ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВИЛА ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИИ ОСНОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Понятие производства по делам,возникающим из административно-правовых отношений
1.2 Правила подведомственности дел,возникающих из административно-правовых отношений
1.3 Основания возбуждения дел,возникающих из административно-правовых отношений
ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИУЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ В ИСХОДЕ ДЕЛА, ВОЗНИКАЮЩЕГО ИЗ Административно-правовых отношений
2.1 Производство по отдельнымкатегориям дел, возникающих из административно-правовых отношений
2.2 Права и обязанности юридически заинтересованныхв исходе дела лиц по делам, возникающим из административно-правовых отношений
ГЛАВА 3. ОСОБЕНОСТИ ВЫНЕСЕНИЯ ИИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ СУДА ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
административноеправовое гражданское право
ВВЕДЕНИЕ
Защита прав личности —важнейший принцип правового государства. В системе органов, призванныхосуществлять правоохранительную функцию, наиболее важным звеном является суд.
Судебная защита правчеловека — это институт конституционного права, определяющий юридическиймеханизм, с помощью которого государство обязано обеспечить соблюдение правчеловека и гражданина.
Право граждан наобжалование незаконных действий государственных органов, организаций идолжностных лиц в полной мере отвечает требованиям ст. 60 КонституцииРеспублики Беларусь, согласно которой «каждому гарантируется защита его прав исвобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные закономсроки».
Как отмечал Ф. Энгельс:«Первое условие всякой свободы — ответственность всех чиновников за все своислужебные действия по отношению к любому из граждан перед обыкновенными судамии по общему праву».
В государстве, основанномна принципе разделения властей, обращение в суд служит эффективной формойконтроля за действиями органов власти и управления. Расширение судебногоконтроля за исполнительной властью — одна из насущных предпосылок построениядемократического общества и правового государства.
Институт, регулирующийсудебный порядок рассмотрения споров, возникающих в сфере административногоуправления, носит в гражданском процессе название «производство по делам,возникшим из административно-правовых отношений».
Именно производству поделам, возникшим из административно-правовых отношений, как одному изинститутов гражданского процесса и посвящена данная работа.
В Республике Беларусьадминистративное судопроизводство осуществляется общими и хозяйственнымисудами.
В работе нами будутрассмотрены особенности производства дел, возникающих изадминистративно-правовых отношений, судом общей юрисдикции.
Производство по делам,возникающим из административно правовых отношений — самостоятельный видгражданского судопроизводства, в котором рассматривается спор, возникающий всфере административного управления, и осуществляется контроль над законностью иобоснованностью действий (бездействия) государственных органов, организаций идолжностных лиц, затрагивающие права и законные интереса граждан.
В настоящее времяпроизводство по делам, возникающим из административно-правовых отношений,отражает порядок реализации права судебной жалобы граждан и общественныхобъединений граждан в общие суды для осуществления судебного контроля заправоприменительной деятельностью в административном порядке исполнительных ираспорядительных государственных органов, юридических лиц, иных организаций, атакже должностных лиц и особенности рассмотрения и разрешения таких жалоб вгражданском судопроизводстве.
Актуальность темызаключается в возрастании количества жалоб на действия (бездействие) исполнительныхи распорядительных государственных органов, юридических лиц, иных организаций,должностных лиц, а также в отсутствии специальной системы административныхсудов.
Объектом исследованияявляются общественные отношения, возникающие при осуществлении производствадел, возникающих из административно-правовых отношений.
Предмет исследования — нормыгражданского процессуального законодательства и других нормативных правовыхактов, регламентирующих порядок и особенности рассмотрения дел, возникающих изадминистративно-правовых отношений.
Цель исследования — анализположений гражданского процессуального законодательства, регламентирующегопорядок и особенности рассмотрения жалоб и заявлений на действия (бездействие)исполнительных и распорядительных государственных органов, юридических лиц,иных организаций и должностных лиц.
Достижение этой целиобеспечивается решением следующих задач:
1. определить понятие иособенности производства дел, возникающих из административно-правовых отношений;
2. рассмотреть вопрос оподведомственности дел, возникающих из административно-правовых отношений;
3. отразить основаниявозбуждения производства по делам, возникающим из административно-правовыхотношений;
4. рассмотретьособенности производства некоторых категорий дел, возникающих изадминистративно-правовых отношений;
5. определить права иобязанности юридически заинтересованных в исходе дела лиц по делам, возникающимиз административно-правовых отношений;
6. проанализироватьособенности вынесения и исполнения решений по делам, возникающим изадминистративно-правовых отношений.
Для выполнения работыиспользовалось достаточное количество учебно-методической литературы и действующиенормативные правовые акты Республики Беларусь.
Основным методом былвыбран общенаучный метод анализа, а также сравнительно-правовой метод.
Структурно изложениематериала представлено в виде оглавления, введения, основной части в виде трехглав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Все заимствованные излитературных и других источников теоретические и методические положениясопровождаются ссылками авторов.
ГЛАВА 1. ПРАВИЛАПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ И ОСНОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Понятиепроизводства по делам, возникающим из административно-правовых отношений
В государстве, основанномна принципе разделения властей, обращение в суд служит эффективной формойконтроля за действиями органов власти и управления. Именно поэтому законзакрепляет право на судебное обжалование в установленных случаях действийадминистративных органов и должностных лиц.
Расширение судебногоконтроля за исполнительной властью — одна из насущных предпосылок построениядемократического общества и правового государства [9, с. 308].
Универсальный характергражданского судопроизводства, обеспечивающий судебную защиту разнородных правграждан, вызвал его деление на виды судопроизводства:
1.исковое производство;
2.производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений;
3.особое производство;
4. приказное.
Производство по делам,возникающим из административно-правовых отношений, в гражданском процессезанимает особое место в силу специфики охватываемых дел и процессуальныхособенностей осуществления по ним правосудия.
О сущности и особенностяхпроизводства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, мы иповедем в дальнейшем речь.
Отметим, что ГПК 1964года предусматривал лишь первые два вида гражданского судопроизводствауказанные выше. Необходимо также обратить внимание, что в отличие от ГПК 1964года, Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З (со всеми изменениями и дополнениями) (Далее — ГПК) в условиях отсутствияадминистративных судов не только сохранил производство по делам, возникающим изадминистративно-правовых отношений, как вид судопроизводства, но и существеннорасширил его пределы, а также модернизировал правовой механизм обеспеченияконституционного права граждан на судебную защиту в сфере административногоправоприменения.
Производство по делам,возникающим из административно-правовых отношений — самостоятельный видгражданского судопроизводства, в котором судом рассматривается спор, возникшийв сфере административного управления, и осуществляется контроль за законностьюи обоснованностью действий (бездействия) государственных органов, организаций идолжностных лиц, затрагивающих права и охраняемые законом интересы граждан [16,с. 224].
В настоящее времяпроизводство по делам, возникающим из административно-правовых отношений,отражает порядок реализации права судебной жалобы граждан и общественныхобъединений граждан в общие суды для осуществления судебного контроля заправоприменительной деятельностью в административном порядке исполнительных ираспорядительных государственных органов, юридических лиц, иных организаций, атакже должностных лиц и особенности рассмотрения и разрешения таких жалоб вгражданском судопроизводстве.
Предметом судебнойдеятельности в производстве по делам, возникающим из административно-правовыхотношений, является проверка законности и обоснованности актовадминистративного правоприменения, затрагивающих субъективные права и интересыграждан, а в предусмотренных законом случаях и юридических лиц — общественныхобъединений граждан. Эта проверка, исходя из общих правил гражданскогопроцесса, происходит с участием непосредственно заинтересованных в исходе делалиц: органа (должностного лица), вынесшего акт правоприменения, и лиц, вотношении которых вынесен акт правоприменения и (или) на которыхраспространяется его юридическое действие [2, с. 126].
Стороны в производстве поделам, возникающим из административно-правовых отношений, именуются заявитель,т.е. лицо, возбудившее судебный процесс против административного органа илидолжностного лица, и соответствующий государственный орган.
Правовая природа производствапо делам, возникающим из административно-правовых отношений, заключается в том,что при их рассмотрении суд разрешает не спор о праве гражданском, аадминистративно-правовой спор, что связано, с одной стороны, с участием в немгосударственных органов, организаций и должностных лиц, действия которыхобжалуются, с другой, — с тем, что правоотношения эти носят властный характер,характер подчинения одной стороны другой стороне, а также, что административныедействия влекут еще и гражданско-правовые последствия, вытекающие из ст. 7Гражданского кодекса Республики Беларусь (Далее — ГК) [12, с. 138-139].
В производстве по делам,возникающим из административно-правовых отношений, судебной защите подлежат какправа и интересы из публично-правовых отраслей (государственного,административного, финансового и т.д.), так и из частноправовых (гражданских,семейных, трудовых и т.д.) отраслей, что позволяет судить о некоторойусловности понятия «производство по делам, возникающим изадминистративно-правовых отношений». Более того, некоторые авторыпридерживаются точки зрения, что название данного вида судопроизводстванеобходимо заменить на производство по делам, вытекающим из публично-правовыхотношений.
Судебный порядокрассмотрения и разрешения дел, связанных с защитой прав граждан, иных лиц всвязи с действиями (бездействием) органов государства по правоприменению(административной юрисдикцией) именуют также в научной и учебной литературе«административной юстицией». В месте с тем законодатель не употребляет такуютерминологию. И это очевидно, поскольку у нас отсутствует системаадминистративных судов [2, с. 121].
Дела, возникающие изадминистративно правовых отношений, рассматриваются по общим правиламгражданского судопроизводства, но с некоторыми особенностями и дополнениями,предусмотренными процессуальным законодательством. В основе данной категориидел лежит не спор о праве гражданском, а административно-правовой спор, чтосвязано, с одной стороны, с участием в нем государственных органов, организацийи должностных лиц, действия которых обжалуются, с другой, — с тем, чтоправоотношения эти носят властный характер, характер подчинения одной стороныдругой стороне, а также, что административные действия влекут еще игражданско-правовые последствия.
Рассмотрение дел,возникающих из административно-правовых отношений, по общим правиламрассмотрения гражданских дел предопределяет гражданскую процессуальную природуэтого производства.
Отличие производства поделам, возникающим из административно-правовых отношений, от исковогопроизводства связано со спецификой (иным характером) предмета судебнойдеятельности, опосредующего иное содержание целого ряда гражданскихпроцессуальных институтов и норм (о средствах судебной защиты; о мерах по ихобеспечению, о правилах судебной подведомственности; о составе лиц, имеющихматериально-правовой интерес в исходе дела; о совокупности их прав пораспоряжению предметом спора; о структуре и правилах определения предметадоказывания; о распределении обязанностей по доказыванию; о способах защиты)[2,с. 125]. Вместе с тем, некоторые дела, возникающие из административно-правовыхотношений, рассматриваются по правилам искового производства.
Из всего сказанного выше,определим процессуальные особенности производства по делам, возникающим изадминистративно-правовых отношений:
1. дела, возникающие из административно-правовыхотношений, возбуждаются не путем предъявления иска, а посредством подачи жалобыили заявления в суд;
2. по делам данного видасудопроизводства суд разрешает спор не о праве гражданском, а обадминистративном праве (в широком смысле слова);
3. в силу спецификиадминистративно-правовых отношений здесь не используются такие процессуальныедействия, как встречный иск, заключение мирового соглашения. Кроме того,административные дела не могут быть переданы на разрешение третейского суда, поним не применяются правила договорной подсудности;
4. по административным делам вгражданском процессе, с одной стороны, выступает гражданин (заявитель), а сдругой — государственный орган, организация, должностное лицо, чьи действия(бездействие) являются предметом судебного рассмотрения;
5. материально-правовые отношения междусторонами, участвующими в административных делах, строятся по принципу власти иподчинения;
6. по административным делам судпроверяет законность и обоснованность действий (бездействия) государственныхорганов, организаций и должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законом, —лишь их законность [15, с. 62].
Таким образом,производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений —самостоятельный вид гражданского судопроизводства, подчиняющийся общим правиламрассмотрения гражданских дел, в котором по жалобам заявителей судом разрешаетсяспор о правомерности административного правоприменения посредством проверкизаконности и обоснованности действий (бездействия) государственных органов,организаций и должностных лиц, затрагивающих права и охраняемые закономинтересы граждан и общественных объединений граждан.
Подчеркнем, чтоправильное и своевременное разрешение жалоб и заявлений является важнейшимусловием, обеспечивающим восстановление нарушенных прав и законных интересовграждан, укрепление законности и улучшение деятельности судов.
1.2 Правилаподведомственности дел, возникающих из административно-правовых отношений
В науке гражданскогопроцессуального права подведомственность определяется как относимостьнуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел кведению различных государственных, общественных, смешанных(государственно-общественных) органов и третейских судов, как свойствоюридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определеннымиюрисдикционными органами [1, с. 159].
Другими словами,подведомственность — разграничение компетенции междуразличными органами.
Всоответствии со ст. 37 ГПК, закрепляющей общие правила подведомственности,судам подведомственны дела:
В соответствии с п. 2Постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь и Пленума Высшегохозяйственного суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 4 «О разграничении подведомственности между общими и хозяйственными судами» и с правиламиподведомственности, установленными процессуальным законом (статья 37 ГПК),общим судам подведомственны дела:
· по спорам,возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений,отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, еслихотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев,когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенциидругих судов или к ведению иных государственных органов, а также иныхорганизаций;
· по спорамюридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами;
· возникающие изадминистративно-правовых отношений (статья 335 ГПК);
· особого производства(статья 361 ГПК);
· приказногопроизводства (статья 394 ГПК) [11].
Судамподведомственны и другие дела, отнесенные законодательными актами к ихкомпетенции (ст. 37 ГПК).
Особенностипредмета судебной деятельности по делам, возникающим из административно-правовыхотношений, предопределяют характер и критерии общих правил судебной подведомственности жалоб впроизводстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений.
Всоответствии со ст. 335 ГПК по делам, возникающим из административно-правовыхотношений, суды рассматривают дела:
1) по жалобам на действияизбирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;
2) исключен;
3) по жалобам на отказорганов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления илиизменения в записи актов гражданского состояния;
4) по жалобам нанотариальные действия или на отказ в их совершении;
5) по жалобам на действия(бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а такжеорганизаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющихправа граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, — и праваюридических лиц;
6) по жалобам на решенияАпелляционного совета при патентном органе;
7) иные дела, возникающиеиз административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом [4].
Как видим, ст. 335 ГПК содержит открытый перечень дел, возбуждаемых пожалобам граждан, иных физических лиц и реже общественных объединений надействия (бездействие) различных органов административного правоприменения.
Применительнок этим категориям жалоб устанавливаются также специальные условияподведомственности (досудебный порядок, уточняется круг лиц, имеющих правообжалования и т.д.), а также иные специальные правила их рассмотрения иразрешения судом. В частности, ч. 1 ст. 337 ГПК устанавливает в качестве общегоправила месячный срок со дня поступления в суд для рассмотрения жалоб. Онприменяется, если иное не установлено ГПК и другими актами законодательства(например, по жалобам на действия избирательных комиссий).
Киным делам, возникающим из административно-правовых отношений, которые согласноп. 7 ст. 335 ГПК должны быть предусмотрены законом, следует отнести жалобывзыскателя и должника (протесты прокурора) на действия судебного исполнителя.
Однакоособенности их рассмотрения и разрешения урегулированы в исполнительномпроизводстве (ст. 479 ГПК).
Такимобразом, предметным критерием общих правил подведомственности суду жалобявляется вид действий по административному правоприменению, а не отраслевойпризнак подлежащего защите права. Субъектный критерий предполагает, что лицом,имеющим право жалобы в общие суды, являются граждане, иные физические лица, атакже общественные объединения граждан, в отношении которых выносился акт(действие). Органом правоприменения являются любые органы, организации идолжностные лица, названные в п. 1-6 ст. 335 ГПК, если их действия ненаправлены на реализацию права на хозяйственную деятельность, а применительно кп. 7 ст. 335 ГПК независимо от этого.
Вместес тем ряд действий государственных органов и должностных лиц имеетгражданско-правовые последствия и может вызвать возникновение споров о праве,подведомственных суду в исковом производстве. Так, согласно пп. 2 п. 2 ст. 7 ГКгражданские права иобязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотренызаконодательством в качестве основания их возникновения. Защита прав,нарушенных такими актами, возможна исками о признании недействительными актовгосударственных органов и органов местного самоуправления, например опредоставлении помещений, об оспаривании отцовства, а также исками обосвобождении имущества от ареста (исключении из описи), о признаниинедействительной исполнительной надписи нотариального органа и некоторымидругими. При рассмотрении таких исков суд осуществляет непосредственную защитунарушенного субъективного права, а также судебный контроль за правомерностьюсоответствующих актов, который именуют косвенным, так как он осуществляется всвязи с защитой нарушенного права лица, в отношении которого не выносился акт [2, с. 129].
Спорыо праве, подведомственные суду в исковом производстве, могут возникать междузаинтересованными лицами, но без участия органов правоприменения и по поводуправ и охраняемых законом интересов частноправового характера, реализованныхили подлежащих реализации в административном порядке. Их возникновениеявляется, как правило, препятствием к вынесению акта административногоправоприменения, а при обжаловании в суд действий (бездействия) по административномуправоприменению спор о праве всегда является препятствием для рассмотренияжалобы по существу и согласно п. 10 ч. 1 ст. 165 ГПК влечет ееоставление судом без рассмотрения.
Спорыо праве могут возникать и вследствие признания неправомерными по судебнымжалобам граждан действий (бездействия), если они к тому же вызвалиимущественный или моральный вред.
Характеромпредмета судебной деятельности в производстве по делам, возникающим изадминистративно-правовых отношений, определяется и характер средств судебной защиты интересовграждан, общественных объединений граждан, о которых мы будем говорить ниже.
1.3 Основания возбуждения дел,возникающих из административно-правовых отношений
Основанием возбужденияпроизводства по делам, возникающим из административно-правовых отношений,является жалоба или протест прокурора.
Так, в соответствии сост. 340 ГПК дела, возникающие из административно-правовых отношений,возбуждаются в суде по жалобе [4].
По общему правилу дела,возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются судом непозднее месячного срока со дня поступления заявления в суд, если иное неустановлено ГПК и другими актами законодательства.
Отметим, что на рубеже XIX и XX вв. некоторые ученыесредства защиты публично-правовых интересов называли не жалобой, аэкстраординарным или административным иском.
Жалоба — обращение в судс просьбой о защите нарушенных актом административного правоприменения,вынесенного в отношении заявителя, его субъективных прав или интересов одним изспособов, предусмотренных законом [2, с. 130].
Правовой основойиспользования для судебной защиты не только иска, но и жалобы является ч. 3 ст.122 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Решение местных Советовдепутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие илинарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иныхпредусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебномпорядке» [7].
Гражданский кодекс такжепредоставляет заинтересованным лицам право жалобы в суд. Так, в соответствии сп. 3 ст. 10 ГК защита гражданских прав в административном порядкеосуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Решение,принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд [3].
Жалоба, являясь, как ииск, волеизъявлением имеет иное наполнение трех своих элементов — предмета,основания (мотивов) и содержания.
Предметом жалобы являютсянесогласие заявителя или прокурора с действиями (бездействием) государственногооргана, организации или должностного лица (ст. 340 ГПК).
Другими словами, предметом жалобы выступаетвозражение (несогласие) заявителя против действий (бездействия)государственного органа, организации или должностного лица, принятых вадминистративном порядке, их оспаривание.
Основаниями (мотивами) жалобы являютсяюридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности илинеобоснованности действий (бездействия) государственных органов, организацийили должностных лиц. Юридические факты основания жалобы неоднородны. Среди нихимеются как факты материально-правового характера, которые должен был учестьорган административного правоприменения, так и фактыадминистративно-процессуального характера, так как орган административногоправоприменения свою функцию должен осуществлять в пределах закрепленной за нимкомпетенции и с соблюдением определенной законодательством процедуры.
Содержание жалобы составляютистребуемые заявителем у суда способы защиты. Оно состоит в просьбе к суду опризнании действия (бездействия) неправомерным полностью или частично и в связис этим о его отмене, изменении либо об установлении обязанности органаадминистративного правоприменения его совершить. В содержание жалобы такжевходят иные предусмотренные законом способы защиты права — просьба к суду опризнании наличия или отсутствия материально-правового субъективного права,обязанности или охраняемого интереса, служащих по законодательству основаниемдля вынесения определенного административно-правового акта. Вместе с тем, этотспособ судебной защиты не основной. Полная защита интересов заявителя возможналишь посредством определения судом того, того, какой административно-правовойакт должен быть принят в силу законодательства [2, с. 131-132].
Средствами обеспеченияжалоб в соответствии с ч. 2 ст. 340 ГПК являются:
· запрет исполнениядействий государственного органа, организации или должностного лица доистечения срока на судебное обжалование (опротестование) в случаях,предусмотренных законом;
· обязательноеприостановление исполнения обжалованного действия в случаях, предусмотренныхзаконом [4].
Структура предметадоказывания и специальные правила распределения обязанности доказывания пожалобам в производстве по делам, возникающим из административно-правовыхотношений, вытекают из специально закрепленных в ст. 339 ГПК норм.
Так,в соответствии со ст. 339 ГПК суд проверяет законность и обоснованностьдействий государственных органов, организаций и должностных лиц, действия(бездействие) которых обжалуются, а в случаях, предусмотренных законом, — лишьих законность.
Государственныеорганы, организации и должностные лица обязаны представить суду материалы,послужившие основанием для соответствующих действий (бездействия).
Заявители,государственные органы, организации и должностные лица, а также иныезаинтересованные в исходе дела лица вправе представлять суду доказательства ииные материалы [4].
Каквидим, суд в полном объеме проверяет правомерность обжалованного действия, т.е.его законность и обоснованность.
Кобстоятельствам, свидетельствующим о незаконности действий (бездействия)органов административного правоприменения, относится неправильное применениенорм материального права или порядка (процедуры) административногоправоприменения. К обстоятельствам, свидетельствующим о необоснованностидействий (бездействия) органов административного правоприменения, относятся всеразновидности недостатков правоприменения с фактической стороны — неполноевыяснение обстоятельств, имеющих значение для административногоправоприменения; недоказанность этих обстоятельств; несоответствие выводоворгана административного правоприменения обстоятельствам (фактам)материально-правового характера, имеющим значение для административногоправоприменения.
Суд при оценке законности и обоснованности обжалованных действийучитывает, что для каждого вида административного правоприменения установленыправила об обязанности либо заявителей (например, при обращении к нотариусу, вЗАГС) либо органа правоприменения (например, при привлечении к административнойответственности, начислении налогов) подтвердить доказательствами основанияправоприменения. Выполнение этой обязанности в ходе судебного разбирательствавлияет на выводы суда о правомерности жалобы и соответственно о правомерностиобжалованного действия [2, с. 136].
Производствопо делам, возникающим из административно-правовых отношений, характеризуетсятакже специфическими способами защиты прав лиц,непосредственно заинтересованных в исходе дела, применяемыми судом. Онизакреплены в ГПК в нормах о полномочиях суда при вынесении решения по отдельнымкатегориям жалоб. В целом способы защиты — это признание обжалованного действия(бездействия) государственных органов, организаций правомерным либонеправомерным полностью или частично, а также отмена или изменение неправомерногодействия полностью или частично, установление обязанности внести изменения всовершенное действие либо совершить его для реализации прав или охраняемыхзаконных интересов заявителя.
Отметим, что заявительвправе отказаться от жалобы, изменить мотивы жалобы в пределах обжалуемогодействия. Государственные органы, организации и должностные лица, действия(бездействие) которых обжалуются, вправе признать жалобу в случаях, когда они впределах своей компетенции могут вносить изменения в обжалуемое действие.
На заявителе так же, какна истце, лежит обязанность подтвердить факты легитимации: активной (то, что вотношении заявителя совершено и на его права распространяется действие(бездействие)) и пассивной (совершение действия лицом, указанным в жалобе) [2,с. 135].
Бремя доказываниязаконности и обоснованности совершенного действия закон возлагает насоответствующие государственные органы, организации и должностных лиц, которыеобязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующихдействий (бездействия).
Таким образом, в Главе 1«Правила подведомственности и основания возбуждения гражданских дел,возникающих из административно-правовых отношений» мы выяснили, чтопроизводство по делам, возникающим из административно правовых отношений —самостоятельный вид гражданского судопроизводства, в котором рассматриваетсяспор, возникающий в сфере административного управления, и осуществляетсяконтроль над законностью и обоснованностью действий (бездействия)государственных органов, организаций и должностных лиц, затрагивающие права изаконные интереса граждан.
Основанием возбужденияпроизводства по делам, возникающим из административно-правовых отношений,является жалоба или протест прокурора.
Общиеправила судебной подведомственности закреплены в ч. 3 ст. 37 и ст. 335 ГПК ввиде открытого перечня дел, возбуждаемых по жалобам граждан, иных физическихлиц и реже общественных объединений на действия (бездействие) различных органовадминистративного правоприменения.
ГЛАВА 2. ПРАВА ИОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ В ИСХОДЕ ДЕЛА, ВОЗНИКАЮЩЕГОИЗ Административно-правовых отношений
2.1 Производство поотдельным категориям дел, возникающих из административно-правовых отношений
Как уже говорилось выше, по делам, возникающим из административно-правовых отношений,суды рассматривают дела:
1) по жалобам на действияизбирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;
2) исключен;
3) по жалобам на отказорганов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или измененияв записи актов гражданского состояния;
4) по жалобам нанотариальные действия или на отказ в их совершении;
5) по жалобам на действия(бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а такжеорганизаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющихправа граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, — и праваюридических лиц;
6) по жалобам на решенияАпелляционного совета при патентном органе;
7) иные дела, возникающиеиз административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом.
Рассмотрим особенностисодержания и рассмотрения вышеуказанных категорий жалоб более подробно.
Особенностирассмотрения жалоб на действия избирательных комиссий. ГПК в п. 1 ст. 335 отнес ккомпетенции общих судов в производстве по делам, возникающим изадминистративно-правовых отношений, рассмотрение дел по жалобам на действияизбирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом. Круг действийизбирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента РеспубликиБеларусь, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей Национальногособрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собранияРеспублики Беларусь, а также при подготовке и проведении референдума (народногоголосования) в настоящее время регулируется Избирательным кодексом РеспубликиБеларусь (Далее — ИК).
Каждый гражданинРеспублики Беларусь, достигший 18-летнего возраста, должен быть включен всписки избирателей.
Закон предоставляеткаждому гражданину право обжаловать неправильности в списках избирателей(невключение, неправильное включение в список или исключение из негоизбирателей, а также допущенные в списке неточности в указании Ф.И.О.избирателя) [13, с. 112].
Так, в соответствии сост. 21 ИК каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение,неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные всписке неточности в указании данных о гражданине. Заявление о неправильностях всписке рассматривается участковой комиссией, которая обязана не позднее чем вдвухдневный срок, а накануне и в день выборов, референдума, голосования оботзыве депутата немедленно рассмотреть заявление, внести необходимыеисправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения оботклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в вышестоящуюкомиссию, которая обязана рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок,а в день голосования — немедленно. Решение участковой комиссии может быть такжеобжаловано не позднее чем за пять дней до выборов, референдума, голосования оботзыве депутата в районный, городской суд, который обязан рассмотреть жалобу втрехдневный срок [5].
В силу ст. 341 ГПК лицо,не согласное с решением избирательной комиссии по вопросу о неправильностях всписке избирателей и в других случаях, предусмотренных законом, может не позжечем за семь дней до выборов (референдума) подать жалобу в суд по местунахождения соответствующей избирательной комиссии.
В случае, если закономустановлено предварительное обращение с заявлением в избирательную комиссию иэтот порядок заявителем не соблюден, судья направляет жалобу в соответствующуюизбирательную комиссию известив об этом заявителя..
Дела данной категориирассматриваются судом с обязательным участием прокурора.
Жалоба должна бытьрассмотрена судьей не позднее чем в пятидневный срок с момента ее подачи, еслииное не предусмотрено законом.
Жалоба рассматриваетсясудом с вызовом заявителя, государственного органа, юридического лица илигражданина, возбудивших дело в интересах заявителя, а также представителясоответствующей избирательной комиссии. Неявка указанных лиц не являетсяпрепятствием для разрешения дела. Дело по жалобе на неправильности в спискеизбирателей и на другие действия избирательных комиссий суд рассматривает сучастием прокурора.
Особенностирассмотрения жалоб на отказ органов, регистрирующих акты гражданскогосостояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданскогосостояния. В соответствии п. 1 ст. 43 ГКгосударственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:
1. рождение
2. заключение брака
3. расторжение брака
4. усыновление (удочерение)
5. установление материнства и (или)отцовства
6. перемена имени
7. смерть гражданина [3].
На территории РеспубликиБеларусь регистрация актов гражданского состояния в городах и районных центрахпроизводится отделами ЗАГС местных исполнительных и распорядительных органов, ав поселках и сельских населенных пунктах — соответствующими исполнительными ираспорядительными органами.
В соответствии со ст. 226Кодекса о браке и семье Республики Беларусь (Далее — КоБС) заявление о внесенииизменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состоянияподается в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по местужительства заявителя и должно быть рассмотрено в срок, не превышающий десятидней со дня подачи заявления, а при необходимости проведения дополнительнойпроверки, запроса сведений и (или) документов от других государственныхорганов, иных организаций Республики Беларусь — в срок до трех месяцев.
Если для рассмотрениязаявления о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актовгражданского состояния органом, регистрирующим акты гражданского состояния,необходимо получение сведений и (или) документов от компетентных органов другихгосударств, то соответствующие запросы направляются органом, регистрирующимакты гражданского состояния, в трехдневный срок со дня подачи заявления овнесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданскогосостояния. Заявление о внесении изменений, дополнений, исправлений в записиактов гражданского состояния должно быть рассмотрено органом, регистрирующимакты гражданского состояния, в срок, не превышающий одного месяца со дняполучения всех необходимых сведений и (или) документов от компетентных органовдругих государств [6].
Исправление ошибок ивнесение изменений, дополнений в записи актов гражданского состояния приналичии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицамипроизводится органами, регистрирующими акты гражданского состояния. Отказ всовершении указанных действий может быть обжалован в суд (с. 225 КоБС).
В силу ст. 348 ГПК жалобына отказ органов записи актов гражданского состояния при отсутствии спора оправе в исправлении или изменении записи актов гражданского состояниярассматривает суд по месту жительства заявителя.
Говоря о содержаниижалобы, необходимо сказать, что в соответствии со ст. 349 ГПК в жалобе должнобыть указано, каким органом была произведена запись, в чем заключается еенеправильность и какими доказательствами это подтверждается, по каким причинамбыло отказано в исправлении или изменении записи. К жалобе должны бытьприложены копия соответствующей записи и выданных на ее основании свидетельств,заключение органа, регистрирующего акты гражданского состояния, об отказе визменении или исправлении записи и другие необходимые по делу документы.
Основанием возбужденияпроизводства по делу является:
1. должен существоватьдокумент, содержащий оспариваемую запись актов гражданского состояния;
2. должно бытьпредставлено заключение органов ЗАГС об отказе внести исправления или измененияв произведенную запись.
В судебное заседаниевызываются заявитель, представитель органа ЗАГС, а также другие лица, которыемогут быть заинтересованы в исходе дела.
Основной целью судебногоразбирательства служит проверка обоснованности жалобы заявителя и действийдолжностных лиц, производивших оспариваемую запись.
Особенностирассмотрения жалоб на нотариальные действия или на отказ в их совершении. В силу ст. 351 ГПК лица, обратившиесяза совершением нотариального действия и считающие неправильным совершенноенотариальное действие или неправомерным отказ в совершении нотариальногодействия, а также лица, интересы которых ущемлены в связи с совершениемнотариального действия, вправе подать жалобу в суд по месту нахождениягосударственной нотариальной конторы, нотариального бюро или государственногооргана, юридических лиц, иных организаций, должностные лица которых в силузакона вправе совершать нотариальные действия.
Жалобы на неправильноеудостоверение завещания или на отказ в его удостоверении капитаном морскогосудна или судна внутреннего плавания, плавающего под Государственным флагомРеспублики Беларусь, подаются в суд по месту порта приписки судна или по местуучета судна в Республике Беларусь.
Жалоба подается в суд вдесятидневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно осовершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении.
Отметим, что в соответствиис п. 4 Постановления Верховного суда Республики Беларусь от 24 сентября 1998 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в ихсовершении», если срок для обжалования нотариального действия пропущен изаявлено требование о его восстановлении, суд при наличии уважительных причинпропуска срока восстанавливает его и рассматривает жалобу по существу.
Пропуск срока наобжалование нотариального действия (отказа в его совершении) без уважительнойпричины является основанием для отказа в удовлетворении жалобы [10].
Жалоба рассматриваетсясудьей с участием заявителя, нотариуса или другого должностного лица,совершившего обжалуемое нотариальное действие или отказавшего в совершениинотариального действия, однако их неявка не является препятствием дляразрешения дела [4].
Особенностирассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействие) государственныхорганов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическимилицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях,предусмотренных актами законодательства, — и права юридических лиц. Гражданин вправе обратиться в суд сжалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием)государственных органов, иных юридических лиц, а также организаций, неявляющихся юридическими лицами, и должностных лиц ущемлены его права, кромеслучаев, когда для разрешения отдельных жалоб законодательством РеспубликиБеларусь установлен иной, несудебный, порядок обжалования.
К действиям (бездействию)государственных органов, иных юридических лиц и организаций, должностных лиц,подлежащих судебному обжалованию, относятся коллегиальное и единоличноедействия (бездействие), в результате которых гражданин незаконно лишенвозможности полностью или частично осуществить право, предоставленное емунормативным правовым актом, либо на гражданина незаконно возложена какая-либообязанность.
Военнослужащий вправеобжаловать в военный суд действия (бездействие) должностных лиц и органоввоенного управления (ст. 353 ГПК).
Жалоба, кроме случаев,когда законодательством установлен иной порядок, подается в суд послеобжалования действия государственного органа, юридического лица, а такжеорганизации, не являющейся юридическим лицом, должностного лица, органавоенного управления вышестоящему в порядке подчиненности государственномуоргану, юридическому лицу, организации, должностному лицу, органу военногоуправления, который обязан рассмотреть ее и о результатах рассмотрения сообщитьгражданину в месячный срок.
Жалоба может быть поданав суд гражданином, права которого нарушены, или его представителем.
Если иное непредусмотрено гражданским процессуальным законодательством, жалоба подается всуд по месту нахождения государственного органа, иного юридического лица,другой организации или по месту работы должностного лица, чьи действияобжалуются.
В соответствии со ст. 355ГПК жалоба может быть подана в суд в месячный срок, исчисляемый со дняполучения гражданином отказа вышестоящего государственного органа, юридическоголица, организации либо должностного лица в удовлетворении жалобы или со дняистечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был полученна нее ответ, а при отсутствии обязательного внесудебного порядка обжалования —со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
Пропущенный поуважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом. Судвправе также приостановить исполнение обжалуемого действия до разрешенияжалобы.
Жалоба рассматриваетсясудом с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя государственногооргана, юридического лица, другой организации или должностного лица, действиякоторых обжалуются, либо их представителей.
Неявка в судебноезаседание по неуважительной причине лиц не служит препятствием к рассмотрениюжалобы. Суд может признать явку названных лиц обязательной, на что указывает визвещении о вызове в судебное заседание.
Особенностирассмотрения жалоб на решения Апелляционного совета при патентном органе. В силу ст. 359 ГПК лицо, не согласноес решением Апелляционного совета при патентном органе, может подать жалобу вВерховный Суд Республики Беларусь.
Отметим, что всоответствии с п. 5 Постановления Верховного суда от 28 сентября 2005 г. № 9 «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении гражданских дел,связанных с защитой права на товарный знак и знак обслуживания» подаваемые всуд исковые заявления и жалобы на решения Апелляционного совета должнысоответствовать требованиям ст.ст. 109, 110, 243, 340 ГПК и быть оплаченнымигосударственной пошлиной по ставкам, установленным Налоговым кодексомРеспублики Беларусь в приложении 15 [8].
В судах рассматриваютсяспоры касающиеся авторства на объекты права промышленной собственности, выплатывознаграждения за использование объектов права промышленной собственности,установления патентообладателя и нарушения его имущественных прав,предоставления принудительной лицензии на использование изобретения и др.
Большинство действийпатентного органа, совершаемых им в процессе патентования объектов промышленнойсобственности, должны быть (до обращения в суд) первоначально обжалованызаинтересованным лицом в апелляционный совет.
Заинтересованное лицо, несогласное с решением апелляционного совета, вправе обжаловать его в суд.
Для разрешения указанныхвыше споров создан в системе общих судов специализированный патентный суд —судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь.
Специальными законамиустановлены сроки обращения заинтересованных лиц с жалобами в суд на решенияапелляционного совета.
Жалоба рассматриваетсясудебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного СудаРеспублики Беларусь в составе трех судей.
В качестве юридическизаинтересованных в исходе дела лиц в рассмотрении данной жалобы участвуют:лицо, подавшее жалобу; патентный орган, действия которого обжалуются; иныелица, на чьи права и обязанности может повлиять судебное решение по делу.
Дела данной категориирассматриваются Верховным Судом Республики Беларусь в месячный срок со дняпоступления жалобы в суд (часть первая ст. 337 ГПК).
2.2 Права и обязанности юридическизаинтересованных в исходе дела лиц по делам, возникающим изадминистративно-правовых отношений
ГПК закрепляет специальныйкруг юридически заинтересованных лиц, имеющих непосредственный интерес в исходедела. Это заявители, государственные органы, юридические лица и иныеорганизации, должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, атакже заинтересованные граждане и юридические лица.
Лицо, подающее жалобу взащиту личных интересов или в интересах которого подана жалоба (протест),является заявителем, а лица, указанные в жалобе как органы правоприменения,совершившие обжалуемое действие, — соответственно государственными органами,организациями или должностными лицами. Они имеют противоположные интересы впроцессе и выступают сторонами в споре о законности и обоснованностиобжалуемого действия (бездействия).
В соответствии со ст. 338ГПК заявители, а также государственные органы, организации и должностные лица,действия (бездействие) которых обжалуются, пользуются правами и несутобязанности, предусмотренные статьей 56 ГПК.
Так, в соответствии сост. 56 ГПК юридически заинтересованные в исходе дела лица имеют право:
· подаватьзаявления;
· знакомиться сматериалами дела;
· делать выписки изних;
· снимать копиипредставленных документов и требовать их удостоверения;
· заявлять отводы;
· представлятьдоказательства;
· участвовать висследовании доказательств;
· задавать вопросыдругим участникам судопроизводства по делу;
· заявлятьходатайства;
· давать устные иписьменные объяснения суду;
· представлять своидоводы и соображения;
· возражать противходатайств, доводов и соображений других лиц;
· обжаловать(опротестовывать) судебные постановления, а также совершать иные процессуальныедействия, предусмотренные ГПК [4].
Юридическизаинтересованные в исходе дела лица обязаны добросовестно пользоватьсяпринадлежащими им процессуальными правами. Всякие попытки затянуть процесс илиотклониться от существа дела пресекаются судом.
Объем прав и обязанностейюридически заинтересованного в исходе дела лица (его статус) в процессе поконкретному делу зависит от процессуального положения этого лица.
В делах, возникающих изадминистративно-правовых отношений, делах особого производства юридическизаинтересованные в исходе дела лица пользуются определенными правами и несутобязанности с изъятиями, которые вытекают из сущности соответствующего видапроизводства или прямо установлены ГПК и иными законами Республики Беларусь [4].
Помимо прав иобязанностей, общих для всех юридически заинтересованных лиц (ст. 56 ГПК), онисогласно ст. 338 ГПК вправе совершить ряд распорядительных действий.
Так, заявитель вправеотказаться от жалобы, изменить мотивы жалобы в пределах обжалуемого действия.Государственные органы, организации и должностные лица, действия (бездействие)которых обжалуются, вправе признать жалобу в случаях, когда они в пределахсвоей компетенции могут вносить изменения в обжалуемое действие. Объемраспорядительных прав этих лиц определен в законе с учетом характера дел,вытекающих из административно-правовых отношений, и не предусматриваетвозможности заключения мирового соглашения, передачи дела на рассмотрениетретейского суда, предъявления встречного иска. Однако закон не исключаетприменения ряда норм, действующих в отношении сторон искового производства, — осоучастии, ненадлежащих сторонах, правопреемстве, о процессуальных возражениях,влекущих прекращение производства по делу или оставление жалобы безрассмотрения.
Закон допускает участие впроцессе и, следовательно, наделяет процессуальной правоспособностью, а такжедееспособностью организации, не обладающие правами юридического лица, ноимеющие права на правоприменение, и в связи с этим возлагает обязанности понесению судебных расходов на юридическое лицо, в структуру которого входиттакая организация (ч. 2 ст. 337 ГПК). Однако по жалобам на действияизбирательных комиссий судебные расходы не взимаются (ч. 3 ст. 337 ГПК).
Заинтересованные лицаучаствуют в делах по жалобам в случаях, когда органом правопримененияразрешались вопросы о правах, охраняемых законом интересах или обязанностяхдругих лиц, связанных правоотношением, однако у одного из них отсутствуютвозражения против действия (бездействия), поэтому оно его не обжаловало. В силуналичия самостоятельной правовой позиции они вправе возражать против жалобы, втом числе и в форме заявления спора о праве.
Таким образом, подводяитог Главе 2 «Права и обязанности участников процесса заинтересованных в исходедела, возникающего из административно-правовых отношений» можно сказать, чтоГПК закрепляет специальный круг юридически заинтересованных лиц, имеющихнепосредственный интерес в исходе дела. Это заявители, государственные органы,юридические лица и иные организации, должностные лица, действия (бездействие)которых обжалуются, а также заинтересованные граждане и юридические лица. Всоответствии со ст. 338 ГПК заявители, а также государственные органы,организации и должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются,пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные статьей 56 ГПК.
Особенности рассмотренияи разрешения возбуждаемых по жалобам дел, возникающих изадминистративно-правовых отношений, вытекают из их специфики и особенностей.
ГЛАВА 3. ОСОБЕНОСТИВЫНЕСЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ СУДА ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Выше нами рассматривалисьособенности рассмотрения и разрешения различных категорий жалоб по делам, возникающихиз административно-правовых отношений.
В настоящей главе мырассмотрим особенности вынесения и исполнения решений суда по данным категориямжалоб на действия (бездействие) органов административного правоприменения.
Отметим, что особенностивынесения и исполнения решений суда по делам, возникающим изадминистративно-правовых отношений, вытекают из специфики рассмотренияразличных категорий дел, возбуждаемых по жалобамграждан, иных физических лиц и реже общественных объединений на действия(бездействие) различных органов административного правоприменения. Так,решение суда по жалобам на действия избирательных комиссий должно бытьмотивированным. В соответствии со ст. 343 ГПК решение суда по данной категориижалоб вступает в законную силу немедленно после его провозглашения иобжалованию или опротестованию в кассационном порядке не подлежит. Послевынесения решения суд немедленно направляет копию этого решения соответствующейизбирательной комиссии, о чем сообщает заявителю, а также в государственный орган,юридическому лицу или гражданину, по заявлению которого возбуждено дело. Решениесуда по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния,внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния такжедолжно быть мотивировано.
В решении суда, которымудовлетворена жалоба на отказ в исправлении или изменении записи актагражданского состояния, указывается, в какую запись (каким органом,регистрирующим акты гражданского состояния, и в отношении каких лиц составлена,ее номер и дата) и какие конкретно изменения или исправления необходимо внести.
Решение суда, которымустановлена неправильность записи в книге регистрации актов гражданскогосостояния, служит основанием для исправления такой записи органами,регистрирующими акты гражданского состояния (ст. 350 ГПК).
После разбирательствадела по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении судвыносит мотивированное решение, которым может признать:
· действия,совершенные нотариусом или должностным лицом, совершающим нотариальныедействия, правильными и отклонить жалобу;
· жалобуобоснованной и обязать нотариуса или другое должностное лицо, совершающеенотариальное действие, выполнить определенные действия;
· жалобуобоснованной и обязать нотариуса или другое должностное лицо, совершающеенотариальное действие, внести исправления в совершенное нотариальное действие(устранить допущенные при совершении нотариального действия нарушения);
· жалобуобоснованной и отменить совершенное нотариальное действие (ст. 352 ГПК).
Особенности вынесения иисполнения жалоб на действия (бездействие) государственных органов и иныхюридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, идолжностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актамизаконодательства, — и права юридических лиц, заключаются в том, что суд,признав обжалуемые действия (бездействие) неправомерными, ущемляющими правагражданина, выносит решение об обоснованности жалобы и обязанности устранитьдопущенное нарушение.
Суд, установив, чтообжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределахполномочий государственного органа, юридического лица, организации либодолжностного лица, органа военного управления, выносит решение об отказе вудовлетворении жалобы.
Решение суда по жалобедля устранения допущенных нарушений направляется руководителю государственногооргана, юридического лица, организации, должностному лицу либо в орган военногоуправления, действия которых были обжалованы, либо в вышестоящий в порядкеподчиненности государственный орган, юридическому лицу, в организацию,должностному лицу или в орган военного управления в течение трех дней со днявступления решения в законную силу.
Об исполнении решениясуда по жалобе должно быть сообщено суду и заявителю не позднее чем в месячныйсрок со дня получения решения суда (ст. 357 ГПК).
Что касается особенностейвынесения и исполнения решения суда по жалобам на решения Апелляционного советапри патентном органе, необходимо сказать, что по результатам рассмотренияжалобы на решения Апелляционного совета при патентном органе суд выноситрешение, которое обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Таким образом, как видимособенности вынесения и исполнения решений суда по делам, возникающим изадминистративно-правовых отношений, вытекают из специфики рассмотренияразличных категорий дел, возбуждаемых по жалобамграждан, иных физических лиц и реже общественных объединений на действия(бездействие) различных органов административного правоприменения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленной работенами были рассмотрены следующие вопросы:
1. определено понятие иособенности производства дел, возникающих из административно-правовыхотношений;
2. рассмотрен вопрос оподведомственности дел, возникающих из административно-правовых отношений;
3. отражены основаниявозбуждения производства по делам, возникающим из административно-правовыхотношений;
4. рассмотреныособенности производства некоторых категорий дел, возникающих изадминистративно-правовых отношений;
5. определены права иобязанности юридически заинтересованных в исходе дела лиц по делам, возникающимиз административно-правовых отношений;
6. проанализированыособенности вынесения и исполнения решений по делам, возникающим изадминистративно-правовых отношений.
Изучив производство поделам, возникающим из административно-правовых отношений, как один изинститутов гражданского процесса можно выделить следующее:
1. производство по делам, возникающим изадминистративно правовых отношений — самостоятельный вид гражданского судопроизводства,в котором рассматривается спор, возникающий в сфере административногоуправления, и осуществляется контроль над законностью и обоснованностьюдействий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц,затрагивающие права и законные интереса граждан;
2. стороны впроизводстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений,именуются заявитель, т.е. лицо, возбудившее судебный процесс противадминистративного органа или должностного лица, и соответствующий государственныйорган;
3. основанием возбужденияпроизводства по делам, возникающим из административно-правовых отношений,является жалоба или протест прокурора;
4.общие правила судебной подведомственности закреплены в ч. 3 ст. 37 и ст. 335ГПК в виде открытого перечня дел, возбуждаемых по жалобам граждан, иныхфизических лиц и реже общественных объединений на действия (бездействие)различных органов административного правоприменения;
5. ГПК закрепляетспециальный круг юридически заинтересованных лиц, имеющих непосредственныйинтерес в исходе дела. Это заявители, государственные органы, юридические лицаи иные организации, должностные лица, действия (бездействие) которыхобжалуются, а также заинтересованные граждане и юридические лица;
6. особенности рассмотрения,разрешения по жалобам дел, возникающих из административно-правовых отношений,вынесения и исполнения решений суда по таким делам вытекают из спецификирассмотрения различных категорий дел, возбуждаемых по жалобамграждан, иных физических лиц и реже общественных объединений на действия(бездействие) различных органов административного правоприменения.
В заключение отметим, чтопо мнению автора, на основании примера ряда европейских стран (Германии, Чехии,Польши и др.), а также в связи с большим количеством жалоб граждан,общественных объединений и субъектов хозяйствования на акты и действия(бездействие) органов государственного управления и должностных лиц длярассмотрения такого рода дел необходимо учредить административную юстицию, т.е.судебный порядок рассмотрения и разрешения дел, связанных с защитой правграждан, иных лиц в связи с действиями (бездействием) органов государства поправоприменению в административных судах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Белова, Т.А,Колядко, И.Н., Юркевич, Н.Г. Гражданский процесс. Общая часть: учебник/ Т.А.Белова, И.Н. Колядко, Н.Г. Юркевич; Под общ. ред. Т.А. Беловой, И.Н. Колядко,Н.Г. Юркевича. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск.: Амалфея, 2002. — 592 с.
2. Белова, Т.А,Колядко, И.Н., Юркевич, Н.Г. Гражданский процесс. Особенная часть: учебник/Т.А. Белова, И.Н. Колядко, Н.Г. Юркевич; Под общ. ред. Т.А. Беловой, И.Н.Колядко, Н.Г. Юркевича. — Минск.: Амалфея, 2002. — 592 с.
3. Гражданскийкодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 20 августа 2008 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2001. — 2/744
4. Гражданскийпроцессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 10дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 20 августа 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ.Беларусь. — 1999. — № 18-19. — 2/13
5. Избирательныйкодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 января 2000 г.: одобр. Советом Респ. 31 января 2000 г.: текст Кодекса в редакции от 04 января 2010 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — № 25. — 2/145
6. Кодекс РеспубликиБеларусь о браке и семье: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 15 июля 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 1999. —№ 55. — 2/53
7. КонституцияРеспублики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканскихреферендумах 24 ноября 1996 г. и 17 ноября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1 / 0; 2004. – № 188. – 1 /6032.
8. О некоторыхвопросах применения законодательства при рассмотрении гражданских дел,связанных с защитой права на товарный знак и знак обслуживания: постановлениеПленума Верховного суда Респ. Беларусь, 28 сентября 2005 г., № 9: в ред. постановления Пленума Верховного суда Респ. Беларусь от 31.03.2010 г. // Нац.реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 160. — 6/458
9. Осипов, Ю.К.Гражданский процесс: учебник для вузов / Ю.К. Осипов. — М.: Издательство БЕК,1996. — 462 с.
10.О практике рассмотрения судами делпо жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении: постановлениеПленума Верховного суда Респ. Беларусь, от 24 сентября 1998 г., № 7: в ред. постановления Пленума Верховного суда Респ. Беларусь от 01.10.2008 г. // Нац.реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1998. – № 89. — 6/711
11.О разграничении подведомственностимежду общими и хозяйственными судами: постановление Пленума Верховного судаРесп. Беларусь и Пленума Высшего хозяйственного суда Респ. Беларусь, 22 июня 2000 г., № 4: в ред. постановления Пленума Верховного суда Респ. Беларусь и Пленума Высшегохозяйственного суда Респ. Беларусь от 25.03.2004 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 67. — 6/248
12.Паращенко, В.Н., С.Ф. СоколГражданский процесс: учебн. пособие / В.Н. Паращенко, С.Ф. Сокол. — Минск:Веды, 1998. — 232 с.
13.Тихиня, В.Г., Макарова, М.Ю.Гражданский процесс: ответы на экзаменац. вопр. / В.Г.Тихиня, М.Ю. Макарова. —Минск.: ТетраСистемс, 2005. — 240 с.
14.Тихиня, В.Г. Гражданский процесс:учебник / В.Г. Тихиня. — Минск.: ИООО «Право и экономика», 2004. — 546 с.
15.Тихиня, В.Г., Макарова, М.Ю. Гражданскийпроцесс: учебно-методический комплекс / В.Г. Тихиня, М.Ю. Макарова. — Минск.:МИУ, 2004. — 127 с.
16.Тихиня, В.Г., Круглов, В.А.Гражданский процесс: учеб. пособие / В.Г. Тихиня, В.А. Круглов. — Минск.: Выш.шк., 2006. — 414 с.