Особенности семейного воспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания

–PAGE_BREAK–3. Негативное действие внутрисемейных факторов. Важную роль в формировании СДВГ играют факторы, которые провоцируют и усугубляют влияние резидуально-органических и наследственных факторов на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. По данным Н.Н. Заваденко, влияние социально-психологических факторов обнаружено в 63% случаев. В 20% семей имело место влияние таких факторов как воспитание в неполной семье, неблагоприятные материально-бытовые условия, низкий уровень образования родителей, частые конфликты, алкоголизм родителей, несогласованные подходы к воспитанию, педагогическая запущенность, бытовые интоксикации у родителей и др. Вероятно, биологические и наследственные факторы имеют решающее значение на ранних этапах развития, затем возрастает роль социальных причин. Очевидно, что социальные аспекты могут оказать как негативное, так и позитивное воздействие на формирование синдрома и его дальнейшее развитие. Однако вне зависимости от вариативности синдрома в ходе его динамики общие компенсаторные процессы осложняются тем, что реализуются на изначально дефицитарной почве. Помимо этого, психическое развитие таких детей усугубляется пропуском “сензитивных” периодов развития (по Л.С. Выготскому), благоприятных для естественного формирования конкретных психических функций, поведенческих навыков и личностных свойств [3].
Таким образом, дети с СДВГ изначально находятся в группе риска и нуждаются в специальном системном терапевтически коррекционном подходе. Полиэтиологическая природа синдрома и особенности его динамики вызывают необходимость комплексного подхода к его лечению и наблюдению детей с СДВГ неврологами, психиатрами, нейропсихологами, психотерапевтами. Медикаментозная терапия должна быть направлена на коррекцию медико-биологических влияний, психолого-психотерапевтическая работа — на улучшение адаптации ребенка в окружающей среде, создание необходимых условий для его дальнейшего развития.
Проявления СДВГ очень разнообразны. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления этого синдрома:
Нарушение внимания;
Гиперактивность;
Импульсивность.
Нарушения внимания могут проявляться в неспособности сохранять внимание, ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении, снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете, частые забывания того, что нужно сделать, повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость, дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое, еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Учителя и родители жалуются, что ребенок нигде не проявляет упорства — ни в учебе, ни в играх. Некоторые дети не могут досмотреть до конца любимую телепередачу, даже если она длится всего полчаса [9].
Гиперактивность проявляется в дошкольном и раннем школьном возрасте – дети непрерывно или импульсивно бегают, ползают, карабкаются. В старшем детском и подростковом возрасте они неусидчивы, постоянно вскакивают и опять садятся, суетливы. Двигательная активность и качественно, и количественно отличается от возрастной нормы. С возрастом гиперактивность часто уменьшается, иногда исчезая вовсе, хотя другие симптомы СНВГ могут оставаться. Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе — школьных навыков [9].
Импульсивность выражается в том, что ребенок неряшливо выполняет школьные задания, несмотря на усилия все делать правильно, часто выкрикивает с места, и в других шумных выходках во время уроков; “”влезаниями” в разговор или работу других детей; в неспособности ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.; в частых драках с другими детьми (причина — не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать). С возрастом проявления импульсивности могут меняться. У детей раннего и дошкольного возраста это может быть недержание мочи и кала; в начальных классах — излишняя активность в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования учителя (при том, что противоречия между учеником и учителем вполне естественны), крайняя нетерпеливость; в старшем детском и подростковом возрасте — хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Чем ребенок старше, тем импульсивность выраженнее и заметнее для окружающих [9].
В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков Клафлин Эдвард синдром дефицита внимания с гиперактивностью разделил на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.
Для диагностики СДВГ необходимо наличие шести из девяти признаков нижеупомянутых категорий.
Признаки для трех первичных подтипов:
А. Дефицит внимания:
Снижено избирательное внимание, не способен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.
Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.
Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
Легко отвлекается посторонним шумом.
Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.
В. Гиперактивность и импульсивность:
При волнении интенсивные движения руками или ногами или “поёживаниями” в стуле.
Должен часто вставать с места.
Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
Действует, как будто «заведенный».
Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..
Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..
Вмешивается в разговор или деятельность других.
С. Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности [4].
При диагностике СДВГ следует помнить, что всем детям свойственна более высокая, по сравнению со взрослыми, двигательная активность. Внимание детей становится относительно устойчивым к 4 – 5 годам. Для детей дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание и слаборазвитое распределение внимания. У младших школьников объем внимания в 2 – 3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке дети могут сохранять не более 12 – 15 минут. Кроме того, следует помнить, что процесс созревания лобных структур в онтогенезе продолжается до 12 – 15 лет. Также следует иметь ввиду, что СДВГ настолько часто встречается на фоне задержки психического развития, что не диагностируется как самостоятельная патология.
Для постановки диагноза необходимо прослеживание симптомов СДВГ на протяжении 6 месяцев. Симптомы должны проявиться до 8 лет и сопровождаться психологической дезадаптацией. Поставить диагноз и определить форму лечения может только специалист.
1.2 Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в семье
Воспитание — многоаспектный процесс совершенствования личности; результат влияния которого на личность обусловлен сочетанием множества факторов: наследственностью, окружающей средой, интересами и потребностями самой личности. Значительную роль в воспитании играет личность родителя как носителя исторического опыта, социальных смыслов ценностей. Вместе с тем, воспитание — это двусторонний объект-субъектный процесс, в котором осуществляется взаимодействие родителя и ребенка, в результате чего происходят изменения как личности родителя, так и ребенка.
Воспитание ребенка с СДВГ требует от родителей особого подхода. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все “неправильным воспитанием”, они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с малоинформированным врачом, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим заболевание ребенка целиком на счет ошибок родителей.
Гиперактивный ребенок излишне подвижен, невнимателен, шумен; ему свойственно “плохое” поведение. В первую очередь, нужно относиться к проявлениям поведения такого ребенка с пониманием.
Необходимо знать, что ребенок ведет себя “плохо” не оттого, что хочет быть таким. Он просто не осознает всего “неправильного” в своем поведении. На вопрос: “Зачем ты это делаешь?” такие дети искренне отвечают: “Не знаю”. Чаще всего дети с СДВГ очень хотят быть “послушными”, но в силу своей особенности им это не удается. Для того, чтобы адаптировать такого ребенка в этом мире для начала необходимо ни в коем случае не паниковать при ребенке и создать условия смены взрослого, кто будет сидеть с ребенком. Необходимо воспитывать ребенка, но и держать себя в руках. Необходимо помнить о том, что наказанием и криком на гиперактивного ребенка не подействуешь, зато итак поврежденная психика такого человека будет еще более повреждена. Для этого Вы можете посадить ребенка возле себя или присесть перед ним на корточки. В таких условиях общение, а также критика, будут восприниматься ребенком с наибольшей пользой.
Самое страшное наказание для гиперактивного ребенка – постановка в угол. В таком положении он ограничен физически и пространственно, что отрицательно сказывается на его психическом состоянии. Такая мера наказания может развить в гиперактивном ребенке фобии, комплексы, снизить самооценку и т. д. Поэтому старайтесь избегать такого вида наказания при взаимодействии с гиперактивными малышами.
Самый лучший способ взаимодействия с таким ребенком – сотрудничество. Если ребенок “пакостит” и вам кажется, что он делает это специально – поговорите с ним. Попытайтесь вместе определить причины его поступка. Ни в коем случае нельзя повышать голос и уж тем более бить ребенка. Дайте возможность ему осознать свою неправоту, попросить прощения и разработать дальнейший план действий. В этот план будут входить способы ликвидации последствий “плохого” поступка. Например, если ребенок разбросал вещи или игрушки по квартире, то помогите ему разработать план уборки и т.д. Так же в этот план будут входить меры наказания в случае повтора рецидива. При этом разработкой плана вы должны заниматься вместе, и он обязательно должен быть согласован и утвержден и вами и ребенком.
Гиперактивному ребенку необходимо признание его важности. Как можно чаще показывайте ребенку свои чувства к нему. Обнимайте его, целуйте, говорите о том, как вы его любите, и как он Вам дорог.
При взаимодействии с таким ребенком необходимо помнить о том, что ему сложно концентрировать внимание на чем-то одном. Его интерес постоянно “скачет” с одного объекта на другой, он не может закончить начатое дело. Поэтому одной из первых задач воспитания и общения с таким ребенком стоит задача обучения ребенка завершать начатое дело. Для этого во время любых занятий с одной стороны необходимо следить за тем, чтобы в каждом элементе игры или действия было логическое завершение, а с другой – следить за вниманием ребенка. При этом Вы должны быть готовы переключаться вслед за интересами ребенка. Но обязательно возвращаться к предыдущему занятию и заканчивать его. Например, идет выполнение задания по рисованию, и вдруг ребенок вскочил и подбежал к окну. Необходимо выяснить, что именно ребенка столь сильно заинтересовало. Обсудить с ним это, ответить на все его возникшие вопросы. После того, как интерес к окну у ребенка пропадет, вернуться к окончанию недоделанного рисунка и обязательно завершите его.
У ребенка с такими сложностями, как гиперактивность, обязательно должна быть возможность эмоциональной и физической “разрядки”. Такому ребенку просто необходимо бегать, прыгать, кричать и бурно реагировать. Задача взрослых, которые окружают такого ребенка – дать ему возможность такой разрядки без ущерба для обучения и отношений с окружающими. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы у ребенка было выделено место и время для таких “разгрузок”. Это могут быть более частые прогулки, особенно перед сном или любой спокойной деятельностью; личное место в квартире, которое оснащено всевозможными лесенками и горками или посещение активных кружков, например активный спорт или танцы. При этом главное, чтобы выбранное занятие ребенку нравилось и было интересно.
В жизни ребенка игра занимает большую часть. Игра – это ведущая деятельность ребенка. Играя, дети отдыхают, учатся, развиваются, адаптируются, социализируются и т. д. При помощи игры они входят в наш взрослый мир посредством моделирования его элементов.
Как же играет гиперактивный ребенок? Из-за сложностей с концентрацией внимания ребенок с СДВГ редко доводит начатую игру до конца. Он может перескакивать от одного действия к другому, ему сложно дождаться своей очереди при совместной групповой игре, ему трудно придерживаться всех правил, особенно, если игра достаточно сложная.
Следует обратить внимание на то, что в играх ребенок избегает, что у него получается хуже всего. Обсудить с ним наблюдения. С помощью игры можно научить ребенка концентрировать свое внимание и доводить начатое дело до конца. Для этого начинать следует с простых игр, с небольшим количеством правил. Если ребенок отвлекся – позволить ему это стоит, но потом обязательно вернуться к игре и закончите ее. Когда у ребенка это будет получаться самостоятельно – можно переходить к сложным играм.
Очень полезно играть с ребенком в ролевые игры. Следует предлагать ему на выбор роли, но при этом следить, чтобы ребенок в игре бывал как в активных, так и в пассивных позициях. Например, играя с ним в школу, предлагать ему поочередно бывать в роли ученика и в роли учителя. Предложить ребенку один день в неделю побывать в роли папы или мамы. Такие игры научат гиперактивного ребенка планировать и нести ответственность, что с таким трудом дается ему в повседневной жизни.
Необходимо помнить о том, что у гиперактивных деток зачастую занижена самооценка. Поэтому особое внимание при воспитании такого ребенка следует уделить формированию адекватной самооценки. Для этого нужно стараться придерживаться следующих правил. Не ругать ребенка при ком-то, все спорные вопросы выяснять с ним наедине. Не прибегать к физическому наказанию. При общении с ребенком избегать оценивания его личности. Если ребенок поступил плохо, не говорить, что он плохой ребенок – нужно сказать, что это был плохой поступок. При этом не следует использовать и позитивное оценивание. Оценивать не личность, а поступки. Не прибегать к сравниванию ребенка с другими детьми. Так же необходимо уметь признавать свои ошибки при ребенке. Этим Вы покажете малышу, что любой человек имеет право на ошибку и идеальных людей не бывает. Такой опыт поможет ребенку легче справляться с собственными ошибками, что благоприятно повлияет на формировании адекватной самооценки.
Гиперактивному ребенку очень сложно сконцентрироваться на соблюдении определенных норм и правил. Самые первые нормы, с которыми встречается в своей жизни маленький человечек – это распорядок дня. Если взрослые члены семьи возьмут на себя обязанности по четкому соблюдению режима, то из этого процесса можно извлечь следующую пользу. Во-первых, жесткое следование порядку в доме будет постепенно, но ежедневно обучать ребенка структуре, что будет развивать его концентрацию на своих обязанностях. Во-вторых, соблюдение строгого режима дня позволит ребенку не переутомляться, вовремя есть и вовремя отдыхать.
Такие дети обычно поздно засыпают. Им свойственно долго крутиться в кровате. Они могут становиться “мостиком”, петь песни, играть, задавать массу вопросов и долго не засыпать. Поэтому такого ребенка бывает сложно добудиться утром. А если все-таки Вам это удалось, то полдня он может быть раздраженным и агрессивным. Чтобы этого избежать, для начала постараться нужно установить оптимальное время подъема. Если ребенок посещает садик или школу, то это должно быть максимальное время для того, чтобы успеть собраться и не опоздать (такого ребенка необходимо с раннего детства приучать к пунктуальности). Если же ребенок после просыпания остается дома, то время подъема должно быть разумным. Не будите ребенка громкими призывами вставать, не вынимайте его из постели, пока он сам этого не захочет. Идеальный вариант пробуждения такой. Подойдите к кровате, погладьте его по голове, поцелуйте, пожелайте доброго утра. Только после этого переходите к тому, что уже пора вставать. Хорошо, если у вас выработается определенная система просыпания с какими-нибудь символами. Это может быть утренний расслабляющий массаж; просмотр любимого мультфильма; 15 минут лежания в родительской постели и др.
    продолжение
–PAGE_BREAK–В распорядке дня ребенка должно быть четко установлено время еды. Для того чтобы определить время первого приема пищи (завтрака) следует пронаблюдать за ребенком. Обратить внимание на то, какие у него суточные биоритмы. Если он долго отходит ото сна, с утра вялый и менее подвижный, то, скорее всего, его организм будет готов к первому приему пищи не раньше, чем через 1 – 1,5 часа. Так же симптомами неготовности к приему пищи могут быть тошнота во время завтрака, полное отсутствие аппетита. В таком случае не заставлять ни в коем случае его есть раньше этого времени. Если есть возможность, чтобы такой ребенок первый прием пищи получал в садике или школе – это будет лучшим решением этого вопроса. Если же ребенок остается дома, займите его на этот час каким-нибудь спокойным, но обязательно интересным делом. Если же напротив, ребенок с раннего утра проявляет максимум активности, то его первый прием пищи должен быть в первые полчаса после просыпания.
Для такого ребенка большую роль играют ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка, а это так необходимо гиперактивному! Дайте ребенку на улице максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам (в резиновых сапогах), стучит палкой по столбу. Если ему свойственны агрессивные состояния, то лучше всего разряжать агрессию на улице. Чаще всего дети сами выдумывают способы снятия своих напряженных состояний. Но если у Вашего это не получается – подскажите ему. При этом не упустите возможности поговорить с ним о том, что разряжать агрессивные состояния можно только на неживых предметах (детской горке, фонарном столбе, камнях, асфальте и т. д.). При этом нельзя причинять вред другим детям, замахиваться (даже в шутку) на взрослых, бить и ломать растения и обижать животных.
Во время прогулки следует преследовать несколько целей: обогащение кислородом, разрядка напряжения, удовлетворение гиперактивных процессов, социализация ребенка в естественных условиях – на детской площадке. На обратном пути стоит предложить ребенку прогулку в том направлении, которое он выберет сам. А потом с любого места пусть он, руководя родителем, отыщет дорогу домой. Нужно стараться переключать ребенка с активных игр на более спокойные и обратно с частотой в 15 – 30 минут.
Даже в младшем школьном возрасте гиперактивным детям обязательно нужен дневной сон. Его продолжительность должна составлять от 2-х до 4-х часов. Для того чтобы процесс укладывания такого ребенка проходил с наименьшими сложностями, нужно постараться выработать определенный ритуал. Например, после обеда отнесите ребенка на руках в ванную, где вместе вымыть руки. Позволить ему самому закрыть кран и выключить свет. Расстелить вместе его постель. Пока он засыпает, посидеть рядом, почитать сказку, погладить по руке, взять с собой спать любимую игрушку. Можно сделать перед сном расслабляющий массаж.
Разрабатывая режим дня для ребенка, надо учитывать несколько моментов: этот режим не должен меняться длительное время; он должен быть удобен ребенку и не мешать посещать детские учреждения; режим должен учитывать индивидуальные биоритмы ребенка и его интересы.
Для гиперактивных детей особенно важно полноценное сбалансированное питание. В их рацион обязательно должны входить витаминосодержащие продукты. Во времена недостатка естественных витаминов в питании таким детям нужно принимать витаминные комплексы. Для выбора витаминного комплекса обязательно обратитесь к врачу. Помните, что многие гиперактивные дети имеют предрасположенность к аллергиям.
В меню ребенка должны входить продукты, в которых содержаться необходимые микроэлементы (калий, кальций, магний и т. д.). Обязательные продукты: мясо (телятина, птица), говяжья печень, гречневая крупа, морепродукты, творог, овощи, фрукты, натуральные соки.
Желательно избегать таких продуктов питания: шоколад, конфеты, лимонады, белые мучные изделия, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы. И осторожно вводить в пищу аллергеносодержащие продукты: яйца, жирные молочные изделия, продукты, содержащие консерванты, красные и желтые фрукты и овощи.
Таким образом, дети с СДВГ абсолютно уникальны и к ним должен быть особый подход. Как в плане воспитания, так и в обучении. Необходимо вовремя выявить у ребенка наличие синдрома и быть готовым к его проявлению, но и не стоит любому активному ребенку приписывать заболевание. Нужно адекватно воспринимать особенности ребенка, медленно, но верно помогать ему излечиться.

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей воспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье
2.1 Цель, задачи и методика исследования
Цель исследования явилось изучение особенностей семейного воспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
Разработать методику диагностики особенностей семейного воспитания младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Изучить особенности воспитания ребенка младшего школьного возраста в семье: стили воспитания, отношение родителей к особенностям ребенка.
Определить факторы, влияющие на отношение ребенка к окружающим его людям, и отношение окружающих к ребенку с СДВГ.
Основными методами исследования были:
Наблюдение.
Беседа с учителем.
Беседа с родителями младших школьников с СДВГ.
Рассмотрим их в той последовательности, в которой использовали для обследования испытуемых.
1). Наблюдение.
Цель: Выявить младших школьников с СДВГ, изучить особенности их поведения, учебной деятельности и общения с одноклассниками и педагогом.
Процедура обследования. Наблюдение проводилось в течение недели по заранее разработанной программе во время осуществления младшими школьниками как учебной, так и других видов деятельности. Результаты обследования фиксировались в специальных протоколах:
Протокол обследования
Имя, фамилия _________________________________________________
Возраст ______________________________________________________
Дата обследования _____________________________________________
Показатели
Критерии
Их наличие (“+” или “-“)
А) Дефицит внимания
Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры.
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания.
Часто теряет вещи (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
Легко отвлекается.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
В) Гиперактивность
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
Часто ведет себя так, “как будто к нему прикрепили
мотор”.
Часто бывает болтливым.
 
Импульсивность
Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Обработка и интерпретация данных. Наличие шести и более симптомов по каждой из двух составляющих СДВГ — дефицита внимания и гиперактивности — импульсивности – позволило нам предположить о возможном СДВГ у дошкольников. Так как наличие положительных ответов на задаваемые вопросы у данных школьников присутствовало практически во всех ответах, то мы с уверенностью можем сказать, что данные дети с СДВГ.
2). Беседа с учителем.
Цель – изучить отношение гиперактивных к окружающим их детям и отношение детей к гиперактивным ребятам.
Процедура исследования. Беседа проводилась в устной форме. Учителю предлагалось ответить на следующие вопросы:
Как складываются взаимоотношения двух гиперактивных мальчиков друг с другом и с коллективом?
Как складываются отношения гиперактивной девочки с коллективом?
Какие отношения у Алины с Ваней и Егором?
3). Беседа с родителями младших школьников с СДВГ.
Цель — выяснить стиль воспитания родителей, обстановку в семье, влияние родителей на поведение гиперактивного ребенка.
Процедура исследования. Беседа проводилась устно. Родителям нужно было ответить на несколько вопросов, связанных со стилем воспитания.
Вопросы:
Какой стиль воспитания вы предпочитаете?
Какими методами вы справляетесь с его гиперактивностью?
2.2 Результаты исследования особенностей семейного воспитания младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Из 28 наблюдаемых учеников прогимназии № 1728 с СДВГ оказались 3 ребенка. Два мальчика и девочка. (Протоколы обследования представлены в приложении.)
Обработка и интерпретация данных. Наличие шести и более симптомов по каждой из двух составляющих СДВГ — дефицита внимания и гиперактивности — импульсивности – есть симптомы СДВГ у детей.
Как показало наблюдение, фиксируя попутно данные в протокол, у Страхова Егора по всем показателям положительные результаты. Из 9 пунктов по критерию дефицита внимания у него все 9 положительны, по критерию гиперактивности и импульсивности – 9 из 9. У Белова Ивана точно такие же показатели. У Алины Леготской так же по дефициту внимания, по гиперактивности и импульсивности 8 из 9 возможных. Так как СДВГ устанавливается по 6 признакам из 9, а у этих детей 9 из 9 и 8 из 9, можно с уверенностью говорить о синдроме в данном случае.
После того, как в результате наблюдения нами было выявлено трое детей с СДВГ, с классным руководителем была проведена беседа о взаимоотношениях этих детей с классом и об их общении между собой.
В результате беседы было установлено, что Ваня с Егором постоянно находят повод для ссоры. Постоянные драки, ругательства. Вместе они долго находиться не могут, но и друг без друга им становится скучно. Бывают ситуации, когда они заняты каким либо интересным делом вместе – тогда процесс их весьма продуктивен. По сути своей они представляют собой лидеров. Они всегда привлекают к себе внимание и удерживают его на себе. Но в Ване присутствует немалая доля агрессии (ее корни мы будем искать в воспитании дома), что мешает ему долго сохранять положительные отношения с другими ребятами. К тому же, он склонен ко лжи. Замечены частые случаи вранья как ровесникам, так и учителям.
Настя агрессивна по отношению к окружающим, это толкает людей на ссоры, обиды и жалобы изначально. При этом в ней так же присутствуют лидерские задатки и когда она доброжелательна, вокруг нее всегда есть ведомые ребята.
У этих детей тяга к неспокойной жизни. С их приходом, спокойно играющие дети, под влиянием гиперактивных, становятся взбудораженными, принимаются за активную деятельность и начинается всеобщий хаос. Успокоить всех становится трудно и зачастую учителя не справляются с таким напором активности. Вместе, Алина, Ваня и Егор становятся неуправляемыми, при этом могут направлять свою агрессию и активность как друг на друга, так и на окружающих. Друг без друга им становится не по себе, скучно и не интересно, зато в классе царит спокойствие.
Таким образом, из беседы с учителем можно с уверенностью сказать, что гиперактивные дети, выявленные по итогам наблюдения, являются лидерами в классе, не смотря на их агрессию, они задают тон в классе. При этом бывают вспышки агрессии, которые отталкивают остальных детей. В отсутствии “гиперактивной тройки”, класс спокоен и внимателен. Когда приходят дети с СДВГ, привлекая внимание остальной части класса, они тем самым “заводят их” и образуется хаос. Необходимо по возможности занимать детей с СДВГ каким либо делом, интересным им самим – их деятельность будет очень продуктивной, будет тренироваться память и концентрация внимания.
На заключительном этапе исследования была проведена беседа с родителями детей с СДВГ. Вопросы задавались с целью изучения стиля семейного воспитания, а также выявления зависимости взаимоотношений ребенка с СДВГ с окружающими от выбора стиля воспитания родителей.
Мама Егора С.: “Я всегда распределяю домашние полномочия между собой и детьми. Привлекаю Егора с взрослой деятельности, чтобы он чувствовал себя нужным. Повышаю голос только в очень редких случаях, когда сама сильно устаю, понимая, что это бесполезно. В семейных вопросах Егор принимает активное участие, так как любит быть в центре событий и чувствовать ответственность. Я стараюсь как можно чаще давать выход его необузданной энергии, отпуская его гулять надолго без особого контроля. Мы замечали не раз, что его гиперактивность не совместима с властным контролем взрослых (например, авторитарной бабушки). После столкновения его самостоятельности со строгим контролем и властью характера старшего, он становится абсолютно не управляемым, неадекватно реагирует на замечания и просьбы. Мы стараемся как можно меньше сталкивать его с бабушкой, по возможности, давая ему больше свободы и самостоятельности, в пределах разумного. Иногда оставляя его дома одного, предоставляя полную свободу действий, при этом просим сделать какие либо домашние дела, делая акцент на то, что он уже взрослый и остается дома за хозяина – такие дни сильно успокаивают его, давая выход энергии и удовлетворение самим собой. Таким образом, наблюдаем с каждым годом улучшение общего состояния – он становится более спокойным, внимательным, меньше забывает, с ним становится легче найти компромисс и договориться без ущерба сторонам”.
Мама Ивана Б.: “Я предпочитаю держать все в своих руках. Когда меня нет с ним рядом – с ним остается моя сестра, похожая сильно на меня характером. Мы всегда четко знаем где он, что делает. На мой взгляд это приучает его к дисциплине. Кто-то всегда сопровождает его на прогулку – один он никогда не ходит гулять. Его активность мы с сестрой с самого раннего его детства пытаемся погасить дисциплиной и строгостью. Что на мой взгляд ему сильно помогает. Он хорошо, прилежно учится, выполняя все задания. Он почти всегда выполняет то, что ему говорят взрослые, что не может ни радовать. Я хочу воспитать в нем прилежность, ответственность, мужественность, чтобы он в будущем четко осознавал свои обязанности перед своей семьей и близкими. Я считаю, что без строго контроля эти качества ниоткуда не возьмутся, тем более с его особенностями. Своеволие с его стороны всегда жестко пресекалось. Мы старались всегда не давать выходить этому за определенные рамки, которые были достаточно узки”.
Мама Алины Л.: “В отношениях со своей дочерью, в отсутствии папы, я предпочитаю компромисс в решении возникающих проблем. Я стараюсь не повышать на нее голос, не запрещать как можно большее количество вещей, в рамках дозволенного. Стараюсь всегда объяснять, что именно она сделала неправильно, чтобы в следующий раз такого не повторялось. Проблема в том, что большую часть времени Алина проводит с бабушкой, чей характер гораздо более суровый, нежели мой. Ее стиль – авторитарен, а так как Алина по характеру “бунтарка” — им сложно ладить друг с другом. На этой почве, Алина никогда не приближает бабушку на близкое к себе расстояние, не позволяет командовать ей, что нередко ведет к скандалам и как следствие, к стрессу, как дочери, так и бабушки. Вечером она сильно возбуждена и требуется достаточно много времени, чтобы она угомонилась и легла спать. Успокаивается она, когда мы с ней вдвоем проводим время на выходных. Нет особых поводов для ссоры, так как я всегда стараюсь сгладить назревающий конфликт и выйти из ситуации кротчайшим путем, не ущемляя ничьи права”.
    продолжение
–PAGE_BREAK–