетприродную быстроту реагирования и среднее время реакции испытуемого, точностьсамооценки (СО) микровремени своих реакций, наиболее удобный предсигнальный(стартовый) интервал (1,2 или 3 сек).
2. Максимальная сила кисти (МС), дополненная заданием30-секундного удержания своего максимального усилия и самооценкой (СО)остаточного усилия (ОС), позволяют нам получить показатель психомоторнойсиловой выносливости (СВ), а также точность самооценки своих мышечных усилий(ЧУ) спортсмена.
3. Максимальный темп (МТ) движений кистью руки в течение 6 сек.говорит нам о природной быстроте движений, а снижение среднего темпа (СТ)движений за 30 секунд, дополненное самооценкой (СО) среднего темпа, говорит обуровне чувства темпа (ЧТ) спортсмена.
4. Волевое усилие (ВУ) определяется временем сопротивлениякислородному голоданию, которое может выдержать спортсмен при задержке дыханияна вдохе. В конце выполнения теста спортсмен дает самооценку (СО) длительности(в секундах) своего «волевого усилия».
5. Различительная чувствительность пространства (РЧП) определяетсяпо количеству построенных возрастающих ступенек в дозировании амплитудыдвижения кисти от 0 до 5 сантиметров, с помощью курвиметра (прибор, измеряющийугол отклонения движения). Зрительный контроль испытуемого исключается, поэтомуколичество ошибочных движений говорит о надежности данного вида чувствительностиу спортсмена.
6. Самооценка самочувствия (Сам) в момент тестирования впятибалльной шкале (5 – самочувствие лучше, чем всегда; 4 – хорошеесамочувствие; 3 – недомогание, усталость; 2 – нездоров; 1 – постельно болен).
Разнообразие двигательных способностей, по мнению многих авторов,занимающихся данной проблемой, никак не укладывается в прокрустово ложе изчетырех качеств – силы, быстроты, выносливости и ловкости[10].
И тем не менее, авторы единодушно выделяют такие основныедвигательные характеристики как: время реакции и скорость движений (быстроту),силу, выносливость, ловкость или координационные способности человека и гибкость. 1.2Совершенствование силы и выносливости
 
Исследования времени реакции и скорости движения представляютпрактический интерес и сводятся к следующему:
1. Обычно в одной и той же группе спортсменов показатели времениреакции и скорости движения недостаточно высоко коррелируют между собой. Спортсменможет начинать движение быстро или относительно медленно, однако это ничего намне говорит о том, насколько быстро он будет двигаться после того, каксобственно движение уже начнется.
2. Наиболее важным фактором в двигательных навыках являетсяскорость движения, а не время реакции. Таким образом, основное внимание приобучении двигательным навыкам следует уделять развитию у спортсмена максимальновозможной (близкой к соревновательной) скорости движения. Лишь небольшая частьего общего усилия должна быть направлена на быстроту начала движения.
В определенных видах физических упражнений и отдельных действияхспортсменов (старты в спринте, розыгрыши мяча в баскетболе и введение мяча вамериканском футболе) решающее значение имеет время реакции. Задача тренера –принять все меры для того, чтобы по возможности снизить время реакции. Достичьэтого можно различными путями:
А. Активная тренировка сложного движения может снизить времяреакции, предшествующее этому движению.
Б. Обучение спортсмена умению ориентироваться и предвидетьразличные варианты ситуации до начала движения также способствует снижениювремени реакции. В качестве примеров для ориентации спортсмена можно назватьизменение тона голоса полузащитника, подающего сигнал перед началом атакующегорывка, напряженность руки стартера перед выстрелом, проведение тренировочныхигр по отработке группового взаимодействия в баскетболе с фиксацией нарушений спомощью свистка и без свистка (в первом случае скорость реагирования игроков насигнал совершенствуется лучше).
В. Исследования показывают, что у спортсмена, готовящегося кдействию, имеется соответствующая установка, от которой зависит скорость началадвижения. В зависимости от характера этой установки время реакции может бытьвыше или ниже. Например, если у спортсмена моторная установка, т.е. он думает одвижении, ожидая подачи определенного сигнала (выстрела стартера), то движениеобычно начинается быстрее, чем в случае, когда спортсмен ни о чем не думает(трудная задача) или готовится к выполнению движения с сенсорной установкой(ожидание звука или выстрела). Благодаря различию во времени реакции из-за двухразличных установок перед стартом может легко определиться победитель в спринтеили игрок, получающий преимущество в розыгрыше мяча.
Г. Оптимальное напряжение мышц конечностей, участвующих в движении(или во всем теле), существенно снижает время реакции. Умеренное напряжениеспособствует снижению времени реакции по сравнению с чрезмерным илинедостаточным напряжением. Спортсмен должен в серии попыток найти наиболееподходящее для него напряжение.
Трудно сформулировать точные рекомендации по повышению скоростидвижения из-за разнообразия и сложности самих движений, выполняемых в различныхвидах спорта.
Однако не целесообразно пытаться совершенствовать какое-тодвижение, требующее высоких скоростей перемещения конечностей (скорость метанийили сила ударов по мячу), с помощью упражнений с чрезмерными отягощениями илизамедленных по своей структуре. Эти взрывные и резкие движения являютсярезультатом (продуктом) общей «программы», исходящей из мозга, и включают вдействие все части тела в качестве либо стабилизаторов, либо собственнодвижителей. Специфические периферические упражнения с использованиемотягощений, приводящих к значительному (или даже небольшому) снижению скоростидвижения рук и ног, чаще всего непродуктивны и могут вызвать обратный эффект.
Для развития скорости движений специальные тренировки должны бытьнаправлены на выполнение целостного движения со скоростью, максимальноприближенной к условиям соревнований. Иными словами, следует стремитьсямаксимально загрузить соответствующие части тела, минимально жертвуя при этомконечной скоростью.
Скорость движения можно увеличить с помощью различных методовсенсорно-перцептивной тренировки. Например, вратарь в европейском футболе,хоккее и водном поло научится быстрее выходить на мяч, если ему периодическиперекрывать поле зрения и затруднять восприятие ударов, как это происходит вовремя обычной игры. Более того, если в ходе тренировки наносить вратарю всевозможныеудары под различным углом, используя при этом самые разнообразные по техникеброски и удары, то скорость его движений увеличится, а время реакции, по всейвероятности, снизится. Скорость движения и время реакции у футболиста можноулучшить, используя упражнения с быстрыми поворотами и передачами. Частодовольно трудно отделить основное время реакции от времени оценки и принятиярешения или времени, в течение которого спортсмен сознательно сосредоточен надвижении, которое он собирается выполнить.
Скорость движения можно также улучшить непосредственно либокосвенным образом путем развития силы. Для этого нужно, прежде всего,определить, какие группы мышц выступают в качестве стабилизаторов движения(обычно это мышцы спины и живота, часто мышцы бедра и отдельные группы мышцплечевого пояса). Развитие этих групп мышц обеспечивает более устойчивую«основу» для начала движений. Таким образом, при выполнении требуемого движения(например, гребка руками в плавании) со специально подготовленной «основой» телопловца почти не раскачивается, в результате чего приобретается устойчивость,которая позволяет не снижать эффективность гребка и скорость. То же справедливои для метательных движений и для движений, развивающих мышцы ног, спины иживота[11].
Скорость движений можно увеличить также путем специальногоразвития силы и другими методами. Когда определенное движение требует проявлениямаксимума силы у спортсмена при направлении конечности под определенным углом,то данную конечность можно существенно развить, если применять упражнения сотягощениями, выполняемые именно под этим углом. Прыгун в высоту, например,может увеличить силу своих нижних конечностей за счет применения упражнений наразгибание ног с отягощениями после просмотра кинограммы прыжка и определениямомента и угла отталкивания. Однако основное внимание следует обращать натренировку целостного движения с соревновательной скоростью.
Что касается силы и выносливости, то существует несколькопринципов их совершенствования, которые часто упускаются из виду, несмотря нато, что их правильность неоднократно подтверждалась в исследованиях. Например,известны различные виды проявлений качества сил. Иными словами, человек можетуспешно решать задачу, требующую проявления одного вида силы, и показыватьнизкие результаты в другом упражнении, в котором также проявляется сила. Наотсутствие соответствия между взрывной силой (метание) и медленной динамическойсилой уже указывалось ранее. В этом можно убедиться, если сравнить эти два видасилы с третьей ее разновидностью. Человек, обладающий достаточной статическойсилой, т.е. легко преодолевающий сопротивление в относительно неподвижномсостоянии, совершенно не обязательно сможет преодолеть динамическоесопротивление (например, отжимания в упоре лежа) или показать хорошиерезультаты в метаниях диска, толкании ядра и т.д.
Картина еще более осложнится, если учесть, что в разных видахспортивных упражнений требуется различная степень развития выносливости сердечно-сосудистойсистемы.
Экспериментальными исследованиями установлено, что влияниетренировочных нагрузок различной величины, направленных на развитиевыносливости и силы, весьма специфично, особенно если испытуемые – юноши идевушки. У спортсменов улучшаются обычно показатели в тех видах упражнений, вкоторых они специально тренировались. Таким образом, чтобы разработать наиболееэффективную программу тренировки, тренер должен тщательно проанализироватьтребования, предъявляемые к спортсмену (они могут различаться в зависимости отамплуа, ситуации в игре и от характера двигательного навыка, которым долженвладеть спортсмен в данном виде спорта). А после этого уже подобрать средства иметоды тренировки, соответствующие этим требованиям.
Если, по мнению тренера, в данном виде спорта требуются проявленияопределенных силовых качеств (например, скорости или силы), то он долженподобрать такие методы тренировки, с помощью которых можно было бы развить этикачества.
Совершенствованию движений, в которых необходима взрывная сила(как, например, в толкании ядра), может способствовать развитие силывспомогательных групп мышц (туловища, спины, ног). Однако любые отягощения,направленные на совершенствование скорости движения, должны применяться без заметногоснижения скорости движения плеча и кисти[12].
Тот же самый принцип специфичности применим при тренировке,направленной на развитие быстрых контролируемых движений (атака нападающего вамериканском футболе). Спортсмен должен отрабатывать быстрое движение напреодоление сопротивления, которое позволяло бы ему развивать скорость, близкуюк нормальной. В данном случае использование статических упражнений(изометрические упражнения на преодоление сопротивления движению) будетмалоэффективным.
Мобилизация энергии при помощи различного рода выкриковпрактикуется как формально, так и неформально в различных видах спорта. Поданным последних исследований, подобная практика оправдывает себя, особенноесли удар сопровождается возгласом. Оптимальный уровень напряжения, вызванныйсамовнушением перед выполнением упражнения, может способствовать проявлениюбольшей, чем обычно, силы и улучшить результат.
Принципы дополнительной нагрузки и специфичности, положенные в основутренировки на выносливость, аналогичны принципам развития силы и мощности.Упражнения на выносливость с нагрузкой, например, только на одну ногу невызовут соответствующих физиологических компенсаторных изменений в мышечных клеткахдругой ноги. Иными словами, мышечная система специфически обучается проявлениювыносливости и становится достаточно эффективной при выполнении повторнойработы. Езда на велосипеде существенно не повлияет на развитие выносливости,проявляемой в беге на тредбане, хотя в одном из исследований были полученырезультаты, свидетельствующие о небольшом переносе. Из этого важного принципаследует, что тренер должен определить, какой именно уровень выносливоститребуется в конкретном виде спорта или игре, и стремиться развивать этокачество до нужного уровня. Бег по пересеченной местности, который применялсянесколько лет назад для тренировки профессиональной футбольной команды,оказался менее эффективным, чем включение в тренировку многократных пробежек на20-50 ярдов с ускорениями (число ускорений примерно соответствовало среднемуколичеству ускорений, выполняемых футболистами за каждую игру).
Глава 2 Особенности развития ловкости на занятиях по волейболуюных спортсменов 2.1Характерные черты ловкости волейболистов
Ловкость — это способность спортсмена быстро овладевать новымидвижениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии стребованиями меняющейся обстановки. В данном случае объектом познания выступаютдвижения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных,временных и силовых параметров. Среди физических качеств ловкость, с точкизрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только в комплексес другими физическими качествами. Ловкость — специфическое качество, по-разномупроявляющееся в разных видах спорта. Человек может отличаться высокой степеньюразвития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр. Ловкостьтесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексныйхарактер[13].
Следуя общепринятому мнению, ловкость — это, во-первых,способность овладевать сложными двигательными координациями; во-вторых,спортивными движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии сменяющейся обстановкой быстро и рационально перестраивать свои действия.
Как известно, В.М. Зациорский предлагает несколько критериевловкости, которые дают возможность количественно оценить данную способность:
1. Координационная трудность двигательной задачи.
2. Точность выполнения (соответствие пространственных, временных исиловых характеристик двигательной задаче).
3. Время освоения (учебное время, которое требуется спортсмену дляовладения необходимой точностью движения или исправления его).
В видах спорта, для которых характерна быстрая смена условийдеятельности и большая изменчивость действий, важно сократить время между сигналомк выполнению и началом выполнения движения. В быстро изменяющейся обстановкенеобходима большая ловкость для того, чтобы реагировать быстро, целесообразно ипоследовательно. Здесь мерой оценки ловкости может служить способность кбыстрой адаптации (находчивость).
Ловкость — важная предпосылка к развитию и совершенствованиюспортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта, гдепредъявляются высокие требования к координации движений. Она играет большуюроль в тех видах спорта, в которых необходима способность приспосабливаться кбыстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Такая ловкостьпроявляется в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков исознательном корригировании движений.
Ловкость нужна и при реактивных движениях, когда спортсменуприходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие (пристолкновении, поскользнувшись и т.п.).
В психологии спорта принято разграничивать общую ловкость(проявляемую в многообразных сферах спортивной деятельности) и специальную (способностьк освоению и вариативному применению спортивной техники)[14].
Ловкость, как отмечалось выше, может проявляться только в комплексес другими физическими качествами. В этом заключается одна из основных предпосылокразвития ловкости — физические способности человека.
Другой предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запасдвижений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, ужевыработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми образуют новыйнавык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была деятельность двигательногоаппарата, тем больше у спортсмена запас условно-рефлекторных связей, тем большимчислом двигательных навыков он владеет, легче усваивая новые формы движений,лучше приспосабливаясь к существующим и изменяющимся условиям деятельности, — тем больше его ловкость.
Деятельность анализаторов — третья основная предпосылка дляразвития ловкости. Наряду с определенной ролью ранее приобретенногодвигательного опыта большое значение в развитии и проявлении ловкости играетобработка текущей информации (зрительных, слуховых, кинестетических, тактильныхи вестибулярных сигналов). Соответствующая текущая информация воспринимается спомощью анализаторов. Суммарные данные всех анализаторов дают возможность болеедетально познавать процесс движения, точнее обеспечивая его анализ, чтобыбыстрее овладеть им и при необходимости перестраивать его.
Все свидетельствует, как велика зависимость ловкости отфункциональных возможностей центральной нервной системы. Формирование ловкостив спорте предполагает воспитание следующих способностей:
1) быстро осваивать сложные по координации двигательные действия;
2) перестраивать двигательную деятельность в соответствии стребованиями меняющейся обстановки;
3) четко воспринимать пространственные, временные и силовые параметрыдвижения[15].
Ловкость это сложное качество, характеризующееся хорошейкоординацией и высокой точностью движений. Ловкость — это способность быстроовладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательнуюдеятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, визвестной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительнойстепени можно совершенствовать. Критериями ловкости являются:
·     координационнаясложность двигательного задания;
·     точностьвыполнения (временная, пространственная, силовая) задания;
·     время,необходимое для овладевания должным уровнем точности, либо минимальное время отмомента изменения обстановки до начала ответного движения.
Различают общую и специальную ловкость. Между разными видамиловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самыемногообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана сдвигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшаютловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в первые пять летжизни (около 30% общего фонда движений)., а к 12 годам — уже 90% движенийвзросл человека. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы,сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Среди факторов,обуславливающих развитие проявление ловкости, большое значение имеюткоординационные способности.
Ловкость — весьма специфическое качество. Можно обладать хорошейловкостью в играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому еёцелесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта.Ловкость приобретает особенную важность в тех. видах спорта, которые отличаютсясложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры)[16].
Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны,должны 6ыть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюсяобстановку.
Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы.Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление.Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкостизанимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессеразвития ловкости используются разнообразные методические приёмы:
·     выполнениепривычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольногомяча из положения, сидя);
·     зеркальноевыполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);
·     созданиенепривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов иустройств (снаряды различного веса);
·     усложнениеусловий выполнения обычных упражнений;
·     изменениескорости и темпа движений;
·     изменениепространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).
Оценка ловкости спортсменов осуществляется главным образомпедагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точностии времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность инадёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходетренировочной и особенно соревновательской деятельности, также могутхарактеризовать ловкость[17]. 2.2Условия развития ловкости юных волейболистов
 
Ловкость – способность управлять своими движениями и быстро перестраиватьдвигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющийся обстановки.Ловкость в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактическихдействий и тесно связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.
Ловкость в волейболе условно делится на акробатическую (двигательныедействия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке) иигровую (умение предвидеть продолжение действия).
Составляющими ловкости волейболиста являются:
·  координациядвижений – способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их вовремени, в пространстве и по условию (от координации движений зависят быстрота,точность и своевременность выполнения технического приема);
·  быстротаи точность действий – от них зависит результативность всей игры (выполнитьтехнический прием правильно – значит выполнить его быстро и точно); точностьреакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстротыи зависит от подвижности нервных процессов;
·  способностьраспределять и переключать внимание – функция, которая обеспечивается суммарнойдеятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов;
·  устойчивостьвестибулярных реакций – непременное проявление ловкости в игре, котораяизобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками;чрезмерное возбуждение вестибулярного аппарата (анализатора) вызывает снижениеработоспособности других (зрительного, кожного), что уменьшает точностьдвижений, в результате чего появляются ошибки в технике и тактике игры[18].
Высокая подвижность нервных процессов при проявлении ловкости даетвозможность волейболисту ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях,быстро переходить от одних действий к другим.
Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того,насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценкесобственных движений, положения тела.
В развитии ловкости у юных волейболистов особенное значениепридают психологической подготовке.
Начинается такая подготовка с ее планирования, когда тренер, знаяиндивидуальные особенности каждого игрока и «характер» своей команды, а такжесостояние в настоящее время, заранее подбирает средство повышения или пониженияпсихического напряжения последних тренировок при общей тенденции к снижениюнапряжения в последние дни перед соревнованием. Иногда есть смысл повысить егоуровень, сделать своего рода «зарядку», после чего легче стабилизироватьпсихическое состояние игроков, как это нередко делает Н. Карполь.
Особую роль в специальной психологической подготовке играет формированиев тренировочном процессе моральных качеств волейболистов, находящихся в теснойсвязи со спецификой волейбола – коллективным характером игры. Тренер подбираетспособы психической изоляции «ныти-ков» и стремится повысить активность«оптимистов», создает в команде обстановку спокойной, деловой уверенности,особое внимание уделяет психическому состоянию лидеров и маргиналов.
В этот период тренер использует вербальные (словесные)психолого-педагогические средства гетерорегуляции (воздействия на спортсмена состороны).
Среди них выделим следующие:
1. Создание внутренних психических опор. Этот прием применяется впоследних тренировочных микроциклах, он наиболее эффективен по отношению кчувствительным, эмоционально реактивным, неуравновешенным спортсменам.
2. Рационализация. Это универсальное средство годится для любыхспортсменов, особенно подходит для мнительных, которых в волейболе немало, иигроков с признаками психического пресыщения. Заключается в рациональномобъяснении тренером механизмов возникающих неблагоприятных состояний с целью ихобъективной оценки и логического по-иска путей не только выхода изнеблагоприятного состояния, но и ис-пользования его для повышения уровняактивности.
3. Сублимация. Прием заключается в искусственном вытеснении одногонастроения другим благодаря изменению мотивации, переориентировке в отношениирешаемых в игре задач. Особенно нуждаются в сублимации спортсмены со слабойнервной системой или потерявшие веру в свои возможности вследствие спортивныхили житейских неудач и травм.
4. Десенсибилизация. Моделируются неблагоприятные психическиесостояния в игре (рекомендуется применять за один – два дня до ответственнойигры). После релаксации спортсмен мысленно проигрывает не-благоприятныеситуации, бывшие реально в других играх, лучше всего с тем соперником, с которымпредстоит играть.
5. Деактуализация. Заключается в искусственном занижении силысоперника в предстоящей игре. Выделяют прямую деактуализацию, когда показываютсяреальные слабости соперника, и косвенную, когда намеренно выделяются те сильныестороны конкретного спортсмена или всей команды, которым сопернику нечегопротивопоставить[19].
Большинство средств психорегуляции на этапе специальной психологическойподготовки объединяют в форме так называемой ментальной (умственной)тренировки.
По определению шведского психолога Л.Э. Унестоля, ментальныйтренинг представляет собой комплекс средств, включающих:
·  умениеспортсмена распознавать и точно оценивать ситуацию;
·  умениеточно контролировать собственные психофизические и поведенческие реакции на туили иную обстановку;
·  специальныеприемы внушения и самовнушения.
Итак, развитие ловкости волейболиста – это совершенствованиекоординации движений, а главное – способность быстро перестраивать двигательнуюдеятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владениесвоим телом в безопорном положении.
Заключение
 
Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовымсредством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения,волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностьюу людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.
Волейбол – игра, способствующая всестороннему развитию. Она развиваетловкость, гибкость, силу, выносливость, координацию движений. Во время игрыинтенсивность нагрузки меняется от малой до максимальной и протекает вразличных зонах энергообеспечения организма (аэробной, аэробно-анаэробной ианаэробной), что способствует повышению уровня функциональных возможностейзанимающегося. Разнообразная двигательная деятельность на фоне растущегоутомления требует проявления волевых качеств, необходимых в спортивной иповседневной жизни.
В основе игры в волейбол лежит борьба двух коллективов, игрокикоторых объединены общей целью – победа над соперником. Стремление к достижениюпобеды приучает волейболистов к коллективным действиям, взаимовыручке,воспитывает чувство дружбы и партнерства. Во время игры любой игрок можетпроявить себя, но вместе с тем он должен уметь подчинить свои интересыинтересам команды, партнерам.
В волейбол играют в самых различных климатических и метеорологическихусловиях, что способствует физической закалке, повышению сопротивляемостиорганизма и устойчивости его к различным заболеваниям.
Волейбол используется как тренировочное средство представителямидругих видов спорта для развития основных двигательных качеств, так как поструктуре игровая деятельность включает в себя разнообразные прыжки, перемещения,остановки, а также технико-тактические действия скоростно — силового характера.
Благотворные эмоциональные особенности позволяют использовать каксаму игру, так и отдельные элементы игры с мячом в качестве средства активногоотдыха и укрепления своего здоровья.
Ловкость определяется как во – первых, способность быстроовладевать новыми движениями (способность быстро обучатся) и, во – вторых способностьбыстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапноменяющейся обстановки.
Известный специалист по изучению ловкости В.И. Филипповичотмечает, что «ловкость — это не навык и не совокупность каких – либо навыков,ловкость это качество или способность, которая определяет отношение нашейнервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит, насколькобыстро и успешно сможет соорудиться у человека тот или иной двигательный навыки насколько высокого совершенствования он сумеет достигнуть»
Можно выделить следующие условия проявление ловкости:
·  стандартные(привычные условия)
·  непривычные,но заранее установленные условия (характерные для формирования новыхдвигательных навыков и совершенствования психомоторных умений на базе имеющихсянавыков и знаний);
·  вероятностныеусловия (связанные с наличием альтернативной или временной неопределённости вситуациях, а также с ограничением времени принятия решения и егоосуществления);
·  неожиданныеситуации (экстремальные или аварийные)
Список использованной литературы
 
1.      ГогуновЕ.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Учебноепособие. – М.: Академия, 2008.
2.      ГорбуновГ.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия,2009.
3.      ДовбышВ.И., Баранец П.А., Ермаков С.С. Методика развития ловкости на начальном этапеобучения волейболу // Физическое воспитание студентов творческихспециальностей. — 2009. — № 1. — С. 60-65.
4.      ЗахаровЕ.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки./Методические основы развития физических качеств. – М.: Лептос, 1994.
5.      ИльинЕ.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008.
6.      КлещевЮ.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: учеб. пособие / Ю.Н. Клещев.–М.: СпортАкадемПресс, 2008.
7.      ЛукацкийМ.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
8.      НемовР.С. Психология. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009.
9.      НикандровВ.В. Психология. – М.: Волтерс Клувер, 2009.
10.   ПолянскийА.В., Романов Д.А. Методика измерения ловкости как физического качества //Успехи современного естествознания. — 2007. — № 10. — С. 71-72.
11.   ПоповА.Л. Спортивная психология. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2000.
12.   Психологияспорта. Хрестоматия. – М.: АСТ, Харвест, 2007.
13.   РодионовА.В. Психология физического воспитания и спорта. Учебник для вузов. – М.:Академический проект, Фонд «Мир», 2009.
14.   СолодковА.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. – М.:Олимпия Пресс, 2005.
15.   Спортивнаяпсихология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / [сост. И.П. Волков,Н.С. Цикунова] .- М.: Совет. спорт, 2005.
16.   Спортивнаяпсихология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия / Сост. и общ.ред. И.П. Волкова .- СПб. и др.: Питер, 2008.