Особо охраняемы природные территории и их классификация

РЕФЕРАТ
Особоохраняемы природные территории и их классификация
2010 г.
Введение
Истоки созданияохраняемых природных территорий уходят корнями в глубокую древность. Это можетбыть не совсем понятно современному человеку, поскольку считается, чтоэкологические проблемы у людей находились тогда далеко не на первом месте. Темне менее, практика организации первых ООПТ (изъятие из традиционногоприродопользования отдельных природных объектов, территорий и установлениеособого режима охраны) насчитывает несколько тысячелетий. Предпосылки созданиятаких объектов, которые с рядом оговорок можно считать первыми ООПТ, оказалисьдвоякого рода – духовные и прагматические.
Духовные предпосылкиобязаны в основном религиозным верованиям наших предков. Различные «культовыезаповедники», «священные рощи», «шаманские места» известны со времен древнейшихцивилизаций Индии, Вавилонии, Древней Греции.
Прагматическиепредпосылки также были известны с древних времен и не менее широкораспространены. В результате создавались ООПТ другого рода – для охраны ивоспроизводства охотничьих животных. Подобные охраняемые участки известны уафриканских племен, американских индейцев, многих народов нашей страны [1].
1. Особо охраняемые природные территории России
Согласно принятому вРоссии в 1995 г. Федеральному закону «Об особо охраняемых природныхтерриториях», к таковым относятся участки земли, водной поверхности ивоздушного пространства над ними, где располагаются природные объекты, имеющиеособое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное иоздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственнойвласти полностью или частично из хозяйственного использования и для которыхустановлен особый режим охраны [2].
В законе выделяются 7основных категорий ООПТ: заповедники, национальные парки, природные парки,заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, атакже лечебно-оздоровительные местности и курорты. Помимо этого, закономпредусмотрено, что органы государственной власти могут устанавливать и другиекатегории ООПТ (городские леса и парки, зеленые зоны, памятникисадово-паркового искусства, биостанции, микрозаповедники, охраняемые природныеландшафты, речные системы, береговые линии и др.). Общее число различныхкатегорий ООПТ в России составляет более 250. ООПТ могут иметь федеральное,региональное и местное значение.
Развитие территориальныхформ охраны природы в России по сравнению с другими странами отличается оченьбольшой спецификой. Это связано, прежде всего, с размерами территории страны,значительная часть которой не затронута деятельностью человека, низкой среднейплотностью населения (при очень высоких региональных контрастах), научнымитрадициями, в соответствии с которыми в развитии ООПТ долгое время упор делалсяна организацию заповедников. На начало 2002 г. в стране насчитывалосьболее 13 тыс. особо охраняемых природных территорий различного ранга площадьюоколо 1,5 млн. км2. Общая площадь ООПТ федерального значениясоставляет около 2,7% площади страны, а всех ООПТ (федерального, региональногои местного значения) – примерно 8%. Это меньше, чем во многих других странах,однако необходимо учитывать то обстоятельство, что около половины площади странызанимают территории, практически не затронутые хозяйственной деятельностью.Если же рассматривать абсолютные показатели, то суммарная площадь всехроссийских ООПТ превышает площадь таких европейских стран как Франция, Германияи Италия, вместе взятых. Одна крупная российская охраняемая природнаятерритория может превышать размеры среднего европейского государства, например,Нидерландов.
Внутри субъектов РФраспределение ООПТ очень неравномерное. Так, в Кабардино-Балкарии, Адыгее и наКамчатке суммарная площадь ООПТ всех уровней составляет около 30% площадирегиона, в то время как в Тамбовской области и Ставропольском крае эта величинаравна 0,4% [1].1.1 Заповедники
Государственные природныезаповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими иэколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучениеестественного хода природных процессов и явлений, генетического фондарастительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных,типичных и уникальных экологических систем. На территории заповедниковполностью изымаются из хозяйственного использования охраняемые природныекомплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющиеособое природоохранное, научное и эколого-просветительское значение [2].
В соответствии склассификацией МСОП, заповедники относятся к первой категории ООПТ, для которойпредусмотрен наиболее полный и строгий режим охраны природы. Заповедникиутверждаются постановлением правительства РФ, при этом земля, воды, недра,растительный и животный мир, находящиеся на их территории, предоставляются им впользование (владение). Изъятие земельных участков и других природных ресурсовзаповедников запрещается, они полностью изымаются из оборота. На территориизаповедников запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедникаи режиму особой охраны его территории. На прилегающих к территориямзаповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны сограниченным режимом природопользования.
Заповедник – наиболеежесткая по природоохранным ограничениям организационная форма охраны природныхтерриторий, которая возникла и развивалась именно в России. Само слово «заповедник»(считается, что это понятие изначально применялось к священному лесу,защищенному православной церковью) довольно трудно переводится на другие языки,и в англоязычных странах аналогом ему служит «строгий резерват» (strictreserve). Однако это не вполне точно передает суть российских заповедников какособой категории ООПТ, поэтому в последнее время в международной практике всечаще используется термин «zapovednik».
Основы современнойконцепции заповедников заложены в конце XIX – начале XX веков в работахвыдающихся русских ученых-естествоиспытателей В.В. Докучаева, И.П. Бородина,Г.Ф. Морозова, Г.А. Кожевникова, В.П. Семенова-Тян-Шанского идр. По их мнению, в заповедниках должны исследовать природу, сохраняемую вполной неприкосновенности, для выявления ее законов, знание которых необходимодля разумного использования природных богатств. Эта идея прошла «красной нитью»через всю историю заповедного дела, однако в разное время взгляды на задачизаповедников менялись. Последнее обстоятельство было связано как с деструкциейприроды страны, так и с изменением научных взглядов на охрану природы, в томчисле под влиянием идеологии и экономической политики. История заповедного делав России подробно рассматривается в специальных монографиях [3].
Задачи, возлагаемые назаповедники, формулируются следующим образом:
1) поддержание вестественном состоянии охраняемых природных комплексов и сохранениебиоразнообразия;
2) проведениеэкологического мониторинга, в том числе путем ведения «Летописи природы»;
3) проведениенаучно-исследовательской работы;
4) содействие в подготовкенаучных кадров и специалистов в области охраны природы;
5) экологическоепросвещение;
6) участие вгосударственных экологических экспертизах по проектированию строительства,реконструкции и расширению хозяйственных объектов. Рассмотрим некоторые из нихболее подробно.
На 1.01.2002 г. вРоссии имелось 100 заповедников общей площадью 33,17 млн. га, что составляетпримерно 1,56% ее площади. Сеть российских заповедников имеет широкое признаниев мире. Международный статус биосферных резерватов имеют 27 заповедников, 9находятся под юрисдикцией Конвенции об охране Всемирного наследия, 10 входят всеть водно-болотных угодий международного значения. Разработан перспективныйплан дальнейшего развития сети заповедников на период до 2010 г. с учетомих роли в сохранении биоразнообразия и как эталонов природы.
Несмотря намногочисленные коллизии, преследовавшие заповедники в разные годы, сетьзаповедных территорий, сформировавшаяся в России – выдающееся достижениеотечественных энтузиастов охраны природы, не имеющее аналогов во всем мире.Можно сказать, что это один из самых весомых вкладов России в мировуюцивилизацию в XX в. Классическим, исходным принципом заповедного делаявляется абсолютная неприкосновенность изъятых из любого хозяйственногоиспользования строго охраняемых природных объектов. Ни одна страна в мире несоздавала на таких площадях ООПТ на принципе полного невмешательства человека вприродные процессы. Представляется, что подобный феномен возможен только вРоссии с ее огромной территорией и особым менталитетом научной общественности.
В настоящее времяположение с заповедниками сложилось довольно противоречивое. Некоторые ученыесчитают, что провозглашенные отечественной наукой принципы заповедности невыдержали испытания реальностями жизни и вошли с ней в глубокое, возможно, даженеразрешимое противоречие, и значительное число заповедников являются не «эталонамиприроды», а «хозяйствами на природе» [3]. Высказывается также мнение, чтонынешняя сеть заповедников не соответствует современным социально-экономическимусловиям и возможностям государства (согласно существующему законодательству,заповедники – некоммерческие природоохранные учреждения, финансируемые изфедерального бюджета). Сторонники другой точки зрения считают, что, несмотря нанынешние трудности, необходимо сохранить и расширить сеть заповедников какуникальных «лабораторий природы», имеющих исключительное значение длячеловечества, а разрушение или даже трансформация сложившейся сети заповедников– это преступление перед нынешним и будущими поколениями людей.
На наш взгляд, ближе кистине лежит последняя точка зрения. Это, однако, не исключает некоторыхаспектов эволюционного (не революционного) реформирования заповедной системы.Научной общественностью давно обсуждается возможность разделения заповедниковна абсолютные и частично управляемые. Исторически в России сложилось так, чтонекоторые заповедники создавались в местах, где целесообразнее была быорганизация национальных парков. Нуждаются в уточнении особенности организациии функционирования биосферных резерватов, которые в России не всегдаобоснованно относят к биосферным заповедникам. Обсуждается необходимостьреформирования управления всей системой ООПТ, в которой заповедники занимали быцентральное место. Однако эти и, возможно, другие аспекты реформирования ООПТдолжны основываться на проверенных временем и практикой основных принципахзаповедного дела. При этом безусловным приоритетом должно стать сохранениецелостной сети заповедников, имеющих почти вековую историю, отражающих исохраняющих разнообразие природы России, поддерживающих биоразнообразие иисключенных из хозяйственного использования [1].1.2 Национальные парки
Национальные парки (НП) –особая форма организации охраняемых природных территорий, где совмещаютсязадачи сохранения природных и историко-культурных объектов с организациейактивного познавательного отдыха.
Все мировое разнообразиеНП в принципе соответствует единому международному стандарту, закрепленному врешении Х сессии Генеральной Ассамблеи МСОП в 1969 г.: национальныйпарк-это сравнительно большая территория, где: 1) экосистемы в результатеэксплуатации и пользования человеком существенно не изменены,геоморфологические участки, виды животных и растений и места их обитания представляютсобой научный, просветительский и рекреационный интерес, ландшафтыхарактеризуются удивительной красотой; 2) высочайшими и компетентными органамивласти страны предприняты шаги к предотвращению или исключению хозяйственногоиспользования природных ресурсов на всей территории и к обеспечениюэффективного соблюдения правил поведения; 3) посетители пребывают поспециальному разрешению для просвещения и реализации культурных и рекреационныхпотребностей [4].
Первые НП России(Лосиноостровский и Сочинский) были образованы лишь в 1983 г. Основнаяпричина заключалась в том, что в бывшем СССР приоритет среди всех ООПТотдавался только заповедникам.
Однако на протяжении всейистории существования заповедной сети России видные ученые и общественныедеятели не раз обращались к этой идее. Особенно широко этот вопрос обсуждалсяпосле создания первого в бывшем Союзе Лахемааского НП в Эстонии, учрежденного в1971 г. Вслед за ним в течение 70-х годов было создано по одному НП вЛатвии, Литве, на Украине, в Грузии, Армении, Киргизии, Узбекистане. И толькоРоссия с ее обширной территорией и огромным разнообразием природных исоциально-экономических условий до начала 80-х годов продолжала обсуждениесамой идеи. Итогом дискуссии стало утверждение в 1981 г. «Типового положенияо государственных природных национальных парках».
За сравнительно короткийпериод (с 1983 г. по начало 2002 г.) количество российских НПдостигло 35, что составляет примерно одну треть числа заповедников, системакоторых формировалась на протяжении более 85 лет. Если сравнивать с мировойсистемой ООПТ, то здесь положение прямо противоположное: строгих природныхрезерватов (типа наших заповедников) примерно в 3 раза меньше, чем НП(соответственно, около 16 и 42% всего количества ООПТ в целом).
Можно считать, что вцелом сеть НП состоялась как системное образование. Значительную роль в этомсыграло принятие в 1995 г. Закона РФ «Об особо охраняемых природныхтерриториях», впервые определившего правовой статус НП в нашей стране. Статья12 раздела III гласит: «Национальные парки являются природоохранными,эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории(акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющиеособую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которыепредназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных икультурных целях и для регулируемого туризма» [4].
При организации НП всятерритория или ее часть изымается из прежнего хозяйственного использования ипредоставляется в ведение парка. На староосвоенных землях НП обычно имеют всвоих границах участки других землепользователей, в том числесельскохозяйственные угодья, земли поселков и городов. Такая модельфункционирования называется европейской. В некоторых НП России участки, неизъятые из хозяйственного использования, могут занимать до половины егоплощади, а то и более (Мещерский НП и «Русский Север» – по 54%, «ОрловскоеПолесье» – 58%). В 12 национальных парках доля площади иныхземлепользователей составляет более 25% (рис. 1).
/>
Рис. 1. Доля площадииных землепользователей в границах национальных парков: 1 – менее 1%, 2 – 1–10%,3 – 10–25%, 4 – 25–50%, 5 – 50–75%
Парки, расположенные врайонах нового освоения или в слабоосвоенных регионах, обычно владеют всей илипочти всей территорией («Паанаярви», «Югыд ва». Забайкальский и др.). Это такназываемая североамериканская модель функционирования.
Согласно Федеральномузакону, на НП возложено выполнение следующих основных задач:
1. сохранениеприродных комплексов и уникальных природных и историко-культурных объектов;
2. экологическоепросвещение населения;
3. созданиеусловий для регулируемого туризма и отдыха;
4. осуществлениеэкологического мониторинга и др.
Помимо общих для всех НПзадач, каждый из них в силу специфики своего местоположения, природных условийи истории развития территории выполняет еще и ряд дополнительных функций. Так,НП вблизи крупных агломераций и (или) в популярных туристско-рекреационныхрайонах призваны сохранить относительно слабо измененную природную среду иисторико-культурные объекты от влияния промышленности, лесного или сельскогохозяйства» с одной стороны, и от деградации экосистем под влиянием массовогоотдыха и туризма, – с другой. К таким НП, прежде всего, относятсяЛосиноостровский, «Русский Север», Приэльбрусский и некоторые другие.
Вокруг НП, как и вокругзаповедников, выделяется так называемая охранная зона, ширина которой зависитот природных и социально-экономических условий. Территория охранной зоныостается в ведении прежних землепользователей, но хозяйственная деятельностьобязательно согласовывается с администрацией парка.
Существует целый рядвидов деятельности, противоречащих целям и задачам всего НП и потому полностьюзапрещенных в его пределах. К ним относятся разработка полезных ископаемых,распашка, выпас скота, практически все виды рубок деревьев, дачноестроительство и т.д. Некоторые виды деятельности, в целом не противоречащиезадачам НП, но вызывающие локальные нарушения природной среды, разрешены тольков специально отведенных местах. Это массовые спортивные и зрелищныемероприятия, организация туристских стоянок, разведение костров, любительскаярыбная ловля.
По территории России НПраспределены неравномерно. Больше половины из них (21) расположены вевропейской части страны. Еще 3 находятся на Кавказе и 5 на Урале. Такимобразом, на всю обширную территорию Сибири приходится всего лишь 6 НП, причемвсе они сосредоточены в горах Южной Сибири. На остальной территории (КрайнийСевер, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток) пока не создано ни одногоНП.
Перспективные предложенияпо созданию НП охватывают как территории нового и старого освоения, так инетронутые ландшафты. Приоритетными критериями выбора территории для созданияНП являются следующие [1]:
– наличиепредставительных образцов экосистем и биоты, уникальных образцов геологическихи геоморфологических процессов, редких и исчезающих видов организмов, внесенныхв Красную книгу России;
– возможность поддержанияважнейших природных процессов и экосистем, существенных для сохраненияэкологической стабильности крупных регионов;
– наличиеисторико-культурных памятников национального значения в природном окружении;
– наличие условий дляорганизации охраняемых территорий международного значения (приграничные ООПТ,объекты Всемирного наследия, биосферные резерваты и т.п.);
– значимость для развитияэкологического просвещения и туризма.
Согласно распоряжениюправительства России, принятому в 2001 г., в течение 10 лет должно бытьсоздано 12 новых НП. В результате их общая площадь, составляющая в настоящеевремя 6,6 млн. га, увеличится еще примерно на 10 млн. га.
1.3 Природные парки
Наряду с национальнымипарками, в мире существует еще одна форма ООПТ, в пределах которой совмещаютсязадачи сохранения природных ландшафтов и историко-культурных объектов сорганизацией познавательного отдыха и туризма. Это природные парки. Какобособленное понятие они возникли в мире чуть позднее НП: первый природный паркбыл создан в 1909 г. в Германии. За прошедшие годы их организация принялаширокий размах, особенно в сильно урбанизированных странах Западной Европы.Так, из 5,6 тыс. природных парков 2,6 тыс. приходятся на европейский регион. Вразличных странах к этой же категории относят охраняемую ландшафтную область иохраняемый ландшафт. Сюда же можно отнести и региональный природный парк поклассификации Н.В. Максаковского [1].
Всемирная комиссия поохраняемым территориям МСОП относит природные парки к категории охраняемыхландшафтов, т.е. ООПТ, созданных именно для сохранения природы и рекреационногоиспользования.
В России природный парк –это одна из новых и еще не устоявшихся по содержанию форм ООПТ.
Впервые понятиеприродного парка в России было закреплено в 1995 г. в Федеральном законе «Обособо охраняемых природных территориях». До этого фактически они были «слиты» сНП на основании действующего в то время «Типового положения о государственныхприродных национальных парках».
Согласно Закону, подприродными парками понимаются «природоохранные рекреационные учреждения,территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющиезначительную экологическую и эстетическую ценность, и которые предназначены дляиспользования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях» [4].Главное юридическое отличие природных парков от национальных парков заключаетсяв их подчинении: они не относятся к объектам федеральной собственности, анаходятся в ведении субъектов Российской Федерации;
Природные парки могутрасполагаться не только на тех землях, что предоставлены им в бессрочноепользование, но и на землях других землепользователей. В последнем случае всеорганизации, деятельность которых осуществляется в границах парка или егоохранной зоны, должны согласовывать свои действия с руководством парка.
В целом задачи природныхпарков аналогичны перечисленным выше задачам охраняемых ландшафтов мира. Этизадачи определяют режим охраны и использования территории, а также наличие различныхфункциональных зон: заповедной, рекреационной, историко-культурной и др.Перечень функциональных зон для каждого парка определяется в соответствии сприродными, социально-экономическими и историческими условиями.
Первые природные паркиРоссии, отвечающие этому статусу не только по названию, но и по содержанию,были организованы в 1995 г. На начало 2002 г. их насчитывалось 40.Основания для выбора территории под природные парки могут быть самыми разными.Приведем несколько примеров.
Одними из первых в 1995 г.были созданы природные парки Камчатки: Быстринский, Южнокамчатский иНалычевский.
Помимо чистотерриториальных природных парков, существуют в России и такие, которые включаютне только сушу, но и водные пространства. Это парк «Остров Монерон», учрежденныйв 1995 г. Он расположен в 50 км к западу от юго-западной оконечностиСахалина и включает сам остров площадью 1700 га и окружающее его водноепространство акватории Японского моря (2 морские мили от берега) в качествеохранной зоны. Вся сухопутная часть парка находится в ведении Сахалинскойобласти, а морское пространство – федеральная собственность. Организацияпервого в нашей стране морского природного парка потребовала нестандартныхметодов функционального зонирования территории и акватории, определения рекреационнойемкости парка и др. [6].
В списке природных парковРоссии значатся также четыре ООПТ Республики Саха (Якутия). Наиболее известныйиз них парк «Ленские Столбы» (485 тыс. га). По Закону этой республики об ООПТ,утвержденному чуть позже федерального закона, но в том же 1995 г., этипарки относятся к особой категории – национальные природные парки, которыеявляются для Якутии природоохранным учреждением высшего ранга. Но поскольку онинаходятся в подчинении субъекта федерации, по российскому законодательству ониотносятся к категории природных.
Помимо государственныхприродных парков, существует в нашей стране, в Амурской области, единственный всвоем роде «частный» Муравьевский парк устойчивого природопользования (1996 г.).Учредителем парка является общественная организация – Социально-экологическийсоюз. Срок аренды территории – 49 лет. Это одно из ключевых мест гнездованияжуравлей. За время существования парка количество видов журавлей, гнездящихсяна этой территории, заметно увеличилось и сейчас составляет шесть из семивидов, обитающих в России.
Природные критерии выборатерритории для создания природных парков в целом повторяют таковые для НП.Практически единственное отличие их заключается в том, что рекреационнаяценность ландшафтов для природных парков в определенном смысле важнееэкологической. Так, при выборе территории под природный парк совсем необязательно наличие представительных образцов экосистем, редких и исчезающихвидов флоры и фауны. Для него важнее высокая эстетическая ценность природнойтерритории, которая в большинстве случаев непосредственно связана с хорошейсохранностью экосистем.
Природные парки особеннонеобходимы в условиях высокой освоенности региона человеком, там, где отестественной природы остались лишь ее островки, окруженные хозяйственнопреобразованной территорией. Организация природных парков особенно актуальнадля Московской, Тульской, Курской и других областей Центральной России. Здесьони будут представлять удачную форму удовлетворения рекреационных потребностейнаселения, с одной стороны, и сбережения природных ресурсов, – с другой. Режимприродных парков будет способствовать ограничению хозяйственной деятельности впределах территорий, ценных в рекреационном и познавательном отношении, поможетупорядочить рекреационную деятельность, будет препятствовать дигрессии наиболеепосещаемых участков [7].1.4 Заказники
Государственнымиприродными заказниками являются территории, имеющие особое значение длясохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов иподдержания экологического баланса [4].
Заказники могутосуществлять как землепользование на своей территории, так и организовыватьсяна землях других землепользователей. На территориях заказников (либо их отдельныхучастках) постоянно или временно запрещается или ограничивается любаяхозяйственная деятельность, если она противоречит целям их создания или наноситущерб природным комплексам и их компонентам.
Вследствие определеннойгибкости вводимых природоохранных ограничений (в зависимости от спецификиместных условий хозяйственная деятельность может или полностью запрещаться, илидопускаться некоторые ее виды), заказники – одна из наиболее распространенных вРоссии категорий ООПТ. К тому же, это весьма древняя форма охраны охотничьихугодий и их обитателей, известная еще со времен Киевской Руси. Предполагается,что именно тогда появилось слово «заказ», под которым понималось временноеограничение использования охотничьих ресурсов [8].
До некоторого времени заказникипо традиции служили типично охотничьими воспроизводственными и резервнымиучастками, образованными на определенный срок, необходимый для восстановленияистощенных охотничьих ресурсов. Однако в конце 50-х годов в России сталипоявляться заказники республиканского значения, отличающиеся от местных болеестрогим режимом охраны, комплексностью, лучшей материально-технической базой,неограниченным сроком действия. Подобное деление зафиксировано и в законе, гдесказано, что в зависимости от природоохранной, экологической и иной ценностиохраняемых природных объектов заказники могут иметь федеральное илирегиональное значение. Несмотря на одинаковое название – «заказник» – впрактической деятельности разница между федеральными и региональнымизаказниками весьма существенна. Помимо значительно более строгого икомплексного режима охраны, федеральные заказники проходят стадию специальныхпроектных изысканий, в них иногда ведется экологический мониторинг,фенологические наблюдения, проводятся учеты численности охотничьей фауны,имеется собственный штат охраны.
На конец 2001 г. вРоссии имелось более 3 тыс. заказников общей площадью более 60 млн. га(примерно 3,5% площади страны), в том числе 68 заказников федерального значения(13,2 млн. га, или около 0,8%). Площади отдельных заказников сильно варьируют:самый большой из них «Земля Франца Иосифа», образованный в 1994 г., имеетплощадь 4,2 млн. га (причем на собственных землях), а в староосвоенных регионахесть заказники площадью несколько гектаров.
В целом заказники имеютвесьма существенное значение среди разных категорий резерватов и частосоставляют основу региональных систем ООПТ. Из-за своего разнообразия,многочисленности, эластичности, возможности размещения в сильно различающихсяпо природным и социально-экономическим условиям регионах они представляют какбы поддерживающую систему в отношении ООПТ с более жестким режимом охраны(заповедники и национальные парки), повышающую эффект их деятельности. Крометого, заказники (в первую очередь федерального значения) являются своеобразнымрезервом, из которого в случае необходимости и целесообразности природныеобъекты могут переводиться в заповедную сеть. [9].1.5 Памятники природы
Памятники природы – уникальные,невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическомотношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственногопроисхождения [4].
По классификации МСОП,памятники природы относятся к III категории ООПТ, которая в качестве основнойзадачи предусматривает охрану природных достопримечательностей. Памятникприроды (ПП) – одно из наиболее популярных понятий, связанных с охранойприродных объектов, широко используемое не только в науке, но и в обыденнойжизни. Возникновение термина связывается с именем А. Гумбольдта, которыйприменил его в 1818 г. по отношению к обнаруженному им необычному поразмерам и возрасту дереву. Дошедшая до нашего времени распространенность этогопонятия, очевидно, обязана его простоте и образности. Охрана памятников природыполучила широкое распространение во многих странах Европы в начале XX в.Здесь в качестве памятников природы сохранялись отдельные старые или редкиедеревья, аллеи, валуны, скалы, пещеры, источники и др. В России выделениепамятников природы получило большую популярность в 20-е годы XX в.Энтузиастами охраны природы был составлен список памятников природы, включающийоколо 250 природных объектов, часть из которых в качестве памятников природысуществуют и поныне.
Основная цель объявленияприродных комплексов и других объектов памятниками природы – сохранение их вестественном состоянии. Согласно действующему в России законодательству, этацель может достигаться как с изъятием, так и без изъятия земельных участков удругих землепользователей (последний вариант менее благоприятен сприродоохранной точки зрения, однако на практике наиболее распространен).Перечень объектов, имеющих статус памятников природы, очень широк [10]. К ниммогут относиться: участки живописных местностей; эталонные участки нетронутойприроды; объекты культурного ландшафта; места произрастания и обитания ценных,реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам, а такжеобразцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; уникальныеформы рельефа и связанные с ними природные комплексы; термальные и минеральныеводные источники, месторождения лечебных грязей; береговые объекты (косы,перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты); отдельные объекты живой инеживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители, имеющиеисторико-мемориальное значение, единичные экземпляры экзотов и реликтов,вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы,утесы, останцы, проявления карста, гроты).
В целом такая категорияООПТ, как памятник природы, очень распространена и имеет исключительноезначение для охраны мелких элементов ландшафта, что особенно важно встароосвоенных регионах для поддержания экологически сбалансированнойпространственной структуры ландшафтов. К числу негативных сторон этой формыООПТ в нашей стране следует отнести то, что непосредственная охрана памятниковприроды часто возлагается на юридических или физических лиц, не имеющих прямогоотношения к охране природы (как правило, это землепользователи), что неспособствует эффективной охране данных объектов.1.6 Другие категорииООПТ
Помимо рассмотренных вышепяти категорий ООПТ, для которых характерна сравнительно высокая сохранностьестественной природной среды, федеральный закон дает право считать таковыми инекоторые другие учреждения природоохранного и лечебно-рекреационного профиля,имеющие в своих границах не только чисто природные, но и антропогенноизмененные или даже полностью искусственно созданные экосистемы. Закон содержитих расширенное определение, режим особой охраны и особенности финансирования./>1.6.1 Дендрологические паркии ботанические сады
Детальная регламентациявопросов создания, функционирования и поддержания режима дендрологическихпарков и ботанических садов содержится в отечественном законодательном актевпервые. При этом закон не устанавливает особых различий между этими двумяформами ООПТ, поскольку и те, и другие имеют сходные задачи: созданиеспециальных коллекций растений в целях сохранения биоразнообразия и обогащениярастительного мира, а также осуществления на этой базе научной, учебной ипросветительской деятельности. Земельные участки, на которых находятся дендропаркии ботанические сады, передаются им в бессрочное пользование, независимо оттого, какое значение и соответственно подчинение они имеют – федеральное илирегиональное.
В нашей страненасчитывается 56 ботанических садов и 24 дендрологических парка и дендрария.Ведомственное подчинение у них различно: Российская академия наук (РАН),отделения и научные центры РАН, Рослесхоз, госуниверситеты (в том числеботанический сад МГУ), сельскохозяйственные, лесохозяйственные и педагогическиевузы и некоторые другие организации.
Режим охраны дендропаркови ботанических садов предусматривает запрещение на их территории всякойдеятельности, не связанной с выполнением их прямых задач и ведущей к нарушениюсохранности объектов растительного мира.
В дендропарке или ботаническомсаду могут выделяться и другие участки, соответствующие их природным условиям иособенностям функционирования. Так, в границах ботанического сада Амурскогонаучного центра ДВО РАН выделены заповедная зона (леса 1 группы), активная зонаи территория дендрария [1].1.6.2Лечебно-оздоровительные местности и курорты
Согласно Федеральномузакону, к особому типу ООПТ относятся территории (с прилегающими к нимакваториями), обладающие лечебными ресурсами и пригодные для организациилечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Они носятназвание лечебно-оздоровительных местностей. Их экосистемы нередкохарактеризуются значительными изменениями в результате хозяйственнойдеятельности человека. Отнесение же их к ООПТ связано главным образом с тем,что они используют природный ресурс и нуждаются в его сохранении в естественномвиде на неопределенно долгое время. При этом в понятие лечебных ресурсов входятминеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат инекоторые другие природные объекты и условия.
К этому же типуохраняемых объектов относится и курорт – освоенная территория, располагающая нетолько природными лечебными ресурсами, но и необходимыми для их эксплуатациизданиями и сооружениями и уже используемая в лечебно-профилактических целях.
Каклечебно-оздоровительные местности, так и курорты могут быть федерального,регионального и местного значения и, соответственно, находиться в ведениифедеральных органов государственной власти, субъекта федерации или органовместного самоуправления.1.6.3Прочие категории
На основании Федеральногозакона правительству России, органам исполнительной власти субъектов федерациии органам местного самоуправления дано право устанавливать и иные категорииООПТ, помимо тех, что рассмотрены выше. К ним относятся территории, гденаходятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятникисадово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речныесистемы, биологические станции, микрозаповедники и др.
Как и некоторые израссмотренных выше основных категорий ООПТ, подобные объекты могут иметьразличное значение или уровень: федеральный, региональный или местный. Примеромтакой категории ООПТ федерального значения могут служить водоохранные зоныводных объектов и их прибрежные защитные полосы, утвержденные специальнымпостановлением правительства России в 1996 г.
Гораздо шире списокрегиональных ООПТ, устанавливаемых субъектами федерации. Например, РеспубликаСаха (Якутия) среди своих ООПТ имеет национальные природные резерваты,национальные ресурсные резерваты и охраняемые ландшафты.
Количество специальныхООПТ, созданных на местном (муниципальном) уровне, пока незначительно. В «Комментарияхк федеральному закону…» [10], откуда взяты и перечисленные примеры, содержитсявсего один объект, признанный как наиболее удачный. Это экологический парк «Черноеозеро» в Засвияжском районе г. Ульяновска.
Список литературы
1. Иванов А.Н.,Чижова В.П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. – М.:Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 119 с.
2. Обособо охраняемых природных территориях Российской Федерации. Федеральный законот 14 марта 1995 г. // Сборник руководящих документов по заповедномуделу. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000. С. 14–34.
3. Штильмарк Ф.Р. Историографияроссийских заповедников. М.: ЛОГАТА, 1996. 340 с.
4. Национальныепарки России. Справочник. Под ред. И.В. Чебаковой. М.: Изд-во Центраохраны дикой природы, 1996. 198 с.
5. Мельченко В.Е. Использованиеландшафтного метода в процессе проектирования национальных парков. Авторефератдис. на соиск. ученой степени канд. географ, наук. Моск. ун-т, географ, ф-т,1995. 24 с.
6. Иванов А.Н. Морскойприродный парк «Остров Монерон» // Энергия. 1996. №6. С. 77–82.
7. Чижова В.П. Национальныйили природный? // Охота и охотничье хозяйство, 1988, №4. С. 12–13.
8. Зыков К.Д. Заказникив системе охраняемых природных территорий // Национальные парки изаказники. М.: ABF, 1996. С. 248–251.
9. Соболев Н.А. Особоохраняемые природные территории и охрана природы Подмосковья // 4-енаучные чтения памяти Н.Ф. Реймерса. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. С. 26–56.
10. Степаницкий В.Б. Постатейныйкомментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемыхприродных территориях». 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Центра охраныдикой природы, 2001. 247 с.