Особенности советской системы социального обеспечения

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Особенности советской системысоциального обеспечения»

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.ПОНЯТИЕИ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ… 5
1.1 Понятие и сущность социальной сферы… 5
1.2 Понятие и сущность социального обеспечения. 9
2.ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ… 13
2.1 Ранние формы социального обеспечения в дореволюционнойРоссии. 13
2.2 Особенности социального обеспечения в советский период. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 27

ВВЕДЕНИЕ
 
Социальное обеспечение вРоссии на современном этапе развития переживает значительныеорганизационно-правовые и содержательные преобразования: созданазаконодательная база для реформы социальной сферы, позволившая осуществитьдецентрализацию государственной системы социального обеспечения и управлениясоциальной сферой, реализуется система обязательного социального страхованиянаселения, введены новые формы социальной поддержки населения, проводитсяструктурная перестройка отрасли, развиваются платные социальные услуги, новыеформы комплексного социального обслуживания населения[1].
Тем не менее, системасоциального обеспечения испытывает серьезные сбои в своем функционировании.Помимо иных причин, связанных в частности с общей социально-экономическойситуацией в России, серьезную роль в этом продолжают играть ошибки и просчеты,допущенные на начальном этапе реформирования социальной сферы, отсутствиечеткой и последовательной, должным образом подкрепленной в правовом,организационном и финансовом отношении социальной государственной политики.
Хотя социальноеобеспечение, формы заботы о немощных, престарелых, больных — это сфера жизниобщества, являющаяся чутким индикатором степени социализированностигосударственной экономики. В этом плане представляется интересным проследить,как менялась модель социального обеспечения в течение времени, особенно всоветское время, когда российское общество переживало процесс глобальнойтрансформации, что и подтверждает актуальность курсовой работы.
Целью курсовой работыявляется рассмотреть и проанализировать систему социального обеспечения всоветское время.
В ходе работы следуетвыполнить ряд задач:
— рассмотретьтеоретические основы понятия и сущности социального обеспечения;
— проанализироватьсоциальное обеспечение в советское время.
Объектом курсовой работыявляется система социального обеспечения.
Предметом курсовой работыявляется анализ развития системы социального обеспечения в советский период.
В работе использовалисьучебные пособия по социальной работе, социальному обеспечению, истории,материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
Курсовая работа состоитиз трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.

1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие исущность социальной сферы
Социальнуюсферу представляют как «пространство воспроизводства реальной повседневнойжизни, развития и самоосуществления общественных субъектов». Социальная сфера —одна из основных сфер общества (наряду с экономической, политической,духовной)[2].
Социальнаясфера характеризуется определенной самостоятельностью, целостностью,наличием собственных внутренних законов развития — таких, как законысоциального сравнения, социальных перемещений, динамики социальной активности,развития социальной структуры и др. В процессе повседневной жизни, реализациивнутренних законов сферы, удовлетворения потребностей люди вступают вопределенные отношения (социальные отношения), создают необходимые институты(социальную инфраструктуру). Все это и составляет социальную сферу.
Всоциальной сфере (как и в других сферах жизни человека) производятсясоответствующие социальные ценности, главным источником которых выступает труд.К социальным ценностям следует отнести прежде всего жизнь человека как таковую,физическое и психическое здоровье, интеллектуальную и нравственную культуру,социально-политическую ответственность, гражданственность, патриотизм и т.д.
Говоря осамостоятельности, целостности социальной сферы, не следует представлять ее какнечто обособленное. Точно так же, как, скажем, экономика «проникает» во вседругие сферы общества, так же и социальное, как продукт социальной сферы (илиотносящееся к социальной сфере), присутствует во всех сферах человеческойдеятельности. Главное отличие социального — человекозащитное, гуманистическоесодержание, его присутствие воспроизводстве и изменении социальных связей междулюдьми, условий и образа их жизнедеятельности, в формировании и удовлетворенииих жизненных потребностей. Социальный менеджмент (как и социальная политика преследует цель всестороннегоутверждения социальны ценностей, обеспечения полноправной жизни личностисоциуме, тем самым обогащая, совершенствуя всю социальную сферу и социальнуюсреду[3].
Еслипопытаться структурировать социальную сферу, то в качестве ее компонентов можновыделить, прежде всего, людей (социальную структуру общества) с ихпотребностями, социальными ценностями и качествами; во-вторых, социальныесистемы (соответствующие территориальные образования, организации, коллективы ит.д.), с помощью которых (или внутри которых) реализуются социальныепотребности; в-третьих, взаимодействия, отношения людей (классов,групп), в которые они вступают в процессе удовлетворения своих потребностей; в-четвертых,принципы, условия, законы внутреннего развития социальной сферы и еесоставляющих, правила разрешения проблем, возникающих в социальных отношениях.
Анализсостояния социальной сферы можно осуществить по следующим направлениям:
1)комплекс условий труда, быта и досуга;
2)степень доступности культурных благ и услуг (образование, информация,литература, искусство и т.д.);
3)гарантии жизнеобеспечения и безопасности людей, включая охрану здоровья,социальную защиту, трудоустройство, защиту прав и достоинств личности и др.;
 4)возможности (открытость путей) социальных перемещений и жизненногосамоопределения — от выбора профессии и места жительства до повышенияквалификации, профессионального продвижения, открытия собственного дела,занятия тех или иных рабочих мест и должностей в соответствии со способностями,уровнем подготовленности и отношением к делу;
5)реальное участие в управлении, социальном контроле, обсуждении и принятиирешений и т.д.
Итак,реальной формой отношений в социальной сфере выступает удовлетворениечеловеческих потребностей. Однако вопрос в том, каким способом каждый изсубъектов удовлетворяет эти потребности, не наносит ли ущерба другим людям,удовлетворяя свои, может быть, и не всегда разумные потребности? Не рождает лиэто социальных конфликтов, не увеличивает ли количество тех, кто станетнуждаться в социальной защите?
Инымисловами — знание состояния социальных отношений дает ключ к дифференциациитехнологий организации — социальной защиты, поиску наиболее эффективных форм иметодов удовлетворения потребностей социальных групп и личностей[4].
И здесьв систему факторов эффективного социального влияния вплетается такое понятие (иявление), как социальная среда, и необходимость учитывать особенности еесоставляющих.
Социальнаясреда — этоокружающий человека социальный мир, который включает в себя общественные(материальные и духовные) условия, общественные отношения, а также группылюдей, среди которых человек живет. В реальной жизни человек не только зависитот социальной среды, но и своими активными действиями может видоизменять этусреду, а вместе с ней развивать и самого себя, свою сущность.
Социальнаясреда имеет структуру: можно выделить следующие структурные компонентысоциальной среды:
а)общественные условия жизни людей;
б)социальные действия людей;
в) ихотношения в процессе совместной деятельности и общения;
 г)социальные общности, вкоторые люди объединяются.
Социальнаясреда — явление сложное, многоуровневое, многоаспектное. Можно говорить омакросреде и микросреде. Макросреда — экономическая, социальная, политическая идуховная система отношений. Микросреда — непосредственное социальное окружениечеловека — семья, неформальная группа, трудовой, учебный коллектив.
Дляуспешной организационно-управленческой деятельности в системе социальной защитыважно иметь конкретное представление о видах социальной среды, которыевыделяются по разным основаниям. В социологической литературе в качестве основанийи видов социальной среды рассматриваются следующие:
а)      постепени общности — человечество в целом как планетарная общность;общественно-экономическая формация; государство; класс; нация; общественнаяорганизация; самодеятельное объединение граждан; трудовой коллектив;
б)      поцелям и способам действия — производственно-трудовая,учебно-воспитательная, общественно-политическая, культурно-росветительная,спортивная, военная, религиозная, семейно-бытовая и т.д.;
в)      потерриториальному признаку — макросреда общества, крупного региона,микросреда города, района, села и т.п.;
г)       понационально-этническому признаку — нация, народность, землячество,национальное объединение;
д)      подемографическим характеристикам — мужская, женская, юношеская, детская,смешанная (люди разных полов и поколений);
е)       поспособам воздействия на личность — экономическая, правовая, эстетическая,нравственная, религиозная;
ж)      посоциальному вектору гуманного/антигуманного воздействия на личность — обучающая,воспитывающая, манипулирующая, конформирующая, разлагающая, перевоспитывающая,упражняющая;
з)       посоциальной направленности формирующего влияния — социальная,антисоциальная, девиантная;
и) поотношению к прогрессу общества и развитию индивида, социальной группы — позитивная,нейтральная, негативная.
Каквидим, оснований может быть достаточно много и видов социальной среды — также.Но первичное влияние на судьбы людей оказывает, естественно, семья. И это важнодля распознания социальных проблем того или другого индивида, группы, для результативностисоциального менеджмента в системе социальной защиты.
Впрактической деятельности это означает, что:
Во-первых,менеджер социальнойсферы, социальный работник обязан учитывать наличие сложившихся социальныхотношений между людьми до кризиса, во время кризиса и отношений, сложившихсяпосле преодоления кризиса.
Во-вторых,видеть и учитыватьроль социальных институтов (позитивную и негативную), создавших определенные«правила игры», закрепивших определенные механизмы социальных отношений.
В-третьих,учитыватьпоследствия современного развития общества, явления массовой урбанизации,миграционных процессов, а также явления экологического порядка и др.
1.2 Понятие и сущность социального обеспечения
Социальное обеспечение –это система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан,а также семей, где есть дети. В России система социального обеспечениявключает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, побеременности и родам и т. д.), многодетным и одиноким матерям ималообеспеченным семьям, в которых есть дети; содержание и обслуживаниепрестарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах дляпрестарелых и инвалидов, для детей-инвалидов и т. д.); протезирование;профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; льготы инвалидам имногодетным матерям.
Согласно ст. 7Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Этопонятие связывается с утверждением всеобщего блага (как идеала), принциповсоциальной справедливости, социальной защищенности, достойных условийсуществования. Это означает, что при любых системных и структурныхпреобразованиях экономики страны приоритетной целью ее политики являетсяобеспечение высоких жизненных стандартов для большинства граждан. Социальноегосударство стремится сгладить социальное неравенство, помочь слабым иобездоленным (путем перераспределения социального дохода в пользу менееобеспеченных слоев), обеспечить занятость и права работника, развивать системусоциального страхования, обеспечить доступность для всех образования,здравоохранения, культуры.
Ведущим направлениемдеятельности социального государства становится разработка и реализациясоциальной политики, способствующей созданию равных стартовых возможностей дляреализации жизненных планов, развития личности и проявления особой заботы омолодежи, безработных, малоимущих. Иными словами, в условиях становления ифункционирования социального государства резко возрастает объем его социальныхзабот. Социальное государство призвано заботиться о создании условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Созданиеблагоприятной для развития общества и человека социальной среды — это одно изусловий эффективной социального обеспечения. Социальное обеспечение как особаяформа деятельности, объявленная в качестве приоритетной также в сфереобразования и науки, предполагает проведение согласованной государственнойполитики в области оплаты труда и доходов населения, занятости, развитияотраслей социальной сферы, в адресной социальной защите наиболее уязвимых слоевнаселения.
Реформы,осуществляемые в области оплаты труда, при всей сложности их реализации всовременных социально-экономических условиях, в России ориентированы навосстановление роли трудовых доходов, оплаты труда в качестве одной изважнейших ценностей российского общества. Смысл такой деятельности заключаетсяв том, чтобы вернуть утраченное в некоторой степени понимание значимостисамообеспечения, самозарабатывания средств, необходимых для достойного уровняжизни. Роль государства сводится к созданию правовых и экономических условийдля раскрытия творческого потенциала трудоспособного населения, в созданииодинаковых стартовых возможностей для всех граждан российского государства.
Решениепроблем в области оплаты труда и доходов населения напрямую связаны среализацией эффективной социальной политики в области занятости.
Проблемыв области занятости, касающиеся молодежи, воспроизводятся (с некоторойспецификой) и в другой, не менее социально уязвимой, — в группе женщин. Нарынке труда женщины так же, как и молодежь, оказываются достаточно часто вчисле незанятых. Эта проблема также требует особого осмысления, в том числе ипереосмысления тендерных аспектов образования в нашем обществе. Еще совсемнедавно на тендерную проблему вообще не обращали внимания, считая, чтоконституционное равенство уже по определению ставит всех граждан в одинаковыеусловия. Система воспитания и образования обходила «острые углы» существующегов обществе тендерного неравенства. Именно специалисты в области социологии исоциальной работы подняли тендерную проблему до уровня ее общественногоосознания.
Срединезанятого населения в российском обществе, для которого характерно старениенаселения (как и для всех европейских стран), постоянно увеличивается числонетрудоспособных лиц как по возрасту, так и по состоянию здоровья. Для этойкатегории лиц Конституция РФ закрепила право на социальную защиту, включающееправо на пенсионное обеспечение. В настоящее время оно охватывает болеечетверти всего населения. И в этом тоже есть проблема, так как для нашей страныхарактерен опережающий рост размеров пенсионного фонда по отношению к фондузаработной платы в связи с общим старением населения.
В связис этим в нашей стране была разработана система реформирования пенсионнойсистемы, которая находится сейчас в стадии реализации. Новая модель пенсионнойсистемы стала многоуровневой, включив несколько составляющих — общуюсоциальную, трудовую и добровольную пенсии. Величина будущей пенсии ставится вэтой модели в зависимость от продолжительности и величины уплаченных страховыхи накопительных пенсионных взносов.
Осуществляяреформу пенсионной системы с расчетом на трудоспособное население, государствоне оставляет вне поля зрения тех, кто требует особого внимания сейчас — этоветераны войны и труда, к которым в нашей стране особое отношение. Россияполностью выполняет Соглашение государств-участников СНГ о взаимном признаниильгот и гарантий инвалидов и ветеранов войны, семей погибших военнослужащих.
В числосоциальных приоритетов государственной политики российское государство относитпрограммы и мероприятия по их реализации в области социальной защиты семьи,охране материнства и детства.
Историясоциального обеспечения России имеет давние корни. Рассмотрим их болееподробно.

2. ОСОБЕННОСТИСОВЕТСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
 
2.1Ранние формы социального обеспечения в дореволюционной России
Различныеформы защиты населения как социальное явление берут свое начало в далекихисторических временах, в благотворительности, существовавшей в той или иноймере на всех этапах развития общества. Восточнославянские племена в своихобычаях сострадательно относились к ближнему, в чем-либо нуждавшемуся.
ИсторикСМ. Соловьев отмечал, что, в отличие от воинственных германцев и литовцев,избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей, истреблявших пленных,наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также кпленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные местаили «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». Онипривечали странников, отличались редким на то время гостеприимством[5].
Благотворительнаядеятельность в ранний период рассматривалась как религиозный долг человека,велась в основном священнослужителями. Первым документальным свидетельствомгосударственной заботы о людях, нуждавшихся в помощи, считают договор 911 годакнязя Олега с греками, в котором содержались моменты, относящиеся (посегодняшним меркам) к социальной защите. Как и в других странах, в России напротяжении веков благотворительную работу вели церкви и монастыри. Под ихвлиянием люди учились на практике исполнять заповедь о любви к ближнему,понимавшейся, прежде всего, как обязанность накормить голодного, напоитьжаждущего, оказать ему милосердие, призреть, отнестись с участием[6].
Послекрещения Руси активизируются многие направления помощи нуждающимся, в том числеи личная благотворительность русских князей; издаются указы, согласно которымобщественное призрение поручается попечению и надзору духовенства в лицепатриарха подчиненных ему церковных структур, основным источникомфинансирования самих церквей, монастырей и других организуемых при нихблаготворительных учреждений определена «десятина», т.е. десятая частьпоступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.»[7].
Прикнязе Владимире развернулось строительство церквей, школ, училищ. А сынВладимира Ярослав Мудрый открыл в Новгороде сиротское училище, в которомсодержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей, и составилпервый письменный русский свод законов «Русская Правда», содержащий статьисоциальной направленности. Это было новым явлением для молодых государствЕвропы. Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах, время правления которогопришлось на начало XII века, создалпервое нравственное поучение, обращенное к младшему поколению и наполненноехристианскими идеями. Он призывал своих сыновей заботиться о бедных, вдовах исиротах.
Традиция«личной» благотворительности русских князей за счет казны долго существовала вРоссии, постепенно приобретая широкий размах и многочисленных приверженцевсреди людей разных сословий. Однако по мере усложнения социальных проблем вобщественном сознании все настойчивее пробивается идея о необходимости поискановых подходов к вопросам бедственного положения многих людей, понимание того,что частной благотворительностью и сложившимися формами церковного имонастырского призрения эту проблему не решить.
Впервыепублично эта идея прозвучала в обращении Ивана Грозного к Стоглавому Собору —собранию высшего духовенства Русской Православной церкви, состоявшемуся вМоскве в 1551 году. Собор констатирует страшное развитие нищенства и при этомуказывает на отсутствие надлежащих мер призрения. Постановление, принятоеСтоглавым Собором, затрагивающее многие стороны данной проблемы, являетсязначительным шагом вперед в систематизации работы по социальной защитенаселения. Хотя по-прежнему попечение о бедных признается делом общества,однако Собор признает необходимым регулировать его мерами государственными,путем царского повершил или, иначе говоря, законом. Для большинствануж-дающихся он рекомендует закрытое призрение в богадельнях: впервые для этогоразличает разнообразные категории нищенствующих и для каждой из нихустанавливает особые меры. Прокаженные и престарелые должны получать кров, пищуи одежду; «здравые» должны питаться по дворам[8].
Практическаяреализация идеи развертывания государственной системы общественного призренияполучила развитие в царствование Федора Алексеевича, последнего из династииРюриковичей, и в последующие годы. Значительное расширение частной игосударственной благотворительности привело к появлению социальногопротиворечия между «профессиональным» нищенством и необходимостью зарабатыватьна жизнь честным трудом. Общество начинает понимать, что системаоблагодетельствования с двух сторон — государства и общества — не приноситреальной пользы ни государству, ни населению.
Наавансцену выдвигается идея необходимости борьбы с профессиональным нищенством,получившая практическое воплощение в петровское время, которое можноохарактеризовать как новую ступень в становлении многостороннего подхода крешению проблем социальной защиты населения. Наряду с насильственнымискоренением нищенства и его негативных последствий (указы 1712, 1718, 1721,1722, 1734 годов; ряд практических распоряжений) делается попытка привестиразвитие общественного призрения в определенную систему: обосновываетсянеобходимость различать нуждающихся по причинам их нужды, и в соответствии сэтим определять помощь; активно разворачивается строительство и государственноесодержание больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрениянезаконнорожденных младенцев, смирительных и прядильных домов для людей«праздношатающихся и им подобных» и т.д. Призрение становится частьюгосударственной внутренней политики, государство не только предоставляетпомощь, но и осуществляет мероприятия по ликвидации профессионального нищенствакак явления социальной патологии[9].
Созданиецентрализованной системы оказания помощи нуждающимся оставалось заботой ипоследующих правителей России. Так, при Екатерине II в губерниях длязаведования и распоряжения делами призрения были учреждены подпредседательством губернаторов Приказы общественного призрения, на которыевозлагались разнообразные и важные функции: заведование школами, учреждениебольниц, сиротских домов, богаделен, особых приютов для неизлечимых больных,домов для умалишенных и др[10].
Однакопо мере того, как обнаруживалась недостаточность борьбы с бедностью и разнымиформами нужды при посредстве одних казенных учреждений, в обществе иправительстве зрела мысль о необходимости большего участия в делахобщественного попечения о бедных со стороны общества. Постепенно попечениестановилось делом не только государственным, но и общественным, фактическипревратившись для общественности в добровольно-принудительное попечение подприсмотром государственных органов.
Процессдальнейшей передачи проблем защиты населения на низовые уровни продолжался и впериод царствования Александра I:призрение было включено в сферу общественного самоуправления, а заправительством осталась функция общего руководства этим процессом. Был также принятзакон, по которому призрение передавалось организациям и ведомствам,разделенным на несколько типов. Новым для формировавшейся системы общественногопризрения стало создание обществ, основанных на началах взаимного «вспоможения»или самопомощи. Члены обществ составляли «капитал» для вспомоществования засчет ежегодных взносов в кассу. Однако эти процессы не получили широкогораспространения.
Дальнейшиеорганизационные преобразования в области социальной защиты были связаны сземской (1864 г.) и городской (1880 г.) реформами. Основная тяжесть социальнойпомощи легла на городское и земское (сельское) общественное самоуправление.Согласно Положению о губерниях и уездных земских учреждениях от 1 января 1864года, в ведение органов земского самоуправления перешли дела приказовобщественного призрения. Земства взяли под свою опеку строительство новыхблаготворительных заведений, призрение и воспитание детей, устройство временныхпомещений для переселенцев и т.д.
В общихчертах такая система социальной защиты сохранялась до конца XIX — начала XX веков и представляла собой разветвленное образование,подразделявшееся на общественное, общественно-государственное и частное.
Благотворительнуюдеятельность активно вели так называемые «медовые братства», которые в начале XX века действовали при большинствеправославных церквей. Ими открываются потребительские лавки, в которых беднымлюдям товары продавались по сниженной цене; бесплатно раздаются иконки, Евангелия,учреждаются кассы для выдачи нуждающимся беспроцентных ссуд на приобретениеодежды, обуви, орудий труда, а также по случаю смерти, болезни, родах. Прицерквах и монастырях, находившихся под их опекой, учреждаются богадельни,госпитали, школы для бедных и т.д.
В целомчастная благотворительность развивались по самым разнообразным направлениям и вразличных формах. Частные благотворители финансировали различные общества изаведения, осуществляли социальный патронаж нуждающихся, участвовали встроительстве и содержании больниц, колоний для ослабленных детских приютов,приютов попечительства о бедных, богоделен для пожилых женщин, открывалиначальные и средние общеобразовательные и специальные учебные заведения частныешколы (например, рисования), организовывали вы ставки, музеи и другиеучреждения культуры.
Такимобразом, традиции, родившиеся в ранний историческии период, закрепилисьпрочно и сохранялись до конца XVIIIв. Более того, они обогащались новым практическим опытом, теоретическимивыводами. Важно заметить, что к этому времени в обществе наметился поворот кболее широкому пониманию всех проблем социального призрения: ставился вопрос ио развитии профилактической компоненты в системе общественного призрения, опредупреждении негативных явлений в обществе, предполагалось, чтопрофилактическая работа выступала бы «важной функцией общественного игосударственного управления, направленной к смягчению многих золдействительности, к облегчению значительных страданий и к спасению целого рядачеловеческих жизней»[11].
Вместе стем создаваемая система страдала рядом существенных недостатков, нерешенныхпроблем. Тормозом в развитии общественного призрения являлось и несовершенноезаконодательство. В конце XIXвека для изучения и внесения предложений по совершенствованию социальной защитынаселения была создана специальная комиссия, но первая мировая война помешалареализации этих планов. Решать проблемы обездоленных людей в России пришлосьдругому правительству, пришедшему к власти после Октябрьской революции 1917года.

2.2 Особенности социальногообеспечения в советский период
социальная защита советский пособие
Становлениесоциального обеспечения как вида профессиональной деятельности в советскоевремя с организационно-управленческой и содержательной точек зрениякоренным образом отличалось от дореволюционных подходов: заботу о защитеразличных категорий населения государство полностью взяло на себя. Постепенноскладывалась разветвленная система социального обеспечения, имеющаясоответствующие органы на разных уровнях; проблемы социальной защиты наиболееуязвимых категорий населения постоянно были в поле зрения правительства иразрешались с пользой для нуждающихся.
Вопросысоциальной защиты и благосостояния народа, его здоровья, разумного образа жизнирешались в тесной связи с развитием народного хозяйства,социально-экономическими достижениями. Уже в декабре 1917 года ВЦИК и СНКутверждают Положение о страховании на случай безработицы, действие которого«распространяется на всю территорию Российской Республики и на всех лиц безразличия пола и возраста, занятых по найму во всех отраслях труда, независимоот характера работы, а также от того, у кого они работают по найму: вгосударственных, частных, общественных учреждениях или у частных лиц». ВПоложении дается определение понятия «безработные», определяются финансовыеисточники, размеры пособий, функции органов, которым вменяется в обязанностьрешение вопросов безработицы[12].
Полторынедели спустя (4 января 1918 г.) принимается Декрет о страховании на случайболезни (действие этого документа также распространяется на всю территориюстраны, на все категории населения). Учреждаются больничные кассы —общегородские для крупных городов и окружные для местных округов, определяетсяих статус, структура, виды помощи (денежные пособия, врачебная помощь и др.),система управления делами кассы. Заметим, управление организуется надемократических началах: выборность, отчетность, подконтрольностьуправленческих структур.
Ворганизационно-управленческом плане важное значение имело создание осенью 1918 г. Всероссийского Фонда социального обеспечения, а также утверждение 31 октября 1918 г. Положения о социальном обеспечении трудящихся[13]. Благодаря этимдокументам четче определился круг лиц, подлежащих обеспечению; виды социальногообеспечения (врачебная помощь, денежные пособия и пенсии, натуральная помощь),а также источники финансовых средств.
Центральнымруководящим органом являлся Отдел социального обеспечения и охраны трудаНародного комиссариата труда. На местах социальное обеспечение осуществлялосьподотделами социального обеспечения и охраны труда отделов труда местныхСоветов депутатов. Что касается финансирования социальных затрат, то в начале1919 года было заявлено, что «средства на оказание всех видов социальногообеспечения и на охрану труда отпускаются из Государственного казначейства всметном порядке по смете Народного комиссариата труда»[14].
Всеобщественные организации, частные предприятия, хозяйства, отдельные нанимателидолжны были уплачивать страховые взносы в местные казначейства. При этомгосударственные предприятия освобождались от всякого рода взиманий насоциальное обеспечение. Ответственность за осуществление наблюдения заправильным поступлением взносов в казну была возложена на Народный комиссариатфинансов.
Принятыеправительством меры все больше упорядочивали, последовательно выстраивалисистему социальной защиты и содержательно, и организационно; укрепляли еецентрализованное начало. К концу 1918 года Народный комиссариат социальногообеспечения представлял собой разветвленное системное образование и разделялсяна семь отделов.
Наличие специализированныхструктурных подразделений позволяло Комиссариату охватить все наиболее значимыеслои населения, нуждавшиеся в помощи и защите, и вести работу последовательно исистемно.
Важнымэтапом в становлении советской системы социальной защиты было введение, нарядус социальным обеспечением, полного социального страхования рабочих. Этопроизошло в 1924 году, после принятия первой Конституции СССР. Социальноестрахование распространялось на всех без исключения рабочих и служащихнезависимо от характера их деятельности. При этом сами трудящиеся былиполностью освобождены от уплаты каких-либо страховых взносов, т.к. эти взносыуплачивали за них предприятия и учреждения[15].
В странебыло создано несколько негосударственных пенсионных страховых фондов, появилисьгосударственные страховые общества и компании, из средств которых выплачивалисьденежные пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным членомсемьи, пенсии по инвалидности и старости, пенсии семьям рабочих и служащих припотере кормильца, пенсии за выслугу лет, пособия работающим женщинам побеременности и родам, по уходу за новорожденным, на кормление ребенка, пособиямногодетным и одиноким матерям. Средства социального страхования расходовалисьтакже на посылку рабочих и служащих в санатории и дома отдыха, детей рабочих ислужащих — в детские санатории и пионерские дачи; на бесплатное обучение иповышение квалификации, на выплату стипендии учащимся и ряд других выплат ильгот.
К 1929году Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальноеобеспечение всех трудящихся, которое стало одной из гарантий ряда основных правграждан, закрепленных в Конституции. Однако социальное развитие того периода небыло беспроблемным. Негативной тенденцией стал рост безработицы, произошлозаметное ослабление семейного уклада: «формальный брак» был приравнен кзаконному, значительно упростилась процедура развода (он стал возможен поустному заявлению одного из супругов). Ослабление семейного уклада вело кослаблению социальных основ общественной жизни.
Позже, впериод Великой Отечественной войны, выделились основные, наиболее важныесоциальные проблемы: организация помощи семьям фронтовиков; трудоустройствоинвалидов; помощь детям-сиротам, матерям и т.д. Несмотря на сложности военноговремени, государство оказывало материальную и натуральную помощь семьямвоеннослужащих, зачастую предоставляя им определенные льготы (льготы поналогам, квартирной оплате, плате за обучение детей в школах и др.). В тяжелыхусловиях войны была разработана и осуществлялась специальная правительственнаяпрограмма спасения детей, особое внимание уделялось инвалидам и пенсионерам.
Впослевоенные годы был взят курс на восстановление народного хозяйства,переориентацию его на нужды мирного времени; дальнейшее развитие получиласистема социального обеспечения: возросли расходы государства на выплатыпенсий, для женщин-матерей вводился частично оплачиваемый отпуск по уходу заребенком, повсеместно развернулось строительство домов для престарелых,открывались интернаты.
Ксередине 80-х гг. в стране сложилась развитая система социальной помощинуждающимся, охватившая широкие слои населения. Особенностью ее являлось то,что е стремилась всю деятельностьпо социальному обеспечению замкнуть исключительно на государство, свернувработу благотворительных организаций. Практически в стране сложилась патерналистскаягосударственная система социального обеспечения, финансируемая главнымобразом из госбюджета (95%).
Обширныесоциально-защитные меры, взятые на себя государством, формировалисоответствующие взгляды, идеологию граждан. Со временем в обществе утвердиласьфилософия обязанности (исключительной!) государства разрешать все социальныепроблемы граждан, что привело к росту иждивенчества и отсутствию инициативностив решении социальных проблем. Фактически исчезла социальная активность людей вчасти поиска различных дополнительных путей самообеспечения, самозащиты.
Кромефилософии «государство обязано, государство должно…», сложилось упрощенноеотношение к самой проблеме социальной защиты человека: вся она максимальносвелась к выплатам пособий, материальной поддержке, медицинской помощи.Конечно, никто не станет утверждать, что это — маловажно, но этого явнонедостаточно.
Заметнымпробелом было и то, что социальная поддержка направлялась только на людей, ужепопавших в беду (инвалидов, престарелых, сирот), и почти не веласьпрофилактическая работа. Пространство социальной работы стало ограниченным,замкнутым на отдельных категориях людей, которые, в свою очередь, оказались вопределенном смысле изолированными.
Замкнутостьсоциальных служб на обозначенных задачах не способствовала профессионализмусоциальной работы, включению в нее специалистов гуманитарного профиля:психологов, социологов, педагогов и т.д., потому как с начислением пенсий (аэто стало главным) справлялись бухгалтерские кадры, опираясь на законодательныеакты[16].
Системасоциального обеспечения населения практически не имела специальных учебныхзаведений, дипломированных специалистов данной сферы. Социальной работойзанимались все, кому доставалась эта роль, а многие социальные проблемы, скоторыми сталкивались люди, либо не решались должным образом, либо вообщеигнорироватись.
Современем в стране все больше стала осознаваться необходимость реформированиясистемы социальной защиты, первые попытки которой были предприняты в периодперестройки, а также в 90-е годы в условиях современных социально-экономическихи политических преобразований общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовойработы можно сделать выводы.
Социальное обеспечение вСССР представляло собой установленную государством систему социально-экономическихмероприятий по материальному обеспечению граждан в старости и принетрудоспособности, по всестороннему обеспечению матерей и детей, помедицинскому обслуживанию и лечению[17].
Введениесоциального обеспечения в советский период было одним из требованийпролетариата дореволюционной России. В частности, оно было сформулировано вПрограмме РСДРП, принятой 2-м съездом партии (1903). На 6-й (Пражской)Всероссийской конференции РСДРП (1912) партия большевиков вновь выдвинулатребование признать право пролетариата на социальное обеспечение, предложиласоответствующие оргправовые формы, гарантирующие реальное осуществление этогоправа (государственную систему страхования), уточнила случаи, когда такое правовозникает (увечье, болезнь, старость, потеря кормильца и т.д.). Эти требованиябыли сформулированы В. И. Лениным и вошли в историю под названием ленинскойстраховой рабочей программы.
В. И. Ленинопределил, на каких важнейших принципах должно быть построено государственноестрахование: обеспечение всех лиц наёмного труда и их семей; обеспечениерабочих во всех случаях утраты трудоспособности и в случае потери заработка прибезработице; полное возмещение утраченного заработка без каких-либо взносовсамих застрахованных; осуществление всех видов страхования едиными органами,построенными по территориальному принципу на началах полного самоуправлениязастрахованных[18].
В СССР былазаконодательно закреплена система социального обеспечения, созданная наленинских принципах.
Социальноеобеспечение осуществлялось в следующих организационно-правовых формах:
— государственное социальное страхование рабочих и служащих, приравненных к нимлиц и их семей;
— социальноестрахование колхозников за счёт централизованного союзного фонда социальногострахования;
— социальноеобеспечение колхозников за счёт централизованного союзного фонда колхозников;
— социальноеобеспечение государственными органами за счёт прямых ассигнованийгосударственного бюджета;
— дополнительныеформы социального обеспечения за счёт средств отдельных колхозов, фондов,творческих союзов (писателей, художников, композиторов и др.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Андреев В. С.Право социального обеспечения в СССР, — М.: Юридическая литература, 1974. –304с.
2. Антологиясоциальной работы: В 5 т/Сост М.В. Фирсов, — М.: Сварогъ. – 545с.
3. Бритиков А.Г. Социальнаяработа, — СПб.: Питер, 2007. – 124с.
4. Бушуев И.А.Социальное обеспечение в России, — М.: Высшая школа, 1990. – 223с.
5. Воеводин И.А.Социальная работа, — М.: Олма-пресс, 2005. – 331с.
6. Емельянова К.В.Теория социальной работы, — М.: Овал, 2007. – 276с.
7. Козловская Т.И.Социальная работа, — М.: Олма-пресс, 2004. – 423с.
8. Максимов Е.Земская деятельность в области общественного призрения//Журнал юридическогообщества при Императорском СПб университете, — СПб, 1985. кн.6 с.95
9. Право социальногообеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С… — 2-е изд., с изм. и доп. — М.:Юрид. лит., 1980. — 312 c.
10. Соловьев С.М.Сочинения. Кн.1. История России с древнейших времен, — М.: Голос, 1988. – 435с.
11. Ставцева А.И.Исследование социалистических правовых отношений в сфере социальногообеспечения. (Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 175 с.) // Вестник Московского университета. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986, № 5. — С. 73-74
12. Субботенко В. К.Проблемы права социального обеспечения//Правоведение. -1975. — № 6. — С. 135 –136
13. Сушко И.Н.Социальное обеспечение, — М.: Новое время, 2004. – 197с.