–PAGE_BREAK–Формы и методы воспитательно-профилактического воздействия на образ жизни несовершеннолетних правонарушителей.
Профилактика правонарушений все более становится общегосударственной и общесоциальной задачей, а средства и методы профилактического воздействия принимают яркую воспитательную направленность. Поэтому различные меры борьбы с преступлениями среди несовершеннолетних опираются на формы и методы, имеющие воспитательно-профилактический характер.
Если в педагогике метод рассматривается обычно как способ достижения цели воспитания, то в криминологии под методом профилактического воздействия нередко понимается «способ целенаправленного руководства индивидуальной и коллективной деятельностью и поведением с целью нравственно-правового формирования личности, устранения негативных черт в поведении, перевоспитания тех, кто уже допускает антиобщественные проявления». [9] Из этого определения следует, что методы профилактического воздействия на преступников, в том числе и на несовершеннолетних правонарушителей, применяются в процессе индивидуальной и коллективной деятельности с целью нравственного перевоспитания этих лиц.
Обычно в педагогике методы воспитания делятся на три больших группы:
1) методы формирования создания личности (беседы, лекции, диспуты, метод примера);
2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций);
3) методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение и наказание). [8]
Но на практике порой трудно определить, где кончается воздействие на сознание личности и начинается воздействие на поведение с целью формирования опыта коллективной жизни. Зачастую далее изолированный контакт воспитанника с воспитателем через некоторое время становится достоянием коллектива и оказывает на него определенное профилактическое воздействие.
Следует указать, что названные методы почти всегда применяются в комплексе. На наш взгляд, осуществляя воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, эти методы можно сгруппировать в отдельные профилактические блоки:
1) стимулирующий позитивные факторы (убеждение, поощрение, наказание, соревнование);
2) нейтрализующий негативные факторы, дающие возможность формировать опыт общественного поведения (например, оздоровление обстановки в микрорайоне, изоляция антисоциальных элементов и т.д.);
3) блокирующий негативные факторы, затрудняющие вредное влияние на сознание несовершеннолетних (например, переориентация группы, переключение внимания антисоциальной группы на социально полезные виды деятельности и т.д.).
Ценность такой «блоковой» группировки методов состоит в том, что их можно применять по отношению, как к отдельному правонарушителю, так и к коллективу. Например, «стимулирующий блок» предполагает создание таких условий, которые внутренне побуждают несовершеннолетнего к поступкам, одобряемым обществом. При этом подросток сам выбирает именно такие действия в связи с создавшимися благоприятными условиями. Мастерство профилактического воздействия и заключается в умении создать такие условия. К сожалению, это не всегда и не каждому воспитателю удается. В определенной мере это объясняется неверием некоторых из них в возможность исправления правонарушителей. По нашим данным, только 10% воспитателей ВТК ответили, что «неисправимых правонарушителей нет», 60% — «неисправимые есть и будут» и 30% затруднились ответить на этот вопрос. Если сами воспитатели колоний не верят в возможность исправления правонарушителей, то, как правило, они не отличаются и активностью в разнообразии применяемых методов профилактического воздействия.
Воспитательно-профилактическое воздействие в сфере образа жизни несовершеннолетних правонарушителей мы постараемся проанализировать на основе применения указанных групп методов. Для одних подростков достаточно применять симулирующие методы (например, поощрение). Для других — нейтрализующие (вывод из зоны антисоциального влияния и т.д.), для третьих — блокирующие методы (деятельность участкового инспектора, наблюдение шефа или наставника и др.). Но это не значит, что к нравственно запущенным подросткам можно применять только стимулирование, а к злостным правонарушителям-рецидивистам — блокирование. Эти методы дают наибольший эффект только во взаимодействии, и когда они применяются в соответствии с окружающей микросредой и психологическими особенностями правонарушителя. Изучая результативность применения этих методов, мы пришли к выводу, что определенные срывы в системе профилактического воздействия имеют место по той причине, что многие субъекты профилактики не учитывают весьма важного обстоятельства: злостный правонарушитель, особенно рецидивист, сам оказывает активное противодействие этой системе. Поэтому необходимо тщательно выявлять несовершеннолетних, активно противостоящих профилактической системе, знать их характерные приемы и методы противодействия, затрудняющие процесс перевоспитания.
При выборе тех или иных методов воспитательно-профилактического воздействия важно брать во внимание потребности и интересы несовершеннолетних, их стремление к смене впечатлений, новизне, игровым видам деятельности, самостоятельности, а также возрастные особенности. При этом следует учитывать тот «опыт» антиобщественной деятельности, который подросток успел приобрести к определенному возрасту. Чтобы воспитательная работа была более эффективной, необходимо как можно раньше выявлять несовершеннолетних правонарушителей, определять характер отклонений в их поведении и начинать соответствующее профилактическое воздействие, опираясь на основные принципы индивидуальной профилактики отклоняющегося поведения.
Ими являются:
— умение подмечать, поддерживать и развивать пробуждающиеся общественно полезные интересы и потребности;
– отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;
– терпение и выносливость участников воспитательно-профилактического
процесса.
Изучение профилактической работы с правонарушителями в инспекциях по делам несовершеннолетних показало, что большая часть мер профилактического воздействия имела форму бесед, расспросов и т.п. Почти не уделялось внимания вовлечению в работу спорт секций или какого-нибудь технического кружка, участию в туристических походах и соревнованиях.
Среди разнообразных методов воспитательно-профилактического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей большое значение имеет наказание. Его цель — оказать тормозящее действие на негативные проявления в поведении и образе жизни подростков. Отрицательные переживания, связанные с наказанием, должны привести к тому, чтобы несовершеннолетний правонарушитель в дальнейшем поступал в соответствии с предъявляемыми ему требованиями. А.С.Макаренко писал: «Я лично убежден, что наказание не такое большое благо. Но я убежден в следующем: там, где нужно наказывать, там педагог не имеет права не наказывать». [17] Наказание не должно причинять страдание, но обязательно должно вызывать чувство переживания за свой поступок. Нельзя наказывать провинившегося в состоянии гнева или повышенной раздражительности — подобное наказание не будет результативным.
Эффективность различного воспитательного воздействия в одной и той же ситуации можно проследить на следующем примере. После занятий по труду в одной из школ ученики у несли по домам почти все инструменты. Как должны реагировать преподаватели? Один начинает ругать, взывать к совести, распекать: «ворье, бессовестные, для вас стараются, а вы… „Другой учитель на следующий день похвалил их за такую «страстную любовь инструментам» и только вслед за похвалой попросил принести обратно те инструменты, которые освободились. Ещё через день всё было на месте. Вот что значит педагогический подход, от которого зависит и результат — поведение подростков.
Наказания бывают трех видов:
1) моральное (обсуждение, выговор, запрещение каких-то действий, предостережение и т.д.);
2) материальное (штраф, лишение каких-то материальных благ, премии);
3) физическое (применение физической силы, к сожалению, до сих пор имеет место и в некоторых семьях).
Опыт показывает, что наиболее эффективным методом воздействия является моральное наказание. Оно обычно связано со своеобразными социально-психологическими санкциями, например, исключением подростка из какой-либо интересующей его группы, бойко, обсуждение его поведения на собрании и т.д. Наказание действует более эффективно, если его применяет воспитатель, пользующийся у подростка, уважением. Напрасно, например, будет взывать к совести несовершеннолетнего правонарушителя воспитатель, которого подросток относит к категории чужих и нелюбимых. В то же время малейшее порицание со стороны человека, пользующегося у него уважением, того, кто сумеет установить с подростком эмоционально-психологическую межличностную связь, дает большой воспитательный эффект.
Следует также обратить внимание, что методы, основанные на моральном воздействии, обычно более эффективны, чем те, которые основаны на материальных санкциях. Однако это зависит также и от личности несовершеннолетнего, который подвергается наказанию. Практика свидетельствует, что при этом проявляется определенная закономерность: чем выше социализация личности и правильнее образ жизни несовершеннолетнего, тем более эффективны методы морального воздействия, а чем более подросток нравственно запущен и ведет антиобщественный образ жизни, тем лучше действуют на него санкции материального порядка.
Существует мнение, что нельзя применять неоднократно одну и ту же меру воздействия к одному подростку, иначе это может привести к рецидиву. Это не совсем верно. Одну и ту же меру воздействия применять можно на том основании, что эффективность зависит не только от самой меры но, и от применяющего ее субъекта. Практика доказывает, что применение одних и тех же мер и методов дает различный эффект, когда их применяют, например, педагог-организатор, шеф, наставник, общественность домоуправления или сотрудник милиции. Таким образом, необходимо строго, дифференцированно подходить к применению наказаний в отношении несовершеннолетних, соблюдая при этом, основной принцип системы А.С.Макаренко: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему». [18] Применяя методы стимулирования, поощрения или наказания; надо соблюдать следующие педагогические требования:
I) обязательность реакции воспитателя на все положительные и отрицательные поступки;
2) всесторонность информации об обстоятельствах (причинах, мотивах, ситуациях и т.д.) совершенного поступка;
3) соразмерность наказания или поощрения характеру
поступка;
4) своевременность реакции на поступок подростка;
5) разнообразие средств поощрений и наказаний.
Большой педагогической ошибкой является стремление некоторых воспитателей и сотрудников милиции сразу же ломать стойкие негативные привычки несовершеннолетних: правонарушителей, Обычно — они начинают с ряда запретов и ограничений, стараясь разрушить эти стойкие привычки. Однако это зачастую дает в работе отрицательные результаты. Следует помнить, что успех педагогики А.С.Макаренко заключался не в борьбе, например, с воровством, а в быстрых темпах наращивания положительного. В этом секрет педагогики перевоспитания: не система запретов и ограничений, а организация ряда увлекательных трудовых и спортивных дел, ибо эти виды деятельности интересуют более всего подростков. В эти формы активной деятельности и надо вовлекать правонарушителей, а не отталкивать их словами: “брось курить, а то не приму в секцию борьбы. Это неверно. Лучше: сначала принять в секцию, увлечь подростка интересными делами и только после этого отучать его от курения».
Неправильно, поступают также и те воспитатели, которые в целях исправления начинают выискивать у подростка отдельные недостатки акцентировать на них внимание, стараясь скорее их устранить. Следует иметь в виду, что положительные и отрицательные качества в личности существуют параллельно, но не мирно: между ними идет непрерывная борьба. Поэтому искоренение отрицательных, порочных качеств и воспитание новых, положительных, есть процесс неразделимый и должен проводиться одновременно. Нужно исправлять не отдельные недостатки, а личность в целом. При этом методы воспитательно-профилактического воздействия должны быть направлены в первую очередь на поиск положительных черт и наклонностей, которые обеспечивают здоровый образ жизни несовершеннолетних.
Опыт свидетельствует, что никакие методы воспитательно-профилактического воздействия не дают достаточного воспитательного эффекта, если они не способствуют самовоспитанию подростков. Отсутствие самовоспитания ведет к снижению результата перевоспитания несовершеннолетнего, потому что процесс воспитания в этом случае действует поверхностно, не затрагивая внутреннего мира личности. Самовоспитание представляет собой сознательную деятельность несовершеннолетних, направленную на выработку и совершенствование социально ценных качеств личности и преодоление негативных» антисоциальных.
В процессе изучения нравственных и волевых качеств несовершеннолетних правонарушителей нами был задан вопрос: „Какое качество личности вы цените в первую очередь“? В порядке важности для себя они расставили порядковые номера перед каждым качеством, и после соответствующей обработки ответов мы получили, следующие результаты:
I) смелость, 2) доброта, 3) выдержка, 4) отзывчивость, 5) решительность, 6)взаимовыручка, 7) скромность, 8) целеустремленность, 9) инициативность.
Таким образом, приведенные данные исследования показывают, что у несовершеннолетних правонарушителей ценятся в первую очередь смелость, доброта и выдержка. Однако надо учитывать, что смелость и доброта несколько по-своему расцениваются в преступной среде. Смелость — это отсутствие боязни при совершении преступлений, демонстрация своего негативного поведения окружающим, грубость в общении с сотрудниками органов внутренних дел.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что такие ценные качества, как целеустремленность и инициативность, стоят в последних рядах при оценке качеств. Все это необходимо учитывать при организации процесса самовоспитания, которое выполняет различные функции: как дополнение к воспитанию, как его результат и как его условие.
В процессе самовоспитания несовершеннолетних правонарушителей можно успешно выработать те или иные черты характера. Для этого используются различные эмоциональные ситуации, причем противоположного свойства: смелость вырабатывают через преодоление чувства страха; достоинство — через переживание чувства стыда за некоторые свои поступки. Для формирования положительной черты характера необходимо, прежде всего, создать ситуацию, при которой подросток впервые пережил бы соответствующее данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить и сделать устойчивой чертой его личности.
Это особенно ярко проявляется в спортивных соревнованиях, когда подросток, преодолевая страх и робость, выходит на боксерский ринг или борцовский ковер для поединка с противником. Жажда самоутверждения, желание обладать высокими физическими и морально-волевыми качествами побуждают его к спортивным занятиям, в результате чего у него вырабатываются волевые, бойцовские черты характера. Эти же качества он может затем успешно использовать в обычной, повседневной деятельности. Таким образом, в процессе занятий спортом положительные морально-волевые качества вытесняют негативные, а также служат барьером, для проникновения в сознание антиобщественных взглядов. Перевоспитание правонарушителя происходит при этом не за счет каких-то необыкновенных методов и способов воздействия, применяемых в спортивной деятельности (таковых, кстати, и нет), а путем умелого их сочетания и грамотного использования.
Процесс самовоспитания требует преодоления определенных собственных противоречий, борьбы со своими слабостями, но он не противостоит роли воспитателя и тем более не отрицает ее. Дело лишь в том, чтобы воспитатель не сводил свою роль к назидательной проповеди, а умел привести в движение, разбудить стремление к лучшему у тех, кого он призван воспитывать. В этом смысле можно сравнить воспитателя, с врачом, который побуждает людей направлять на борьбу с болезнью силы собственного организма. Это возможно лишь в том случае, если сам воспитатель соответствующим образом подготовлен к работе с несовершеннолетними. Идейная закаленность, политическая зрелость, высокая сознательность — это требования, которым он должен отвечать. Это не просто человек, механически передающий свои знания, умения и навыки, а, прежде всего Воспитатель, активно участвующий в гармоническом, высоконравственном развитии личности. Следовательно, он должен быть образцом богатого внутреннего содержания, хорошо знать особенности своих подопечных, владеть искусством организации свободного времени, интересоваться вопросами науки и культуры.
Большие требования к личности воспитателя связаны с особенностями подросткового возраста: подросток, как губка, впитывает взгляды и убеждения уважаемого им человека, копирует его манеру поведения и привычки. [15] „Для ребят, — писала Н.К.Крупская, — идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем-то, что говорит презираемый ими человек. Влияние воспитателя нередко сказывается на всем будущем жизненном пути несовершеннолетнего. В связи с этим и работу с подростками можно доверять лицам, имеющим не только профессиональное, но и моральное право быть воспитателем.
продолжение
–PAGE_BREAK–