Первый профессиональный университет
Факультет ПИЮ
Курсовая работа по Бизнес-планированию
на тему
Особенности составления бизнес-плана
Москва 2010
Содержание
Введение
1. Бизнес-план: понятие, назначение, специфика
2. Специфика бизнес-планирования в малых и средних предприятиях
3. Особенности инновационного бизнес-планирования
4. Методика составления бизнес-плана
Заключительныевыводы
Литература
Введение
В условиях роста нестабильности иизменчивости организационно-экономической среды чрезвычайно усложниласьпроблема поиска методов эффективного управления и обеспечения устойчивогофункционирования строительных предприятий. В современных условияххозяйствования необходимы комплексная методология и основанный на нейинструментарий, которые помогли бы модернизировать организационную иинформационную структуру строительного предприятия таким образом, чтобырешались базовые проблемы повышения его конкурентоспособности, чтопредопределяло бы стабильные успехи не только в настоящем, но и в будущем.
В условиях рыночной экономики бизнес,чтобы стать жизнеспособным и прибыльным, нуждается в планировании. Всовременной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добитьсяположительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируяпоследствий. Мировой опыт позволяет утверждать, что только тщательное иответственное планирование бизнеса может существенно помочь в выживаниипредприятий, а в конечном счете — в достижении ими стабильно высокихрезультатов.
Известно, что бизнес-планированиесоставляет один из основных элементов системы управления деятельностьюпредприятия. Как элемент системы менеджмента бизнес-планирование представляетсобой относительно самостоятельную подсистему, включающую совокупностьспецифических инструментов, правил, структурных органов, информации ипроцессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения планов.
Реализация любого предпринимательскогозамысла, включая и сферу строительства, нуждается в составлении бизнес-плана, вкотором этот замысел обосновывается и излагается программа воплощения в жизньзадуманного. Особую важность бизнес-план представляет потому, что он являетсяосновой структуры, обеспечивающей реализацию выбранных направлениймаркетинговой деятельности. Он помогает определить статус предприятия и егоподразделений, конкретизировать стратегические цели коммерческой деятельности иоценить шансы на успех.
Бизнес-план является широкораспространенным в современной рыночной экономике рабочим инструментомменеджмента организации, используемым во всех сферах предпринимательскойдеятельности. Это основа конкретной маркетинговой, финансовой, материально-техническойкадровой политики ведения бизнеса, независимо от масштабов, сферы деятельностии формы предпринимательства. Он описывает, скажем, в сфере строительных услугпроцесс функционирования предприятия и го подразделений, и отвечает на вопрос,каким образом руководство собирается достичь своих целей и задач.
Кроме того, бизнес-план – это визитнаякарточка, по которой возможные партнеры по бизнесу оценивают шансы на успехпредпринимаемого дела. Он выступает основой при переговорах с возможнымипартнерами, клиентами, инвесторами, банками и т.д.
Все это показывает актуальностьисследования особенностей составления бизнес-плана.
/>/>1. />Бизнес-план: понятие, назначение, специфика
Успех в бизнесе зависит от трехэлементов: понимания общего состояния дел на данный момент; ясногопредставления того уровня, которого необходимо достичь; планирования процессаперехода из одного состояния в другое.
Многочисленнымиспециалистами-исследователями в США давно уже выявлена высокая положительнаякорреляция между планированием в рыночных условиях и успехом ведения дела вразличных сферах бизнеса. Достоверно известно, что при планировании своейдеятельности фирмы имеют значительно более высокие экономические результаты,чем без систематического планирования[1].
В процессе перехода к рыночнойэкономике в России в значительной степени оказались утраченными навыкипланирования производства на предприятиях. Кроме того, появилась необходимостькорректировки существовавшей системы планирования в соответствии сизменившимися условиями. Фактически на сегодняшний день контуры общихтребований к порядку формирования взаимосвязанной системы планов промышленногопредприятия только сформировались[2].
Сегодня большинство отечественныхкоммерческих фирм не имеет официально принятых планов, равно как и отсутствуютнеобходимые механизмы планирования: различного рода нормы, нормативы, методикии т.д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех илииных направления хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитанына ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу.
Планирование является важнейшей частьюпредпринимательской практики. Важность планирования выражена в известномафоризме: «Планировать или быть планируемым»[3].Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или несчитает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектомпланирования, средством для достижения чужих целей.
Бизнес-планирование на предприятии, каки любое планирование вообще, может быть различным по срокам, точности, повносимым поправкам и степени координации. Однако общими для всех видовпланирования являются следующие признаки:
1. Планирование — это упорядоченныйпроцесс.
2. Основой планирования являетсяобработка информации.
3. В рамках планированияразрабатываются определенные действия (проекта).
4. Планирование направлено надостижение определенных целей.
В соответствии с данными признакамиФ.К. Беа, Э. Дихтл и М. Швайтцер определяют планирование как упорядоченный,основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, которыйопределяет параметры для достижения целей в будущем[4].
Бизнес-план — это краткое, точное,доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент прирассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбратьнаиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому егоможно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и какруководство для исполнения и контроля[5].
Овладение искусством составлениябизнес-плана в условиях российской экономики стало крайне актуальным в силуследующих причин:
― во-первых, в нашей экономике появляется поколение предпринимателей, неимеющих пока опыта управления в условиях рынка;
― во-вторых, меняющиеся экономические условия требуют от опытныхруководителей ставить и решать задачи по-новому;
― в-третьих, для привлечения иностранных инвестиций необходимо уметьобосновывать свои заявки и доказывать инвесторам свои способности и возможности[6].
Ядро бизнес-плана — концентрированиефинансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочьпредпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированиемфирмы[7]:
― определить конкретные направления деятельности, перспективные рынкисбыта и место фирмы на этих рынках;
― оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции,соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определитьпотенциальную прибыльность проекта;
― выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их трудатребованиям по достижению поставленных целей;
― проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить,соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
― просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешатьвыполнению бизнес-плана.
В современной практике бизнес-планвыполняет пять функций[8]
― использование его для разработки стратегии бизнеса;
― планирование. Эта функция позволяет оценить возможности развития новогонаправления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы;
― привлечение денежных средств (ссуды, кредиты). В современных российскихусловиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либозначительный проект, однако получить кредит непросто;
― привлечение к реализации планов компании потенциальных партнеров,которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у нихтехнологию;
― улучшение информированности всех сотрудников о предстоящих действиях,координирование их усилий, создание мотивации достижения целей посредствомвовлечения работников в процесс составления бизнес-плана.
Таким образом, внутрифирменноепланирование является неотъемлемой частью управления любого предприятиянезависимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для началаили расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том,каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал.Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместныхпредприятий, а также для получения финансирования.
В наибольшей степени бизнес-планиспользуется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри ее припоиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело спомощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственнойструктуры, а также служит основой для формирования общегосударственнойстратегии планирования.
В рыночной экономике существуетмножество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д.Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов взависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги,технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему).
Классификация бизнес-планов по объектамбизнеса представлена на рисунке 1. В рамках одной организации можетразрабатываться весь комплекс целей и отдельные бизнес-планы.
/>
Рис. 1. Типология бизнес-планов пообъектам бизнеса
В настоящее время в России наиболеепривлекательными являются проекты создания бизнес-линий как совокупности правсобственности, конкурентных преимуществ и долгосрочных привилегий, объединяющихвсе виды преимуществ: от закупки сырья и найма работников до сбыта продукции.
Широко применяются также специальныебизнес-планы финансово-экономического характера[9]:
― составление проспектов эмиссии ценных бумаг;
― обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
― выпуск акций в закрытых компаниях типа общества с ограниченнойответственностью и закрытого акционерного общества или определение паев втовариществах при выходе из состава одного из акционеров;
― обоснование вариантов санации предприятия-банкрота и т. д.
Бизнес-план, как никакой из другихпланов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар,продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличиеот традиционного плана экономического и социального развития предприятиябизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательскойорганизации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу.
Кроме того, в бизнес-плане основноевнимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектахбизнеса, в то время как научно-технические, технологические и социальныестороны представлены менее детально.
В целом бизнес-планирование организуети координирует менеджмент предприятия, обеспечивает разработку программыдействий от начала до ее завершения. Независимо от того, какие коммерческиепроцессы реализуются, планирование бизнеса — это систематическая методологиядостижения успеха для любого типа деловых операций при сохранении приемлемыхуровней рисков[10].
Обобщая вышеизложенное, можноопределить бизнес-план как аналитический документ для планированияпредпринимательской деятельности, в котором описываются все основные аспектыбудущего коммерческого предприятия, анализируются все проблемы, с которыми ономожет столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем.Эффективный бизнес-план определяет целесообразность вложений и прибыльность.При этом важно сформировать бизнес-план в соответствии с определеннымитребованиями и выполнить соответствующие расчеты — это поможет предвидетьбудущие проблемы и понять, преодолимы ли они./>2.Специфика бизнес-планирования в малых и средних предприятиях
В наибольшей мере бизнес-планированиенеобходимо малым и средним предприятиям, работающим в условиях высокой неопределенностии имеющим меньшее право на ошибку. В условиях рынка и жесткой конкуренциипредпринимателям и менеджерам этих предприятий нельзя полагаться только наопыт, интуицию и видимые удачные обстоятельства. Отказ от применениябизнес-планирования при управлении предприятием сопровождается колебаниями,ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимисяпричинами плохого состояния дел.
Для того чтобы определить местобизнес-планирования в общей концепции управления малыми и средними предприятиями(МСП), необходимо в первую очередь определиться с основными положениями даннойконцепции. При исследовании процесса формирования общих подходов и методов куправлению МСП можно выделить две характерные ситуации:
1) использование тех же концепций иметодов, характерных для обеспечения процесса управления в крупных структурах;
2) рассмотрение новых подходов куправлению, позволяющих учесть специфику МСП и обеспечить процесс управления наболее качественном уровне. Основной акцент в этом случае сделан на выделениитех характерных черт, которые определяют специфику управления такимипредприятиями. Учет качественных характеристик МСП является базовым условиемформулирования особых положений менеджмента для этой категории предприятий.
В рамках нашего исследования наиболееважно учесть следующие характеристики: компактность управленческой команды имногофункциональность менеджеров; отсутствие громоздких управленческихструктур, простоту информационных связей, быстроту принятия решений; доминированиетактического мышления и стратегий краткосрочных решений и действий, чтоопределяет необходимость соединения принципов стратегического и оперативногопланирования.
Анализ литературы, посвященнойметодическим аспектам управления МСП, позволяет прийти к выводу, что в качествеметодологической основы при рассмотрении методик управления МСП в основномиспользуются традиционные подходы менеджмента: ситуационный, функциональный ипроцессный[11].Управление предприятием строится исходя из ситуационных предпосылок путемформирования единого и непрерывного процесса реализации отдельных функцийуправления, составляющих этот процесс. Но сам управленческий процесс носитболее интегрированный характер, а функции управления часто не разделяются междуспециализированными подразделениями.
Сегодня можно говорить о новомпонимании сути и места бизнес-планирования в процессе управления МСП.Бизнес-планирование следует рассматривать как механизм интеграцииуправленческих функций с целью создания стратегически управляемого предприятия,что в свою очередь требует тесной взаимоувязки стратегического и оперативногопланирования[12].В рамках МСП бизнес-планирование реализует элементы стратегическогопланирования (определение политики предприятия, формулирование целей и выборстратегий) и оперативного планирования (определение конкретных действий по достижениюпоставленных целей)[13].
Для большинства российских предприятийпредставление о бизнес-плане остается в рамках документа, необходимого дляпривлечения инвестиций или получения кредита, а не как многоплановогоуправленческого инструмента. Между тем рамки бизнес-планирования затрагиваюттри основные области принимаемых управленческих решений: управление текущейдеятельностью и развитием предприятия; управление изменениями на предприятии;принятие разовых решений по отдельным аспектам управления.
Управление текущей деятельностью иразвитием предприятия. Современная технология бизнес-планирования позволяет использоватьбизнес-план в качестве основы управления текущей деятельностью и развитиеммалого (среднего) предприятия. Эффективное управление на этом уровнеосуществляется путем разработки управленческого бизнес-плана, объединяющегоосновные элементы стратегического и оперативного планирования. Введение новоготермина «управленческий бизнес-план», на наш взгляд, более точно отражаетконцептуальную задачу данного типа бизнес-плана по сравнению с распространеннымв литературе термином «бизнес-план фирмы».
Концептуальной задачей управленческогобизнес-плана в целом является определение целей функционирования предприятия, атакже путей и ресурсов их достижения. Данный тип бизнес-плана более реален, посравнению со стратегическим планом, и позволяет определить конкретные целипредприятия на короткий период (как правило, на год), а также подробный пландействий по достижению поставленных целей. Помимо этого, управленческийбизнес-план позволяет решить и еще одну из задач менеджмента — координациюдействий между различными участниками, так как каждый участник играет своюроль, имеет свой круг обязанностей и задач. По существу, управленческийбизнес-план представляет собой перечень конкретных действий для менеджеров,описывает роль, которую каждое подразделение предприятия должно сыграть впроцессе достижения поставленных целей. В этом качестве его следуетрассматривать как инструмент делегирования ответственности, позволяющийруководству более точно определять вклад менеджеров в достижение целейпредприятия.
Управление изменениями на предприятии.Динамичное развитие предприятия возможно только при создании специальногомеханизма управления изменениями[14],составной частью которого является разработка бизнес-планов проектов. Данныйтип бизнес-планов может являться как составной частью общей системыбизнес-планирования, так и самостоятельным документом для осуществленияинвестиционной политики предприятия.
Принятие разовых решений по отдельнымаспектам управления. В процессе управления бизнесом возникают задачи, успешнорешить которые возможно только при наличии специально подготовленногобизнес-плана. Круг этих задач достаточно широк и включает такие направления,как планирование разовых финансовых операций по купле-продаже бизнеса или егочасти, осуществление крупных коммерческих сделок, антикризисное планирование,приглашение на предприятие ведущего специалиста или менеджера и др.
Таким образом, можно выделить три типабизнес-планов, которые важны в формальном процессе планирования как функцииуправления бизнесом: управленческие бизнес-планы — применяются для управлениятекущей деятельностью и развитием предприятия; бизнес-планы проектов —направлены на планирование и управление проектами, реализуемыми в рамкахданного предприятия; разовые бизнес-планы — направлены на принятие отдельныхкрупных решений, связанных с управлением бизнесом.
На рис. 2 показана взаимосвязьсемейства бизнес-планов, которые могут быть разработаны на предприятии.
/>
Рис. 2. Схема взаимодействия различныхтипов бизнес-планов
В центре всей системыбизнес-планирования находится управленческий бизнес-план. Он является ключевымзвеном всего процесса бизнес-планирования, так как устанавливает цели и пути(стратегии), с помощью которых предприятие собирается эти цели достигнуть.Управленческий бизнес-план, в отличие от стратегического, включает в себяподробные планы отдельных подразделений или функциональных направленийдеятельности. Результатом разработки данного типа бизнес-плана должны статьсогласованная стратегия и подробный план действий с указанием конкретных шаговпо достижению поставленных целей.
Бизнес-планы проектов связаны сконкретными проектами, требующими определенных капиталовложений. Необходимостьподготовки такого типа бизнес-плана возникает тогда, когда менеджментунеобходимо принять решение по капитальным затратам, исходя из того, что всепроекты должны быть направлены на оптимальное достижение интересов предприятия.Другими словами, любые капитальные затраты должны быть направлены на то, чтобыспособствовать достижению целей, определенных управленческим бизнес-планом. Вэтом смысле бизнес-планы проектов должны быть тесно увязаны с теми целями,которые поставлены перед предприятием в планируемом периоде. Каждый извыбранных проектов должен занимать соответствующее место в решении стоящихперед предприятием задач. Вместе с тем определенные проекты могут и незатрагивать текущих задач, так как связаны с более долгосрочными целямипредприятия и могут являться самостоятельным объектом управления.
Бизнес-планы разовых решенийподготавливаются «по требованию». Это не означает, что они никак не связаны сдругими типами бизнес-планов, наоборот, подготовка такого типа бизнес-планапозволяет успешно решить конкретную задачу управленческого бизнес-плана. Например,специально подготовленный бизнес-план позволяет более успешно справиться сзадачей заключения солидного соглашения или договора, привлечь кредитныесредства банка и т. д.
/>3. Особенностиинновационного бизнес-планирования
Особенностью современной экономикиявляется быстрое моральное устаревание техники и технологий. Практически всеприменяемые в настоящий момент времени технологии могут быть усовершенствованыили заменены новыми для того, чтобы улучшить указанное соотношение. Однакопереход от одной технологии к другой (более совершенной и более эффективной)почти всегда требует значительных инвестиционных затрат: приобретения новогооборудования, обучение персонала новым технологиям и т.д. Путь к повышениюэффективности производства лежит через реализацию инвестиционных проектов. Приэтом нельзя забывать, что инвестиционные затраты должны за приемлемый срококупаться теми позитивными изменениями в производственно-сбытовой деятельности,которые вызваны реализацией данного инвестиционного проекта.
Планирование инноваций — это системарасчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развитияорганизации и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения[15].
В настоящее время наиболее популярнымвидом бизнес-плана в России является бизнес-план инвестиционного проекта, таккак он, согласно Закону «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в формекапитальных вложений», является необходимым элементом разрабатываемого проекта.Поэтому практика бизнес-планирования в нашей стране напрямую связана синвестиционной деятельностью предприятий.
В последние годы повышалась инвестиционнаяактивность предприятий: увеличивался объем инвестиций в форме капитальныхвложений, реализовались масштабные инвестиционные проекты, направленные намодернизацию существующих и создание новых производств[16].
А.В. Шатохиным были выявлены проблемыуправления предприятиями, препятствующие или затрудняющие бизнес-планированиеинновационной деятельности предприятий[17]:
1) отсутствие четкой постановкистратегических целей и задач, а значит, невозможность планирования конечныхпоказателей деятельности (в том числе и оперативных) по подразделениямобуславливают слабую культуру планирования на предприятиях;
2) системно не упорядоченные плановыепоказатели не согласуются со структурой экономических объектов, несоответствуют направлениям использования ресурсов и получениюматериально-вещественных результатов. Этим вызвана низкая культура контроля ианализа достижения целей (или их отсутствие);
3) анализ экономической деятельностипроводится с сильным запозданием, когда основные финансовые показателипредприятия сформированы, а возможность влияния затруднена;
4) эффективность работы отдельныхструктурных подразделений, как правило, не анализируется;
5) отсутствие единой системы целей непозволяет комплексно подходить к формированию единой информационной системы и кее отсутствию. При этом следует учитывать, что информационное обеспечениеявляется одним из элементов системы управления, развитие которого связано иопределяется динамикой других элементов системы управления предприятием.
Анализ мировой практики показывает, чторазработка и внедрение инноваций превратились в непрерывный управляемыйпроцесс, когда инновационные идеи — в перспективе производственные планы ипрограммы — проникают во все новые сферы производства и товарных рынков.Непрерывность планирования инноваций включает выполнение двух условий:
1) необходимость взаимосвязанности истратегических, средне- и краткосрочных планов предприятия;
2) динамичность плановых расчетовисходя из внешних условий и изменения стратегии предприятия.
Можно выделить этапы идентификациинеобходимых направлений инновационной деятельности и типов инновационныхстратегий, включающие: выбор основного направления инноваций (продуктовыеинновации/процессные инновации); установление типа поведения фирмы относительновыпуска новых продуктов (абсолютное лидерство, преследование, имитация, поискниши и т. д.); определение возможностей фирмы относительно масштабовинновационной деятельности.
Наиболее оптимальным решением являетсясочетание активных и пассивных стратегий в рамках осуществления инновационнойполитики. Данный подход дает уникальное конкурентное преимущество новаторам,так как предполагает не только научно-техническое первенство, но и наличиесильных маркетинговых позиций.
Рекомендуемый порядок действий,завершающийся разработкой бизнес-плана конкретного инвестиционного проекта,включает в себя следующие этапы[18]:
1) выявление и анализ проблем, длярешения которых требуются инвестиции;
2) генерация идей (проектныхпредложений);
3) предварительный отбор проектныхпредложений;
4) экспресс-анализ отобранных проектныхпредложений;
5) анализ рынков продукции и ресурсов;
6) анализ проекта в техническом,институциональном, социальном и экологическом аспектах;
7) финансовый анализ проекта,включающий в себя выбор варианта проекта для оформления и представленияпартнерам;
8) оформление официального бизнес-планадля представления в банк и другим потенциальным партнерам;
9) корректировка плана в процессесогласования с партнерами.
Успешная реализация бизнес-плановкрупных и стратегически важных инвестиционных проектов требует проведенияпостоянного и оперативного контроля за выполнением плановых показателей с цельюдостижения конечного результата[19].
Комплект бизнес-операций инновационногоменеджмента, включает в себя управление разработкой бизнес-планов инновационнойдеятельности. Требования к бизнес-планам инновационных проектов предприятийсостоят в следующем:
― превышение инвестиционной эффективности проекта по сравнению с рыночнойставкой ссудного процента;
― емкость (по выявленной потребности и платежеспособному спросу),выгодность по конъюнктуре, рост и простота освоения рынка сбыта инновационнойпродукции;
― установление конкурентных преимуществ инновационной продукции,позволяющие рассчитывать на вытеснение с рынка товаров-заменителей и аналогов,если рынок сбыта является конкурентным;
― приемлемость и стабильность цен и объемов предложения требуемыхресурсов;
― установление рисков и определение механизма минимизации рисков проекта;
― обоснование объема средств или других ресурсов, требуемых от венчурногоинвестора для начала и последующего развития проекта;
― установление среднесрочных перспектив финансового состояния проекта.
Разработка бизнес-плана инвестиционногопроекта с соблюдением рекомендуемых правил позволяет инициатору выбратьнаиболее эффективный вариант реализации инвестиционного проекта при приемлемомуровне рисков. Для потенциальных партнеров грамотно разработанный бизнес-планявляется свидетельством серьезности намерений инициатора. Представленные вбизнес-плане показатели эффективности и устойчивости деятельности хозяйства,планирующего реализацию инвестиционного проекта, позволяют потенциальнымпартнерам понять свою роль и свой интерес в этом проекте. Тем самым создаютсяусловия для эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон в процессереализации проекта на основе согласованного бизнес-плана./>4. Методика составлениябизнес-плана
Прежде чем приступить к созданиюбизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации. В этомотношении можно выделить следующие этапы бизнес-планирования[20].
1. Определение источников нужнойинформации. Ими могут стать учебники по бизнес-планированию, правительственныеучреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса), фирмы поуправленческому консультированию и другие побочные организации, отраслевыеиздания, курсы по составлению бизнес-планов, аудиторские фирмы, знакомые,коллеги, друзья.
2. Определение целей его разработки.Цели определяются тем перечнем проблем, которые призван разрешить бизнес-план.Очень важно понять, что внутренние и внешние цели организации могут бытьдостигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план.
Определяя внутренние и внешние проблемыбизнес-планирования, стоит задуматься о возможности их взаимопроникновения.Например, внешние цели (привлечение инвесторов) могут быть лучше достигнуты,если предложить, скажем, коммерческим банкам стать не только кредиторами, но иполноправными участниками предпринимательского проекта. Во-первых, этопривлечет к проекту дополнительное внимание. Так, для российских коммерческихбанков более привлекательным представляется не простое выделение кредитов подбизнес-план, а сочетание кредита с непосредственным участием в егоосуществлении: совместная деятельность, долевое участие в акционерном капитале,распределение прибыли, операции и т. д. Если данные моменты будут выделены вбизнес-плане, это поможет легче получить необходимые финансовые ресурсы. Во-вторых,специалисты коммерческих банков и других финансовых компаний, как правило,обладают необходимыми навыками в оценке инвестиционных проектов. В своихинвестиционных управлениях коммерческие банки, учитывая отсутствие нужногоопыта и знаний у российских предпринимателей, создают специальныеподразделения, эксперты которых помогают разобраться в сложных проблемах оценкибудущих перспектив бизнеса. Таким образом, предприниматели могут рассчитыватьна серьезную помощь в решении внутренних проблем нового бизнеса на уровнесовременных научных методов с применением сложного экономико-математическогоаппарата. бизнес планирование изменения инновационный
3. Определение своих целевых читателей:будут ли это только внутренние участники организации (что маловероятно) илитакже внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами,будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты.
Венчурные, или рисковые, капиталисты —это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансированияпредпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как наэтапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также вобласти финансирования отдельных рисковых подразделений — видов бизнеса,входящих в крупную хозяйственную организацию. Венчурные капиталисты участвуют вфинансировании бизнеса через систему долговых расписок, приобретение акций идругих ценных бумаг фирмы, нуждающейся в финансировании. Цель деятельностивенчурного капитала — вложение средств в рискованные предприятия для получениявысокой прибыли.
4. Установление общей структурысоздаваемого документа.
5. Сбор информации для подготовкикаждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимозаручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания длясоставления бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники — работникиорганизации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательнопривлечь также внешних консультантов, особенно для использования их в сферефинансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кромефинансистов, бухгалтеров, маркетологов, в работу над бизнес-планом могут бытьвовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся намакроэкономических проблемах), консультанты по управлению.
Перед тем как заняться сбороминформации, полезно составить вопросник, который включает существенные вопросыпо каждому из разделов бизнес-плана.
6. Написание бизнес-плана. Важноеправило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, дажеесли это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыковтакого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается напредыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собратьнеобходимую информацию и осуществляют ее первичную обработку. На конечном этапеконсультанты могут ассистировать предпринимателю. Если предпринимательперепоручает написание бизнес-плана кому-нибудь другому, то причинами этогоявляются:
1) неполное и несистематичное знание предпринимателемслабых и сильных сторон своей организации, основных направлений еедеятельности, возможного будущего запланированного проекта;
2) отсутствие периода обучениядеятельности по планированию, которое негативно скажется на будущих действияхорганизации (ведь планирование — это неотъемлемый компонент управленческойдеятельности);
3) неумение предпринимателядоказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущиминвесторам. И не менее важно то, что предприниматель может потерять довериеинвестора: несовершенный, не совсем удачный, но составленный самостоятельнобизнес-план можно исправить, а вот потерянное доверие восстановить гораздосложнее.
Шестой этап в общем завершает процессбизнес-планирования, однако для улучшения плана полезно сделать еще один,седьмой, шаг. Он заключается в том, что предприниматель предлагает готовыйбизнес-план для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованныхлиц, кто способен оценить его работу на основе конструктивной критики.
Оформление бизнес-плана начинается сподготовки титульного листа. Он должен сразу обеспечить информацию о том, где,когда и кем составлен данный документ. Здесь же указывается название проекта,которое должно кратко и четко формулировать идею, заложенную в бизнес-плане.Вторая страница плана содержит оглавление, которое должно отражать егоструктуру. Это номенклатура разделов или параграфов. При любом вариантесодержание должно быть четко оцифровано обязательно арабскими цифрами. Затемидет введение, в котором указаны задача составления бизнес-плана и круг лиц,которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникланеобходимость в создании данного проекта или инвестиционного замысла.
Объем резюме не должен превышатьнескольких страниц. В этом разделе указывается все главное, что должно бытьпонято и оценено потенциальным инвестором, т. е. информация, дающаяпредставление о фирме и обеспечивающая все необходимые данные, характеризующиеее коммерческую деятельность. В приоритетном порядке указываются направлениядеятельности компании, по каждому направлению определяются целевые рынки иответственные лица. Составители плана должны кратко и четко сформулироватьосновные цели проекта, а также его конкретные задачи.
Таким образом, в разделе должны бытьосвещены основные цели фирмы, ее стратегия, разработанные для ее достиженияконкретные мероприятия.
Эти данные целесообразно представить вформе таблицы, содержащей описание деловых приемов, которые собираетсяиспользовать фирма, и соответствующих им мероприятий, направленных на решениеконкретных задач в рамках выбранной стратегии. Целесообразно также определить втаблице круг лиц, ответственных за выполнение различных мероприятий. Указаниетам же точных сроков реализации важно как для составителя плана, так и дляпотенциального инвестора. Определение в бизнес-плане временных рамокпоказывает, что план разработан подробно и добросовестно.
В разделе, посвященном товарам иуслугам, описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынкепокупателям. Подготовке раздела предшествует значительная предварительнаяработа по выбору товара или услуги, который должен стать основой бизнеса фирмы.В рамках данного раздела необходимо подробно описать предлагаемые товары иуслуги, указать их основные преимущества в глазах потребителя, а такжеимеющиеся недостатки и меры по их преодолению. Особо следует подчеркнутьразницу между тем, что представлено на рынке в настоящее время, и тем, чтособирается в будущем предложить фирма, так как выход на рынок и рост объемов продажнапрямую зависят от уникальных свойств представленного в бизнес-плане продукта.
Цель раздела, посвященного анализурынка и сбыта, — предоставить инвестору достаточные фактические материалы,чтобы убедить его в конкурентоспособности рассматриваемого проекта, а такжепомочь предпринимателю определить, кто будет покупать его товар и где его нишана рынке. Этот раздел является одним из наиболее трудных и важных, так как онпостроен на рыночных оценках, которые оказывают непосредственное влияние нафинансовый и производственный планы компании. В данном разделе предпринимательдолжен осветить следующие вопросы: типы рынков, на которых действует фирма;основные сегменты рынков по каждому виду товаров или услуг; факторы, влияющиена спрос на каждом из сегментов рынка; перспективы изменения потребностейпокупателей и возможная реакция компании на эти изменения; реальное состояние ипрогнозы развития емкости используемых сегментов рынка на ближайшее время и наболее отдаленную перспективу; реакция рынка на новые товары.
В некоторых бизнес-планах в отдельныйраздел выделяется оценка конкуренции на рынках сбыта. Этот раздел посвященанализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, их стратегии итактике. Оценивая деятельность конкурентов, необходимо дать ответы на следующиевопросы: насколько область деятельности фирмы подвержена изменениям; велико личисло фирм, предлагающих сходные товары и услуги; какую часть рынка,контролируют фирмы-конкуренты; как обстоят дела у фирм-конкурентов с доходами,внедрением новых технологий, рекламой и послепродажным обслуживанием; чтоявляется предметом наиболее жесткой конкуренции в данной сфере деятельности(цена, качество, послепродажное обслуживание и др.).
В разделе бизнес-плана, посвященноммаркетингу, освещаются способы достижения намечаемых объемов продаж и доведениявыпускаемой продукции до потребителя. Необходимо, чтобы в плане были указаныобщая стратегия маркетинга, принятая в фирме, схема ценообразования иреализации товара, а также методы стимулирования роста объемов продаж. Большоезначение имеют также организация послепродажного обслуживания клиентов, рекламавыпускаемых товаров и формирование общественного мнения о товарах и фирме, ихвыпускающей.
Раздел «План производства» включается вбизнес-план только теми предпринимателями, которые собираются заниматьсяпроизводством товаров. Главная задача здесь — убедить потенциальных партнеров,что фирма будет в состоянии производить необходимое количество товаратребуемого качества в нужные сроки.
Обычно производственный план включает всебя следующие структурные элементы:
1) характеристику производственногоцикла;
2) анализ размещения предприятия сточки зрения таких факторов, как близость к рынкам сбыта, поставщикам, наличиеквалифицированных трудовых ресурсов, транспортные расходы, уровень развитияинфраструктуры;
3) оценку необходимых факторовпроизводства и динамику их изменения;
4) оценку поставщиков сырья иматериалов с точки зрения их надежности, опыта сотрудничества и др.;
5) нормативные акты, касающиеся производства,а также влияющие на характер и сроки открытия и функционирования предприятия;
6) издержки производства и динамику ихизменения.
В разделе, посвященном риску,освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализациипроекта, и основные методы защиты от потенциальных трудностей. Данный разделсодержит следующие составные части: перечень возможных рисков с указаниемвероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого; организационные мерыпо профилактике и нейтрализации рисков; программу страхования от рисков.
Раздел бизнес-плана, касающийсяфинансового плана, необходимо посвятить оценке потенциала фирмы и планированиюее финансовой деятельности с целью достижения жизнеспособности компании иэффективного использования имеющихся денежных средств. В данном разделесодержатся следующие планово-отчетные документы: оперативный план; план доходови расходов; план движения денежных средств; балансовый отчет.
Указанные документы носятпланово-отчетный характер. Планирование осуществляется на основе прогнозабудущей деятельности фирмы в рамках определенного периода времени. Отчетсоставляется за прошедший период времени. Приведенные в этих документах данныеиспользуются далее для анализа финансового состояния фирмы.
В разделе, касающемся вопросовфинансирования, излагается план создания новой фирмы или расширения ужефункционирующей. При составлении этой части бизнес-плана предприниматель обязанрассмотреть следующие вопросы:
1) средства, необходимые для реализациипредлагаемого проекта;
2) источник инвестиций;
3) сроки окупаемости и размерыожидаемого дохода от реализации проекта.
Помимо указанных разделов бизнес-плана,целесообразно также включить в него организационный план, содержащий краткуюхарактеристику организационной структуры компании, сведения о персонале,информацию о правовом обеспечении деятельности фирмы.
В конце бизнес-плана приводитсяфактографическая информация, а именно полное наименование предприятия илифирмы, юридический адрес, номера контактных телефонов, телекс, факс, а такженазвания организаций и телефоны, по которым читатель плана сможет получить вслучае необходимости дополнительную информацию.
Рекомендации к оформлению бизнес-плана:
1) оформление бизнес-плана должносоответствовать имиджу преуспевающей фирмы, оно должно быть привлекательным, нонеброским;
2) степень детализации должнасоответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего: четкая структура иего наглядность, краткость. Зарубежная практика показывает, что оптимальнымявляется объем бизнес-плана в 40 страниц;
3) в бизнес-план не должна включатьсявторостепенная и справочная информация. Ее лучше вынести в приложения. Объемприложений не ограничивается;
4) стиль изложения должен отличатьсяпростотой и отсутствием языкового и терминологического барьеров. Бизнес-пландолжен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам;
5) информация бизнес-плана должна бытьемкой, четкой и в то же время краткой (таблицы, графики и т. д.);
6) предложения и прогнозы бизнес-планадолжны быть обоснованы и подкреплены ссылками на источники информации;
7) точность финансовых расчетов —необходимое условие;
8) должны быть обсуждены рискикомпании;
9) бизнес-план должен быть подготовленс учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представитьэтот документ.
Заключение
Итак, бизнес-планирование организует икоординирует менеджмент предприятия, обеспечивает разработку программы действийот начала до ее завершения. Независимо от того, какие коммерческие процессыреализуются, планирование бизнеса — это систематическая методология достиженияуспеха для любого типа деловых операций при сохранении приемлемых уровнейрисков.
Бизнес-план это аналитический документдля планирования предпринимательской деятельности, в котором описываются всеосновные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются всепроблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяются способырешения этих проблем. Эффективный бизнес-план определяет целесообразностьвложений и прибыльность. При этом важно сформировать бизнес-план в соответствиис определенными требованиями и выполнить соответствующие расчеты — это поможетпредвидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они.
В современных условиях хозяйствованиябизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельностикомпании и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционныхрешений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основныеаспекты деятельности коммерческого предприятия, анализируются проблемы, скоторыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюдабизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой,научно-исследовательской и проектной работы.
Не будет преувеличением назватьбизнес-план основой управления не только конкретным коммерческим проектом, но ивсем предприятием. Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможностьвзглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработкибизнес-плана, включающий деятельный анализ экономических и организационныхвопросов, постоянно побуждает мобилизоваться. Целью такого плана может бытьполучение кредита, привлечение инвестиций, определение стратегических итактических ориентиров фирмы, оценка ее рыночного положения, достижениенеобходимых результатов по объемам сбыта продукции и др.
Бизнес-план – многоплановыйуправленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так итактических задач, независимо от его функциональной ориентации, в том числеорганизационно-управленческую и финансово-экономическую оценку состоянияпредприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных ислабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.
/>/>/>Литература
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическоепособие. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 248 с.
2. Баринов В.А. Бизнес-планирование. ― М.: Инфра-М, 2003. — 272 с.
3. Беа Ф.К., Дихтл Э., Швайтцер М. Экономика предприятия. — М.: Инфра-М,2004.
4. Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-планирование. Конспект лекций. ―М.: Эксмо, 2007. — 160 с.
5. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельностипредприятия. — М.: Инфра-М, 2007. — 215 с.
6. Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт.Современная практика и документация: учеб. пособие / Под ред. В.М. Попова. —М., 2003.
7. Бизнес-план: метод. мат-лы. 3-е изд., доп. / Под ред. Н.А. Колесниковой,А.Д. Миронова. — М.: Финансы и статистика, 2001.
8. Бузырев В.В. и др. Планирование на строительном предприятии: учеб.пособие для вузов по специальности 080502 «Экономика и упр. на предприятии (поотраслям)». — М.: КноРус, 2010.
9. Варламова З.Н. Генезис методологии управления развитием организаций //Экономика региона. 2007. № 2. С. 201-215.
10. Голяков С.М. Бизнес-планирование на малых и средних предприятиях //Вестник Санкт-Пет. ун-та. Серия 8: Менеджмент. 2003. № 4. С. 49-70.
11. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия. ― М.: ГроссМедиа,2008. — 96 с.
12. Дешко А.Э. Предупреждение неплатежеспособности предприятия: применениебизнес-плана для повседневного мониторинга // Проблемы современной экономики.2007. № 3. С. 171-173.
13. Дьякова Ю.Н., Чекан Ю.А. Проблемы организации бизнес-планирования нароссийских предприятиях // Вестник Института Дружбы народов Кавказа. 2008. № 4.С. 155-160.
14. Желябовский Ю.А. Распределение уровней и задач бизнес-планирования исводная система полномочий при бизнес-планировании в отраслевой корпорации //Транспортное дело России. 2008. № 4. С. 60-61.
15. Журавлев С.В., Кострова В.Н., Авсеева О.В., Соломахин А.Н. Проблемыоптимального планирования комплексного строительства в менеджментефинансово-строительной компании // Территория науки. 2007. № 2. С. 157-175.
16. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. ― М.:Инфра-М, 2008. — 455 с.
17. Зубарева Ю.В. Эффективность разработки инвестиционных бизнес-планов длямалых предприятий // Аграрный вестник Урала. № 12. 2008. С. 89—90.
18. Кольцова О.В. Назначение и особенности реализации бизнес-плана //Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 1. С. 64-67.
19. Корелин В.Н. Управление предприятием на основе инновационных подходов ипринципов управления // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарныенауки. 2007. № 7. С. 253-258.
20. Косов В.В. Бизнес-план: обоснование решений. — М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 272с.
21. Крутякова Ю.А., Юсупова С.Р. Бизнес-планирование: учебно-практическоепособие. — М.: ТК Велби, 2006. — 352 с.
22. Лаврентьев В.А. Интеграция предприятий малого и среднего бизнеса какфактор повышения производительности и эффективности труда // ВестникНижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. 2005. №1. С. 153-156.
23. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 446 с.
24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2009. — 536 с.
25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. —М.: ИНФРА-М, 2009. — 536 с.
26. Сборщиков С.Б. Перспективное планирование материально-техническогообеспечения инвестиционно-строительных программ // РИСК. 2009. № 2. С. 134-137.
27. Сиротина Т.П. Экономика и статистика предприятия: Учебно-методическийкомплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 200 с.
28. Трещевский Ю.И., Гусаров И.В. Формирование системы внутрифирменногопланирования промышленного предприятия // Вестник ВГУ. Серия: Экономика иуправление. 2009. № 2. С. 77-85.
29. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия.― М.: Финансы и статистика, 2005. — 304 с.
30. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Эволюция производственных систем в условияхстановления инновационной экономики // Организатор производства. 2008. № 2. С.69-72.
31. Финансирование инвестиционных потребностей с помощью лизинга: актуальныевозможности для российских предприятий //http://www.leasingforum.ru/release.php?id=394 2009-12-27
32. Чараева М.В. Организация системы бизнес-планирования на предприятии какоснова для выработки и принятия рациональных управленческих решений // Финанс.исслед. 2008. № 18. С. 42-47.
33. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Экономика фирмы. ― Ростов н/Д: Феникс,2006. — 400 с.
34. Шатохин А.В. Основные вопросы управления бизнес-планированиеминновационной деятельности предприятий // Известия Российского гос. педаг.ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 77. С. 224-227.
35. Эсетова А.М., Магомедов Х.М.М., Гамидов Т.А. Системный подход куправлению конкурентным потенциалом строительного предприятия // Транспортноедело России. 2006. № 11-I. С. 37-39.