СОДЕРЖАНИЕ
1. Краткая технико-экономическая характеристика предприятия ЧУП «Торговыйдом «Стекло»
2. Учетная политика организации, характеристика техники и методов ведениябухгалтерского учета
2.1 Организациябухгалтерского учета на предприятии
2.2 Учет денежных, расчетных и кредитных операций
2.3 Учет труда и заработной платы
2.4 Учет основных средств и нематериальных активов
2.5 Учет финансовых результатов, источников собственныхсредств
2.6 Отчетность предприятия
3. Организация аналитической работы и анализ хозяйственной деятельностипредприятии
4. Организация и проведение ревизионной деятельности и аудита
Заключение
Список использованных источников
1. Краткая технико-экономическая характеристика предприятия ЧУП «Торговыйдом «Стекло»
Частное производственно-торговое унитарное предприятие«Торговый дом «Стекло», создано в соответствии с решением наблюдательногосовета ОАО «Гомельстекло» № 88 от 27.04.2005г. и действует в соответствии сзаконодательством РБ и Уставом.
Учредителем предприятия является Открытое акционерноеобщество «Гомельстекло».
ЧУП «Торговый дом «Стекло» зарегистрировано в сентябре 2005года, к реализации продукции ОАО «Гомельстекло» приступило в октябре 2005 года.За истекший период создана значительная сеть постоянных потребителей поМогилевской области, сложился коллектив предприятия способный решать широкийкруг разнообразных целей и задач.
Основными целями предприятия являются:
— хозяйственная деятельность, направленная на получениеприбыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членовтрудового коллектива предприятия, а также интересов Учредителя;
— удовлетворение потребностей юридических и физических лиц Могилевскойобласти продукцией выпускаемой ОАО Гомельстекло».
Стратегическое направление деятельности:
— максимальное удовлетворение потребностей покупателей:
— обеспечение стабильного финансового положения предприятия:
— получение максимальной прибыли для обеспечения ростаматериального благосостояния работников предприятия, увеличения собственногооборотного капитала и создания новых рабочих мест.
ЧУП «Торговый дом «Стекло» создано в соответствии сГражданским кодексом Республики Беларусь, другими нормативными правовыми актамиРеспублики Беларусь.
Юридический адрес предприятия: г. Могилев, пер. Гаражный, д.9, ком. 203.
Предприятие является коммерческой организацией и юридическимлицом по законодательству Республики Беларусь, основной целью которого являетсяизвлечение прибыли.
В 2007 году, помимо основной цели, ЧУП «Торговый дом «Стекло»ставит перед собой также следующие задачи:
— расширение номенклатуры и улучшение качества услуг предоставляемыхюридическим и физическим лицам;
— увеличение объема продаж полированного стекла конечнымпотребителям;
— обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг.
Предприятие осуществляет оптовую торговлю продукцией ОАО«Гомельстекло» потребителям г. Могилева и Могилевской области.
Численность работников предприятия на 01.01.2007г. составила10 человек. Показатели финансово-хозяйственной деятельности за истекший периодотражены в таблице.
Таблица 1. Основные финансово-хозяйственные показатели работыпредприятияНаименование показателей Ед. изм. 2008 2009 1 2 3 4 1. Выручка от реализации (без налогов) тыс. руб. 432332 3080796 2. Прибыль от реализации (без налогов) тыс. руб. 20685 203352 3. Среднесписочная численность работников чел. 7 10 4. Себестоимость реализованной продукции тыс. руб. 380928 2670274 5. Среднемесячная ЗП одного работника тыс. руб. 575 1373 7. Среднегодовая стоимость ОФ тыс. руб. 1124.2 1499.8 8. Рентабельность % 5.4 7.6
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
По данным таблицы наблюдается прирост всех основныхпоказателей деятельности ЧУП «Торговый дом «Стекло» за 2008 – 2009 годы.
Учитывая, что в 2008 году предприятие работало незначительныйпромежуток времени, сравнивать показатели 2007 и 2008 годов нецелесообразно,вместе с тем показатели за 2008 год характеризуют деятельность предприятия какстабильно устойчивое.
Выполнение поставленных целей в 2007 году в значительной мерезависит от равномерности и полноты поставок полированного стекла по заключеннымс ОАО «Гомельстекло» договорам.
Предприятие занимается оптовой реализацией стеклаполированного и пеностекла. За 2009 год предприятие реализовало 474539.16 м.кв.стекла полированного по следующим маркам и толщинам:
Таблица 2. Объем реализации полированного стекла за 2009 год.Марка Толщина По договору 9с По договору 9\09
Всего по маркам
М KB Количество, м.кв. Ml 4мм 19645.76 468.0 20113.76 М2 4мм 255077.83 8806.56 253884.39 М2 5 мм 1763.2 – 1763.2 М3 4мм 35753.23 21373.9 57127.13 М3 5 мм 6635.17 873.6 7508.77 М4 4мм 40831.47 11509.25 52340.72 М4 5 мм 4781.44 – 4781.44 М7 4мм 66995.04 4457.04 71452.08 М2 6мм 3253.47 – 1753.47 М2 6мм 2314.2 – 2314.2 Пеностекло 60-100мм 84.23 Всего пеностекла 84.23 Итого 47488.35 474539.16 /> /> /> /> /> />
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
Анализ рынка за 2009 год показывает, что из-за ценовогофактора имеется постоянный спрос на дешевые марки стекла МЗ-М7. вместе с темспрос на марку М2 постоянно растет в связи с ростом спроса потребителей настеклопакеты.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
— оптовая торговля стеклом строительным.
Уставной фонд предприятия создан в размере 2200000 (Двамиллиона двести) белорусских рублей.
Учет определения выручки от реализации продукции в 2009 годувелся по мере оплаты. В 2009 году выручка от реализации продукции составила3655.9 млн. рублей. Валовой доход — 410.5 млн. рублей. Прибыль от реализации — 203,8 млн. рублей.
Затраты по производству и реализации производственных товаровсоставили -206,7 млн. рублей; в т.ч. заработная плата — 70,7 млн. рублей.,уплата налогов и сборов -50.2 млн. рублей, на оплату товаров, услуг, работ — 88.2 млн. рублей.
За 2009 год за счет собственных средств за плату у другихорганизации предприятием приобретены основные средства на общую сумму — 15.5млн. рублей
Предприятие в 2009 году отчитывалось по следующим налогам исборам:
— налог на прибыль;
— сбор на обновление и восстановление городского,пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений исодержание ведомственного городского электрического транспорта;
— сбор на содержанке и развитие инфраструктуры города;
— чрезвычайного налога и обязательных отчислений вгосударственный фонд содействия занятости;
— налог на добавленную стоимость;
— налог на недвижимость;
— сбор на формирование местных целевых бюджетныхинвестиционных фондов, сбора в республиканский фонд поддержки производителейхозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога спользователей автомобильных дорог и сбора на финансирование расходов, связанныхс содержанием и ремонтом жилищного фонда;
— подоходный налог;
— отчисления в инновационный фонд Министерства торговли;
— налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздухот транспортных средств;
— сбор за осуществление торговли на территории городаМогилева.
За 2009 год было исчислено и уплачено налогов и сборов всумме — 107,8 млн. рублей.
2. Учетная политика организации, характеристика техники иметодов ведения бухгалтерского учета
2.1 Организация бухгалтерского учета на предприятии
Бухгалтерский учет в ЧУП «Торговый дом «Стекло» ведетсяглавным бухгалтером, должность которого предусмотрена штатным расписанием. Всоответствии с должностной инструкцией на главного бухгалтера возложена такжеответственность за внутренний контроль на предприятии.
Важныммоментом является утверждение учетной политики предприятия. В соответствии сдействующим Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»,утвержденным постановлением Минфина от 17.04.2002 г. № 62 и законодательствомРеспублики Беларусь главным бухгалтером (бухгалтером) организации формируетсяучетная политика и утверждается ее руководителем.
Учетная политика представляет собой выбор организациейопределенных способов ведения и организации бухгалтерского учета, исходя изустановленных правил и особенностей деятельности в конкретных условияххозяйствования.
Такв учетной политике ЧУП «Торговый дом «Стекло» оговариваются следующие моменты.
Руководствобухгалтерским учетом предприятия возлагается на главного бухгалтерапредприятия, указания и распоряжения которого по вопросам соблюдения правилведения учета, оформления и представления для учета необходимых документов исведений являются обязательными для всех структурных подразделений и работниковпредприятия.
Правопервой подписи финансовых документов остается за директором, второй за главнымбухгалтером. Право подписи документов по отгрузке ТМЦ возлагается наспециалистов бюро сбыта.
Наосновании типового плана счетов с учетом особенностей финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия разрабатывается и ведется рабочий план счетов сразбивкой по субсчетам.
Приведении бухгалтерского учета используется автоматизированная форма сиспользованием программного продукта «1С: Бухгалтерия».
В рамках руководства бухгалтерским учетомпредприятия директор назначает инвентаризации имущества и финансовыхобязательств в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризацииимущества и финансовых обязательств, утвержденных Минфином 5.12.1995 №54.Проведение инвентаризации имущества обязательно в следующих случаях: при сменесобственника или реорганизации предприятия; при ликвидации предприятия; передсоставлением годовой отчетности; при смене руководителя предприятия или другогоматериально ответственного лица; при установлении фактов хищения, другихзлоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по инымпричинам (пожар, стихийное бедствие); по решению контролирующих судебных и иныхуполномоченных на то органов.
Обязательнуюежегодную инвентаризацию статей баланса проводить:
· основныхсредств — по состоянию на 31 декабря отчетного года;
· денежныхсредств, ценных бумаг и денежных документов – ежеквартально 1-го числа месяца,следующего за отчетным.
Составинвентаризационных комиссий, ответственные за проведение инвентаризации,порядок оформления, представления и рассмотрения результатов инвентаризацииопределяются приказом по предприятию.
Способы ведения учета в ЧУП «Торговый дом«Стекло».
1. Учет основных средств.
1.1. Дляцелей бухгалтерского учета к основным средствам относятся активы: имеющиематериально-вещественную форму; используемые в течение срока службы продолжительностьюсвыше двенадцати месяцев и стоимость единицы, которых на момент приобретенияпревышает размеры (30 базовых величин, ковры и ковровые изделия 10 базовыхвеличин).
В случаеналичия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный нормативный срокслужбы или срок полезного использования, каждая такая часть учитывается каксамостоятельный инвентарный объект.
1.2.Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету при вводе вэксплуатацию осуществляется на основании акта о приеме-передаче объектаосновных средств (форма ОС-1), который составляется на каждый отдельныйинвентарный объект в установленных законодательством случаях. В акте формы ОС-1указывается нормативный срок службы и срок полезного использования объекта.
1.3. Дляорганизации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средствкаждому инвентарному объекту основных средств, независимо от того, находится онв эксплуатации, в запасе или на консервации присваивается отдельный инвентарныйномер, который обозначается на нем путем нанесения краской или иным способом.Инвентарные номера присваиваются работником бухгалтерии в момент принятияобъектов к бухгалтерскому учету с оформлением инвентарных карточек, в которыхна основании акта приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) приводитсяподробная техническая характеристика объектов с отметкой о содержаниидрагоценных металлов при их наличии и перечень технической документации.
1.4.Основныесредства принимаются к бухгалтерскому учету при их вводе в эксплуатацию попервоначальной стоимости. Первоначальная стоимость основных средствопределяется в порядке, установленном в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь.
1.5.Список основных средств не участвующие в предпринимательской деятельностисогласовывает и утверждает генеральный директор Общества.
1.6.Комиссией Общества проводится переоценка основных средств с отражением вустановленном порядке в бухгалтерском учете организации результатов переоценки.
1.7.Аналитический учет основных средств ведется в разрезе отдельных объектов,классификационных групп.
Учетамортизации основных средств.
1.8. Стоимостьосновных средств погашается путем ежемесячного начисления амортизации всоответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств инематериальных активов с применением линейного метода. Амортизируемойстоимостью основных средств является восстановительная стоимость, по которойобъекты основных средств числятся в бухгалтерском учете.
2. Учет нематериальных активов.
2.1. Нематериальныеактивы следует отражать в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости,определяемой по сумме фактических затрат на их приобретение или экспертнымпутем. Стоимость нематериальных активов погашается по нормам амортизационныхотчислений исходя из срока их использования. В случае, если срок полезногоиспользования нематериальных активов не определен, то устанавливать его покаждому полученному (переданному) активу с оформлением в установленном порядкеприказом (распоряжением) по предприятию.
2.2.Понематериальным активам, стоимость которых не превышает двух базовых величин,износ исчислять в момент оприходования в размере 100 процентов стоимости.
3. Учет материалов.
3.1.Движение сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственныхпринадлежностей, тары и т.п. ценностей (в том числе находящихся в пути ипереработке), учитывается на счете 10 «Материалы» по учетным ценам. В качествеучетных цен покупных материалов принимаются договорные (фактурные) ценыпоставщиков. При наличии возможности отнесения таможенных платежей итранспортных расходов на конкретную партию материалов, они увеличивают учетнуюстоимость этих материалов.
3.2. При поступлениина склад таких товарно-материальных ценностей, как горюче-смазочные материалыпо ценам, отличающимся от имеющихся в наличии, учет этих ценностей ведется посредневзвешенной учетной цене, по другим материалам – по учетной цене на моментоприходования.
3.3.Справочная и специальная литература, связанная с производством стоимостью доодной базовой величины или актуальная в течение срока до одного года(статистические сборники, нормативные документы по налогообложению) списываетсяна себестоимость при приобретении на основании ведомостей выдачи какинформационные услуги.
3.4.Включение в затраты стоимости инвентаря, хозяйственных принадлежностей,находящихся в эксплуатации, производится по мере их выбытия за непригодностью всвязи с износом.
3.5 Расходматериалов со склада оформляется перемещением материалов (форма М-11),товарно-транспортными накладными (форма ТТН-1, ТН-2) и др.
4. Учет ТМЦ (товарно-материальныхценностей) на складе.
4.1. УчетТМЦ ведется с применением оперативно-бухгалтерского (сальдового) метода учета.
4.2.Материально-ответственноелицо (кладовщик) Общества при составлении ежедневных отчетов пользуетсяспециально разработанным в Обществе документом Отчет о движениитоварно-материальных ценностей на складе».
4.3. Припроверке и инвентаризации склада проверяющими органами материально-ответственноелицо обязано руководствоваться Положением о складе, утвержденным директоромпредприятия.
4.4.Фактическая себестоимость ТМЦ, принимаемых к учету, слагается из стоимости поценам их приобретения, таможенных пошлин, иных платежей, а также затрат на доставкутоваров, в том числе осуществляемых другими организациями.
4.5.СписаниеТМЦ при отгрузке покупателю производится по методу ФИФО (списание товара болеераннего приобретения ).
4.6.Аналитический учет материальных ценностей ведется в разрезе наименований,материально-ответственных лиц, мест хранения.
4.7. Методопределения выручки от реализации товаров (работ, услуг) устанавливается помере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг и предъявленияпокупателю (заказчику) расчетных документов. Выручка в иностранной валютепересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу Национального банкаРБ на дату подписания актов выполненных работ предприятия.
5. Учет издержек обращения.
Учетзатрат издержек по реализации товаров ведется на счете 44 «Издержки обращения».
5.1.Затраты на реализацию продукции (работ, услуг) включаются в себестоимостьпродукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся,независимо от времени оплаты — предварительной или последующей.
5.2.Дляравномерного включения предстоящих расходов в издержки обращения (плата заподписку, информационные и консультационные расходы, авансовые платежи подоговорам обслуживания программных средств и др.) предварительно учитывать ихна собирательно-распределительном счете 97 со списанием на издержки обращенияравными долями в течение периода, на который рассчитаны расходы или по нормамотнесения на себестоимость.
5.3.Поокончании каждого месяца затраты на торговую деятельность (издержки обращения)списываются в дебет счета 90 «Реализация» в установленном порядке.
6. Учеттоваров отгруженных.
6.1.Фактическая себестоимость отпущенных потребителям (покупателям),товарно-материальных ценностей (работ, услуг) отражается по дебетусоответствующих субсчетов счета 45 «Товары отгруженные».
6.2.Аналитический учет по счету 45 «Товары отгруженные» ведется по видамдеятельности в разрезе субсчетов и контрагентов.
7. Учет денежных средств.
Учеткассовых операций.
7.1.Кассовые операции осуществляет бухгалтер (выполняющий работу кассира),являющийся материально ответственным лицом. При приеме на работу с нимзаключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности, емузапрещается передоверять выполнение порученных ему обязанностей другим лицам.
7.2.Оформление кассовых операций ведется только на типовых бланках первичной учетнойдокументации и регистрах бухгалтерского учета.
7.3.Контроль за ведением кассовых операций возлагается на главного бухгалтера.
Учетбанковских операций.
7.4. Приосуществлении банковских операций с использованием электронной системы «Клиент– банк» право передачи платежных инструкций на перечисление денежных средств врамках системы «Клиент – банк» предоставлено главному бухгалтеру Общества.
7.5.Бухгалтерский учет движения денежных средств на счетах Общества, открытых вбанках, ведется в установленном порядке на счетах 51 “Расчетный счет”, 52“Валютные счета”, счет 55 “Специальные счета в банках” в разрезе субсчетов.
Учетфинансовых вложений.
7.6.Информация о наличии и движении краткосрочных и долгосрочных финансовыхвложений в ценные бумаги, в уставные фонды других организаций, впредоставленные другим организациям займы, обобщается на счете 58 «Финансовыевложения».
7.7.Аналитический учет краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений ведется повидам вложений и объектам, в которые произведены эти вложения.
8. Учет расчетов.
8.1. Учетрасчетов ведется в установленном порядке в соответствии с Гражданским кодексом,Банковским кодексом, другими актами законодательства, регламентирующими вопросыфинансово-хозяйственной, внешне-экономической деятельности, налогообложения идр.
8.2. Суммыдебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срокисковой давности, списываются в установленном порядке на счет 92«Внереализационные доходы и расходы».
8.3. Поокончании отчетного года бухгалтерскими службами Общества проводитсяинвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности.
8.4.Налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость определяется помоменту отгрузки товаров, работ, услуг. При реализации товаров по ценам нижесебестоимости налоговая база определяется исходя из себестоимости реализованныхтоваров в целом по виду деятельности.
Учетоплаты труда.
8.5.Трудовые и связанные с ним отношения регулируются Конституцией РеспубликиБеларусь, Трудовым Кодексом Республики Беларусь, коллективным договором, идругими законодательными и локальными нормативными актами.
8.6. Учетоплаты труда ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», накотором обобщается информация о расчетах с персоналом, как состоящим, так и несостоящим в списочном составе организации, по оплате труда (по всем видамзаработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам).
8.7.Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется влицевых счетах по каждому работнику Общества.
Учетрасчетов с подотчетными лицами.
8.8.Информация о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет наслужебные и административно-хозяйственные расходы, обобщается на счете 71«Расчеты с подотчетными лицами».
8.15.Направление работников в командировку оформляется приказом, согласно которому,выписывается командировочное удостоверение.
8.16.Работники, получившие наличные деньги в подотчет, обязаны не позднее трехрабочих дней по возвращении из служебной командировки представить в бухгалтериюавансовый отчет об израсходованных суммах. В этот же срок возвращается остатокнеиспользованных средств.
Выдачаналичных денег под отчет производится только при условии полного отчета поранее полученным на командировочные и другие расходы суммам. Ответственность засвоевременное представление авансовых отчетов и возврат остатканеиспользованных средств несут работники, получившие денежные средства подотчет.
В случаенепредставления в установленный срок отчетов об израсходовании подотчетных суммили не возврата в кассу организации остатков неиспользованных авансовбухгалтерия вправе произвести удержание их из заработной платы работников вустановленном порядке. Если не возвращенные работниками суммы не могут бытьудержаны из заработной платы работника, они отражаются на счете 73 «Расчеты сперсоналом по прочим операциям».
8.17. Принаправлении работников в служебную командировку за границу, оформляется приказгенерального директора Общества.
8.18.Работники, прибывшие из служебной заграничной командировки, представляютписьменный отчет об итогах командировки в двухнедельный срок со дня прибытия.
8.19.Аналитический и синтетический учет по счету 71 “Расчеты с подотчетными лицами”ведется в разрезе работников по каждой авансовой выдаче.
9. Учет источников собственных средств.
Учетдобавочного фонда.
9.1. Насчете 83 «Добавочный фонд» отражается движение следующих фондов: фондапереоценки имущества, фонда пополнения собственных оборотных средств(6 % отвалового дохода), добавочного фонда.
9.2.Добавочный фонд используется в случаях направления на увеличение уставногофонда в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
9.3.Аналитический учет по счету 83 «Добавочный фонд» ведется по субсчетам,обеспечивающим формирование информации по источникам образования и направлениямиспользования средств.
Учетнераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
9.4.Чистая прибыль или чистый убыток отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки», заключительнымиоборотами последнего месяца года списываются на счет 84 «Нераспределеннаяприбыль (непокрытый убыток)».
9.5.Чистая прибыль по решению Общего собрания Участников направляется напроизводственное развитие и развитие социальной сферы, на прирост оборотныхсредств, на выплату дивидендов и иные цели в соответствии со сметойиспользования чистой прибыли. Сроки и период, за который выплачиваютсядивиденды, устанавливает Общее собрание Участников.
10. Учет финансовых результатов.
Учетреализации.
10.1.Информация о доходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными вуставе, а также определение финансового результата по ним, отражается на счете90 «Реализация».
10.2.Информация об операционных доходах и расходах отчетного периода, переченькоторых приведен в Инструкции по применению Типового плана счетовбухгалтерского учета, утвержденной Министерством финансов РБ 30.05.2006 г. №89, обобщается на счете 91 «Операционные доходы и расходы».
10.3.Операционные расходы представляют собой затраты организации, соответствующиеоперационным доходам, полученным организацией в отчетном периоде, а такжезатраты, не приводящие к появлению в будущем экономических выгод, ипризнаваемые организацией в отчетном периоде.
Учетвнереализационных доходов и расходов.
10.4.Информация о внереализационных доходах и расходах отчетного периода обобщаетсяна счете 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Составвнереализационных доходов и расходов приведен в Инструкции по применениюТипового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Министерством финансовРБ 30.05.2006 г. № 89.
10.5.Внереализационнымидоходами являются доходы от операций, непосредственно не связанных спроизводственной деятельностью.
10.6.Дляцелей бухгалтерского учета величина внереализационных доходов определяется вследующем порядке: суммы дооценки активов определяют в соответствии справилами, установленными для проведения переоценки активов; иныевнереализационные доходы принимаются к бухгалтерскому учету в фактическихпоступивших суммах.
12. Бухгалтерскаяотчетность.
12.1.Совокупностьпоказателей о результатах производственно-хозяйственной и финансовойдеятельности организации, основывающихся на данных бухгалтерского учетаобобщается в бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь.
Предприятиесоставляет бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогомс начала отчетного года. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетностьявляются промежуточной. .
12.2.Присоставлении бухгалтерской отчетности обеспечивается:
— полнотаотражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатовинвентаризации имущества и обязательств;
— тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетныйпериод, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического ианалитического учета.
13.Хранение документов бухгалтерского учета и отчетности.
13.1.Приведении первичных учетных документов, регистров, бухгалтерского учета исоставлении бухгалтерской отчетности на машинных носителях информации иххранение осуществляется в течение сроков, установленных для бумажных носителейинформации.
13.2.Руководительорганизации несет ответственность за организацию хранения первичных учетныхдокументов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
2.2 Учет денежных, расчетных и кредитных операций
Методика документального оформления, порядок ведения кассовыхопераций регламентируются соответствующими нормативными документами. ВРеспублике Беларусь такими документами являются Правила ведения кассовыхопераций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь от26.03.2006 г. с учетом изменений и дополнений от 28.06.2007 № 99 и Положение оведении кассовых операций с иностранной валютой на территории РеспубликиБеларусь, утвержденное Правлением Национального банка Республики Беларусь от28.06.2007г. № 98.
В большинстве случаев деньги в кассу организации ЧУП «Торговый дом «Стекло» поступают с расчетного счета в банке через кассира, которыйиолу част их по денежным чекам. Чековые книжки получают в отделении банка позаявлению и хранят их в кассе вместе с наличными деньгами. Никакие исправленияв чеках не допускаются. На оборотной стороне чеков указывается, на какие целиполучаются деньги, например: на выдачу зарплаты, командировочные расходы,хозяйственно-операционные расходы и т. п.
Выдача наличных денег из кассы ЧУП «Торговый дом «Стекло» производитсяпо: расходному кассовому ордеру; платежной ведомости с последующим наложениемна ней реквизитов расходного кассового ордера на общую сумму выплаченныхналичных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходногокассового ордера на каждого получателя. Расходные кассовые ордера (Приложение1, 2), платежные ведомости и другие документы, утвержденные в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь форм на выдачу наличных денег,подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия.
По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежныхсредств и денежных документов в кассу организации в корреспонденции с кредитомсчетов учета денежных средств, расчетов, доходов от реализации товаров,продукции, работ, услуг и других. По кредиту счета 50 «Касса» отражаютсявыплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации вкорреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств, расчетов, финансовыхрезультатов и других.
Операции по безналичным расчётам осуществляются всоответствии с «Инструкцией о банковском переводе», утверждённом ПостановлениемПравления Национального банка Республики Беларусь 29 марта 2001г. № 66 и«Постановлением о безналичных расчётах в Республике Беларусь». Согласно даннымнормативным актам безналичные расчёты между предприятиями производятся:платёжными поручениями; платёжными требованиями-поручениями; платёжнымитребованиями; аккредитивами; векселями; инкассовыми распоряжениями и др.
В ЧУП«Торговый дом «Стекло» расчеты между предприятиямипроизводятся платежными поручениями и платёжными требованиями. Платёжноепоручение представляет собой расчётные документ, содержащий поручениеобслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счёта на счётполучателя. Платёжными поручениями оформляются: расчёты за полученные товары;расчёты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды,целевые переводы из бюджета и внебюджетных фондов, погашение задолженностибанку по ссуде и процентам, переводы средств на выплату заработной платы идругих платежей в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временнойфинансовой помощи, предоставление займа и пр.); предварительная оплата (вслучаях, предусмотренных нормативными актами, договорами); авансовые платежи (всоответствии с заключёнными договорами). Поручения могут быть представлены вбанк в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчёт не принимается).
Для системного отражения операций по приобретению материалов,расчетов с поставщиками и подрядчиками в ЧУП «Торговый дом «Стекло» применяетсясчет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На данном счете обобщаетсяинформация о расчетах с поставщиками и подрядчиками: за товарно-материальныеценности, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате черезбанк; за полученные товарно-материальные ценности, на которые расчетныедокументы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемыенеотфактурованные поставки); за излишки товарно-материальных ценностей,выявленные при их приемке; за полученные товарно-материальные ценности, расчетыпо которым производятся в порядке плановых платежей; по выданным авансам подпоставку материальных ценностей.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуетсяна стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностейв корреспонденции непосредственно с дебетом счетов учета этих ценностей илисчетов учета соответствующих затрат. Дебетуется счет 60 «Расчеты с поставщикамии подрядчиками» на суммы оплаты счетов, включая авансы и предварительную оплатув корреспонденции со счетами учета денежных средств, при прекращенииобязательства (задолженности), учтенного на счете 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» зачетом взаимных требований в корреспонденции с кредитом счета 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разнымидебиторами и кредиторами».
В случаях, когда счет поставщика был акцептован и оплачен допоступления товара, а при приемке на складе поступивших товарно-материальныхценностей обнаружилась недостача против отфактурованного количества, а такжеесли при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет былакцептован) были обнаружены несоответствия цен, обусловленных договором, илиарифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» насоответствующую сумму кредитуется в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчетыс разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76.3 «Расчеты по претензиям»).
При приобретении ЧУП «Торговый дом «Стекло» материальныхценностей (работ, услуг), стоимость которых выражена в иностранной валюте,возникающие на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» курсовыеразницы отражаются в учете в соответствии с законодательством в области учетаобязательств, выраженных в иностранной валюте.
Расчеты с поставщиками производится на основании заключённыхмежду ЧУП «Торговый дом«Стекло» и поставщиками (подрядчиками) хозяйственныхдоговоров. В договорах оговариваются: виды оказанных услуг, порядок расчетов ит.д.
Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчикамиведется по каждому отдельному предъявленному счету, а расчетов в порядкеплановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику.
Для обобщения данных на счете 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» в ЧУП«Торговый дом «Стекло» применяется отчет «Анализсчета 60», «Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60».
По кредитному договору банк обязуется предоставить денежныесредства (в национальной либо иностранной валюте) заемщику в размере и наусловиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученнуюденежную сумму и уплатить проценты за нее. Предметом кредитного договора могутбыть только деньги. Основными условиями кредита являются: возвратность, платность,срочность, обеспеченность.
До заключения кредитного договора банк обязан проверитьправоспособность и оценить платёжеспособность кредитополучателя. Для этогоорганизация (заемщик) предоставляет в банк: бухгалтерскую отчётность всоответствии с Законом «О бухгалтерском учёте и отчётности»; копии договоров(контрактов) в подтверждение кредитуемых сделок (при осуществлении банкомконтроля за целевым использование кредита).
Для обобщения информации о расчетах по налогам и сборам,уплачиваемым организацией в бюджет, используется счет 68 «Расчеты по налогам исборам». Несмотря на то, что каждый налог, сбор имеет самостоятельный объектналогообложения, с определенной долей условности все налоги, сборы можноклассифицировать по признаку общности налоговой базы. Данная группировкаположена в основу ведения по счету 68 аналитического учета в разрезе субсчетов,каждый из которых аккумулирует данные о нескольких видах налогов и сборов: 68.1«Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг»; 68.2«Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ,услуг»; 68.3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)»; 68.4 «Налоги на доходыфизических лиц»; 68.5 «Прочие налоги, сборы и отчисления».
При исчислении налога на добавленную стоимостьруководствуются Законом Республики Беларусь от 19.12.91г. № 1319-XII «О налоге на добавленнуюстоимость», Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусьот 31 января 2007 г. № 16 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления иуплаты налога на добавленную стоимость» в новой редакции от 05.09.2008 г. Дляучета налога по приобретенным товарам (работам, услугам) используется счет 18«НДС по приобретенным товарам, работам, услугам». К этому счету в ЧУП «Торговый дом «Стекло» открыты следующие субсчета: 18.2 «НДС по приобретеннымосновным средствам»; 18.3 «НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям,работам, услугам»; 18.5 «Оплаченный НДС».
Объектом налогообложения при расчете налога на недвижимостьявляется остаточная стоимость основных производственных и непроизводственныхфондов, являющихся собственностью или находящихся во владении Общества. Налогна недвижимость уплачивается в бюджет за счет прибыли, остающейся враспоряжении предприятия. Исчисление налога на недвижимость регулируетсяПостановлением Министерства по налогам и сборам № 19 от 31.01.2007г. в новойредакции от 05,09.2008г. «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления иуплаты налога на недвижимость организациями».
Расчет подоходного налога, удерживаемого из заработной платыработника, производят от налогооблагаемого дохода по шкале ставок подоходногоналога. Ставки последнего дифференцированы по прогрессивному принципу взависимости от облагаемого годового дохода в пределах установленных интервалов,кратных среднемесячной минимальной заработной плате.
Подотчётными суммами называются денежные средства, выдаваемыеработникам предприятия из кассы на мелкие хозяйственные расходы покомандировкам.
Порядок выдачи денег под отчёт, размер авансов и сроки, на которыеони могут быть выданы, установлены Правилами ведения кассовых операций вРеспублике Беларусь, утвержденными постановлением правления Национального банкаРеспублики Беларусь от 26 марта 2006г. №57.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные сослужебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихсякомандированным лицам на оплату стоимости проезда к месту командировки иобратно, суточных за каждый день командировки, расходов за наем помещений насрок командировки в соответствии с Инструкцией о порядке и размерах возмещениярасходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь»,утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 12 апреля2000г. № 35 с учетом изм. и доп.
Сумма аванса, выдаваемого под отчет, определяется попредварительному расчету стоимости проезда, суточных (в пределах установленныхнорм), расходов по найму жилого помещения и других расходов. После возвращенияиз командировки подотчётного лица, бухгалтер делает окончательный расчёт.
Авансы на хозяйственные расходы выдаются на срок до 3 дней.Список работников, имеющих право получать деньги под отчёт на хозяйственныенужды, определяется приказом руководителя предприятия в начале года. В течение3-дневного срока лица, получившие аванс, должны предоставить авансовый отчёт обизрасходованных суммах либо вернуть деньги в кассу предприятия. В качествеоправдательных к авансовому отчёту должны быть приложены первичные документы,подтверждающие произведенные работником расходы: товарные чеки, с наименованиемприобретённого товара, чеки кассово-суммирующих аппаратов, корешки приходныхкассовых ордеров и т.п.
2.3 Учет труда и заработной платы
Вопросы труда и трудовых отношений регулируются КонституциейРеспублики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Декретом ПрезидентаРеспублики Беларусь № 29 от 26.07.99г. «О дополнительных мерах посовершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительскойдисциплины» и другим законодательными актами, коллективными договорами, соглашениями.
Оперативный учет личного состава в ЧУП «Торговый дом «Стекло» возложен на отдел кадров, который оформляет прием, переводыи увольнения работающих на основании: заявления нанимающегося на работу,приказов (распоряжений) о приеме и увольнении, записок о предоставлении отпускаи т.д.
В состав расчетов с персоналом по оплате труда включаютсятакже виды выплат, относящихся к неотработанному времени; оплата отпусков,пособие по временной нетрудоспособности, выходные пособия и др. Все эти выплатыосуществляются в соответствии с действующим законодательством о трудеРеспублики Беларусь. Отпуска предоставляются в течение всего года по графику,установленному администрацией по согласованию с работником организации.
Основанием для начисления отпускных является приказ илизаписка руководителя о предоставлении отпуска. В приказе указывается периодотпуска, исключаются праздничные дни, приходящиеся на период отпуска.
Расчет среднего заработка работников производится исходя иззаработка за последние 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа),предшествующих месяцу начала отпуска, выплаты денежной компенсации, независимоот того, за какой рабочий год предоставляется отпуск.
Средний заработок определяется путем умножения среднедневногозаработка на количество календарных дней отпуска. При этом среднедневнойзаработок определяется путем деления заработной платы, начисленной работнику замесяцы, принимаемые для исчислений среднего заработка, сохраняемого за времяотпуска и для выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск,на число этих месяцев и на средне месячное количество календарных дней,исчисленное в среднем за пять лет и принятое для расчета равным 29,7.
С общей суммы начисленной за месяц заработной платы, пособийи других доходов работника производятся различные удержания. Их условно можноподразделить на две группы: обязательные удержания и прочие удержания.
Обязательные удержания носят постоянный характер и объектомдля их исчисления служит начисленная заработная плата. К ним относят подоходныйналог, страховые взносы в Фонд социальной защиты населения (пенсионный фонд),по исполнительным документам.
Прочие удержания из заработной платы рабочих и служащихсвязаны с расчетными взаимоотношениями работников по их обязательствам передданным предприятием или третьими лицами. Осуществляют их на основаниидокументов, подтверждающих эти обязательства, по письменному заявлениюработника либо по приказу руководителя предприятия. К прочим удержаниямотносят: удержания за товары, проданные в кредит, производимые в размереочередных платежей в погашение кредита и процентов за кредит согласнопоручениям-обязательствам торговых предприятий и т.д.
Объектом налогообложения подоходным налогом являютсязаработная плата, премии и другие вознаграждения, связанные с выполнениемтрудовых обязанностей, в том числе по совместительству, гражданско-правовымдоговорам (кроме доходов предпринимателей, предъявивших свидетельства огосударственной регистрации); доходы от индексации заработной платы; пособие повременной нетрудоспособности (в том числе пособие по уходу за больным ребенком)и другие доходы.
Основанием для льгот по подоходному налогу служатпредставленные работниками копии свидетельств о рождении детей, участниковликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и другие документы.Подоходный налог исчисляется из совокупного размера, рассчитываемогонарастающим итогом с начала этого периода.
2.4 Учет основных средств и нематериальных активов
Основные средства в ЧУП «Торговый дом «Стекло»поступают: в результате произведенных капитальных вложений (строительствообъектов основных средств и изготовление оборудования хозяйственным способом, атакже приобретения за плату у юридических и физических лиц); безвозмездно; вобмен на другое имущество; и в иных случаях, установленных законодательством.
Для учета движения основных средств в ЧУП «Торговый дом «Стекло» применяется следующая первичная учетная документация: акт(накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1); акт приемки-сдачиотремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов основныхсредств (форма № ОС-3); акт о ликвидации основных средств (форма № ОС-4); акт оликвидации транспортных средств (форма № ОС-4а); инвентарная карточка учетаосновных средств (форма № ОС-6); инвентарный список основных средств (форма №ОС-13).
На принятые в эксплуатацию объекты основных средств комиссиясоставляет акт (накладную) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основныхсредств, за исключением случаев, когда ввод объектов в действие в соответствиис законодательством должен оформляться в особом порядке. Акт (накладная)приемки-передачи основных средств составляется в одном экземпляре на каждыйобъект основных средств. В ней даётся подробная характеристика объекта,источник приобретения (возведения), год выпуска или постройки, дата ввода вэксплуатацию, соответствие основных средств техническим условиям, заключение иподписи членов комиссии, другая информация, необходимая для правильнойэксплуатации и учета основных средств.
Инвентарные карточки служат основанием для составления описиобъектов основных средств. В ней указываются наименование основных средств,балансовая стоимость, амортизация и остаточная стоимость на начало периода;изменения балансовой стоимости и амортизации за период; балансовая стоимость,амортизация и остаточная стоимость на конец периода.
Выбытие основных средств оформляются актом на списаниеосновных средств (форма № ОС-4). В акте приводятся данные, характеризующиеобъект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления илипостройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования,первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по даннымбухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованиемпричин нецелесообразности использования и невозможности восстановления,состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Актутверждается руководителем организации.
Амортизационные отчисления в ЧУП «Торговый дом «Стекло» производятсяежемесячно исходя из установленных норм амортизации и балансовой стоимостиосновных фондов по отдельным группам или инвентарным объектам, состоящим набалансе предприятия, в соответствии с «Положением о порядке начисленияамортизации основных средств и нематериальных активов», утвержденноепостановлением Минэкономики, Минфина, Минстата и Минстройархитектуры РБ от23.11.2001г. № 187/110/96/18 с изм. и доп. от 30.03.2007г.
2.5 Учет финансовых результатов, источников собственныхсредств
Формирование общего финансового результата в системе счетовосновывается на использовании многоступенчатого способа, который предполагаетисчислению промежуточных финансовых результатов: от реализации товаров и другихвидов деятельности (счет 90 «Выручка от реализации»); от операционных доходов ирасходов (счет 91 «операционные доходы и расходы»); от внереализационныхдоходов и расходов (счет 91 «Внереализационные доходы и расходы»).
Общий финансовый результат отражается на счете 99 «Прибыли иубытки» в виде сальдо, характеризующего сопоставление и соизмерение всехдоходов и расходов. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки(потери, расходы), а по кредиту = прибыли (доходы) организации. Превышениедебетового оборота над кредитовым показывает получение чистого убытка, апревышение кредитового оборота над дебетовым показывает получение чистойприбыли.
Счет 90 «Реализация» предназначен для обобщения информации одоходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными в уставеорганизации, а также для определения финансового результата по ним. На счете 90«Реализация» отражаются, в частности, выручка от реализации готовой продукции,а также себестоимость реализованной продукции и налоги, уплачиваемые извыручки.
Нераспределенная прибыль может использоваться предприятием навыплату доходов работникам предприятия, на увеличение уставного капитала, напополнение резервного фонда и т.п. Нераспределенная прибыль прошлых летиспользуется также как и прибыль текущего года: на увеличение уставногокапитала, благотворительные и иные цели. Полученный в отчетном году убытокможет быть погашен за счет учредителей или за счет ранее созданного резервногофонда. Непокрытый убыток прошлых лет может погашаться за счет прибыли отчетногогода, средств учредителей, созданных резервного и других специальных фондов.
Одним из основных источников собственных средств в ЧУП «Торговый дом «Стекло» является уставный фонд. Уставный фонд представляет собойобъединение вкладов собственников (участников, учредителей, акционеров) вимущество организации в стоимостном выражении в размерах, определенныхучредительными документами.
Для обобщения информации о состоянии и движении уставногофонда предприятия предназначен пассивный счет 80 «Уставный фонд». Кредитовоесальдо, принимаемое по этому счету (величина уставного фонда принимаемого кбухгалтерскому учету) должно быть идентично соответствующей сумме,зафиксированной в учредительных документах.
Аналитический учет по счету 80 «Уставный фонд» организуется вразрезе учредителей. Организация такого вида аналитического учета преследуетцель получения сведений о каждом участнике акционерного общества, степениконцентрации в их руках имущества. Аналитический учёт по каждому участникупозволит получить сведения о размерах их вкладов (долей), которые станутосновой для правильного распределения полученной прибыли между участниками, атакже основой для правильного расчёта имущественной ответственности.
Для обобщения данных по счету 80 «Уставный фонд» в ЧУП «Торговый дом «Стекло» применяется отчет «Анализ счета 80»,
Для учета прироста (снижения) балансовой стоимостиматериальных ценностей в ЧУП«Торговый дом «Стекло» создается добавочный фонд. Косновным источникам изменения добавочного фонда можно отнести: сумму переоценокстоимости внеоборотных и оборотных активов, проводимых в соответствии сдействующим законодательством; суммовые разницы, образующиеся в случаепогашения задолженности по взносам в уставный фонд, выраженной в иностраннойвалюте; средства целевого финансирования, направленные некоммерческойорганизацией на финансирование капитальных расходов и долгосрочных вложений;средства фонда пополнена» собственных оборотных средств, формируемого за счетотчислений 6 % от валового дохода; фонд накопления в части суммнераспределенной прибыли, использованной в качестве финансового обеспеченияпроизводственного развития организации и иных аналогичных мероприятий поприобретению (созданию) нового имущества.
2.6 Отчетность предприятия
Бухгалтерская отчетность ЧУП «Торговый дом «Стекло» посостоит из: бухгалтерского баланса (типовая форма № 1); отчета о прибылях иубытках (типовая форма № 2); приложений к бухгалтерскому балансу и отчету оприбылях и убытках (отчета о движении источников собственных средств (форма Jfe 3); отчета о движенииденежных средств (форма № 4); приложения к бухгалтерскому балансу форма № 5);отчета о целевом использовании полученных средств).
При составлении бухгалтерской отчетности в ЧУП «Торговый дом «Стекло» руководствуются Законом Республики Беларусь «Обухгалтерском учете и отчетности» от 25.06.2001г. с изменениями и дополнениями,внесенными Законом № 278-3 от 17.05.04г. и письмами Министерства финансовРеспублики Беларусь о составлении годовой и квартальной отчетности.
Баланс предприятия, как основная форма отчетности,представляется на бланках типовой формы № 1, ежегодно утверждаемыхМинистерством финансов Республики Беларусь. В бухгалтерском балансе отражаютсяимущество предприятия, капитал и обязательства в денежном выражении наопределенную дату. Он состоит из двух частей: актива и пассива, В активеотражается имущество организации (хозяйственные средства по их видам), а ипассиве — капитал и обязательства (источники формирования хозяйственныхсредств).
Отчет о прибылях и убытках, как это следует из названия самойформы, содержит все основные слагаемые конечного экономического показателядеятельности предприятия — прибылей или убытков. Сам показатель — это конечноесальдо счета 99 «Прибыли и убытки». Там же дополнительно оказывается сумма ужеиспользованной прибыли в отчете отчетного года и ее неиспользованный (нераспределенный)остаток.
Поскольку основная сумма прибыли, как правило, получается отреализации продукции, основных средств и прочих активов, то основные слагаемыеэтой части отчета о финансовых результатах заполняют дебетовыми и кредитовымиоборотами счета 90 «Реализация продукции (работ, услуг)» и финансовымирезультатами от прочей реализации счета 91 «Операционные доходы и расходы»)которые отражаются в форме как прочие операционные доходы и расходы.Значительное влияние на финансовые результаты могут оказывать ивнереализационные доходы и расходы (прибыли и убытки), которые в течение годаполучают отражение непосредственно по кредиту или дебету счета 92«Внереализационные доходы и расходы», минуя счета реализации. Все эти и другиепоказатели приводятся в начальной части формы и образуют итоговый показатель«Прибыль (убыток) отчетного периода».
Отчет о движении фондов и других средств (форма № 3) содержитинформацию о величине начальных и конечных остатков, увеличении или уменьшении(движении) всех составных частей собственного капитала предприятия за отчетныйпериод. Показатели для заполнения этой формы берут в готовом виде насоответствующих счетах (субсчетах: или аналитических счетах): 80 «Уставныйфонд»; 82 «Резервный фонд»; 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;83 «Добавочный фонд» и др. Справочно в форме приводятся расчетный показатель«Чистые активы».
Отчет о движении денежных средств (форма № 4) содержитпоказатели об остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода, ихпоступлений из различных источников (выручка от реализации товаров, основныхсредств и иного имущества; авансы, полученные от покупателей; бюджетныеассигнования; кредиты и займы; дивиденды, проценты и прочие поступления) ирасход по определенным направлениям (оплата поставщикам товаров, работ и услуг;оплата труда; погашение задолженности бюджету по налогам, органам социальногострахования; на выдачу подотчетных сумм, перечисление авансов; выплатадивидендов, процентов; финансовые вложения и другие цели). Справочно приводятсянекоторые показатели по движению наличных денежных средств. Данные длязаполнения формы получают на основе показателей счетов для учета денежныхсредств 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальныесчета в банках». Отдельные показатели о движении (поступлении и расходе)денежных средств формируют на основе бухгалтерских проводок в разрезекорреспондирующих счетов при их поступлении.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) являетсяинформационно наиболее насыщенной формой годового отчета. Она состоит из десятиотносительно самостоятельных разделов и ряда справок: «Движение заемныхсредств»; «Дебиторская и кредиторская задолженность»; «Амортизируемоеимущество»; «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций».
Перед составлении годовой бухгалтерской отчетности в ЧУП «Торговый дом «Стекло» проводится обязательная инвентаризация имущества. Значениеинвентаризации не сводится только к уточнению учетных данных. Она играетбольшую роль в контроле за использованием средств по хозяйственнымподразделениям, в проверке технического состояния, а также правил содержания иусловий эксплуатации. Кроме того, при инвентаризации определяют остаткиизбыточных и не использованных в хозяйственной деятельности средств, наличиенедействующих объектов.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовыхобязательств предприятий и оформления ее результатов регламентированМетодическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств,утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь 05.12.95г. №54(зарегистрировано в Реестре государственной регистрации 26.12.95 г., №1214/12).
3. Организация аналитической работы и анализ хозяйственной деятельностипредприятии
Анализ основных средств ЧУП «Торговый дом «Стекло».
Основные средства — это те ресурсы предприятия, которые задействованы впроизводстве на годы, на десятилетия. Их внешняя форма остается неизменной навесь срок их «жизни», а стоимость свою они переносят, присоединяют к производственномупродукту частями.
Объем и структура основных производственных фондов определяютпроизводственную мощность предприятия, а в совокупности с их динамикой — темпыразвития технического прогресса, необходимые для этого средства. В процессеанализа изучают объем основных фондов, темпы их роста за определенные периоды,соотношение отдельных групп в общей стоимости фондов (их структуру), активнуючасть, причины изменения и пути улучшения структуры. Объем, структуру идинамику основных фондов изучают по полной первоначальной стоимости (на началои конец отчетного периода). Среднегодовая стоимость основных фондовиспользуется при расчетах показателей их эффективности за определенный период.
На выполнение плана и динамику товарооборота большое влияние оказываютсостояние, развитие и эффективность использования материально-технической базыторговли. Под материально-технической базой, прежде всего, имеются в видуосновные средства (фонды). В торговле по принадлежности они подразделяются насобственные и арендованные. В процессе анализа они изучаются комплексно,независимо от их принадлежности. Основные средства подразделяются напроизводственные и непроизводственные. Производственные основные средстваклассифицируются по отраслям народного хозяйства: промышленности, сельскогохозяйства, торговли, общественного питания, строительства, заготовительныхорганизаций и др. Непроизводственные основные средства включают здания,сооружения, и инвентарь, находящиеся в ведении жилищно-коммунальных хозяйств,предприятий бытового обслуживания, органов просвещения, культуры, и др.
На основе данных статистической отчетности (форма №11) «Отчет о наличии идвижении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» изучимналичие и движение основных средств ЧУП «Торговый дом «Стекло» за 2008 и 2009 гг., составив таблицы (Приложение 2).
Основные средства ЧУП«Торговый дом «Стекло» за 2009 год возрослина 1133 тыс. руб. (10811 — 9678), или на 11,7%. Как положительное, следуетотметить высокие темпы роста активных основных средств (машин и оборудования).Их доля во всех основных средствах увеличилась с 11,1% на начало года до 12,1%на конец года.
Основные средства за 2008 год возросли на 1413508 тыс. руб. (9678125 — 8264617), или на 17,1%. Следует также как и за 2008 год отметить высокие темпыроста активных основных средств (машин и оборудования). Их доля во всехосновных средствах увеличилась с 9,4% на начало года до 11,1% на конец года.
Для оценки состояния основных средств и их влияния наторгово-производственные процессы определяют следующие показатели:
— коэффициент физического износа основных средств (отношение суммы износак первоначальной или восстановительной стоимости)
2009 год: 212 тыс. руб. / 9907 тыс. руб. = 0,021
2008 год: 187262 тыс. руб. / 9472835 тыс. руб. = 0,02
— коэффициент обновления (отношение суммы вновь поступавших основныхсредств за год к их остатку на начало года)
2009 год: 2958 тыс. руб. / 9678 тыс. руб. = 0,31
2008 год: 3176205 тыс. руб. / 8264617 тыс. руб. = 0,38
— коэффициент выбытия (отношение выбывших основных средств за год к ихостатку на начало года)
2009 год: 1825 тыс. руб. / 9678 тыс. руб. = 0,19
2008 год: 1762697 тыс. руб. / 8264617 тыс. руб. = 0,21
— коэффициент прироста основных средств (отношение суммы их прироста загод к остатку основных средств на начало года)
2009 год: (2958 тыс. руб. — 1825 тыс. руб.) / 9678 тыс. руб. = 0,12
2008 год: (3176205 тыс. руб. — 1762697 тыс. руб.) / 8264617 тыс. руб. =0,17
— показатель фондовооруженности труда (отношение среднегодовой стоимостиосновных средств к среднесписочной численности работников)
2009 год: 11248 тыс. руб. / 39 чел. = 288,4 тыс. руб. / чел.
2008 год: 12308526 тыс. руб. / 799 чел. = 15404,9 тыс. руб. / чел.
В процессе анализа эффективности использования материально-техническойбазы магазинов следует определить, как изменилась по сравнению с прошлым годомторговая площадь, количество рабочих дней за год, средняя продолжительностьрабочего дня и выработка (объем товарооборота) на 1 м2 торговойплощади за 1 час работы и как повлияли эти факторы на развитие товарооборота.
В системеуправления предприятием важное место занимает анализ расходования ФЗП, которыйпозволяет предупредить перерасход фонда и дает исходный материал для разработкипланов по заработной плате.
Основнымизадачами анализа фонда заработной платы являются:
— изучениесостава и динамики ФЗП;
— выявление изменения показателей использования ФЗП, происшедших в отчетномпериоде;
— определение влияния факторов на сумму фонда заработной платы.
4. Организация и проведение ревизионной деятельности и аудита
Основной задачей проверки расчетов срабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдениянормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее иправильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.
Источниками информации, используемойв процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70«Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами», первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда,листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д.,нормативные документы, регулирующие эти операции.
Начинать проверку расчетов с рабочимии служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателейаналитического учета по счету 70 с записями в главной книге и бухгалтерскомбалансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (квыдаче) расчетно-платежных ведомостей.
При выявлении расхождений необходимоустановить их причины.
Также необходимо сверить данные посчету 76 с данными книги учета депонированной зарплаты.
Затем изучаются достоверностьпервичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиямнормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видовоплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учетарабочего времени.
При повременной оплате трудапроверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, апри сдельной — выполнение количественных и качественных показателей работы,правильность применения норм и расценок.
При проверке первичных документов поучету труда и его оплаты устанавливают наличие подписей должностных лиц, ответственныхза учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли вдокументах подчисток, исправлений (неоговоренных) и т.д.
При проверке табелей учета рабочеговремени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплатытруда необходимо выяснить, нет ли случаев включения в них вымышленных(подставных) лиц. Для этого следует проанализировать наряды по датам их выдачи,сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с даннымиучета личного состава. Необходимо проверить, нет ли случаев повторногоначисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения фамилий однихи тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Особое вниманиеследует обратить на наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составепредприятия и проработавших непродолжительное время, а также наряды поустранению брака по переделке работ, выполненных с низким качеством.
При проверке первичных документов ирасчетных ведомостей особое внимание необходимо уделить правильности арифметическихподсчетов.
Дальнейшими этапами осуществленияаудиторской проверки являются:
– выборочная проверка правильностиначисления оплаты труда;
– порядок оформления доплат в связи сотклонением от нормальных условий работы;
– документальное оформление и оплатапростоя;
– документальное оформление бракапродукции и его оплаты;
– доплата за работу в ночное время;
– оплата труда за работу в сверхурочноевремя;
– оплата работы в праздничные дни;
– начисление выплат за неотработанноевремя, предусмотренное действующим законодательством (оплата отпусков, выходныхпособий и т.п.);
– начисление пособий по временнойнетрудоспособности;
– проверка правильности удержаний иззаработной платы. В соответствии с законодательством из заработной платы могутбыть произведены следующие удержания: подоходный налог; отчисления в пенсионныйфонд; погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также сумм излишневыплаченных ввиду арифметической ошибки; в погашение задолженности по подотчетнымсуммам; квартплата; за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях;возмещение материального ущерба, причиненным работником предприятию; денежныеначеты; за товары, купленные в кредит; за подписку на газеты и журналы; по исполнительнымдокументам; за брак продукции. Другие удержания из заработной платы могут бытьпроизведены лишь с согласия работника.
Подоходный налог удерживается впорядке и размерах, установленных законом РБ «О подоходном налоге с физическихлиц» с последующими изменениями и дополнениями.
Удержания в фонд социальной защиты(пенсионный) производится в размере 1% от заработной платы.
Удержание по исполнительным листампроизводится только при наличии этих листов либо на основании личного заявленияработников.
Удержание в возмещение материальногоущерба, причиненного работником, производится на основании приказа попредприятию (при наличии согласия работника) либо по решению суда.
В заключении проверки необходимоустановить:
– правильность проверки отнесениярасходов к фонду оплаты труда;
– правильность отнесения отдельныхвыплат на себестоимость продукции (работ, услуг);
– правильность составлениябухгалтерских проводок по фонду оплаты труда;
– правильность ведения синтетического ианалитического учета, сводных данных и заполнения форм бухгалтерской отчетностипо фонду оплаты труда;
– соответствие записей аналитическогоучета по счету 70 «Расчеты по оплате труда» и 76 «Расчеты с дебиторами икредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработнойплате, записям в журналах-ордерах №8, 10 (при журнально-ордерной форме учета),главной книге и балансе.
Так, например, при проверке кассовыхотчетов за январь 2007г. ревизором установлены следующие остатки денежныхсредств в кассе:
Таблица 3. Остатки денежных средств вкассе за январь 2007г.Дата Сумма остатков денежных средств в кассе, руб. Дата Сума остатков денежных средств в кассе, руб. 1 2 3 4 01.01 18000 17.01 24000 02.01 18000 18.01 29000 03.01 20000 19.01 30 000 04.01 28000 20.01 2900 05.01 26000 25.01 102000 06.01 28 000 26.01 24000 11.01 108 000 29.01 25000 12.01 25000 30.01 21000 13.01 25000 31.01 18000 15.01 24 000 16.01 20 000
Предприятию определенбанком лимит остатка денежных средств в кассе в сумме 25 000 рублей. Срокивыплаты заработной платы установлены 7-го числа, а выплаты аванса — 22-го числакаждого месяца.
Такимобразом, сумма превышения лимита составляет:
04.01 –3000 руб.
05.01 –1000 руб.
06.01 –3000 руб.
18.01 –4000 руб.
19.01 –5000 руб.
Итого 16000 рублей.
Проведенным контролем установлено, что нарушены ст. 29 ЗаконаРеспублики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 г.,№ 3322-ХН; Правила ведения кассовых операций в Республике Беларусь, утв.постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь от 28 июня2001 г. № 159 в части превышения лимита остатка денежных средств в кассе насумму 16000 рублей. За данное нарушение применяются штрафные санкции в размере10% от суммы нарушения.
Выявленныенарушения являются грубейшим нарушением действующего законодательстваРеспублики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности (ст.29 Инвентаризация средств (активов) и источников (пассивов) Закона РеспубликиБеларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 г., № 3322-ХН;Правил ведения кассовых операций в Республике Беларусь, утв. постановлениемПравления Национального Банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 159).
С экономической точки зрения, данные нарушения нанеслиматериальный ущерб государству, т. к. денежные средства не перечислены нарасчетный счет. За данное финансовое нарушение предусмотрено применениештрафных санкций в размере 10% от суммы нарушения.
Все оформленные табеля и первичные документы по начислениюзаработной платы, пособий, премий и других доходов к установленному срокупредставляются в бухгалтерию, где они проверяются. Проверка состоит вустановлении полноты заполнения требующихся реквизитов документов, наличияподписей всех должностных лиц, которым поручено их оформление, правильности применениятарифных ставок, окладов, сдельных расценок, надбавок, доплат и т.п.Неправильно или неполно оформленные документы возвращаются представившим ихдолжностным лицам на исправление или дооформление.
Далее проверенные документы обрабатываются на ЭВМ.
По завершении записей в лицевые счета бухгалтерия переноситиз них данные о начисленной заработной плате (по видам оплат), удержаниях изнее (по видам удержаний) и суммах к выдаче на руки (или долга за работником) вРасчетно-платежные ведомости формы № Т-49. Они составляются по цехам, участкам,отделам, а внутри их – по категориям работающих. Выдача денег поРасчетно-платежным ведомостям осуществляется в трехдневный срок, включая и деньполучения денег из банка. По истечении трех дней ведомости закрываются: кассирподсчитывает общую сумму, выданную по ведомости, и ставит на ней штамп среквизитами расходного кассового ордера, а против фамилии работников, неполучивших заработную плату, кассир ставит штамп или пишет от руки«Депонировано» и составляет реестр невыданной заработной платы формы № 11.Депонированная заработная плата сдается в банк в день закрытия ведомости. Онавыдается работникам в сроки, установленные администрацией предприятия посогласованию с обслуживающим банком. Аналитический учет депонированнойзаработной платы ведут в упомянутом выше реестре или в книге учетадепонированной заработной платы, открываемой на год. Некоторые предприятия накаждого депонента открывают отдельную карточку.
На основании лицевых счетов заполняются также расчетные книжкиили оформляются расчетные листки, которые выдаются на руки работникам с тем,чтобы они могли проверить данные о начислении заработной платы и удержаниях изнее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К сожалению, до настоящего времени в практическойработе нередки случаи, когда организация бухучета, в том числепроизводственного учета, ориентируется, главным образом, на необходимостьпредставления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и соблюдениятребований налогового законодательства в части признания тех или иных расходовдля исчисления налогооблагаемой прибыли. Однако формирование полной и достовернойинформации, необходимой для пользования налоговыми органами, к первоочереднымзадачам бухгалтерского учета (и составления бухгалтерской отчетности) неотносится. Это свидетельствует о недостаточной заинтересованности самихорганизаций в использовании учетной информации для целей оперативногоруководства и управления, и кроме того, зачастую такой повод приводит кнарушению правил и требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету иотчетности.
Каждоепредприятие стремится к получению возможно большего дохода от своейдеятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар повыгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализациюпродукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многомзависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй — практическиисключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективностиорганизации процесса производства и последующей реализации произведенныхтоваров.
Несомненно,каждый производитель должен стремиться к сокращению издержек производства,снижению себестоимости продукции. При стабильной цене на реализуемую продукциюи прочих равных условиях, сокращение издержек приводит к росту прибыли,приходящейся на единицу продукции.
Преддипломнаяпрактика на ЧУП «Торговый дом «Стекло» была пройдена успешно, были изученыособенности учетной политики предприятия и техники ведения бухгалтерскогоучета, был проведен анализ наличия основных средств предприятия, описанаорганизация и проведение ревизионной деятельности и аудита.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анализхозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Л.Л.Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 576 с.
2. Волкогонова О.Д.,Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Форум: Инфра-М, 2007. – 256с.
3. Гончаров В.И.Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2006. – 624 с.
4. А.С. Головачев, Н.С. Березина, Н.Ч. Бокун и др. Организация,нормирование и оплата труда. Учеб. пособие под общ. ред. А.С. Головачева. – М.:Новое знание, 2007. – 496 с.
5. Золотогоров В.Г.Организация и планирование производства. Практическое пособие. — Мн.:ФУАинформ, 2001. – 528 с.
6. Ильин А.И., СиницаЛ.М. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.: ООО«Новое знание», 2000. – 728 с.
7. Ладутько Н.И.,Борисевский П.Е., Крупнова А.В., Ладутько Е.Н. Бухгалтерский учет/ под общейредакцией Н.И. Ладутько. – 4-е изд., перераб и доп. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2007.– 742 с.
8. Лебедева С.Н.,Мисникова Л.В. Экономика и организация труда. – Мн.: ООО «Мисанта», 2002 – 166с.
9. Левкович О.А.,Бурцева И.Н., Акулич Ю.И. Бухгалтерский учет по новому плану счетов: Учебноепособие. – 2- е изд. – Мн.: ООО «Амалфея», 2006. – 640 с.
10. Савицкая Г.В.Экономический анализ: Учеб. — 10-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2007. – 640с.
11. Синица Л.М.Организация производства: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2- изд.,перераб. и доп. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2007. – 521 с.
12. Суша Г.З.Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2006. – 384 с.
13. Экономика предприятия:Учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др. – 2-е изд., испр.– М.: Новое знание, 2007 – 672 с.