Особенности взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через там

–PAGE_BREAK–— это один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продук­цию. Акцизы включаются в цену подакцизной продукции и тем самым перекладываются на конечных потребителей. При этом сум­ма акцизов во многом определяет уровень цен на облагаемые това­ры, а также оказывает воздействие на спрос. Специфической особенностью акцизов является то, что данный налог действует только в отношении отдельных товаров, называемых подакцизными.

Многовековая история развития налоговых отношений показы­вает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источни­ков доходов бюджета. Акцизы применяются во всех странах с ры­ночной экономикой. Принципы,используемые при уста­новлении акцизов и перечня подакцизных товаров, могут быть сформулированы следующим образом:

—  во-первых,акцизами не облагаются товары первой необходимости;

— во-вторых, акцизы устанавливаются с целью изъятия в бюд­жет получаемой сверхприбыли от производства высокорента­бельной продукции (алкогольная продукция, табачные изде­лия, нефтепродукты);

— в-третьих,облагая акцизом товары, наносящие вред здоро­вью человека, государство стремится ограничить их потреб­ление (алкогольная и табачная продукция).

За время использования акцизов неоднократно менялись группы облагаемых товаров и ставки налога. В России в течение XV—XXве­ков акцизами облагались в основном такие товарные группы, как соль, алкогольная продукция, табак, сахар, нефтепродукты. Посту­пления акцизного налога в бюджет достигали весомых размеров. После революции 1917 года акцизы были отменены, а с 1921 года — вновь восстановлены, в период финансовой реформы 1930—1932 гг. акцизы были снова ликвидированы. Вновь акцизный налог был введен в России с 1 января 1992 года. В настоящее время акцизы яв­ляются вторым по величине косвенным налогом после налога на добавленную стоимость. В 2007 году удельный вес акцизов в консолидированном бюджете со­ставлял 9,3процентов в общей сумме налоговых поступлений.

Начиная с 1 января 2001 года взимание акцизов в РФ осуществля­ется в соответствии с гл. 22 НК. Акцизы относятся к разряду регу­лирующих налогов, т.е. сумма акцизного налога распределяется в определенных пропорциях между федеральным бюджетом и бюдже­тами субъектов РФ в зависимости от вида подакцизного товара (по некоторым подакцизным товарам налог целиком поступает в феде­ральный бюджет).

Следует отметить, что состав подакцизных товаров в период 1992—2003 гг. подвергал­ся значительным изменениям. Так, в начале 1990-х гг. была пред­принята попытка расширить круг подакцизной продукции за счет изделий из хрусталя, меха, ювелирных изделий и т.п. В течение нескольких лет помимо товаров облагались акцизами и некоторые виды минерального сырья (нефть, природный газ). В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен, он значительно сузился и приближен к перечням подакцизных товаров, применяемым в развитых зарубежных странах. Следует иметь в виду, к числу подакцизных товаров всегда относились и, вероятно, будут относиться и впредь алкогольная продукция и табачные изделия. Это объясняется характерными особенностями, присущими указанным товарным группам: с одной стороны, они не являются обяза­тельными для всех потребителей, с другой — для этих товаров свой­ственны достаточно низкая себестоимость производства и высокая акцизная ставка.

Сейчас подакцизными товарами признаются(ст. 181 НК):

1)спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2)спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспен­зии и др.) с объемной долей этилового спирта более 9процентов;

3)алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процентов, за исключением виноматериалов);

4)пиво;

5)табачная продукция;

6)автомобили легковые; мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с);

7)автомобильный бензин;

8)дизельное топливо;

9)моторные масла для дизельных и/или карбюраторных (ин­жекторных) двигателей;

10)прямогонный бензин.

Согласно статье 179 Налогового Кодекса РФ налогоплательщикамиакциза являются [Далее НК РФ, гл. 179]:

— организации,

— индивидуальные предприниматели (ИП);

— лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (их состав определяется в соответствии с ТК).

При этом следует учитывать, что организации и ИП признаются налогоплательщиками, только если они совершают операции, под­лежащие налогообложению акцизами.
1.3 Роль и значение налога на добавленную стоимость и акцизов в налоговой системе РФ

Доходы бюджетов складываются из двух основных источников: налоговых и неналоговых доходов. Причем налоговые доходы составляют основную часть доходов бюджетов во многих странах.

В Российской Федерации очень велика роль косвенных налогов в формировании доходной части консолидированного бюджета. Наиболее важными налогами являются налог на добавленную стоимость   и акцизы, потому что уже много лет подряд они занимают важное место в структуре поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость   и акцизы, являясь косвенными налогами, включается в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачивается потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, косвенные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя.

Налог на добавленную стоимость   — важнейший косвенный налог на потребление. Налог на добавленную стоимость  представляет собой многоступенчатый косвенный налог, взимаемый на каждой стадии движения товара (услуги), начиная с первого производственного цикла и заканчивая продажей товара потребителю.

Обложение данным налогом охватывает как товарооборот на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Преимуществом налога на добавленную стоимостьявляется и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка налога на добавленную стоимость  — в размере 0 процентов. Налог на добавленную стоимость, в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

Налог на добавленную стоимость  для государства является чрезвычайно привлекательным налогом, так как он зависит от оборота (объема реализации) и не зависит от эффективности работы предприятия, от прибыльности или убыточности, от наличия и стоимости имущества, от того, какую заработную плату получают работники и получают ли ее вообще. Если предприятие ведет хоть какую-нибудь деятельность, то оно создает добавленную стоимость и должно платить этот налог. Благодаря этому фискальная функция налога на добавленную стоимость очень велика. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты.

Сегодня налог на добавленную стоимость  в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.

Поступления указанного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в 2007 г. около 23 процентов всех поступлений налогов, сборов и платежей (См. Приложение А) [19; 47].

В результате можно сделать вывод, что налог на добавленную стоимость  является одним из самых существенных источников доходов бюджета. Он занимает первое место в структуре доходов консолидированного бюджета России в 2007 году.

Немаловажное значение в налоговой системе России имеют и акцизы. Акцизы являются налогами, которыми облагаются товары, входящие в специальный перечень. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

В Российской Федерации доля акцизов в общей структуре доходов составляет 15 процентов за 2007 год. Несмотря на такой скромный процент, в сравнении с, например, налогом на добавленную стоимость, акцизы являются важным источником налоговых поступлений в любой рыночной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.

Итак, налог на добавленную стоимость  и акцизы являются одними из самых существенных источников доходов бюджета. Он занимают первые места в структуре доходов консолидированного бюджета России.

2. Анализ особенностей взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу

2.1 Порядок налогообложения экспортно-импортных операций в РФ. Виды таможенных режимов

Статьей 147 Налогового Кодекса Российской Федерации [Далее НК РФ, ст. 147]установлен порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость. Так, согласно данной статье НК РФ местом реализации товаров, находящихся в момент начала отгрузки или транспортировки на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации. Если такие товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, операции по их реализации облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 НК РФ. При этом вышеуказанная налоговая ставка применяется независимо от условий поставки товаров, в том числе места перехода права собственности.

Экспорт — это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории России, вывозятся с этой территории без обязательств об их обратном ввозе (ст. 165 Таможенного кодекса РФ).

Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу (в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и его передаче другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу).

Ставка налога на добавленную стоимость  в размере 0 процентов с 1 января 2005 года применяется также и в отношении нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ. При реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ до 1 января 2005 года применялась ставка налога на добавленную стоимость  в размере 18 процентов.

Для подтверждения правомерности применения ставки в размере 0 процентов в налоговые органы должны представляться соответствующие документы, перечень которых предусмотрен ст.165 НК РФ:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя экспортируемого товара на счет налогоплательщика в российском банке. Выписка банка (ее копия) может не представляться при расчетахналичными денежными средствами в случае осуществления внешнеторговыхтоварообменных (бартерных) операций, а также в случаях незачислениявалютной выручки на территории Российской Федерации на основаниизаконодательства Российской Федерации о валютном регулировании ивалютном контроле, в том числе при зачислении валютной выручки на счетаэкспортера или третьих лиц в банках за пределами территории РоссийскойФедерации.

Если контрактом налогоплательщика с иностранным покупателем экспортируемого товара предусмотрено, что оплата этого товара будетосуществляться третьим лицом, в налоговые органы может представлятьсявыписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручкиза реализованные товары от третьего лица.

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничного таможенного органа).

Исключение составляют товары, вывозимые трубопроводным транспортом или по линиям электропередач, а также товары, вывозимые через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен.

Следует отметить, что согласно действующему законодательству Российской Федерации таможенный контроль российских товаров отменен при перемещении этих товаров только через границу Российской Федерации и Республики Белоруссия.

 4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Такие документы не представляются только в случае вывоза товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач.

Налогоплательщик может представлять любой из вышеперечисленных документов с учетом ряда особенностей.

Если по истечении 180 дней начиная с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта налогоплательщик не представил документы, подтверждающие факт экспорта товаров, операции по реализации товаров облагаются налогом на добавленную стоимость  по ставке 18 процентов. При этом при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров, а также авансовые суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет, принимаются к вычету в общеустановленном порядке. Кроме того, на основании ст.75 НК РФ налогоплательщики должны заплатить, помимо сумм налога, соответствующие пени.

В соответствии с п.9 ст.165 НК РФ если налогоплательщик представит впоследствии в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, уплаченные в бюджет суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных ст.176 НК РФ.

Что касается пеней, то их возврат в случае представления в налоговые органы пакета документов, подтверждающих ставку налога на добавленную стоимость  в размере 0 процентов, действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрен.

Под импортом понимается ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется на основании не только главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, но также положений Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) и зависит от таможенного режима, под который будут помещены ввозимые товары.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость являются декларанты, под которыми подразумеваются лица, которые декларируют товары либо от имени которых декларируются товары. При этом в ст. 328 ТК РФ указано, что таможенные пошлины и налоги (налог на добавленную стоимость) за товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, может уплатить любое лицо.

На основании ст. 126 ТК РФ в качестве декларантов имеют право выступать:

— лица, имеющие право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации;

— иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.

В соответствии с таможенным законодательством декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу, предусмотренных п. 2 ст. 126 ТК РФ.

Согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налогов, в том числе налог на добавленную стоимость, исполняется российскими налогоплательщиками в валюте Российской Федерации.

Перечень товаров, ввоз которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, приведен в ст. 150 НК РФ.

Статьей 155 ТК РФ определены виды таможенных режимов, используемых в целях таможенного регулирования. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, должны быть помещены под один из таможенных режимов. При этом помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа.

Обложение налогом на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации производится в зависимости от избранного таможенного режима, под который помещается товар (ст. 151 НК РФ).

Согласно ст. 163 ТК РФ под выпуском товаров для внутреннего потребления понимается таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.

После уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании и внешнеторговой деятельности, товары, помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 151 НК РФ при выпуске товаров для свободного обращения налог на добавленную стоимость уплачивается в полном объеме.

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость в этом случае определяется как сумма:

1) таможенной стоимости этих товаров;

2) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью).

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, аналогичные тем, которые применяются к таким товарам при их реализации на территории Российской Федерации (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Уплата налога на добавленную стоимость при импорте производится в форме авансовых платежей на счет УФК РФ. Причем суммы, причитающиеся к уплате, перечисляются одним платежным поручением без выделения сумм таможенных платежей и налога на добавленную стоимость    продолжение
–PAGE_BREAK–.

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, подлежат вычетам в случае использования вышеуказанных товаров для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость, уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, принимается к вычету на основании таможенных деклараций по ввозимым товарам и платежных документов, подтверждающих фактическую уплату этого налога таможенным органам.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, производятся в полном объеме после принятия на учет указанных товаров (основных средств).

Согласно ст. 197 ТК РФ под переработкой вне таможенной территории понимается таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки. При помещении товаров под вышеуказанный таможенный режим производится полное или частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.

Срок переработки товаров вне таможенной территории определяется декларантом по согласованию с таможенным органом и не может превышать два года.

Вывоз товаров на переработку вне таможенной территории допускается только при наличии у декларанта разрешения на переработку товаров, выдаваемого таможенным органом.

Полное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость предоставляется в отношении продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров. При этом в отношении товаров, ранее выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, полное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость  не предоставляется, если при выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта [Далее ТК РФ ст. 207].

Во всех остальных случаях в отношении продуктов переработки предоставляется частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость в этом случае определяется как стоимость операций по переработке товаров, а при отсутствии документов, подтверждающих стоимость операций по переработке, — как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров.

Ставка налога на добавленную стоимость, применяемая к продуктам переработки, аналогична той, которая применяется при реализации товара на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 209 ТК РФ под временным ввозом понимается таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном таможенным законодательством.

Срок временного ввоза товаров составляет не более двух лет. Однако в отдельных случаях Правительство РФ может устанавливать более короткие или более продолжительные предельные сроки временного ввоза.

Согласно ст. 212 ТК РФ полное условное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации, в частности:

— временно ввозятся контейнеры, поддоны, другие виды многооборотной тары и упаковок;

— если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма.

Полный перечень товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, установлен постановлением Правительства РФ от 16.08.2000 N 599.

При частичном условном освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3процентов суммы налога, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (п. 2 ст. 212 ТК РФ).

Общая сумма таможенных пошлин и налогов, взимаемых при временном ввозе, не должна превышать сумму таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если в день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения. Если данные суммы станут равными, товар считается выпущенным для свободного обращения при условии, что к нему не применяются ограничения экономического характера (п. 4, 5 ст. 212 ТК РФ).

Ответственность за уплату налога несет лицо, получившее разрешение таможенного органа на временный ввоз.

Таможенный режим временного ввоза завершается вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, либо ввезенные ранее товары заявляются к иному таможенному режиму в соответствии с ТК РФ.

Согласно ст. 234 ТК РФ под реимпортом понимается таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Статьей 235 ТК РФ определены условия, при соблюдении которых товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, могут быть помещены под таможенный режим реимпорта.

Помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается:

— если при вывозе с таможенной территории Российской Федерации товары имели статус товаров, находившихся в свободном обращении, либо были продуктами переработки иностранных товаров;

— если товары заявлены к таможенному режиму реимпорта в течение трех лет со дня, следующего за днем пересечения вышеуказанными товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации;

— если товары находятся в том же состоянии, в каком они были вывезены с таможенной территории Российской Федерации, за исключением изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации).

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога на добавленную стоимость, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.

Принятие к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного российским таможенным органам при ввозе товаров в таможенном режиме реимпорта, НК РФ не предусмотрено. Кроме того, суммы налога на добавленную стоимость не могут учитываться в стоимости товара на основании п. 2 ст. 170 НК РФ. Данный таможенный режим введен в действие ТК РФ, действующим с 1 января 2004 года.

Согласно ст. 187 ТК РФ под переработкой для внутреннего потребления понимается таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты только таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

При этом согласно подпункту 7 п. 1 ст. 151 ТК РФ при помещении товаров под данный таможенный режим налог на добавленную стоимость уплачивается в полном объеме.

Статьей 188 ТК РФ установлены конкретные условия для помещения товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, а именно:

— переработка допускается при наличии разрешения таможенного органа;

— переработка допускается в отношении товаров, перечень которых определяется Правительством РФ.

Срок переработки товаров для внутреннего потребления определяется заявителем по согласованию с таможенным органом исходя из продолжительности процесса переработки товаров и не может превышать один год (ст. 191 ТК РФ).

Таможенный режим переработки для внутреннего потребления завершается выпуском продуктов переработки для свободного обращения. При этом уплата налога на добавленную стоимость в этом случае нормами ТК РФ не предусмотрена.

Переработка на таможенной территории является таможенным режимом, при котором товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты налога на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 173 ТК РФ под переработкой на таможенной территории понимается таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.

К операциям по переработке товаров при вышеуказанном таможенном режиме относятся:

1) собственно переработка или обработка товаров;

2) изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров;

3) ремонт товаров, в том числе их восстановление, замена составных частей, восстановление их потребительских свойств;

4) переработка товаров, которая содействует производству товарной продукции или облегчает его, если даже эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (ст. 176 ТК РФ).

Срок переработки товаров на таможенной территории не может превышать два года.

Таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен не позднее дня истечения двухгодичного срока:

— вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации;

— помещением ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки под иные таможенные режимы.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 151 НК РФ установлен перечень таможенных режимов, при помещении товаров под которые налог на добавленную стоимость не уплачивается.

К данным таможенным режимам относятся:

1) международный таможенный транзит — таможенный режим, определенный ст. 167-172 ТК РФ, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации);

2) таможенный склад — таможенный режим, определенный ст. 215-233 ТК РФ, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

3) беспошлинная торговля — таможенный режим, определенный ст. 258- 263 ТК РФ, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

4) свободная таможенная зона (свободный склад) — таможенные режимы, определенные главой 12 ТК РФ, действующего до 1 января 2004 года, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики;

5) уничтожение — таможенный режим, определенный ст. 243-247 ТК РФ, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

6) отказ в пользу государства — таможенный режим, определенный ст. 248-251 ТК РФ, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

7) перемещение припасов — таможенный режим, определенный ст. 264-267 ТК РФ, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

2.2. Существующие проблемы взимания налога на добавленную стоимость  при перемещении товаров через таможенную границу РФ

В настоящее время достаточно остро стоят проблемы, связанные с механизмом возмещения сумм налога на добавленную стоимость. Поэтому одним из наиболее важных вопросов в области фискальной политики является упорядочение положения с возмещением налога на добавленную стоимость организациям-экспортерам, применяющим ставку налога в размере 0 процентов.

В 2005 г., по данным Минфина, компании потребовали зачесть им 78,6 процентов всей суммы налога на добавленную стоимость, начисленной к уплате, в 2006 г. эта доля выросла до 81,5 процентов (385,9 млрд руб.), а в первом полугодии 2007 г. — до 85 процентов [11].

Эти проблемы, в первую очередь, обусловлены имеющимися существенными недостатками в нормах налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, регулирующих возмещение налога на добавленную стоимость экспортерам. Так, НК РФ не устанавливает зависимость между соблюдением налоговой дисциплины организациями-экспортерами и возмещением им налога на добавленную стоимость, а также обязанность налоговых органов проверять правильность применения цен на товары при контроле за полнотой исчисления и суммы возмещения налога на добавленную стоимость.

Счетная палата Российской Федерации впервые поставила вопрос о необходимости решения проблемы возмещения налога на добавленную стоимость  по экспорту при обсуждении проекта бюджета на 2005 г., когда сумма возмещения налога стала расти непропорционально увеличению объема экспорта, облагаемого налогом на добавленную стоимость. По отчету за 2004 г. возмещение по экспорту составило 211,9 млрд руб. и увеличилось против 2003 г. в 2,2 раза. Сумма возмещения налога, 8предусмотренная в федеральном бюджете на 2003 г. (92,7 млрд руб.), была превышена на 119,2 млрд руб., или в 2,3 раза [14].

Но данная проблема существует не только в РФ. Данные налоговых органов многих стран свидетельствуют о широкомасштабных операциях по фальсификации данных об экспорте товаров с целью незаконного получения возврата налогов. Существует несколько видов махинаций, связанных с применением при экспорте товаров ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, известных в мировой практике. Приведем несколько наиболее распространенных схем:

— Вымышленный экспорт. Распространенным видом махинаций в отношении экспорта товаров является реализация экспортером несуществующих товаров с использованием для подтверждения экспорта подложных документов.

— Представление искаженной информации об экспорте. Другим распространенным видом махинаций в отношении экспорта товаров является преднамеренное увеличение экспортером объема или цены экспорта за счет увеличения затрат. В связи с этим экспортер получает зачет (возмещение) налога на добавленную стоимость на большую сумму, чем он получил бы в действительности.

— Неправильное распределение подлежащих зачету сумм налогов. Многие экспортеры производят товары как на экспорт, так и для продажи на внутренних рынках. Ряд экспортеров преднамеренно искажают распределение налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при производстве товаров, реализуемых на экспорт и на внутреннем рынке, в пользу экспорта, увеличивая сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую зачету (возврату).

— Создание подставных организаций-«однодневок». Организации-«однодневки», получив от экспортера предъявленную к возмещению сумму налога, ликвидируются, не уплатив в бюджет причитающуюся сумму налога, в то время как экспортеры в соответствии с установленным порядком предъявляют в налоговые органы к возмещению суммы уплаченного налога и требуют возместить их из бюджета [18].

Причем важно, что проблема возмещения налога заключается главным образом не в том, имел ли место реальный экспорт, а была ли произведена уплата в бюджет возмещаемых сумм налога на добавленную стоимость и поступила ли эта сумма налога в бюджет.

Проблема является чрезвычайно острой, поскольку она затрагивает не только экспортную деятельность. Подобные схемы используются и при импорте товаров, и при внутренних оборотах.

Предпринимаемые налоговыми органами меры по усилению контроля за обоснованностью ходатайств налогоплательщиков о возмещении сумм налога на добавленную стоимость  при экспорте товаров не принесли ожидаемого результата. Продление срока рассмотрения ходатайств налогоплательщиков о возврате сумм налога на добавленную стоимость хотя и расширило возможности налоговых органов для более тщательной проверки этих ходатайств, однако увеличивает сроки возврата средств законопослушным налогоплательщикам. Проверки во всей цепочке отдельных организаций, получивших возмещение по налогу на добавленную стоимость  и не внесших его в бюджет, не дают практического результата, поскольку данные организации были созданы исключительно для этой цели и к моменту проведения контрольных мероприятий налоговыми органами они обычно ликвидируются. Так что продлением сроков проверки до шести месяцев и более проблему не решить.

Кроме того, в Российской Федерации почти 50процентов налогоплательщиков в совокупности или не состоят на налоговом учете, или не представляют налоговым органам никакой отчетности, или представляют так называемые нулевые балансы. То есть часто они, получив от покупателя сумму налога на добавленную стоимость, которую тот затем засчитывает, сами не вносят ее в бюджет. О масштабах уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость свидетельствует тот факт, что в настоящее время в Российской Федерации реально облагается налогом только 41процент ВВП, притом, что льгот по этому налогу не так уж много и применительно к ВВП они сокращаются.

В части возмещения налога на добавленную стоимость существует также немало проблем и у самих налогоплательщиков. Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная при приобретении товаров, работ, услуг, использованных при производстве и реализации товаров, работ, услуг, по которым документально подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, подлежит возмещению.

Возмещение сумм налога на добавленную стоимость производится не позднее 3 месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и требуемого пакета документов, подтверждающих экспорт товаров.

В течение этого срока налоговый орган на основании представленных документов производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении. Причем возвращается лишь та сумма, которая осталась после погашения всех долгов налогоплательщика, имеющихся перед федеральным бюджетом.

Если организацией не представлен пакет документов до истечения 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, налоговый орган выносит решение об отказе в возмещении.

Причем Конституционный суд подтвердил неизменность порядка возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям. Судьи пришли к выводу, что особая процедура возврата и зачета переплаты по налогу на добавленную стоимость прав налогоплательщика не нарушает [11].

В определении Конституционного суда сказано, что выделение порядка возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам в отдельную процедуру связано с особенностями самих экспортных операций. Ведь они облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.

Поэтому законодатель вправе установить в их отношении особые правила и особые меры контроля.    продолжение
–PAGE_BREAK–