/> Особенности развитиясоциальных знаний в XVII веке
Теория естественногоправа и общественного договора XVII — XVIII вв. характеризуется интенсивнымпроцессом развития знаний о человеке, обществе. Социальное познание по форме исодержанию существенно отличается от предыдущих: возникли новые отрасли научныхзнаний (политическая экономия, социальная статистика, демография и др.),использовались специальные методы социальных исследований, четко ставитсявопрос об использовании математических методов для социального познания ипрогнозирования развития социальных процессов. XVII в. — своеобразноепереплетение двух исторических эпох — средневековья и наступления эпохистановления и развития капиталистических отношений. В обществоведении жескладывалось противоречие между общественными потребностями в познании логикиисторического процесса и его закономерностей, с одной стороны, и с другой, — неспособностью спекулятивной умозрительной философии, оторванной от фактов иявлений реальной жизни, эмпирической истории, неспособной к обобщениям,ответить на вопросы, возникающие перед обществом.
Постепенно разрушаласьсредневековая система ценностей и мировосприятия. Все больше в социальные знаниявторгается натурализм. В общественном знании натурализм ориентировалисследования на выяснение естественных и биологических определений социального,на поиски исконной «природы человека» и т.п., настоящее отражение вконцепциях: теории естественного человека, теории естественного права,естественной этики, теории общественного договора и т.п. Одним изпредставителей политических учений природа ранних буржуазных революций в Европевыступает Гуго Гроций (1583 — 1645 гг.), нидерландский юрист, историк, государственныйдеятель, один из теоретиков естественного права и общественного договора.Теория общественного договора — идеалистическое учение о возникновениигосударства и права в результате сознательно заключенного между людьмидоговора. Нидерланды XVII в. представляли наиболее развитую капиталистическуюстрану того времени. В результате успешной революционной борьбы против гнетаиспанского короля и феодалов Нидерланды добились независимости и созданияреспублики, власть в которой принадлежала верхам торговой буржуазии. Междуотдельными слоями буржуазии и дворянства Нидерландов шла борьба за властьнередко в форме столкновения кальвинистских сект. Принявший участие в борьбеГуго Гроций был осужден сторонниками враждебной группировки и вынужденэмигрировать во Францию. Занимаясь проблемами государства и права, Гроцийразрабатывает политико-правовую доктрину, основанную на новой методологии,содержащей оригинальные решения многих проблем теории права и государства.Исходным пунктом учения Гроция стали: природа человека, социальные качествалюдей, различие права естественного и права волеустановления. Источникоместественного права выступает человеческий разум, в котором заложено стремлениек спокойному и разумному общению человека с другими людьми. На такой основеГуго Гроций определяет предписания естественного права, к которым относится каквоздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи ивозмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний,возмещение ущерба, причиненного по вине нанесшего ущерб, а также воздаяниелюдям заслуженного наказания. Общество, утверждает Гуго Гроций, преследует цельпользования своим достоянием каждому члену общества.
Согласно Гроцию, некогдасуществовало естественное состояние, когда не было ни государства, ни частнойсобственности. Развитие человечества, утрата им первоначальной простотыпобудили людей заключить договор о создании государства. Теория договорногопроисхождения государства резко противостояла феодальным концепциям «богоустановленности»власти. Первоначально люди объединялись в государство не по божественномуповелению, а добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных семействпротив насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть. ГосударствоГуго Гроций определял как «совершенный союз свободных людей, заключенныйради соблюдения права и общей пользы». Признаком государства выступалаверховная власть, к атрибутам которой Гуго Гроций, подобно Жану Бодену, относилиздание законов в религиозной и светской сферах, правосудие, назначениедолжностных лиц и руководство их деятельностью, взымание налогов, вопросы войныи мира, заключение международных договоров и т.п. При создании государстванарод мог избирать любую форму правления, потому что договоры, согласно естественномуправу, должны исполняться. Поэтому Гуго Гроций считал правомерной любуюсуществующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться даженесправедливым предписаниям властей. Здесь видно влияние Аристотеля и Цецерона.
Умеренное по содержаниюполитическое учение Гуго Гроция отражало положение нидерландской буржуазии,стоявшей у власти и настроенной консервативно. Однако теоретическая основарадикальных антифеодальных программ, выдвинутых предшественниками, обстоятельноразрабатывается и Гуго Гроцием. Призывая отдавать предпочтение миру, он осуждалвойны как великое бедствие. Если же война началась, то она должна вестись радизаключения мира и подчиняться принципам соответственного права. Незыблемостьдоговоров между государствами — вот один из принципов международного права.Разработанная Гуго Гроцием теория естественного права и общественного договораприобретает интернациональный характер. После Гуго Гроция крупнейшим теоретикомстал англичанин Томас Гоббс, делавший, однако, из концепции общественногодоговора выводы в защиту абсолютизма. Но первые представления о договорномпроисхождении государства возникли еще в древности (китайский философ У в. дон.э. Мети, софисты, Сократ, Эпикур, стоики, Полибий и др.). Развернутую формутеория общественного договора получила в ХVII — ХVIII вв.( Гуго Гроций, ТомасГоббс, Барух Спиноза, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и др.) в связи с борьбойбуржуазии против феодализма и абсолютной монархии, стала идеологическимобоснованием притязаний буржуазии на политическое господство. Гуго Гроцийутверждал вечность естественного права частной собственности, оправдываетэкономическое неравенство людей, подчеркивает, что право и государство имеют небожественное, а земное происхождение.
В середине XVII в. вАнглии свершилась буржуазная революция. Буржуазия в союзе с новым дворянствомборолась против монархии, против феодального дворянства и против господствующейцеркви. Наряду с буржуазией ведущей силой революции стала та часть дворянства,экономические и политические интересы которой связывались с капиталистическимиинтересами и тенденциями развития торговли и промышленности. Среди защитниковабсолютизма в период буржуазной революции в Англии очень сложную позициюзанимал философ-материалист Томас Гоббс (1588 — 1679 гг.). Он написал рядпроизведений, но основное из них — «Левиафан». Или материя, форма ивласть государства”. Учение о праве и государстве Томас Гоббс стремилсяпревратить в столь же точную науку, как геометрия, которая выступает матерьювсех естественных наук. Учения о праве и справедливости постоянно оспариваютсяи пером, и мечом, между тем учение о линиях и фигурах не подлежит оспариванию,потому что не задевает интересы людей, особенно власть имущих (если бы теоремаПифагора противоречила интересам власть имущих, то все книги по геометрии былибы сожжены). Гоббс строил свое учение на изучении природы и страсти человека.Мнения о страстях и природе крайне пессимистичны: людям присуще соперничество(стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе(честолюбие). Страсти делают людей врагами: «человек человеку — волк». Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей встрахе, они находятся в состоянии войны всех против всех.
Представления Гоббса оприроде человека значительно отражали страсти буржуа эпохи начавшегося развитиякапитализма и присущей ему конкуренции. Соперничество в добывании богатств,почестей, командования или другой власти приводит к распрям, вражде и войне,потому что один конкурент идет к достижению своего желания путем убийства,подчинения, вытеснения или отталкивания другого. Пагубность состояния войнывсех против всех побуждает людей искать путь к прекращению естественногосостояния. Такой путь указывают естественные законы, предписания разума, замечаетТомас Гоббс, подчеркивая, что естественное право — свобода делать все длясамосохранения, естественный закон — запрет делать то, что пагубно для жизни.Естественные законы гласят: следует искать мира, всем нужно взаимно отказатьсяот права на все, люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Отказываясьот естественных прав, то есть свободы делать все для самосохранения, людипереносят их на государство, сущность которого Томас Гоббс определял как единоелицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договорамежду собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использоватьсилу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общейзащиты. Государство — это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственныйчеловек или земной бог, верховная власть — душа государства, судьи и чиновники- суставы, советники — память, законы — разум и воля, искусственные цепи,прикрепленные одним ловцом к устам суверена, другим к умам подданных, награды инаказания — нервы, благосостояние граждан — сила, безопасность народа — занятие, гражданский мир — здоровье, смута — болезнь, гражданская война — смерть и т.п. Власть суверена абсолютна: ему принадлежит право издания законов,контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников исудей, даже мысли подданных подчинены суверену — правитель определяет, какаярелигия или секта истинна, а какая нет и т.п., разъясняет Томас Гоббсназначение и суть государства и естественных прав.
В учении о праве и государствеТомас Гоббс отбросил теории божественного устройства общества и защищал теориюобщественного договора. В его трудах содержится понимание свободы как праваделать все то, что не запрещено законом: там, где суверен не предписал никакихправил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собственноеусмотрению. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том,чтобы дать им правильное направление. Законы подобны изгородям по обочинамдороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен. Особенность учения Гоббса втом, что необходимой гарантией правопорядка и законности он считалнеограниченную власть короля. Права государственной власти у Гоббса совместимыс интересами классов, которые провели в середине XVII в. в Англии буржуазнуюреволюцию. В теории общества и государства Гоббса имелись зародышиматериалистического понимания общественных явлений. В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт, проводивший абсолютистскуюполитику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский. Онустановил конституционную монархию, что открыло возможность крупной буржуазии креальной власти, к управлению государством. Это был классовый компромиссбуржуазии и дворянства. Политико-правовые итоги переворота 1688 г., вошедшего в историю как славная революция, нашли теоретическое обоснование в трудаханглийского философа Джона Локка (1632 — 1704 гг.). Политические концепцииестественного права и общественного договора, образование государства нашлиизложение в «Двух трактатах о правлении». Важная особенность ученияЛокка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих вгосударственном состоянии. Естественное состояние — состояние полной свободы вотношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью, состояниеравенства, при котором всякая власть и всякое право выступают взаимными, никтоне имеет больше другого. Естественные права: собственность, которая объясняласькак право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свойтруд и его результаты. Идея трудовой собственности в учении Локка выступаетапологией частной собственности. Собственность — нечто неразрывно связанное сличностью: то, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных емуприродой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемопринадлежит и тем самым делает его своей собственностью.
В естественном состоянии,рассуждал Джон Локк, все равны, свободны, имеют собственность, и что все этодостояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Джон Локк,предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладалвластью охранять такой закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественныеправа людей. Каждый обладает властью охранять свою собственность, то есть своюжизнь, свободу и имущество. Для создания гарантий естественных прав и законовлюди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы.Вследствие общественного согласия гарантом естественных прав и свобод сталогосударство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использоватьсилы общества для применения законов, а также ведать отношениями с другимигосударствами. Если государство создано для гарантий естественных прав(свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), то оно недолжно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественныеправа были гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законовпроистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властныхполномочий. Согласно теории Джона Локка, абсолютная монархия — один из случаевизъятия носителя власти из-под власти законов, противоречит общественномудоговору уже по той причине, что суть общественного договора в установлениилюдьми равного для всех труда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообщенет, он сам судья в общественных делах, что конечно же противоречитестественному праву и закону. Пределы власти государства при всех формахправления — естественные права подданных. Государственная власть, писал ДжонЛокк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольныхдеспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определятьправа подданного посредством провозглашения законов. Власть не может лишитькакого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Джон Локксчитал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти,посягающей на естественные права и свободы народа. Джон Локк высказывает идеюразделения властей, считая главным в разделении властей обеспечение законности,незыблемости правопорядка.
Политическое учение ДжонаЛокка оказало большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной политическоймысли. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемыхправ человека, использованная Джеферсоном Т. другими теоретиками американскойреволюции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека игражданина. На развитие буржуазной мысли и конституций большое влияние оказалатакже теория разделения властей, которую вслед за Джоном Локком развивалиМонтескье и другие буржуазные теоретики. Обоснование естественных прав,выражающих основные требования буржуазии в сфере права, принесло Локку славуоснователя буржуазного либерализма, исследователя гарантий естественных прав,их защиты от произвола власти. Обоснование разделения властей ставит его впервые ряды теоретиков буржуазного парламентаризма, кладет начало идеямправового государства. Гуманистическое содержание политико-правового ученияЛокка более всего выражено в концепции естественных прав человека.
Идейная борьба во ФранцииXVIII в. служит примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрениемформировалось политическое сознание буржуазии и нарождающегося рабочего класса.Просветительство как идейное движение, закономерная ступень в развитиибуржуазной социально — политической мысли. Тогда же в Европе проявляетсяполитический радикализм, содержащий коренные решительные действия и крайниевзгляды. Его представители — Вольтер, Монтескье, Руссо и др. Крупнейшимтеоретиком государства во французском Просвещении выступает Шарль Луи Монтескье(1689 — 1775 гг.). Свои общественно — политические воззрения он изложил вромане «Персидские письма», а также в историческом очерке«Размышления о причинах величия и падения римлян». Но главный еготруд — книга «О духе законов». Монтескье был убежден, что ходисторического развития определялся не божественной волей и не случайнымстечением обстоятельств, а действием соответствующих закономерностей. Заимствуяидею естественного (догражданского) состояния, он отвергает рационалистическиеконструкции, в которых образование государства выводилось из требованийестественного права. Не принял он и само понятие общественного договора.
Закономерностиобщественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации.Согласно учению на общий дух, нравы и законы нации воздействует множествопричин. Они-то делятся на две группы: физические и моральные. Физическиеопределяют общественную жизнь на самых первых порах, когда народы выходят изсостояния дикости. Физические причины: климат, состояние почвы, размеры иположение страны, численность населения и т.п. Так, на юге климат жаркий, тамлюди изнежены, ленивы и работают только из страха наказания. В жарких странахобыкновенно царит деспотизм. На севере же, где климат суровый и преобладаютбесплодные земли, люди закалены, храбры и свободолюбивы. Для северных народовхарактерны умеренные формы правления. Ведущая роль среди физических причинпринадлежит географическим факторам. Моральные причины вступают в действиепозднее с развитием цивилизации, это принципы: политического строя, религиозныеверования, нравственные убеждения, обычаи и др. Моральные причины воздействуютна законодательство. Подобно Вольтеру Монтескье отождествляет политическуюсвободу с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей,гражданскими правами. Свобода, утверждал Монтескье, есть право делать все, чтодозволено законами.
В трудах Монтескье даетсяострая критика абсолютистских порядков при Людовике ХIV, делается попыткавскрыть происхождение государства, объяснить природу законов и на тойестественной основе составить проект общественных реформ. Монтескье проводитмысль о закономерном развитии всех явлений, законы, суть необходимые отношения,вытекающие из природы вещей, и все, что существует, имеет свои законы.Закономерность господствует и в сфере общественных отношений. Политическиевзгляды Монтескье полны противоречий, компромиссов. Однако он всегда разоблачалфеодализм и провозглашал принципы политической свободы, рассматриваявозникновение государства и права исторически, вскрывая закономерностиобщественной и политической жизни. Естественно, нет абсолютно целесообразного,разумного государственного устройства, религии, законов, нравов, а все зависитот условий жизни народа. И под условиями жизни народа Монтескье понималгеографические условия. Однако, законы не могут быть следствием объективныхобщественных отношений, а устанавливаются разумом, который должен учитывать духнарода, определяемый географическими условиями его жизни.
Конечное же, учениеМонтескье о законах имеет социально — политический характер, далеко от научногопонимания законов общественного развития. Но тем не менее, его идея озакономерностях в человеческой истории — основная идея «О духезаконов» — прогрессивная. В противоположность Гоббсу для Монтескьеестественное состояние людей — это мир и равенство между ними. Ему чужд взглядна государство как историческую категорию. Рациональной государственной формойправления он считал конституционную монархию. Монархия — это единоличноеправление, опирающееся на закон, ее принципом служит честь, а носителемпринципа монархии — дворянство. Деспотия в отличие от монархии — единоличноеправление, основанное на беззаконии и произволе, держится на страхе и считаетсяим неправильной формой государства. Республика же — государство, где властьпринадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия), адвижущими принципами выступает политическая добродетель, то есть любовь котечеству. Установление республиканского строя еще не означает достижениесвободы членами общества. Для обеспечения законности и свободы необходимо вездепровести разделение властей. Развивая учение Джона Локка, Монтескье детальноопределяет виды власти, их организацию, соотношение и т.п., выделяет вгосударстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Учение Монтескьео разделении властей обладало значительной новизной по сравнению спредшествующими концепциями. Идеи Монтескье оказали влияние на дальнейшееразвитие политической мысли во Франции и других странах Европы.
Политические ученияфранцузского Просветительства стали идейным оружием Великой Французскойреволюции 1789 г. Вместе с тем они содействовали возникновению и развитиюпрогрессивных и социально — экономических идей в странах Европы и другихрегионов. Один из выдающихся французских просветителей, демократ, идеологмелкой буржуазии Жан Жак Руссо (1712 — 1773 г.) в трудах «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства среди людей» и др. излагает болеерадикальный характер политических взглядов, подвергает резкой критике феодально-сословныеотношения и объявляет причиной неравенства появление и развитие частнойсобственности. Вместе с тем Жан Жак Руссо идеализирует первобытный строй,отрицая учение Томаса Гоббса о том, что в первобытном обществе происходит«война всех против всех». Оперируя наличием различных политическихучений французского Просветительства, Жан Жак Руссо утверждает, что в«естественном состоянии» все люди равны и не знают над собойпорабощения, социального гнета, нищеты и несправедливости. В труде«Общественный договор» Жан Жак Руссо развивает мысль о созданиигосударства вследствие соглашения между людьми и признавал за народом право нагосударственную власть, в противоположность Гоббсу, который в теорииобщественного договора оправдывал абсолютистское монархическое государство,обеспечивающее буржуазно — демократические права. Огромное преимущество ЖанЖака Руссо и состоит в отстаивании буржуазно — демократических прав и свобод.При своей относительной прогрессивности политические взгляды Руссоидеалистичны, как и взгляды других буржуазных просветителей XVIII века. ВлияниеРуссо на современников, особенно в период буржуазных революций, затмило влияниеВольтера и Монтескье. Якобинцы использовали учение Руссо о законе как выражениеобщей воли, о неограниченном суверенитете народа для обоснования революционнойдиктатуры. Идеи Жан Жака Руссо находили законодательное воплощение изакрепление в Декларации прав человека и гражданина.