Особенности воспитания детей, заболевших неврозом

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Особенностисемейного воспитания детей, заболевающих неврозом.
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Неврозы у детей иподростков — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Какпсихогенные заболевания формирующейся личности, неврозы ваффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений,прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путейсамовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозыпредставляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условияхнарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно являетсянаиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшуюпатогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он неспособен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Обародителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом ипридерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующегоопыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастныхпотребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенноепо своему происхождению заболевание ребенка как своего родаклинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихсянередко еще в прародительской семье.
 

1. ОСОБЕННОСТИСЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ЗАБОЛЕВАЮЩИХ НЕВРОЗАМИ
Под воспитаниемподразумевается не только целенаправленное воздействие родителей, в том числеобучение знаниям и навыкам поведения, но и непосредственный характер отношения(обращения) с детьми. Преобладающим типом воспитания при неврозах будутгиперопека и ограничивающий контроль. Обоим родителям свойственны завышенные,не соответствующие реальным возможностям детей требования, наряду с ихнепоследовательностью и противоречивостью. У детей, заболевающих неврозами,неудовлетворенными часто оказываются потребности в индивидуально-адекватнойзаботе и любви, самораскрытии, выявлении своего «я», эмоциональном идвигательном самовыражении.
Существует риск повышениянервности у единственных детей ввиду ее непроизвольной передачи со сторонывзрослых в семье. Выделяется понятие «невроз материнства», когда материнскаязабота затемняет рассудок; в страхе мать не имеет покоя ни днем, ни ночью. Онане решается искупать ребенка, боится простудить или недокормить, считает своегосовершенно здорового ребенка больным и без конца обращается к врачам. Конфликтыродителей по поводу воспитания, психологический отказ матери от ребенка,неровное поведение родителей высоко коррелируют с нарушениями поведения детей.Если ребенок чувствует любовь и поддержку, его развитие происходит в атмосферебезопасности и уверенности в себе. Если родители, имеющие собственныеневротические потребности, колеблясь между полным одобрением, идеализациейребенка и неодобрением, чрезмерными требованиями и ожиданиями, создают в семьеклимат тревоги, то правильное развитие ребенка становится невозможным. Можновыделить 5 групп факторов, отражающих специфику воспитания детей, заболевающихневрозами.
Первая группа факторов. Наличие большого количестванеразрешимых проблем воспитания или неспособность родителей справляться свозрастными проблемами психического и личностного развития детей. Отражение ввоспитании неблагоприятных личностных особенностей родителей. Со сторонынаправленности личности это прежде всего отражение гиперсоциальности: излишнейпринципиальности, требовательности и нетерпимости, завышенного уровняпритязаний в отношении возможностей детей. Принципиальное сдерживаниеродителями своих эмоций, их чрезмерная рационализация оборачиваются недостаткомтеплых и непосредственных чувств к детям, недоучетом особенностей ихтемперамента, эмоциональности и половых предпочтений.
Со стороны характера это- эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, неприятие себя, тревожнаямнительность. Вследствие этого они чрезмерно настойчиво, бескомпромиссно ипретенциозно пытаются создать идеальный образ ребенка, ожидая, обязывая итребуя от него то, в чем сами оказались личностно — несостоятельными. Но какраз поэтому воспитание теряет свою прочность, устойчивость, естественность ипоследовательность. В то же время родители аффективно болезненно реагируют нанесоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давлениена детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.
Как уже отмечалось,эмоционально чувствительные, душевно тонкие, добрые и ласковые дети заболеваютневрозом прежде всего постольку, поскольку есть психопатические черты вотношении к ним родителей в виде неприятия, агрессивности (раздражения,негативизма и физических наказаний) и чрезмерной, всепоглощающейпринципиальности (жесткости, негибкости, условности и формализма). Самиродители догадываются, подсознательно ощущают неестественность своего отношенияк детям, но тем не менее не могут конструктивно изменить себя без внешнейпомощи и руководства, выполняющего роль стабилизатора и корректора ихсобственной личностной противоречивости и конфликтности. Сам факт, чтобольшинство родителей, испытывая чувство вины и беспокойства, способно наперестройку своих взаимоотношений, указывает на преобладание у нихневротической, а не психопатической структуры личности. Условно можно выделить следующие психологические типы илиобразы матерей детей с неврозами.
«Царевна Несмеяна».Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива,сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признаетдетской непосредственности, шума и веселья, считает это пустымвремяпрепровождением. Никогда не смеется, любит иронизировать. Имеет навязчивуюпотребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки.Больше всего боится избаловать ребенка. Часто поступает подчеркнуто правильно,но, что называется, «без души» и учета реальных обстоятельств.
«Снежная Королева». Любитповелевать, держит всех на расстоянии, жестока и непреклонна, внутреннехолодная и неотзывчивая, расчетливая и эгоистичная, равнодушная к страданиямдругих, считает ошибки заблуждениями, недостатки — пороками, а любую критику всвой адрес — злым умыслом.
«Спящая Красавица».Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная,нарцистическая (самовлюбленная) натура, пребывающая в плену своихидеализированных представлений, ждущая своего «принца», разочарованная иусталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и егопотребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой.
«Унтер Пришибеев».Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, во всем командует детьми,понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относитсяк их опыту, самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива ираздражена, придирчива и нетерпима к слабостям и недостаткам, часто прибегает кфизическим наказаниям, долго помнит плохое.
«Суматошная» мать.Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. Всвоих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, частовзрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию, из ничего создастпроблемы и на них же бурно реагирует.
«Наседка». Жертвенная,тревожно-беспокойная, во всем опекает, не отпускает детей от себя, сопровождаеткаждый их шаг, предохраняет от любых, в основном кажущихся, трудностей,стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка, но только неспособствовать его самостоятельности и активности.
«Вечный ребенок». Мать,которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любыесобытия, жизнь считает невыносимой, детей — обузой, себя — жертвойобстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительства. Не можетсправиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их «на поруки»кому-либо, страдая при этом от своего чувства бессилия и беспомощности.
Вторая группа факторов. Преобладание рационального аспектав воспитании в виде большого количества моральных предписаний и требований, его«заорганизованность», формальность в ущерб эмоциональности, спонтанности идетской непосредственности. Родители много учат, наставляют, советуют,объясняют, проверяют, но забывают поиграть с детьми, сходить с ними на концерт,в гости, дать им возможность побыть собой и эмоционально отреагировать на своичувства и желания. Следствием рационального характера воспитания будетнедостаток воображения и гибкости у детей. В отличие от сверстников они нередкозатрудняются в выборе свободной темы для разговора, не знают, как себя вести вновой непредвиденной ситуации общения, боятся выразить свои чувства и сделатьчто-либо не так, как нужно, как следует, как внушено родителями.
Третья группафакторов.Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования ихличности, неблагоприятного действия резкого обращения, чрезмерного давления исемейных конфликтов.
Неприятие в отношениях сдетьми рассматривается как в плане недостаточного учета их индивидуальныхособенностей, в том числе темперамента, пола и характера, так и нежеланностиребенка, несоответствия его пола ожидаемому.
Степень несоответствияследует рассматривать в приведенной последовательности, т. е. оно наиболеевыражено в отношении психофизиологических возможностей детей и наименее — вотношении формирования личности. В наибольшей мере несоответствие воспитанияпроявляется в дошкольный период жизни детей и встречается в 5 раз чаще, чемадекватное воспитание. В младшем школьном возрасте подобное соотношениесоставляет 2:1. В подростковом возрасте можно говорить только о некоторомнесоответствии воспитания. Подобный родительский путь проб и ошибокоборачивается дорогой ценой для детей, как правило, заболевающих неврозами вдошкольный и младший школьный период их жизни.
Негибкость воспитанияподразумевает отсутствие альтернатив, заданность, некоторую косность суждений,не учитывающий обстоятельств характер. Во многом это — проявлениегиперсоциальных, доминантных и паранойяльных черт личности родителей. Когдаребенок, подрастая, начинает критически воспринимать безоговорочное для негоранее мнение родителей, то большинство родителей, понимая и уважая его право насвое мнение, перестраивают свои взаимоотношения, делая их более гибкими инаправленными на развитие собственных возможностей ребенка. Родители детей сневрозами не могут перестроить свою тактику, продолжая усиливать давление надетей, пытаясь во что бы то ни стало подчинить своей воле, готовым решениям.Возникающий конфликт с детьми и нарастание репрессий к ним приводят к тому, чтовся созидательная сила обеих сторон уходит на борьбу — противостояние. Такимобразом, вместо изменения принципа руководства ребенком, уже не говоря о том,что оно неправильно с самого начала, родители «застывают» в нем, требуяневозможного или ожидая безоговорочного подчинения.
Четвертая группафакторов воспитанияв основном детерминирована неблагоприятными личностными изменениями уродителей. Гиперсоциальность — повышенная принципиальность в отношениях сдетьми, гипертрофированное, односторонне понятое чувство долга, обязанности,отсутствие компромиссов, что, в целом, более характерно для матерей. У обоихродителей гиперсоциальность коррелирует с твердостью характера.Гиперсоциальность оборачивается негибкостью в отношениях с детьми, недоучетомэмоционального и ситуативного фактора в их развитии, когда матери скореепоступают, что называется «не от сердца, а от ума». Выверяя каждый свой шаг,они в то же время опасаются сделать что-либо не так, как нужно, как следует,что-либо упустить, потерять, нарушить.
Тревожность в отношенияхс детьми — следствие гиперсоциальных и тревожно-мнительных черт характерародителей, их невротического состояния. Эти родители не столько радуются,спокойны и уверены в себе, сколько печалятся, беспокоятся и сомневаются вправильности своих действий. Можно сказать и так, что тревожность (как иэффективность) смягчает, «размывает» отчасти гиперсоциальность родителей,особенно матерей, которым тревожность и гиперсоциальность присущи больше всего.
Аффективность в обращениис детьми подразумевает эмоционально бурные проявления родителями своегораздражения и недовольства. Обычно это — крик, ругань и угрозы в адрес детей.Родители переживают затем крайности своего отношения, квалифицируют их каксрывы. В большей степени эффективность присуща родителям, находящимся в невротическомсостоянии, перевозбудимость которых и является основой аффекта в отношениях сдетьми. После приступа аффекта нервно-психическое состояние матери и отцанесколько облегчается, но появляющееся вскоре чувство вины и отсутствиеизменений в поведении детей порождают чувство безысходности и отчаяния, раноили поздно нарастающее вновь до критической точки.
Пятая группа факторов представляет базисные характеристикивоспитания.
Забота. Как и отношениеродителей к дисциплине это — ведущий фактор или параметр воспитания.Гиперопекаматери чаще всего встречается при истерическом неврозе у детей, достигая 78% всемьях мальчиков и 70% — в семьях девочек. Менее всего гиперопека выражена приневрастении — у 53% мальчиков и 44% девочек. У отцов подобные различия в заботене так значительны. При истерическом неврозе у мальчиков и обсессивном неврозеу девочек отцы чаще, чем при других неврозах, обнаруживают недостаточныйуровень заботы.
Гиперопека выражаетсястремлением родителей: 1) окружать ребенка повышенным вниманием; 2) во всемзащищать, даже если в этом и нет реальной необходимости; 3) сопровождать каждыйего шаг; 4) предохранять от опасностей, которых нет; 5) беспокоиться по любомуповоду и без повода; 6) удерживать детей около себя, «привязывать» к своемунастроению и чувствам; 7) обязывать поступать определенным способом.
Контроль за детьмиявляется необходимым инструментом социализации и одним из условий формированиясамосознания личности. Условно контроль разделяется на отношение родителей кдисциплине и конкретное выражение ее в виде санкций (стимуляция, в том числеподгонка, ограничения, порицания, угрозы и физические наказания). Чрезмерныйконтроль или строгая дисциплина в семье выражается стремлением родителей: 1) вовсем контролировать детей, проверять каждый шаг; 2) следить за их попыткамисделать что-либо по-своему; 3) ограничивать активность и самостоятельность; 4)предписывать образ действий; 5) часто запрещать; 6) ругать за малейшие промахии недостатки; 7) прибегать к различным санкциям. Обучение — следующий фактор воспитания. Характерно стремление родителей кчрезмерно раннему обучению — привитию навыков самостоятельности, самоконтроля игигиены. Это случаи, когда родители требуют, чтобы ребенок второго года жизниодевался самостоятельно, не шелохнувшись, сидел за столом, говорил«здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», еще не понимая значения этих слов.Здесь и чрезмерно ранняя рационализация чувств, и завышенный уровень притязанийродителей в отношении успехов детей, которые должны, скорее, соответствоватьвзрослым стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным иискренним поведением.
Интенсивностьвоспитательных мероприятий выражается феноменом психологического прессинга — избыточного морального давления на детей: обязывания их думать и поступатьопределенным, раз и навсегда заданным, способом; ожидания больших успехов,оправдывающих честолюбивые установки родителей; чрезмерного контроля заповедением и интеллектуальными достижениями, как и безоговорочного принужденияк чтению, занятиям иностранными языками. Это создает непосильнуюнервно-психическую нагрузку у детей с ведущим первосигнальным типом восприятиядействительности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неврозы в детскомвозрасте — отражение клинических, личностных и социально-психологических проблем,возникающих у взрослых, ставших родителями в трудный для себя период жизнислишком рано или поздно, оказавшись неподготовленными к этой роли,инфантильно-незрелыми или чрезмерно амбициозными, впрессовывающими психическоеразвитие детей в прокрустово ложе своих честолюбивых планов и надежд. Нельзясбрасывать со счетов отражение в развитии детей личностных проблем родителей,обусловленных ускорением темпа современной жизни, ее урбанизацией итехнократизацией, наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостьюсоциальных ролевых предписаний, усложнением и обезличенностью межличностныхотношений, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамикеразвития семьи: снижением ее стабильности, рождаемости при одностороннемдоминировании матери, ее чрезмерной загруженности и невротизации.
Одна из главных проблем визучаемых семьях, состоит в том, что родители не успевают полюбить ребенка,когда он еще так нуждается в этом, особенно в возрасте от 2 до 5 лет. Покасозревает родительское чувство, пока ребенок начинает приниматься таким, каковон есть, а не таким, каким он представляется родителям, пока идет война супрямством и существует конфликтное противостояние в семье, происходитбезвозвратная потеря времени для развития у детей ответного чувства любви,эмоциональной отзывчивости и сострадания. Этим объясняется «приставучесть»детей с неврозами, когда они повышенно требовательны к вниманию окружающих,фактически добиваясь получения столь необходимых для них чувств любви ипризнания.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Демьянов Ю.Г.Диагностика психических нарушений. СПб.: Респекс.1999
2. Захаров А.И.Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. — Л.: Медицина,1988.
3. Захаров А.И. Какпредупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.