Особенности внешней ивнутренней миграции в России
Содержание
Введение
1. Понятие миграции
2. Особенностимиграции в России
3. Внутренняямиграция
4. Внешниемиграционные процессы
Заключение
Список литературы
Введение
Тема данной работы «Особенности внешней ивнутренней миграции в России».
Миграция населения представляет собойперемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянногоместа жительства или возвращения к нему. Миграции бывает двух видов: внутренниеи внешние (эмиграция и иммиграция).
Внутренняя миграция — переселение изгорода в город или из деревни в город, т.е. не выходит за рамки одной страны.Например, миграция рабочей силы, на которой мы конкретно остановимся вдальнейшем.
Внешняя — миграция, при которой людипокидают свою страну, уезжая в другую. Этот вид очень распространен в нашевремя. Люди считают, что в других странах живется легче, там нет проблем и укаждого есть работа. Но когда они приезжают (иммигрируют), то понимают, чтоошибались.
В каждой стране есть свои проблемы.Главной из которых является миграция населения. С этим связана численностьнаселения в стране, которая убывает.
Население России пугают проблемы,возникающие в связи с миграционным процессом. Россия, которая не можетобустроить всех “своих” иммигрантов из ближнего зарубежья, не имеет возможностисоздать нормальные условия для проживания иммигрированных со всего мира. Тем неменее, эти проблемы надо решать, вырабатывая новую концепцию развития России.
В первой части работы рассмотрено понятиемиграции, а также ее виды, а именно внешняя миграция и внутренняя миграция.
В основной части работы описанамиграционная ситуация в России. Приведены данные о сегодняшнем дне и сравнениес информацией предыдущих лет.
В заключение работы описаны виды миграции:внутренняя миграция в России и внешняя миграция России.
Для написания работы использованыстатистические данные с электронного режима доступа: Интернет.
1. Понятиемиграции
внутренняя внешняя миграция россия
Миграции(от латинского «migratio») — перемещения людей между отдельными территориями ипоселениями, связанные с постоянной, временной или сезонной переменой ими местажительства. Главная причина миграций — экономическая, но значительную рольтакже играют политические, национальные, религиозные и другие причины. Формымиграций весьма многообразны: ежедневно сотни миллионов людей участвуют вмаятниковых (челночные) трудовых поездках, обусловленных большим расстояниеммежду местами жительства и работы людей, велик размах сезонных перемещений,связанный с сезонной работой, поездками на отдых и лечение, туризмом, а такжерелигиозных паломничеств к святым местам.
Миграциинаселения — ведущая причина важнейших изменений, произошедших в расселении людейна Земле за последние столетия.
1.Внутренние миграции
Квнутренним миграциям относится перемещение населения из села в город, котороево многих странах является источником их роста (его часто называют «великимпереселением народов XX века»). Территориальное перераспределение населенияпроисходит также между большими и малыми городами. Оба этих вида очень широкопредставлены, в частности в нашей стране.
Смиграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграцийхарактерен, прежде всего, для больших по территории стран с резкими контрастамиплотности населения — России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии, Китая идругих.
Хотявнутренние миграции характерны для всех государств, в различных странах онинаходятся на разных стадиях развития. В развивающихся странах потоки сельскихжителей, не имеющих земли и работы, устремляются в города в поисках лучшейдоли, а в наиболее развитых странах — преобладают «обратные» миграции населения(из городов в пригороды, а частично и в сельскую местность).
2.Внешние миграции
Внешниемиграции подразделяются на эмиграцию (от латинского «emigro» — выселяюсь) —выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или более илименее длительный срок и иммиграцию (от латинского «immigro» — вселяюсь) — въездграждан в другую страну на постоянное жительство или более или менее длительныйсрок.
2. Особенностимиграции в России
«Россия вышлана третье место в мире по уровню миграции. Основной нацией в Россииявляются русские — более 115 млн.человек, или 79 % от общейчисленности. Однако, за последние 50 летрусских в России стало меньше на 5миллионов.
Легальнаяиммиграция в Россию, за последниегоды, стабилизировалась: ежегодно к нам приезжаетпримерно 300 тыс. человек. Основной людской поток — это 2/3 — идет изСредней Азии (большая часть из Казахстана). Каждыйпятый приезжий — с Украины.
ПооценкамМВД, в России расквартирована нелегальная трудовая армиячисленностью свыше 5 млн. человек. НаДальнем Востоке количество приезжих китайцев на российскойтерритории составляет от 2–2,5 до 5–10млн. человек. Приезжие находят заработок не тольков Приморье, но и в крупныхпромышленных городах.
Мигрантывливаются в экономическую жизнь страны, так по опубликованным данным, в 2002 годувыходцы из трех закавказских республик вывезли из московского региона на свою родинупочти 10 млрд. долларов. Приезжие целиком оккупировалинекоторые отрасли: общественный транспорт, строительство, жилищно-коммунальноехозяйство, торговлю. Все торговые пути —кровеносная система страны — намертво схваченынерезидентами.
Сегодня в институтах, школах, детских садах учатся ииграют дети иных национальностей, нежели 10 и тем более30 лет назад. Только в Москве за последние 15 лет корейцев стало большев 2 с лишним раза, армян, грузин и арабов— в 3 раза, азербайджанцев имолдаван — в 5 раз, ингушей —в 6, чеченцев — в 7,таджиков — в 12. Самые активные в столице — это вьетнамцы и китайцы, ихчисленность выросла в 14 и 35 раз соответственно. А вот прибалтов, поляков, белорусов, чехов, евреев в Москве стало значительно меньше.
Поофициальной статистике МВД, ежегодно 35 тысячпреступлений на территории России совершают нелегальныемигранты.
Мигранты не стремятся слиться с местнымнаселением, они образуют в городах подобие гетто (за последние 10 лет между гражданами РФ и китайцами было заключено всего 30 браков,детей в смешанных семьях также немного).
Привносяэлементы своей культуры, мигранты размывают культуру традиционного общества, в будущем это может повлечь за собойтребования присутствия своих представителей в органахвласти, затем предоставления автономности, а в дальнейшем,возможно, и присоединения к историческойродине.
Впрошломгоду приезжие компенсировали всего 10 % естественнойубыли населения, по этому мнение о том,что миграция спасет Россию — не верно.
Вероятнеевсего, при сохранении этой ситуации вРоссии количество коренных жителей России по-прежнему будет уменьшаться,а браков с приезжими, будетнемного. Через 20-30 лет население России можетстремительно сократиться: каждый третий окажется пожилым человеком, тогдапридётся нанимать иностранных рабочих, которые могут растворить, а потом и смыть традиции, культуру,историю и весь русский народ[1].
/>Внутренняя миграция
Внутренниемиграционные процессы были достаточно интенсивными в дореволюционный период.Их пик пришелся на столыпинский период освоения Сибири: тогда в Сибирьпереселилось около 3 млн. чел., в том числе примерно половина с территориинынешней Российской Федерации.
Всоветский период существовал весьма строгий административный контроль запередвижениями граждан. Значительные потоки внутренней миграции были связаны,прежде всего, с насильственным перемещением отдельных групп населения в годыколлективизации и сталинских репрессий, и с эвакуацией и реэвакуацией во времяВеликой Отечественной войны.
И,тем не менее, основные потоки внутренней миграции определялись процессамиурбанизации, индустриализации и хозяйственного освоения территорий, богатыхполезными ископаемыми. Они связаны, прежде всего, с освоением Крайнего Севера иСибири, строительством БАМа и т.п. Экономические стимулы порождалиинтенсивную миграцию в зоны освоения, а тяжелые условия жизни – почтистоль же интенсивный обратный поток. Предложения о хозяйственном освоении этихтерриторий вахтовым методом, т.е. без постоянного заселения, так и не былиприняты, хотя низкая эффективность миграции (плохая приживаемость новоселов) ивысокий уровень смертности в зонах освоения доказывали обоснованность такихпредложений.
Данныепереписей 1979 и 1989 свидетельствуют о том, что более половины жителей России(54% и 51%) хотя бы один раз в жизни меняли место постоянного жительства. Можносогласиться с мнением отечественного демографа А.Волкова, что высокаямиграционная подвижность в условиях России была в значительной степенирезультатом социальных экспериментов, репрессий и общего социальногодискомфорта.
В последниегоды в России произошла смена основного направления миграционных потоков –начался выезд населения из регионов Севера и Востока страны, наиболее богатыхсырьевыми ресурсами, до этого многие десятилетия притягивавших переселенцев издругих частей России и республик бывшего СССР. Наиболее значительныемиграционные потери эти территории понесли в 1992, когда в связи с распадомСССР их покинули многие работавшие здесь выходцы из Украины и Белоруссии. Всегос 1992 по 1999 районы Крайнего Севера и приравненные к ним местностипотеряли за счет миграционного оттока почти 7% населения. В целом населениесократилось в 66 субъектах Российской Федерации из 89. Наибольшая убыль – врайонах Крайнего Севера и Дальнего Востока, к примеру, на Чукотке населениесократилось втрое по сравнению с 1989, в Магаданской области – вдвое.
Миграционныйприток в осваиваемые районы Севера, Сибири и Дальнего Востока напрямую зависелот объема и структуры производственных инвестиций, системы региональных льгот.В условиях резкого падения промышленного производства, сокращения объемадобычи природных ресурсов, отсутствия инвестиций потребность в трудовых ресурсахсократилась, уровень жизни населения упал в большей мере, чем в других районахстраны, а факторов, компенсирующих неблагоприятные условия жизни, не осталось.Сложившаяся здесь в период экстенсивного экономического роста численностьнаселения в конце 1990-х фактически стала избыточной. По оценкамспециалистов, доля избыточного населения составляла приблизительно 20% от общейчисленности (данные 1998). Среди выезжающих основная масса – людитрудоспособных возрастов. Их отъезд ведет к ухудшению демографической структурыи разрушению уникального трудового потенциала. Это в перспективе создает угрозудля реализации возможных крупных инвестиционных проектов, ведь стратегическиеинтересы России в этом регионе сохраняются.
В целоммиграционное движение в 1992–2006 способствовало дальнейшемуперераспределению населения по территории страны, его преимущественнойконцентрации в южных и юго-западных регионах и обезлюдению северных и восточныхроссийских окраин. Плотность населения России неравномерна: в азиатской части,занимающей 75% территории страны, проживает всего 22% населения(2,5 человека на 1 кв. км. при средней плотности – 8,7). Этоможно считать уже устоявшейся тенденцией.
В тоже время в России, как реакция на глобальный социально-экономический кризис,миграционная активность населения резко сократилась. Наиболее активнымимиграционные потоки были в 1985–1986 и 1991–1992. Число внутренних перемещенийроссиян в период с 1989 по 1997 уменьшилось более чем на треть – с 9,1млн. до 5,7 млн. чел. Снижение уровня капиталовложений и спад промышленногопроизводства привели к сокращению потребности в рабочей силе, а снижение спросана рабочую силу и угроза безработицы снизили стимулы к перемене местажительства. Неуверенность в завтрашнем дне заставляет семьи воздержаться от переезда.Данные социологических опросов 1999–2006 показывают, что устойчивыесоциально-психологические стереотипы и ценности «оседлого» проживанияпродолжают доминировать в массовом сознании. Экономическая мотивация в большейстепени определяет готовность выезда за рубеж, тогда как внутренние перемещенияроссиян обусловлены иными факторами: безопасностью, семейными обстоятельствамии др[2].
Снижениеобъемов внутренней миграции в России в последние годы рождает все большевопросов. Помимо того, что сокращение идет одинаковыми год от года темпами, неочень понятно, почему оно вообще сокращается. За сокращение внутренней миграциивыступают следующие факторы:
1. Отсутствиеустойчивых точек роста и внятных экономических перспектив развития регионов недает явных стимулов экономической миграции. Даже достаточно богатые и динамичноразвивающиеся нефте- и газодобывающие Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округаиспытывали серьезные трудности в 1998 году в связи с падением цен наэнергоносители, что немедленно поставило под вопрос рентабельность многихдобывающих предприятий, и, как следствие — возможность сокращения рабочих мест,невыплаты заработной платы и т.п. В других регионах, за исключением Москвы иСанкт-Петербурга, перспектив для экономической миграции не просматривается.
2. Постепенноидущее изменение возрастной структуры населения России в сторону сокращениедоли молодежи и роста доли населения в предпенсионном и пенсионном возрастахведет к сокращению контингентов наиболее активных в миграционном отношениигрупп населения. Особенно остро этот процесс протекает в сельской местностимногих регионов Европейской части страны, которая практически исчерпала своимиграционные ресурсы.
3. Несмотряна рост числа высших учебных заведений и доли студентов среди молодежи, учебнаямиграция теряет значение рычага межрегионального перераспределения населения,все больше студентов переориентируются на учебу в своем городе или областномцентре. Снижение для большинства семей возможности содержать студента вдали отдома, даже при условии бесплатного его обучения, является жестким лимитирующимфактором развития учебной миграции. Другой, ранее часто практиковавшийся путьмиграции — служба в рядах вооруженных сил с последующим«закреплением» по месту прохождения службы сейчас также имеет,видимо, меньшее распространение.
4. Сохраняетсяненормальная, почти крепостная привязанность человека к жилью, давно изжитая вразвитых странах. Действующая де-факто система прописки (ныне — регистрации),служит ощутимым препятствием при приеме на работу лиц, этой регистрации неимеющих, как из числа иностранных граждан, так и россиян. В последнее времявновь на самом высоком уровне идет обсуждение вопроса по ужесточению режима регистрации,например, в Москве.
5. Крометого, наличие работы, даже нормально по российским меркам оплачиваемой, не даетвозможности людям арендовать жилье или делать сбережения с целью егоприобретения.
6. Развитиеформ временной, коммерческой, «челночной» миграции, которая позволяетчасти семей получать средства к существованию путем работы на временной основев другом городе или регионе. Это ведет к определенным сложностям в жизнитрудовых мигрантов, но позволяет им осуществлять трудовую деятельность, избегаязатрат на переезд всей семьи. Трудовая миграция, в отличие от переселения, непредполагает смены постоянного места жительства, по крайней мере напервоначальном этапе. Пока временные трудовые миграции в определенной степенисдерживают переселения (и работник, и работодатель имеют определенные выгоды оттакого положения дел), но в перспективе они могут послужить толчком кпереселению на новое место жительства, ближе к работе, уже на постояннойоснове. Масштабы временной трудовой миграции, на основании данных выборочныхсоциологических обследований, оцениваются в 4-5 миллионов человек.
7. Государстворезко сократило свое вмешательство в сферу регулирования миграции, в том плане,что больше не выступает в качестве субъекта экономического стимулированияперемещения населения и трудовых ресурсов. Правда, в последние годы какфедеральные, так и региональные власти все чаще выдвигают инициативы повведению ряда административных ограничений миграции, что также вряд ли будетспособствовать усилению миграционной активности граждан (а тем болеенеграждан), особенно регистрируемой ее части.
8. Чтозаставляет усомниться в снижении миграционной активности населения России?
Прежде всего,то, что в стране сохраняется достаточно сложная система регистрации граждан поместу жительства, на которой основан учет, причем она касается не толькоиностранцев, но и граждан России. В настоящее время основное внимание властейприковано к проблеме нелегальной иммиграции, высказываются даже дикиепредложения введения уголовной ответственности для незаконных мигрантов.
Усложнениепроцедуры оформления законного пребывания мигрантов в России, хотя и направленона улучшение их учета, на деле оборачивается увеличением числанезарегистрированных мигрантов, де-факто проживающих в стране длительное время.Как показывают обследования, около половины временных трудовых мигрантов сУкраины, работающих в Москве, проживают в городе более 5 лет.
Масштабынерегистрируемой миграции могут быть достаточно велики. Например, в г. Астане(Казахстан) в июле 2006 года «в целях обеспечения выполнения юридическимии физическими лицами „Правил документирования и регистрации населенияРеспублики Казахстан“ была проведена акция „Я — житель столицы“.В ходе этой акции было зарегистрировано 153,5 тысяч человек (это почти третьнаселения города), проживающих в столице с 25 февраля 1999 года по 31 августа2000 года без регистрации в органах внутренних дел. Это в большинстве своем небыли нелегальные иммигранты из других стран, а выходцы из других регионов игородов страны. Конечно, случай с новой столицей Казахстана не типичный, городстроится и развивается усиленными темпами, в российской столице такого быть неможет. Но этот пример показывает, какой может быть латентная миграция всоотношении с „видимым“ потоком, который составлял несколько тысяч вгод.
В настоящеевремя в России на фоне волны борьбы с „незаконной“ миграцией и»нелегалами” проблемы внутренней миграции вновь отходят на заднийплан. А между тем, есть основания утверждать, что в России неизбежен ростмиграционной активности населения, и, быть может, он уже идет в латентнойформе. Причины тому видятся в том, что
в условияхразвала (или, если угодно — слома) социалистической системы экономики иформирования совершенно новой системы хозяйствования необходимое межотраслевое ирегиональное перераспределение рабочей силы не завершено, основные причиныэтого упомянуты выше. В результате миграции сократилось население многихсеверных регионов, но есть большие сомнения, что перенаселенность российских«северов» ликвидирована. Износ производственных фондов, необходимостьв недалеком будущем платить настоящую цену за потребляемые энергетическиересурсы могут с новой остротой поднять этот вопрос[3].
Внешниемиграционные процессы
Важнойкомпонентой изменения общей численности населения является миграция.Россия пережила несколько крупных эмиграционных потоков, повлиявших науменьшение численности населения. Прежде всего, это так называемый «Великийисход», вызванный Гражданской войной 1918–1921. Оценить его масштабы сдостоверной точностью пока не удалось: скорее всего, он находится в интервалеот минимума в 4 млн. человек до максимума в 12 млн. чел. Приводимые впублицистике цифры в 15 млн. и больше подвергаются сомнению со стороныэкспертов.
Второйэмиграционный поток – это растянутый на весь период с 1970 по 1988 выездиз СССР на постоянное место жительства в другие страны по этническим иполитическим мотивам. В этом потоке присутствуют две составляющие:первая – так называемая еврейская эмиграция в США и Израиль (примерно200 тыс. человек); вторая – диссиденты, покинувшие в тот период СССР, ихчисло крайне невелико в масштабах всей страны и не превышает 50 тыс. чел.
Третийэмиграционный поток – массовый выезд за рубеж после либерализациизаконодательства в 1989. Вопреки бытовавшему в то время представлению об уровнепотенциальных эмигрантов в 10–15 млн. чел., реальное число россиян, уехавших напостоянное место жительства за рубеж, находится в интервале от 800 тыс. до1,2 млн. чел.
В периодпосле окончания Гражданской войны и до начала Второй Мировой войны внешняяиммиграция как массовое явление практически отсутствовала. Сразу после ВторойМировой войны, по разным оценкам, в СССР было репатриировано около 3 млн.человек (узники немецких концентрационных лагерей, военнопленные немцы,итальянцы, японцы и т.д.). Большая их часть – три четверти – былирепатриированы насильно. Около 60% репатриированных остались на территорииРоссии.
Современнаяситуация в области внешней миграции складывается, с одной стороны, изинтенсивного притока в Россию мигрантов из бывших республик СССР и существенноменьшего по объему выезда из России на постоянное место жительства в страны СНГи развитые страны (Германию, Израиль, США и др.).
С середины1970-х миграционный прирост для России в целом стал положительным, а впоследнее десятилетие 20 в. еще более существенно изменился в пользу России.Он компенсирует в значительной мере потери населения от естественнойубыли. Данные переписи 2002 показали, что Россия сейчас очень популярна инаходится на третьем месте в мире по количеству прибывающих на постоянное местожительства. Наиболее интенсивные процессы перемещения населения отмечаютсямежду РФ и странами СНГ и Балтии. Причем в отличие от периода 1979–1988, в1989–2002 произошло существенное снижение потока эмигрантов из России в этистраны, а число въезжающих из ближнего зарубежья в нашу страну, наоборот,увеличилось. С 1989 по 2002 в Россию въехали 11 млн. чел., выехали – 5 млн.,т.е. чистый миграционный прирост составил 6 млн. чел. Более половины мигрантовиз бывших союзных республик приходится на русских по национальности.
Внешние миграции обладаютследующими особенностями:
1.Трансграничные миграции в их современных формах и масштабах – совершенно новоедля России явление. Это кажется парадоксальным, учитывая то, что наша страна всвоем современном виде сложилась, превратилась из Московии в Россию, именно входе мощных миграционных процессов. Но это были, по преимуществу, внутренниемиграции. В ХХ веке трансграничные миграции если и были, то как следствиеобщественных катаклизмов.
2.Трансграничные миграции, причем в огромных масштабах, – это теперь надолго,если не навсегда. Это стратегическое явление, которое во многом будетопределять траекторию экономического, этнического, культурного, политического,геополитического развития страны.
3. Онинеизбежны, потому что жизненно необходимы России – в условиях демографическогоспада, уменьшения численности населения, особенно в восточных, слабо заселенныхрегионах, его неизбежного старения. Эти демографические процессы происходят вконтексте развития открытой рыночной экономики, ее интеграции в мировоехозяйство и открытости границ. Растущий спрос на рабочую силу, просто нанаселение, может быть удовлетворен только за счет мигрантов из-за рубежа.
4. Врезультате, Россия неизбежно станет (уже становится) страной мигрантов. Этосовершенно новое и неизвестное для российского общества состояние. К этомупсихологически не готово общество, особенно в тех регионах, где и внутренние миграциибыли не очень распространены. Идеологически, институционально и законодательноне готово государство – нет привычки и установившихся, рутинных бюрократическихпрактик, нет сложившейся системы институтов, фактически нет полноценнойзаконодательной базы (от внутренне непротиворечивых законов до ясных и четкихведомственных инструкций). А к этому состоянию необходимо готовиться заранее,анализируя все проблемы и угрозы, которые уже возникли, или неизбежновозникнут. Это можно и нужно делать на примере тех стран (прежде всего,Западной Европы), которые раньше вступили на этот путь[4].
Заключение
Всовременном глобальном обществе миграция является одним из широко обсуждаемыхвопросов, в том числе и для национальной безопасности государств. Россия, неявляясь исключением, также рассматривает проблемы миграции на различных уровняхи пытается создать механизмы по регулированию и контролю данных процессов.Глобальные потоки мигрантов из стран бывших советских республик создаютопределенную угрозу или, лучше сказать, напряженность в сфере безопасностистраны.
Эпохаглобализации характеризуется взрывом национализма, развитием национально — иэтнополитических конфликтов, что в свою очередь приводит к парадоксальномуявлению глобализации – росту национального самосознания в условиях стираниямежгосударственных границ. Следствием переформирования межгосударственныхграниц и эскалации межэтнических конфликтов после распада СССР явилисьинтенсивные попытки регуляции миграционных процессов на территории бывших странСоюза. С другой стороны, развитие рыночных отношений, принцип свободыпередвижения, демократизация институтов общества способствовали дальнейшейлиберализации миграции и активации трансграничной мобильности трудовыхмигрантов, переселению из экономически депрессивных зон в экономически болееразвитые.
Учитываяхарактерные проблемы развития нашей страны, основными целями и задачами дляправительства РФ в области регуляции миграционных процессов стали: «обеспечениеустойчивого социально-экономического и демографического развития, принциповнациональной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностейрастущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещениенаселения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциаламигрантов, построение демократического общества». Для осуществления данныхцелей России необходимо следовать всем нормам международного права в областимиграционного регулирования, сотрудничать с другими государствами и заключатьдоговоры о депортации, обмене информацией в целях противостояния нелегальноймиграции, защищать права российских граждан за рубежом. На заседанииправительства РФ 10 июня 2002 было принято решение о создании единой системыиммиграционного контроля в Российской Федерации. Как отметил в свое времяМихаил Касьянов, миграционная политика и контроль за миграционными потокаминапрямую связаны с привлечением рабочей силы.
Помнению МВД России, миграция приобрела характер постоянно действующего фактора,и не только все более негативно влияет на социально-экономическую ивнутриполитическую стабильность в регионах независимо от их удаленности отгосударственных границ, но и создает потенциальные угрозы потери контроля надотдельными приграничными районами страны, что в совокупности являетсяпотенциальной угрозой национальной безопасности России. Вступившим в силу 1ноября 2002 г. Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан вРоссийской Федерации» на МВД России, ФПС России и взаимодействующие федеральныеорганы исполнительной власти возложены дополнительные функции по регулированиювнешних миграционных процессов. В этой связи были издан и реализуется приказМВД России, МИДа России, Минтранса России, МПС России, ГТК России, ФПС Россииот 11 ноября 2002 г. «О введении в действие миграционных карт». В целяхсовершенствования миграционной политики правительство одобрило Концепциюрегулирования миграционных процессов в Российской Федерации, в которойпредусмотрены разработка и создание единой системы иммиграционного контроля натерритории страны. Полагалось, что межведомственная единая системаиммиграционного контроля должна включать в себя комплекс мероприятий,проводимых федеральными органами исполнительной власти, по осуществлениювизовой политики, контролю за въездом, выездом и пребыванием иностранныхграждан на территории Российской Федерации.
Федеральноймиграционной службой МВД РФ создается центральный банк данных иностранныхграждан и лиц без гражданства, который будет представлять собоймежведомственную автоматизированную систему по учету иностранных граждан,других заинтересованных министерств и ведомств за счет внедрения принятых вмировой практике передовых информационных технологий, систем связи и передачи данныхи, как следствие, повышения эффективности функционирования всегогосударственного механизма контроля за миграционной ситуацией в стране. Егоформирование позволит иметь единую систему учета, информации и контроля запребыванием всех иностранных граждан в Российской Федерации. В последнее времянаблюдается значительное ужесточение позиции государства в области миграционнойполитики.
Так,в ходе борьбы с нелегальной миграцией в 2007 году был принят федеральный закон«О розничных рынках», запрещающим иностранным гражданам, не имевшим регистрациив местных исполнительных органах, работу на рынках на территории страны, чтоявляется непосредственным источником заработка среди большинства мигрантов Чемопасна жесткая миграционная политика в России? Прежде всего, подобные мерыимеют внутреннего, конъюнктурного адресата. Демонстративная «охота на ведьм»грозит обострением националистических настроений в обществе, и в самойгосударственной идеологеме. В перспективе это чревато, как минимум, мощнымисоциальными взрывами, последствия которых предугадать трудно.
Однакоочевиден тот факт что, экономика России требует обеспечения трудовымиресурсами. По данным различных исследований потребностей рынка, миграционных идемографических процессов, через несколько лет Россия столкнется с жесткойпотребностью в рабочей силе, основу которой в перспективе составят выходцы ихстран ближнего зарубежья. Как пишет в своей работе Виталий Вишневский, низкаярождаемость и высокая смертность в России являются одним из наиболее очевидных итревожных вызовов современной действительности.
Потокимиграции в Россию способны в каком-то смысле способствовать демографическоймодернизации в стране и препятствовать объективной депопуляции населения. Такчто, рассматривать миграцию как однозначное зло, с которым должны бороться «наистребление» российские законодательные и исполнительные институты, было бы, поменьшей мере, стратегически неразумно.
Следовательно,уже сейчас необходимо осуществлять различные программы, способствующиеинтеграции мигрантов в российское общество. На уровне социальном, элементарноеповышение толерантности россиян к рабочим мигрантам поможет избежать этническихконфликтов в будущем. Как неоднократно подчеркивает в своих работах В.И.Михайленко, толерантность является единственным залогом обеспечения нормальногофункционирования общества в современных условиях.
Список литературы
1. http://www.kpe.ru/rating/media/1366/
2. http://www.krugosvet.ru/articles/115/1011521/1011521a2.htm
3. http://www.papor.ru/
4. http://www.situation.ru/app/j_art_1123.htm