Особенности средневековой и современной философии

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Контрольная работа
по философии

Содержание
1. Почему доминирующим аспектом возрожденческой философииявляется антропоцентризм?
2. Каковы доминирующим аспектомвозрожденческой философии?
3. В каком смысле происходит интеграция философии Запада и Востока?
4. В чем особенности образного и абстрактного мышления?
5. В чем состоит смысл реализуемого в компьютерной культуреизоморфизма?
6. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики
7. В чем причины повышенного внимания философии XX века кпроблеме языка?
8. Наука и основные стадии ее исторического развития?
Литература
1. Почему доминирующим аспектом возрожденческойфилософии является антропоцентризм?
Средневековая философия глубокои последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всемвидели примат не природы, не человека. А Бога. Такого рода философскоемировоззрение наиболее органично соответствует всему социальному ихозяйственно-политическому укладу средних веков, основывавшемуся на сельскомхозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленностивыявляется особая значимость человека, его своеобразие, его творческаяактивность. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях, которые незаставили себя долго ждать. Новые воззрения развивались не на пустом месте, онисохранили самую тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многиммыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие,которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало названиецелой эпохе, эпохе Возрождения или Ренессанса. В эпоху Возрождения быловыработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчествуцелой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, МарсилиоФичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно и др.
Итогом античной философии былнеоплатонизм с его квартой: Единое — Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Это- безличный неоплатонизм, в котором еще нет четкого деления на субъект иприроду. В средневековой философии античный неоплатонизм подвергся существеннойтрансформации: на место Единого — Блага был поставлен Бог, в соответствии сэтим стали понимать содержание Мирового Ума (Христа), Мировой Души (СвятогоДуха), Космоса (вообще всего природного). В античном мировоззрении господствуетуниверсализм, космоцентризм и политеизм, в средневековом мировоззрениидоминируют теоцентризм и монотеизм. При переходе от античности к средневековьюпроизошел довольно существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда,оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать ещеодин шаг на встречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кромеантропоцентризма: в центр мироздания будет поставлен человек (антропос). Этотшаг и был сделан в эпоху Возрождения с максимальной решимостью, которая вообщечасто характерна для новаторов.
Возрожденческие философыпо-прежнему использовали неоплатоническую схему, методологию. Формально онипо-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделялиуже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческойфилософии был антропоцентрический неоплатонизм.
В эпоху Возрождения мыслителейинтересует уже не столько системность философских построений, сколько человек,его природа, его самостоятельность, его творчество и красота, егосамоутверждение. Вместе с тем философы Возрождения стремились максимальноиспользовать преимущества, как античного, так и средневекового неоплатонизма. Отпервого перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному,восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизманаследуется понимание человека как одухотворенной личности, что предохраняет отвульгарного материализма.
Итак, основной принципвозрожденческой философии — это антропоцентризм, который реализуется всовокупности антропоцентрических неоплатонических построений.
 2. Каковы философские основания юридическогомировоззрения нового времени?
Европейская философия XVII в. поставила в центр своей системы ценностей мыслящегосубъекта. Такой обязывающий в философском отношении шаг не мог не привести ксущественному пересмотру всей совокупности воззрений на роль личности,общества, государства, религии.
Для передовых философов тоговремени стала нормой опора на понятие естественного права каждого человека,дополняемого понятием общественного договора. Тому и другому стремились датьглубокое рационалистическое объяснение на путях защиты и развития юридическогомировоззрения во всей его возможной чистоте. В отличие от своих античныхсредневековых коллег правоведы Нового времени стремились защитить права каждойличности, в юридическом отношении все люди признавались равноправными. Совершеннонепонятная для юристов старых школ новая идея состояла в желании установить«равенство без уравнивания». Юридическое равенство состоит вравенстве возможностей разных личностей. Правоведы, реализуя новый стильфилософского мышления, настаивали на подчинение всех людей одним и тем жеюридическим законам при естественном несходстве разных индивидов.
Английский философ Томас Гоббсшироко известен как защитник концепции общественного договора, без котороголюди в силу своей естественной вражды друг с другом не способны к мирномусосуществованию. Наиболее полное выражение новые юридические возможности нашлив трудах Джона Локка, автора конституции Северной Каролины.
Свои рассуждения Локк начинает срассмотрения изолированных индивидов, ищущих частной выгоды. Личность отрождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу и насобственность. Тройственная правовая формула Локка вошла во многиераннебуржуазные конституции. Самому Локку не составило труда показать, что всетри права взаимосвязаны друг с другом и взаимоопределяют друг друга.
Основные права гражданина и человекане могут быть обеспечены без терпимости друг к другу, ибо терпимость естьтеоретически осознанный всеобщий смысл права. Локковская концепция права ставитво главу угла уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида,уважение к конституции, мощному оружию социального прогресса. Итак, новый стильфилософского мышления привел к выработке развитого юридического мировоззрения.3. В каком смысле происходит интеграция философииЗапада и Востока?
Под восточной философией обычнопонимают философию Индии, Китая и Японии. Хотя различия между Восточной иЗападной философией существуют, они не являются чрезмерными. Многие знатокифилософии считают, что нет как таковой западной или восточной философией. Нет«единого духа» западной или восточной философии, который определялсябы характером соответствующих народов. Говорят, что западная философиярациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активнуюпреобразующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична,интуитивна, нацелена на эстетико-этическую просвещенность. Но детальноесопоставление философских воззрений Запада и Востока всякий раз показывает, чтовведенные различия имеют не регионально ограниченный, а универсальный характер.Так, мистик — это универсальная фигура. В средневековой философии и еесовременных модернизациях мистики сколько угодно; иначе говоря, мистикахарактерна не только для индийских философских систем. В тоже время индийские икитайские философы много занимались изучением логических вопросов, отнюдь невсегда проигрывая в этом своим коллегам с Запада. В философском отношении Западинтересен Востоку, а Восток Западу. Былой обособленности нет больше места. Всвоем единстве они призваны сформулировать планетарное философское мышлениебудущего.
Для индуса характерен интерес,как к человеку, так и к целостности мира. Многие индусы считают, что на Западеслишком резко противопоставляют Бога человеку и природе, в то время как весьмир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом. Индийская мысльдовольно мистична. С мистикой органично связанна сосредоточенность индусов,которая так же признается одним из необходимых достоинств человека. Медитацияведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей,боли, страданий и удовольствий. В этой связи очень показателен разработанныййогами специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состоянийнирваны. Индийскую философию часто обвиняли в пессимизме, догматизме, излишнемтрадиционализме, переходящем в консерватизм, чуждости идее прогресса,абсолютизации психического, равнодушии к этики. Эти обвинения немногого стоят всвете того, что на протяжении двух с половиной тысячелетий индийская философиядостойно выполняет свое назначение — направляет деятельность своих почитателей.
Главный интерес китайскойфилософии — это отношение между обществом и человеком, правителем и егоподчиненными. Возраст китайской философии тот же что и у индийской — более двухс половиной тысяч лет. Китайские философы пристальное внимание уделяли единствумира, в этой связи вводилась представление тянь (небо) и дао (закон изменениявещей). В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, тем не менее, посравнению с западной и индийской философией они приглушены. Соблюдать дао — этоозначает, по Конфуцию, быть не низменным человеком, пренебрегающим общимиинтересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пятьдобродетелей: жэнь — человечность, спокойно-уравновешенное уважение и любовь кдругим; джи — мудрость, интеллект; и — следование этики справедливости, долга,честности; ли — послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо — покорность воле родителей.
Конфуций видел осуществлениесвоей программы в умело организованном процессе образования и воспитаниемолодых. Его влияние на китайскую историю часто сравнивают с влиянием Сократана Западе.4. В чем особенности образного и абстрактногомышления?
Можно выделить следующие черты,отличающие способность к абстрактному мышлению от чувственно-сенситивногоотражения действительности:
способность к отражению общего впредметах; при сенситивном отражении в отдельных предметах не дифференцируютсяобщие и единичные признаки; они не разделены, слиты в единый гомогенный образ;
способность к отражениюсущественного в предметах;
способность к конструированию наоснове познания сущности предметов понятий — идей, подлежащих опредмечиванию;
опосредованное познаниедействительности — как через посредство сенситивного отражения, так и с помощьюрассуждений и умозаключений.
Все эти моменты есть не чтоиное, как проявления способности к созданию абстракций.
Функции образного мышлениясвязаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочетполучить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, сконкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полновоссоздается многообразие различных фактических характеристик предмета. Вобразе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точекзрения. Важная особенность образного мышления — установление непривычных,«невероятных» сочетаний предметов и их свойств.
5. В чем состоит смысл реализуемого в компьютернойкультуре изоморфизма?
В настоящее время наиболее развитыестраны функционируют в качестве информационных обществ. В таких обществахсоциально-экономические успехи зависят в первую очередь от производства,переработки, хранения, распространения среди членов общества информации.
Одной из необходимых баз информатизацииобщества выступает развитой изоморфизм. Изоморфизм — это соответствие междуобъектами и процессами различной природы.
Становлению информационнойтехнологии предшествовал целый ряд успехов по развитию идеи изоморфизма. Былинайдены параллели изоморфного типа между разделами математики, междуматематикой и логикой, между логикой и языкознанием, между мозговым процессом иязыком, между системами алгебры и логики и техническими системами. Информационнаятехнология выступает как система изоморфизмов, простирающаяся отинтеллектуальной деятельности человека до намагничиваний и размагничиваний вэлементах ЭВМ. Сам факт изоморфизма часто вызывает изумление, кажетсяневозможным его существование. Между тем изоморфизм существует. В нашем миредостаточно много изоморфных связей. Лишь в своей природной основе они имеютестественный характер, чаще же они являются своеобразными следствиямикультивирования человеком своей символической деятельности. Зачем человекусчитать самому, если он может поручить это машине, что позволит ему сэкономитьглавный ресурс своего будущего — время. ЭВМ считает для человека, она делает тоже, что и он, но в символическом виде.
6. Понятие диалектики. Исторические формыдиалектики
Термин греческого происхождения dialectike означает искусство выяснения истины в столкновениипротивоположных мнений. Речь идет о том, что там, где имеется много слов исмыслов, противоречащих друг другу, необходимо придти к одному смыслу,истинному, который уже ни чему не противоречит. Диалектика в отличии от диалогаи диспута предполагает непременно философскую утонченность, использованиеопределенных методов. Но если диалектика оперирует противоречивыми мнениями, тоозначает ли что и бытие во всех его видах противоречиво. По этому поводусуществует два широко распространенных мнения. Согласно первому из них,диалектический спор для того и ведется, чтобы преодолеть противоречивостьсуждений. Второе мнение состоит в том, что после несуразиц и достижения истинывыясняется, что противоречивость органичная черта всех видов бытия. Диалектическийматериалист Энгельс считал: субъективная диалектика относится к миру идей (понятий),а объективная диалектика имеет дело с материальными явлениями.
Намного более развитая формаматериализма, чем антропология Фейербаха, является диалектический материализмКарла Маркса и Фридриха Энгельса. Молодой Маркс упрекал Фейербаха в непониманииконкретно-общественной природы человека и вообще роли практики, особеннореволюционной практики как основы и критерия истины. Вместе с тем Маркс вполнесправедливо рассматривает практику как критерий истины. Если те или иныевоззрения не согласуются с практикой, то тем самым их правомерность ставитьсяпод сомнение. Вопрос о практике как критерии истины был глубоко продумандиалектическими материалистами. Что касается Гегелевской диалектики, то онадиалектическими материалистами переносится непосредственно в сферуматериального. Энгельс говорил об объективной диалектике и субъективнойдиалектике. Субъективная диалектика лишь отображает объективную. Что касаетсянабора диалектических категорий и законов, то он почти без изменений былперенесен из философии Гегеля в философию диалектического материализма.7. В чем причины повышенного внимания философии XX века к проблеме языка?
Язык, труд, культура — все этоформы символического бытия человека, они доступны не только своим творцам, но ивсем тем, кто понимает их смысл. По мере исторического развития человексущественно наращивал масштабы своей символической деятельности, так что ныне впору говорить о символическом мире человека, его второй, неприродной родине (первая- это психика человека). Ближайшая задача философского анализа символическогомира человека — язык. Энциклопедия дает самые различные определения языка. Языкрассматривается как выражение внутреннего духовного мира человека, как средствообщения и сохранения информации, как система знаков, как устная и письменнаяречевая деятельность. Язык есть символическое выражение в звуке и письме жизничеловека.
Для философов античности однойиз важнейших проблем был вопрос о соотношении имени и именуемой реальности. Сократи Платон считали, что имя установлено не произвольно, а по природе. Что этозначит? Для Платона имя, прежде всего, подражает сущности. Стоики полагали, чтов языке человек подражает окружающему миру. Эпикурейцы предположили, что языквозник на основе не произвольного выражения эмоций в звуке. Демокрит считалязык формой общественного договора. Античные философы прекрасно понимали, чтоесть связь между словом, образом, которое оно выражает, и объектом.
Христианские богословы считали,что способность языка дарована человеку Богом.
В Новое время, в соответствии собщей установкой на мышление как сущность человеческого бытия, язык подвергаютпроясняющему его содержание логическому анализу. Язык выражает понятие, и онсам является средством мышления. Теперь уже весьма редко считают, что звучаниеслова должно иметь что-то общее с его предметным значением. Слова рассматриваютсякак знаки предметов или их психических образов.
В начале XIXв. философия языка разрабатывается немецким философом и лингвистом В. Гумбольдтом.Язык понимается им как непрерывное духовное творчество. По отношению к субъектуязык обладает самостоятельностью. Значительно позже, в середине XX в. мысль о самостоятельности языка выразиться впарадоксальной формулировке: не человек говорит, а язык говорит человеку. Для Э.Кассирера язык есть символическая форма саморазвертывания духа, но в качестветаковой он отличается от духа и выступает как самостоятельное бытие. Идея оразличии языка и психики получит в последствии многочисленные подтверждения. Наинтуитивном уровне она фиксируется выражениями типа: «знаю, но не могувыразить». В историческом развитии философии языка достаточно четкопросматриваются три концепции. В античности и средневековье доминирует перваяиз них — философия имени. Она тесно сопряжена с корреспондентной концепциейистины. Вторая концепция философии языка, получила детальную разработку втрудах Рассела и Карнапа. Вещь понимается как совокупность признаков. Языковоевыражение, обозначающее признак называют предикатом. На ряду с корреспондентнойиспользуется когерентная концепция истинности. Философия языка выступает теперьфилософией предиката, философией высказываний, обладающих функцией истинности. Третьяконцепция языка учитывает прагматическую концепцию истинности. Мы имеем дело сфилософией ценностных установок, в одних случаях они имеют сугубо личностный, ав других — общественный характер.
Язык обладает обозначающейфункцией, его слова, и предложения часто обозначают определенный предмет илипроцесс. Но реализацию этой функции не стоит упрощать. Человек не способеннапрямую простым кавалерийским наскоком обозначать предметы. Слово — эторезультат внутренней жизни человека; что именно оно обозначает, выясняетсяпостепенно. Но в предметно-процессуальном мире все переплетено, поэтому то, чтообозначается словом, оказывается многозначным, а само слово соответственнополиморфным. Язык есть выражение, символизация внутренней, духовной жизничеловека. Это опять же верно, но и эту черту языка не следует пониматьупрощенно. Для каждого человека язык уже предзадан обществом, и оно диктуетусловия реализации акта говорения или написания. Говорение есть обращениесубъекта к другим субъектам, они то и определяют условия говорения писания, вформе принятого данным сообществом языка. Для субъекта язык задан как априорнаяструктура, которой он волен, распорядиться, но отменить ее он не может. Такимобразом, язык есть символизация внутреннего духовного мира людей в особой форме- индивидуально-общественной. Язык обладает общественной природой. Это означаетодно: каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктуетнекоторые ограничения. Еще одна тема философии языка — это его живость,жизненность. Естественный язык символизирует все стороны духовной жизничеловека, от чувственно-познавательных до чувственно-эмоциональных, отмыслительных до эйдетических. Богатство, разнообразие языка есть прямое продолжениебогатства психологической жизни человека. Одна из важнейших функцийестественного языка — коммуникативная. Языковая коммуникация предполагаетустановление контакта между лицами, побуждением говорящим своего партнера кслушанию, способность взаимопонимания. Как известно, процесс языковойкоммуникации весьма сложен. В одних случаях люди понимают друг друга сполуслова, в других — понимание наступает после диалога, «взаимнойпритирки». Языковое понимание требует согласованности языка говорящего иязыка слушающего. Наряду с естественными есть искусственные языки, созданныелюдьми для решения определенных задач. К ним относятся языки науки, машинныеязыки, жаргоны, эсперанто. Язык явился гениальным изобретением человечества: оказывается,можно извлекать и перерабатывать информацию о предметах, оперируянепосредственно не с ними, а с их знаками. Так началась грандиозная революция,которая приобретает все больший размах. Знаки оказались весьма удобны для ихиспользования в общении, познавательной деятельности, в науке. Знаки обладаютобобщенным характером, они могут использоваться различными людьми в различныхситуациях. Использование формализованных языков позволяет получать информацию вкомпактной форме и эффективно экономить время. Одно из главных направленийразвитие современного человека связанно с его знаково-символическойдеятельностью. Это обстоятельство объясняет, почему современная философия понеобходимости является лингвистической философией. Философию частохарактеризуют в качестве формы сознания. Но философия — это еще и язык, формаязыковой деятельности. Язык философии имеет дело с наиболее общими чертамимироздания; особенное и единичное удобно рассматривать с позиций общего. Философияесть метаязык по отношению как к физике и математике, так и к логике иматематике. Но язык философии тоже может быть, подвергнут исследованию,например с позиции языка логики. В таком случае логика играет роль метаязыка, афилософия — исследуемого языка. В науке существует что-то вроде законаоборачивания языков: каждый язык смотрится в зеркало другого. В оборачиванииязыков активное участие принимают естественные языки. Язык философии — этометаязык максимальной общности, его вынуждены использовать все образованныелюди.8. Наука и основные стадии ее историческогоразвития?
Наука — это деятельностьчеловека по выработке, систематизации и проверке знаний. Человек занимаетсянаучной деятельностью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянновынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того чтобы с нимисправиться, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых иявляется ближайшей целью всякой научной деятельностью. Полученные знанияпозволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание набудущее и соответствующие практические действия.
Взаимоотношение науки ифилософии имеет длительную историю. В античности различие между ними еще небыло выявлено в должной степени, любовь к мудрости понималась как любовь кнауке. В средние века в основном ситуация оставалась прежней; новизна жесостояла в том, что и философия, и наука оказались под прессом теологии, имбыло не до взаимных претензий. В новое время, особенно благодаря работамДекарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой исчитали философию; остальные науки стали считать частью философии. Не редкофилософию рассматривали как науку обо всех науках, наукоучение. В новейшеевремя авторитет наук быстро возрастает, они довольно успешно отвоевывают уфилософии одну сферу человеческих интересов за другой. Дело доходит порой дажедо отрицания научного характера философии.
Как бы то ни было, во всеисторические эпохи философия и наука шли рука об руку, дополняя друг друга. Многиеидеалы науки, такие как доказательность, систематичность, принципиальнаяпроверяемость высказываний, первоначально были выработаны в философии. Причем всамой философии так же стремились, и не без успеха, им следовать. Именно этообстоятельство позволило многим философам, в т. ч. Гегелю, Гуссерлю, Куайну,считать философию наукой.
Наука зародилась в древности,гении Аристотеля, Архимеда, Эвклида тому свидетельство. Но длительное времянаучное знание пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой наукитребовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности,последовательной рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всегоэтого не было в должном объеме ни в эпоху античности, ни в эпоху средневековья.Ситуация кардинальным образом изменилась к XVI-XVII вв. Именно в Новое время форма мышления и в целомменталитета человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием большинстваобразованных людей. В новое время наука стала важнейшим фактором жизни. Безнауки, без ньютоновской механики в особенности, становление индустриальногообщества вряд ли могло состояться.
Естественно, многие наукипоявились уже позже XVII в., таковы, например,социология, генетика, кибернетика. В наши дни наука имеет весьма разветвленнуюдисциплинарную структуру, в которую входят философские, логико-математические,естественнонаучные и гуманитарные науки. Современная наука стала важнейшимфактором формирования духовного мира человека, культуры и практики общества.
Литература
1.        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. — М. «Проспект»,1999.