Содержание
Введение
1. Основные характеристики правового регулирования системыобразования Российской Федерации
1.1 Понятие и общая характеристика системы российскогозаконодательства
1.2 Классификация образовательного законодательстваРоссийской Федерации
2. Международно-правовое регулирование образования
2.1 Документы международных организаций как источникобразовательного права
2.2 Образовательно-правовое пространство Европы и СНГ
3. Особенности нормативно-правового регулированияпедагогических работников в Российской Федерации
3.1 Источники трудового регулирования педагогическихработников
3.2 Аспекты нормативно — правового регулирования трудапедагогических работников
Заключение
Библиографический список
Введение
Образование находится вцентре первоочередных государственных интересов. От состояния образовательнойсистемы во многом зависят будущее Российского государства, его экономическоеразвитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надеждына модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в«связке» с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенныхгарантий национальной, региональной и международной безопасности.
В современном правовомгосударстве образование должно иметь основательную нормативно-правовую базу.Требование тщательного законодательного регулирования отношений в областиобразования обусловлено рядом причин.
Во-первых, нормыобразовательного законодательства должны стать надежными юридическимигарантиями реализации закрепленного на конституционном уровне права каждого наобразование. Положения ст. 43 Конституции РФ, раскрывающие конституционнуюформулу «каждый имеет право на образование», находят развитие в актахобразовательного законодательства.
Во-вторых, нормыобразовательного законодательства регулируют ту сферу общественных отношений, вкоторую сегодня, не будет преувеличением сказать, вовлечено все российскоеобщество, все его возрастные группы. Концепция непрерывного образования,провозглашенная ЮНЕСКО в 1972 г. и успешно реализуемая сегодня во многихстранах мира, многократно увеличивает число участников образовательныхотношений.
В-третьих, образованиепредставляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики,грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, врегламентации возникающих в сфере образования гражданских и трудовых отношений,а с другой – в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможнопредоставление качественных образовательных услуг. Вот почему современноеобразовательное право формируется как комплексная отрасль российскогозаконодательства, объединяющая нормы различной правовой принадлежности –гражданского, семейного, трудового, административного и других отраслей права.
Принятие в 1992 г. ЗаконаРФ «Об образовании» заложило основу самостоятельной отрасли российскогозаконодательства, которая регулирует широкий спектр общественных отношений,складывающихся в сфере образования.
Так же следует выделить,что в сфере образования накопилось значительное число проблем, связанных скадровым обеспечением, недостаточным финансированием, ухудшением состоянияматериально-технической базы образования. Среди них центральное место занимаетпроблема поиска эффективных путей совершенствования системы мотивации ирегулирования труда преподавателей.
И в настоящее времягосударство понимая особую ценность этого вида деятельности, уделяет егоправовому регулированию довольно большое внимание. На основании новогоТрудового кодекса 2002г., установившего ряд принципиально новых положений вотношении правового положения в сфере труда педагогических работников, былиприняты иные нормативно-правовые акты: постановление Правительства РоссийскойФедерации «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»от 19марта 2001 г. № 196, постановление Правительства Российской Федерации « Опродолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставкузаработной платы) педагогических работников от 3 апреля 2003 г. N 191 и прочие.
Актуальность исвоевременность задачи обновления законодательства в области образованияобусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизациисистемы образования, с другой – ярко обозначившимся в последние годы разрывоммежду потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением,снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.
Таким образом,актуальность проводимого исследования не вызывает сомнения.
Целью исследованиявыступает система источников российского образовательного права и особенностирегулирования трудовых отношений с педагогическим работником.
Исходя из поставленнойцели, автором решались следующие задачи:
1) исследоватьсистему российского законодательства;
2) датьклассификацию источников права, регулирующих сферу образования в РоссийскойФедерации;
3) рассмотретьвопросы иерархии источников образовательного права;
4) раскрыть основныеособенности нормативных правовых актов, регулирующих вопросы образования вРоссийской Федерации;
5) проанализироватьмеждународные акты в сфере образования и уточнить вопрос их иерархии в системенормативных актов сферы образования.
6) -выделениеособенностей заключения трудового договора с педагогическим работником;
7) -основаниярасторжения трудового договора с педагогическим работником.
Работа структурно состоитиз трех глав и подпунктов.
При написании работыиспользовались такие источники, как: нормативно-правовые акты разного уровня,комментарии к законодательству, учебники и учебные пособия.
Объектом исследованияявляется нормативное правовое регулирование труда и порядка образовательнойдеятельности в Российской Федерации. Предмет исследования – система источниковобразовательного права Российской Федерации, фактическое состояние нормативнойправовой базы образования (до внесения на рассмотрение проекта федеральногозакона «Об образовании в Российской Федерации») и акты регулирующие трудовыеотношения педагогических работников.
Теоретическую базуисследования составляют труды отечественных ученых, исследовавших проблемынормативного правового регулирования образования. В качестве объекта анализа вработе использованы правовые документы органов государственной властиРоссийской Федерации, субъектов Федерации, в том числе Республики Коми, органовместного самоуправления.
Методологической основойисследования является совокупность научных способов, позволяющих осуществитьвсесторонний анализ и сделать выводы по предмету исследования. В частности,использованы исторический, системно-структурный методы, метод классификации.
1.Основные характеристики правового регулирования системы образования РоссийскойФедерации
1.1Понятие и общая характеристика системы российского законодательства
Система законодательстваформируется в длительном процессе разработки правовых норм, обнародования их вофициальных актах и систематизации этих актов, имеет сложную структуру.В.Д.Перевалов и В.И.Леушин в зависимости от критериев выделяют вертикальную,федеративную и комплексную структуры законодательства [33].
Вертикальная структуразаконодательства строится на основе иерархии нормативных правовых актов по ихюридической силе. На вершине системы нормативных правовых актов РоссийскойФедерации находится Конституция, ниже – законы, указы Президента, постановленияПравительства, нормативные акты местных органов власти.
В федеративной структурезаконодательства в соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерациивыделяются следующие уровни нормативных правовых актов Российской Федерации:федеральное законодательство; законодательство субъектов Российской Федерации;законодательство органов местного самоуправления [33].
Нормативно-правовые актыобладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так испецифичными, отличающими их от иных видов правовых актов. общие признакинормативно-правовых актов:
¨ имеютгосударственно-властную природу,
¨ исходят откомпетентных органов государства,
¨ существуют вформе официальных документов со всеми необходимыми атрибутами,
¨ обязательны дляисполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае ихнарушения
специфический признак — направлены на возникновение, изменение или отмену норм права.
Основным критериемклассификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативногоакта.
В зависимости отюридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы: 1) законы;2) подзаконные акты.
Признаки закона [9]:
1) закон являетсяразновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всемипризнаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом;
2) первичный характерзакона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа,следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Первичный характерзакона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания дляфункционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов ивсей юридической деятельности в государстве;
3) высшая юридическаясила – важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, чтовсе иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, воисполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону;
4) законы принимаются вособом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательнымиактами. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчествоотличается от иных видов правотворчества;
5) законы принимаютсявысшими представительными (законодательными) органами государства, только этиорганы обладают правом принимать законы. 6) закон должен регулировать важнейшиеобщественные отношения. (взаимодействие граждан и органов государства,полномочия государственных органов, их классификация и т.д).
Особые свойства законапозволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересынарода. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свободчеловека, демократические начала общественного и государственного устройства.Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важнодобиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства,сделать закон действительно ведущим, основным источником права.
1.2Классификация образовательного законодательства Российской Федерации
Системавнутригосударственных источников, регулирующих отношения в сфере образования,формируется на трех уровнях – федеральном, региональном (уровне субъектаРоссийской Федерации) и местном (муниципальном).
Существующая на данныймомент трехуровневая система «внутригосударственных» источниковобразовательного права сформировалась сравнительно недавно – с 1 января 2006г.,когда вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2002 № 199-ФЗ «О внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи ссовершенствованием разграничения полномочий» [21]. Действовавшая до этогоредакция ст.1 Федерального закона «Об образовании» предполагала возможностьнормативно-правового регулирования отношений в области образования только нафедеральном уровне.
Федеральные источникиобразовательного права, регулирующие отношения в сфере образования,представлены федеральными законами и принятыми в соответствии с нимиподзаконными нормативными актами.
На федеральном уровнезаконодательная основа правового регулирования отношений в сфере образованияпредставлена:
1) Конституцией РФ [14];
2) Законом РФ от10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» [25];
3) Федеральнымзаконом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании»;
4) иными «профильными»федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений,складывающихся исключительно в области образования;
5) «непрофильными»законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфереобразования.
Более подробный анализзаконодательства об образовании позволяет сделать некоторые выводы.
Наряду со ст. 43,отдельные положения, регулирующие отношения в области высшего и послевузовскогообразования, содержатся и в других статьях Основного закона РоссийскойФедерации: так, в ст. 72 (п. 1) в ст. 114 2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1«Об образовании». Закон РФ «Об образовании» регулирует систему общественныхотношений в области образования, под которым законодатель понимает«целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества,государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)»[24, Преамбула].
В этот Закон неоднократновносились изменения и дополнения. Сводный анализ этих изменений представлен в
3. Федеральный закон от22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Принятый через четырегода после появления «базового» закона – Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Обобразовании», – он развил, конкретизировал и уточнил основные положения ЗаконаРФ «Об образовании» применительно к сфере высшего и послевузовскогообразования.
4. Иные «профильные»федеральные законы. Среди актов российского законодательства, регулирующихотношения в сфере образования, наряду с Федеральными законами «Об образовании»и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», могут находиться идругие законодательные акты, принятые для регулирования отношений,складывающихся исключительно в сфере образования.5. «Непрофильные» законы,содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере высшего ипослевузовского образования.
Эти законы занимаютособое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования.Большое количество таких законов, их «разнокалиберность» (в одних законахсодержится одна – две статьи по образовательной проблематике, в других – целыеглавы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимисяв «профильных» законах об образовании а) федеральные законы, в которыхрегламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерацииб) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах(направлениях) образования в) федеральные законы, в которых устанавливаютсяразличные льготы участникам образовательных отношений г) федеральные законы,регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспеченияучастников образовательных правоотношений д) федеральные законы, регулирующиеотношения в сфере экономики и финансов образования.
Подзаконные нормативныеправовые акты, регулирующие на федеральном уровне отношения в сфере высшего ипослевузовского профессионального образования, могут быть объединены попринципу убывания юридической силы в следующие группы:
1. Указы Президента РФ,среди которых в свою очередь можно выделить:
а) указы, принятыеисключительно для регулирования отношений в сфере образования (например, УказыПрезидента РФ от 11.07.1991 № 1 «О первоочередных мерах по развитию образованияв РСФСР»);
б) указы, содержащиеотдельные положения, которые касаются проблематики образования (например,основы организации государственного управления системой образования закрепленыв Указах Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральныхорганов исполнительной власти»;).
2. ПостановленияПравительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированиюобразования (например, от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении правил оказанияплатных образовательных услуг»,), либо могут содержать отдельные положения,регулирующие некоторые отношения в сфере высшего и послевузовскогопрофессионального образования (например, Постановление Правительства РФ от27.07.2001 № 564 «О федеральной целевой программе «Экономическое исоциальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»»).
3. Нормативные правовыеакты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросамобразования.
Региональные источникиобразовательного права, регулирующие отношения в сфере образования, принимаютсясоответствующими государственными органами субъектов Российской Федерации врамках компетенции, установленной для субъектов Федерации в области высшего ипослевузовского профессионального образования. Эти источники, как и федеральныеисточники образовательного права, представлены законодательными актами(законами субъектов Российской Федерации) и принятыми в соответствии с нимиподзаконными нормативными актами.
Законодательные акты,принимаемые на уровне субъекта Российской Федерации, могут приниматься по общимвопросам организации системы образования в регионе.
Ряд субъектов РоссийскойФедерации на основе федерального закона об образовании разработал свои общиезаконы об образовании, предмет регулирования которых во многом совпадает спредметом регулирования Закона Российской Федерации «Об образовании» (см.,например, Закон Республики Коми 06.10.2006 № 92-РЗ «Об образовании» [24]). Врегиональных законах об образовании устанавливаются общие начала правогорегулирования деятельности образовательных учреждений образования на территорииданного субъекта Российской Федерации, определяется порядок их взаимодействия сразличными элементами системы образования в регионе, распределение компетенциипо регулированию отношений в сфере.
Региональные законы могутприниматься также по отдельным организационным, социальным, экономическим ифинансовым вопросам деятельности образовательных учреждений (в том числевысшего профессионального) в данном субъекте Российской Федерации.
Подзаконные акты,принимаемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерацииразвивают и дополняют положения соответствующих региональных законов.Региональные подзаконные акты могут быть посвящены регулированию общих вопросовобразования или деятельности различных типов образовательных учреждений(например, Указ Главы Республики Коми от 19 апреля 2010 г. № 54 «О Министерстве образования Республики Коми» [22]).
Муниципальноеобразовательное право представляет систему нормативных правовых актов,принимаемых органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией ив рамках полномочий муниципальной власти в области образования. Муниципальныеакты, регулирующие отношения в сфере образования, немногочисленны. Онипринимаются чаще всего в целях в целях предоставления дополнительной социальнойподдержки и предоставления дополнительных льгот участникам образовательныхотношений.
Таким образом, понятиеправового регулирования отражает, прежде всего, и главным образом,государственно-властный характер регулирования общественных отношенийпосредством издания уполномоченными государственными органами и должностнымилицами юридических нормативных предписаний.
Данное понятие следуетотличать от близкого по содержанию понятия «правовое обеспечение», котороеозначает создание и поддержание в необходимых пределахорганизационно-функциональных характеристик систем управления с помощьюупорядочивающего воздействия всего арсенала юридических средств (правовых норм,нормативно-правовых актов, правоотношений, юридических фактов и т.д.).
В настоящее времяобщественные отношения в сфере образования на федеральном уровне регулируютсянормами Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Обобразовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании», а также нормами других законодательных актов, затрагивающимиотдельные вопросы образовательной деятельности.
Кроме того, отношения всфере образования регламентируются Указами Президента Российской Федерации,большим количеством нормативных правовых актов Правительства РоссийскойФедерации, принятие которых прямо или косвенно предусмотрено Законом РоссийскойФедерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании», и ведомственными нормативными правовыми актамиМинобразования России, Госкомвуза России, Минобрнауки России, а также МинтрудаРоссии, Минздравсоцразвития России и другими.
Вместе с тем, в настоящеевремя содержание указанных законодательных актов вследствие прошедших измененийперестает соответствовать реальным потребностям сферы образования и современнымстандартам правового регулирования.
Поэтому неслучайно встране началось обсуждение нового проекта закона «Об образовании в РоссийскойФедерации».
образовательныйправо законодательство педагогический работник
2.Международно-правовое регулирование образования
2.1Документы международных организация как источник образовательного права
Международное право всовременных условиях становится решающим фактором плодотворной деятельности вовсех сферах социального бытия. Значимость этой роли исключительно велика и вобласти образования, особенно в условиях интенсивного расширения мировогообразовательного пространства. Это же влечет за собой необходимость знания иумелого применения норм международного образовательного права.
Во-первых, знание норммеждународного права позволяет уяснить права и обязанности участниковмеждународных образовательных отношений, порядок их реализации.
Во-вторых, нормымеждународного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав исвобод граждан Российской Федерации в силу того, что в соответствии со ст. 15Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются составной частью ееправовой системы. Отсюда, в случаях коллизии норм международного права ифедерального закона или закона субъекта РФ явный приоритет должен отдаватьсянормам международного права и коллизия должна разрешаться разрешается в пользупервых. Если же международным договором Российской Федерации устанавливаютсяиные правила, чем предусмотрено законом, то в соответствии с частью 4 ст. 15Конституции РФ применяются правила международного договора. В настоящее времянасчитывается несколько сотен источников международного права, принятыхнепосредственно по вопросам образования либо содержащих по этим вопросамотдельные нормы. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей ОрганизацииОбъединенных Наций (ООН) и ее специализированными учреждениями – ОрганизациейОбъединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) иМеждународной организацией труда (МОТ), региональными международнымиорганизациями – Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а такжедвусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.
Автор считает, что естьнеобходимость дать их характеристику наиболее значимых международных документовоб образовании.
Ведущее место среди нихзанимает Всеобщая декларация прав человека [6]. Согласно ст. 26 Декларации,образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:
1) способствовать полномуразвитию человеческой личности;
2) воспитывать уобучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;
3) содействоватьвзаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми ирелигиозными группами;
4) содействоватьдеятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Эти положения легли воснову стратегии деятельности мирового сообщества второй половины ХХ столетия вобласти образования, не потеряли они своей значимости и в начале XXI века.
Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах [17], принятый 16 декабря 1966 г., придавая также основополагающее значение праву личности на образование, впервые уравниваетэто право и другие экономические, социальные и культурные права с политическимии гражданскими для нашей страны актуальными являются такие обязанностигосударств, как постепенное введение бесплатного высшего образования, а не наоборот,как наблюдается сегодня, установление удовлетворительной системы стипендий инеобходимость постоянного улучшения материальных условий преподавательскогоперсонала.
Надежные критерии дляоценки действующего образовательного законодательства Российской Федерации ипрактики его реализации содержатся также в Конвенции о правах ребенка [13],вступившей в силу 1 сентября 1990 г. Конкретизируя и развивая принцип Всеобщейдекларации прав человека, согласно которому дети имеют право на особую помощь изаботу, Конвенция возлагает на государство обязанность путем принятиясоответствующих законодательных и административных мер обеспечить ребенку такуюзащиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Две статьи Конвенциипосвящены вопросам реализации права ребенка на образование, призванное, преждевсего, обеспечить в полном объеме развитие его талантов, умственных ифизических способностей.
Применение положенийКонвенции о правах ребенка к российской действительности, к правовому статусусоциально незащищенных детей или детей, находящихся в трудной жизненнойситуации, позволяет увидеть недоработки не только органов исполнительнойвласти, но и законодательной. В частности, в Федеральном законе «Об основныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерацию» [26] отсутствует ряд гарантий,предусмотренных Конвенцией о правах ребенка, да и сама Конвенция в текстезакона, как это не удивительно, не упоминается. Например, в ст. 11 Федеральногозакона, предусматривающей меры защиты прав и законных интересов детей в сферахпрофессиональной ориентации и профессиональной подготовки, предоставляетсянемало льгот и гарантий в пользу ребенка.
Все документы ЮНЕСКОосновываются на принципах и нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщейдекларацией прав человека, иными документами ООН и содержат конкретныенормативные положения, регулирующие образовательные отношения в какой-либоотдельной, относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляютдейственные механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений вконкретных отношениях.
Так, «Конвенция о борьбес дискриминацией в области образования» [12], принятая ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г., дает развернутое определение понятия «дискриминация» в области образования и предписываетряд конкретных мер, которые должны реализовать государства – сторонники этойКонвенции для ликвидации любых проявлений дискриминации в образовании и дляосуществления действительного равноправия участников образовательных отношений.
Большой практическийинтерес представляет принятая ЮНЕСКО в Париже 9 октября 1998 года «Всемирнаядекларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры» [5].Данный документ позитивно оценивает процесс развития мирового высшего образованияво второй половине ХХ в. и определяет основные меры, призванные сохранить иприумножить успехи образования на новое столетие. Декларация определяетпринципиально новые подходы к развитию высшего образования и пути сближения егос практической профессиональной деятельностью. Образование XXI века должноиначе видеть свои задачи и способы их решения. Надлежит, прежде всего,осуществить переход от обучения, ориентированного преимущество на когнитивное(знаниевое) освоение дисциплин, к обучению, направленному на развитие навыков испособностей, связанных с коммуникацией, творческим и критическим анализом,независимым мышлением и коллективным трудом в многокультурном контексте. Дляобеспечения позитивных изменений в содержании образования Декларация ставитзадачу совершенствования образовательного процесса, внедрения в него новыхноваторских подходов, творческого освоения современных возможностей,открывающихся при использовании информационных и коммуникационных технологий.
Декларация, вне всякогосомнения, будет полезной для обучающихся и педагогических работников какдокумент, определяющий пути развития образования, с учетом которых участникиобразовательных отношений должны сообразовывать свое поведение в настоящийпериод, определять оптимальные варианты своих действий на ближайшую илиотдаленную перспективу и находить конкретные формы своего непосредственногоучастия в мероприятиях по постоянному совершенствованию образования.
2.1Образовательно-правовое пространство Европы и СНГ
Среди источниковмеждународного права по вопросам образования, устанавливаемым региональнымимеждународными сообществами, наибольшее значение имеют акты, принятые СоветомЕвропы, членом которого является Российская Федерация.
Это, прежде всего,Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, с дополнениями,внесенными одиннадцатью протоколами. Развивая Всеобщую декларацию правчеловека, Протокол № 1 к Конвенции провозглашает норму, согласно которой никомуне может быть отказано в праве на образование. При этом особо подчеркивается,что участие государства в сфере образования не должно нарушать право родителейобеспечивать образование и обучение своих детей в соответствии со своимисобственными религиозными и нравственными принципами [8]. В рамках ЕС большуюработу проводит Совет по культурному сотрудничеству, который организуетэкспертизу, решает актуальные вопросы образования, готовит крупные документы,касающиеся судеб школ. В одном из них – «Нововведения в начальное образование»,1988 – предусматривалась необходимость дифференциации обучения, обновлениесодержания образования в духе мира, гуманизма, защиты природы, связи семьи ишколы, сотрудничества учителей и учащихся. В целях содействия глубокомувзаимопониманию среди молодежи через сотрудничество во всех областях образованияи преподавания, подготовки на языках других государств-участников в 1990 г. была принята Парижская хартия для новой Европы [27].
Среди документов,принятых Советом Европы в последнее десятилетие по вопросам образования, немаловажноезначение имеет Программа «Ценности обучения в обществе. Элементарный закон вгражданском образовании. Среднее образование для Европы», акцентирующаявнимание на том, что образование для демократических граждан является условиемусиления европейского национального единства [1, c. 179].
Таким образом,образовательная политика ведущих стран Западной Европы с конца 1990-х гг. была сориентирована,прежде всего, на:
a) предоставлениесоциальных, экономических, политических гарантий;
b) обеспечение равногодоступа к получению любого образования на протяжении всей жизни;
c) максимально широкийохват населения образованием;
d) повышение уровняи качества образования населения;
e) предоставлениечеловеку максимальных возможностей в его выборе своего пути полученияобразования;
f) улучшение условийобразования и образовательной среды для всех субъектов образовательногопроцесса;
g) стимулирование иразвитие научных исследований, создание для этих целей специальных фондов инаучных учреждений;
h) выделение средствдля развития образовательной среды, технологического и информационногообеспечения систем образования;
i) расширениеавтономии образовательных учреждений;
j) созданиемежгосударственного образовательного пространства в рамках ЕС [11, с. 47; 35].
И все же в рамкахобразовательного сотрудничества предпочтительное внимание было отдано вопросамвысшего, в том числе университетского, образования. В 1994 г. на Венском заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята официальная прокламация ДекадыООН по правам человека в образовании на 1995-2004 гг. и разработан Пландействий на Десятилетие [28]
Цель Десятилетия –возведение к его окончанию в ранг закона требования уважения прав человека наобразование и фиксация соответствующей структуры направлений действий внациональном законодательстве. Данный документ предполагает и нацеливает страныЕвропы на выработку образовательной политики по введению всеобщеобязательногошкольного образования во всем мире, на отстаивание основных прав человека иоправдывает необходимость систематического и мотивированного образования.Основной правовой базой межгосударственных отношений в области
сотрудничества поформированию единого образовательного пространства СНГ являются различного родаконцепции, соглашения и модельные законодательные акты (законы).
Почти сразу образованияСНГ, в 1992 г., главы правительств десяти входящих в Содружество НезависимыхГосударства (СНГ) государств подписали Соглашение о сотрудничестве в областиобразования в рамках СНГ. В этом документе государства заявили о своемстремлении удовлетворять взаимные потребности в обучении граждан, подготовке,переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров и специалистов. Онигарантировали равноправие всех образовательных учреждений, входящих в ихнациональные системы, и бессрочное признание на своих территориях выданных вгосударствах-участниках к моменту заключения данных соглашений документовгосударственного образца о среднем, высшем образовании, переподготовке кадров,о присуждении ученых степеней и ученых званий. В связи с этим в 1997 г. главами государств Республик Азербайджан, Молдова, Российская Федерация, Беларусь, Казахстан,Таджикистан, Армения, Кыргызстан была принята Концепция формирования единого(общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств [16],на основе которой было выработано и подписано важное Соглашение осотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространстваСодружества Независимых Государств. Данная Концепция действовала до 2000 г., однако она сыграла исключительно большую роль в развитии образовательно-правовых отношениймежду государствами-членами СНГ.
В Концепции формированияединого (общего) образовательного пространства Содружества НезависимыхГосударств определялись основные принципы, направления, условия и этапысоздания единого образовательного пространства,
Основная идея Концепциисостояла в том, чтобы интеграция государств – участников СНГ в областиобразования способствовала бы свободному приобщению граждан к ценностямнациональных культур, созданию условий для развития и формирования культурногомежнационального общения. Основными принципами общего пространства являютсясближение национальных систем образования, согласованности образовательныхстандартов, требований подготовки и программ обучения и др. Одним из последнихбыло принято Соглашение об обеспечении гражданам государств-участников СНГдоступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданамэтих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогическихработников общеобразовательных учреждений (2004 года). Так, в соответствии сданным Соглашением, государства-участники СНГ обязались содействовать приему вобщеобразовательные учреждения граждан Сторон, постоянно проживающих на ихтерриториях, по прямым договорам, а также по договорам междуобщеобразовательными учреждениями.
Из нормативно-правовыхактов, принятых государствами-участниками СНГ по вопросам образования,наибольший интерес представляют модельные законы, к числу важнейших из которыхследует отнести такие законы, как «Модельный закон «Об образовании» [20],«Модельный закон «Об образовании взрослых» [19], «Модельный закон «О среднемобщем образовании» [18].
Закон РФ «Об образовании»и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»принимались не просто хронологически в прошлом веке, они появились в иную эпохуобразовательного права, когда оно формировалось национальным законодателемсамостоятельно, по собственному усмотрению, лишь учитывая тенденции развитиямеждународного права [35].
Сегодня источникимеждународного права, регулирующие интеграционные процессы в отдельных сферахобразования, становятся международными стандартами, обязательными длязаконодательной власти государства, участвующего в интеграционных процессах,при принятии актов внутригосударственного права.
Этот фактор еще разподтверждает своевременность начала обсуждения нового проекта закона «Об образованиив Российской Федерации».
3. Нормативноправовое регулирование педагогических работников в РФ
3.1 Источникитрудового регулирования педагогических работников
КонституцияРФ в соответствии с нормами международного права запрещает принудительный труд,закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своимиспособностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37Конституции РФ). Эти положения распространяются и на педагогическихработников. Как и другие граждане, они свободны в выборе учебного заведенияпутем вступления в трудовой коллектив на основе добровольного волеизъявления,направленного на выполнение трудовой функции.
Для целей настоящегоФедерального закона под педагогическими работниками понимаются физические лица,состоящие в трудовых отношениях с образовательными организациями и выполняющиена профессиональной основе трудовые обязанности по обучению, воспитанию и (или)организации образовательного процесса.
В организациях,осуществляющих обучение, к педагогическим работникам относятся работники,непосредственно занятые обучением, воспитанием обучающихся и (или) организациейобразовательного процесса в специализированных структурных образовательныхподразделениях таких организаций.( ФЗ об образовании нов.).
Однакоосуществление педагогического труда коллективами преподавателей вузов, сузов,лицеев, школ, особенности и своеобразие педагогической работы, являющейсяосновой их правовой характеристики, породили необходимость в дифференциациизаконодательства о труде этих работников. В этой связи в сфере регулированиятруда преподавателей функционирует большое количество специальных правовыхнорм, устанавливающих особый порядок возникновения и существования данныхтрудовых правоотношений. Поэтому в основе правового регулирования труда этихработников лежит сочетание общего трудового законодательства и специальныхправовых норм.
Основным источникомрегулировании труда и трудовых отношений в РФ является Трудовой кодексРоссийской Федерации – основной систематизированный законодательный акт,регулирующий трудовые отношения в РФ. Подписан Президентом РФ 30 декабря 2001г. (№ 197-ФЗ), с 1 февраля 2002 г. вступил в силу. 6 октября 2006 г. введен вдействие ФЗ от 30 июля 2006 г. № 90-ФЗ, которым в ТК РФ внесен ряд существенныхизменений, действующий ТК РФ состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав, 438статей.
ТК РФ содержит нормы,цель которых — создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав иинтересов работников и работодателей, а также необходимую правовую базу дляизменения правового характера трудовых отношений. В нем впервые закрепленанедопустимость, какой бы то ни было дискриминации в трудовых отношениях. Введензапрет на принудительный труд. ТК РФ установил ответственность работодателя зазадержку заработной платы. Такая задержка отнесена к категории принудительноготруда. Помимо уголовной и административной ответственности введена материальнаяответственность.
Наряду с ТК РФ с нимтесно переплетается федеральный «закон об образовании» В нем происходит отражениеправового регулирования труда педагогических работников. Иными словами онотражает содержание трудового кодекса, но и включает в себя должностныеобязанности педагогических организаций.
Правовым актом,регулирующим должностные обязанности и требования к определенной квалификацииработников данной категории, является Единый квалификационный справочникпринятый в соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерствездравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденногопостановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2005, № 2, ст.162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11 (1 ч.), ст. 1036; № 15, ст.1555; № 23, ст.2713; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5618; 2009, № 2, ст. 244; № 3,ст. 378; № 6, ст. 738; № 12, ст. 1427, 1434), от 14 августа 2009 года.
Квалификационнаяхарактеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности»,«Должен знать» и «Требования к квалификации». В разделе «Должностныеобязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут бытьполностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, сучетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющихобеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих. В разделе «Должензнать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношенииспециальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовыхактов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которыеработник должен применять при выполнении должностных обязанностей. В разделе«Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностныхобязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документамиоб образовании, а также требования к стажу работы. Например: должностныеобязанности социального педагога — осуществляет комплекс мероприятий повоспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях,организациях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей)… Должензнать: приоритетные направления развития образовательной системы РоссийскойФедерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующиеобразовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальнойполитики, права и государственного строительства, трудового и семейногозаконодательства; общую и социальную педагогику…
Требованияк квалификации. Высшеепрофессиональное образование или среднее профессиональное образование понаправлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» безпредъявления требований к стажу работы.
Не зависимо от этого,Безусловный приоритет в ТК РФ отдается бессрочному трудовому договору. Всоответствии со статьей 56 ТК РФ под трудовым договором понимается правовой акт- «соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым,работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовойфункции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством ииными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и даннымсоглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработнуюплату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашениемтрудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующегоу данного работодателя». В трудовом договоре указываются всеусловия определяющие права и обязанности сторон. На трудовой договор,заключенный между работодателем, которым согласно ст. 20 ТК РФ могут быть любыефизические и юридические лица, и педагогическим работником распространяются какобщие требования, указанные в нормах ст. 57 ТК РФ, так и специальные,предусмотренные в иных статьях трудового законодательства. Рассмотрим их.
3.2 аспектынормативно — правового регулирования труда педагогических работников
а. Рабочее время ивремя отдыха
Согласно ст.333 ТК РФ дляпедагогических работников образовательных учреждений устанавливаетсясокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Педагогическим работникамобразовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности сучетом особенностей их труда устанавливается следующая продолжительностьрабочего времени:
Таблица 1. см приложения.
Учебная нагрузкапедагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, можетограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положениемоб образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемымуполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органомисполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональныеобразовательные программы, и образовательных учреждений, реализующихобразовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственнуютайну, — типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемымиПравительством Российской Федерации.
В зависимости отдолжности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностейих труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работыза ставку заработной платы) определяется уполномоченным ПравительствомРоссийской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок регулированиярежима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников с учетомособенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видовопределяется Положением об особенностях режима рабочего времени и времениотдыха педагогических и других работников образовательных учреждений,
утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69.
Выполнение педагогическойработы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогамидополнительного образования (далее – педагогические работники, ведущиепреподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм временитолько для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательскойработой.
На основании типовыхположений о соответствующем образовательном учреждении и ст. 331 ТК РФ, учебнаянагрузка на учебный год устанавливается самостоятельно учебным заведением: вразмере до 900 часов для преподавателей высших учебных заведений (в зависимостиот их квалификации и профиля кафедры) и до 1440 часов для преподавателейсредних специальных учебных заведений. Объем учебной нагрузки педагогическихработников общеобразовательного учреждения устанавливается, исходя изколичества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченностикадрами, других условий работы в данном учреждении. Если этот объем несоответствует норме часов за ставку заработной платы, то учебная нагрузкаустанавливается только с письменного согласия работника.
Продолжительностьрабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы)для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается,исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени, не более 36 часов в неделю(продолжительность рабочего времени педагогических работников включаетпреподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другуюпедагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимомрабочего времени, утвержденными в установленном порядке). Работодатель обязанустановить для педагогических работников сокращенное рабочее время. В свободноеот основной работы время (как по основному месту работы, так и в другихорганизациях) эти работники вправе работать по совместительству (ст. 98 ТК РФ),в том числе по аналогичной занимаемой ими должности, специальности, профессии.Данное право предоставлено им Постановлением Министерства труда и социальногоразвития РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических,медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», а именно:
а) указанные категорииработников вправе осуществлять работу по совместительству: выполнять другуюрегулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное отосновной работы время по месту своей основной работы или в других организациях,в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях,когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (заисключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФустановлены санитарно-гигиенические ограничения);
б) продолжительностьработы по совместительству указанных категорий работников в течение месяцаустанавливается по соглашению между работником и работодателем; по каждомутрудовому договору она не может превышать:
¨ дляпедагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), укоторых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляетменее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю;
¨ для работниковкультуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительногообразования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов,художественных руководителей, месячной нормы рабочего времени, исчисленной изустановленной продолжительности рабочей недели;
в) педагогическая работавысококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласияработодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышенияквалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранениемзаработной платы по основному месту работы.
В целях реализации правапедагогических работников образовательных учреждений, учредителем которыхявляется Минобразование России или в отношение которых Минобразование Россииосуществляет полномочия учредителя, на длительный отпуск сроком до одного годаза непрерывную преподавательскую работу Министерство образования РФ утвердилоПоложением Министерства образования РФ от 07.12.2000 № 3570 «Об утвержденииПоложения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникамобразовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года». ЭтимПоложением определены виды деятельности, включаемые в непрерывнуюпреподавательскую деятельность, случаи, при которых, стаж не прерывается,условия оплаты отпуска и т.д.
Порядок и условияпредоставления длительных отпусков педагогическим работникам других учрежденийопределяются учредителями и (или) уставами этих учреждений.
Длительный отпускпредоставляется педагогическому работнику по его заявлению и оформляетсяприказом образовательного учреждения, а руководителю (ректору, директору,начальнику и заведующему) образовательного учреждения — приказом министраобразования и науки. За находящимся в длительном отпуске педагогическимработником сохраняется место работы (должность). Причем во время отпуска недопускается перевод работника на другую работу (ст. 72 ТК РФ), а такжеувольнение его по инициативе работодателя, за исключением полной ликвидацииобразовательного учреждения (п. 1 ст. 81 ТК РФ).
Б.Оплата труда педагогическихработников
Ставки заработной платы(должностные оклады) педагогических работников определяются в зависимости отобразования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или вопределенной должности) либо второй, первой или высшей квалификационнойкатегории, присвоенной по результатам аттестации, как это определеноТарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностямработников учреждений образования (далее – ТКХ), согласованными ПостановлениемМинтруда России от 17 августа 1995 г. N 46 с изменениями и дополнениями,внесенными Постановлением Министерства труда РФ от 22.11.95 N 65.
Размер оплаты трудаработников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий:
¨ – показателейквалификации (образование, стаж педагогической работы, наличие квалификационнойкатегории, наличие ученой степени, почетного звания), в соответствии с которымирегулируется размер ставки заработной платы (должностной оклад) работника сучетом межразрядных коэффициентов;
¨ продолжительностирабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы)педагогических работников образовательных учреждений, установленныхПостановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191;
¨ объемов учебной(педагогической) работы;
¨ размеровповышения ставок (окладов) в процентах, на которые ставки (оклады)специалистов, работающих на селе, увеличиваются по сравнению с размерами ставок(окладов) соответствующих специалистов в городской местности, а работниковобразовательных учреждений для детей-сирот, коррекционных учреждений, лицеев,гимназий и других – по сравнению с размерами ставок (окладов) работников,которые в таких образовательных учреждениях не работают;
¨ порядка исчислениязаработной платы педагогических работников на основе тарификации;
¨ выплатыустановленной при тарификации заработной платы независимо от количества дней инедель в месяце, а также в период каникул и в период отмены учебных занятий(образовательного процесса) по климатическим и санитарно-эпидемиологическимоснованиям;
¨ особенностейисчисления почасовой оплаты труда педагогических работников;
¨ дополнительнойоплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда;
¨ дополнительной оплатыпедагогических и других работников за работу, не входящую в их должностныеобязанности, в т.ч. связанную с образовательным процессом (классноеруководство, проверка письменных работ и другое);
¨ выплат,обусловленных районным регулированием оплаты труда;
¨ – процентныхнадбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, вприравненных к ним местностях и других районах с тяжелымиприродно-климатическими условиями;
¨ – других условийоплаты труда, в том числе установленных в субъектах РФ и муниципальныхобразованиях;
¨ – правил и сроковизменения размеров ставок заработной платы на основании указанных вышепоказателей, в том числе после 1 января 2005г.
Размеры доплат работниками порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей вкруг их основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ,заведование кабинетом и другое), определяются образовательным учреждением впределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре,локальном нормативном акте образовательного учреждения.
Изменение размеров ставокзаработной платы (должностных окладов) производится:
¨ при увеличениистажа педагогической работы, стажа работы по специальности – со дня достижениясоответствующего стажа, если документы находятся в образовательном учреждении,или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размераставки (оклада) заработной платы;
¨ при полученииобразования или восстановлении документов об образовании — со дня представлениясоответствующего документа;
¨ при присвоенииквалификационной категории — со дня вынесения решения аттестационной комиссией;
¨ при присвоениипочетного звания — со дня присвоения;
¨ при присужденииученой степени кандидата наук — со дня вынесения решения Высшей аттестационнойкомиссией федерального органа управления образованием о выдаче диплома;
¨ при присужденииученой степени доктора наук — со дня присуждения Высшей аттестационнойкомиссией федерального органа управления образованием ученой степени докторанаук.
При наступлении уработника права на изменение размера ставки (оклада) в период пребывания его вежегодном или другом отпуске, а также в период его временной нетрудоспособностивыплата заработной платы исходя из более высокого разряда оплаты трудапроизводится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.
В. Прекращение трудовогодоговора с педагогическим работником
Помимо оснований,прекращения трудового договора предусмотренных ст. 77 ТК РФ и инымифедеральными законами, дополнительными основаниями прекращения трудовогодоговора с педагогическим работником, согласно ст.336 ТК РФ являются:
1) повторное в течениеодного года грубое нарушение устава образовательного учреждения (повторное втечение года грубое нарушение устава образовательного учреждения и применение,в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или)психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, в качествеоснований увольнения связаны с необходимостью проведения дисциплинарногорасследования. Статья 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»предусматривает основание для проведения расследования и обязательностьознакомления работника с поданной на него жалобой.
2) применение, в томчисле однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или)психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) достижение предельноговозраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332Трудового Кодекса (Согласно части двенадцатой статьи 332 Трудового кодекса РФ вгосударственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора,проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрастене старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров.
4) неизбрание по конкурсуна должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания поконкурсу (неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работникаили истечение срока избрания по конкурсу в качестве дополнительного основанияпрекращения трудового договора представлено в ТК впервые, поскольку ранеедействовавшая модель трудового договора с научно-педагогическим работникомвысшего учебного заведения предусматривала исключительно срочный трудовойдоговор сроком до 5 лет.
Основания прекращениятрудового договора с педагогическими работниками могут определяться и инымифедеральными законами. Речь идет о требованиях, предусмотренных законами обобразовании и высшем профессиональном образовании, с учетом запретов на правоосуществления педагогической деятельности1.
Так, одним издополнительных оснований расторжения трудовых договоров с ректором ипроректорами, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N125-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании» (ст. 12), является лишение государственнойаккредитации государственного или муниципального высшего учебного заведения вцелом. Ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своейкомпетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются отзанимаемых должностей органом исполнительной власти илиисполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которыхнаходится такое высшее учебное заведение. Выборы ректора высшего учебногозаведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующиморганом управления образованием на работу по трудовому договору на срок неболее чем 5 лет.
Трудовой договор сработниками образовательных учреждений, по должностям которых тарифно-квалификационныехарактеристики предусматривают наличие квалификационных категорий, может бытьрасторгнут в связи с недостаточной квалификацией, подтвержденной результатамиаттестации. Процедура прекращения трудового договора в связи с недостаточнойквалификацией работника определяется ученым советом вуза (п. 14 Положения опорядке замещения должностей научно-педагогических работников вузов,утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114)
Заключение
Образовательная системасовременной России предоставляет широкие возможности для учета национальных,религиозных и иных культурных, а также индивидуальных, различий в обучении ивоспитании, т.е. имеет многокультурный характер. Между тем многокультурныйхарактер современного образования может иметь не только положительные (широкиевозможности для самореализации обучающихся, воспитанников), но и отрицательныепоследствия (разногласия и конфликты на национальной, религиозной,идеологической основе). В образовании возможны два пути предотвращения такихнегативных явлений – внутренний и внешний. Регулирование отношений участниковобразовательного процесса – педагогов и обучающихся – «изнутри» возможно приусловии сформированности у них позиции, обеспечивающей терпимость к «другому» иодновременно устойчивость собственных взглядов и убеждений. Но покагуманитарная позиция не сформирована, необходимо регулирование отношений извне,с использованием правовых норм.
Кроме того,законодательство в области образования обеспечивает создание и функционированиеединого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации иодновременно гарантирует вариативность, множественность в образовании.
Проводимая в РоссийскойФедерации реформа системы образования, курс на вхождение нашей страны в единоеевропейское пространство высшего образования, а также существенные изменения,вносимые в «смежные» отрасли законодательства, предопределяют активное развитиеобразовательного права. Нормы образовательного права динамично изменяются в соответствиис сиюминутными потребностями как самой системы образования, так и ее внешнейсреды.
В соответствии спроведенным анализов, автор позволяет себе сформулировать следующие выводы:
1) в понятии «правовоерегулирование» отражается целенаправленная, организованная, осуществляемаяуполномоченными на то государственными и негосударственными органами,должностными лицами деятельность по упорядочению общественных отношений спомощью правовых средств, способов и механизмов. Поэтому при употреблениипонятия «правовое регулирование» в первую очередь мы имеем в виду именновыработку нормативных правовых актов;
2) образовательноезаконодательство призвано регулировать образовательные и иные отношения(административные, трудовые, имущественные и т.д.), складывающиеся в областиобразования. Регулируя такие отношения, законодательство определяет права,обязанности и ответственность субъектов правоотношений;
3) в системе источниковобразовательного права выделяют два уровня – международно-правовой ивнутригосударственный (национальный). Последний в соответствии сконституционными основами государственного устройства Российской Федерациивключает в себя три подуровня – федеральный, региональный (субъекта РоссийскойФедерации) и муниципальный;
4) так называемое международноеобразовательное право объединяет свыше 150 разного рода международно-правовыхактов, принятых ООН, Организацией Объединенных Наций по вопросам образования,науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной организацией труда (МОТ), СоветомЕвропы и другими международными организациями. Нормативно-правовая база,регулирующая отношения в сфере образования в Российской Федерации, включаетсотни правовых актов различной юридической силы.
5) в качестве основныхнаправлений совершенствования нормативно-правовой базы образования в РоссийскойФедерации можно назвать:
5.1) приведениезаконодательства в области образования в соответствие с международно-правовымиобязательствами Российской Федерации;
5.2) устранениепротиворечий, возникающих между актами образовательного законодательства иактами иных «смежных» отраслей законодательства (гражданским, административным,трудовым и т.д.);
5.3) приведениефедеральных, региональных (субъектов Федерации) и местных (муниципальных)источников образовательного права в соответствие с конституционными принципамиразграничения властных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами иорганами местного самоуправления;
5.4) совершенствованиелокального нормативно-правового регулирования сферы образования вобразовательных организациях.
6) Трудовой кодекс,вступивший в силу с 2002 года внес значительные изменения в регулированиетрудовых отношений с отдельными категориями работников. Изменения коснулись ипедагогических работников, однако эти изменения по-прежнему не решили всех проблемв этой сфере. Так в кодексе отсутствует понятие педагогической деятельности, аустановлены только требования, предъявляемые к лицу желающему заниматьсяпедагогической деятельностью. К этим требованиям, как следует из содержанияст.331 ТК РФ, относится наличие у лица образовательного ценза, стажа работа попедагогической специальности, определенные тарифно-квалификационныехарактеристики и соответствующий разряд аттестации.
6.1) При заключениитрудового договора на стороны распространяются общие требования,предусмотренные нормами ст.57 Трудового кодекса РФ, но при этом существуютнекоторые особенности. Так, согласно, ст. 333 ТК РФ продолжительность рабочеговремени для педагогических работников не может быть более 36 часов в неделю, аотпуск педагогических работников носит удлиненный характер и составляет 42календарных дня, также возможно продление количества отпускных дней.
6.2) Размер оплаты трудаработников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий:показателей квалификации; продолжительности рабочего времени; и инымиособенностями.
ПриложенияЧасы работы специальности 36 часов в неделю
1) работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
2) старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;
3) педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений; 30 часов в неделю старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) 2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) 18 часов в неделю
учителям 5–11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья,
преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей; 20 часов в неделю учителям 1–4 классов общеобразовательных учреждений 24 часа в неделю
преподавателям 1–2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения,
1–4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения 720 часов в год преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования 3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 20 часов в неделю учителям-дефектологам и учителям-логопедам 24 часа в неделю музыкальным руководителям и концертмейстерам 25 часов в неделю воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии 30 часов в неделю инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах /> /> />