Введение
Экскурсия. Сэтим словом у каждого из нас связаны воспоминания о туристских поездках, новыхместах, эмоциональных переживаниях. Трудно представить себе человека, которыйбы за всю свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. В детском саду малышейводят в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, осенью – в ближайшуюрощицу — полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья. Вшколе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по своемуродному краю. Став взрослыми, мы сами выбираем интересующие нас экскурсии, накоторых можно повстречаться с чем-то малознакомым, но крайне любопытным, илиеще раз увидеть уже известное, чтобы открыть в нем что-то новое для себя, безчего жизнь просто-напросто скучна, неинтересна. Экскурсия сопровождает нас всюжизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило:лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Экскурсия дляее участников – интеллектуальное удовольствие, а для экскурсовода – это сложныйтворческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний и оттого, владеет ли экскурсовод отточенной техникой ведения экскурсии, обладает литалантом педагога и актера.
Экскурсия –сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы и немногочисленныеспециализированные туры (например, охотничий и рыболовный) могут обойтись безнее. При организации остальных видов туризма – экскурсии обязательно включаютсяв программы поездок.
Темамоей экскурсии связана с православной религией. Современная молодежь имеетдостаточно скудные знания о зарождении православной религии, ее истории,церковных праздниках, жизни и деятельности святых, поэтому цель моей экскурсии– рассказ о нравственно-этических основах православия; объяснение смыслаобрядов и традиций Русской православной церкви, показ роли Русской православнойцеркви в истории России, знакомство студентов с домовым храмом БелГУ.
Религия занимает важное место в жизни человека.Многие из нас проходили в детстве обряд крещения еще до конца не осознав, чтоэто такое и какова суть этого обряда. Другие сделали это уже будучи взрослыми,прекрасно понимая цель этого действия. Некоторые люди соблюдают все посты ирелигиозные праздники, пытаются жить по законам божьим.
Цель религии состоит в том, чтобы научитьчеловека жить в гармонии с природой, самим собой и другими людьми, не наноситьобиду ближнему своему, помочь ему перенестись из мира жестокой реальности в мирдобра и красоты религиозных обителей.
Надо признаться, что в настоящее время в нашпрогрессивный, суматошный век с его компьютерными технологиями религия все жестала отодвигаться на второй план, особенно в нашей стране. Не последнюю роль вэтом сыграло уничтожение прекрасных по своей архитектуре культовых сооружение изапрещение проведения церковных обрядов. В 20 веке была предпринята попытка заменитьцерковную религию коммунистической. Но все же необходимо отметить, что впоследние годы именно церковь стала прибежищем для многих россиян. Церковныеобщины становятся центрами духовного возрождения нации. Недаром нашу эпохусовременники называют «вторым крещением Руси», что очень легко можно объяснитьусталостью людей от разобщенности, безверия и агрессивности, меркантильности ижестокости.
В 1990-е годы началось формирование новой экскурсионной тематики,связанной с религиозным содержанием. Объектов показа для создания подобныхэкскурсий было предостаточно, несмотря на потери, понесенные церковью в разноевремя в связи с целенаправленным разрушением храмов. Сегодня экскурсии нарелигиозную тематику созданы в стране повсеместно. Экскурсии в храмы сталипопулярными как для прихожан различных приходов, так и для граждан, никогдаранее не посещавших церковь.
Глава 1 Особенностирелигиозных экскурсий
1.1 Сущность религиознойэкскурсии и особенности методики ее подготовки
Созданиеэкскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного делабольших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новойтемы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентовтуристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своегогорода, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определениетемы, постановку цели и задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионныхобъектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников потеме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов,написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеляэкскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составлениетехнологической карты экскурсии.
В основуподготовки экскурсии должны быть положены главные принципы и требованияпедагогической науки: взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета,последовательность и системность, ясность и доступность изложения, наглядность,эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.
Экскурсияимеет свою четко определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чемстроится показ и рассказ. Тема в экскурсии – предмет показа и рассказа. Онаявляется критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержаниерассказа экскурсовода. Формирование темы представляет собой краткое иконцентрированное изложение основного содержания экскурсии. Тема играетрешающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единоецелое.
Нельзя братьсяза создание экскурсии, предварительно не обозначив ее цели. Цель – это то, кчему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейшеезначение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. Целиподчиняется все, что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии.
Задачиэкскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Цели и задачи определяютокончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержаниеэкскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода»,эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.
В 90-е годы20-го столетия в России вместе с переменами в политической и экономическойжизни страны произошли серьезные изменения в общественном сознании по отношениюк церкви. Религия вновь становится весомой общественной силой, способной влиятьна политику, экономику, нравственность. Реставрируются и строятся новыецерковные здания, резко увеличивается число прихожан в храмах, растет интерес крелигии среди различных слоев общества.
Одной из формутоления жажды знании по истории и таинствам религии являются экскурсии вхрамы. В настоящее время преобладающее большинство из них организуется дляшкольников и студентов. Проведением экскурсий занимаются зачастую школьные учителя,многие из которых имеют отрывочные сведения о религии и не владеют методикойпроведения экскурсий на религиозные темы. Это связано с тем, что пока еще нетшироких возможностей где-либо с ней познакомиться, так как отсутствуютметодические пособия и развитая система подготовки экскурсоводов, владеющихнавыками проведения экскурсий на религиозные темы.
Экскурсионнаяметодика складывалась в России на протяжении длительного времени. В 1916 г. в журнале «Русский экскурсант» была опубликована первая классификация экскурсий, включающаявосемь ее типов и краткие методические указания по их проведению. Но в классификацииотсутствовал тип экскурсий на религиозные темы, что легко можно понять. В тевремена практически все граждане страны являлись прихожанами различныхприходов. В школах учащимся преподавался закон Божий. Население России имелодостаточно полное представление об истории религии, о святых, церковнойатрибутике, церковных таинствах и праздниках.
В различныхепархиях и монастырях существовали паломнические службы. Занимались ониорганизацией паломничеств, но не экскурсиями по храмам, в которых не былопотребности.
В 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.Его председатель В.И. Ленин по отношению к религии взял на вооружение известноевысказывание К. Маркса «Религия — опиум для народа». Партия большевиковобъявила войну религии и на протяжении более 70 лет декрет 1918 г. служил основой для законодательных актов, определяющих отношение советской власти крелигиозным объединениям и носители веры. Кто мог осмелиться организовыватьэкскурсии в храмы, которые повсеместно разрушались, превращались в складскиепомещения?!
Поэтомутеоретики экскурсионного дела советских времен выделяли 8 типов тематическихэкскурсий: исторические, историко-революционные, военно-исторические,производственно-экономические, природоведческие, искусствоведческие,литературные, архитектурно-градостроительные, среди которых не было и не моглобыть экскурсий на религиозные темы.
В настоящеевремя назрела необходимость рассмотреть такие экскурсии как самостоятельныйпредмет исследования в связи с их реальным существованием в практике экскурсионногодела и ярко выраженными отличиями от тематических экскурсий других типов.
Подготовкаэкскурсии по храму, как и любой другой экскурсии, начинается с определенияцели. Цель — это то, к чему стремится экскурсовод при проведении экскурсии,идеальное, мысленное предвосхищение результатов его просветительскойдеятельности. Цель определяет выбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии,подбор литературные источников и текстов для цитирования. Четкосформулированная цель оказывает определяющее влияние на все содержаниеэкскурсии.
В теорииэкскурсоведения указывается несколько основных целей, которые должныдостигаться при проведении экскурсий: воспитание любви и уважения к Родине,трудовое воспитание, уважения к другим народам, эстетическое воспитание.
В экскурсияхпо православному храму не потеряли своей значимости такие цели, как воспитаниелюбви и уважения к своей Родине; эстетическое воспитание. Но можно указать идругие цели, свойственные экскурсиям по храмам. Некоторые из них: показ ролиРусской православной церкви в истории России; ознакомление снравственно-этическими основами православия; объяснение смысла обрядов итрадиций Русской православной церкви.
Принятиехристианства по византийскому обряду (православия) произошло на Руси в 988году. Князь Владимир приказал уничтожить всех языческих идолов и исповедоватьновую веру. Это была одна из основных вех в культурно-историческом и духовномразвитии народов Российского государства. Многие известные литературные шедеврыпринадлежат перу церковных авторов. Усилиями священнослужителей создавалисьучебные заведения и библиотеки. Православная религия всегда составлялаважнейший элемент культуры, непосредственно участвовала в формированиироссийской цивилизации. Именно православие сыграло важнейшую роль в объединениирусских земель вокруг Москвы, формировании Московского, а затем и Российскогогосударства. Военно-политические последствия выбора веры оказались чрезвычайновелики.
В годинусуровых испытаний, выпавших на долю Советского Союза в период Великой Отечественнойвойны, от помощи православных священников не отказывались даже партийные игосударственные деятели страны. Примером этого могут служить контактымитрополита Илии с И.В. Сталиным.
В 1941 году всамом начале войны митрополит Гор Ливанских Илия (Салиб) имел видение БожиейМатери, которая объявила ему, что Ленинград будет спасен, если Казанскую иконуБожией Матери с крестным ходом обнесут вокруг города.
Митрополитсвязался с представителями русской церкви и с советским правительством. ТерятьСталину было нечего, и он дал разрешение на этот крестный ход митрополитамСергию и Алексию. Казанскую икону вынесли из собора и пронесли по осажденномугороду, укрепив тем самым боевой дух защитников Ленинграда. И город выстоял.
Чудотворнаяикона была отправлена в Сталинград, где перед нею непрерывно служились молебныи панихиды. Победа под Сталинградом стала переломным моментом во всей Второймировой войне. Казанская Богородица помогла советским войскам и при штурмеКенигсберга.
В 1947 годуИ.В. Сталин пригласил митрополита Гор Ливонских Илию в Россию для вручения емуСталинской премии за помощь России во время войны. Но от премии Илия отказался,сказав, что монаху деньги не нужны, и сам внес 200 тысяч долларов на помощьдетям-сиротам.
В настоящеевремя, в период перевода российской экономики на рельсы рыночных отношений,особый интерес представляет вопрос о роли религиозного фактор в этом процессе.«Историческая эволюция различных способов производства, обмена, всех сферэкономики тесно связана с историей религии. Все национальные и мировые религиине только занимались духовно-нравственными вопросами, но и непосредственновмешивались в повседневную хозяйственно-экономическую деятельность людей,санкционируя божественным авторитетом отношения собственности, владения,определенный тип имущественных отношений людей, благослов/>ляя одни виды экономической деятельности инегативно относясь к другим».
Со временипринятия христианства на Руси Русская православная церковь вместе с властямиактивно участвовала и решении экономических проблем государства. Особая роль вэкономической жизни страны принадлежала православным монастырям. Они наряду срелигиозной, а также благотворительной деятельностью являлись центрами торговойи промышленной жизни того или иного края.
Роль православияв экономическом становлении современной России — крайне актуальная подтема вэкскурсиях по храмам, которая с большим интересом воспринимается слушателями изначительно расширяет сферу познавательного интереса к вопросам религии.
Примеровпозитивного влияния православной церкви судьбы России бесконечное множество, ив правильно подготовленных экскурсиях по храмам можно сформировать у слушателейверное понимание неразрывности связи истории Отечества с Верой народа.
Маршрутэкскурсии определяется ее целью и связан с последовательностью показа объектов.Следует стремиться к сохранению библейской очередности событий при осмотре иконс библейским сюжетом. Так, например, рассказ у иконы Рождества Христова долженследовать после ознакомления с иконой Благовещения. Затем можно переходить киконам, отображающим земную жизнь Христа.
Экскурсия поправославному храму включает в себя множество объектов показа, в том числеколокольню, захоронения в церковной ограде, святые источники, если таковыеимеются.
Основные объектыпоказа — это иконы, представляющие собой живописные изображения, какправило, на дереве Иисуса Христа, Богоматери и святых. Иконописный канонустанавливает черты святых, детали сюжета и атрибуты мученической кончины.Помимо писанных красками, бывают иконы резные и отлитые из металлов.
Иконостас — отделяющая алтарь отцентральной части храма стена, на которой в несколько рядов помещены иконы.Слева и справа находятся дьяконские врата, в центре — Царские врата, на которыхизображены Благовещение и четыре евангелиста, сверху — икона Тайной Вечери. Впервом ярусе слева от Царских врат расположена икона Матери Божией, справа –Спасителя, затем храмовая икона, то есть икона праздника или святого, в честькоторого освящен престол храма. Во втором ярусе размещаются иконы двунадесятыхпраздников, в третьем — иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков.
Распятие — большой деревянныйкрест с рельефным изображением распятого Господа. Крест укрепляется наподставке в виде горы Голгофы, на которой изображен череп Адама.
Мощевик — особый ларец, в немпод стеклом хранятся частицы мощей — тел святых христианской церкви, оставшихсянетленными после их кончины.
ГробГосподень — большого размера гроб под сенью, которому поклоняются верующие в памятькрестной смерти Христа. В нем находится плащаница.
Плащаница — большой плат, накотором изображено тело умершего Христа. Плащаница выносится накануне Пасхи дляпоклонения и целования верующими.
Потир(Святая Чаша) — один из священных богослужебных сосудов жертвенника алтаря. Он используетсяв главном таинстве христианской церкви евхаристии — из него причащают верующих.Потиры имеют форму кубка.
Престол — особо освященныйчетырехугольный стол, находящийся посредине алтаря. Он украшен двумя одеждами,нижней из белого полотна и верхней из более дорогой ткани, чаще всего из парчи.Их цвет зависит от праздника. На престоле находятся антиминс, Евангелие, крест,дарохранительца и дароносица.
Антиминс — освященный архиереемшелковый плат, который вшиты частицы мощей святого.
Хоругвь — знамя Христово, знамяцеркви. Их ввел Константин Великий, заменив на воинских знаменах крестом орла имонограммой Христа изображение императора.
Купель — металлический сосуд сводой, в который во время таинства крещения погружают младенца. По форме оннапоминает чашу, на нем изображен крест, и к нему крепится подсвечник для трехсвечей.
Фреска — живописное изображениекрасками, разведенными на воде, по сырой штукатурке на стенах, потолке и сводаххрамов. Сюжетами фресок часто являются события Ветхого либо Нового Заветов.
Солея – небольшое огороженноевозвышение перед алтарем. Средняя часть солеи перед Царскими вратами называетсяамвоном. Это место причащения, оглашения проповедей.
Панихидныйстол —большой прямоугольный подсвечник для множества свечей, на котором изображенагора Голгофа с распятием и фигурами предстоящих Матери Божией и апостолаИоанна. Единственный в храме подсвечник, где ставятся свечи за усопших, передним совершается служба об упокоении.
Экскурсоводунеобходимо хорошо знать предназначение всех вышеперечисленных церковныхпредметов, а также таких атрибутов, как паникадило, рака, дароносица,дарохранительница и ряда других, упоминания которых постоянно присутствуют вэкскурсиях по храмам.
Большиевозможности для организации экскурсий сложились в соборах России, имеющихдолгую историю существования.
Приведенныеобъекты показа являются основой для разработки экскурсий, имеющих любую изназванных ранее целей. В малых церквях условия для проведения экскурсиискромнее, чем в крупных, с длительной историей соборах. Но и в них достаточновозможностей для проведения экскурсий, имеющих целью показ роли Русскойправославной церкви в истории России.
1.2 Особенности проведениярелигиозных экскурсий
В экскурсияхпо православному храму должна быть показана взаимосвязь исторических личностей,святых и святынь с историей церкви и страны. Например, от иконы святого ДмитрияДонского следует переходить к иконе святого преподобного Сергия Радонежского,благословившего князя Дмитрия на Куликовскую битву, и далее к образу ДонскойМатери Божией, просиявшему на Куликовом поле. После рассказа о Дмитриевскихсубботах (дни поминовения павших воинов князя Дмитрия) можно переходить кпанихидном у столу. Такая последовательность показа экскурсионных объектовделает более ощутимой взаимосвязь истории страны и истории церкви, ее обрядов.
В религиозныхэкскурсиях, как и в других видах экскурсий, для достижения наибольшего эффектаиспользуются методические приемы показа и рассказа.
Методы показаобъектов не просты, их выбор находится в прямой зависимости от способапередвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности,известности, выразительности, степени сохранности объектов. В технологии показаследует выделить две составные части. Первая часть представляет собой краткоесловесное описание внешних сторон экскурсионного объекта для привлечения к немувнимания экскурсантов, создания его зрительного образа с целью вычлененияобъекта из окружающей среды. Она включает в себя: 1) указание наместорасположение объекта, которое может сопровождаться жестом руки; 2)характеристику внешних специфических черт объекта. Вторая, содержательная,часть показа подразумевает использование методических приемов показа:предварительного осмотра, зрительной реконструкции, зрительного монтажа, локализациисобытий, зрительного сравнения, зрительной аналогии, абстрагирования, показанаглядных пособий из «портфеля экскурсовода», панорамного показа, движениявблизи объекта, приема переключения внимания.
Рассказ, каки показ, — основной элемент экскурсии, с помощью которого излагаются сведения,связанные с объектами экскурсии, в соответствии с ее темой, целью задачами.Рассказ неотделим от показа и подчинен ему.
Рассказ можетстроиться на основе индуктивного метода, т.е. от частного к общему, отнаблюдений к выводам, или дедуктивного – от общего к частному. В экскурсионнойпрактике чаще используется индуктивный метод, когда на примере анализа объектапоказа экскурсовод приходит к общим положениям и выводам.
Достижениецели экскурсии, полнота раскрытия темы зависит от верно отобранных методическихприемов рассказа, какими являются экскурсионная справка, описание, объяснение,комментирование.
Методическиеприемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, приемхарактеристики, прием объяснения, прием комментирования, приемвопросов-ответов, прием заданий, прием новизны материала, прием соучастия,прием дискуссионной ситуации, прием сталкивания противоречивых версий, приемпроблемной ситуации, прием отступления.
Рассмотренныеметодические приемы являются при проведении экскурсий основными, неединственными. Помимо методических приемов показа и рассказа в экскурсиииспользуются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержаниематериала, сделать экскурсию более документальной, доказательной. Чем опытнееэкскурсовод, тем большее количество методических приемов он использует вэкскурсиях для достижения поставленной цели.
Особыеметодические приемы, используемые при проведении религиозных экскурсий: контраста,элементы ритуала, прослушивание звукозаписей, прием заданий, вопросно-ответныйметодический прием, риторические вопросы.
Приорганизации экскурсий по православным храмам большую трудность представляютподбор и подготовка экскурсоводов. За годы безверия из нашей жизни ушли знаниятаинств и обрядов православной церкви, понимание языка молитвы. Закон Божий иистория церкви давно исключены им программ учебных заведений. Знаниями,достаточными для всестороннего раскрытия темы экскурсии, как правило, обладаеттолько экскурсовод, получивший определенное духовое образование и закончившийдуховную семинарию, епархиальное училище или хотя бы катехизаторские курсы.
Следуетизбегать привлечения к работе в качестве экскурсоводов адептов различных сект.Присущие им фанатичность и тенденциозность изложения материала отвращаютслушателей и могут привести к конфликтной ситуации и даже срыву экскурсии.
Экскурсоводдолжен хорошо разбираться в смысле церковнославянских слов и богословскихтерминов, использование которых совершенно необходимо в экскурсиях. Не всегдабывает достаточно простого перевода слова с церковнославянского на современныйязык. Часто за ним стоит понятие, смысл которого утрачен за годы атеизма.Например, плащаница — это полотнище, но такое полотнище, в которое былообернуто тело Господа перед погребением. На ней чудесным образом отобразилосьтело Христа. Плащаница является великой христианской святыней. Прямой переводслова «плащаница» не раскрывает всего смысла символа. Объяснение смыслацерковно-богословских терминов дает полноту и образность восприятия духаправославия.
Приподготовке текста экскурсии экскурсоводу следует использовать как церковныеисточники — Священное Писание, творения отцов Церкви, жития святых, так исветские — исторические, искусствоведческие. Сегодня в нашей стране существуетмного литературы на религиозную тему.
Настольнойкнигой экскурсовода, проводящего экскурсии в православных храмах, должен статьтруд митрополита Димитрия Ростовского «Четьи Минеи». Эта книга предназначенаверующим для чтения на каждый день. В ней помещены описания жития святых,выдержки из Священного Писания, множество поучений и статей духовногосодержания.
Правилаповедения в храме:
Перед входом в храм все мужчины обязаны снять головные уборы.Женщины же, наоборот, должны покрыть голову платочком или надеть какой-либодругой головной убор.
Экскурсовод должен, подчеркнуть, что наложение крестного знаменияне является обязательным для представителей других конфессий и атеистов.
Определенные требования предъявляются к поведению и одежде людей,пришедших в храм. Еще строже эти требования к экскурсоводу. Его благочестивоеповедение, благопристойный внешний вид являются необходимым условием припроведении экскурсии в храме. Поведение группы в храме не должно оскорблятьрелигиозных чувств верующих, что лежит на ответственности экскурсовода. Емунадлежит мягко корректировать поведение группы.
Экскурсионную группу нельзя располагать спиной к алтарю, так какон есть святая святых храма.
Фото- и видеосъемка в храмах позволительны только с благословенияего настоятеля.
Глава 2 Особенности экскурсии «Небесный покровитель студентов»
2.1 Особенностиметодической разработки экскурсии «Небесный покровитель студентов»
Тема:Небесный покровитель студентов
Вид экскурсии: религиозная
Продолжительность: 25 минут
Состав экскурсантов: студенческая группа из 25человек
Цель: Познакомить экскурсантов с архитектурнымипамятниками, которые посвящены святому Архангелу Гавриилу.
Подтемыэкскурсии: 1.) Рассказ о храме святого Архангела Гавриила; 2.) Рассказ о фонтанесо скульптурой Архангела Гавриила.
Объектыпоказа:
1.)Храм святого Архангела Гавриила:
а)вход в храм (изображение одного из ключевых моментов православной религии –Архангел Гавриил приносит весть о скором рождении Спасителя Деве Марии; «развернутые листы книги»с изображением выпуклого текста, на одной «странице» — 10 христианскихЗаповедей, на другой – Заповеди Блаженства);
б)колокольня;
в)окно в форме распятия;
г)задняя часть храма;
2.)Декоративный фонтан у главного входа БелГУ:
а)полусфера фонтана;
б)скульптура Архангела Гавриила.
Организационные указания:
Группа должна располагаться таким образом, чтобы все экскурсантывидели вход в храм.
Перед входом в храм все мужчины обязаны снять головные уборы.Женщины же, наоборот, должны покрыть голову платочком или надеть какой-либодругой головной убор.
Экскурсовод должен, подчеркнуть, что наложение крестного знаменияне является обязательным для представителей других конфессий и атеистов.
Определенные требования предъявляются к поведению и одежде людей,пришедших в храм. Еще строже эти требования к экскурсоводу. Его благочестивоеповедение, благопристойный внешний вид являются необходимым условием припроведении экскурсии в храме. Поведение группы в храме не должно оскорблятьрелигиозных чувств верующих, что лежит на ответственности экскурсовода. Емунадлежит мягко корректировать поведение группы.
Экскурсионную группу нельзя располагать спиной к алтарю, так какон есть святая святых храма.
Прикладываться к иконам следует ненакрашенными губами.
Фото- и видеосъемка в храмах позволительны только с благословенияего настоятеля.
Маршрут: набережная р. Везелки — вход в храм Архангела Гавриила — окно храма — задняя часть храма — фонтан БелГУ.
2.2 Маршрут экскурсии«Небесный покровитель студентов»
Точка№ 1 – место встречи экскурсовода с группой. Вступительное слово экскурсовода.
Точка№ 2 – вход в храм Архангела Гавриила. Экскурсовод рассказывает об истории иособенностях архитектуры храма.
Точка№ 3 – окно храма. Экскурсовод рассказывает о звоннице и оригинальности одногоиз окон храма. Рассказ иллюстрируется показом экспонатов № 1-4 из «портфеляэкскурсовода».
Точка№ 4 – задняя часть храма. Экскурсовод рассказывает о работе храма, егомиссионерской и просветительской деятельности. Рассказ иллюстрируется показомэкспоната № 5 из «портфеля экскурсовода».
Точка№ 5 – фонтан БелГУ. Экскурсовод рассказывает об истории строительства иоригинальности фонтана. Рассказ иллюстрируется показом экспонатов № 7, 8 из«портфеля экскурсовода».
2.3 Контрольный текстэкскурсовода
Здравствуйте!Меня зовут Косухина Елена Семеновна. Сегодня я буду вашим экскурсоводом ипроведу вам экскурсию по храму и памятнику святому Архангелу Гавриилу, которыеявляются частью архитектурно-строительного ансамбля БелГУ. Наша экскурсия начнетсяу стен храма Архангела Гавриила и закончится у главного фонтана БГУ.Продолжительность экскурсии составит 25 минут.
Православныйхрам Архангела Гавриила считается «молодежно-университетским». 2 ноября 2001года БелгородскийГосударственный Университет стал ещё одним вузом России, имеющим свой домовой храм. Вэтот день по милости Божьей архиепископом Белгородским и СтарооскольскимИоанном построенный храм был освящен в честь Архангела Гавриила, отныне являющегосядуховным покровителем студентов БелГУ. 26 июля, в день памяти святого,отмечается престольный праздник храма святого Архангела Гавриила. Престольныйпраздник для церкви, по словам настоятеля храма отца Алексия ВалентиновичаБекорюкова, подобен Светлому празднику Пасхи для христиан. В этот деньпрославляется небесный покровитель храма — Архангел Гавриил, вестник Божий.Первоначально храм собирались назвать в честь святой Татьяны – покровительницыстудентов (как в МГУ), чей праздник ежегодно отмечается 25 января. Но потомпередумали и освятили храм в честь Архангела Гавриила, который тожеприветствует изучение различных наук. Это пока единственный храм в Белгородскойи Старооскольской епархии (и университетский, и во имя Архангела Гавриила). ХрамАрхангела Гавриила состоит в ассоциации домовых храмов при вузах РоссийскойФедерации, учреждённой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всеяРуси Алексия II. Идея создания церкви при университете принадлежалагубернатору Белгородской области Евгению Степановичу Савченко и ректору БелГУЛеониду Яковлевичу Дятченко. Воплощен храм с благословения архиепископаБелгородского и Старооскольского Иоанна.
Еслиобратиться к истории развития храмового зодчества в Белгородской области, тостановится ясно, что стилистика храмовых сооружений испытывала влияние соседнихрегионов. С Севера такое влияние оказывала Московская сторона, с Запада –Приднестровье и Левобережная Украина. Многие белгородские митрополиты имелипрямую связь с Киевской Духовной Академией. Типичные черты украинского зодчествапросматриваются во многих соборах нашей местности. Это связано с тем, что мынаходимся в непосредственной близости от границы с Украиной. Не исключение ихрам Архангела Гавриила. Архитекторы проекта хотели показать связь русской иукраинской культур, их соприкосновение и переплетение, нашу близость друг кдругу, как в территориальном, так и духовном плане. Взаимовлияние русских иукраинских особенностей зодчества расценивается как своего рода самобытность.
Белыйхрам над рекою органично вписывается в ансамбль строений учебно-культурногокомплекса БелГУ. Золотые купола храма давно уже стали достопримечательностьюБелгорода наряду с позолотой купола центра астрофизической связи, венчающимглавное здание университета. Храм выгодно просматривается со многих сторон,что должным образом говорит о верно выбранном месте для такого необычного типаздания. Площадка, на которой размещен храм, являет собой форму пасхальногояйца, что очень символично. Конечно, эта задумка лучше просматривается сверху.Месторасположение храма в системе корпусов университета очень выгоднораскрывается на пространство воды. Это первый в Белгородской области храм «наводе». Храм проецируется непосредственно на плоскость стекла, расположенного нафасаде здания университета, который находится непосредственно за храмом.
Авторпроекта храма архитектор ОАО «Белгородгражданпроекта», член Союза архитекторовРоссии Надежда Алексеевна Молчанова. По ее проектам был создан университетскийдворик, фонтан, осуществлялось благоустройство набережной реки Везелицы. Зданиевыполнено в традициях древнерусского зодчества, гармонично вошло в окружающийландшафт, органично связано с университетскими постройками.
Православныйхрам Архангела Гавриила представляет собой объем восьмерика на четверике.Притворы открыты в пространство главного объема через арочные проемы.
Входнаячасть, расположенная с западной стороны, активно подчеркнута. По православнымзаконам вход в храм обязательно должен быть обращен на Запад. Этот храм, сразрешения Владыки Иоанна, немного отклонен в сторону на допустимое отклонениев 13º. Вход в храм сделан необычно. Он обрамлен «развернутыми листамикниги» с изображением выпуклого текста, на одной «странице» которой выписаны 10христианских Заповедей, на другой – Заповеди Блаженства. Такое решение входа вхрам подчеркивает его торжественность, и всякий раз напоминает посетителям опричастности данного храма к университетскому комплексу, частью которого онявляется. Ступенчатая, повышающаяся к центру композиция храма символизируетвосхождение человека к духовности, к Богу. Ведь храм – это дом ЦарстваНебесного. Над входом изображен один из ключевых моментов православной религии– Архангел Гавриил приносит весть о скором рождении Спасителя Деве Марии.
Надвходом устроена звонница, что очень важно при отсутствии объема колокольни.Небольшая звонница замещает колокольню, т.к. храм был задуман и выполнен какмалый храм. Колокольни же обычно присутствуют в крупных храмах. Одно из оконхрама было задумано и выполнено в форме распятия, но с небольшими неточностями.(Экспонат № 1 из «портфеля экскурсовода»)
Любойхрам, если смотреть на него с боку, должен быть выше всех близлежащих построек.Это условие соблюдено и при строительстве храма Архангела Гавриила. (Экспонат №2 из «портфеля экскурсовода»)
Интерьерхрама декорирован способом новейших строительных технологий, иконостас выполнениз мраморной крошки. (Экспонат № 3 из «портфеля экскурсовода») В храменаходится большое количество икон. (Экспонат № 4 из «портфеля экскурсовода» — икона с изображением Архангела Гавриила) В алтаре находится уникальнаястаринная икона в убранстве из воска – пожертвование одной из жительниц областногоцентра. По правилам, храм должен расписываться через 5-6 лет послестроительства. Иконостас этого храма расписали почти сразу после окончанияработ. Росписью занималась белгородская художница Попова. Все строительныеработы были завершены к моменту сдачи нового комплекса БГУ. В центре храмаизображена Вифлеемская звезда. Некоторые люди путают ее с еврейской. Еврейскаязвезда 6-угольная, а Вифлеемская – 8-угольная.
Стройнаясистема соподчиненности деталей должна находить отклик в душе посетителей.Узкие световые проемы создают момент сосредоточенности, а верхний свет, идущийиз возвышающегося восьмерика, создает радостное, запоминающееся состояние.
Своепредназначение домовая церковь видит во взаимодействии и духовномпокровительстве над студентами и сотрудниками БелГУ; в противодействиипроникновению в студенческую среду грехов и пороков, а также в приобщениистудентов к исконным ценностям и духовным идеалам Святой Руси.
Богослужебнаядеятельность храма включает в себя проведение уставных Богослужений в определённыерасписаниемдни, совершение таинстви треб.
Миссионерскаядеятельность храма реализуется в проведении конференций, семинаров, лекций,бесед и круглых столов со студентами и преподавателями БелГУ и других вузовБелгорода, в общежитиях БелГУ, на которых обсуждаются животрепещущие и насущныевопросы современной жизни, проводятся показы видеофильмов православной тематикис последующим их обсуждением.
Приходосуществляет издание ежемесячного печатного органа «Гаврииловский листок», который доступен всемжелающим. На сайте БГУ размещена страничка храма, где можно узнать расписаниеслужб, праздников, полюбоваться прекрасными видами храма (Экспонат № 5 из«портфеля экскурсовода») или задать вопросы настоятелю храма отцу Алексию.
Внастоящее время любой православный может прийти в храм на богослужение. Впраздники и воскресные дни здесь совершаются Литургии. В другие дни, особенново время сессий, двери храма не закрываются, чтобы студенты могли помолитьсяБогу и Святым.
Теперьдавайте пройдем к памятнику святому Архангелу Гавриилу, который расположен наплощади БелГУ.
Наверное,не каждый из вас имеет полное представление о таких существах, как ангелы.
Ангелы– бесплотные духи, поэтому глазам нашим они не видны. Ангелы одарены умом,волей, могуществом, но гораздо более совершенными, чем человек. Они обитают нанебе, но по необходимости в мгновение ока могут оказаться на земле. Поблагодати Божией, Ангелы за свое беспрекословное повиновение Богу, сталинеспособными совершить зло и Слово Божие называет их святыми.
АрхангелГавриил (Экспонат № 6 из «портфеляэкскурсовода»)– один из 7 главных ангелов. Имя Гавриил в переводе с древнееврейскогоозначает «сила Божия». Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Писании какнебесный вестник, которого Бог посылает, чтобы донести до людей свои планы оспасении рода человеческого. Как известно из Евангелия, Архангел Гавриил (мужБожий) – светлый, послушный Богу благой вестник тайн Божиих, доставил вестьБогородице в Благовещении (весть о том, что Дева Мария явит миру светлый образХриста) и Успении, принес весть и о рождении Иоанна Предтечи (7 июля), весть оспасении человечества в город Назарет. Этому событию посвящен один издвунадесятых праздников – Благовещение.
Моисея,избежавшего руки фараона, Архангел Гавриил научил в пустыне книжному писанию,сообщил ему о начале мира и создании первого человека Адама, поведал ему ожизни и деяниях бывших патриархов, рассказал о потопе и разделении языков,объяснил ему расположение небесных планет и стихий, научил его арифметике,геометрии и всякой премудрости.
ПророкуДаниилу он объяснил чудесные видения о будущих царях и царствах, сообщил ему овремени освобождения людей Божиих из плена вавилонского, а также о временипервого пришествия в мир Христа.
Онявился святой праведной Анне, которая в своем саду скорбела о неплодии и сослезами молилась Богу, и сказал ей: «Анна, Анна! Твоя молитва услышана,воздыхания твои прошли облака, а слезы твои дошли до Бога: ты зачнешь и родишьблагословенную Дочь, о Которой благословятся все племена земные. Ею дастсяспасение миру, а получит Она имя Марии».
АрхангелГавриил явился и праведному Иоакиму, постившемуся в пустыне, и возвестил ему тоже, что и святой Анне: они будут иметь Дочь, от века избранную Матерью Мессии,грядущего для спасения рода человеческого. Этот великий архангел был приставленот Бога хранителем рожденной от неплодных Богоотроковицы Марии и, когда Онабыла введена в храм, питал Ее, ежедневно принося Ей пищу.
Онже явился святому священнику Захарии и возвестил ему о разрешении от неплодствапрестарелой жены его Елисаветы и рождении святого Иоанна Предтечи Господня, акогда тот не поверил, — связал язык его немотой до дня исполнения слов его.Отсюда видно, что Архангел Гавриил необычайно приближен к Господу и посылаетсяИм возвещать величайшие тайны, касающиеся спасения рода человеческого.
Этотже предстатель Божий, будучи послан Богом в Назарет, явился Пресвятой Деве,обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия. Также явилсяон во сне и Иосифу, объяснив ему, что Отроковица осталась невинной, ибо зачатоев ней — от Духа Святого.
КогдаГосподь наш родился в Вифлееме, Архангел Гавриил явился пастырям, стерегущимстада свои, и сказал:
–Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо родился вам вгороде Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь, а затем тотчас смножеством небесных воинов воспел: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, вчеловеках благоволение!»
Полагают,что этот ангел явился с неба Христу Спасителю перед Его страданиями, когда Онмолился в саду, ибо имя Гавриил значит «крепость Божия». ЯвившийсяАрхангел Гавриил укреплял Его, так как между другими служениями имел и это –укрепление в подвигах, а Господь наш тогда подвизался в усердной молитве.
Этотже Ангел явился мироносицам, сидящим на камне у гроба, возвещая им овоскресении Господнем: будучи благовестником зачатия и рождества Господа, онявился и благовестником Его Воскресения.
Онже явился и Пресвятой Деве Богородице, горячо молившейся на горе Елеонской,возвестив Ей приближение Ее честного Успения и переселения Ее на небо, и дал Ейсветлую райскую ветвь. Являясь Божиим вестником важнейших ветхозаветных иновозаветных событий, Архангел Гавриил особенно близок к Богу. Церковьизображает Гавриила иногда с ветвью в руке, которая была принесена имБогоматери, а иногда с фонарем в правой руке, внутри которого горит свеча, а влевой – с зеркалом из ясписа. С зеркалом, потому что Гавриил есть вестник судебБожиих о спасении рода человеческого. Со свечою в фонаре, потому что судьбыБожии бывают сокрыты до времени исполнения их. И в самом исполнении постигаютсятолько теми, которые неуклонно смотрят в сердце свое как в отражение словаБожия и своей совести.
8 апреля 2005 г. состоялось открытие скульптурной композиции святого Архангела Гавриила, которая венчаетцентральный вход университета, довершая архитектурный облик БелГУ. Этот деньбыл выбран неслучайно. Именно 8 апреля православная церковь отмечает СоборАрхангела Гавриила, который является престольным праздником храма АрхангелаГавриила. На следующий день после Благовещения Пресвятой Богородицы церковьпразднует память Небесного Ангела, который возвестил человеку путь спасения.Перед освящением памятника архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоаннотслужил молебен в храме при университете. На церемонии открытия выступилректор БелГУ Леонид Яковлевич Дятченко.
Надстроительством фонтана также работала группа архитекторов во главе с НадеждойАлексеевной Молчановой.
Фонтанрасположен на главной оси площади, перед зданием университета, на оси главноговхода, поэтому общая композиция фонтана строго симметрична. Его вертикальнаяось строго совпадает с осью площади. Высота фонтана сомасштабна и соразмернаплощади, на которой он находится.
Полусфера,из которой вырастает вся композиция, напоминает свод, что символизируетустойчивость и вечность традиций, на который держится мир. Водные струи, аиногда и музыкальное сопровождение (ведь фонтан музыкальный. Музыку включают напраздники.) усиливают звучание полусферы. Сейчас фонтан на площади БелГУявляется одним из самых красивейших мест в городе. Здесь всегда много людей.Вечером фонтан особенно прекрасен. Световое оформление придает запоминающийсяобраз всей композиции фонтана.
Центромкомпозиции является скульптура Архангела Гавриила. (Экспонат № 7 из «портфеляэкскурсовода»)Ее общее положение статично и уравновешено. Скульптура Архангела находитсявысоко над землей, как бы поря в облаках. Ее размер – 3 м. Сделана из меди. В правой руке Архангела стеклянный шар, который символизирует новые знания,добрые вести. В левой – символ духовной власти – жезл.
Долгое времяфонтан при БГУ был без скульптуры Архангела. Первоначально, по проектуархитектора Молчановой, над землей должна была возвышаться другая скульптура –изображение богини и покровительницы науки Афины. Эта скульптура даже была ужезаказана, но в последний момент руководство вуза передумало и решило связатьфонтан с именем Архангела Гавриила как покровителя студенчества, изученияразличных наук.
Оригинальнаязадумка скульптуры Архангела является творением главного архитектора города,очень известного в Белгороде человека Анатолия Александровича Шишкова (Экспонат № 8 из «портфеляэкскурсовода»)- профессора, члена Союза художников РФ, награжденного правительственнойнаградой за «Заслуги перед отечеством» 2-й степени. Шишков — заслуженныйхудожник РФ. Он является автором более 10 скульптурных композиций, разбросанныхпо всему городу. В настоящее время Анатолий Александрович Шишков преподает вБГТУ имени В. Г. Шухова, является заведующим кафедрой рисунка и скульптуры,готовящей новое поколение архитекторов.
Обычно наизготовление памятника у мастера и его команды уходит около года. АнатолийАлександрович долго изучал материалы, иконы, изображения святого, потом сделалрисунок, необходимую разметку, выкройку и приступил непосредственно к работе.Технология изготовления памятников достаточно сложна. Сначала он вылепливаетсяиз глины, затем из гипса, потом заливается бетон, после этого сверхупокрывается слоем меди. Потом первые три слоя снимаются, поэтому внутри скульптурапустая, она держится только на металлическом каркасе.
Наэтом наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание. Если есть какие-товопросы ко мне, пожалуйста, задавайте. До свидания!
Заключение
Религиязанимает важное место в жизни человека. Пребывание в храме оставляет в душахлюдей неизгладимое впечатление. На человека оказывает эмоциональное влияние всеокружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди,погруженные в молитвы. Находясь в храме, человек чувствует себя рядом с Богом,ведь храм – это дом Царства Божьего. Все это создает впечатление ухода в иноймир, более чистый и прекрасный, более доверчивый и открытый, чем окружающаядействительность.
Цель религиисостоит в том, чтобы научить человека жить в гармонии с природой, самим собой идругими людьми, не наносить обиду ближнему своему, помочь ему перенестись измира жестокой реальности в мир добра и красоты религиозных обителей.
Своейэкскурсией я хотела показать, что чистый и прекрасный мир Бога всегда рядом снами, нужно только не бояться перешагнуть через порог храма. У студентов БелГУесть возможность всегда находиться рядом с Богом. Двери храма АрхангелаГавриила всегда открыты, чтобы студенты могли помолиться Богу и Святым. Служители храма всегдарады его посетителям. В настоящее время любой православный может прийти в храм набогослужение. В праздники и воскресные дни здесь совершаются Литургии.
Мояэкскурсия расширила знания экскурсантов как о православной религии в целом, таки о храме Архангела Гавриила, который был специально построен для духовногопокровительства над студентами и сотрудниками БелГУ, противодействияпроникновения в студенческую среду грехов и пороков, а также для приобщениястудентов к исконным ценностям и духовным идеалам Святой Руси.
Библиографический список
1. Александров Ю.Н. Подготовка и проведениеэкскурсий [Текст]: методические рекомендации / Ю.Н. Александров. — М.: ЦРИБТурист, 2007. — 252 с.
2. Анатолий А. Белгород и его святыни / А.Анатолий. — Белгород: Областная типография, 2008. — 203 с.
3. Баранов М. Храмы Белгорода / М. Баранов. — Белгород:Везелица, 2005. — 73 с.
4. Бородина А.В. Основы православной культуры /А.В. Бородина. — М.: Покров, 2007. — 288 с.
5. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения [Текст]:учеб. пособие / Н.А. Гецевич. – М.: Изд-во МГУ, 2007. — 265 с.
6. Давыдов В.И. Духовные родники СвятогоБелогорья / В.И. Давыдов. — Белгород: Б.И., 2007. — 116 с.
7. Долженко Г.П. Экскурсионное дело [Текст]:учеб. пособие. (Серия Туризм и сервис) / Г.П. Долженко. — М.: ИКЦ МарТ, Ростовн/Д: Издательский центр МарТ, 2005. — 272 с.
8. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения [Текст]: учеб.пособие / Р.А. Дьякова, Б.В. Емельянов, П.С. Пасечный. — М.: Просвещение, 2008.- 235 с.
9. Дятченко Л.Я. Храм // Российская Федерациясегодня. — № 6. — 2007. — С. 10-12
10. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу / Б.В. Емельянов. — М.: Профиздат, 2008. — 158 с.
11. Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения [Текст]: учеб.пособие / Б.В. Емельянов. — М.: ЦРИБ Турист, 2007. — 235 с.
12. Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В.Емельянов. — М.: ЦРИБ Турист, 2006. — 196 с.
13. Емельянов Б.В. Экскурсоведение [Текст]:учебник. — 5-е изд. / Б.В. Емельянов. — М.: Советский спорт, 2008. — 216 с.
14. Пономарева О.Б. Православие и культура вБелгородской области [Текст]: Документы и материалы XVIII века / О.Б. Пономарева. — Белгород: Б.И.,2007. — 282 с.
15. Савина Н.В. Экскурсоведение [Текст]:учебно-практическое пособие / Н.В. Савина. — Минск, 2001. — 210 с.
16. Сичинава В.А. Экскурсионная работа [Текст]: пособие дляучителей / В.А. Сичинава. — М.: Просвещение, 2007. — 186 с.
17. Храмы Белгородской и Старооскольской епархии.- Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2008. — 225 с.