Особенности восприятия группы в зависимости от положения структуры между личностных отношений

Министерство Образования Российской Федерации Уфимский Государственный Институт Сервиса Кафедра Социологии и социально – коммуникационных технологий по дисциплине Социальная психология на тему Выполнил ст. гр. ГД-33 Аминев И.Ф. Проверила Ахтамьянова И.И 200311 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1 – Теоретический анализ программы исследования 5 1.1
Структура межличностных отношений 1.2 Особенности восприятия и понимания людьми друг друга 6 Глава 2 – Организация и методы исследования 2.1 Организация исследования 2.2 Социометрический метод 2.3 Методика оценочной биполяризации по Фидлеру 17 Глава 3 – Особенности восприятия группы в зависимости от положения структуры межличностных отношений 3.1 Результаты социометрического исследования 20 3.2
Результаты исследования восприятия индивидом группы 3.3 Особенности восприятия группы в зависимости от положения структуры межличностных отношений 22 Заключение 24 Список использованной литературы 26 Приложение А 27 Приложение Б 29 Приложение В 31 Введение Мы редко до конца понимаем, чего мы в действительности хотим. Франсуа де Ларошуко Традиционно исследования в социальной психологии сосредоточены были на поведении
человека в группе. Характерная для первых десятилетий ХХ века популярность проблематики малых групп была связана, конечно, с развитием самой социальной психологии как системы научного знания. Внедрение экспериментального метода в социальную психологию закономерно обусловило лидирующую роль малой группы как объекта научных исследований. Однако решающим фактором фокусировки социальной психологии на проблеме малых групп выступили не внутринаучные,
а социально-практические обстоятельства, обусловленные увеличившейся значимостью малых групп в больших социальных процессах производство, воспитание, управление и т.п Исследования малых групп в большой мере связаны с той теоретической моделью, которой придерживаются авторы того, или иного направления. Г.М. Андреева определяет три таких основных направления в западной психологии социометрическое, социологическое и школа групповой динамики . Более развернутой классификацией можно считать выделение следующих теоретических ориентаций исследования малых групп теория подкрепления, интеракционизм, теория поля, психоаналитическая ориентация, социометрический подход, организационный подход, деятельностный подход, параметрический подход, теория систем. В отечественной психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась
вокруг двух главных проблем коллектив – личность и малая группа – личность. Чем объясняется постоянный интерес к малой группе? Во-первых, малая группа выступает важнейшим фактором изучения в психологии личности, во-вторых, исследования малой группы дают возможности в постановке строго контролируемого эксперимента, в-третьих, изучение малой группы позволяет понять процессы, протекающие в больших социальных общностях, в-четвертых, запросы
практики связаны с коллективным характером человеческой деятельности. Психология малых групп в настоящий момент представляет собой разработанную область научного знания, включающую в себя различные феноменологические, динамические и структурные аспекты. Социальные группы не существуют вне времени и пространства. 9 Многие авторы разрабатывали эти проблемы, например, проблемами малых социальных групп занимался
М.В. Кроз. Структурой межличностных отношений Р. Шиндлер. Социометрией – Джекоб Морено, внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др. Социальными восприятиями людей друг друга – Дж. Брунер. Эта тема хорошо разработана, и очень актуальна, так как очень важно знать структуру межличностных отношений в группе социометрия и восприятия членов этой группы друг друга биполяризация , что бы решать проблемы сплоченности группы, для достижения высоких результатов. На наш взгляд, неразработанными ещё остаются проблемы структуры межличностного отношения – структуру можно изучать не только социометрическими методами, но и многими другими например внешнегрупповая референтометрия, шкала психологической близости, определение индекса групповой сплоченности
Сишора и другие , которые не затрагиваются в данной работе, потому что они не могут войти в объём одной курсовой работы, это может послужить темой для кандидатской работы. Целью этой работы является изучение и диагностика межличностных и межгрупповых отношений, выявления структуры межличностных отношений и особенностей восприятия и понимания людей друг другом в группе. Определим объект и предмет этого исследования. Объектом будет являться социальная перцепция, а предметом
– влияние социометрического статуса на восприятие индивидом группы. Таким образом, поставим следующие задачи 1 выявить структуру межличностных отношений в группе 2 изучить восприятие и понимание каждым членом группы друг друга 3 раскрыть особенности восприятия группы в зависимости от структуры межличностных отношений. В соответствии с выше изложенным, мы выдвигаем гипотезу, состоящая в том, что социальный статус будет определять характер восприятия индивидом группы.
Для подтверждения этой гипотезы или её опровержения, будет проведено два исследования. Первое, социометрическое по Дж. Морено и второе – методика оценочной биполяризации по Фидлеру . В этом исследовании приняли участие студенты 3 курса гуманитарной специальности, технического ВУЗа. Всего было 29 человек, из них не принимали участия в исследовании – 7. В большинстве своём, обследуемыми были лица женского пола 25 человек , значит здесь присутствует некоторый элемент феминизма и понятно, что взаимная выборка мужчин и женщин маловероятна, а значит, накладываются некоторые ограничения на взаимные выборы. Так же надо отметить, что все лица примерно одного социального статуса студенты, средний возраст 20 лет и образование у большинства среднее , значить у них не будет взаимных притязаний. После всего вышесказанного приступаем к изучению самой проблемы, и первая глава будет посвящена теоретическому
аспекту вопроса. Глава 1 – Теоретический анализ программы исследования Даже маленькая практика стоит БОЛЬШОЙ теории. Закон Буккера из Законов Мерфи Малая неформальная группа-совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы. Структура группы включает в себя такие характеристики, как 1 количественный состав группы 2
статусно-ролевая структура 3 нормы и санкции за отклонение от них 4 причины образования 5 система связей 6 время существования, стадии и устойчивость развития 7 положение данной группы среди других. Наиболее полно описал методики изучения малых неформальных групп М.В. Кроз. См. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М 1991. Малые группы бывают разными референтными, преступными и т.д.
При их диагностике это обстоятельство следует учитывать. Для изучения структуры и границ малых групп используют социометрию. В этих целях применяется обычный социометрических опрос. Главное в данном случае состоит в обработке данных. Здесь нужно вытащить всю цепочку взаимно положительных выборов и расположить вдоль социометрии.
В результате проявляются состав одной группы, потом второй, третей и т.д. Границами группы является обрыв цепочки взаимных выборов. См. Общая психология. Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова, С.Н. Шаболина. М 1973. С. 89. Для изучения характеристик группы, в частности, групповой стратификации, можно использовать фотодиагностику отношений. На групповой фотографии лидеры располагаются, как правило, в центре, а аутсайдеры – на периферии. С лидерами члены группы чаще всего стремятся сфотографироваться в составе отдельных микрогрупп по два-три человека . Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочение в единое целое. Для определения индекса группой сплоченности используется не только социометрия, но и методика Сешора. См. С.В. Ковалев.
Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М 1991. С. 61-62. Данная методика состоит из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Имеется также методика по изучению близкого круга отношений. Традиционно в отечественной социальной психологии под нормой понималось мнение относительно чего-либо, разделяемое большинством. Нормы меньшинств национальных и др. по существу игнорировались и считались
отклоняющимися поведением. Между тем это далеко не всегда так. Однако на бытовом уровне, как правило, на этой основе происходило психологическое клеймение стигматизация различных категорий людей. В связи с пересмотром ценностей и повышением толерантности Толерантность от лат. tolerantia – терпение – Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. 4 снисходительности, терпимости общества к инакомыслию так остро и стоит ныне вопрос о диагностике
групповых норм. 13 1.1 Структура межличностных отношенийСложившаяся социальная группа почти всегда принадлежит более широкой социальной организации, и это порождает так называемую систему официальных отношений. Активно действующими элементами этой системы являются члены группы, чьи роли заданы отношениями власти и подчинения, предписанными на формальном уровне начальник, заведующий, староста, капитан и т.д Обычно отношения в этой системе диктуются структурой иерархии и связаны с обязанностями и правами участников социальной деятельности. Но одновременно в ходе развертывания этой деятельности возникают функциональные образования, заранее социальной организацией не предписанные. Таковы, например, отношения эмоционального типа. Здесь связи между элементами возникают как следствие возникающих в группе симпатий и антипатий, чувств любви, ненависти, зависти, ревности, желаний оказать кому-то поддержку или чинить препятствия и т.д. Центральным элементом является эмоциональный лидер,
человек, который оказывает наибольшее влияние на эмоциональную атмосферу в группе. Он наиболее предпочитаемый участник различного рода неформальных ситуаций жизнедеятельности группы. Среди ролей этой системы весельчак, нытик, оптимист, зануда, завистник, угодник, шут и т.д. Р. Шиндлер 1957 выделяет следующие наиболее распространенные роли в группе, используя для обозначения греческие буква б – альфа лидер , в -бета эксперт , г – гамма рядовой , щ – омега аутсайдер, отвергаемый
, Р противник . Лидер импонирует группе, побуждает ее к действиям. Эксперт имеет специальные знания, навыки способности, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает. Он рассматривает ситуацию с нескольких сторон, его поведение самокритично и рационально. Гамма – легко приспосабливающиеся члены группы, большинство из них отождествляется с лидером. Омега – самый крайний индивид, который отстает от группы в силу какого-то отличия от всех остальных,
иногда он отождествляется с противником, чем провоцирует группу. Противник, оппозиционер, активно выступает против лидера. 9 1.2 Особенности восприятия и понимания людьми друг другаИтак, люди, собравшись в группу, познакомившись, вступили в общение, начали складываться межличностные отношения. Что же происходит дальше? Дальше, на основе общения формируется отношение группы к каждому её члену, т.е. каждый человек получает свой социометрический статус. Социометрический метод был предложен американским психологом Джекобом Морено. Социометрический статус имеет определенные градации – от положительного, через нулевой, к отрицательному. В соответствии с ним группа дифференцируется внутри на несколько слоёв звезды-лидеры самый высокий положительный социальный статус , изолированные нулевой статус ,
Пренебрегаемые и отвергаемые отрицательный статус . Положение, занимаемое в группе по социометрическому статусу, человек чувствует по отношению к нему людей, и это сказывается на его настроении и поведении. Эмоциональное отношение группы проявляется в том, что одних очень любят любимчики , других не любят нелюбимые , а третьих просто не замечают незамечаемые .
Положение последних самое неприятное, они глубоко переживают трудную ситуацию в группе. Любимчики же звезды-лидеры иногда относятся к группе совсем не так положительно, как группа к ним, это проявляется в показателе эмонациональной экспансивности, который измеряет отношение человека к группе. Кого любят в группе универсалов – людей веселых, общительных, знающих, практиков, умеющих все делать своими руками. А не любят теоретиков, зануд, нытиков и зазнаек.
12 Термин социальная перцепция Процесс и результат межличностного и межгруппового восприятия, а также восприятия человеком себя самого при взаимодействии с другими. 2 впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Первоначально с помощью этого понятия описывали социальную обусловленность процесса перцепции. В дальнейшем социальную перцепцию стали относить к процессам восприятия и понимания социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, группы, большие социальные общности. Выделяют пять основных источников восприятия себя и другого человека а восприятие через соотнесение своей личности с другими б восприятие через предположение как меня воспринимают другие люди в восприятие через соотнесение результатов деятельности г восприятие на основе наблюдения собственных состояний д непосредственное восприятие внешнего облика. Таким образом, процесс взаимопонимания состоит из трех
взаимосвязанных компонентов 1 понимания себя 2 понимания другого 3 понимания другим. Механизмы общения являются одновременно и механизмами процесса взаимопонимания. Основой и необходимой предпосылкой взаимного понимания людьми во всех случаях оказывается возможность их идентификации, их взаимного уподобления друг другу. В реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем
состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Если идентификация – это рациональное постижение партнера, то эмпатия представляет собой стремление эмоционально откликнуться на проблемы человека. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация партнера не столько продумывается , сколько прочувствуется . Т.П. Гаврилова, Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии
Вопросы психологии 1975 2 – 150 с. анализируя существующие определения эмпатии, выделяет четыре наиболее часто встречающиеся 1 понимание чувств, потребностей другого 2 вчувствование в событие, объект искусства, природу 3 аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы 4 свойство психотерапевта. Принято делить эмпатию на сочувствие и сопереживание. Различия между ними заключаются в степени рефлексии над проявляемым эмоциональным состоянием и степенью идентификации с объектом эмпатии. Сопереживание включает в себя большую идентификацию субъекта с объектом эмпатии, оно менее подвержено рефлексии по сравнению с сочувствием. Эмпатия выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая оценки прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников общения. Процесс понимания характеризуется также явлением рефлексии.
Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается партнером по общению. Это уже не просто знание себя или понимание другого, а знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга. Успех в общении будет максимальным, если имеются совпадения в отражении партнерами друг друга, и, наоборот,
в случае неверных представлений может возникнуть непонимание. Так, при общении оратора с аудиторией, если оратор имеет искаженное представление о слушателях и о том, как его воспринимают, вряд ли можно надеяться на успех публичного выступления. В процесс понимания других людей и целых групп происходит приписывание им каких-то качеств, особенностей, оценка поведения. Этот процесс получил название атрибуция .
Если речь идет о видении приписывании причин этих качеств и этого поведения, то психологи пользуются понятием каузальная атрибуция . Теория каузальной атрибуции – это теория о том, как люди объясняют поведение других, приписывают ли они причину действий внутренним чертам человека или внешним ситуациям. 9 Теперь посмотрим, как вся эта теория реализуется на практике. Глава 2 – Организация и методы исследования В защиту своей теории всегда можно провести достаточное количество исследований. Закон научных исследований Мерфи из Законов Мерфи 2.1 Организация исследованияПосле рассмотрения всех представленных теорий по этой теме, можно перейти к самому исследования, для того чтобы подтвердить или опровергнуть поставленную гипотезу. С этой целью проведем исследование, целью которого будет изучения и диагностика межличностных и межгрупповых отношений, выявления структуры межличностных отношений и особенностей восприятия и понимания
людей друг другом в группе. В связи с этим, поставим следующие задачи 1 выявление структуры межличностных отношений 2 изучение восприятия и понимания каждым членом группы друг друга 3 раскрытие особенностей восприятия группы в зависимости от структуры межличностных отношений. В соответствии с целями и задачами исследования разработали программу исследования, состоящая из этапов 1 Подготовительная работа к проведению исследования 2
Разработка социометрических карточек для проведения исследования по социометрической методике см. Приложение А 3 Разработка и написание опросных листов для оценки Биполярилизации см. Приложение А 4 Проведение самого исследования 5 Обработка полученных результатов, их интерпритация и представление в табличной форме. Хотелось бы отметить, что решение прикладных задач связано не только с умением применять теоретические
знания, но и с пониманием принципов организации деятельности, в том числе этических и профессиональных принципов, с необходимостью определения основных направлений в исследовании, с соблюдением правил оформления и ведения документации. Поэтому нами были соблюдены все основные требования и принципы работы психологов, для того чтобы наше субъективное мнение не повлияло на результаты исследования. Их всего шесть По Болотовой А.К. Болотова А.К Макарова И.В. Прикладная психология Учеб. Для ВУЗов М. Аспект Пресс, 2001 383 с. 1 Уважение фундаментальных прав и достоинств человека, т.е. признание уникальности, неповторимости и безусловной ценности каждой личности. Поэтому мы не настаивали и не принуждали респондентов принимать участия в исследовании, если они этого не желали. И некоторые члены группы 7 членов группы отказались от этого исследования, не мотивировав
ни чем см. Приложение Б . 2 Забота о благополучии клиента, т.е. надо делать взвешенные, обдуманные и ответственные решения, когда решение задач может привести к ущемлению прав и интересов обследуемых, его друзей и других заинтересованных лиц. В связи с чем мы приняли решение, перед проведением исследования, что истинные фамилии респондентов не будут оглашать, а будет использоваться только шифр. Этот шифр является случайно сгенерированным сочетанием букв, и ничего общего с фамилиями не имеет.
И при разъяснительной работе было упомянуто, что их фамилии не будут как-то публично оглашаться. 3 Компетентность, т.е. нужно хорошо разбирать в своём вопросе. Здесь, нам кажется, вопросов не возникнет. Переходим к следующему этапу. 4 Честность, т.е. нужно быть честным перед самим собой и теми людьми, с которыми вы вступаете во взаимоотношения. Нужно правдиво указать свои данные группе и цель исследования – что можно видеть в опросном листе см.
Приложение А . 5 Запрет на двойное отношение, т.е. запрет на любые отношения и привязанности личные, родственные, сексуальные и др Так как группа была выбрана случайным образом, из всех тех групп, которые подходили по критериям отбора малая группа – до 30 человек , следовательно, ни каких привязанностей не может быть по своей сути. 6 Ответственность, пояснять наверно ничего не надо. 3 Таким образом, соблюдение всех норм психологических исследований, даёт говорить нам о том, что это исследование было объективным, а значит независимым. В конце исследования мы должны получить структуру межличностных отношений и затем выявить межличностные восприятия в группе в зависимости от этой структуры. В заключении, отметим общие сведения об испытуемых, которые принимали участие в исследовании. Общие сведения об исследовании Дата проведения исследования –
20.05.2003 г. Общее количество испытуемых, чел 29 Число лиц не принявших участия в исследовании, чел 7 Число лиц мужского пола, чел 4 Число лиц мужского пола, чел 25 Средний возраст испытуемых, лет – 20 Образование, в среднем – Средние Исследование проводилось со студентами 3 курса гуманитарной специальности, технического
ВУЗа В связи с выше перечисленным, надо сделать небольшое примечание. Так как, в большинстве своём, обследуемыми были лица женского пола, то здесь присутствует некоторый элемент феминизма и понятно, что взаимная выборка мужчин и женщин маловероятна, а значит, накладываются некоторые ограничения на взаимные выборы. Так же можно отметить, что все лица где-то одного социального статуса студенты, средний возраст 20 лет и образование у большинства среднее , значить у них не будет
взаимных притязаний. Рассмотрим, теперь методики, применяемые для этого исследования. 2.2 Социометрический методТермин социометрия означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют
не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др. Например Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. ЛГУ, 1970. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура
неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, формальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др.
Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внугригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается
в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы, т.е. предположение, которое выдвигается как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое в последующем эксперименте или исследовании, Болотова А.К Макарова И.В. Прикладная психология Учеб. Для ВУЗов М. Аспект Пресс, 2001 383 с. и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов
группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д. При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант – непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого.
И второй вариант – параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название социометрического ограничения или лимита выборов . Многие исследователи считают, что введение социометрического ограничения значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала.
С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам. Социометрическая процедура может иметь целью а измерение степени сплоченности – разобщенности в группе б выявление социометрических позиций , т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказываются лидер группы и отвергнутый в обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе могут быть свои неформальные лидеры. Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки
программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по критериям например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе. При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена
графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем, разрешить в данной группе. В нашем случае, социометрическая карта выглядит, немного иначе в связи со спецификой исследования см. Приложение А . Таблица 1 – Социометрическая карточка
Тип Критерии Выборы 1 Работа а Кого бы Вы хотели выбрать своим бригадиром? б Кого бы Вы не хотели выбрать своим бригадиром? 2 Досуг Кого бы Вы хотели пригласить на встречу Нового года? Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический. СОЦИОМАТРИЦА Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице см. табл. Пример социоматрицы . Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также
социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов социометрическая карта производится расчет социометрических индексов. СОЦИОГРАММА
Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости щите с помощью специальных знаков См. Рисунок 1 . Рисунок 1 Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания
и наглядного представления групповых явлений. Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов См. Рисунок 2 Рисунок 2 СОЦИ0МЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ Различают персональные социометрические индексы ПСИ и групповые ГСИ . Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными ПСИ являются – индекс социометрического статуса i-члена – индекс эмоциональной экспансивности
j-члена – индекс объема, интенсивности и концентрации взаимодействия i j-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях i – выбираемый выбирающий, i j – совмещение ролей. Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле , 2.1 где Сi – социометрический статус i-члена, Ri – полученные i-членом выборы, У – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена,
N – число членов группы. Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию локус в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Социометрический статус – позиция члена группы в системе межличностных предпочтений. Определяется по количеству симпатий антипатий по отношению к нему со стороны других членов группы. Андриенко Е.В. Социальная психология Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
Пол ред. В.А. Сластенина М. Издательский центр Академия , 2002 264 с. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого группы , своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе.
Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы. Возможен расчет Сi – положительного и Сi – отрицательного статуса в группах малой численности N . Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле , 2.2 где Еj – эмоциональная экспансивность j-члена,
R – сделанные j-членом выборы С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении. Из ГСИ наиболее важными являются Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле , 2.3 где Аg – экспансивность группы, N – число членов группы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задач социометрического теста в расчете на
каждого члена . Индекс психологической взаимности в группе сплоченности группы высчитывается по формуле , 2.4 где Gg – взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij – число положительных взаимных связей в группе, N – число членов группы. Надежность рассмотренной процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы. Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной не приязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат до 15 мин Она весьма полезна в прикладных исследованиях.
14 Надо отметить, что в этом исследовании брался только один индекс – индекс сплоченности группы , как наиболее важный. Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы. Чаще всего количество выборов ограничено до трех выборов как в нашем случае . И вопрос был выбран следующий С кем Вы хотели бы вместе работать на учебной производственной и др.
практике? для положительного выбора и С кем Вы НЕ хотели бы вместе работать на учебной производственной и др. практике для отрицательного. Эксперимент с фиксированным числом выборов значительно легче подвергнуть математической обработке. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его социометрический статус . Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией,
их именуют звездами . Обычно к группе звезд по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора . Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории предпочитаемых , если меньше среднего числа выборов 1-2 выбора , то к категории пренебрегаемых , если не получил ни одного выбора, то к категории изолированных , если получил только отклонения – то к категории отвергаемых . Рисунок 3 – Дифференциальная социограмма Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе 2.5 Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд. 0 3 0. Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус количество полученных выборов равен, например 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том,
что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений УБВ . УБВ группы может быть высоким, если звезд и предпочитаемых в сумме больше, чем пренебрегаемых
и изолированных членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства Звезды Предпочитаемые Пренебрегаемые Изолированные Отверженные . Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается индекс изоляции – процент людей, лишенных выборов в группе. Нередко понятие социометрической звезды смешивают с понятием лидера группы.
При этом не учитывают, что звездность – показатель эмоциональной притягательности человека, показатель хорошего отношения к нему со стороны товарищей, членов группы. Лидерство же – это процесс действенного влияния того или иного человека на членов группы. И неудивительно, что это могут быть разные люди ведь для завоевания положения звезды и положения лидера человеку нужны различные качества личности, например лидер должен обладать организаторскими способностями, которых звезда может и не иметь. 17 2.3 Методика оценочной биполяризации по Фидлеру Вам предлагается ниже методика оценки биполяризация. По этой методике выявляется отношения лидеров к принимаемым, отвергаемым и др. и наоборот – отношения принятых к лидерам. Ознакомьтесь с этим опросом, а затем будет приведено истолкование этой методики. Методика оценочной биполяризации по Фидлеру Вспомните, пожалуйста, двух знакомых вам людей, одного
из которых вы считаете привлекательным друг, приятель, человек, общение с которым доставляло вам удовольствие , а другого – непривлекательным общения с которым вы старались избегать . Это должны быть обязательно реальные, а не вымышленные лица – те, с кем вы вместе учились или работали и кто занимал с вами формально одинаковое положение не был вашим руководителем или подчиненным . Имена и фамилии этих людей писать не нужно. Мысленно представьте их себе и постарайтесь определить
в какой мере им свойственны перечисленные ниже качества. Эти качества оцениваются по 9-балльным шкалам. Слова слева и справа от шкалы выражают противоположные полюса качества. В каждой шкале вам надо обвести кружком соответствующую цифру только одну из девяти . Закончив работу со шкалами, подсчитайте суммы баллов по разделу А и разделу Б. А. ОЦЕНКА ПРИЯТНОГО ВАМ ЧЕЛОВЕКА Изобретательный 123456789
Ненаходчивый Ответственный 123456789 Безответственный Подготовленный 123456789 Неподготовленный Серьезный 123456789 Поверхностный Надежный работник 123456789 Ненадежный работник Владеет собой 123456789 Собой владеть не умеет Деловой 123456789 Разгильдяй Инициативный 123456789 Ведомый Деятельный 123456789
Ленивый Всегда готов помочь 123456789 Безразличен к окружающим Умный 123456789 Глупый Доброжелательный 123456789 Подозрительный Вежливый 123456789 Грубый Щедрый 123456789 Жадный Скромный 123456789 Надменный Альтруист 123456789 Эгоист Жизнерадостный 123456789 Мнительный Честный 123456789 Лживый Мягкий 123456789 Деспотичный Эрудированный 123456789 Мало знающий Сумма баллов Б. ОЦЕНКА НЕПРИЯТНОГО ВАМ ЧЕЛОВЕКА Изобретательный 123456789 Ненаходчивый Ответственный 123456789 Безответственный Подготовленный 123456789 Неподготовленный Серьезный 123456789 Поверхностный Надежный работник 123456789 Ненадежный работник
Владеет собой 123456789 Собой владеть не умеет Деловой 123456789 Разгильдяй Инициативный 123456789 Ведомый Деятельный 123456789 Ленивый Всегда готов помочь 123456789 Безразличен к окружающим Умный 123456789 Глупый Доброжелательный 123456789 Подозрительный Вежливый 123456789 Грубый Щедрый 123456789 Жадный Скромный 123456789
Надменный Альтруист 123456789 Эгоист Жизнерадостный 123456789 Мнительный Честный 123456789 Лживый Мягкий 123456789 Деспотичный Эрудированный 123456789 Мало знающий Сумма баллов Вычисляется разность между суммами баллов по разделам А и Б 2.6 Величина характеризует стиль поведения индивида по отношению к окружающим его людям.
Чем выше значение , тем больше его эмоции влияют на рациональную оценку качеств человека. Степень этого влияния сказывается на таких параметрах отношения данного индивида к другим людям, как мягкость – жесткость и объективность – пристрастность . Низким значениям соответствуют мягкость и объективность, высоким – жесткость и пристрастность. мягкость . Объективность, способность видеть и положительные, и отрицательные качества человека, терпимость в
оценке людей даже тех, кто не вызывает симпатии. Вместе с тем, ровность отношения к окружающим зачастую оборачивается недостатком ярко выраженных эмоциональных привязанностей, недостаточно энергичной поддержкой близких людей. Склонность к мягкому стилю руководства. уравновешенность . Эмоциональное отношение к людям, симпатии и антипатии к ним не мешают объективно оценивать их личные качества, достоинства и недостатки. В стиле руководства – сочетание мягкости и твердости. жесткость . Оценка людей зависит от эмоций, которые они вызывают недостатки хороших людей не замечаются или преуменьшаются, а их достоинства преувеличиваются, и наоборот, у плохих недооцениваются их достоинства и преувеличиваются недостатки. Тенденция к авторитарному стилю руководства. сверхжесткость . Необъективен, пристрастен, в отношениях с окружающими руководствуется прежде всего своими эмоциями, подчиняет им оценку людей. Четко разделяет своих и чужих в тех, кому симпатизирует, видит только позитивные
черты, а в тех, кто не нравится одни недостатки. Разочаровавшись в ком-то, может резко менять оценку его личности на прямо противоположную. Придерживается командно-авторитарного стиля руководства. 11 Таким образом, после проведения исследования мы приходим к следующим выводам, которые описаны в третьей главе. Глава 3 – Особенности восприятия группы в зависимости от положения структуры межличностных отношений Если факты не подтверждают теорию, от них надо избавиться.
Закон Майерса из Законов Мерфи 3.1 Результаты социометрического исследованияБыло проведено социометрическое исследование для выявления структуры межличностных отношений. В качестве критерия были выбраны вопросы С кем Вы хотели бы вместе работать на учебной производственной и др. практике? для положительного выбора и для выявления отрицательных выборов был поставлен противоположный вопрос – С кем Вы НЕ хотели бы вместе работать на учебной производственной и др. практике
Количественный критерий был ограничен тремя выборами, т.е. каждый член группы мог выбрать троих других членов своей группы, кроме себя самого. И таким образом в проведенном исследовании получились следующие результаты, по двум введенным критериям положительная и отрицательная выборка , которые распределись следующим образом I. На вопрос С кем Вы хотели бы вместе работать на учебной производственной и др. практике? восемь выборов было отдано безусловному лидеру звезде – ЖБ, затем идут предпочитаемые от 3 до 5 выборов . Это НБ 5 выборов, максимальное количество из предпочитаемых , затем БМ, ВТ, ЗЛ, БГ, ЛМ и РТ по 4 выбора и КГ, ТТ МТ, НД по три выбора. Далее идут игнорируемые получившие по одному, два выбора , которые распределились так ПР, РЛ, ЗР, ПК, СЛ, БК по два выбора и ДС, ЛН, МР,
ГН, ЖК получили только по одному выбору. В категорию изолированных попали ГМ, СТ, ВК, ДР, КЛ, .Таким образом в группе была выявлена одна звезда , 11 членов группы – предпочитаемые , 11 человек были игнорируемые и 5 изолированные . Но, выявив структуру межличностных отношений в группе по второму отрицательному критерию, было обнаружено следующие. II. На вопрос С кем Вы НЕ хотели бы вместе работать на учебной производственной и др. практике?
были получены следующие выборы. По десять и одиннадцать выборов получили СТ 11 выборов , ГМ, ЛН, своеобразные звезды по отрицательному выбору. Потом идут предпочитаемые МР и ПР по 4 выбора ДС, БГ, ДР, СЛ и БК получившие по три выбора . Игнорируемые были представлены НБ, ТТ, ЖК, ЛМ, ПК – по два выбора и одним выбором
ВК и КЛ. Изолированные – БМ, ВТ, ЖБ, ЗЛ, КГ, РЛ, ГН, ЗР, МТ, НД, РТ, ТЛ. Таким образом по второму критерию в группе было выявлено три звезды , 7 членов группы – предпочитаемые , 7 человек были игнорируемые и 12 изолированные Конечно при этом критерии отрицательный выбор нужно понимать всё наоборот, т.е. здесь звезды становятся наиболее изолированными и не принимаются группой, а изолированные , это люди, которые в большой степени
принимаются группой, чем сами звезды . Примечание Результаты этого исследования, в полном объёме, представлены в Приложении Б настоящей работы. И вышеизложенные выводы основываются именно на этих результатах. Вследствие того, что структура межличностных отношений в группы не однородна по результатам первого и второго критерия , следует найти реальные выборы, которые делает группа. Для этого, вычтем из количества положительных выборов отрицательные и мы получаем те реальные выборы группы. Результаты этих вычислений представлены ниже см. Таблица 2 Таблица 2 – Реальные выборы группы и восприятие окружающих Кого выбирают Положительных выборов Отрицательных выборов Реальные выборы Восприятие Здесь восприятие определяется по методике Фидлера Биполяризация . Более подробно см. Приложение
В. 1. БМ 4 0 4 – 2. ВТ 4 0 4 М 3. ГМ 0 10 -10 – 4. ДС 1 3 -2 С 5. ЖБ 8 0 8 Ж 6. ЗЛ 4 0 4 – 7. КГ 3 0 3 Ж 8. ЛН 1 10 -9 У 9. МР 1 4 -3 У 10. НБ 5 2 3 У 11. ПР 2 4 -2 С 12. РЛ 2 0 2 У 13. СТ 0 11 -11 С 14. ТТ 3 2 1 С 15. БГ 4 3 1 – 16. ВК 0 1 -1 – 17. ГН 1 0 1 С 18.
ДР 0 3 -3 – 19. ЖК 1 2 -1 С 20. ЗР 2 0 2 С 21. КЛ 0 1 -1 – 22. ЛМ 4 2 2 У 23. МТ 3 0 3 Ж 24. НД 3 0 3 С 25. ПК 2 2 0 С 26. РТ 4 0 4 С 27. СЛ 2 3 -1 У 28. ТЛ 0 0 0 – 29. БК 2 3 -1 С По результатам этой сводной таблицы видно, что структура межличностных отношений распределилась следующим образом Звезда в группе, по прежнему, осталась
ЖБ, получившая 8 реальных выборов. Предпочитаемые были представлены БМ, ВТ, ЗЛ, РТ по четыре выбора и КГ, НБ, МТ, НД по три выбора с большим отрывом от звезды . Члены группы, которые получили по одному или два выбора т. н. игнорируемые – ЗР, РЛ, ЛМ по два выбора и ГН, ТТ, БГ по одному выбору . Особо надо отметить, тот факт что в группе было выявлено много изолированных , в особенности, которые
получили даже отрицательные реальные выборы. К ним относятся ГМ, ДС, ЛН, МР, ПР, СТ, ВК, ДР, ЖК, КЛ, ПК, СЛ, БК. Таким образом, получается, что в группе реально существует одна звезда , 8 человек предпочитаемые , 6 игнорируемых в группе человек, а изолированных – 13 членов группы. После выявления структуры межличностных отношений в группе, переходим ко второму исследованию. 3.2 Результаты исследования восприятия индивидом группыЭто исследование проводилось вместе с социометрическим исследованием для изучения восприятия индивидом группы. Для этого исследования была использована методика оценочной биполяризации по Фидлеру . После обработки результатов исследования были выявлены особенности восприятия группы каждым её членом. И в результате получилось следующее распределение по степени влияния оказывающее на отношение
конкретного индивида к другим людям. Результаты всего исследования в полном объеме представлены в Приложении В. Но, так как, эта таблица очень большая и довольно не наглядна, то мы построим новую сводную таблицу этих результатов см. Таблица 2 . Проанализировав таблицу Таблица 2 – Реальные выборы группы и восприятие окружающих получили следующее один член группы имеет мягкий стиль поведения по отношению к окружающим ВТ 6 – уравновешенный стиль поведения
ЛН, МР, НБ, РЛ, ЛМ, СЛ 3 – жесткий стиль поведения ЖБ, КГ и МТ 11 – сверхжесткий стиль поведения ДС, ПР, СТ, ТТ, ГН, ЖК, ЗР, НД, ПК, РТ, БК . Ко всему, этому автор хотел бы заметить, что мягкому стилю присуще объективность в отношениях с окружающими, уравновешенному – эмоции не мешают объективно оценивать людей, жесткому – эмоциональность и сверхжесткому – необъективность.
В этом исследовании принимали участия, уже не все респонденты, а только их часть – 21 член группы. После выше изложенного, перейдём к основным выводам по всей работе и постановка выводов по этим двум исследованиям. Они будут приведены далее в работе. 3.3 Особенности восприятия группы в зависимости от положения структуры межличностных отношенийПроведя социометрическое исследование и изучение восприятие индивидом группы, сопоставив результаты и наши знания по этому вопросу, изучив структуру межличностных отношений в группе и персептивною сторону межличностных взаимоотношений мы приходим к выводу о том, что социальный статус каждого члена группы определяет характер восприятия индивидом группы, т.е. его отношение к окружающим. И это можно увидеть в ниже приведенной таблице см. Таблица 3 . Таблица 3 – Восприятие группы в зависимости от социального статуса
Социометрический статус Кого выбирают Восприятие Звезда ЖБ жесткость Предпочитаемые ВТ мягкость РТ сверхжесткость КГ жесткость НБ уравновешенность МТ жесткость НД сверхжесткость Игнорируемые ЗР сверхжесткость РЛ уравновешенность ЛМ уравновешенность ГН сверхжесткость ТТ сверхжесткость
Изолированные ДС сверхжесткость ЛН уравновешенность МР уравновешенность ПР сверхжесткость СТ сверхжесткость ЖК сверхжесткость ПК сверхжесткость СЛ уравновешенность БК сверхжесткость Прежде, чем начать анализ содержимого таблицы – Восприятие группы в зависимости от социального статуса отметим, что хоть и в самом исследовании принимали
участие 22 человека, а выборки были у 29 человек, то в последнем исследовании могут быть признаны участвовавшими в исследовании только 21 респондент. В связи с этим в окончательном виде в таблице представлены только 21 испытуемый, для выявления особенностей восприятия в зависимости от социального статуса. Как видно из таблицы в группе у звезды ЖБ, отношение к окружающим, т.е. ко всем членам группы как предпочитаемым , игнорируемым , так и к изолитрованным выражается жесткостью .
Значит её оценка людей зависит от эмоций, которые они вызывают недостатки хороших людей не замечаются или преуменьшаются, а их достоинства преувеличиваются, и наоборот, у плохих недооцениваются их достоинства и преувеличиваются недостатки. У звезды наблюдается тенденция к авторитарному стилю руководства. Если говорить о предпочитаемых , то здесь стили поведения по отношению к другим довольно разнообразны от мягкого до сверхжесткого . У одного члена группы мягкий – ВТ, у другого уравновешенный – НБ. У других двух он жесткий – КГ, МТ, и сверхжесткий – РТ, НД. Это говорит о том, что у предпочитаемых разные стили отношения и поэтому именно их и выбирает группа, т.е. их социальный статус уже определяет отношения к другим. У игнорируемых своя специфика – они в группе разделились по два и три человека с уравновешенным РЛ, ЛМ и сверхжестким ЗР, ГН, ТТ стилем соответственно.
Изолированные имеют следующую структуру три человека уравновешенный ЛН, МР, СЛ и пять – сверхжесткий ПР, СТ, ЖК, ПК, БК . И так, каждому социальному статусу соответствует определенный тип восприятия и если даже, не какой – то конкретный, то группа факторов. В нашем случае, звезде присущ жесткий стиль предпочитаемым все четыре стиля по Фидлеру игнорируемым и изолированным уравновешенный и сверхжесткий стили.
Таким образом, по результатам двух исследований и по всему выше сказанному делаем вывод о том, что социальный статус члена группы определяет характер восприятия им группы. Заключение Лишь в конце работы мы обычно узнаем, с чего её нужно было начинать. Закон финиша Паскаля из Законов Мерфи В заключении, отметим, что хоть этими проблемами малых социальных групп занимались разные авторы Проблема малых социальных групп
М.В. Кроз Структурой межличностных отношений Р. Шиндлер Социометрия – Джекоб Морено, внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др. Социальными восприятиями людей друг друга – Дж. Брунером , однако остаются ещё не затронутые темы – проблемы структуры межличностного отношения
– структуру можно изучать не только социометрическими методами, но и многими другими например внешнегрупповая референтометрия, шкала психологической близости, определение индекса групповой сплоченности Сишора и многие другие , которые не затрагиваются в данной работе, потому что они не могут войти в объём одной курсовой работы, это может послужить темой для кандидатской работы. Цель, которая была поставлена в начале этой работы, заключавшаяся в изучение и диагностика межличностных и межгрупповых отношений, выявления структуры межличностных отношений и особенностей восприятия и понимания людей друг другом в группе – была полностью достигнута. Гипотеза о том, что социальный статус определяет характер восприятия индивидом группы, выдвинутая в этой работе, нашла полное подтверждение. Это проявилось в двух проведенных нами исследованиях Социометрическое и по Методике оценочной биполяризации .
После проведения первого исследования и полной обработки результатов пришлось выявить реальные выборы группы вследствии не однородности выборов в группе нами было выявлено следующие в обследуемой группе есть одна звезда , 8 – предпочитаемые , 6 игнорируемых и 13 изолированных членов группы. Затем было проведено второе исследование, по результатам которых получили, что один член группы имеет мягкий стиль поведения по отношению к окружающим, т.е. объективен, способен видеть и положительные,
и отрицательные качества человека, терпим в оценке людей даже тех, кто не вызывает симпатии. Вместе с тем, ровность отношения к окружающим зачастую оборачивается недостатком ярко выраженных эмоциональных привязанностей, недостаточно энергичной поддержкой близких людей. Склонность к мягкому стилю руководства шесть – уравновешенный стиль поведения, т.е. эмоциональное отношение к людям, симпатии и антипатии к ним не мешают объективно оценивать их личные качества, достоинства и
недостатки. В стиле руководства – сочетание мягкости и твердости три – жесткий стиль поведения, т.е. у него оценка людей зависит от эмоций, которые они вызывают недостатки хороших людей не замечаются или преуменьшаются, а их достоинства преувеличиваются, и наоборот, у плохих недооцениваются их достоинства и преувеличиваются недостатки. Тенденция к авторитарному стилю руководства одиннадцать – сверхжесткий стиль поведения, т.е. необъективны, пристрастены, в отношениях с окружающими руководствуются прежде всего своими эмоциями, подчиняют им оценку людей. Четко разделяют своих и чужих в тех, кому симпатизируют, видит только позитивные черты, а в тех, кто не нравится одни недостатки. Разочаровавшись в ком-то, могут резко менять оценку его личности на прямо противоположную. Придерживаются командно-авторитарного стиля руководства. Проведя социометрическое исследование и изученив восприятие индивидом группы, сопоставив результаты
и наши знания по этому вопросу, изучив структуру межличностных отношений в группе и персептивною сторону межличностных взаимоотношений мы приходим к выводу о том, что социальный статус каждого члена группы определяет характер восприятия индивидом группы, т.е. его отношение к окружающим. Это проявилось в том, что у звезды ЖБ, отношение к окружающим, т.е. ко всем членам группы как предпочитаемым , игнорируемым , так и к изолитрованным выражается жесткостью .
Значит её оценка людей зависит от эмоций, которые они вызывают недостатки хороших людей не замечаются или преуменьшаются, а их достоинства преувеличиваются, и наоборот, у плохих недооцениваются их достоинства и преувеличиваются недостатки. У звезды наблюдается тенденция к авторитарному стилю руководства. Если говорить о предпочитаемых , то здесь стили поведения по отношению к другим довольно разнообразны от мягкого до сверхжесткого . У одного члена группы мягкий –
ВТ, у другого уравновешенный – НБ. У других двух он жесткий – КГ, МТ, и сверхжесткий – РТ, НД. Это говорит о том, что у предпочитаемых разные стили отношения и поэтому именно их и выбирает группа, т.е. их социальный статус уже определяет отношения к другим. У игнорируемых своя специфика – они в группе разделились по два и три человека с уравновешенным РЛ, ЛМ и сверхжестким ЗР, ГН, ТТ стилем соответственно. Изолированные имеют следующую структуру три человека уравновешенный ЛН, МР, СЛ и пять – сверхжесткий ПР, СТ, ЖК, ПК, БК . И так, каждому социальному статусу соответствует определенный тип восприятия и если даже, не какой – то конкретный, то группа факторов. В нашем случае, звезде присущ жесткий стиль предпочитаемым все четыре стиля по Фидлеру игнорируемым и изолированным уравновешенный и сверхжесткий стили.
Таким образом, по результатам двух исследований и по всему выше сказанному делаем вывод о том, что социальный статус члена группы определяет характер восприятия им группы. Список использованной литературы 1. Общая психология курс лекций Сост. Е. И. Рогов М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов
М. Аспект Пресс, 1997 376 с. 3. Болотова А.К Макарова И.В. Прикладная психология Учеб. Для ВУЗов М. Аспект Пресс, 2001 383 с. 4. Большой энциклопедический словарь М. Изд-во Библиографический институт , 1998. Электронная версия 5. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка современное написание слов
М. Изд-во. Цитадель , 1998. Электронная версия 6. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. ЛГУ, 1970. 7. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии Вопросы психологии 1975 2 – 150 с. 8. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М 1991. 9. Марковская И.М. Основы социально-психологических знаний
Учебное пособие Челябинск Изд-во ЮУрГУ, 2001 64 с. 10. Общая психология. Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова, С.Н. Шаболина. М 1973. С. 89. 11. Практикум по психологии СПб. Издат-во. ЛАНЬ , 2002 128 с. 12. Практическая психология Уч. Под ред. Тутушкиной М.К 3-е изд перераб доп СПб. Изд-во. Дидактика Плюс , 2000 336 с. 13. Прикладная социальная психология. Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача – М. Изд-во. Институт практической психологии Воронеж Изд-во. НПО МОДЭК , 1998 688 с. Серия Библиотека школьного психолога . 14. Психологические тесты Под ред. А.А. Карелина В 2 т
М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 Т. 2 248 с. ил. 15. С.В. Ковалев. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М 1991. С. 61-62. 16. Социальная психология Хрестоматия Сост. И.М. Марковская – Челябинск Изд-во. ЮУрГУ, 2000 101 с. 17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н Д.
Изд-во. Феникс , 1997 г 736 с. 18. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н Д. Изд-во. Феникс , 1999 – 544 с. Ресурсы Интернет 19. http psy.rin.ru 20. http redirect.to sociometry 21. http www.dux.ru pg 22. http www.etel.ru leader 23. http www.flogiston.df.ru 24. http www.koronator.com.ua test 25. http www.lib.ru 27 Приложение А СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТУСНО-РОЛЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ Это исследование проводится с целью изучения и диагностики межличностных и межгрупповых отношений, выявления структуры межличностных отношений и особенностей восприятия и понимания людей друг другом в группе. Фамилия И.О. Пол Ваш пол М – мужчина Ж – Женщина. Возраст Образование указать шифр Шифр 01 –
Незаконченное среднее 02 – Среднее 03 – Среднее специальное 04 – Незаконченное высшее 05 – Высшее. Дата мая 2003 г. I. Социометрия Дж. Морено Вам предлагается перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе их число ограничено тремя членами Вашей группы, от наиболее предпочтительного, значимого для Вас, к наименее предпочтительному , С которым Вы хотели бы вместе работать на учебной производственной и др. практике Теперь, пожалуйста, перечислите в порядке предпочтения тех товарищей по группе их число ограничено тремя членами Вашей группы, от наиболее предпочтительного, значимого для Вас, к наименее предпочтительному , С которым Вы НЕ хотели бы вместе работать на учебной производственной и др. практике п п Фамилия И.О. кого выбирают Положительный выбор 1 2 3 п п Фамилия И.О. кого выбирают Отрицательный выбор 1 2 3
II. Методика оценочной биполяризации по Фидлеру Вспомните, пожалуйста, двух знакомых вам людей из Вашей группы, одного из которых вы считаете привлекательным друг, приятель, человек, общение с которым доставляло вам удовольствие , а другого – непривлекательным общения с которым вы старались избегать . Мысленно представьте их себе и постарайтесь определить в какой мере им свойственны перечисленные ниже качества. Эти качества оцениваются по 9-балльным шкалам.
Слова слева и справа от шкалы выражают противоположные полюса качества. В каждой шкале вам надо обвести кружком соответствующую цифру только одну из девяти . Закончив работу со шкалами, подсчитайте суммы баллов по разделу А и разделу Б. А. ОЦЕНКА ПРИЯТНОГО ВАМ ЧЕЛОВЕКА Изобретательный 123456789 Ненаходчивый Ответственный 123456789 Безответственный
Подготовленный 123456789 Неподготовленный Серьезный 123456789 Поверхностный Надежный работник 123456789 Ненадежный работник Владеет собой 123456789 Собой владеть не умеет Деловой 123456789 Разгильдяй Инициативный 123456789 Ведомый Деятельный 123456789 Ленивый Всегда готов помочь 123456789 Безразличен к окружающим
Умный 123456789 Глупый Доброжелательный 123456789 Подозрительный Вежливый 123456789 Грубый Щедрый 123456789 Жадный Скромный 123456789 Надменный Альтруист 123456789 Эгоист Жизнерадостный 123456789 Мнительный Честный 123456789 Лживый Мягкий 123456789 Деспотичный Эрудированный 123456789 Мало знающий Сумма баллов Б. ОЦЕНКА НЕПРИЯТНОГО ВАМ ЧЕЛОВЕКА Изобретательный 123456789 Ненаходчивый Ответственный 123456789 Безответственный Подготовленный 123456789 Неподготовленный Серьезный 123456789 Поверхностный Надежный работник 123456789 Ненадежный работник Владеет собой 123456789 Собой владеть не умеет Деловой 123456789
Разгильдяй Инициативный 123456789 Ведомый Деятельный 123456789 Ленивый Всегда готов помочь 123456789 Безразличен к окружающим Умный 123456789 Глупый Доброжелательный 123456789 Подозрительный Вежливый 123456789 Грубый Щедрый 123456789 Жадный Скромный 123456789 Надменный Альтруист 123456789 Эгоист Жизнерадостный 123456789
Мнительный Честный 123456789 Лживый Мягкий 123456789 Деспотичный Эрудированный 123456789 Мало знающий Сумма баллов 29 Приложение Б Таблица 4 – СОЦИОМАТРИЦА В таблице не указаны фамилии испытуемых, а лишь их шифр, который был дан каждому испытуемому. Этот шифр случайно сгенерирован для каждого испытуемого. п п Кто выбирает Кого выбирают Условные обозначения – не участвовал в исследовании 0 – нет выбора – положительный
выбор отрицательный выбор. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. БМ ВТ ГМ ДС ЖБ ЗЛ КГ ЛН МР НБ ПР РЛ СТ ТТ БГ ВК ГН ДР ЖК ЗР КЛ ЛМ МТ НД ПК РТ СЛ ТЛ БК 1. БМ 0 2. ВТ 0 2 -2 3 -1 1 -3 3. ГМ 1 0 2 -3 -2 -1 3 4. ДС 0 2 3 -3 -2 1 -1 5. ЖБ 0 -3 2 3 1 -2 -1 6. ЗЛ 0 7. КГ 2 -1 -2 0 -3 3 1 8. ЛН 3 -1 0 -3 1 -2 2 9.
МР -2 0 -3 3 1 2 -1 10. НБ 2 -1 0 -2 3 1 -3 11. ПР 2 -2 1 -3 0 -1 3 12. РЛ -1 0 -2 1 -3 3 2 13. СТ 1 -1 3 -2 2 0 -3 14. ТТ -1 3 -3 -2 0 1 2 15. БГ 0 16. ВК 0 17. ГН -3 2 1 -1 0 -2 3 18. ДР 0 19. ЖК 3 1 -2 -1 -3 0 2 20. ЗР 3 -1 -2 0 -3 2 1 21. КЛ 0 22. ЛМ 3 1 2 -2 -3 0 -1 23. МТ -1 -2 2 -3 1 0 3 24. НД 3 1 -1 2 -2 -3 0 25. ПК -1 2 -2 3 -3 0 1 26. РТ 2 -1 1 3 -3 -2 0 27. СЛ 3 -1 -3 2 1 0 -2 28. ТЛ 0 29. БК 3 -2 -3 1 -1 2 0 Полученные выборы Положительные – 66 Отрицательные – 66 4 4 0 1 8 4 3 1 1 5 2 2 0 3 4 0 1 0 1 2 0 4 3 3 2 4 2 0 2 0 0 10 3 0 0 0 10 4 2 4 0 11 2 3 1 0 3 2 0 1 2 0 0 2 0 3 0 3 Из них ПЕРВЫХ Положительных – 22 Отрицательных – 22 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 2 0 0 0 1 1 0 1 2 2 0 2 0 0 1 0 0 7 1 0 0 0 4 0 0 1 0 4 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 2 ВТОРЫХ Положительных – 22 Отрицательных – 22 2 1 0 0 4 1 0 0 0 4 0 1 0 1 1 0 0 0 0 1 0 0 1 0 1 2 1 0 1 0 0 2 1 0 0 0 2 2 2 2 0 6 1 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1
ТРЕТЬИХ Положительных – 22 Отрицательных – 22 1 2 0 0 4 2 2 0 0 0 1 0 0 2 1 0 1 0 0 0 0 3 0 1 1 0 1 0 0 0 0 1 1 0 0 0 4 2 0 1 0 1 1 3 1 0 1 2 0 0 2 0 0 0 0 2 0 0 Приложение В Таблица 5 – Результаты исследования по биполяризации п п Шифр Биполяризация Приятный Неприятный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Изобратательный Ответственный Подготовленный Серьёзный Надежный работник Владеет собой Деловой Инициативный
Деятельный Всегда готов помочь Умный Доброжелательный Вежливый Щедрый Скромный Альтруист Жизнерадостный Честный Мягкий Эрудированный ВСЕГО БАЛЛОВ 1. БМ н е п и с а л 2. ВТ 7 6 7 7 8 7 5 8 9 6 7 7 6 6 8 4 7 6 7 9 7 8 6 5 7 7 8 6 6 7 7 4 7 3 6 7 4 3 6 7 135 116 19 М 3. ГМ н е п и с а л 4. ДС 7 4 8 5 8 4 7 4 8 4 6 2 8 5 7 6 7 7 8 3 8 4 7 3 8 2 7 3 6 2 7 4 7 4 8 5 5 2 7 4 144 77 67
С 5. ЖБ 8 5 7 4 5 7 6 3 7 7 5 2 5 7 9 6 6 6 8 2 7 3 8 3 9 1 7 6 5 2 7 4 8 4 7 5 5 1 5 5 134 83 51 Ж 6. ЗЛ н е п и с а л 7. КГ 9 2 6 1 9 3 5 1 9 2 8 3 9 3 8 3 9 1 2 2 8 1 4 3 3 6 3 1 2 9 3 1 6 1 7 5 1 2 1 8 112 58 54 Ж 8. ЛН 9 8 9 9 2 9 4 9 8 9 9 8 8 1 9 1 5 7 8 7 8 9 9 1 1 1 8 1 7 9 9 5 9 1 9 2 3 9 4 8 138 114 24 У 9. МР 9 5 7 7 8 8 5 6 7 6 5 5 6 9 7 5 9 7 9 7 8 7 9 6 9 9 7 6 5 1 8 2 9 3 9 5 8 5 7 7 151 116 35 У 10. НБ 5 2 4 3 3 4 7 1 8 7 3 3 7 2 8 1 4 3 9 2 3 4 4 3 4 7 5 5 3 6 2 4 8 8 6 8 2 1 4 4 99 78 21 У 11. ПР 9 3 4 8 8 7 7 9 5 5 8 4 6 8 8 1 9 2 9 2 8 6 8 8 7 4 8 2 6 1 8 1 9 1 7 1 6 1 7 5 147 79 68 С 12. РЛ 8 4 6 7 8 2 9 5 5 8 3 5 7 5 8 1 6 8 9 6 9 5 8 8 7 5 7 7 5 9 8 8 9 1 8 8 5 3 9 5 144 110 34 У 13. СТ 6 3 9 1 5 1 9 1 8 1 9 2 8 1 5 3 6 3 9 1 9 5 3 2 3 5 8 1 5 9 3 1 9 3 9 1 6 6 9 1 138 51 87 С 14. ТТ 8 2 9 3 7 5 8 7 5 1 9 4 7 3 9 5 8 5 9 2 8 2 9 3 8 4 8 4 8 1 9 4 9 3 8 7 7 5 8 3 161 79 82 С 15. БГ н е п и с а л 16. ВК н е п и с а л 17. ГН 8 3 8 5 6 2 7 4 9 6 5 3 6 1 9 1 8 2 7 3 9 3 8 5 9 5 6 4 5 7 8 5 8 5 9 5 7 5 9 1 151 75 76
С 18. ДР н е п и с а л 19. ЖК 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 6 1 4 1 4 1 4 1 6 1 6 1 6 1 6 1 6 1 5 1 5 1 5 1 5 1 9 1 4 1 101 20 81 С 20. ЗР 5 9 9 5 6 3 7 2 9 2 8 3 9 5 3 2 5 3 9 2 6 3 8 2 9 5 7 4 8 1 9 1 8 5 9 2 9 1 8 3 151 63 88 С 21. КЛ н е п и с а л 22. ЛМ 5 9 8 5 3 6 8 5 4 7 5 6 7 5 6 3 2 6 9 3 5 4 8 1 5 3 7 3 6 2 5 2 7 5 8 1 8 1 2 7 118 84 34 У 23. МТ 7 6 4 3 5 2 6 5 7 4 6 3 5 5 7 6 7 6 8 2 6 4 8 6 8 6 9 2 8 3 9 1 8 4 8 1 7 6 7 5 140 80 60 Ж 24. НД 5 2 7 3 5 1 3 8 8 1 9 9 9 3 9 2 8 1 8 1 9 2 6 2 8 1 5 7 5 4 9 1 9 8 5 7 7 5 9 3 143 71 72
С 25. ПК 5 3 9 2 7 2 8 1 8 1 7 3 6 2 9 1 7 1 6 1 8 3 8 1 6 6 6 5 3 6 7 7 5 7 6 6 8 7 8 5 137 70 67 С 26. РТ 5 5 9 3 6 6 8 5 7 2 7 1 6 7 3 8 8 7 9 1 8 7 9 2 8 1 9 2 8 1 9 1 7 7 9 1 8 2 7 7 150 76 74 С 27. СЛ 5 5 3 5 3 4 5 3 4 5 5 2 7 4 6 1 5 4 9 3 7 3 6 3 9 6 7 4 5 9 5 3 9 5 5 3 7 5 5 4 117 81 36 У 28. ТЛ н е п и с а л 29. БК 4 1 9 4 6 3 9 6 9 6 7 7 8 6 3 3 5 5 9 4 9 3 5 1 5 2 9 2 6 1 8 2 6 1 9 2 7 4 9 4 142 67 75 С Приятный – оценка приятного человека Неприятный – оценка неприятного человека – не писал данный респондент
не писал работу, или не принимал участия в исследовании М – мягкость Д 20 У – уравновешенность 20 Д 40 Ж – жесткость 40 Д 60 С – сверхжесткость Д 60 .