Особенности трёхлетнего возраста

Контрольнаяработа по дошкольной психологииТема: «Особенноститрехлетнего возраста»

Введение
Объектомисследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения досеми лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многократныеизменения, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы иих закономерности.
В наукепроблемой периодизации дошкольного возраста занимались Аристотель, Я.А. Коменский,Ж.-Ж. Руссо, К. Штрац, П.П. Блонский, Эльконин, Л.С. Выготский и др.
Наиболееобоснованным является подход Л.С. Выготского, который предложил возрастнуюпериодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов вразвитии. Опираясь на эту теорию, можно выделить следующие возрастные периоды:новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.
ИсследованияД.Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальнойситуации развития и ведущей деятельности возраста. Появление деятельности онсвязывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями.Виды деятельности постоянно сменяют друг друга обеспечивая полноценноеразвитие.
В дошкольнойпедагогике выделяются два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождениядо трех лет) и дошкольный возраст (от трех лет до семи лет). У ребенка быстроменяются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы игрудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающиесистемы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений;совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
Н.М.Щелованов, Н.М. Аксарина, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер и др. считают раннийвозраст сензитивным для сенсорного развития детей. В этот период начинаютформироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста детиуже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженнуювеличину предметов, звуки, выделять запахи.
Наряду сразвитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются иосновные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности передребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованныедействия. Исследуя развитие мышления ребенка, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, С.Л.Новоселова, В.С. Мухина, А.В. Запорожец отмечают, что решение задач путемвнешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется ихрешением во внутреннем плане, на основе оперирования образами(наглядно-образного мышления).
В раннемвозрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. А.В. Запорожецотмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развития речи:подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевого развития,когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируетсяпассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основныеприсущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концутретьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растетжелание действовать выполняя роль взрослого.

Особенноститрехлетнего возраста
Кризис 3-хлет относится к числу самых острых. Острый он не только для ребенка, но вбольшей степени для родителя. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведениепочти не поддается коррекции. Ребенок вроде уже и говорит и ходит, и кушаетзубками, но родители не понимают его так же, как в период, когда он простокриком орал из-за невозможности сказать.
Так вомногих случаях начинается кризис трех лет, кризис может начаться уже с 2,5 лет,а закончится в 3,5 – 4 года. У некоторых детей он протекает ярко выражено удругих напротив незаметно. Кризис начинается и завершается незаметно,аффективные вспышки, капризы, конфликта с близкими. Вот основные признаки трехлет.
Упрямствокоторое пронизывает практически всё поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей,а постоянно настаивает на своем.
Например,ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит вмагазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок«не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именноапельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотелснять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушаютвозмущенные вопли ребенка.
Строптивостькоторую ребенок проявляет отказываясь выполнять требования взрослых, словно ихне слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия ввоспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще всё разрешает).
В этотпериод для ребенка становиться особенно важно достигнуть поставленной цели ккоторой он идет через все преграды проявляя своеволие. Если ребенок что тозахочет он будет добиваться этого всеми ему известными способами начиная отвежливой просьбы заканчивая капризами угрозами.
Ребенокзаставляет родителей делать то что он хочет, тем самым проявляя деспотизм, ноне только деспотизм может проявляться на родителях он может проявиться и намладших братьях или сестрах.
В этотпериод очень часто взрослые замечают что их ребенок реагирует на них негативно.Эта реакция не на то что предложил взрослый, а на то что это исходит именно отнего. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто этопроявляется в отношении ребенка у пище.
Многиеродители в этот период начинают говорить о том что их ребенок испортился илиего испортил детский сад или улица и так далее. Ребенок начинает ругаться,дразнить и обзывать родителей, хамить так проявляется симптом обесценивания.Если такое поведение оставить без внимания то в последствии синдром обесцениваниястанет привычной линией поведения ребенка и исправить все уже будет поздно.
Все этисимптомы говорят о том, что начал происходить значительный сдвиг в развитииребенка. Ребенок постоянно развивается, всякому развитию свойственныскачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это — движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение нетолько в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервнойсистемы, бурный рост тела, внутренних органов).
Такоеповедение ребёнка вызвано становлением личности ребёнка, становлениемсамосознания ребенка Появляется его собственное «Я», он начинает осознаватьсебя как личность, воспринимать окружающую действительность со своейсобственной колокольни, через призму своих пониманий, знаний и интересов.Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».
У детейначинает формироваться воля, которую психологи называют автономией(независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке состороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Если кризис протекает вяло, этоговорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Вместоавтономии возникают чувство стыда и неуверенности. Поэтому в этот период,необходимо дать ребёнку пройти этот кризис, этап становления его каксамостоятельного субъекта. Родителям нельзя ограничивать в этот периодпроявления независимости ребенка, наказывать или высмеивать всякие попыткисамостоятельности.
Возрасточень маленький, и, несмотря на рождение личности в душе ребёнка, объяснить емучто-то доступно, конечно трудно. Поэтому следует просто предоставить ребенкусферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сферадеятельности – в игре. На этом этапе взросления будет полезна ролевая игра с ееособыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, она и послужитдля ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать иапробировать свою независимость, самостоятельность» (Э. Эриксон).
В 3 годадети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенокхочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не можетждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимаетбудущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любойценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть дажеприносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми. Возросшие потребноститрехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения сним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое «я»,малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между«хочу» и «надо».
По мнениюпсихологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которогознаменует новый этап детства — дошкольное детство.
Кризисынеобходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапысмены ведущей деятельности ребенка. В 3 года ведущей деятельностью становитсяролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им. Неблагоприятнымпоследствием кризисов является повышенная чувствительность мозга к воздействиямокружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в перестройкеэндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса- это и прогрессивный, качественно новый эволюционный скачок, и неблагоприятныйдля состояния здоровья ребенка функциональный дисбаланс. Функциональныйдисбаланс поддерживается также бурным ростом тела ребенка, увеличением еговнутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организмауменьшаются, дети более подвержены заболеваниям, особенно нервно-психическим. Вто время как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегдаобращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметнывсем.
Возрасттрех лет – переломный момент в жизни малыша. По сути это – его второе рождение.Так считают многие ученые, наблюдающие за психическими процессами в раннемвозрасте. От рождения до трех лет ребенок меняется столь существенно, что егоразвитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этаповвзросления.
В три годау ребенка в основных чертах складывается характер, целостное отношение к миру,способность к целенаправленной и осмысленной деятельности, высокий уровеньсоциального поведения – сугубо человеческие способы взаимодействия с миромлюдей и физических объектов. Кроме того, у малыша складывается совершенноуникальное отношение к себе как к части окружающего его мира, т.е. формируютсяпервые достаточно зрелые структуры образа себя. От того, как складываетсяразвитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Этот возраст может статьэпохой расцвета многочисленных способностей и возможностей малыша, а можетобернуться эпохой упущенных возможностей, трудно — восполнимых впоследствии. Невсегда отчетливо обнаруживаясь в ближайшее к переходному возрасту время,недочеты и пробелы в воспитании трехлеток резко заявляют о себе в началешкольной жизни.
Однакобольшая часть собственно кризисных симптомов трехлетних детей группируетсявокруг предметной деятельности и ее результативности, связана с переживаниемуспеха или неуспеха в конкретных делах. Дети этого возраста все чаще копируютобщественные цели взрослых: они стремятся гладить белье и убирать квартиру, какмама, лечить больных или чинить мебель, как папа, и очень переживаютпренебрежительное или отрицательное отношение взрослых к своим инициативам.Кроме того, целый ряд симптомов, типичных для данного возраста, вызывает кжизни такая острая потребность, как потребность гордиться своими успехами. Детиначинают претендовать на равноправие со взрослым в сфере предметной активностии стремятся к тому, чтобы быть столь же успешными в делах, как родители. Еслиуспехов у малыша мало, если взрослые преимущественно указывают ему на егопромахи и ошибки, а удачные действия воспринимают как нечто само собойразумеющееся и не требующее особой оценки, малыш начинает сочинять свой успехсам и в его жизни возникает неприятный симптом – хвастовство несуществующимидостижениями.
Отсутствиепризнания и успеха болезненно ранит. Успех и неуспех в делах в этом возрастетеснейшим образом связаны с «я» ребенка, и непризнание его достижений – это еголичное поражение, это сигнал о его малой ценности и значимости для окружающих.
Неудовлетворенностьего потребности гордиться собой способна сделать ребенка неуверенным,нерешительным, привязчивым и назойливым: он вынужден выманивать себе похвалу ипризнание. Жажда быть положительно оцененным являются очень характернымичертами для психического облика малышей этого возраста. Поэтому не всегдаследует пресекать детское хвастовство или разоблачать врунишек, если, получивпохвалу взрослого, они пытаются усилить ее, добавляя к успеху еще немного. В тоже время учащающееся хвастовство или стремление приписать себе заслуги, которыхне было, должно насторожить взрослого, привлечь его внимание к практике своихоценок того, что делает ребенок. Необходимо доброжелательно относиться к егодействию в целом, тактично указывая на промахи и недостатки, но оценивая егосамого в целом позитивно. Наивное хвастовство со временем уйдет из поведенияребенка, а вот те основания, по которым взрослый определял успешность илинеуспешность его действий, запомнятся и останутся в памяти как критерииправильности, достаточности и успешности действия. Если у трехлетнего ребенкарождаются многочисленные планы и он становится инициативным в своих действиях,если его достижения становятся предметом внимания взрослого и егодоброжелательной оценки, его личность своевременно и полноценно развивается –это залог психического здоровья и успешного развития в дальнейшем. В противномслучае при ограничении взрослыми самостоятельности в действиях детей или полномустранении от помощи ребенку в его бурно развивающихся, но еще плохоскоординированных и осмысленных действиях, а также при небрежном илибезразличном отношении к его пока еще элементарным достижениям в поведениитрехлеток возникают негативные симптомы: дети становятся раздражительными,гневливыми, легко впадают в аффект, капризничают, стремятся все сделать наоборот.«Я» ребенка в этом случае находит свое утверждение не в «гордости задостижение», что является продуктивным направлением его развития, а в «жаждепобеды над взрослым», которая проявляется в поведении ребенка в виде абсурдногопротивоборства взрослому, в достижении своих целей любой ценой, вплоть доистерик. Возраст трех лет – рубеж, который преодолевает ребенок, чтобы статьдошкольником. Это важный и ответственный момент в его развитии. В этом возрастеребенок довольно часто (хотя и не всегда) становится трудным и капризным. Чащевсего это связано с тем, что он вступил в период кризиса – естественную фазуперестройки всей его психической жизни. Он стремится к реализации себя впредметной деятельности, становится особо чувствительным к тому, как оценивают егорезультаты и его умелость окружающие, у него складывается чувство собственногодостоинства.     Если взрослые не замечают этого, относятся к нему по-прежнемукак к маленькому, неумелому, задевают его самолюбие обидными оценками,ограничивают его инициативу и регламентируют активность, если они невнимательнык его интересам, течение кризиса обостряется и ребенок становится трудным инесговорчивым. Подобные черты детского поведения способны укорениться вхарактере ребенка надолго, если взрослый не перестроит своих взаимоотношений сним, и, напротив, легко преодолеваются, если окружающие начинают уважительноотноситься к занятиям и заботам малыша, деликатно оценивают его достижения инеудачи, поддерживают и ободряют его. В этом случае у ребенка возникает уважениек себе как отраженное от уважения к его делам со стороны взрослых. Это чувствостановится важным личностным фундаментом для развития всех детских способностейв следующем, дошкольном возрасте. Иногда трудности с трехлетками оказываютсясвязанными не с естественной перестройкой их личности, как это типично длякризиса трех лет, а с дефектами самого воспитательного процесса. Сверхопека,заласкивание – один полюс дефекта, безнадзорность как отсутствие необходимойребенку опеки – другой, противоположный полюс. И в том и в другом случаенегативные черты в поведении малыша не изживаются с возрастом, а толькоусугубляются. Сутьвозрастного кризиса в изменениях системы связей человека (ребенка) с окружающейдействительностью и его отношение к ней, в смени ведущее деятельности.
Кризисныйпериод – это краткая, но бурная стадия, в течение которой происходитзначительный сдвиг в развитии. Кризис начинается и завершается незаметно.Главные изменения, происходящие во время кризиса – это внутренние изменения. На третьем этапе (конец второго — третий год жизни) для ребенка важно установить, что должен сказать каждый сосвоей позиции в актуальной социальной ситуации. Для ребенка на этом уровне развития важно, чтобыони обязательно вели себя соответственно тойпозиции, которую они занимают в социальной структуре. Ребенок уже точно выполняет свою роль. Вдиалоге он ведет не любую,а именно свою партию,, но при этом имеет в виду всю ситуацию, где есть и другие позиции. Красивойиллюстрацией этого может служить пример из книги К. И. Чуковского «От двух допяти»:- «Ой, дедуля, киска чихнула!» — «Почему же ты,Леночка, не сказала кошке: на здоровье!» — «А кто же скажет спасибо?».Поскольку киска не может ответить, сам ребенок в этой ситуации не говорит свою реплику. К концу раннего возраста речь ребенка сформальной стороны строится достаточно правильно. Он строит свои высказывания в соответствиисо своей позицией в ситуации и с учетом позициидругого человека, он начинает правильно использовать слова «я», «ты»,«мой», «твой» и т.д., то есть такие слова, употребление которых зависит отпозиции говорящего. К трем годам ребенок может уже четко выразить временнуюиерархию. Наряду с пространственной и временной дифференциацией окружающегомира, на протяжении раннего возраста развивается дифференциация таких категорийокружающего мира, как количество, мера, цвет, форма и др. Рассмотрим это напримере категории количества. Сын И. М. Геодакян на вопрос: «Сколько утебя зубов?» отвечал: «Восемь с половиной». Когда он идет за игрушками,приговаривает: «Сейчас приду, сию минуту приду, в восемь с половинойприду». Ребенок в громкой речи выражает разницу (или тождество) междусобой и другими лицами, которые вместе с ним присутствуют в актуальной социальнойситуации. В результате этого процесса ребенок становится способным не только восприниматьсебя как «дискретное» самостоятельное существо, но и обозначить себяместоимением «Я». Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденцияк самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого- ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать,как они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство;ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения,подчеркивал Д.Б. Эльконин. Ле Шан в своей книге «Когдаваш ребенок сводит вас с ума» писал Личность должна упражняться в том,чтобы быть личностью. И это наверное самое главное правело кризиса трех лет.

Списоклитературы
1. ОБУХОВА Л.Ф., доктор психологических наук. Детская (возрастная)психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство. 1996.
2. Воспитание малыша в семье от рождения дотрех лет: Советы психолога / Е.О. Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. –М.: АРКТИ, 2004
3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие /Е.А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005.