Осуществление межпредметных связей впроцессе изучения темы физики 10 класса «Свойства твердых тел».
С.И. Дяченко
Осуществлениемежпредметных связей в процессе изучения физики — важный вид учебнойдеятельности. При этом задачи межпредметного характера, в том числе различный,познавательный материал, в котором прослеживается связь физики не только спредметами школьного курса, а так же связь с жизнедеятельностью человекавыступают и как цель, и как средства обучения. Этот материал, играя роль методаобучения, выполняет разнообразные функции, такие как познавательные,развивающие, организующие, контролирующие. Поэтому актуален вопрос — какоптимально организовать и проводить работу по обучению учащихся.
Насегодняшний день полная разработка методики осуществления межпредметных связейв школьном курсе физики в основном широко разработана в общетеоретическомплане. Этим вопросом занимались такие прогрессивные педагоги классики, как Я.А.Коменский, К.Д. Ушинский, И.Г.Песталоцци, а так же такие современные ученые,как В.Н. Максимова, А.В. Усова, А.А. Бобров, В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В.И.Водовозов и другие. Есть и практические разработки таких авторов, как С.В.Тихомировой, Е.В. Увицкой, Е.А. Ильченко.
Приосуществлении межпредметных связей существует проблема, заключающаяся в том,что учителю физики необходимо знать материал не только физики, а так же химии,биологии и других предметов в результате этого учитель затрачивает многовремени на подготовку к таким урокам. Поэтому приходится проводить уроки спривлечением учителей других предметов.
Спозиций методики преподавания ни один из подходов не может быть реализованнапрямую с использованием имеющегося школьного учебника.
Нашаработа направлена на раскрытие основных путей совершенствования процессаобучения с помощью межпредметных связей в предметах естественнонаучного цикла,опираясь при этом на научные исследования и передовой педагогический опыт.
Мыисследовали учебный процесс в 10 классе по теме .При этом была предпринята попытка, найти возможность применения межпредметныхсвязей к изучению данной темы.
Предполагалось,что реализация межпредметных связей в процессе обучения активизируетпознавательную и мыслительную деятельность, и как следствие повыситуспеваемость учащихся по данной дисциплине.
Намибыла предпринята попытка комплексного применения межпредметного подхода кизучению темы. Опираясь на классификацию, основанную на элементах знания оструктуре физической теории, нами было предложено методическое пособие поданной теме, которое может служить хорошей основой для реализации межпредметныхсвязей. Пособие составлено в виде поурочных планов, которые содержат кактеоретический, так и практический материал, встречающийся в литературе исоставленный самостоятельно.
Наоснове данного пособия была предложена технология применения межпредметныхсвязей к изучению темы .
Внашем понимании, при осуществлении межпредметных связей процесс формированиязнания проходит через этапы, расположенные в следующей последовательности.
Напервом этапе в рамках объяснительно-иллюстративного метода формируется основатеоретического знания. На этом этапе предусматривается решение задач навыявление и анализ фактов. Как правило — это качественные задачи.
Второйэтап предусматривает задания выполнение которыхприводит к закреплению полученных знаний.
Третийэтап предусматривает решение количественных задач и заданий творческогохарактера, которые определяют практическое применение полученных знаний.
Вкачестве иллюстрации сказанного может служит следующаязадача, которая может быть предложена учащимся на первом этапе.
Чтобывспомнить и обобщить знания о типах кристаллических решеток и химическихсвязей, полученные на уроках химии в 9-м классе, ученики на уроке заполняюттаблицу, которая включает в себя следующие элементы: тип кристалла, структурныеэлементы, тип связи, характеристика свойств и примеры этих материалов. Учительпри этом должен задать ряд наводящих вопросов: какиетипы кристаллических решеток вам известны? чем отличаются кристаллическиерешетки металлов от решеток ионных кристаллов? зависят ли физические свойствакристаллов от особенностей их строения? почему кристаллы инертных газовлегкоплавки и летучи? как можно отличить ионный кристалл от атомного? почемуатомные кристаллы имеют высокую температуру плавления?
Этазадача относится к предшествующему виду межпредметных связей так как знанияполученные учениками на уроке химии в 9 классе используются при изучении физикив 10 классе. Данная задача относится к двустороннему (восстановительному) типусвязей, так как знания полученные на уроках химии восстанавливаются иобобщаются с помощью знаний полученных на уроках физики.
Следующеезадание может быть предложено на втором этапе. В ней осуществляется связьфизики с гуманитарными предметами, а именно с литературой.
Зачитываетсяотрывок из стихотворения, прозы или рассказа. Например:
Снежнаякоролева (сказка Х.-К. Андерсена).
«Раззимою, когда шел снежок, он вышел с большим зажигательным стеклом и подставилпод снег полу своей синей куртки.
— Погляди в стекло, Герда! — сказал он.
Каждаяснежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походилана роскошный цветок или десятиугольную звезду:
Видишь,как искусно сделано! — сказал Кай. — это куда интереснее настоящих цветов! Икакая точность! Ни единой не правильной линии».
Послеэтого задается вопрос: Бывают ли снежинки десятиугольной формы?
Важното, чтобы учащиеся не только ответили правильно на поставленный вопрос, а ещерассказали, какие ассоциации возникли и какие чувства испытали они во времячтения отрывка. Потому, что мысль писателя, выраженная художественно — глубоко,ярко и образно — оказывает сильное эмоциональное воздействие, надолгооткладывается в памяти. К тому же основной целью художественной литературыявляется воспитание человека, совершенствование его лучших качеств.
Следующеезадание может быть предложено на третьем этапе.
Приизучении строения кристаллических тел и особенностей кристаллических структурнеобходимо коснуться вопроса о выращивании кристаллов. В этом случае ушкольников неизменно возникает желание вырастить кристалл в домашних условиях,что полнее осуществимо, нужно только учителю обстоятельно рассказать, как этоможно сделать.
Привыполнении этого задания осуществляется связь между полученными знаниями иприменением этих знаний на практике.
Входе решения количественных задач осуществляется связь физики с математикой.Для того чтобы получить численный ответ при решении физических задач необходимознание и умение пользоваться математическими уравнениями, функциями, формулами,действиями и т. д. Важно, чтобы учитель физики пользовался теми же символами,что и учитель математики.
Дляконтроля теоретических знаний учащихся и умений решать задачи нами былапредложена контрольная работа, которая включала в себя задачи межпредметногосодержания.
Намибыло проведено педагогическое исследование, направленное на выявлениеэффективности осуществления межпредметных связей по теме 10 класса .
Исследованиепроводилось в 10 математическом классе Алтайского краевого педагогическоголицея г. Барнаула. В качестве контрольного был взят 10 физический класс того желицея.
Идеяэксперимента заключалась в том, что при использовании разработанных материаловв экспериментальном классе, произойдет повышение уровня знаний теоретическогоматериала темы и умений учащихся решать задачи, в сравнении с контрольнымклассом.
Количествоучащихся в обоих классах было одинаково — 14 человек.
Обучающийэксперимент заключался в применении материалов межпредметного содержания науроках физики. После этого для контроля знаний учащимся экспериментального иконтрольного классов была предложена контрольная работа. До обучающегоэксперимента эти классы находились примерно на одном уровне успеваемости.
Статистическаяобработка полученных данных позволила сделать следующий вывод: первоначальноепредположение о том, что при использовании разработанных материалов вэкспериментальном классе, произойдет активизация познавательной и мыслительнойдеятельности, и как следствие повысится успеваемость учащихся по даннойдисциплине, в сравнении с контрольным классом не лишено смысла.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.physfac.bspu.secna.ru/