Особенности строения органов дыхания человека, оценка воздействия на них курения

Содержание
 
Введение
1. Урок как основная форма обучениябиологии в средней школе
1.1 Урок – основная форма обучениябиологии
1.2 Требования, предъявляемые ксовременному уроку биологии
1.3 Система уроков в теме
1.4 Типы и виды уроков биологии
2. Методическая часть
2.1 Урок № 1 на тему: «Потребностьорганизма человека в кислороде. Строение органов дыхания»
2.2 Урок № 2 на тему: «Газообмен влегких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция»
2.3 Беседа на тему: «Вредноевоздействие курения на организм подростка»
Заключение
Литература
Приложение

Введение
В настоящее время труднонайти отрасль хозяйства, в которой не использовались бы биологические знания. Биологические знания позволяют понятьзначение окружающей природы, необходимость охраны и воспроизводства ее, научныеосновы сельского хозяйства, роль гигиены труда личной и общественной,подготавливают учащихся к жизни и способствуют осуществлению политехническогообучения. Изучение конкретных фактов развития живых организмов, взаимосвязиявлений в природе, закономерностей эволюции органического мира создаетестественнонаучный фундамент для формирования мировоззрения.
Особоеместо в школьном курсе биологии занимает изучение анатомии и физиологиичеловеческого организма. Знания по анатомии и физиологии человека позволяютучащимся составить представления о необходимых гигиенических условиях жизни итруда, от которых зависит здоровье и долголетие, формируют основы здоровогообраза жизни.
Такимобразом, разработка методических основ изучения человеческого организма приобретаетнемаловажное значение для повышения эффективности школьного биологическогообразования.
Данная курсовая работапреследует следующие цели и задачи.
Цель: разработатьметодические основы изучения системы органов дыхания в школьном курсе биологии
Задачи:
1) изучить методическуюлитературу по данной теме;
2) разработать конспектыуроков по теме;
3) подготовить беседу овреде табакокурения

1. Урок как основная форма обучения биологии в средней школе
 
1.1 Урок – основная форма обучения биологии
Основной формой организации процесса обучения биологии является урок. Егопостроение и методы проведения – главнейшая проблема методики обучения. Всяучебно-воспитательная система, весь комплекс сложных компонентов содержания,методов воспитания реализуется в уроке.
Известно, чтоклассно-урочная система обучения была впервые введена Я.А. Коменским(1592-1670). В России классно-урочная система применялась уже М.В. Ломоносовым.История школьного естествознания показывает, что сначала разрабатывалисьструктура школьного учебного предмета, содержание и способы его преподавания. Итолько В.В. Половцов в 1907 г. впервые дает некоторые рекомендации к уроку:раскрывает эффективность эвристического метода, который активизируетмыслительную деятельность учащихся; разрабатывает требования к вопросам,которые задает учитель учащимся; обращает внимание на необходимость сочетанияна уроке различных методов, указывая, что ни один из методов не может бытьуниверсальным. При проведении урока он призывал учителей учитывать возрастныеособенности учащихся и всегда помнить, что класс – «коллективная единица,которая имеет свою индивидуальность, свои особые свойства и признаки. Учительдолжен, — говорил он, — приобрести «чувство класса».
Попытка реорганизоватьсистему образования в 20-30-х годах и отказаться от классно-урочной системыпотерпели неудачу и не встретили поддержки учительства. Урок есть основнаяформа организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным,однородным по возрасту и подготовке коллективом детей – по государственнойпрограмме, твердому расписанию и в школьном помещении.
На уроках биологииучащиеся под руководством учителя систематически и последовательносоответственно государственной программе приобретают теоретические знания,практические умения и навыки, формируют отношение к окружающейдействительности. Учащиеся одного класса представляют собой коллектив, вкотором проходит основная, наиболее основательная часть их учебнойдеятельности. Между всеми формами учебной работы с учащимися и уроком имеетместо постоянная прямая и обратная связь, обеспечивающая целостностьучебно-воспитательной системы школы. Образно говоря, урок – это солнце, вокругкоторого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий.
На уроке выявляется необходимостьпроведения экскурсий, постановки опытов и наблюдений в живом уголке, проведениявечера, внеклассного чтения; используются результаты всех форм работы сучащимися. Большое внимание учитель уделяет определению дозы учебногоматериала, с тем чтобы учащиеся могли его усвоить на уроке. Изучение новогоматериала идет в органической связи с прежде пройденным. Тем самым достигаетсяпланомерное и последовательное развитие биологических понятий. Под руководствомучителя учащиеся переходят от познания единичных фактов к их обобщению, ксущности явлений, другими словами учатся логически мыслить. Разнообразные формылогического мышления находят применение на уроках биологии во всех классах сусилением удельного веса абстрактного мышления в старших. Уроки биологии имеютопределенную специфику и отличаются от уроков другим предметов. На этих урокахучитель должен использовать методы обучения, свойственные естественным наукам,формировать определенные умения, которые потребуются в дальнейшем при изучениигеографии, физики, химии. Это наблюдение природных объектов и явлений,выполнение опытов и практических работ, работа во время экскурсий и т.д. Урокявляется важной частью работы учителя, требуя от него специальной методическойподготовки, определенного методического мастерства.
1.2 Требования,предъявляемые к современному уроку биологии
Умелоепроведение уроков во многом зависит от понимания и выполнения определенныхпедагогических и методических требований. Эти методы определяются задачамисредней школы, закономерностями и принципами обучения.
В педагогике общиетребования к уроку подразделяют на три группы (Ю.К. Бабанский, 1983):дидактические, воспитательные и организационные. К числу дидактическихтребований, как и методических, относятся:
– четкоеопределение образовательных задач каждого конкретного урока и его места в общейсистеме уроков;
– определениеоптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы,целями урока и с учетом подготовки учащихся;
– выборрациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, оптимальноговзаимодействия их на каждом этапе урока, выбор методов, обеспечивающихпознавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы науроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
Воспитательные требованияк уроку:
– четкое постановка воспитательных задач урока, обеспечивающая на основеприобретаемых научных знаний по биологии, формирование научной картины мира,эстетического вкуса, трудолюбия и экологической культуры;
–  формирование иразвитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельногоовладения знаниями, творческой инициативы и активности;
– соблюдениеучителем педагогического такта.
Организационныетребования к уроку:
– наличиепродуманного плана проведения урока на основе тематического планирования;
– четкаяорганизация урока на всех этапах его проведения;
– подготовка ирациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО.
Выполнениеперечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, втом числе урока по биологии. Учитель биологии должен хорошо знать этитребования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.
1.3 Система уроков втеме
Каждый биологический курссостоит из ряда тем программы в последовательности, определяемой логикой ихсодержания. Тема объединяет логически связанные вопросы, изучаемые на отдельныхуроках. Таким образом, каждая тема программы представляет систему логическисвязанных уроков. Система уроков дает учителю возможность преподавать веськурс, сочетая систематическое изложение знаний коллективной и индивидуальнойработой учащихся, вооружая их необходимыми умениями и навыками и развиваяпознавательные способности.
Материал темы распределяется по урокам более или менее самостоятельнымичастями. В большинстве случаев эти части темы соответствуют основным понятиям,образующим в конце изучения темы сложное понятие. Это обуславливаетсясвоеобразным составом элементов основ науки в школьном предмете биологии. Вботанике каждая тема изучает орган растения, в зоологии – животных по типам, ванатомии и физиологии человека – системы органов. Каждая из этих тем включаетпонятия морфологические, анатомические, физиологические, экологические; кромених, в VI и VII классах – филогенетическиеи систематические; в VIII – гигиенические. В старшихклассах соответственно составу основ науки, входящих в общую биологию, составпонятий усложняется.
Характерно для биологии,что изучение тех или иных понятий для лучшего усвоения учащимися требуетопределенных методов. Анатомические, морфологические и систематические — практических методов (определение, расчленение натуральных объектов,рассмотрение препаратов); физиологические и экологические – наглядных методов(демонстрация опытов, фильмов, схем). Сложные понятия по всей теме иобщебиологические в плане развития их из темы в тему и их курса в курс –словесных методов (сопоставлений, сравнений, обобщений).
Таким образом,распределение содержания по урокам и выбор методов его изучения являютсяметодически обоснованными – научными.
1.4 Типы ивиды уроков биологииВ системе уроков,составляющих единство в раскрытии темы, имеется большое разнообразие. Учителюважно знать, чем один урок отличается от другого и какие закономерности ондолжен учитывать в построении того иного урока. Чтобы разобраться в этом,необходимо знать типологию уроков.
Вопросу типологии урокапосвящено много исследований по методике биологии. В качестве оснований дляклассификации авторы брали разные признаки. Широко распространена классификацияуроков по основным дидактическим целям (Б.П. Есипов, Г.И. Щукина). В нейвыделились следующие типы уроков: формирование умений и навыков; обобщение исистематизация знаний; повторение, закрепление знаний, умений и навыков; контрольно-проверочные;комбинированные, где решаются одновременно несколько дидактических задач.
Типы уроков определялисьтакже из главной дидактической задачи – усвоения новых знаний и умений, ихсовершенствования и проверки. На этой основе выделено пять типов уроков: 1)изучение нового материала; 2) совершенствование и применение теоретическихзнаний и умений; 3) обобщение и систематизация знаний; 4) контрольно-учетные;5) смешанные или комбинированные (Н.Е. Кузнецова).
В основу другойклассификации были положены способы проведения уроков: уроки-лекции,уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ, урокисамостоятельных работ и т.п. (Г.И. Белов, Е.П. Бруновт, И.Д. Зверев, А.Н.Мягкова). Уроки классифицировали, исходя из основных этапов учебного процесса:вводные, первичное ознакомление с материалом, образование понятий,тренировочные и др. (С.В. Иванов). Н.М. Верзилин отмечал, что типы уроков могутразличаться по понятиям (анатомические, морфологические, филогенетические,экологические и др.), по методам их проведения (практические, наглядные,словесные).
Чаще других в методикеобучения биологии уроки классифицируют по этапам образовательного процесса иместоположению уроков в теме (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, Н.А. Рыков, И.Н.Пономарев, Д.И. Трайтак и др.).
Тема объединяет логическисвязанные вопросы содержания, изучаемые на отдельных уроках. Поэтому каждаятема представляет собой четко выраженную систему уроков, связанных целямиобучения и логикой раскрытия учебного материала. Различаются такие типы уроков:1) вводные, 2) раскрывающие содержание темы и 3) заключительные, илиобобщающие.
Многообразие уроков всуществующей практике обучения значительно шире всех существующихклассификаций, к тому же далеко не всегда удается наблюдать в чистом виде урок,который может быть отнесен к какому-либо из приведенных здесь типов. В связи сэтим обозначалась тенденция подразделения типов уроков на их виды. Виды уроковотражают их разнообразие в пределах того или иного типа. Соотношение типов и видов уроков по биологииТип урока Вид урока Вводный  Урок-беседа. Комбинированный урок. Проблемный урок. Раскрывающий содержание темы Комбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа. Урок лабораторной работы. Урок-лекция. Урок-семинар. Заключительный, или обобщающий Урок обобщения. Урок-конференция. Урок-экскурсия. Урок-семинар. Урок-беседа. Урок-зачет.

2. Методическая часть
 
2.1 Урок № 1 на тему: «Потребность организма человека в кислороде. Строениеорганов дыхания»
Цели:
– обучающие — определить сущность процесса дыхания; роль кислорода ворганизме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания; ихвзаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок;
– развивающие — формировать умения: самостоятельн6о работать с текстом ирисунками данными в учебнике; логически мыслить и оформлять результатымыслительных операций в устной и письменной форме; выполнять несложныепрактические задания;
– воспитывающие – формировать умение работать в группе, самостоятельность,инициативность
ТСО и средства наглядности: таблицы: «Вид гортани при различныхположениях голосовой щели» (см. Приложение № 1), «Бронхиальное дерево» (см.Приложение № 2), «Строение дольки легкого» (см. Приложение № 3); муляжигортани; рельефная таблица «Органы дыхания».
Тип урока: изучениенового материала.
План проведения занятия:№ и название этапа  Время 1. Организационный момент. 3 мин. 2. Актуализация знаний, необходимая для изучения нового материала – фронтальный опрос 10 мин. 3. Изучение нового материала 20 мин. 4. Закрепление знаний – работа в группах 10 мин. 5. Задание на дом 2 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку класса(наличие чистой доски, наглядных пособий) и учеников (наличие учебника, тетради,письменных принадлежностей). Отмечает отсутствующих в классном журнале.Сообщает классу страницы учебника по данной теме.
II. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
Фронтальный опрос.
Учитель задает вопросы,ученики дают ответы, при необходимости учитель дополняет ответы учеников.
1)  Что называется дыханием?
(Дыхание – этопоступление в организм кислорода при вдохе и выделение углекислого газа привыдохе).
2) Для чего организмунеобходим кислород?
(Кислород участвует вхимических процессах расщепления сложных органических веществ, в результатекоторых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельностиорганизма, его роста, движения, питания, размножения и многих другихпроцессов).
3) Как соотносится обменвеществ и дыхание?
(Дыхание – это частьобмена веществ, во время которой происходит газообмен между организмом ивнешней средой. При вдохе поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохеиз организма удаляется углекислый газ).
4) Где образуется инакапливается энергия в клетке на клеточном уровне?
(В клетке энергияобразуется и накапливается в митохондриях. Митохондрии – органоиды, основнойфункцией которых является окисление органических соединений, сопровождающеесявысвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорнойкислоты (АТФ), которая служит универсальным клеточным аккумулятором. Энергию,заключенную в АТФ, клетки используют на различные процессы своейжизнедеятельности: выработку тепла, передачу нервных импульсов, мышечные сокращенияи многое другое).
5) Каково значениеорганов дыхания?
(Органы дыхания насыщаюткровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ).
6) Какие органы дыхания уживотных вам известны?
(Жабры – у большинстваводных обитателей; трахеи – у насекомых; легкие – у наземных позвоночных).
7) Какое участие вдыхании принимает кровеносная система?
(Кровьциркулирует по кровеносной системе и разносит по организму питательные веществаи кислород, выносит углекислый газ и другие продукты распада.
Кровь выполняеттранспортную функцию: обогатившись в легких кислородом, она доставляет его ковсем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к легким).
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Еще древнегреческиефилософы, наблюдая за дыханием животных и человека, считали воздух условием ипервопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух«пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как единственной обособленнойпричине всего существующего и наивны, но они отражают понимание огромногозначения воздуха для организма.
Тем не менее люди долгоне знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях начас требуется не менее 2 кв.м. воздуха. Люди не раз гибли, оказавшись в наглухозакрытых помещениях. Так, в 1845 году на судне «Мери Сомс» погиб батальонсолдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось невредимым.
Органы дыхания – этовоздушные ворота в организме. Они соприкасаются с внешней средой, хотя иявляются внутренними органами.
Без воздуха человекгибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4минуты, а иногда до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстроприводит к смерти. В организме нет запаса кислорода для дыхания, и поэтому ондолжен равномерно поступать через органы дыхания.
2. Самостоятельная работаучащихся с текстом и рисунками, данными в учебнике на с. 138-139.
Ученики делают записи врабочих тетрадях.
3. Обсуждениепрочитанного.
Учащиеся отвечают навопросы учителя, используя при этом наглядные пособия и рисунки учебника,учитель при необходимости дополняет ответы учащихся.
1) Дайте определениепроцесса дыхания.
(Дыхание – это газообменмежду организмом и внешней средой: извне в организм поступает кислород, а изорганизма во внешнюю среду выделяется углекислый газ).
2) Для чего живомуорганизму необходим кислород?
(С помощью кислородапроисходит окисление органических веществ и выделение энергии, необходимой дляпроцессов жизнедеятельности).
3)Какова роль дыхательнойсистемы?
(Дыхательная системаобогащает кровь кислородом и забирает из нее углекислый газ).
4) На какие две группы пофункциональному признаку можно разделить органы дыхания человека?
(Органы дыхания человекаделятся на воздухоносные, или дыхательные, и органы газообмена).
5) Какие органы относятсяк дыхательным путям?
(см. Приложение № 2)
(К дыхательным путямотносятся: носовая полость – носоглотка – гортань — трахея – бронхи).
6) Что является органамигазообмена? (см. Приложение № 2, 3)
(Органами газообменаявляются легкие).
7) Как устроена гортань икакие функции она выполняет? (см. Приложение № 1)
(Гортань состоит изнескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный из них –щитовидный, расположенный в передней части шеи.
В полости гортани имеютсяголосовые связки, между которыми располагается голосовая щель. Если голосовыесвязки сомкнуты, то воздух, с силой проходя через них, заставляет связкиколебаться. Так рождается звук).
Дополнение учителя. (см.Приложение № 1). Высота голоса человека связана с длиной голосовых связок. Чемкороче голосовые связки, тем больше частота их колебаний и тем выше голос. Уженщин голосовые связки короче, чем у мужчин. Вот почему женский голос всегдавыше.
Голосовые связки могутсовершать от 80 до 100 колебаний в 1 с. Окончательное формирование звуков речичеловека происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа, при измененииположения языка, губ, нижней челюсти.
Крик вредит голосовымсвязкам: они сильно напрягаются и сближаются, ударяются и трутся друг от друга,повреждаясь при этом. У человека, который часто кричит, голос становитсяхриплым или исчезает совсем. При шепоте голосовые связки сомкнуты не полностью.Когда нужно щадить голосовой аппарат рекомендуется говорить шепотом.
Повреждают голосовыесвязки частые воспаления дыхательных путей. Отрицательное влияние наголосообразующий аппарат оказывают курение и употребление алкоголя. Важную рольиграет особый хрящ – надгортанник. Он закрывает вход в гортань, когда мы едим,и напротив, открывает его, когда мы дышим.
8) Как устроены лёгкие?
(Основной органдыхательной системы – легкие. Легкие расположены в грудной полости. Каждоелегкое сверху покрыто плеврой, которая состоит из двух листков: один покрываетлегкое, другой выстилает грудную полость.
Между этими листкаминаходится щелевидная полость, которая содержит немного жидкости. Ткань легкогосостоит из разветвленных бронхов и легочных пузырьков – альвеол, которые густооплетены капиллярами).
IV. Закрепление знаний
Работа в группах. Ученикикласса делятся на группы и выполняют данные учителем задания. Учитель слушаетответы учащихся, при необходимости дополняет.
I группа. Работа с заданиями рубрики«Какие утверждения верны?» на с. 140 учебника. (Верные утверждения даны на с.141).
II группа. Работа с заданиями рубрики«Выбери правильный ответ». (Правильные ответы даны на с. 141).
III группа. Работа с заданиями рубрика«Подумай!» на с. 141 учебника.
1)  Почему нужно дышать через нос, а нечерез рот?
(Рот –это орган пищеварительной системы и потому не имеет тех приспособлений и невыполняет тех функций, которые возложены на носовую полость. Носовая полость –это часть дыхательной системы. Внутри она выстлана слизистой оболочкой.Пронизана множеством капилляров. Кровь согревает воздух, который проходит черезносовую полость. Слизь, выделяемая слизистыми железами, увлажняет вдыхаемыйвоздух, и задерживает пыль. Очищает от пыли воздух и мерцательный эпителий,покрывающий слизистую оболочку. Его клетки имеют тончайшие выросты – реснички,которые все время находятся в движении, колеблются, «мерцают». Благодаряколебаниям ресничек из носовой полости выводятся частицы слизи с прилипшей кней пылью. Из носовой полости согретый, очищенный и увлажненный воздухпоступает в ниже расположенные органы дыхания).
2) Почему опущенный вводу кусочек легких не тонет?
(Ткань легких состоит избронхов и легочных пузырьков, которые заполнены воздухом. Воздух легче воды ипоэтому поддерживает кусочек легких на поверхности воды).
IV группа. Работа с заданиями рубрики«Рассмотрите рисунки» на с. 141 учебника.
Назовите отмеченные нарисунках части дыхательной системы.
А.
1 – трахея; Б. 1 –носовая полость;
2 – бронхи; 2 –носоглотка;
3 – легкое. 3 – гортань.
V Задание на дом.
Учительобъясняет ученикам, что необходимо выполнить самостоятельно.
Изучить текст учебника нас. 138-139; в рабочих тетрадях выполнить задания 111 и 115.
В тетрадях длялабораторных работ выполнить лабораторную работу «Сравнение органов дыханиячеловека и крупного млекопитающего» (собаки.
Предполагаемый вариантлабораторной работы.
Цель работы: сравнитьстроение органов дыхания человека и млекопитающего.
Ход работы:
1.  Рассмотреть таблицы, рисунки,отражающие особенности строения органов дыхания у человека и млекопитающего.
2.  Прочитав материал учебника идополнительную литературу о строении органов дыхания человека и млекопитающего,заполнить таблицу.Орган Где расположен Особенности строения Функции Носовая полость В лицевой части черепа Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются три выступа (три носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая полость носа, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.
— очищение воздуха;
— увлажнение воздуха;
— обеззаражи
вание воздуха;
— согревание воздуха Носоглотка Соединяет носовую полость и гортань Гортань В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков
Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками.
Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный.
Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи.
Между щитовидным и черпаловидными хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.
— является частью дыхательных путей;
— в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки Трахея Трубка длиной 8,5-15 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия.
— часть
Воздухонос ных путей;
— очищает воздух;
— увлажняет воздух Бронхи На уровне v грудного позвонка трахея разделяется на два главных бронха В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием.
— часть воздухонос
ных путей;
— очищают и увлажняют воздух Легкие В грудной полости Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из легких и альвеол. — орган газообмена
Вывод:органы дыхательной системы человека и крупных млекопитающих имеют существенноесходство в строении и функциях, что свидетельствует о принадлежности к одномуклассу – классу млекопитающих. Отличия незначительны: они касаются размеров,формы и некоторых других особенностей.
2.2 Урок № 2 на тему:«Газообмен в легких и тканях Дыхательные движения и их регуляция»
 
Цели:
– обучающие — ознакомить учащихся с особенностями строения легких;механизмом газообмена в легких и тканях; дать понятие о жизненной емкостилегких, сущность дыхательных движений, регулировании вдоха и выдоха;
– развивающие — формировать умения: самостоятельно работать с текстом ирисунками данными в учебнике; извлекать нужную информацию быстро и качественно;логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной иписьменной форме; характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемоговоздуха, гигиенические требования к его составу;
– воспитывающие – формирование таких качеств личности как умение работатьв группах, коммуникабельность, взаимопомощь.
ТСО и средстванаглядности: модель гортани; таблицы «Вид гортани при различных положениях голосовой щели» (см.Приложение № 1), «Бронхиальное дерево» (см. Приложение № 2), «Строение долькилегкого» (см. Приложение № 3), «Состав сухого воздуха» (см. Приложение № 4).
Используемая литература:
1. Сапин, М.Р. Анатомия ифизиология человека с возрастными особенностями детского организма [Текст] / М.Р.Сапин, В.И. Сивоглазов. – М: Издательский центр “Академия”, 1999. – 448 с.
2. Сонин, Н.И. Биология.8 класс. Человек [Текст] / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. — М: Дрофа, 2001. – 216 с.
3. Биология 8 класс:поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина,
М.Р. Сапина «Человек» /авт.-сост. Т.В. Козочек. – Волгоград: Учитель,
2006 – 328 с.
4.Пономарева И.Н. Общаяметодика обучения биологии: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов / И.Н.Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.:Издательский центр «Академия», 2003 –272 с.
Тип урока:комбинированный урок.
План проведения занятия:№ и название этапа  Время 1. Организационный момент. 3 мин. 2. Проверка домашнего задания 10 мин. 3. Изучение нового материала 20 мин. 4. Закрепление знаний – работа в группах 10 мин. 5. Задание на дом 2 мин.
Ход урока.
I. Организационныймомент.
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку класса(наличие чистой доски, наглядных пособий) и учеников (наличие учебника,тетради, письменных принадлежностей). Отмечает отсутствующих в классномжурнале. Сообщает классу страницы учебника по данной теме.
II. Проверкадомашнего задания.
Учитель слушает ответыучащихся, при необходимости дополняет.
1. Выполнениезадания 111 в рабочей тетради.
Рассмотрите рисунок.Подпишите названия органов.
1 – носовая полость;
2 – гортань;
3 – язык;
4 – трахея;
5 – бронхи;
6 – легкое;
7 – альвеолы.
2. Выполнениезадания 115 в рабочей тетради.
Вопросы задания ипредполагаемые ответы учеников
1) Каково строениелегкого? Как это связано с его функцией? (см. Приложение № 2, 3)
(Основной органдыхательной системы – легкие. Здесь происходит газообмен между воздухом икровью. Ткань легких состоит из тончайших разветвлений бронхов и тонкостенныхлегочных пузырьков – альвеол. В легких насчитывают до 700 млн. альвеол, ихобщая поверхность в 40-70 раз больше общей поверхности тела человека. Такаяогромная поверхность легких обеспечивает более полный контакт кислорода скровью, что способствует быстрому насыщению кровью кислородом. Стенки легочныхпузырьков одним слоем эпителиальных клеток и густо оплетены сеткой капилляров,что также обеспечивает быстрое протекание газообмена.
Эпителиальные клеткилегочных пузырьков выделяют биологически активные вещества, которые в видетонкой пленки выстилают их внутреннюю поверхность. Эта пленка поддерживаетпостоянный объем пузырьков и не дает им смыкаться. Кроме того, вещества пленкиобезвреживают микроорганизмы, проникающие в легкие с воздухом. «Отработанная»пленка выводится через воздухоносные пути в виде мокроты или перевариваетсялегочными фагоцитами.
Снаружи каждое легкоепокрыто гладкой блестящей оболочкой из соединительной ткани – легочной плеврой.Внутренняя стенка грудной клетки выстлана пристеночной плеврой. Находящаясямежду ними герметичная плевральная полость увлажнена и совсем не содержитвоздуха. Поэтому легкие всегда тесно прижаты к стенки грудной полости и ихобъем всегда изменяется вслед за изменением объема грудной полости, а небольшоеколичество жидкости, содержащееся в плевральной полости, уменьшает трение придвижениях легких).
III. Изучение нового материала.
1. Самостоятельноезнакомство учащихся с текстом и рисунками на с. 142-144 учебника. Ученики позаданию учителя делают краткий конспект урока в тетради.
2. Обсуждениепрочитанного под руководством учителя.
Вопросы учителя ипредполагаемые ответы учеников. При необходимости учитель дополняет ответыучащихся.
1) Как изменяется составвоздуха во время дыхания? (см. Приложение № 4)
(Вдыхает человек воздух,содержащий 21 % кислорода и 0,03-0,04 % углекислого газа. Выдыхает воздух,содержащий 16 % кислорода и 4-4,5 % углекислого газа).
2) Как происходитгазообмен в легких? (см. Приложение № 2, 3)
(Легкие состоят излегочных пузырьков (альвеол), густо оплетенных капиллярами.
Кислород из альвеолустремляется в кровь, а углекислый газ из крови – в альвеолы.
Кислород, растворившись вкрови, благодаря диффузии проникает внутрь эритроцитов и вступает там всоединение с гемоглобином. В результате образуется оксигемоглобин. Каждаямолекула гемоглобина способна удержать четыре атома кислорода. Обогащеннаякислородом кровь возвращается в сердце, а оттуда направляется во все органы иткани).
3) Как происходитгазообмен в тканях?
(Кислород из кровипереходит в тканевую жидкость, а из неё в клетки.
Углекислый газ из клетокпереходит в тканевую жидкость, а оттуда – в кровь.
Свободного кислорода вкрови немного. Основная его часть входит в состав молекул оксигемоглобина.Оксигемоглобин – вещество не прочное. Он способен сохраняться только тогда,когда в окружающей среде много свободного кислорода. Поэтому во время движениякрови по крупным сосудам оксигемоглобин не разрушается. Но, как только кровьдостигает капилляров и растворенный в ней кислород станет переходить в ткани,начинается распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород.
В плазме кровиуглекислого газа может быть растворено совсем не много. Однако он вступаетздесь в химические реакции с различными молекулами, образуя легкорастворимые вкрови и весьма неустойчивые вещества. Оказавшись в легочных капиллярах, этивещества распадаются, и образовавшийся при этом углекислый газ покидаеткровяное русло, а затем удаляется из организма).
4) Какие измененияпроисходят с легкими, мышцами, диафрагмой при вдохе и выдохе?
Отразим эти изменения вформе таблицы. Учитель заполняет таблицу на доске. Ученики переносят таблицу втетради.Дыхательное движение Состояние дыхательных мышц Состояние диафрагмы Состояние легких Вдох Наружные межреберные мышцы сокращаются и поднимают ребра Диафрагма сокращается и становится плоской
-грудная полость увеличивается;
— легкие расширяются;
— давление в легких становится ниже атмосферного;
-воздух устрем –
ляется в легкие Выдох Внутренние межреберные мышцы сокращаются и опускают ребра Диафрагма расслабляется и становится выпуклой
— ребра опускаются;
— грудная полость возвращается в исходное положение;
— уменьшается объем легких;
— давление в легких увеличивается;
— воздух выталкивается из легких наружу
5) Что такое жизненнаяемкость легких?
(Жизненная емкость легких– это наибольший объем воздуха, который может выдохнуть человек после глубокоговдоха. ЖЕЛ = 3000-5500 мл).
6) Как регулируетсядыхание?
(Деятельностьюдыхательной системы управляет дыхательный центр продолговатого мозга).
IV. Закрепление знаний.
Работа в группах. Ученикикласса делятся на 4 группы, каждая из которых получает задание. Учительпроверяет правильность выполнения задания учениками.
I группа. Выполнение задания в рубрике«Проверьте свои знания» на с. 146 учебника.
1)  Расскажите какие процессы происходятв легочных альвеолах.
2)  Каков механизм газообмена в тканях?
3)  Каким образом совершаются дыхательныедвижения?
II группа. Выполнение задания в рубрике«Какие утверждения верны?» на с. 146 учебника. (Верные утверждения указаны нас. 147).
III группа. Выполнение задания в рубрике«Выберите правильный ответ» на с. 146 учебника. (Правильные ответы даны на с.147).
IV группа. Выполнение задания в рубрике«Подумайте!» на с. 147 учебника.
1) Чем отличается легочный обмен от тканевого?
(Прилегочном газообмене кровь насыщается кислородом, а при тканевом – углекислымгазом. При легочном газообмене кровь отдает углекислый газ, а при тканевом –кислород).
2) Что выгоднее дляныряльщика: сделать перед погружением несколько вдохов и выдохов или набрать влегкие как можно больше воздуха?
(Для ныряльщика выгоднеенабрать в легкие как можно больше воздуха. При частом дыхании кислород воздухапочти не проникает в глубь альвеол. При глубоком же дыхании воздух успеваетпроникнуть глубоко в альвеолы, а благодаря этому кровь лучше насыщаетсякислородом).
V группа. Выполняет задания в рубрике«Рассмотрите рисунок».
Расскажите как происходитгазообмен в легких и тканях.
V Задание на дом.
Объяснениеучителя.
Изучитетекст учебника на с. 142-145; выполнить задания 116-118 в рабочей тетради.
2.3 Беседа на тему: «Вредное воздействие курения на организм подростка»
Данная беседа разработанадля учащихся старших классов средней школы. Может быть проведена в рамкахвнеклассного занятия.
Цели:
– обучающие -расширить знания учащихся о возможных заболеваниях инарушениях органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; гигиеническихтребованиях к воздушной среде;
– развивающие — формировать умения: разъяснять необходимость проветриванияв жилых помещениях; обосновать вредное воздействие курения;
– воспитывающие – формирование у учащихся настроя на здоровый образ жизни,умения отстаивать свою точку зрения, принимать самостоятельные решения.
ТСО и средстванаглядности: таблицы: «Органы дыхания», «Гигиена дыхания».
Используемая литература:
1. Сапин, М.Р. Анатомия ифизиология человека с возрастными особенностями детского организма [Текст] / М.Р.Сапин, В.И. Сивоглазов. – М: Издательский центр “Академия”, 1999. – 448 с.
2. Пономарева И.Н. Общаяметодика обучения биологии: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов / И.Н.Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.:Издательский центр «Академия», 2003 –
272 с.
3. Литвак М.Е. Учебноепособие по психотерапии и психологии общения / М.Е. Литвак. – Изд. 10-е. –Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 608 с.
Тип урока: урок-беседа.
План проведения занятия:№ и название этапа  Время 1. Организационный момент. 5 мин. 2. Рассказ учителя с элементами беседы 20 мин. 3. Обсуждение нового материала 15 мин. 4. Анкетирование учащихся 5 мин.
Ход урока.
I. Организационныймомент.
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учеников (наличиеучебника, тетради, письменных принадлежностей). Отмечает отсутствующих вклассном журнале.
II. Рассказ учителя сэлементами беседы.
Во время рассказа учительотвечает на вопросы учеников.
«Друзья!Сегодня на уроке мы поговорим о вреде курения. Я понимаю, что слушать, то о чемвы уже много раз слышали, читали, дело не очень приятное. И я бы судовольствием рассказала что-нибудь другое. Но что делать? Вы ведь тоже невсегда делаете то, что хотите! Постараюсь быть не очень нудной.
Вы знаете, чтотабакокурение наносит огромный вред сердечно-сосудистой системе. С каждойвыкуренной сигаретой у курящего вначале повышается артериальное давление, затемпадает ниже нормы (длящееся 30 минут) и только потом возвращается к норме.Кроме того, в основном у курящих развивается болезнь под названиемэндоартериит, который приводит к закупорке артерий ног, а потом и рук.Заболевания курильщиков “перемежающая хромота” сопровождается сильной болью вовремя ходьбы. Больной вынужден каждые 10-15 минут останавливаться и ждать, покаболь утихнет. Это страдание обрекает больного на длительную потерютрудоспособности и инвалидность. Дело часто кончается ампутацией.
Вы знаете, чтотабакокурение наносит огромный вред дыхательной системе: хронический бронхит спочти постоянным кашлем, хронический ларингит с прокуренным голосом –постоянные спутники курильщика. Я уже не говорю о раке легких.
Вы знаете, чтотабакокурение наносит огромный вред желудочно-кишечному тракту. Гастрит –постоянный спутник курящего, а язвенная болезнь – нередкий гость.
Вы знаете, чтотабакокурение наносит огромный вред мочеполовой системе. Циститы и простатитыне редкость у курящих.
Ну, и наконец, табакокурениенаносит вред всей личности, являясь формой токсикомании, которая по своимпроявлениям приравнивается к наркомании. Вот об этом я хочу с вами немногопоговорить. Давайте сравним табакокурение с известным видом зависимости –алкоголизмом. Тут, я думаю, сомнений ни у кого нет, что это пагубноепристрастие.
Для чего пьют? Для того,чтобы расслабиться, снять эмоциональное напряжение. А для чего курят? Для того,чтобы успокоиться, чтобы снять эмоциональное напряжение.
Как развиваетсяалкоголизм? Вначале, при первом приеме, опьянение возникает от небольшой дозыалкоголя. Эпизодически пьющий может опьянеть от стакана вина или 100 граммов водки. Не так ли и при курении? Помните расхожую фразу о том, что пачка папирос убивает лошадь.
Если человек начинаетпить регулярно, то постепенно для того, чтобы достигнуть необходимогопсихологического эффекта, ему надо увеличить дозу выпитого. Растет устойчивостьк количеству выпитого. Не так ли и при курении?
Почему непьющиеэпизодически не могут напиться так, чтобы валяться под забором? Потому, что уних есть защитный знак – рвотный рефлекс. При «переборе» будет рвота. Не так лии при табакокурении? Эпизодически курящий, «балующийся», если нечаяннозатянется, начнет надсадно кашлять. Кашлевой рефлекс – защитный знак.
Но как только исчезнетрвотный рефлекс и пьянки становятся систематическими, наступает алкоголизм. Нетак ли и при табакокурении? Как только исчезнет кашлевой рефлекс, мы знаем, чтоперед нами уже никотиноман.
Если алкоголика лишитьспиртного, у него разовьется душевный дискомфорт, он будет думать только овыпивке. Без спиртного он просто не сможет работать. Не так ли и притабакокурении? Вы знаете, что курящие не могут долго и непрерывно работать, имнеобходим перекур.
На начальных этапах пьютдля того, чтобы стало весело, но затем пьют уже не для веселья, а просто длятого, чтобы существовать. Наверное, вы видели людей, которые не моглиприступить к работе, пока не выпьют. Руки дрожат, вид суетливый, взглядтревожный. Но как только они выпьют, движения становятся уверенными, взорпроясняется, и они могут начать работать. Когда появляются эти признаки, т.е.абстиненция, алкоголизм переходит во вторую стадию. Не так ли и притабакокурении? Кто из вас не знает людей, которые не выпускают сигареты изорта? Водитель с папиросой, инженер, смахивающий пепел с чертежей, следователь,глубокомысленно пускающий дым, — вот расхожие штампы наших фильмов, но ониотражают жизнь. И запрещать ее показывать, как это когда-то было, нельзя. Это жизнь.Кто-то захочет подражать, но обязательно у кого-то это вызовет отвращение.
Когда наступает третьястадия алкоголизма, начинают разрушаться внутренние органы. Цирроз печени,сахарный диабет, «бычье сердце» – вот далеко не полный перечень болезней, которыеразвиваются при алкоголизме. Не так ли и при табакокурении?
Но почему людилегкомысленно относятся к табакокурению? Прежде всего потому, что при курениине развивается деградация личности. Давайте подумаем, так ли это?
У каждого из нас естьнедостатки, и мы стараемся их как-то скрывать от окружающих. Используемдезодоранты, косметику, стараемся носить такую одежду, которая скрывала бынесовершенство нашей фигуры. А вот курящие не только не скрывают, но иафишируют свой недостаток. Да еще и презирают нас, некурящих. Разве это недеградация? Пусть небольшая, но деградация!
Скажите, пожалуйста, ктоиз вас решится, находясь в обществе, попросить разрешения выпустить кишечныегазы? А ведь курящие просят разрешения закурить в нашем присутствии! Крометого, никотин – яд нервно-паралитического действия! Поэтому просьба закуритьозначает: «Разрешите я вас немного отравлю ядом нервно-паралитическогодействия?» Разве это не деградация?
Я понимаю, что те, ктокурит, будут продолжать курить и после урока. Перед собой я ставлю болеескромную задачу, и буду очень довольна, если кто-нибудь, кто еще думает, куритьили не курить, воздержится от курения. Вот почему следующие несколько минутхочу посвятить вам, сомневающиеся.
Курение не так безопасно,как кажется. Действительно, оно не вызывает такой явной деградации, какуювызывает алкоголизм или наркомания. Никотин не может вызвать такой быстрыйраспад организма, как это делают морфий или алкоголь. Ведь морфинисты редкодоживают до 35 лет, а алкоголики –до 55. Почему же опасен никотин? Дело в том,что он подобно троянскому коню, открывает путь к более сложным формамнаркотизации. Транквилизирующие, успокаивающее действие никотина слабоватое, нокурящий человек уже привык жить под действием веществ, оказывающих влияние на нервнуюсистему. Поэтому после нескольких лет курения некоторые курильщики начинаютприбегать к более сложным формам наркотизации. Где вы видели наркомана, которыйдо первого приема наркотика не курил бы несколько лет табак? Где вы виделинекурящего алкоголика?
 “Курение или здоровье” — выбирайте сами. В табачном дыму определено 300 различных вредных веществ.
Никотин вызывает сужениекровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления,напряженной работе мышцы сердца.
Те люди, которые прибегаютк сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение, и курениеувеличивают содержание адреналина в крови.
Обнаружено, что никотинувеличивает свертываемость крови. Это приводит к тому, что сосуды курящих людейчаще закупориваются тромбами. Статистика свидетельствует, что у лиц,выкуривающих до 20 сигарет в день, вероятность заболевания инфарктом миокардавдвое выше, а у выкуривающих более 20 – втрое выше, чем у некурящих.
III. Обсуждение нового материала.
После прослушиваниясообщения ученики обобщают полученные знания, отвечая на вопросы учителя.Совместно с учениками делается вывод.
1) Что происходит ссосудами после каждой выкуренной сигареты?
(У курильщиков послекаждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут).
2) Как сужение сосудоввлияет на работу сердца?
(У систематическикурящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии, чтоувеличивает работу сердца по проталкиванию крови. Работая с большимнапряжением, сердце быстрее изнашивается и стареет).
3) Каковы признаки“перемежающейся хромоты” курильщиков?
(Заболевания курильщиков“перемежающая хромота” сопровождается сильной болью во время ходьбы. Больнойвынужден каждые 10-15 минут останавливаться и ждать, пока боль утихнет. Этострадание обрекает больного на длительную потерю трудоспособности и приводит кинвалидности.
IV. Анкетирование учащихся.
После обсужденияпрочитанного учитель раздает учащимся анонимные анкеты (см. Приложение № 5) сцелью выяснить подверженность класса вредным привычкам. В дальнейшем этопозволит учесть, освещению каких вопросов, касающихся здорового образа жизни,следует уделить наибольшее внимание. Анкетирование может быть проведена воклассах данной параллели, что позволит разработать программу по воспитанию навыковздорового образа жизни у учащихся данной возрастной категории с учетоманатомо-физиологических и психологических особенностей возраста.

Заключение
Темаданной курсовой работы: «Методические основы изучения системы органов дыхания вшкольном курсе биологии». Проблема методического обеспечения процесса обучениябиологии в школе имеет немаловажное значение.
Данная курсовая работапреследует следующие цели и задачи.
Цель: разработатьметодические основы изучения системы органов дыхания в школьном курсе биологии.
Задачи: 1) изучитьметодическую литературу по данной теме;
2) разработать конспектыуроков по теме;
3) подготовить беседу овреде табакокурения.
В первой части курсовойработы дана краткая характеристика урока как основной формы обучения биологии всредней школе, перечислены требования, предъявляемые к современному урокубиологии, отображена система уроков в теме, перечислены основные виды и типыуроков биологии.
На основе этого былиразработаны конспекты уроков биологии по выбранной теме. С этой целью былаизучена и творчески переработана методическая литература, список которойприлагается. Кроме конспектов уроков, темы которых входят в программу изучениябиологии в средней школе, была подготовлена беседа с учащимися старших классовна тему: «Вредное воздействие курения на организм подростка». Тема беседы можетбыть вынесена на обсуждение в рамках внеклассного занятия с учащимися. Анкетаразработанная для беседы может быть использована с целью определения уровняподверженности учащихся вредным привычкам. Данные конспекты представлены вметодической части курсовой работы. В приложении к курсовой работе содержатсяобразцы таблиц и схем, которые могут быть использованы при проведении уроков потеме. Я считаю, что цели и задачи поставленные данной курсовой работой полностьюдостигнуты. Знание темы,раскрытой в работе, необходимо студентам-биологам при подготовке к практическимзанятиям в школе. А конспекты уроков, разработанные в методической части, могутпомочь молодым специалистам, только начинающим свою педагогическуюдеятельность.

Литература
1. Акимов, Н.Б.Профилактика курения [Текст]/ Н.Б. Акимов – Новгород, 1994. – 74 с.
2. Богоявленская, А.Е.Активные формы и методы обучения биологии [Текст]/ А.Е. Богоявленская – М.:«Просвещение», 1996. – 192 с.
3. Брунов, Е.П. Методикаобучения анатомии, физиологии и гигиене человека [Текст]/ Е.П. Брунов, И.Д.Зверев, Г.Я. Малахова – М.: «Просвещение», 1978. – 301 с.
4. Верзилин, Н.М. Общаяметодика преподавания биологии [Текст] /
Н.М. Верзилин, В.М.Карсунская – М.: «Просвещение», 1976. – 384 с.
5. Верзилин, Н.М.Проблемы методики преподавания биологии [Текст] / Н.М. Верзилин – М.:«Педагогика», 1974. – 224 с.
6. Гальперин, С.И.Анатомия и физиология человека [Текст ] / С.И. Гальперин. — М.: Высшая школа,1974. — 468 с.
7. Зайцев, Г.К.Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии [Текст]/ Г.К.Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова – Красноярск, 1997. – 75 с.
8. Зверев, И.Д. Общаяметодика преподавания биологии [Текст]/ И.Д. Зверев, А.И. Мягкова – М.:«Просвещение», 1985. – 191 с.
9. Зверев, И.Д. Проблемыметодики обучения биологии в средней школе [Текст]/ И.Д. Зверев – М.:Педагогика, 1978. – 320 с.
10. Золотова, С.Н.Валеология: справочник школьника [Текст]/ С.Н. Золотова – Ростов н/Д ООО«ВАРО-ПРЕСС», 1999. – 448 с.
11. Илларионов, Э.Ф.Поурочные разработки по биологии 6 (7) кл. [Текст]/ Э.Ф. Илларионов – М.: Вако,2003. – 320 с.
12. Карцева, И.Д.Хрестоматия по методике преподавания биологии [Текст] / И.Д. Карцева, Л.С.Шубкина – М.: «Просвещение», 1977. – 320 с.

Приложение № 1
 
Вид гортани при различныхположениях голосовой щели
/>
1 – голосовая щель припении высокой ноты;
2 – то же при спокойномвдыхании воздуха;
3 – то же в состояниинаибольшего расширения при очень глубоком вдохе;
а, б, в – горизонтальныеразрезы голосовой щели, голосовых связок и черпаловидных хрящей во всех трехслучаях соответственно.