–PAGE_BREAK–
Структура занятых по секторам экономики (в %)
Сектор экономики
Таджикистан
СНГ
Россия
ЕС
Нидерланды
Сельское, лесное и рыбное хозяйство
50
20
14
6
4
Промышленность энергетика и строительство
18
36
40
31
24
Услуги
32
44
46
63
72
Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность оценить предысторию и перспективу экономического развития региона.В регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы, поэтому здесь применимы разные рецепты управления процессом экономического развития.
В регионе на стадии индустриального развития действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, «локомотивов индустрии», которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют развитие региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, а вся инфраструктура региона как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются регионы с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего региона.
На постиндустриальной стадии развития региона главным фактором, определяющим его благосостояние, становится уровень развития инфраструктуры. Развитость дорожной сети, связи, жилищного сектора, сферы услуг и индустрии развлечений, предложение офисных помещений, низкий уровень преступности, обеспеченность региона квалифицированными кадрами, в целом способность инфраструктуры региона принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и эффективно приспособиться к новым условиям — все это определяет потенциал постиндустриального развития.
Классификация стадий развития человеческого общества позволяет сделать вывод о том, что все более значимое место в современном мире занимает нематериальное производство, и эта тенденция постоянно усиливается. Действительно, все больше и больше труда, как живого, так и овеществленного, затрачивается в нематериальной сфере. Именно здесь создается большая часть стоимости в современном мире. Инвестиции также идут в основном в развитие третичного сектора общественного производства. Подтверждением этому служит мировая статистика и статистика многих государств.
Так, например, в России непроизводственные капитальные вложения составляют более 50% валовых капитальных вложений. В США на информационное оборудование (оборудование связи и телекоммуникаций, копировальную и вычислительную технику) идет более 50% всех инвестиций в оборудование. Другими словами, основные инвестиции идут не на оборудование металлургических комбинатов и нефтеперерабатывающих заводов, а на ксероксы, факсы, персональные компьютеры, средства связи и пр., т. е. на то оборудование, которое обслуживает нематериальную сторону общественного производства. И труд, и капитал затрачиваются преимущественно в нематериальном производстве, следовательно, и основная часть добавленной стоимости создается именно в нематериальном производстве. Этот вывод дает возможность по-новому рассмотреть многие факты современной экономической жизни и по-новому проанализировать тенденции экономического развития стран, регионов и городов.
2.2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов.
Цивилизацией накоплено немало знаний об устойчивости государства, сфер общественно-экономической деятельности, в том числе и об устойчивости развития. Люди всегда пытались выяснить, при каких условиях устойчивость развития сохраняется или утрачивается, к чему это приводит, обосновывали соответствующие меры сдерживания, ускорения и т.п.
Необходимость решения подобных вопросов обычно возрастает в периоды смены циклов в развитии, реконструкции общественных структур, крупных прорывов в науке, технике, территориальной организации. При этом переосмысливаются практический опыт и теоретические концепции, уточняется характер грядущих перемен, выдвигаются гипотезы, обосновываются сценарии, выявляются формы устойчивости, ее черты, признаки и граничные состояния.
Устойчивость — это относительная неизменность основных параметров территориальной социально-экономической системы, ее способность сохранять их в заданных пределах при отклоняющих (как негативных, так и позитивных) влияниях извнеи изнутри.
Устойчивость проявляется как системное качество и может быть раскрыта по разным основаниям, например экономическому, социальному, политическому, экологическому и т.п. содержанию устойчивости.
Устойчивость может быть присуща не только фиксированному состоянию системы, но и ее изменениям. В качестве основных видов такой устойчивости можно выделить:
• устойчивость развития, характеризующуюся систематическим приращением результата не ниже допустимого минимума и не выше объективно детерминированного максимума;
• перманентную устойчивость, когда изменения, в том числе положительные проявляются лишь эпизодически и непродолжительно;
• гиперустойчивость, т. е. состояние, когда регионы к развитию маловосприимчивы, не способны адаптироваться к изменениям, в том числе и необходимым положительным.
Повышение устойчивости территориальной системы означает повышение степени активного преодоления ею неблагоприятных, в том числе случайных, вариаций внешней среды. Высшей формой устойчивой организации системы является такая, при которой система способна устойчиво развиваться, саморегулироваться, самоуправляться, самосовершенствоваться, максимально используя внутренние, а также заемные ресурсы.
Устойчивое социально-экономического развитие региона характеризуется его возможностью обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природно-ресурсного и экономического потенциала, локализованного на его территории.
Таким образом, устойчивое развитие региона характеризуется его способностью, во-первых, удовлетворять общественные потребности, объективно за ним закрепленные в результате тер
риториального разделения труда; во-вторых, организовать надеж
ное воспроизводство, внутренний экономический оборот и с прием
лемой эффективностью удовлетворять потребности местного
сообщества; в-третьих, создавать условия (ресурсные, социальные,
организационные и др.), гарантирующие достойную жизнедеятель
ность не только живущим, но и будущим поколениям.
За нижними пределами реальной устойчивости возникает неустойчивость, перспектива непрогнозируемого ухудшения социально-экономической ситуации. Катастрофы обычно связываются с потерей управляемости со стороны государства, региональных и муниципальных властей, криминализацией и деградацией территориального сообщества в целом.
Проблемы устойчивости регионов России в настоящее время приобрели особое значение. В их решение вовлекаются крупные структуры и интеллектуальные ресурсы. Исследования ориентируются на обоснование региональной, отраслевой и межотраслевой стратегии развития на ближайшие годы, на период преодоления системного кризиса в Российской Федерации в целом.
Угрозы устойчивому развитию территориальных
социально-экономических образований РФ
Угрозы устойчивому развитию регионов страны разнообразны по источникам возникновения, формам проявления, силе воздействия, времени действия и т.п. Поэтому они могут быть классифицированы по различным основаниям.
Глобальные угрозы связаны прежде всего с экономической реорганизацией мирового сообщества и возникновением новых территориальных экономических центров, необходимостью улучшения экологической обстановки, переходом цивилизации к новой, постиндустриальной фазе и др.
Одна из них заключается в том, что человечество перешло пороговый уровень таких угроз хозяйственной емкости биосферы, т.е. допустимый предел потребления продукции биосферы. В современном мире постоянно исчезают виды животных и растений, уменьшаются леса, увеличиваются пустыни и площади территорий, на которых нарушено естественное природное равновесие.
В ближайшей перспективе во всех странах мира, в том числе и в России, существенно возрастут экологические ограничения, политическими, экономическими и административными мерами будут сдерживаться производства, ориентированные на экстенсивное использование природных ресурсов и загрязняющие экосистему.
Национальные угрозы устойчивости страны также разнообразны. Среди них:
• крайняя незначительность позитивных изменений в экономике, высокая затратность всех факторов производства (труда, капиталов, материалов, энергии) и, как следствие, низкая эффективность отечественного народного хозяйства;
• низкий уровень качества управления;
• техническая отсталость и технологическое несовершенство большей части предприятий, ослабление научно-технического потенциала России;
• неэффективная структура производства, низкий уровень инвестиций в основные фонды и человеческий капитал;
• непомерно высокая долговая нагрузка на отечественную экономику;
• возрастающая доля теневого сектора экономики;
• утечка капиталов за рубеж, растущий диктат иностранных производителей на внутреннем рынке России и др.
Особое значение имеет включенность регионов в территориальное разделение труда, которое формировалось десятилетиями и опирается на использование естественных (природных) экономических преимуществ конкретных территорий. С учетом этих преимуществ создавались соответствующие мощности и иные необходимые условия, закреплялась экономическая специализация региона. Потенциал этого фактора весьма значителен, но значительна и угроза специализации региона.
Исходным для обеспечения устойчивости было и остается признание того, что регион может надежно функционировать в том случае, если обеспечит максимально возможный вывоз и реализацию в других районах своей конкурентоспособной или же уникальной продукции, а также закупку всего необходимого для организации своего жизнеобеспечения.
Из Республики Бурятии, например, вывозится 2/3 объема продукции промышленного производства и ввозится из других регионов 80% потребляемой в республике промышленной продукции. Рассчитывать на такое взаимодействие и взаимопонимание, опираться на помощь других регионов можно только при условии общей согласованной стратегии, эквивалентных и возмездных отношений между регионами.
Существенные угрозы устойчивому социально-экономическому развитию могут заключаться в потере внутреннего рынка региона. Такая потеря обычно ведет к недогрузке производственных мощностей и, как следствие, к разрушению технологического потенциала, истощению доходной части бюджета.
Социальные угрозы устойчивости регионов России также разнообразны. Наиболее общими из них являются угрозы со стороны негативных демографических тенденций. Численность населения страны продолжает снижаться — со144,0 млн. человек в 2002 г. до 141,9 млн. человек в 2009 г. Согласно прогнозам, к 2012 г. число россиян может уменьшиться до 140.2 млн. чел млн. человек. Угрожающе возрастает смертность. Она превышает рождаемость в 70 субъектах Федерации, при этом в 24 из них число умерших в 2-3 раза больше числа родившихся (средний показатель по РФ составляет 1,7 раза).
При сохранении нынешнего уровня смертности в республиках Карелии, Коми, Тыва, Краснодарском крае, Ленинградской, Магаданской, Псковской и Сахалинской областях до пенсионного возраста смогут дожить менее половины мужчин, вступивших в трудовую деятельность. Кроме того, в ряде регионов в последнее время отмечается интенсивный отток населения, особенно из районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, играющих важную экономическую, политическую и военно-стратегическую роль.
Факторы-гаранты социально-экономической
устойчивости регионов
Факторы-гаранты социально-экономической устойчивости регионов многочисленны и разнообразны.
Для регионов с достаточно диверсифицированной структурой производства, значительным производственным потенциалом, развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами (республики Башкортостан, Татарстан, Белгородская, Вологодская,Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области) благоприятные перспективы заключаются в сохранении спроса на продукцию отраслей их специализации, в усилении ориентации на развитие эффективных секторов экономики.
Существенно иная обстановка в республиках Коми, Саха (Якутия), Хакасии, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Магаданской, Омской, Оренбургской, Томской и Тюменской областях. Их относительное благополучие обусловлено экспортной специализацией сырьевых отраслей. Основные факторы устойчивости этих регионов заключаются в сохранении конъюнктуры внешнего рынка, разрешении экологических, инвестиционных и социальных противоречий. Снижение мировых цен на углеводородное сырье привело к резкому сокращению по этой причине валютных поступлений в страну наиболее полно характеризуют риск и угрозы устойчивости недиверсифицированных регионов.
Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская, Ульяновская и Ярославская области к началу реформ располагали мощным производственным потенциалом, инфраструктурой и квалифицированными кадрами. Резервы повышения экономической и социальной их устойчивости и устойчивого развития заключаются в ориентации на использование новейших технологий, удовлетворение потенциальных потребностей российского рынка и восстановление утраченных внешнеэкономических позиций, в налаживании новых каналов товародвижения и поставок сырья, в приоритетном развитии городов инновационных точек роста.
Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская областьрасполагают благоприятными условиями для эффективной организации сельскохозяйственного производства. Их использование можно рассматривать как фактор устойчивости регионов и гарант продовольственной безопасности России.
Отличительной чертой республик Марий Эл, Мордовии, Удмуртии и Чувашии, Хабаровского края, Брянской, Кировской, Курганской, Псковской и Саратовской областей является значительная связь их экономики с военно-промышленным комплексом страны. Здесь высокотехнологичные и эффективные производства оборонной промышленности соседствуют с устаревшими и неэффективными предприятиями других секторов экономики. Наращивание выпуска конкурентоспособной продукции в этих секторах почти невозможно, так что спад производства ВПК нечем компенсировать. Гарантии повышения устойчивости и устойчивого развития экономики таких регионов заключаются в сохранении высокотехнологичных производств, широком их применении в отраслях и производствах гражданского назначения. Однако для осуществления этой стратегии необходимы крупные инвестиции, в том числе прямое целевое финансирование из федерального бюджета.
Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Ингушетия, Северная Осетия—Алания составляют группу подверженных наиболее глубокой депрессии регионов, что является результатом действия не только экономических, но и других факторов. Перевод этих республик на путь устойчивого развития сопряжен с государственным урегулированием острейших политических, межнациональных, пограничных и других проблем.
Включенность региона в крупнее межрегиональные системы также содержит потенциал устойчивости. В частности, взаимодействие субъектов Федерации в проведении взаимовыгодной экономической и социальной политики в рамках экономических районов и в пределах действия межрегиональных ассоциаций является дополнительным фактором их устойчивости.
Глава 3. Методы управления социально — экономическим развитием территорий.
3.1 Управление развитием социальной сферы регионов
Региональная социальная политика
Региональная политика применительно к Российской Федерации — это система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, социальным и экономическим развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Региональная политика государства – это, прежде всего политика недопущения и сглаживания резких территориальных диспропорций, вмешательство по этому поводу в развитие практически каждой территориальной единицы.
При формировании государственной региональной социальной политики на федеральном уровне формируются стратегия и идеология развития социальной сферы, разрабатываются задачи и основной механизм ее законодательного регулирования. Формы и методы решения региональных задач должны находиться в компетенции регионов, причем необходимо четко раз граничить управление развитием социальной сферы региона, осуществляемое Российской Федерацией и территорией. Приоритетные направления федерального и регионального финансирования должны разрабатываться, исходя из общей стратегии развития социальной сферы, но учитывая специфические проблемы отдельного региона.
Региональная социальная политика должна исходить из следующих принципов:
• создание условий для сохранения и рационального использования социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;
• определение приоритетных направлений, требующих значительных вложений;
• поиск некапиталоемких или малокапиталоемких вариантов поддержания социальной сферы.
Существующая модель федеральной социальной политики была сориентирована на экономически не подкрепленную передачу все большего числа социальных функций регионам, на перенесение финансирования социальных расходов из федерального бюджета на местные бюджеты, а также на доходы и сбережения граждан. Однако в такой огромной стране, как Россия, достижение стабильности и социальной ориентации оказывается возможным лишь при условии определенной однородности социального и экономического пространства. Ни о какой устойчивости, сбалансированности и социальном прогрессе в масштабах страны не может быть и речи, если социально-экономические параметры отдельных регионов в несколько раз хуже средних по стране, если относительно стабильные территории соседствуют с абсолютно депрессивными.
Аномальные территориальные различия в уровне и качестве жизни во многом определяются экономическими, природно-климатическими, ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов и служат основанием для государственной политики «выравнивания». Одной из основных целей этой политики, согласно Указу Президента РФ №803 от 3 июня 1996 года, является «выравнивание условий социально-экономического развития регионов», а одной из основных задач – последовательное приближение уровня жизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню. Важным фактором в данном случае выступает государственное стимулирование регионов к саморазвитию: поддержка социальной мобильности населения (помощь при переселении в более благоприятные места); инициирование правительством перетока капиталов и инвестиций в ранее отсталые регионы. Главным аспектом социальной политики на современном этапе является взаимодействие и сочетание федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в социальном развитии регионов.
Возможны три варианта развития территорий:
1. Развивать и поддерживать передовые и богатые районы, а остальные могут существовать за счёт богатых (например — США).
2. Поддерживать примерно равные условия жизни во всех районах, регулируя в них уровень налогообложения, занятости, уровень жизни (пример – Германия).
3. Поддерживать только бедные районы, богатые могут развиваться самостоятельно (пример – страны Скандинавии).
Функции органов управления развитием социальной сферы региона
Проводя политику регионального развития, органы разных уровней государственной власти должны осуществить выравнивание развития разных регионов страны, создать необходимые предпосылки для их социального развития, а затем приступать к очередному уровню регионального управления – к управлению развитием социальной сферы.
В общем виде функции органов управления в социальной сфере заключается в обеспечении социальной справедливости, которая не может полностью осуществляться исключительно через рыночные отношения. Применительно к услугам отраслей социальной сферы необходимо наличие предпосылок равных возможностей в их потреблении. Должны быть обеспечены общедоступность жизненно важных благ (достигаемая через бесплатность их предоставления или систему льгот) и реализация таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния.
В обширном спектре проблем государственного управления региональным развитием социальной сферы целесообразно выделить ряд ключевых моментов, к которым относятся:
· выбор объектов регулирования;
· определение источников финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социальной сферы;
· определение критериев оценки состояния социальной сферы;
· выработка приемов и инструмента управления развитием социальной сферы региона;
· регламентация отношений региональных органов управления с федеральными.
Управление социальной сферой региона предполагает управление социальной защитой населения региона и управление развитием социальной сферы региона.
Социальная защита– это система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех её формах.
Комплекс мер по управлению социальной защитой реализуется на трёх уровнях: федеральном, областном (республиканском, краевом), местном (городском, районом)
Базовыми направлениями этого комплекса являются:
§ обеспечение социальных гарантий, установленных на федеральном уровне, социально уязвимыми слоям населения;
§ совершенствование системы пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социального страхования;
§ развитие новых систем социальной защиты населения через создание специальных учреждений социальной службы;
§ создание условий для получения обслуживающим контингентом трудовых доходов, достаточных для его самообеспечения.
Управление развитием социальной сферы региона – это разрабатываемая и осуществляемая органами власти различного уровня система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами власти системы общественных отношений (федеральной, региональной, местной).
Выработка эффективных мер управления социальным развитием предполагает использование соответствующей системы оценок и показателей развития социальной сфер. Очень важно использовать при оценке действенности социальной политики критерии, адекватные её сути и содержанию.
Такими критериями в первую очередь являются уровень и качество жизни населения региона. Согласно принятой ООН международной концепции уровня жизни, он определяется следующими понятиями и показателями: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.
Концепция качества жизни обращает внимание на совокупность условий, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей.
Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона
Выбор инструментов управления развитием социальной сферы регионов РФ осложняется парадоксальностью современного положения дел, которая состоит в том, что становление рыночных отношений фактически неизбежно ведет к появлению и усилению разного рода социальных диспропорций: расслоение населения по доходам и уровню жизни, банкротству предприятий, сокращению занятости и др.
Важнейшим методом управления развитием социальной сферы региона в условиях рыночной экономики является метод программирования. В настоящее время он признан правительством и широко используется в практике управления. Специальным документом (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №594 с изменениями от 14 ноября 2009 г.) утверждён «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». В этом документе дано определение программы как «увязанного по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития Российской Федерации».
Для того чтобы программа управления развитием социальной сферы региона могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с объёмами реальных ресурсов, иметь адекватный набор мер контролирующего и регулирующего воздействия в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Поэтому система управления развитием социальной сферы региона должна включать следующие блоки: блок формирования, блок ресурсов, блок реализации, блок контроля.
Блок формирования. Элементы блока формирования системы управления развитием социальной сферы региона в их совокупности должны вводить в законное русло саму возможность, а также допустимые формы и методы, направления и объекты государственного регулирования территориального развития. К числу этих элементов относятся Конституция РФ и федеральные законы, определяющие федеративные отношения и государственное устройство, распределение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и соответствующие нормативы (социальные обязательства государства) бюджетный процесс и налоговую систему, отношения собственности и её распределение по территориальным уровням, порядок и правила использования и т.п.
В рассматриваемый блок должны входить и такие элементы, как информационно-аналитическое и прогнозно-аналитическое обеспечение принятия соответствующих решений
Блок ресурсов.Ресурсный блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должна составлять та часть финансовых, имущественных, природных и иных ресурсов государства, которую можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также та часть негосударственных ресурсов (средств частных лиц, внешних займов, муниципальных земель и др.), которая на законном основании может быть направлена на указанные цели.
Блок реализации.Этот блок системы управления развитием социальной сферы регионов многообразен, структурно неоднороден и включает десятки конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных блоком формирования и обеспеченных в той или иной степени ресурсным блоком. Сюда могут быть отнесены качественно различные меры. Прежде всего, это политические решения постоянного или долгосрочного характера, в частности: придание региону особого статуса, установление на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов. Возможно предоставление хозяйствующим субъектам временных налоговых льгот, приоритетное предоставление им государственных заказов и т.п.
Блок контроля.Контролирующий блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должен включать правообеспеченные меры всестороннего и постоянного отслеживания хода реализации мер государственного управления, будь то масштабная целевая программа, трансферт или ситуативное решение о поддержке какого-либо градообразующего объекта. При этом речь идет о контроле как принятия решений, так и их выполнения (по объемным показателям, по своевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенных ресурсов, по результативности их использования и др.) продолжение
–PAGE_BREAK–